МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История искусства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки09.04.03. Прикладная информатика
ПрофильАнализ данных и разработка цифровых медиа
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план09_04_03_Прикладная информатика_АДРЦМ-2022
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 50
самостоятельная работа 130
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 40 40 40 40
Сам. работа 130 130 130 130
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Чекрыжова О.И.

Рецензент(ы):
к.и.н., Доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
История искусства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 09.04.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 916)

составлена на основании учебного плана:
09.04.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор Е.В. Демчик


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Е.В. Демчик


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – знакомство с зарубежным искусством как феноменом культуры, с основными этапами развития архитектуры и изобразительного искусства и эталонными произведениями, отражающими общие направления художественной эволюции и национальные и региональные особенности, а также формирование понимания памятника искусства как культурно-исторического феномена.
В связи с реализацией поставленной цели решались следующие задачи:
•дать общее представление об историческом развитии искусства и его связях с культурой изучаемой эпохи;
•раскрыть типологическое многообразие художественных культур;
•сформировать представления о "художественном стиле", "художественной эпохе";
•выявить особенности основных видов и жанров искусства;
•раскрыть связи между формально-образной структурой произведения и ценностными ориентирами создавшей его культуры;
•познакомить с ведущими (эталонными) произведениями;
•познакомить с основами методологии искусствознания и профессионального анализа.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен проектировать цифровые медиа-ресурсы в области сохранения и репрезентации историко-культурного наследия
ПК-3.1 Знает основные способы проектирования гуманитарных цифровых медиаресурсов
ПК-3.2 Умеет создавать структуру и содержание гуманитарных цифровых медиаресурсов
ПК-3.3 Владеет навыками проектирования элементов гуманитарных цифровых медиаресурсов
ПК-4Способен внедрять гуманитарные цифровые медиа-ресурсы в области сохранения и репрезентации историко-культурного наследия
ПК-4.1 Знает основные подходы и эффективные способы внедрения гуманитарных цифровых медиаресурсов
ПК-4.2 Умеет обосновывать необходимость внедрения гуманитарных цифровых медиаресурсов
ПК-4.3 Владеет навыками внедрения гуманитарных цифровых медиаресурсов
УК-5Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
УК-5.1 Знает основные понятия истории, культурологии, закономерности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира, подходы к изучению культурных явлений, основные принципы межкультурного взаимодействия в зависимости от различных контекстов развития общества, многообразия культур и цивилизаций
УК-5.2 Определяет и применяет способы межкультурного взаимодействия в различных социокультурных ситуациях; применяет научную терминологию и основные научные категории гуманитарного знания
УК-5.3 Владеет навыками применения способов межкультурного взаимодействия в различных социокультурных ситуациях; навыками самостоятельного анализа и оценки социальных явлений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.история искусства в исторической динамике; место истории искусства в мировой культуре; периодизацию истории искусства искусства.
3.2.Уметь:
3.2.1.логично представлять освоенные знания по истории искусства; применять современные теории и концепции искусства в практической работе с объектами культурного наследия.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.понятийным аппаратом и основной терминологией, используемой в истории искусства; навыками анализа основных направлений и стилей в истории искусства; сравнительного анализа искусства различных эпох

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Искусство Древнего Мира
1.1. Генезис и периодизация искусства. Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1
1.2. Искусство древнего мира Практические 3 2 Л1.1, Л2.1
1.3. Разработка ленты времени по теме "Происхождение искусства" Сам. работа 3 10 Л1.1, Л2.1
1.4. Искусство Древнего мира Практические 3 2 Л1.1, Л2.1
1.5. Архитектура Древнего Египта (Лента времени по теме на выбор студента) Сам. работа 3 10
Раздел 2. Искусство Античности
2.1. Искусство Античности Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1
2.2. Искусство Древней Греции Практические 3 2 Л1.1, Л2.1
2.3. Искусство Этруссков Практические 3 2 Л1.1, Л2.1
2.4. Искусство Древнего Рима Практические 3 2
2.5. Искусство Античности Сам. работа 3 20
Раздел 3. Искусство Средних веков
3.1. Искусство средних веков Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1
3.2. Искусство средних веков Практические 3 4 Л1.1, Л2.1
3.3. Искусство средних веков Сам. работа 3 20 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Искусство Возрождения
4.1. Искусство Возрождения Лекции 3 2
4.2. Искусство Возрождения Практические 3 4
4.3. Искусство Возрождения Сам. работа 3 20
Раздел 5. Искусство Нового времени.
5.1. Искусство нового времени Лекции 3 2
5.2. Искусство Испании Практические 3 2
5.3. Искусство Фландрии и Голандии Практические 3 2
5.4. Искусство Франции XVII-XVIII вв Практические 3 2
5.5. Искусство Англии Практические 3 2
5.6. Разработка проекта инфографики по теме "Архитектура Западной Европы" Сам. работа 3 10
Раздел 6. Искусство новейшего времени
6.1. Западноевропейское искусство середины XIX -начала XX в Практические 3 2
6.2. Реализм Практические 3 2
6.3. Импрессионизм Практические 3 2
6.4. Постимпрессионизм Практические 3 2
6.5. Модерн Сам. работа 3 10
Раздел 7. Искусство XX-XXI в.
7.1. Искусство авангарда Практические 3 4
7.2. Архитектура XX в. Практические 3 2
7.3. Современное искусство Сам. работа 3 30

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-5: Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1.Первоначально письменность в Древнем Египте существовала в виде:
а. клинописи;
б. иероглифов;
в. пиктографии
ОТВЕТ: в

Вопрос 2.В Древнем Египте скульптурные изображения создавались по ________:
а. канону;
б. трафарету;
в. концепту.
ОТВЕТ: а

Вопрос 3.Характерной чертой духовной культуры Месопотамии являлся ________:
а. политеизм;
б. синтоизм;
в. дуализм
ОТВЕТ: а

Вопрос 4.В Древнем Китае сторонники философского учения ________ требовали усилить жесткое административное управление государством
а. легизм;
б. моизм;
в. даосизм
ОТВЕТ: а

Вопрос 5.Для китайской философии в середине I тыс. до н. э. базовыми системами стали – ________:
а. конфуцианство и даосизм;
б. дуализм и идеализм;
в. синкретизм и дуализм
ОТВЕТ: а.


Вопрос 6. В Китае в IV–ХI вв. н. э. основное направление литературы – _______:
а. поэзия;
б. проза;
в. эпос;
ОТВЕТ: а.

Вопрос 7. Во второй половине III тыс. до н.э. в Эламе знаки линейного письма были составлены из комбинаций различных геометрических линий и обозначали _______:
а. слог (силлабическое письмо);
б. слово (логографическое письмо);
ОТВЕТ: а.

Вопрос 8. В центре иранской мифологии – учение о борьбе двух антагонистических принципов – ________:
а. Добра и Зла;
б. Порядка и Хаоса;
в. Идеи и Материи;
ОТВЕТ: а.

Вопрос 9. Этико-эстетический идеал древнегреческой культуры, предполагающий гармонию телесного и душевного совершенств, гармоничное сочетание физических (внешних) и нравственных (душевных, внутренних) качеств – _________:
а. Калокагатия
б. Мимесис
в. Катарсис
ОТВЕТ: а

Вопрос 10. Понятие «наслаждение» находилось в центре этических взглядов представителей школы ________:
а. Эпикурейцев;
б. Стоиков;
в. Скептиков;
ОТВЕТ: а.

Вопрос 11. Главным объектом творчества палеолитического, мезолитического и неолитического времени были:
а. птицы;
б. звери;
в. люди.
ОТВЕТ: б

Вопрос 12.Чему в Древнем Египте приписывалась магическая сила:
а. музыке;
б. живописи;
в. скульптуре.
ОТВЕТ: а.

Вопрос 13.Театральное искусство и музыка в Древнем Египте ________:
а. использовались для разыгрывания представлений на религиозны темы, считались важной частью религиозной жизни; +
б. были частью светской жизни, т.к. считались недойным видом искусства, способными служить на благо религии;
в. были присущи только простым жителям Древнего Египта, которые разыгрывали представления и исполняли песни для развлечения;
ОТВЕТ: а.

Вопрос 14.В основе религии Древнего Египта лежала идея:
а. о вечной жизни человека;
б. о жизни, смерти и воскрешении человека;
в. о том, что загробный мир не существует;
ОТВЕТ: а.

Вопрос 15.Он был творцом психологической драмы. Основной конфликт в его произведениях – борьба рассудка и страстей, которые так же неотвратимо, как и судьба, приводят человека к гибели. Особенно выделяются среди трагедий «Медея» и «Федра»:
а. Еврипид;
б. Аристофан;
в. Сафо;
ОТВЕТ: а.

Вопрос 16.В VIII–VI вв. до н. э. зарождаются греческая историография, а также греческий театр, выросший из хороводов, песен, молитв, исполнявшихся на религиозных праздниках в честь:
а. Апполона;
б. Диониса;
в. Гермеса;
ОТВЕТ: б

Вопрос 17.Творцом классической греческой трагедии является________:
а. Эсхил;
б. Софокл;
в. Еврипид;
ОТВЕТ: а.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. В XIX в. писатели-романтики в Европе разработали новые жанры. Укажите основные их них.
Ответ: психологическая повесть, лирическая поэма, баллада.

2. Какой процесс в культуре Западной Европе активно развивался в XIX в.?
Ответ: процесс интеграции национальных культурных

3. Музыка занимала особое место в культуре XIX века, это была новая эпоха в эстетическом восприятии действительности, возникали новые формы музыкальной жизни. Какие типы учреждений открывались в это время в Европе? Перечислите.
Ответ: филармонические, концертные, театральные учреждения.

4. Какое стилевое направление в XIX в. характеризовалось героизацией, гигантоманией, чрезмерной декоративностью.
Ответ: ампир («стиль империи»).

5. В 1848 г. в Англии возникло «братство прерафаэлитов», объединившее художников, не приемлющих академизм. Какие два исторически сложившиеся стиля стали для них основой?
Ответ: искусство раннего средневековья и Ренессанса дорафаэлевского времени.

6. Философия__________ пыталась объединить все знания в общую картину мира. В искусстве он проявился в отказе от классицистического и романтического подходов. Искусство должно было стать жизнеподобным. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: позитивизма

7. XIX в. на первый план выдвинул прозаическую литературу, а конкретно – жанр ______, не гнушавшегося «низкой» действительности. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: социальный роман

8. Доктрина символизма вливалась в общий поток антипозитивистского движения, стремившегося освободить искусство от _______ , от того, что постигается разумом, а не чувствами. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: от интеллектуального содержания.

9.Какое движение в искусстве и культуре родилось в 1867 году и получило название по картине Клода Моне «Впечатление».
Ответ: Импрессионизм

10. Укажите, какие изменения в жанрах совершили Клод Моне, Эдуард Мане, Эдгар Дега, Камиль Писарро, Огюст Ренуар.
Ответ: Они разрушили строгую иерархию жанров в искусстве.

11. Охарактеризуйте основные черты импрессионизма.
Ответ: В импрессионизме отсутствуют строгие каноны, это, прежде всего, индивидуальные искания. Основа сложной техники – теория разложения цветов.

12. Искусству модернизма свойственно одновременное существование различных течений и направлений, иные художники в течение своей творческой биографии примыкали к нескольким объединениям. Какое стремление их объединяло?
Ответ: подчеркнутое стремление к выражению своей индивидуальности, этим продиктованы поиски новых средств и материалов.

13. После первой посмертной выставки Ван Гога в 1901 г. в Париже группа молодых живописцев во главе с Анри Матиссом объединилась под названием «________».
Ответ: «фовисты».

14. __________ - искусство, ставящее своей целью выражение чувств и настроений художника, наибольшее распространение получило в Германии в XX в. Это было социально направленное течение, подпитываемое надеждами решить противоречия эпохи. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: Экспрессионизм

15. В первом десятилетии XX в. появилось одно из наиболее самобытных течений – _____. Для него характерны деформации, ограниченный круг сюжетов (человеческие фигуры, лица, музыкальные инструменты, натюрморты). Вставьте пропущенное слово.
Ответ: кубизм

16. Укажите, где наиболее часто использовалось в XX в. искусство коллажа?
Ответ: в картинах фрагментов газет, тканей

17. В работах испанского художника Сальвадора Дали реальные существа и предметы предстают перед зрителем в нереальных сочетаниях, напоминая сны.
Какой стиль представляют произведения художника?
Ответ: Сюрреализм

18. У истоков абстракционизма в 1910-х гг. одновременно стояли художники в России – _______ и _______; в Голландии – _______. Вставьте пропущенные фамилии.
Ответ: Кандинский и Малевич; Пит Мондриан.

19. Приведите основные характеристики абстрактной живописи?
Ответ: наименее популярна у широких масс, она не стремится изобразить что-либо существующее, экспериментирует с сочетанием цветов, с геометрическими фигурами.

20. Стилевое направление, возникшее в 1960-х гг. и основная цель которого – создание оптических иллюзий. Самый известный представитель этого течения – венгр Виктор Вазарели.
Ответ: оп-арт.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен проектировать цифровые медиа-ресурсы в области сохранения и репрезентации историко-культурного наследия

Вопрос 1.Агонистика – это:
а. наука об ораторском искусстве;
б. греческий идеал, гармоничное сочетание физических и нравственных достоинств;
в. стремление к успеху в спорте, музыке, поэзии;
ОТВЕТ: в

Вопрос 2.Парфенон является ярким примером:
а. ионического ордера;
б. дорического ордера;
в. коринфского ордера;
ОТВЕТ: б.

Вопрос 3.Первым римским поэтом, переводившим на латынь греческие трагедии и комедии, «Одиссею» Гомера, был ________:
а. Андроник;
б. Вергилий;
в. Лукреций;
ОТВЕТ: а.

Вопрос 4.Кому принадлежит философская поэма «О природе вещей», представляющая мир комбинацией атомов и дающая понятие теории эволюции?
а. Вергилию;
б. Варрону;
в. Лукрецию;
ОТВЕТ: в.

Вопрос 5.Четкая планировка улиц, пересекавших под прямым углом и ориентированных по сторонам света, здания с купольным сводом, возводившихся из клиновидных балок, римские цифры, латинский алфавит, распространённый в большей части Европы и мира, все это было создано:
а. римлянами;
б. македонянами;
в. этрусками;
ОТВЕТ: в.

Вопрос 6.Совершенствование техники арочного строительства способствует активному возведению акведуков:
а. мостов;
б. водопроводов;
в. канализаций
ОТВЕТ: а.

Вопрос 7.Знаменитый труд «Сравнительные жизнеописания выдающихся греков и римлян» принадлежит:
а. Титу Ливию
б. Тациту
в. Плутарху
ОТВЕТ: в.

Вопрос 8.Понимание человека как микрокосма характерно для:
а. Античности
б. Возрождения
в. Нового времени
г. Современности
ОТВЕТ: а.

Вопрос 9.Праздник, во время которого отменяются все общепринятые нормы и правила:
а. карнавал
б. свадьба
в. обряд
г. инцест
ОТВЕТ: а.

Вопрос 10.По одной из версий, слово «китч» восходит к английскому выражению:
а. «для друзей»
б. «для толпы»
в. «для успеха»
г. «для кухни»
ОТВЕТ: г

Вопрос 11. К основным особенностям массовой культуры не относится:
а. развлекательность
б. трудность восприятия
в. унифицированность
г. экспрессивность
ОТВЕТ: б.

Вопрос 12. Жанр художественного творчества, описывающий общество, в котором возобладали негативные тенденции развития:
а. утопия
б. футурология
в. антиутопия
г. миф
ОТВЕТ: г.

Вопрос 13.Особенную роль в искусстве манихеев играла:
а. миниатюрная живопись
б. скульптура
в. рельефные изображения
ОТВЕТ: а

Вопрос 14. Интеллектуальное движение в Европе XII–XIII веков выдвинуло целый ряд крупных мыслителей, что способствовало возникновению и конституированию такой значимой для европейской культуры институции, как:
а. монастырь
б. университет
в. школа
ОТВЕТ: б

Вопрос 15. ________– учение Фомы Аквинского до сих пор остается официальной доктриной римско-католической церкви
а. томизм
б. эстетизм
в. догматизм
ОТВЕТ: а.

Вопрос 16. Собрание гимнов индоарийским богам – ________ :
а. Ригведа
б. Самаведа
в. Яджурведа
г. Атхарваведа
ОТВЕТ: а

Вопрос 17. ________ – совокупность установленных норм и правил, соблюдение которых необходимо для поддержания космического порядка:
а. закон Дхармы
б. закон Кришны
в. закон Вед
ОТВЕТ: а.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Охарактеризуйте основные черты культуры Нового времени.
Ответ: опора на разум; потеря церковью доминирующего положения в духовной жизни общества; возрастание роли науки; параллельное развитие нескольких художественных стилей.

2.В Индии ___________ – это первичная вечная и неизменная духовная сущность, которая в процессе саморазвития воплощается и создает весь мир физических тел, включая животных и людей.
Ответ: брахман

3. Укажите, в чем заключается историко-культурная ценность храмово-монастырского пещерного комплекса Аджанты в Хайдарабаде?
Ответ: росписи храмово-монастырского пещерного комплекса Аджанты в Хайдарабаде –
самые ранние из сохранившихся произведений индийской живописи, относящиеся к I или II векам до н. э.

4. ___________ – всеобщий характер, который проявляется в едином мировосприятии, мышлении, образе жизни первобытного человека, который воспринимал себя как органичное целое с природой, животными и в то же время не представлял себя вне коллектива сородичей, практически не разделяя воображаемое и действительное. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: синкретизм.

5. Какими свойствами в первобытном искусстве характеризовался традиционализм?
Ответ: соблюдение установленных стереотипов; следование сложившимся опыту и ценностям

6. Особенностью первобытной культуры было также ________ – система определенных запретов, что определяло правила поведения и стало одной из форм культурной деятельности человека, проявлением морали. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: табуирование

7. Тотемизм –__________
Ответ: первичная форма религии, поклонение животному, растению, от которого произошел данный род.

8.Анимизм –__________
Ответ: вера в переселение душ, различных духов, окружавших их, одухотворяли природу, животных, растения.

9. К формам магии подберите характеристики действий, например, «подражательная магия (нанесение вреда копии зверя с целью облегчения самой охоты и ее удачного завершения)».
-вредоносная магия (___________);
-метеорологическая магия (___________);
- магия слова (___________).
Ответ: вредоносная магия(нанесение порчи); метеорологическая магия (вызов дождя);
магия слова (заговоры).

10. Какие культурные формы, характеризующиеся размыванием границ между видами и жанрами искусства, создаются в эпоху постмодерна?
Ответ: инсталляция, хэппенинги.

11.У древних египтян статуя усопшего –___________. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: вместилище «Ка», присутствующее после смерти возле мумии.

12. ___________ – сборник древних священных текстов, записанных на санскрите – индоевропейском языке, которым пользовалось жречество. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: Веды.

13. XVII век для Англии – время расцвета ее культуры, к середине века Англия становится законодательницей европейских художественных вкусов. Какие идеи становятся господствующими в культурной жизни страны в этот период ?
Ответ: идеи просветительского гуманизма и рационализма

14. Укажите, какие взаимосвязи в архитектуре были основными в концепции А. Палладио
итальянского архитектора позднего Возрождения?
Ответ: взаимосвязь античных и ренессансных традиций архитектуры типы городского дворца, загородной виллы, церковного здания с городской и природной средой.

15.Какие отдельные направления и идеи были развиты в произведениях Джонатана Свифта и Ричарда Бринсли Шеридана?
Ответ: писатели резко критиковали пороки и недостатки современного им английского общества.

16. ____________ – официальное господствующее направление в художественной культуре, подчеркивающее силу монархии, аристократии, укрепляющее католицизм.
Ответ: Барокко

17. Какие четыре формы духовной музыки занимали ведущее место в иерархии нематериальных ценностей Германии и Австрии в XVIII в.?
Ответ: оратории, мессы, сюиты и концерты.

18. В Италии XVIII в. культура развивается в основном в Венеции, сохранившей свою независимость. Венеция – это центр музыкальной и театральной жизни Европы. Укажите, какие виды произведений барокко преобладали в этот период?
Ответ: декоративные росписи, алтарные композиции и станковая живопись.

19. Итальянские просветители, как и во всей Европе, своим творчеством утверждают царство Разума. В недрах изысканной поэзии XVIII в. зарождается классицизм. Пьетро Метастазио создал ряд трагедий, превратившихся позже в ___________.
Ответ: оперы

20. Стилевые направления художественной культуры XIX в.:
1) Классицизм – первая треть XIX в.
2) __________– первая половина XIX в.
3) Прерафаэлизм – первая половина XIX в.
4) Реализм – середина XIX в.
5) __________– середина XIX в.
6) Салонное искусство – сер. XIX в.
Вставьте пропущенные слова.
Ответ: Романтизм; Натурализм

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.




ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4: Способен внедрять гуманитарные цифровые медиа-ресурсы в области сохранения и репрезентации историко-культурного наследия
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6364

Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 5 семестра зачета по всему изученному курсу в данный момент времени.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50 % заданий;
«незачтено» – верно выполнено 50 % и менее

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н.Н. Серегин, Т.Г. Гребенникова, Н.П, Иванова История мировой культуры: учебное пособие. Ч. 1: Культура Древнего мира: Учебное пособие АлтГУ, 2015 // ЭБС АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М. С. Каган Введение в историю мировой культуры в 2 т. Т. 2: учебник для вузов Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/3095FD97-9097-46F4-950D-F3490B86759A
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Ильина Т.В. История искусств // URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/ilina/09/php
Э2 Художественные стили в Западной Европе и России: Электронный учебник по дисциплине: "Культурология" // URL: http://de.ifmo.ru/bk_netra/start.php?bn=14
Э3 Словарь терминов изобразительного искусства. Художники, скульпторы, архитекторы // URL: http://art.has.it/
Э4 Словарь архитектурных терминов // URL: http://www.archi.ru/terms/index.htm
Э5 World-art // URL: http://www.world-art.ru
Э6 Библиотека с биографиями мастеров искусств // URL: http://biography.artyx.ru/
Э7 ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ИСКУССТВ // URL: http://bibliotekar.ru/Iskusstva.htm
Э8 Янсон Х.В., Янсон Э.Ф. Основы истории искусств // URL: http://bibliotekar.ru/zh-OsnovyIstorii/index.htm
Э9 ГАЛЕРЕИ. АЛЬБОМЫ. КАТАЛОГИ. Музеи. Живопись. Ремёсла. Коллекции // URL: http://bibliotekar.ru/muzeu.htm
Э10 Энциклопедия искусства // URL: http://www.artprojekt.ru/Menu.html
Э11 История зарубежного искусства portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении литературы, подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторных занятиях, при подготовке к экзамену по дисциплине и затем - государственному экзамену. Выступление на занятии следует продумать, подготовить заранее.
По вопросам пропущенных занятий студент готовится самостоятельно, демонстрирует результаты в устной или письменной форме (реферат, оформленный с указанием использованной литературы) преподавателю на консультации.
При подготовке письменных работ следует использовать дополнительную литературу.
При подготовке индивидуальных презентаций необходимо использовать ресурсы сети Internet.