МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Программная инженерия информационных систем

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра информатики
Направление подготовки09.03.04. Программная инженерия
ПрофильРазработка программно-информационных систем
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план09_03_04_Программная инженерия_РПИС-2022
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 88
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6
курсовой проект: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 38 38 38 38
Сам. работа 88 88 88 88
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.ф.-м.н., доцент, Козлов Д.Ю.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Пономарев И.В.

Рабочая программа дисциплины
Программная инженерия информационных систем

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.04 Программная инженерия (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 920)

составлена на основании учебного плана:
09.03.04 Программная инженерия
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра информатики

Протокол от 29.06.2022 г. № 11
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Козлов Д.Ю., доцент, к.ф.-м.н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра информатики

Протокол от 29.06.2022 г. № 11
Заведующий кафедрой Козлов Д.Ю., доцент, к.ф.-м.н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.• Сформировать умения и навыки использования современных методик проектирования экономических ИС и средств их инструментальной поддержки;
• Сформировать умения использовать современные и проверенные на практике подходы, позволяющие автоматизировать создание сложных программных систем;
• Сформировать представление о проектировании информационных систем как формальном процессе, который можно изучать и совершенствовать;
• Расширить теоретическую и практическую базу для анализа предметной области, разработки состава и структуры информационных систем.
• Выбирать средства автоматизации проектирования и адаптации информационных систем и технологий к потребностям конкретного предприятия и/или организации;
• Определять и использовать типовые подходы к построению сложных информационных и программных систем;
• Организовывать работы по проектированию программных средств (ПС) и выполнению различных этапов процесса проектирования;
• Использовать при создания сложных ПС стандарты открытых систем и CASE-технологии;
• Проектировать, конструировать и отлаживать ПС в соответствии со стандартами и заданными критериями качества;
• Оформлять документацию на ИС и ПС;
• Оценивать технико-экономические показатели разработки ПС;
• Обеспечивать требуемую функциональность системы и адаптивность к изменяющимся условиям ее функционирования;
• Проектировать реализуемые в системе объекты данных;
• Проектировать ПС и средства интерфейса (экранные формы, отчеты), которые будут обеспечивать выполнение запросов к данным;
• Учитывать конкретные среды или технологии реализации проекта: топологии сети, конфигурации аппаратных средств, параллельной обработки, распределенной обработки данных и т.п.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способен создавать, развертывать, сопровождать и оптимизировать архитектуру программных средств и баз данных
ПК-4 Способен осуществлять научно-исследовательскую деятельность в области разработки программно-информационных систем
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.• методы и средства организации и управления проектом ИС на всех стадиях жизненного цикла;
• методы и средства оценки затрат проекта и экономической эффективности ИС;
• методологии проектирования; технологии, стандарты и средства проектирования ИС различных предметных областей; основные этапы проектирования ИС; модели жизненного цикла ИС.
3.2.Уметь:
3.2.1.• проводить анализ экономической предметной области, выявлять информационные потребности и разрабатывать требования к ИС в области экономики;
• разрабатывать концептуальную модель прикладной области, выбирать инструментальные средства и технологии проектирования ИС;
• проводить формализацию и реализацию решения прикладных задач;
• выполнять работы на всех стадиях жизненного цикла проекта ИС, оценивать качество и затраты проекта;
• осуществлять проектирование ИС от этапа постановки задачи до программной реализации;
• ориентироваться в методах и средствах, используемых для разработки ИС;
• определять эффективность выбираемых решений.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.• навыками работы с инструментальными средствами моделирования предметной области, прикладных и информационных процессов;
• разработки технологической документации; использования функциональных и технологических стандартов ИС в области экономики;
• работы с инструментальными средствами проектирования элементов ИС и системы в целом, управления проектами ИС;
• навыки использования основных методов проектирования ИС с использованием CASE-технологий.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предпроектное обследование предметной области
1.1. Анализ первичных документов. Анализ законодательства и управляющих документов. Интервьюирование. Анкетирование. Анализ штатного расписания. Исследование документов и отчетов предметной области. Формирование модели Лекции 6 2 ПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Разработка отчета и заявки на разработку АС Лабораторные 6 6 ПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Оформление отчета по теме Сам. работа 6 16 ПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Концепция проекта
2.1. Анализ требований. Разработка технического задания. Документ Видение. Предварительное специфицирование. Контекстное моделирование Лекции 6 2 ПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Разработка концепции ИС Лабораторные 6 6 ПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Оформление отчета по теме Сам. работа 6 16 ПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Системная архитектура проекта
3.1. Описательная модель предметной области; жизненный цикл; определение требований к системе; пользовательские представления; сбор и анализ требований пользователей; типы СУБД и моделей данных; проектирование базы данных; подходы к проектированию базы данных; моделирование данных; этапы проектирования базы данных; концептуальное проектирование: модель "сущность-связь"; расширенная модель "сущность-связь"; разработка приложений; рекомендации по проектированию пользовательского интерфейса; создание прототипов; реализация Лекции 6 4 ПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.2. Разработка эскизного проекта Лабораторные 6 8 ПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.3. Оформление отчета по теме Сам. работа 6 22 ПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Оценка затрат проекта
4.1. Экономическая оценка внедрения программного обеспечения Лекции 6 2 ПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.2. Бизнес-планирование. Операционная деятельность. Инвестиционная деятельность. Финансовая деятельность. Оценка эффективности инвестиций. Функционально- стоимостной анализ процессов. Оценка экономического внедрения программного обеспечения Лабораторные 6 8 ПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.3. Разработка ТЭО Сам. работа 6 6 ПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 5. Информационные технологии в управлении проектами
5.1. Сущность управления проектами. Основы технологии PERT. Модель проекта. Представление модели проекта в системах управления проектами Лекции 6 2 ПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.2. Самостоятельная работа с литературой по теме Сам. работа 6 4 ПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 6. Разработка сетевого графика проекта
6.1. Планирование проекта в системе управления проектами Лекции 6 2 ПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.2. Разработка календарного плана-графика проектных работ Лабораторные 6 4 ПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.3. Подготовка сетевого плана-графика проекта Сам. работа 6 6 ПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 7. Управление временем выполнения проекта
7.1. Управление временем выполнения проекта Лекции 6 1 ПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
7.2. Самостоятельная работа с литературой по теме Сам. работа 6 4 ПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 8. Управление отклонениями от плана и проектными рисками
8.1. Этапы управления отклонениями. Риски программных проектов и методология управления рисками в соответствии с PMBoK Лекции 6 1 ПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
8.2. Самостоятельная работа с литературой по теме Сам. работа 6 6 ПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 9. Завершение проекта
9.1. Важность грамотного завершения проекта. Как определить момент окончания проекта. Функция руководителя проекта на завершающем этапе. Процесс завершения проекта. Роспуск команды, работавшей над проектом. Закрытие банка данных проекта. Завершение работ. Завершающая проверка и подведение итогов проекта. Сохранение материалов, имеющих отношение к проекту. Постпроектная оценка Лекции 6 2 ПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
9.2. Подготовка документов, необходимых для успешного завершения проекта Лабораторные 6 6 ПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
9.3. Оформление отчета по теме Сам. работа 6 8 ПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Казанский А.А. ПРОГРАММИРОВАНИЕ НА VISUAL C# 2013. Учебное пособие для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Биллиг В. А. Основы программирования на С# 3.0: ядро языка: Учебная литература для ВУЗов Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Виссер Дж. Разработка обслуживаемых программ на языке С#: Самоучители и руководства Издательство "ДМК Пресс", 2017 e.lanbook.com
Л2.2 Трофимов В.В. - отв. ред. Алгоритмизация и программирование: Учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт, 2018 // ЭБС "Юрайт" www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Программная инженерия информационных систем" portal.edu.asu.ru
Э2 Microsoft Virtual Academy mva.microsoft.com
Э3 Применение ГОСТов при проектировании информационных систем pro-spo.ru
Э4 SWEBOK (рус.) sorlik.blogspot.com
6.3. Перечень программного обеспечения
IBM Rational Rhapsody Modeler
BizagiModeler, Bizagi Studio
Elma Community Edition
Visual Studio
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
107Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 18 посадочных мест; компьютеры: марка HP, модель ProOne 400 - 18 единиц; проектор: марка SMART, модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SMART Board модель SMB680 - 1 единица
202Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка HP - 14 единиц; мониторы: марка ASUS модель VS197DE - 14 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Главная задача курса — ознакомление с методологией современной программной инженерии; приобретение навыков проектирования, создания, тестирования и отладки программных продуктов с использованием современных средств разработки; изучение технологии использования визуальных средств программирования.
Для эффективного изучения теоретической части дисциплины необходимо:
- построить работу по освоению дисциплины в порядке, отвечающим изучению основных этапов, согласно приведенным темам лекционного материала;
- усвоить содержание ключевых понятий;
- работать с основной и дополнительной литературой по соответствующим темам.
Для эффективного изучения практической части дисциплины настоятельно рекомендуется:
- систематически осуществлять подготовку к лабораторным занятиям по предложенным преподавателем темам;
- своевременно выполнять практические задания (выполнение заданий является основой лабораторных занятий).