МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные средства разработки Web-приложений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра информатики
Направление подготовки09.03.04. Программная инженерия
ПрофильРазработка программно-информационных систем
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_03_04_Программная инженерия_РПИС-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Лабораторные 28 28 28 28
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.-м.н., доцент , Козлов Д.Ю.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент , Пономарев И.В.

Рабочая программа дисциплины
Современные средства разработки Web-приложений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.04 Программная инженерия (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 920)

составлена на основании учебного плана:
09.03.04 Программная инженерия
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра информатики

Протокол от 29.06.2022 г. № 11
Срок действия программы: 2021-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.-м.н., доцент Козлов Д.Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра информатики

Протокол от 29.06.2022 г. № 11
Заведующий кафедрой к.ф.-м.н., доцент Козлов Д.Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является изучение современных направлений в веб-программировании: фреймворков (frameworks) для создания приложений, новейших технологий и инструментальных средств разработки веб-сайтов, а также современных СУБД для работы с данными сайтов

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 Способен разрабатывать техническую документацию на продукцию в сфере информационных технологий, выполнять разработку технических документов информационно-методического и маркетингового назначения, управлять технической информацией
ПК-4 Способен осуществлять научно-исследовательскую деятельность в области разработки программно-информационных систем
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1. Знает языки программирования.
ПК-2.1. Знает технические характеристики базовых ИС.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2. Умеет проектировать прикладные ИС.

ПК-2.2. Умеет настраивать и сопровождать работу ИС.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.3. Владеет навыками создания законченного программного продукта.

ПК-2.3. Имеет практический опыт эксплуатирования ИС.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Современные клиентские (Frontend) фреймворки для создания веб-приложений
1.1. Основное назначение фреймворков при создании веб-приложений. Разработка приложений, работающих на клиентской стороне браузера. Преимущества готовых к использованию решений. Обзор современных frontend фрейморков. Использование фреймворка клиентской части для ускорения написания кода клиентской части. Связь фронтенд-фреймворков с внешней частью приложения. Ответственность за внешний вид приложения. Лекции 6 4 ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.2. Основное назначение фреймворков при создании веб-приложений. Разработка приложений, работающих на клиентской стороне браузера. Преимущества готовых к использованию решений. Обзор современных frontend фрейморков. Использование фреймворка клиентской части для ускорения написания кода клиентской части. Связь фронтенд-фреймворков с внешней частью приложения. Ответственность за внешний вид приложения. Лабораторные 6 8 ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.3. Основное назначение фреймворков при создании веб-приложений. Разработка приложений, работающих на клиентской стороне браузера. Преимущества готовых к использованию решений. Обзор современных frontend фрейморков. Использование фреймворка клиентской части для ускорения написания кода клиентской части. Связь фронтенд-фреймворков с внешней частью приложения. Ответственность за внешний вид приложения. Сам. работа 6 20 ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л1.3
Раздел 2. Серверные (Backend) фреймворки создания сайтов
2.1. Связь серверных фреймворков с логикой приложения. Ответственность бэкенд-фреймворков за внутреннее устройство приложения, за критически важные части приложения, без которых оно не сможет нормально работать. Ограниченность серверных фреймворков в своей функциональности. Связь серверных фреймворков с базами данных приложений. Лекции 6 6 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3
2.2. Связь серверных фреймворков с логикой приложения. Ответственность бэкенд-фреймворков за внутреннее устройство приложения, за критически важные части приложения, без которых оно не сможет нормально работать. Ограниченность серверных фреймворков в своей функциональности. Связь серверных фреймворков с базами данных приложений. Лабораторные 6 10 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3
2.3. Связь серверных фреймворков с логикой приложения. Ответственность бэкенд-фреймворков за внутреннее устройство приложения, за критически важные части приложения, без которых оно не сможет нормально работать. Ограниченность серверных фреймворков в своей функциональности. Связь серверных фреймворков с базами данных приложений. Сам. работа 6 22 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3
Раздел 3. Использование возможностей серверных СУБД для работы с данными веб-приложений. Контейнеризация
3.1. Особенности работы с базами данных веб-сайтов, возможности современных серверных СУБД, работающих в сети Интернет. СУБД MySQL, MariaDB, SQLite и PostgreSQL. Особенности создания NoSQL баз данных, MongoDB. Контейнеризация приложений, Docker Лекции 6 4 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
3.2. Особенности работы с базами данных веб-сайтов, возможности современных серверных СУБД, работающих в сети Интернет. СУБД MySQL, MariaDB, SQLite и PostgreSQL. Особенности создания NoSQL баз данных, MongoDB. Контейнеризация приложений, Docker Лабораторные 6 10 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
3.3. Особенности работы с базами данных веб-сайтов, возможности современных серверных СУБД, работающих в сети Интернет. СУБД MySQL, MariaDB, SQLite и PostgreSQL. Особенности создания NoSQL баз данных, MongoDB. Контейнеризация приложений, Docker Сам. работа 6 24 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусматривается
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сафронов А. И., Котова. А. И. Проектирование типовой информационной системы управления с использованием технологии web-программирования на базе фреймворка Vue.js : учебно-методическое пособие : Москва : РУТ (МИИТ), 2019 e.lanbook.com
Л1.2 Заяц А. М., Васильев Н. П. Проектирование и разработка WEB-приложений. Введение в frontend и backend разработку на JavaScript и node.js : учебное пособие для вузов : Санкт-Петербург : Лань, 2021 e.lanbook.com
Л1.3 Розенталс Н. Изучаем Typescript 3 / перевод с английского Д. А. Беликова. : Москва : ДМК Пресс, 2019 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сейерс Э. Х., Милл А. Docker на практике / перевод с английского Д. А. Беликов.: Москва : ДМК Пресс, 2020 e.lanbook.com
Л2.2 Персиваль Г. Python. Разработка на основе тестирования. Повинуйся Билли-тестировщику, используя Django, Selenium и JavaScript / перевод с английского А. В. Логунов.: Москва : ДМК Пресс, 2018 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Web-фреймворк Flask: введение stepik.org
6.3. Перечень программного обеспечения
Visual Studio, Visual Studio Code
Microsoft Office
8-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/);
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Портал исследовательской деятельности учащихся (www.researcher.ru);
Российская национальная библиотека (http://www.nlr.ru:8101/ );
Научная библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова (http://uwh.lib.msu.su/
Электронная база данных ZBMATH: https://zbmath.org/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
202Л кабинет информатики (компьютерный класс) - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка HP - 14 единиц; мониторы: марка ASUS модель VS197DE - 14 единиц
204Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25
207Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на лабораторных занятиях, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для индивидуального выполнения или самостоятельного изучения.
Для подготовки к зачету используйте перечень примерных вопросов и заданий, предложенный в ФОС.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, лабораторных занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, лабораторном занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации.
- Продумайте свой ответ на зачете, его логику.