МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные концепции построения автономных роботов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра вычислительной техники и электроники
Направление подготовки09.04.01. Информатика и вычислительная техника
ПрофильНейроинформационные технологии и робототехнические системы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план09_04_01_Информатика и вычислительная техника_НТиРС-2022
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 75
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 12
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Лабораторные 36 36 36 36
Сам. работа 75 75 75 75
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
старший преподаватель, Белозерских В.В.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Мансуров А.В.

Рабочая программа дисциплины
Современные концепции построения автономных роботов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 09.04.01 Информатика и вычислительная техника (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 918)

составлена на основании учебного плана:
09.04.01 Информатика и вычислительная техника
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра вычислительной техники и электроники

Протокол от 14.06.2022 г. № 100/21-22
Срок действия программы: 20222024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.-м.н., Пашнев Владимир Валентинович, доц., зав. кафедрой "Вычислительной техники и электроники"


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра вычислительной техники и электроники

Протокол от 14.06.2022 г. № 100/21-22
Заведующий кафедрой к.ф.-м.н., Пашнев Владимир Валентинович, доц., зав. кафедрой "Вычислительной техники и электроники"


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у будущих специалистов теоретических знаний и практических навыков по использованию, разработке и программированию автономных роботов для решения широкого спектра задач в различных областях науки, ВПК, производства. быта и т.д. Ознакомление студентов с основами сетецинтрических систем, искусственного интеллекта, систем управления и моделирования АР.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-7Способен адаптировать зарубежные комплексы обработки информации и автоматизированного проектирования к нуждам отечественных предприятий;
ОПК-7.1 Знает функциональные требования к прикладному программному обеспечению для решения актуальных задач предприятий отрасли, национальные стандарты обработки информации и автоматизированного проектирования.
ОПК-7.2 Умеет приводить зарубежные комплексы обработки информации в соответствие с национальными стандартами, интегрировать с отраслевыми информационными системами.
ОПК-7.3 Владеет навыками настройки интерфейса, разработки пользовательских шаблонов, подключения библиотек, добавления новых функций.
ОПК-8Способен осуществлять эффективное управление разработкой программных средств и проектов.
ОПК-8.1 Знает методы и средства разработки программного обеспечения, методы управления проектами разработки программного обеспечения, способы организации проектных данных, нормативно-технические документы (стандарты и регламенты) по разработке программных средств и проектов.
ОПК-8.2 Умеет выбирать средства разработки, оценивать сложность проектов, планировать ресурсы, контролировать сроки выполнения и оценивать качество полученного результата.
ОПК-8.3 Владеет навыками разработки технического задания, составления планов, распределения задач, тестирования и оценки качества программных средств.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-функциональные требования к прикладному программному обеспечению для решения актуальных задач предприятий отрасли, национальные стандарты обработки информации и автоматизированного проектирования.
-методы и средства разработки программного обеспечения, методы управления проектами разработки программного обеспечения, способы организации проектных данных, нормативно-технические документы (стандарты и регламенты) по разработке программных средств и проектов.
3.2.Уметь:
3.2.1.-приводить зарубежные комплексы обработки информации в соответствие с национальными стандартами, интегрировать с отраслевыми информационными системами.
-выбирать средства разработки, оценивать сложность проектов, планировать ресурсы, контролировать сроки выполнения и оценивать качество полученного результата.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-навыками настройки интерфейса, разработки пользовательских шаблонов, подключения библиотек, добавления новых функций.
-навыками разработки технического задания, составления планов, распределения задач, тестирования и оценки качества программных средств.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретическое обучение
1.1. Понятие и организация автономных роботов. Основные узлы и системы АР. Архитектура вычислителей АР. Лекции 3 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.2. Понятие автономного робота на современном этапе развития науки и техники. Сам. работа 3 10 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.3. Основные сенсоры АР. Подсистема основного и резервного питания АР. Подсистема движетелей АР.Основные алгоритмы управления АР. Обратная связь в управляющей системе АР. Дилемма АР: скорость реакции или низкое энергопотребление?Интерфейсы взаимодействия АР. Помехоустойчивость систем управления и связи. Живучесть. Лекции 3 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.4. Перспективы развития автономных роботов в космической сфере. Перспективы и современные тенденции применения АР в ВПК.Использование АР в сетецентрической системе.АР как стимул развития искусственного интеллекта.Применение АР в условиях массового производства: достоинства и недостатки. Сам. работа 3 16 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.5. Искусственный интеллект, как средство обработки потока данных. ИИ, как средство принятия решений. Основные сферы применения АР. Направления развития АР и их систем управления. Лекции 3 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.6. Влияние АР на развитие инженерных технологий и ИТ. Сам. работа 3 10 Л1.2, Л1.3, Л2.1
Раздел 2. Лабораторный практикум
2.1. Моделирование поведения автономного робота в программе робосимулятора «Robotis» Лабораторные 3 18 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л1.1, Л2.1
2.2. Освоение принципов создания и обучения автономного робота в программе робосимулятора «Robotis». Сам. работа 3 12 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Моделирование системы машинного зрения и распознавания объектов на примере робототехнического комплекта «Robotis» Лабораторные 3 18 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л1.1, Л2.1
2.4. Освоение принципов системы машинного зрения и распознавания объектов на примере робототехнического комплекта «Robotis» Сам. работа 3 27 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Экзамен Экзамен 3 27 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Задания закрытого типа
1.Что такое автономный робот?
a) Робот выполняющий поставленные задачи, без участия человека.
b) Робот выполняющий поставленные человеком задачи.
c) Беспроводной робот.
d) Робот на дистанционном управлении
Ответ: a
2.При большом количестве роботов в группе как следует организовывать управление группой
a) Децентрализованно
b) Централизованно
c) Случайным образом
Ответ: a
3.Возможно ли реализовать автономного робота без сенсоров
a) Нет
b) Да
c) Ответ: a
4.Сколько существует путей реализации ИИ для робота
a) 3
b) 2
c) 1
d) 0
Ответ: a
5.Технического зрения может быть в невидимом диапазоне?
a) Да
b) Нет
Ответ: a
6.Используется ли теория автоматического управления в современной робототехнике
a) Да
b) Нет
c) Без неё возможно обойтись
Ответ: a
7.В системах реального времени критичным к времени реакции, что следует выбирать
a) Максимальная производительность
b) Максимальная энергоэффективность
c) Сбалансированный режим
d) Точечная настройка
Ответ: a
8.Статистический анализ относится к методам ИИ?
a) Нет
b) Да
Ответ: a
9.Сколько элементов в ИИ Холст?
a) 9
b) 1
c) 7
d) 6
Ответ: c
10.Существует ли робот Пони?
a) Да
b) Нет
Ответ: a
11.Достигнут ли предел развития ИИ систем управления?
a) Нет
b) Да
c) В данный момент невозможно определить
Ответ: a
12. Сколько существует подходов к безопасной совместной работе робота с человеком?
a) 7
b) 4
c) 2
Ответ: b.
13. Сколько существует путей создания ИИ?
a) 4
b) 3
c) 2
Ответ: b.
14.Какие подгруппы имеют сенсорные системы, обслуживающие манипуляторы?
a) Системы, входящие в контур управления движением
b) Системы очувствления (техническое зрение)
c) Системы очувствления (датчики усилий)
d) Системы очувствления рабочего органа
Ответ: a, b, c, d
15.Для обеспечения функционирования интеллектуального робота и выполнения определенных технологических операций используется искусственный интеллект (ИИ).
Какие из перечисленных функции используются:
a) Обработка сенсорной информации
b) Оценка внешней ситуации
c) Принятие адекватных решений по выбору целей поведения, планированию путей их достижения
d) Реализация планов путем управления движением робота
Ответ: a, b, c, d
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
Задания открытого типа
1. В каком году был окончательно сформирован стандарт “Industry 4.0”?
Ответ: 2013
2. Андроид это _______. Закончите предложение.
Ответ: Человекоподобный робот
3. Что за сенсорные системы соответствуют описанию? Сенсорные системы ... действия обеспечивают получение информации об объектах, расположенных в непосредственной близости от рабочего органа манипулятора или корпуса робота, т.е. на расстояниях, соизмеримых с их размерами.
Ответ: Системы ближнего действия
4. Что за сенсорные системы соответствуют описанию? Такие бесконтактные устройства технически сложнее контактных, но позволяют роботу выполнять задание с большей скоростью, заранее выдавая информацию о различных объектах до соприкосновения с ними.
Ответ: Системы ближнего действия
5.Что за сенсорные системы соответствуют описанию? Сенсорные системы ______________ действия применяются для очувствления рабочих органов манипуляторов и корпуса мобильных роботов. Они позволяют фиксировать контакт с объектами внешней среды, измерять усилия, возникающие в месте взаимодействия, определять проскальзывание объектов при их удержании захватным устройством.
Ответ: Системы дальнего действия
6. Что за сенсорные системы соответствуют описанию? Сенсорные системы ______________ действия свойственна простота, но они накладывают существенные ограничения на динамику и, прежде всего, на быстродействие управления роботом.
Ответ: Системы дальнего действия
7. Основным назначением систем технического зрения в роботах является __________________________________________________. Закончите предложение.
Ответ: получение видеоинформации об объектах внешней среды с целью их обнаружения и идентификации.
8. С какого этапа началось развитие технических систем?
Ответ: С появлением программного управления
9. Какие сенсорные системы могут размещаться как на роботе, так и вне его?
Ответ: Дальнего и сверхдальнего действия
10. Какие основных преимущества по сравнению с непрерывной системой, дискретная система имеет?
Ответ: Большая эффективность при использовании сложных алгоритмов управления.
11. Какая идет индустриальная эпоха?
Ответ: 4
12. Верно ли утверждение? Автономные устройства имеют свой собственный искусственный интеллект.
Ответ: Да
13. Верно ли утверждение? Под живучестью следует понимать совокупную надежность аппаратных и программных средств.
Ответ: Да
14. Верно ли утверждение? Инструмент - это исполнительный механизм робота, который «захватывает предмет труда и целесообразно изменяет его», не манипулятор, манипулятор использует инструмент.
Ответ: Да
15. Верно ли утверждение? Децентрализованное управление осуществляется от местных устройств управления, которые связываются между собой для совместной координации.
Ответ: Нет
16. Верно ли утверждение? Искусственный интеллект -способность вычислительной машины моделировать процесс мышления за счет выполнения функций, которые обычно связывают с человеческим интеллектом.
Ответ: Да
17. Правильное ли определение? Экспертная система – это компьютерная программа, которая моделирует рассуждения человека-эксперта в некоторой определенной области и использует для этого базу знаний, содержащую факты, правила об этой области и некоторую процедуру логического вывода.
Ответ: Да
18. Верно ли утверждение? Рой — это многоагентная система в которой каждый агент знаком только с частью других агентов принадлежащих тому же рою.
Ответ: Да
19. Интеллектуальный робот должен профессионально самоусовершенствоваться в процессе функционирования?
Ответ: Да
20. Каким должно быть управление для шагающих машин?
Ответ: Адаптивным
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ЗАДАНИЙ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
В приложении

В ходе изучения дисциплины, студенты выполняют и сдают лабораторные работы и итоговый тест, содержащий двадцать теоретических вопросов. Время на тестирование 40 минут. Оценка выставляется по следующему правилу: ОЦЕНКА= ОЦЕНКА ПОЛУЧЕННАЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИТОГОВОГО ТЕСТА - 1 балл за каждую не выполненную лабораторную работу (всего 2 ЛР).
На лабораторных занятиях студенту предлагаются методические указания к выполнению лабораторной работы по соответствующей теме, начиная с первой. Студент выполняет изучение теоретической части работы. Отвечает на вопросы к каждому разделу в рабочей тетради, выполняет предложенный практический пример, демонстрирует полученные знания и навыки преподавателю. Вопросы и практический пример представлены в методических указаниях к лабораторной работе. Далее студент выполняет задания лабораторной работы, после выполнения каждого задания показывает результат работы преподавателю, в виде алгоритма и блок-схемы алгоритма в рабочей тетради и исходного текста программы в среде разработки в режиме отладки и устно отвечает на вопросы преподавателя. После выполнения всех заданий лабораторной работы, студент подготавливает отчет, в котором должны быть представлены все выполненные задания по оформлению и в последовательности, соответствующей методическим указаниям, а также вывод по всей лабораторной работе. Каждое задание в отчете должно содержать:
• постановку задачи (задание);
• алгоритм (при наличии нескольких модулей – алгоритмы всех модулей дополнительно);
• блок-схему алгоритма (при наличии нескольких модулей – блок-схемы алгоритмов всех модулей);
• вывод с результатами по заданию.
После подготовки полного печатного, скрепленного и вложенного в папку варианта пояснительной записки, ее проверки преподавателем, студенту выставляется оценка лабораторной работе в соответствии с представленными выше критериями оценивания практических заданий и ответов на вопросы.
Работа считается выполненной полностью в случае, когда ее результаты соответствуют представленным выше критериям оценивания практических заданий и ответов на вопросы. После этого студент получает возможность начать выполнение следующей по списку лабораторной работы с получением соответствующих методических указаний.
Зачет выставляется по результатам выполнения всех лабораторных работ.
Приложения
Приложение 1.   ФОС СКПАР16102021.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сырецкий Г.А. Искусственный интеллект и основы теории интеллектуального управления: лабораторный практикум в 3 частях: практикум Издательство НГТУ, 2016 www.studentlibrary.ru
Л1.2 Егоров О.Д. Конструирование механизмов роботов. Учебник.: учебник Абрис, 2012 www.studentlibrary.ru
Л1.3 Крамаренко Н.В. Алгоритмы управления движениями точки и робота-манипулятора: учебное пособие Издательство НГТУ, 2016 www.studentlibrary.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Маров М.Я., Хантресс У.Т. Советские роботы в Солнечной системе. Технологии и открытия: Издательство "Физматлит", 2017 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.gpntb.ru/ Государственная публичная научно-техническая библиотека.
Э2 www.nlr.ru/ Российская национальная библиотека.
Э3 www.nns.ru/ Национальная электронная библиотека.
Э4 www.rsl.ru/ Российская государственная библиотека.
Э5 www.microinform.ru/ Учебный центр компьютерных технологий «Микроинформ».
Э6 www.tests.specialist.ru/ Центр компьютерного обучения МГТУ им. Н.Э.Баумана.
Э7 www.intuit.ru/ Образовательный сайт
Э8 www.window.edu.ru/ Библиотека учебной и методической литературы
Э9 www.osp.ru/ Журнал «Открытые системы»
Э10 www.ihtika.lib.ru/ Библиотека учебной и методической литературы
Э11 news.rea.ru/portal/Departments.nsf/(Index)/Lib Библиотека Российской экономической академии им. Плеханова.
Э12 Курс в Мудле Современные концепции построения автономных роботов portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
В компьютерном классе должны быть установлены средства MS Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Visual Studio
Условия использования: https://code.visualstudio.com/license
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
не требуется

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
208К лаборатория метрологии и электроники - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доски меловые 1шт.; учебный стол-10 шт.; компьютеры: марка Aquarius модель Cel-2533 - 10 единиц; генератор GFG-8219A – 22 шт.; источник питания АТН-1023 – 25 шт.; микровольтметр ВМС-4; микровольтметр WMS-4; монитор 17"LCD Samsung 793 MB; мультиметр APPA-203 – 3 шт.; мультиметр APPA-207; осциллограф 211; осциллограф АСК-1052 – 8 шт.; осциллограф DS5152M; осциллограф АСК-1021 – 13 шт.;осциллограф-приставка двухканальный АСК-3116; паяльная станция АТР-1121 - 3 шт.; паяльная станция АТР-4302; принтер лазерный HP L J 1100; программное обеспечение АСК-3106-PO; стабилизатор 3218 - 2 шт.; учебный комплекс для проведения лабораторных работ по курсу " Микропроцессорные системы"
209К лаборатория схемотехники и микропроцессорных систем - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доски меловые 1шт. компьютеры: марка Aquarius модель Cel-2533 - 2 единицы; внутрисхемный программатор-отладчик PICkit 3 - 5шт.; компьютер Парус 945 - 13шт.; монитор 15"LG Flatron; монитор 17"Samsung 793 MB; набор PICkit 3; паяльная станция -5шт.; плата оценочная DEO-Nano - 8шт.;системный блок Celeron 2400$/ методические указания по выполнению лабораторных работ: Разработка микропроцессорных систем на базе микроконтроллера PIC16F84; Микроконтроллеры семейства MCS; Методы кодирования и сжатия информации
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
001вК склад экспериментальной мастерской - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Акустический прибор 01021; виброизмеритель 00032; вольтметр Q1202 Э-500; вольтметр универсальный В7-34А; камера ВФУ -1; компьютер Турбо 86М; масспектрометр МРС -1; осциллограф ЕО -213- 2 ед.; осциллограф С1-91; осциллограф С7-19; программатор С-815; самописец 02060 – 2 ед.; стабилизатор 3218; терц-октавный фильтр 01023; шкаф вытяжной; шумомер 00026; анализатор АС-817; блок 23 Г-51; блок питания "Статрон" – 2 ед.; блок питания Ф 5075; вакуумный агрегат; весы; вольтметр VM -70; вольтметр В7-15; вольтметр В7-16; вольтметр ВУ-15; генератор Г-5-6А; генератор Г4-76А; генератор Г4-79; генератор Г5-48; датчик колебаний КВ -11/01; датчик колебаний КР -45/01; делитель Ф5093; измеритель ИМП -2; измеритель параметров Л2-12; интерферометр ИТ 51-30; источник "Агат" – 3 ед.; источник питания; источник питания 3222; источник питания ЭСВ -4; лабораторная установка для настройки газовых лазеров; лазер ЛГИ -21; М-кальк-р МК-44; М-калькул-р "Электроника"; магазин сопротивления Р4075; магазин сопротивления Р4077; микроскоп МБС -9; модулятор МДЕ; монохроматор СДМС -97; мост переменного тока Р5066; набор цветных стекол; насос вакумный; насос вакуумный ВН-01; осциллограф С1-31; осциллограф С1-67; осциллограф С1-70; осциллограф С1-81; осциллоскоп ЕО -174В – 2 ед.; пентакта L-100; пирометр "Промень"; пистонфон 05001; преобразователь В9-1; прибор УЗДН -2Т; скамья оптическая СО 1м; спектограф ДФС -452; спектограф ИСП -51; стабилизатор 1202; стабилизатор 3217 – 4 ед.; стабилизатор 3218; стабилизатор 3222 – 3 ед.; станок токарный ТВ-4; усилитель мощности ЛВ -103 – 4 ед.; усилитель У5-9; центрифуга ВЛ-15; частотомер Ч3-54А; шкаф металлический; эл.двигатель; электродинамический калибратор 11032
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Не требуются