МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Проектная деятельность

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки09.04.03. Прикладная информатика
ПрофильАнализ данных и разработка цифровых медиа
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план09_04_03_Прикладная информатика_АДРЦМ-2022
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 50
самостоятельная работа 130
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 130 130 130 130
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.и.н., Доцент, Неженцева Н.В.

Рецензент(ы):
д.и.н., Профессор, Владимиров В.Н.

Рабочая программа дисциплины
Проектная деятельность

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 09.04.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 916)

составлена на основании учебного плана:
09.04.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Демчик Евгения Валентиновна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Демчик Евгения Валентиновна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.освоение методик и технологий проектной деятельности, включая проектирование исследований, связанных с областью профессиональной деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-7Способен использовать методы научных исследований и математического моделирования в области проектирования и управления информационными системами;
ОПК-7.1 Знает методы научных исследований и математического моделирования в области проектирования и управления информационными системами
ОПК-7.2 Способен использовать методы научных исследований и математического моделирования в области проектирования информационных систем
ПК-3Способен проектировать цифровые медиа-ресурсы в области сохранения и репрезентации историко-культурного наследия
ПК-3.1 Знает основные способы проектирования гуманитарных цифровых медиаресурсов
ПК-3.2 Умеет создавать структуру и содержание гуманитарных цифровых медиаресурсов
ПК-3.3 Владеет навыками проектирования элементов гуманитарных цифровых медиаресурсов
ПК-4Способен внедрять гуманитарные цифровые медиа-ресурсы в области сохранения и репрезентации историко-культурного наследия
ПК-4.1 Знает основные подходы и эффективные способы внедрения гуманитарных цифровых медиаресурсов
ПК-4.2 Умеет обосновывать необходимость внедрения гуманитарных цифровых медиаресурсов
ПК-4.3 Владеет навыками внедрения гуманитарных цифровых медиаресурсов
УК-2Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
УК-2.1 Знает требования, предъявляемые к проектной работе; методы представления и описания результатов проектной деятельности; критерии и параметры оценки результатов выполнения проекта
УК-2.2 Формирует план-график реализации проекта в целом и план контроля его выполнения; организовывает и координирует работу участников проекта; представляет результаты проекта в различных формах
УК-2.3 Владеет навыками осуществления деятельности по управлению проектом на всех этапах его жизненного цикла
УК-3Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
УК-3.1 Знает правила командной работы, необходимые условия для эффективной командной работы
УК-3.2 Планирует командную работу, распределяет поручения и делегирует полномочия членам команды; организует обсуждение разных идей и мнений; прогнозирует результаты действий; вырабатывает командную стратегию для достижения поставленной цели
УК-3.3 Осуществляет деятельность по организации и руководству работой команды для достижения поставленной цели
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.принципы и методы проектирования;
структуру проекта;
этапы проектной деятельности;
жизненный цикл проекта
3.2.Уметь:
3.2.1.создавать проект;
управлять проектом.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками проектной деятельности в своей профессиональной области

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы проектной деятельности
1.1. Теоретические основы проектной деятельности. Обзор проектов в области цифровой гуманитаристики и исторической информатики. Лекции 2 6 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.1
1.2. Теоретические основы проектной деятельности Практические 2 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.1
1.3. Теоретические основы проектной деятельности Сам. работа 2 30 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.1
Раздел 2. Содержание и этапы проектной деятельности
2.1. Жизненный цикл проекта. Этапы проектной деятельности Лекции 2 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.1
2.2. Обеспечение проектной деятельности Лекции 2 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.1
2.3. Жизненный цикл проекта. Этапы проектной деятельности Практические 2 6 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.1
2.4. Обеспечение проектной деятельности Практические 2 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.1
2.5. Жизненный цикл проекта. Этапы проектной деятельности Сам. работа 2 50 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.1
Раздел 3. Организация проектной деятельности. Управление проектом.
3.1. Организация проектной деятельности Лекции 2 6 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.1
3.2. Организация проектной деятельности Практические 2 10 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.1
3.3. Управление проектом. Тайминг проекта. Практические 2 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.1
3.4. Представление результатов проектной деятельности Практические 2 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.1
3.5. Организация проектной деятельности. Управление проектом. Сам. работа 2 50 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн- курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10399
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-2: Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Реализация проекта – это:
а. Создание условий, требующихся для выполнения проекта за нормативный период.
б. Наблюдение, регулирование и анализ прогресса проекта.
в. Комплексное выполнение всех описанных в проекте действий, которые направлены на достижение его целей.
Ответ: в
Вопрос 2. Что из перечисленного не является преимуществом проектной организационной структуры?
а. Объединение людей и оборудования происходит через проекты
б. Командная работа и чувство сопричастности
в. Сокращение линий коммуникации
Ответ: а
Вопрос 3. Что включают в себя процессы организации и проведения контроля качества проекта?
а. Проверку соответствия уже полученных результатов заданным требованиям
б. Составление перечня недоработок и отклонений
в. Промежуточный и итоговый контроль качества с составлением отчетов
Ответ: в.
Вопрос 4. Какой метод можно отнести к творческим методам проектирования?
а. эвристическое комбинирование
б. инверсия
в. мозговая осада
г. мозговая атака
Ответ: а
Вопрос 5. К внутриведомственным проектам можно отнести…
а. Интерактивная карта «Памятники архитектуры»
б. Школа реставраторов
в. Виртуальный музей
д. Мастер-класс для клуба «Юный программист»
Ответ: а
Вопрос 6. К образовательным проектам в сфере сохранения объектов наследия относятся:
а. Организация обучения по новым направлениям деятельности в сфере охраны объектов наследия, в нестандартных условиях;
б. Создание позитивного имиджа некоторой структуры либо деятельности в сфере охраны объектов наследия, историко-культурный брендинг региона;
в. Выполнение исследовательских работ в интересах изучения, учета и хранения коллекций и памятников;
Ответ: а.
Вопрос 7. Проект – организационный механизм может быть реализован в следующих направлениях:
а. комплекс электронных документов
б. новый ресурс для целевой группы
в. создание видеоархива «Памятники истории и культуры региона»
Ответ: б
Вопрос 8. ___________ проекта – это связь проекта с текущим моментом, отражение общественно-политических задач, поставленных на федеральном, региональном либо местном уровнях:
а. Актуальность
б. Цель
в. Задача
г. Концепция
Ответ: а.
Вопрос 9. К задачам исследовательского проекта относят:
а. Шаги, которые необходимо сделать для достижения цели;
б. Цели проекта;
в. Результат проекта
г. Путь создания проектной папки.
Ответ: а.
Вопрос 10. Основное правило для презентации:
а. 1 слайд – 1 идея.
б. 1 слайд – 2 идеи
в. 1 слайд – 4 идеи
Ответ: а
Вопрос 11. Репетиция презентации, которая позволяет осуществить проверку и коррекцию подготовленного материала и определить его соответствие содержанию доклада – ___________:
а. этап конструирования
б. этап подготовки.
в. этап моделирования
Ответ: в.
Вопрос 12. Эффективность применения презентации зависит от четкости и продуманности ее структуры. Для построения структуры презентации следует использовать классический принцип
а. декомпозиции решения задачи
б. композиции задачи;
Ответ: а.
Вопрос 13. Прочитайте внимательно каждое суждение. Выберите верные суждения.
а. В презентации проекта необходимо указывать источники.
б. MS PowerPoint – программа для создания текстовых документов.
в. Гипотеза – это предположение или догадка, утверждение, не предполагающее доказательство.
г. Цель проекта – это конечный результата, которого вы бы хотели достичь при завершении.
Ответ: г
Вопрос 14. Российская некоммерческая организация, созданная в целях финансовой и организационной поддержки фундаментальных и поисковых научных исследований, подготовки научных кадров, развития научных коллективов, занимающих лидирующие позиции в определённой области науки – это …
а. Российский научный фонд
б. Российский гуманитарный фонд
в. Российский фонд научных инициатив
Ответ: а
Вопрос 15. По срокам реализации выделяют проекты
а. краткосрочные, средние и долгосрочные
б. короткие и длинные
в. годовые и месячные
Ответ: а
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. _________ – проекты, которые реализуется в рамках одной области знания и деятельности. Вставьте пропущенное слово
Ответ: монопроекты.
2. Перечислите четыре метода проектирования, которые связаны с пересмотром постановки задач.
Ответ: «наводящая задача-аналог»; «изменение формулировки задач»; «перечень недостатков»; «свободное выражение функции».
3. Российская некоммерческая организация, созданная в целях финансовой и организационной поддержки фундаментальных и поисковых научных исследований, подготовки научных кадров, развития научных коллективов, занимающих лидирующие позиции в определённой области науки – это …
Ответ: Российский научный фонд.
4. Какие решения излагаются при создании исследовательских проектов?
Ответ: научно обоснованные технические, экономические или и технологические решения.
5. Определите особенности прикладного проекта в области охраны объектов наследия.
Ответ: Непосредственное решение реальной прикладной задачи и получение значимого результата.
6. ___________ – изложение материала от общего к частному. Докладчик вначале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах и фактах. Этот метод получил широкое распространение в выступлениях пропагандистского характера. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: Дедуктивный метод
7. Метод аналогии – ___________
Ответ: сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводиться с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей.
8. Концентрический метод – ___________
Ответ: расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой докладчиком. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу.
9. ___________ – последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, докладчик уже больше не возвращается к ней.
Ответ: Ступенчатый метод
10. Исторический метод – ___________
Ответ: изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.
11. Заключение является важной композиционной частью любого доклада. Укажите, какие требования определены к заключению доклада?
Ответ: подводятся итоги.
12. Какое название имеет схема действий и операций по подготовке доклада?
Ответ: Обобщенная структурно-логическая схема
13. Привлечение к решению тех или иных проблем инновационной производственной деятельности широкого круга лиц для использования их творческих способностей, знаний и опыта по типу субподрядной работы на добровольных началах с применением информационных технологий – это …
Ответ: Краудсорсинг
14. Какой термин впервые введён Джеффом Хау и Марком Робинсоном в 2006 г.
Ответ: Краудсорсинг.
15. Отличительный признак краудсорсинга – это …
Ответ: разбивка работы на мелкие части (модули).
16. Примером какого проекта является проект «Сбербанк 21»?
Ответ: крадсорсингого.
17. простое голосование за различные варианты предлагаемых решений, без объяснения своего выбора и предложения других вариантов – это …
Ответ: краудголосование.
18. _________- это создание продукта, имеющего некий сетевой вес (производство программных продуктов, распределенный сбор информации), на основе которого принимаются управленческие решения.
Ответ: краудпроизводство.
19. _________- область исследований, обучения и созидания на стыке компьютерных и гуманитарных наук.
Ответ: цифровые гуманитарные науки.
20. ____________ — совокупность всех этапов проектной деятельности.
Ответ: жизненный цикл проекта.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-3: Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. … - это форма предвидения, предположительная оценка будущего состояния объекта, условий его возникновения.
а. прогнозирование
б. планирование
в. проектирование
Ответ: а.
2. Совокупность отдельных лиц, групп и/или организаций, привлеченных к выполнению работ проекта и подчиненных руководителю проекта – это …
а. команда проекта
б. члены проекта
в. лидеры проекта
Ответ: а.
3. Управление командой включает:
а. формирование проектной команды
б. выполнение технических заданий
в. поиск решений
Ответ: а.
4. Основными характеристиками проектной команды являются состав и …
а. идеи
б. структура
в. механизмы
Ответ: б.
5. Столкновение противоположных интересов, взглядов, мнений или сил – это …
а. конфликт
б. компромисс
в. идея
Ответ: а.
6. Лицо, ответственное за управление проектом – это …
а. лидер проекта
б. член проекта
в. потребитель проекта
Ответ: а.
7. Персонал организации, занятый разработкой и принятием управленческих решений, представляет категория:
а. руководители
б. служащие
в. исполнители
Ответ: а.
8. Система управления персоналом включает следующие основные функциональные элементы:
а. планирование, организация, стимулирование и контроль персонала
б. персонал как система, кадровая политика, подбор персонала, адаптация, оценка, обучение, стимулирование и развитие персонала
в. кадровое планирование, набор, отбор, адаптация, стимулирование, развитие персонала, его оценка
Ответ: в.
9. Адаптация персонала традиционно включает следующие процедуры:
а. испытательный срок, наставничество и консультирование, развитие человеческих ресурсов, обучение, расстановка по должностям
б. стажировка на рабочем месте, производственная практика, прикрепление наставника и отчет правлению предприятия
в. определение критериев адаптации, испытательный срок, плановое наставничество и консультирование, развитие новичка, подведение итогов адаптации
Ответ: в.
10. Вертикальная, горизонтальная и центростремительная карьеры образуют следующий вид карьеры:
а. конус карьеры
б. лестница
в. змея
Ответ: а.
11. Совокупность всех знаний, умений и навыков человека (работника), которые используются для решения глобальных, долгосрочных и принципиально новых задач организации – означает …
а. человеческие ресурсы
б. информационные ресурсы
в. материальные ресурсы
Ответ: а.
12. Совокупность внутренних побудительных сил к труду личности называют…
а. трудовая мотивация
б. трудовая стагнация
в. трудовой долг
Ответ: а.
13. Карьера, основанная на смене равноценной должности без формальной смены статусно-квалификационного уровня, называют
а. горизонтальная
б. вертикальная
в. цикличная
Ответ: а.
14. Какое из определений типа лидерства является неверным?
а. Авторитарное (деспотичное) – лидер раздает четкие поручения и единолично принимает решения.
б. Народное (демократичное): лидер поддерживает коллаборации, а решения принимает вся группа.
в. Эталонное – лидер не включен в процесс, а у группы полная свобода действий.
Ответ: в.
15. Синергия – это …
а. совместное действие двух или нескольких органов
б. выявление самого эффективного средства взаимодействия между людьми
в. суммирующий эффект взаимодействия двух или более факторов, характеризующийся тем, что их действие существенно превосходит эффект каждого отдельного
Ответ: в.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. ________— это научное и практическое обоснование определения целей, выявление задач, сроков, темпов, пропорций развития того или иного явления, его реализация.
Ответ: планирование.
2. ________— это форма предвидения, предположительная оценка будущего состояния объекта, условий его возникновения.
Ответ: прогнозирование.
3. Совокупность приемов и операций для достижения цели – это ….
Ответ: средства проекта.
4. ________— это члены проектной команды, которые непосредственно вовлечены в работы по управлению проектом.
Ответ: команда управления проектом
5. ________— лица, заинтересованные в проекте.
Ответ: участники проекта.
6. _______— это совокупность отдельных лиц, групп и/или организаций, привлеченных к выполнению работ проекта и подчиненных руководителю проекта
Ответ: команда проекта.
7. Столкновение противоположных интересов – это …
взглядов, мнений или сил7
Ответ: конфликт
8. Лицо, ответственное за управление проектом – это ..
Ответ: лидер проекта (или руководитель).
9. Управленческая функция, направленная на обеспечение своевременного сбора, генерации, распределения и сохранения необходимой проектной информации - это …
Ответ: управление коммуникациями проекта.
10. Совокупность всех знаний, умений и навыков человека (работника), которые используются для решения глобальных, долгосрочных и принципиально новых задач организации – означает …
Ответ: человеческие ресурсы.
11. Совокупность внутренних побудительных сил к труду личности называют…
Ответ: трудовая мотивация.
12. Карьера, основанная на смене равноценной должности без формальной смены статусно-квалификационного уровня, называю
Ответ: горизонтальная.
13. Суммирующий эффект взаимодействия двух или более факторов, характеризующийся тем, что их действие существенно превосходит эффект каждого отдельного – это …
Ответ: синергия.
14. Назовите 3 основных стиля руководства коллективом?
Ответ: авторитарный (директивный), демократический (разрешительный) и либеральный (попустительский).
15. По какому признаку различают такие виды лидеров, как бытовой, социальный, политический?
Ответ: по масштабу деятельности.
16. Какие 3 вида лидеров традиционно различают по их назначению деятельности в организации?
Ответ: деловые, эмоциональные, ситуативные.
17. Формирование, смятение, нормирование, зрелость, расформирование – это классические этапы …. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: командообразования.
18. Для какого типа лидера характерны такие функции: Сильная сторона такой личности – эмпатия. Он с почтительностью относится ко всем членам команды, управляет конфликтами, проявляет понимание и сочувствие.
Ответ: эмоциональный
19. Какой позитивной роли членов коллектива соответствует данная характеристика:
Это член группы, склонный и проявляющий активность в рамках фиксированной программы; индивидуализирует активное воздействие на достижение значимых целей по принципу "делай как я", либо проявляет активность в вовлечении партнеров в реализацию идеи, программы, проекта и т.п. и в их соорганизации (формирование "команды").
Ответ: лидер.
20. Возможность возникновения в ходе реализации проекта неблагоприятных ситуаций и последствий, связанных с нанесением ущерба – это …
Ответ: проектные риски.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-7: Способен использовать методы научных исследований и математического моделирования в области проектирования и управления информационными системами
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Происходит ли в рамках гуманитарных исследований обработка больших данных?
а) да, большие данные составляют основной массив гуманитарных данных
б) нет, для этого пока нет соответствующих методов и технологий
в) нет, в гуманитарных науках не бывает больших данных
г) да, хотя таких случаев немного, но они есть
Ответ: г
2. Термин «Data Science» обозначает:
а) науку о данных
б) статистический анализ данных
в) научные данные
г) большие данные
Ответ: а
3. Термин «Big Data» обозначает:
а) гуманитарные данные
б) большие данные
в) естественнонаучные данные
г) метаданные
Ответ: б
4. Аналитик данных – это специалист, занимающийся:
а) только подготовкой данных для анализа
б) только обработкой данных
в) только интерпретацией результатов обработки
г) всеми упомянутыми операциями
Ответ: г
5. Что не входит в науку о данных?
а) классическая математическая статистика
б) системное программирование
в) статистический анализ данных
г) интеллектуальный анализ данных
Ответ: б
6. Какая из характеристик не соответствует информационному обществу?
а) общество, в котором доступ к получению и распространению разнообразной информации есть у каждого социума
б) общество, в котором информационные данные постоянно обновляются и являются общедоступными
в) общество, в котором нет необходимости соблюдать авторские права на интеллектуальные продукты
г) общество, в котором связь между людьми и группами лиц мгновенна вне зависимости от их удаленности друг от друга
Ответ: в
7. Какая из нижеперечисленных тенденций современного общества отрицательно влияет на человека?
а) увеличение усвоенного знания и расширение кругозора
б) возрастание темпов обновления во всех сферах жизни
в) свободное перемещение информации, возникновение социальных сетей
г) быстрое обесценивание и устаревание информации и знаний
Ответ: г
8. Какого формата данных из приведенных ниже не существует?
а) числовой формат
б) буквенный формат
в) графический формат
г) тестовый формат
Ответ: б
9. Какая из приведенных ниже операций с данными включает меры, направленные на предотвращение утраты, воспроизведения и модификации данных?
а) защита данных
б) сортировка данных
в) фильтрация данных
г) формализация данных
Ответ: а
10. Манипулирование данными – это:
а) сознательная фальсификация данных
б) действия, выполняемые над информацией, хранящейся в базе данных, например, запросы к данным
в) некорректная обработка данных
г) неправильная интерпретация результатов исследования
Ответ: б
11. Данные, не измеряющие количественную меру того или иного признака, а только указывающие на его наличие или отсутствие, – это:
а) мультимедийные данные
б) метаданные
в) качественные данные
г) количественные данные
Ответ: в
12. Что из нижеперечисленного не указывает на формат данных?
а) числовые данные
б) текстовые данные
в) двоичные данные
г) первичные данные
Ответ: г
13. Гаджет – это:
а) любое цифровое устройство
б) цифровое устройство, наделённое повышенной функциональностью и портативностью
в) набор домашней бытовой техники
г) суперкомпьютер
Ответ: б
14. С какими научно-техническими достижениями связана третья информационная революция?
а) изобретение компьютера, появление персональных компьютеров и сети Интернет
б) изобретение письменности и возможность передачи знаний на носителях
в) изобретение книгопечатания, сделавшего возможным размножение информации и массовое обучение
г) изобретение электричества и создание возможностей быстрой передачи информации на расстояние
Ответ: г
15. Информационный взрыв – это:
а) массовая оцифровка информации на бумажных носителях
б) лавинообразное нарастание массы разнообразной информации в современном обществе
в) всеобщее распространение грамотности
г) широкой распространение мессенджеров и социальных сетей
Ответ: б
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Наука о способах получения, хранения и переработки информации называется ____________.
Ответ: информатика
2. Наука о закономерностях и формах движения и использования информации в обществе называется ____________ информатика.
Ответ: социальная
3. Процессы, использующие совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных, состоящие из четко регламентированных правил выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности над данными, хранящимися в компьютерах, называются информационными ________________.
Ответ: технологиями
4. Данные, которые загружаются по мере прохождения некоторых процессов или событий, называются _____________ данными.
Ответ: потоковыми
5. Данные, которые содержат сведения о составе данных, их содержании, статусе, происхождении, местонахождении, качестве, форматах и формах представления, условиях доступа и т.п., называются _______________.
Ответ: метаданными
6. Операция с данными, заключающаяся в привидении данных к одинаковой форме, называется ______________________ данных.
Ответ: формализацией
7. Операция с данными, заключающаяся в отсеивании данных, в которых нет необходимости, называется ______________________ данных.
Ответ: фильтрацией
8. Операция с данными, заключающаяся в упорядочивании данных по заданному признаку, называется ____________________ данных.
Ответ: сортировкой
9. Операция с данными, заключающаяся в организации хранения данных в удобной и легкодоступной форме, называется __________________ данных.
Ответ: архивированием
10. Совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации, называется информационными _________________.
Ответ: ресурсами
11. Совокупность структурированных взаимосвязанных данных, предназначенная для обеспечения информационных запросов в определенной предметной области, называется _________ данных
Ответ: базой
12. Семантически наполненная совокупность данных, характеризующих тот или иной объект в базе данных, называется ___________.
Ответ: записью
13. Модель базы данных, представляющая все данные в виде таблиц, в строках которых располагаются записи, а в столбцах – признаки данных, снабженные именами, называется __________________ моделью.
Ответ: реляционной
14. Взаимосвязанная совокупность информационных ресурсов, средств, методов и персонала, обеспечивающих динамическую информационную модель определенной предметной области для удовлетворения информационных потребностей пользователей, называется _____________________ системой.
Ответ: информационной
15. Вычислительная машина, предназначенная для передачи, хранения и обработки информации, называется ________________.
Ответ: компьютер
16. Множество компьютеров, соединенных по определенным правилам линиями связи для обеспечения совместного доступа к ресурсам и обмена информацией называется компьютерной _______.
Ответ: сетью
17. Форма представления данных с определенными ограничениями называется __________ данных.
Ответ: форматом
18. Данные, характеризующие некоторый период времени, называются _________________ данными.
Ответ: динамическими
19. Данные, представленные в числовой форме, позволяющей обрабатывать их методами математической статистики, называются _____________________ данными.
Ответ: количественными
20. Данные, имеющие фиксированную структуру и хранящиеся в таблицах, в основном в базах данных, называются _______________________ данными.
Ответ: структурированными
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен проектировать цифровые медиа-ресурсы в области сохранения и репрезентации историко-культурного наследия
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Что представляет собой SWOT-анализ в контексте маркетинга?
a) Анализ структуры рынка
б) Оценка маркетинговых расходов
в) Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз
Ответ: в
2. Какой из перечисленных факторов влияет на ценовую стратегию проекта?
a) Размер проекта
б) Планирование рекламной кампании
в) Уровень конкуренции на рынке
Ответ: в.
3. Цель проекта – это:
а. Сформулированная проблема, с которой придется столкнуться в процессе выполнения проекта
б. Утверждение, формулирующее общие результаты, которых хотелось бы добиться в процессе выполнения проекта
в. Комплексная оценка исходных условий и конечного результата по итогам выполнения проекта
Ответ: б.
4. Реализация проекта – это:
а. Создание условий, требующихся для выполнения проекта за нормативный период
б. Наблюдение, регулирование и анализ прогресса проекта
в. Комплексное выполнение всех описанных в проекте действий, которые направлены на достижение его целей
Ответ: в.
5. Проект отличается от процессной деятельности тем, что:
а. Процессы менее продолжительные по времени, чем проекты
б. Для реализации одного типа процессов необходим один-два исполнителя, для реализации проекта требуется множество исполнителей
в. Процессы однотипны и цикличны, проект уникален по своей цели и методам реализации, а также имеет четкие срока начала и окончания
Ответ: в.
6. Что из перечисленного не является преимуществом проектной организационной структуры?
а. Объединение людей и оборудования происходит через проекты
б. Командная работа и чувство сопричастности
в. Сокращение линий коммуникации
Ответ: а.
7. Метод освоенного объема дает возможность:
а. Освоить минимальный бюджет проекта
б. Выявить, отстает или опережает реализация проекта в соответствии с графиком, а также подсчитать перерасход или экономию проектного бюджета
с. Скорректировать сроки выполнения отдельных процессов проекта
Ответ: б.
8. Назовите отличительную особенность инвестиционных проектов:
а. Большой бюджет
б. Высокая степень неопределенности и рисков
в. Целью является обязательное получение прибыли в результате реализации проекта
Ответ: б.
9. Что такое веха?
а. Знаковое событие в реализации проекта, которое используется для контроля за ходом его реализации
б. Логически взаимосвязанные процессы, выполнение которых приводит к достижению одной из целей проекта
в. Совокупность последовательно выполняемых действий по реализации проекта
Ответ: а.
10. Участники проекта – это:
а. Потребители, для которых предназначался реализуемый проект
б. Заказчики, инвесторы, менеджер проекта и его команда
в. Физические и юридические лица, непосредственно задействованные в проекте или чьи интересы могут быть затронуты в ходе выполнения проекта
Ответ: в.
11. Инициация проекта является стадией в процессе управления проектом, по итогам которой:
а. Объявляется окончание выполнения проекта
б. Санкционируется начало проекта
в. Утверждается укрупненный проектный план
Ответ: в.
12. Что такое предметная область проекта?
а. Объемы проектных работ и их содержание, совокупность товаров и услуг, производство (выполнение) которых необходимо обеспечить как результат выполнения проекта
б. Направления и принципы реализации проекта
в. Причины, по которым был создан проект
Ответ: а.
13. Для чего предназначен метод критического пути?
а. Для определения сроков выполнения некоторых процессов проекта
б. Для определения возможных рисков
в. Для оптимизации в сторону сокращения сроков реализации проекта
Ответ: в.
14. Как называется временной промежуток между началом реализации и окончанием проекта?
а. Стадия проекта
б. Жизненный цикл проекта
в. Результат проекта
Ответ: б.
15. Как называется скидка, содействующая рекламе проекта?
а. Стимулирующая
б. Проектная
в. Маркетинговая
Ответ: в.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Физические и юридические лица, непосредственно задействованные в проекте или чьи интересы могут быть затронуты в ходе выполнения проекта – это …
Ответ: участники проекта.
2. Как называется временной промежуток между началом реализации и окончанием проекта?
Ответ: жизненный цикл проекта
3. Состояния, которые проходит проект в процессе своей реализации – это … проекта.
Ответ: фазы.
4. Как называется временное добровольное объединение участников проекта, основанное на взаимном соглашении и направленное на осуществление прибыльного, но капиталоемкого проекта?
Ответ: консорциум.
5. Объединение ресурсов в процессе создания виртуального офиса проекта характеризуется … независимостью.
Ответ: территориальной.
6. Как называется набор проектов или программ и других работ, объединённых вместе с целью эффективного управления данными работами для достижения стратегических целей?
Ответ: портфель проектов.
7. Как называется процесс мониторинга проекта, определения производительности участников, сверка с планом проекта?
Ответ: контроль проекта
8. На какой стадии жизненного цикла происходит разработка плана управления стоимостью?
Ответ: планирование
9. _________ - это документ, который описывает основные цели и задачи проекта и способы их достижения. Этот документ служит направляющим маяком для команды и инвесторов, показывая ценность продукта и способы ее реализации.
Ответ: концепция проекта
10. _________ - это план, выраженный в количественных показателях и отражающий затраты, необходимые для достижения поставленной цели
Ответ: бюджет проекта
11. _________ – это дерево ориентированных на результат компонентов, представленных оборудованием, работами, услугами и информацией, полученными в результате реализации проекта
Ответ: структура проекта
12. _________ – это группа лиц с общими целями, выполняющих свои роли, которые в процессе сотрудничества практически не общаются лично
Ответ: виртуальная команда
13. _________ – это набор проектов или программ и других работ, объединенных вместе с целью эффективного управления данными работами для достижения стратегических целей.
Ответ: портфель (Portfolio)
14. Горизонтальная линейная диаграмма, на которой работы проекта представляются протяженными во времени отрезками, характеризующимися временными и другими параметрами
Ответ: диаграмма Ганта
15. Подробное описание внешнего вида предмета – это …
Ответ: атрибуция
16. Разработка основной идеи экспозиции и её конкретного содержания это–__________________ проектирование экспозиции.
Ответ: научное
17. Укажите, какие вопросы имеют особое значение в эскизном проекте
Ответ: размещение и подача экспонатов
18. Определите, к какому этапу проектирования экспозиции, относится образное, пластическое воплощение темы?
Ответ: художественному
19. Что означает термин "прототип" в контексте проектной работы?
Ответ: Модель или образец, созданный для тестирования и демонстрации определенных аспектов проекта.
20. Укажите термин, означающий способность проекта достигать своих целей и результатов при оптимальном использовании ресурсов, включая время, бюджет и участников.
Ответ: Эффективность проекта.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4: Способен внедрять гуманитарные цифровые медиа-ресурсы в области сохранения и репрезентации историко-культурного наследия
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Что может быть критерием оценки результатов выполнения проекта?
a. Уровень удовлетворенности заказчика.
б. Количество рисунков в презентации.
в. Подробность названия проекта.
Ответ: a.
2. Какие методы представления результатов проектной деятельности наиболее эффективны при работе с заинтересованными сторонами и инвесторами?
a. Текстовый отчет с максимальным количеством текста.
б. Графические схемы и диаграммы, демонстрация рабочих прототипов.
в. Устное представление проекта без подкрепления визуальными материалами.
Ответ: б.
3. Какой метод представления результатов проекта наиболее эффективен при презентации проекта перед аудиторией?
a. Использование интерактивных слайдов и демонстрация рабочих прототипов.
б. Чтение доклада на протяжении часа.
в. Точное воспроизведение заученного текста без визуального сопровождения.
Ответ: a.
4. Что из перечисленного является ключевым направлением проектной работы?
a. Разработка логотипа проекта и брендбука проекта.
б. Определение целей и задач, планирование ресурсов, управление рисками и мониторинг прогресса проекта.
в. Разработка пресс-релиза проекта.
Ответ: б.
5. Какой термин описывает процесс управления взаимодействием и обменом информацией между участниками проекта и заинтересованными сторонами?
a. Мессенджер.
б. Проектный бюджет.
в. Коммуникация.
Ответ: в.
6. Какой символ используется для комментариев в Python?
а. //
б. --
в. #
Ответ: в
7. Какие инструменты и технологии можно использовать для управления проектами в профессиональной деятельности?
а. Календарь и бумага.
б. Программа для рисования.
в. Специализированные проектные управляющие системы (например, Trello, Asana, Microsoft Project).
Ответ: в.
8. Какой инструмент используется для создания визуальных прототипов интерфейса?
а. Текстовый редактор
б. Программа для работы с базами данных
в. Программа для прототипирования, такая как Figma или Sketch
Ответ: в.
9. Что означает аббревиатура "UI" в контексте проектирования интерфейсов?
а. Unified Interface
б. User Interaction
в. User Interface
Ответ: в.
10. Что представляет собой карта сайта?
а. Графическое изображение интерфейса
б. Список всех доступных цветов
в. Структурированный план веб-сайта
г. Коллекция анимированных иконок
Ответ: в.
11. Какие из нижеперечисленных элементов НЕ являются частью информационной архитектуры интерфейса?
а. Метаданные
б. Меню навигации
в. Цветовая гамма
Ответ: в.
12. Какой из следующих терминов описывает процесс работы с коммуникациями внутри команды проекта и с заинтересованными сторонами?
а. Скетчбук
б. Стартап
в. Управление коммуникациями.
Ответ: в.
13. Какую систему дизайн-проектирования характеризуют антропометрический, гигиенический, психофизиологический, социальный факторы?
а. Экодизайн
б. Эргодизайн
в. Арт-дизайн
Ответ: б.
14. Один из приёмов упорядочения компоновки проектных материалов на изобразительной поверхности.
а. Ранжировка
б. Эскиз
в. Маска
Ответ: а
15. Что такое код дизайн-проекта:
а. Засекреченное описание художественного замысла для защиты от конкурентов
б. Ключевая идея целостного художественного решения
в. Краткое изложение, резюме проекта
Ответ: б
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Какой из следующих терминов описывает процесс работы с коммуникациями внутри команды проекта и с заинтересованными сторонами?
Ответ: Управление коммуникациями.
2. _________— совокупность всех этапов проектной деятельности.
Ответ: жизненный цикл проекта.
3. С какого года проект «День DH» предоставляет DH-сообществу ежегодную массовую исследовательскую площадку для такой дискуссии. Каждый год участникам — исследователям из разных стран и институций, кто так или иначе считает себя частью DH-сообщества — предлагается ответить на вопрос: «Что такое DH?».
Ответ: 2009
3. Какой алгоритм компьютерного анализа стал активно разрабатываться после предложенной американским лингвистом Ноамом Хомски парадигмы конктекстно-независимой грамматики?
Ответ: NLP
4. Процесс привлечения внешних, сторонних для компании ресурсов, необходимых для реализации какой-либо задачи, выполнения проекта или
Ответ: фандрайзинг
5. В какой стране возник термин «фандрайзинг»?
Ответ: США.
6. Физическое лицо, оказывающее материальную, финансовую, организационную и иную благотворительную помощь на бескорыстной добровольной основе
Ответ: меценат.
7. Одна или несколько логически связанных между собой веб-страниц, также место расположения контента сервера – это …
Ответ: сайт
8.____________ — это упорядоченный набор структурированной информации или данных, которые обычно хранятся в электронном виде в компьютерной системе
Ответ: база данных
9. __________— это геоинформационная система в сети Интернет, пользователи которой могут просматривать, редактировать и анализировать пространственные данные с помощью обычных веб-браузеров.
Ответ: веб-ГИС
10. Физическое тело, использующее совокупность точек в трехмерном пространстве, соединенных различными геометрическими объектами, такими как треугольники, линии, криволинейные поверхности и т.д. – это …
Ответ: трехмерная модель
11. Комплекс инженерно-консультационных услуг коммерческого характера по подготовке и обеспечению непосредственно процесса производства, обслуживанию сооружений, эксплуатации хозяйственных объектов и реализации продукции – это ...
Ответ: инжиринг
12. Генеральная цель проекта, четко выраженная причина его существования - …
Ответ: миссия
13. Классический программный проект, который разрабатывается с использованием мультимедийных технологий с конкретной целью распространения информации в развлекательной и убедительной форме.
Ответ: мультимедийный проект
14. ________ - это заранее упорядоченный иерархически организованный материал. Принцип упорядочения основан на предметном содержании.
Ответ: рубрикатор.
15. Метод ассоциативной интеграции в информационных технологиях, позволяющий связывать тексты по смысловому содержанию – это …
Ответ: гипертекст
16. Какой термин впервые использовал британский журналист Бен Хаммерсли в статье «Звуковая революция» в 2004 году. Тогда все скачивали аудиофайлы на iPod. Объясняя новый тренд, Бен соединил broadcasting (вещание) и iPod в слово podcasting.
Ответ: подкаст
17. Как называется игра с использованием изображений, сгенерированных электронной аппаратурой
Ответ: видеоигра
18. Результат введения в зрительное поле любых сенсорных данных с целью дополнения сведений об окружении и изменения восприятия окружающей среды – это технология …
Ответ: дополненной реальности
19. Как называется технология шифрования и хранения данных (реестра), которые распределены по множеству компьютеров, объединенных в общую сеть?
Ответ: блокчейн
20. Впервые протокол, подобный блокчейну, предложил американский криптограф Дэвид Чаум в своей диссертации в … году
Ответ: 1982

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 2 семестра зачета .
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50 % заданий;
«незачтено» – верно выполнено 50 % и менее 50 % заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Михалкина Е. В., Никитаева А. Ю., Косолапова Н. А. Организация проектной деятельности: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство Южного федерального университета, 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Проектная деятельность" portal.edu.asu.ru
Э2 Научная библиотека elibrary elibrary.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
311М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 единица; компьютеры – 13 единиц: марка ASUS Intet Pentiumu - 1 единица; марка ACT - 1 единица; марка Арситек - 1 единица; марка in win – 1 единица; марка АСТ POWER, модель Р-511 – 1 единица; марка Aquarius модель Pro P30 946 – 3 единицы; марка КламаС Офис модель Intel Core i3-2100 – 1 единица; марка Aquaruius модель Elt E50 S54 – 2 единицы; марка АСТ POWER – 1 единица; марка Intel Core2 Duo – 1 единица; мониторы: марка Philips модель 190S6 – 2 единицы; марка Acer модель AL1917 – 4 единицы; марка Samsung 2ms – 1 единица, Samsung 943n - 1 единица, марка Acer модель V233h – 2 единицы; марка Sony – 1 единица; марка Samsung модель SyncMaster 943 – 2 единицы; сканер: EPSON GT 20000 B11B195021 – 1 единица; сканер: HP Scanjet automatic document feeder C771A – 1 единица; сканер: HP Scanjet 2400 – 2 единицы; сканер: HP Scanjet G4010 – 1 единица; лазерный ксерокс: Xerox Phaser 4500n – 1 единица; телевизор ЖК Samsung 46" LE46B530P7W; учебно-наглядные пособия и литература

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В качестве тем лекционных занятий курса определены ключевые и дискуссионные вопросы. Лекционные занятия сопровождаются презентационными материалами. При этом приветствуются любые формы интерактивности со стороны студентов: вопросы, комментарии, дискуссии.
Цель практических занятий – способствовать освоению наиболее сложных теоретических проблем курса, сформировать у студентов умения и навыки работыв области проектной деятельности. На практических занятиях студенты выполняют практические задания по заранее определённым темам.
При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил:
внимательно изучить основные вопросы темы практического занятия, определить место темы занятия в общем содержании, ее связь с другими темами; найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованной литературе; после ознакомления с теоретическим материалом ответить на вопросы для самопроверки; продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов; продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы.
Самостоятельная работа студентов заключается в подготовке к практическим занятиям, работе с лекционным материалом, а также изучение источников и литературы.
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 2 семестра зачета .
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50 % заданий;
«незачтено» – верно выполнено 50 % и менее 50 % заданий.