МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Командообразование и лидерские навыки

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки09.04.01. Информатика и вычислительная техника
ПрофильНейроинформационные технологии и робототехнические системы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_04_01_Информатика и вычислительная техника_НТиРС-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Ануфриева Ирина Юрьевна;к.э.н., зав. каф., доцент, Рудакова Оксана Юрьевна

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Петрова Людмила Ивановна

Рабочая программа дисциплины
Командообразование и лидерские навыки

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 09.04.01 Информатика и вычислительная техника (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 918)

составлена на основании учебного плана:
09.04.01 Информатика и вычислительная техника
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 27.05.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.э.н., доцент Рудакова Оксана Юрьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 27.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой к.э.н., доцент Рудакова Оксана Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.дать комплексные знания о командообразовании и лидерстве, сформировать умения и навыки эффективного применения полученных знаний на практике.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-3 Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
УК-6 Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретико-методологические правила командной работы; необходимые условия для эффективной командной работы;
основы проведения самоанализа и самооценки, и саморазвития (в том числе здоровьесбережение) и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки определяет направления повышения личной эффективности в профессиональной деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.планировать командную работу, распределяет поручения и делегирует полномочия членам команды; организует обсуждение разных идей и мнений; прогнозирует результаты действий; вырабатывает командную стратегию для достижения поставленной цели;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию развития; планировать свою профессионально-образовательную деятельность; критически оценивать эффективность использования времени и других ресурсов при решении поставленных задач;
применять разнообразные способы, приемы техники самообразования и самовоспитания.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками деятельности по организации и руководству работой команды для достижения поставленной цели;
навыками эффективного целеполагания; приемами саморегуляции, регуляции поведения в сложных, стрессовых ситуациях.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Командообразование
1.1. Команда как особый тип организации: сущность, миссия. Виды команд. Лекции 1 2 УК-3, УК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Команда как особый тип организации: сущность, миссия. Виды команд. Практические 1 1 УК-3, УК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Команда как особый тип организации: сущность, миссия. Виды команд. Сам. работа 1 4 УК-3, УК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.4. Теоретико-методологические подходы к командообразованию Лекции 1 2 УК-3, УК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.5. Теоретико-методологические подходы к командообразованию Практические 1 1 УК-3, УК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.6. Теоретико-методологические подходы к командообразованию Сам. работа 1 4 УК-3, УК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.7. Структура команды. Классификация ролей в команде. Лекции 1 2 УК-3, УК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.8. Структура команды. Классификация ролей в команде. Практические 1 2 УК-3, УК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.9. Структура команды. Классификация ролей в команде. Сам. работа 1 8 УК-3, УК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Лидер в современном обществе.
2.1. Ролевые функции и характеристики лидера Лекции 1 2 УК-3, УК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Ролевые функции и характеристики лидера Практические 1 1 УК-3, УК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Ролевые функции и характеристики лидера Сам. работа 1 8 УК-3, УК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.4. Личностный ресурс и основные компетенции в реализации лидерской позиции Лекции 1 2 УК-3, УК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.5. Личностный ресурс и основные компетенции в реализации лидерской позиции Практические 1 1 УК-3, УК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.6. Личностный ресурс и основные компетенции в реализации лидерской позиции Сам. работа 1 8 УК-3, УК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Управление командой. Эффективность работы команды
3.1. Управление командой в системе управления персоналом Лекции 1 2 УК-3, УК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.2. Управление командой в системе управления персоналом Практические 1 2 УК-3, УК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.3. Управление командой в системе управления персоналом Сам. работа 1 8 УК-3, УК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.4. Формирование и развитие команды Лекции 1 2 УК-3, УК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.5. Формирование и развитие команды Практические 1 2 УК-3, УК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.6. Формирование и развитие команды Сам. работа 1 8 УК-3, УК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.7. Организация работы команды: стратегические и операционные аспекты Лекции 1 2 УК-3, УК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.8. Организация работы команды: стратегические и операционные аспекты Практические 1 2 УК-3, УК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.9. Организация работы команды: стратегические и операционные аспекты Сам. работа 1 8 УК-3, УК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.10. Профориентация, адаптация и развитие членов команды Лекции 1 2 УК-3, УК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.11. Профориентация, адаптация и развитие членов команды Практические 1 2 УК-3, УК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.12. Профориентация, адаптация и развитие членов команды Сам. работа 1 8 УК-3, УК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.13. Мотивация, стимулирование и оплата индивидуального и командного труда Лекции 1 2 УК-3, УК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.14. Мотивация, стимулирование и оплата индивидуального и командного труда Практические 1 2 УК-3, УК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.15. Мотивация, стимулирование и оплата индивидуального и командного труда Сам. работа 1 8 УК-3, УК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См.Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ридецкая О.Г. Эффективное лидерство. Хрестоматия. Учебно-методический комплекс : Университетская библиотека online М.: Директ-Медия, 2012 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117872
Л1.2 Басманова, Н.И. Тренинг командообразования : учебное пособие Технологический университет. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, , 2019 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дейнека, А.В.; Беспалько В.А. Управление человеческими ресурсами: учебник Москва : Дашков и К°, 2022 biblioclub.ru
Л2.2 Камнева, Е.В. Тренинг командообразования и групповой работы: : учебник для магистратуры Москва : Прометей, 2019 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Командообразование и лидерские навыки portal.edu.asu.ru
Э2 База данных по российским компаниям www.fira.ru
Э3 Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент» www.ecsocman.edu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных Гарант , КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/.
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.