Закреплена за кафедрой | Кафедра вычислительной техники и электроники |
---|---|
Направление подготовки | 09.04.01. Информатика и вычислительная техника |
Профиль | Нейроинформационные технологии и робототехнические системы |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 09_04_01_Информатика и вычислительная техника_НТиРС-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 12 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Лабораторные | 36 | 36 | 36 | 36 |
Сам. работа | 75 | 75 | 75 | 75 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра вычислительной техники и электроники
Протокол от 14.06.2022 г. № 100/21-22
Заведующий кафедрой к.ф.-м.н., Пашнев Владимир Валентинович, доц., зав. кафедрой "Вычислительной техники и электроники"
1.1. | Формирование у будущих специалистов теоретических знаний и практических навыков по использованию, разработке и программированию автономных роботов для решения широкого спектра задач в различных областях науки, ВПК, производства. быта и т.д. Ознакомление студентов с основами сетецинтрических систем, искусственного интеллекта, систем управления и моделирования АР. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02 |
ОПК-7 | Способен адаптировать зарубежные комплексы обработки информации и автоматизированного проектирования к нуждам отечественных предприятий; |
ОПК-7.1 | Знает функциональные требования к прикладному программному обеспечению для решения актуальных задач предприятий отрасли, национальные стандарты обработки информации и автоматизированного проектирования. |
ОПК-7.2 | Умеет приводить зарубежные комплексы обработки информации в соответствие с национальными стандартами, интегрировать с отраслевыми информационными системами. |
ОПК-7.3 | Владеет навыками настройки интерфейса, разработки пользовательских шаблонов, подключения библиотек, добавления новых функций. |
ОПК-8 | Способен осуществлять эффективное управление разработкой программных средств и проектов. |
ОПК-8.1 | Знает методы и средства разработки программного обеспечения, методы управления проектами разработки программного обеспечения, способы организации проектных данных, нормативно-технические документы (стандарты и регламенты) по разработке программных средств и проектов. |
ОПК-8.2 | Умеет выбирать средства разработки, оценивать сложность проектов, планировать ресурсы, контролировать сроки выполнения и оценивать качество полученного результата. |
ОПК-8.3 | Владеет навыками разработки технического задания, составления планов, распределения задач, тестирования и оценки качества программных средств. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | -функциональные требования к прикладному программному обеспечению для решения актуальных задач предприятий отрасли, национальные стандарты обработки информации и автоматизированного проектирования. -методы и средства разработки программного обеспечения, методы управления проектами разработки программного обеспечения, способы организации проектных данных, нормативно-технические документы (стандарты и регламенты) по разработке программных средств и проектов. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | -приводить зарубежные комплексы обработки информации в соответствие с национальными стандартами, интегрировать с отраслевыми информационными системами. -выбирать средства разработки, оценивать сложность проектов, планировать ресурсы, контролировать сроки выполнения и оценивать качество полученного результата. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | -навыками настройки интерфейса, разработки пользовательских шаблонов, подключения библиотек, добавления новых функций. -навыками разработки технического задания, составления планов, распределения задач, тестирования и оценки качества программных средств. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретическое обучение | ||||||
1.1. | Понятие и организация автономных роботов. Основные узлы и системы АР. Архитектура вычислителей АР. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 | Л1.2, Л1.3, Л2.1 |
1.2. | Понятие автономного робота на современном этапе развития науки и техники. | Сам. работа | 3 | 10 | ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 | Л1.2, Л1.3, Л2.1 |
1.3. | Основные сенсоры АР. Подсистема основного и резервного питания АР. Подсистема движетелей АР.Основные алгоритмы управления АР. Обратная связь в управляющей системе АР. Дилемма АР: скорость реакции или низкое энергопотребление?Интерфейсы взаимодействия АР. Помехоустойчивость систем управления и связи. Живучесть. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 | Л1.2, Л1.3, Л2.1 |
1.4. | Перспективы развития автономных роботов в космической сфере. Перспективы и современные тенденции применения АР в ВПК.Использование АР в сетецентрической системе.АР как стимул развития искусственного интеллекта.Применение АР в условиях массового производства: достоинства и недостатки. | Сам. работа | 3 | 16 | ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 | Л1.2, Л1.3, Л2.1 |
1.5. | Искусственный интеллект, как средство обработки потока данных. ИИ, как средство принятия решений. Основные сферы применения АР. Направления развития АР и их систем управления. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 | Л1.2, Л1.3, Л2.1 |
1.6. | Влияние АР на развитие инженерных технологий и ИТ. | Сам. работа | 3 | 10 | Л1.2, Л1.3, Л2.1 | |
Раздел 2. Лабораторный практикум | ||||||
2.1. | Моделирование поведения автономного робота в программе робосимулятора «Robotis» | Лабораторные | 3 | 18 | ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Освоение принципов создания и обучения автономного робота в программе робосимулятора «Robotis». | Сам. работа | 3 | 12 | ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Моделирование системы машинного зрения и распознавания объектов на примере робототехнического комплекта «Robotis» | Лабораторные | 3 | 18 | ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 | Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Освоение принципов системы машинного зрения и распознавания объектов на примере робототехнического комплекта «Robotis» | Сам. работа | 3 | 27 | ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Экзамен | Экзамен | 3 | 27 | ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Задания закрытого типа 1.Что такое автономный робот? a) Робот выполняющий поставленные задачи, без участия человека. b) Робот выполняющий поставленные человеком задачи. c) Беспроводной робот. d) Робот на дистанционном управлении Ответ: a 2.При большом количестве роботов в группе как следует организовывать управление группой a) Децентрализованно b) Централизованно c) Случайным образом Ответ: a 3.Возможно ли реализовать автономного робота без сенсоров a) Нет b) Да c) Ответ: a 4.Сколько существует путей реализации ИИ для робота a) 3 b) 2 c) 1 d) 0 Ответ: a 5.Технического зрения может быть в невидимом диапазоне? a) Да b) Нет Ответ: a 6.Используется ли теория автоматического управления в современной робототехнике a) Да b) Нет c) Без неё возможно обойтись Ответ: a 7.В системах реального времени критичным к времени реакции, что следует выбирать a) Максимальная производительность b) Максимальная энергоэффективность c) Сбалансированный режим d) Точечная настройка Ответ: a 8.Статистический анализ относится к методам ИИ? a) Нет b) Да Ответ: a 9.Сколько элементов в ИИ Холст? a) 9 b) 1 c) 7 d) 6 Ответ: c 10.Существует ли робот Пони? a) Да b) Нет Ответ: a 11.Достигнут ли предел развития ИИ систем управления? a) Нет b) Да c) В данный момент невозможно определить Ответ: a 12. Сколько существует подходов к безопасной совместной работе робота с человеком? a) 7 b) 4 c) 2 Ответ: b. 13. Сколько существует путей создания ИИ? a) 4 b) 3 c) 2 Ответ: b. 14.Какие подгруппы имеют сенсорные системы, обслуживающие манипуляторы? a) Системы, входящие в контур управления движением b) Системы очувствления (техническое зрение) c) Системы очувствления (датчики усилий) d) Системы очувствления рабочего органа Ответ: a, b, c, d 15.Для обеспечения функционирования интеллектуального робота и выполнения определенных технологических операций используется искусственный интеллект (ИИ). Какие из перечисленных функции используются: a) Обработка сенсорной информации b) Оценка внешней ситуации c) Принятие адекватных решений по выбору целей поведения, планированию путей их достижения d) Реализация планов путем управления движением робота Ответ: a, b, c, d КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. Задания открытого типа 1. В каком году был окончательно сформирован стандарт “Industry 4.0”? Ответ: 2013 2. Андроид это _______. Закончите предложение. Ответ: Человекоподобный робот 3. Что за сенсорные системы соответствуют описанию? Сенсорные системы ... действия обеспечивают получение информации об объектах, расположенных в непосредственной близости от рабочего органа манипулятора или корпуса робота, т.е. на расстояниях, соизмеримых с их размерами. Ответ: Системы ближнего действия 4. Что за сенсорные системы соответствуют описанию? Такие бесконтактные устройства технически сложнее контактных, но позволяют роботу выполнять задание с большей скоростью, заранее выдавая информацию о различных объектах до соприкосновения с ними. Ответ: Системы ближнего действия 5.Что за сенсорные системы соответствуют описанию? Сенсорные системы ______________ действия применяются для очувствления рабочих органов манипуляторов и корпуса мобильных роботов. Они позволяют фиксировать контакт с объектами внешней среды, измерять усилия, возникающие в месте взаимодействия, определять проскальзывание объектов при их удержании захватным устройством. Ответ: Системы дальнего действия 6. Что за сенсорные системы соответствуют описанию? Сенсорные системы ______________ действия свойственна простота, но они накладывают существенные ограничения на динамику и, прежде всего, на быстродействие управления роботом. Ответ: Системы дальнего действия 7. Основным назначением систем технического зрения в роботах является __________________________________________________. Закончите предложение. Ответ: получение видеоинформации об объектах внешней среды с целью их обнаружения и идентификации. 8. С какого этапа началось развитие технических систем? Ответ: С появлением программного управления 9. Какие сенсорные системы могут размещаться как на роботе, так и вне его? Ответ: Дальнего и сверхдальнего действия 10. Какие основных преимущества по сравнению с непрерывной системой, дискретная система имеет? Ответ: Большая эффективность при использовании сложных алгоритмов управления. 11. Какая идет индустриальная эпоха? Ответ: 4 12. Верно ли утверждение? Автономные устройства имеют свой собственный искусственный интеллект. Ответ: Да 13. Верно ли утверждение? Под живучестью следует понимать совокупную надежность аппаратных и программных средств. Ответ: Да 14. Верно ли утверждение? Инструмент - это исполнительный механизм робота, который «захватывает предмет труда и целесообразно изменяет его», не манипулятор, манипулятор использует инструмент. Ответ: Да 15. Верно ли утверждение? Децентрализованное управление осуществляется от местных устройств управления, которые связываются между собой для совместной координации. Ответ: Нет 16. Верно ли утверждение? Искусственный интеллект -способность вычислительной машины моделировать процесс мышления за счет выполнения функций, которые обычно связывают с человеческим интеллектом. Ответ: Да 17. Правильное ли определение? Экспертная система – это компьютерная программа, которая моделирует рассуждения человека-эксперта в некоторой определенной области и использует для этого базу знаний, содержащую факты, правила об этой области и некоторую процедуру логического вывода. Ответ: Да 18. Верно ли утверждение? Рой — это многоагентная система в которой каждый агент знаком только с частью других агентов принадлежащих тому же рою. Ответ: Да 19. Интеллектуальный робот должен профессионально самоусовершенствоваться в процессе функционирования? Ответ: Да 20. Каким должно быть управление для шагающих машин? Ответ: Адаптивным КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ЗАДАНИЙ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
В приложении В ходе изучения дисциплины, студенты выполняют и сдают лабораторные работы и итоговый тест, содержащий двадцать теоретических вопросов. Время на тестирование 40 минут. Оценка выставляется по следующему правилу: ОЦЕНКА= ОЦЕНКА ПОЛУЧЕННАЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИТОГОВОГО ТЕСТА - 1 балл за каждую не выполненную лабораторную работу (всего 2 ЛР). На лабораторных занятиях студенту предлагаются методические указания к выполнению лабораторной работы по соответствующей теме, начиная с первой. Студент выполняет изучение теоретической части работы. Отвечает на вопросы к каждому разделу в рабочей тетради, выполняет предложенный практический пример, демонстрирует полученные знания и навыки преподавателю. Вопросы и практический пример представлены в методических указаниях к лабораторной работе. Далее студент выполняет задания лабораторной работы, после выполнения каждого задания показывает результат работы преподавателю, в виде алгоритма и блок-схемы алгоритма в рабочей тетради и исходного текста программы в среде разработки в режиме отладки и устно отвечает на вопросы преподавателя. После выполнения всех заданий лабораторной работы, студент подготавливает отчет, в котором должны быть представлены все выполненные задания по оформлению и в последовательности, соответствующей методическим указаниям, а также вывод по всей лабораторной работе. Каждое задание в отчете должно содержать: • постановку задачи (задание); • алгоритм (при наличии нескольких модулей – алгоритмы всех модулей дополнительно); • блок-схему алгоритма (при наличии нескольких модулей – блок-схемы алгоритмов всех модулей); • вывод с результатами по заданию. После подготовки полного печатного, скрепленного и вложенного в папку варианта пояснительной записки, ее проверки преподавателем, студенту выставляется оценка лабораторной работе в соответствии с представленными выше критериями оценивания практических заданий и ответов на вопросы. Работа считается выполненной полностью в случае, когда ее результаты соответствуют представленным выше критериям оценивания практических заданий и ответов на вопросы. После этого студент получает возможность начать выполнение следующей по списку лабораторной работы с получением соответствующих методических указаний. Зачет выставляется по результатам выполнения всех лабораторных работ. |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС СКПАР16102021.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Сырецкий Г.А. | Искусственный интеллект и основы теории интеллектуального управления: лабораторный практикум в 3 частях: практикум | Издательство НГТУ, 2016 | www.studentlibrary.ru |
Л1.2 | Егоров О.Д. | Конструирование механизмов роботов. Учебник.: учебник | Абрис, 2012 | www.studentlibrary.ru |
Л1.3 | Крамаренко Н.В. | Алгоритмы управления движениями точки и робота-манипулятора: учебное пособие | Издательство НГТУ, 2016 | www.studentlibrary.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Маров М.Я., Хантресс У.Т. | Советские роботы в Солнечной системе. Технологии и открытия: | Издательство "Физматлит", 2017 | e.lanbook.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | www.gpntb.ru/ Государственная публичная научно-техническая библиотека. | |||
Э2 | www.nlr.ru/ Российская национальная библиотека. | |||
Э3 | www.nns.ru/ Национальная электронная библиотека. | |||
Э4 | www.rsl.ru/ Российская государственная библиотека. | |||
Э5 | www.microinform.ru/ Учебный центр компьютерных технологий «Микроинформ». | |||
Э6 | www.tests.specialist.ru/ Центр компьютерного обучения МГТУ им. Н.Э.Баумана. | |||
Э7 | www.intuit.ru/ Образовательный сайт | |||
Э8 | www.window.edu.ru/ Библиотека учебной и методической литературы | |||
Э9 | www.osp.ru/ Журнал «Открытые системы» | |||
Э10 | www.ihtika.lib.ru/ Библиотека учебной и методической литературы | |||
Э11 | news.rea.ru/portal/Departments.nsf/(Index)/Lib Библиотека Российской экономической академии им. Плеханова. | |||
Э12 | Курс в Мудле Современные концепции построения автономных роботов | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
В компьютерном классе должны быть установлены средства MS Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader Visual Studio Условия использования: https://code.visualstudio.com/license Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
не требуется |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
208К | лаборатория метрологии и электроники - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доски меловые 1шт.; учебный стол-10 шт.; компьютеры: марка Aquarius модель Cel-2533 - 10 единиц; генератор GFG-8219A – 22 шт.; источник питания АТН-1023 – 25 шт.; микровольтметр ВМС-4; микровольтметр WMS-4; монитор 17"LCD Samsung 793 MB; мультиметр APPA-203 – 3 шт.; мультиметр APPA-207; осциллограф 211; осциллограф АСК-1052 – 8 шт.; осциллограф DS5152M; осциллограф АСК-1021 – 13 шт.;осциллограф-приставка двухканальный АСК-3116; паяльная станция АТР-1121 - 3 шт.; паяльная станция АТР-4302; принтер лазерный HP L J 1100; программное обеспечение АСК-3106-PO; стабилизатор 3218 - 2 шт.; учебный комплекс для проведения лабораторных работ по курсу " Микропроцессорные системы" |
209К | лаборатория схемотехники и микропроцессорных систем - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доски меловые 1шт. компьютеры: марка Aquarius модель Cel-2533 - 2 единицы; внутрисхемный программатор-отладчик PICkit 3 - 5шт.; компьютер Парус 945 - 13шт.; монитор 15"LG Flatron; монитор 17"Samsung 793 MB; набор PICkit 3; паяльная станция -5шт.; плата оценочная DEO-Nano - 8шт.;системный блок Celeron 2400$/ методические указания по выполнению лабораторных работ: Разработка микропроцессорных систем на базе микроконтроллера PIC16F84; Микроконтроллеры семейства MCS; Методы кодирования и сжатия информации |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
001вК | склад экспериментальной мастерской - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Акустический прибор 01021; виброизмеритель 00032; вольтметр Q1202 Э-500; вольтметр универсальный В7-34А; камера ВФУ -1; компьютер Турбо 86М; масспектрометр МРС -1; осциллограф ЕО -213- 2 ед.; осциллограф С1-91; осциллограф С7-19; программатор С-815; самописец 02060 – 2 ед.; стабилизатор 3218; терц-октавный фильтр 01023; шкаф вытяжной; шумомер 00026; анализатор АС-817; блок 23 Г-51; блок питания "Статрон" – 2 ед.; блок питания Ф 5075; вакуумный агрегат; весы; вольтметр VM -70; вольтметр В7-15; вольтметр В7-16; вольтметр ВУ-15; генератор Г-5-6А; генератор Г4-76А; генератор Г4-79; генератор Г5-48; датчик колебаний КВ -11/01; датчик колебаний КР -45/01; делитель Ф5093; измеритель ИМП -2; измеритель параметров Л2-12; интерферометр ИТ 51-30; источник "Агат" – 3 ед.; источник питания; источник питания 3222; источник питания ЭСВ -4; лабораторная установка для настройки газовых лазеров; лазер ЛГИ -21; М-кальк-р МК-44; М-калькул-р "Электроника"; магазин сопротивления Р4075; магазин сопротивления Р4077; микроскоп МБС -9; модулятор МДЕ; монохроматор СДМС -97; мост переменного тока Р5066; набор цветных стекол; насос вакумный; насос вакуумный ВН-01; осциллограф С1-31; осциллограф С1-67; осциллограф С1-70; осциллограф С1-81; осциллоскоп ЕО -174В – 2 ед.; пентакта L-100; пирометр "Промень"; пистонфон 05001; преобразователь В9-1; прибор УЗДН -2Т; скамья оптическая СО 1м; спектограф ДФС -452; спектограф ИСП -51; стабилизатор 1202; стабилизатор 3217 – 4 ед.; стабилизатор 3218; стабилизатор 3222 – 3 ед.; станок токарный ТВ-4; усилитель мощности ЛВ -103 – 4 ед.; усилитель У5-9; центрифуга ВЛ-15; частотомер Ч3-54А; шкаф металлический; эл.двигатель; электродинамический калибратор 11032 |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Не требуются |