Закреплена за кафедрой | Кафедра отечественной истории |
---|---|
Направление подготовки | 09.04.03. Прикладная информатика |
Профиль | Анализ данных и разработка цифровых медиа |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 5 ЗЕТ |
Учебный план | 09_04_03_Прикладная информатика_АДРЦМ-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 150 | 150 | 150 | 150 |
Итого | 180 | 180 | 180 | 180 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра отечественной истории
Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Демчик Евгения Валентиновна
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины «Математические методы в исторических исследованиях» является формирование представления о необходимости и возможности применения методов математики, в частности, математической статистики, в гуманитарных исследованиях. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02 |
ПК-1 | Способен анализировать и визуализировать данные в гуманитарных науках на основе современных методов и инструментальных средств прикладнои? информатики в рамках Data Science |
ПК-1.1 | Знает способы анализа гуманитарных данных в рамках Data Science |
ПК-1.2 | Умеет проводить анализ гуманитарных данных в рамках Data Science |
ПК-1.3 | Владеет навыками визуализации гуманитарных данных в рамках Data Science |
ПК-2 | Способен применять современные методы математической статистики в рамках Data Science |
ПК-2.1 | Знает современные методы математической статистики, применяемые в рамках Data Science |
ПК-2.2 | Проводит анализ гуманитарных данных методами математической статистики в рамках Data Science |
ПК-2.3 | Владеет способами визуализации гуманитарных данных методами математической статистики в рамках Data Science |
УК-6 | Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки |
УК-6.1 | Проводит самоанализ и самооценку, определяет направления повышения личной эффективности в профессиональной деятельности |
УК-6.2 | Выстраивает индивидуальную образовательную траекторию развития; планирует свою профессионально-образовательную деятельность; критически оценивает эффективность использования времени и других ресурсов при решении поставленных задач; применяет разнообразные способы, приемы техники самообразования и самовоспитания |
УК-6.3 | Владеет навыками эффективного целеполагания, приемами саморегуляции, регуляции поведения в сложных, стрессовых ситуациях |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | – роль математических методов обработки данных в рамках науки о данных (Data Science); – основные направления и способы применения математических методов в гуманитарных исследованиях; – специфику обработки гуманитарных данных. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | – осуществлять подготовку гуманитарной информации для математической обработки; – подбирать адекватные математические методы для работы с гуманитарными материалами. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | – основными методами математической статистики; – технологиями работы с базами данных и электронными таблицами. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Раздел 1 | ||||||
1.1. | Введение в дисциплину. Термины и определения | Лекции | 3 | 4 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3 | Л1.1 |
1.2. | Математические методы обработки данных как часть науки о данных (Data Science) | Лекции | 3 | 4 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3 | Л1.1 |
1.3. | История и статистика | Лекции | 3 | 2 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3 | Л1.1 |
1.4. | Сбор и подготовка данных | Практические | 3 | 2 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3 | Л1.1 |
1.5. | Выборочный метод | Практические | 3 | 2 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3 | Л1.1 |
1.6. | Описательная статистика | Практические | 3 | 4 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3 | Л1.1 |
1.7. | Анализ временных рядов | Практические | 3 | 4 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3 | Л1.1 |
1.8. | Анализ взаимосвязей | Практические | 3 | 2 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3 | Л1.1 |
1.9. | Многомерный статистический анализ | Практические | 3 | 2 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3 | Л1.1 |
1.10. | Визуальный анализ данных | Практические | 3 | 2 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3 | Л1.1 |
1.11. | Программное обеспечение | Практические | 3 | 2 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3 | Л1.1 |
1.12. | Изучение литературы и источников по курсу | Сам. работа | 3 | 150 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3 | Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн- курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8882 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-6: Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Происходит ли в рамках гуманитарных исследований обработка больших данных? а) да, большие данные составляют основной массив гуманитарных данных б) нет, для этого пока нет соответствующих методов и технологий в) нет, в гуманитарных науках не бывает больших данных г) да, хотя таких случаев немного, но они есть Ответ: г 2. Термин «Data Science» обозначает: а) науку о данных б) статистический анализ данных в) научные данные г) большие данные Ответ: а 3. Термин «Big Data» обозначает: а) гуманитарные данные б) большие данные в) естественнонаучные данные г) метаданные Ответ: б 4. Аналитик данных – это специалист, занимающийся: а) только подготовкой данных для анализа б) только обработкой данных в) только интерпретацией результатов обработки г) всеми упомянутыми операциями Ответ: г 5. Что не входит в науку о данных? а) классическая математическая статистика б) системное программирование в) статистический анализ данных г) интеллектуальный анализ данных Ответ: б 6. Какая из характеристик не соответствует информационному обществу? а) общество, в котором доступ к получению и распространению разнообразной информации есть у каждого социума б) общество, в котором информационные данные постоянно обновляются и являются общедоступными в) общество, в котором нет необходимости соблюдать авторские права на интеллектуальные продукты г) общество, в котором связь между людьми и группами лиц мгновенна вне зависимости от их удаленности друг от друга Ответ: в 7. Какая из нижеперечисленных тенденций современного общества отрицательно влияет на человека? а) увеличение усвоенного знания и расширение кругозора б) возрастание темпов обновления во всех сферах жизни в) свободное перемещение информации, возникновение социальных сетей г) быстрое обесценивание и устаревание информации и знаний Ответ: г 8. Какого формата данных из приведенных ниже не существует? а) числовой формат б) буквенный формат в) графический формат г) тестовый формат Ответ: б 9. Какая из приведенных ниже операций с данными включает меры, направленные на предотвращение утраты, воспроизведения и модификации данных? а) защита данных б) сортировка данных в) фильтрация данных г) формализация данных Ответ: а 10. Манипулирование данными – это: а) сознательная фальсификация данных б) действия, выполняемые над информацией, хранящейся в базе данных, например, запросы к данным в) некорректная обработка данных г) неправильная интерпретация результатов исследования Ответ: б 11. Данные, не измеряющие количественную меру того или иного признака, а только указывающие на его наличие или отсутствие, – это: а) мультимедийные данные б) метаданные в) качественные данные г) количественные данные Ответ: в 12. Что из нижеперечисленного не указывает на формат данных? а) числовые данные б) текстовые данные в) двоичные данные г) первичные данные Ответ: г 13. Гаджет – это: а) любое цифровое устройство б) цифровое устройство, наделённое повышенной функциональностью и портативностью в) набор домашней бытовой техники г) суперкомпьютер Ответ: б 14. С какими научно-техническими достижениями связана третья информационная революция? а) изобретение компьютера, появление персональных компьютеров и сети Интернет б) изобретение письменности и возможность передачи знаний на носителях в) изобретение книгопечатания, сделавшего возможным размножение информации и массовое обучение г) изобретение электричества и создание возможностей быстрой передачи информации на расстояние Ответ: г 15. Информационный взрыв – это: а) массовая оцифровка информации на бумажных носителях б) лавинообразное нарастание массы разнообразной информации в современном обществе в) всеобщее распространение грамотности г) широкой распространение мессенджеров и социальных сетей Ответ: б КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Наука о способах получения, хранения и переработки информации называется ____________. Ответ: информатика 2. Наука о закономерностях и формах движения и использования информации в обществе называется ____________ информатика. Ответ: социальная 3. Процессы, использующие совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных, состоящие из четко регламентированных правил выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности над данными, хранящимися в компьютерах, называются информационными ________________. Ответ: технологиями 4. Данные, которые загружаются по мере прохождения некоторых процессов или событий, называются _____________ данными. Ответ: потоковыми 5. Данные, которые содержат сведения о составе данных, их содержании, статусе, происхождении, местонахождении, качестве, форматах и формах представления, условиях доступа и т.п., называются _______________. Ответ: метаданными 6. Операция с данными, заключающаяся в привидении данных к одинаковой форме, называется ______________________ данных. Ответ: формализацией 7. Операция с данными, заключающаяся в отсеивании данных, в которых нет необходимости, называется ______________________ данных. Ответ: фильтрацией 8. Операция с данными, заключающаяся в упорядочивании данных по заданному признаку, называется ____________________ данных. Ответ: сортировкой 9. Операция с данными, заключающаяся в организации хранения данных в удобной и легкодоступной форме, называется __________________ данных. Ответ: архивированием 10. Совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации, называется информационными _________________. Ответ: ресурсами 11. Совокупность структурированных взаимосвязанных данных, предназначенная для обеспечения информационных запросов в определенной предметной области, называется _________ данных Ответ: базой 12. Семантически наполненная совокупность данных, характеризующих тот или иной объект в базе данных, называется ___________. Ответ: записью 13. Модель базы данных, представляющая все данные в виде таблиц, в строках которых располагаются записи, а в столбцах – признаки данных, снабженные именами, называется __________________ моделью. Ответ: реляционной 14. Взаимосвязанная совокупность информационных ресурсов, средств, методов и персонала, обеспечивающих динамическую информационную модель определенной предметной области для удовлетворения информационных потребностей пользователей, называется _____________________ системой. Ответ: информационной 15. Вычислительная машина, предназначенная для передачи, хранения и обработки информации, называется ________________. Ответ: компьютер 16. Множество компьютеров, соединенных по определенным правилам линиями связи для обеспечения совместного доступа к ресурсам и обмена информацией называется компьютерной _______. Ответ: сетью 17. Форма представления данных с определенными ограничениями называется __________ данных. Ответ: форматом 18. Данные, характеризующие некоторый период времени, называются _________________ данными. Ответ: динамическими 19. Данные, представленные в числовой форме, позволяющей обрабатывать их методами математической статистики, называются _____________________ данными. Ответ: количественными 20. Данные, имеющие фиксированную структуру и хранящиеся в таблицах, в основном в базах данных, называются _______________________ данными. Ответ: структурированными КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен анализировать и визуализировать данные в гуманитарных науках на основе современных методов и инструментальных средств прикладной информатики в рамках Data Science ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Математика в классификации наук относится к следующей группе: а) естественные науки б) точные науки в) гуманитарные науки г) социальные науки Ответ: б 2. Какое из нижеследующих определений статистики является неверным? а) это отрасль государственного управления, осуществляющая практическую деятельность по сбору и обобщению соответствующих данных б) это наука, которая изучает массовые общественные явления, исследование которых связано с количественными характеристиками и выявлением присущих им закономерностей в) это набор разнообразных статистических данных (статистика торговли, статистика труда и пр.) г) это наука об особенностях взаимоотношений в коллективе. Ответ: г 3. Какая из указанных ниже шкал измерений не существует? а) шкала интервалов б) шкала порядка в) шкала доступности г) пропорциональная шкала Ответ: в 4. Из каких данных нельзя построить вариационный ряд? а) данные о возрасте студентов академической группы на начало учебного года б) данные о количестве преподавателей на кафедрах факультета на конец учебного года в) данные о добыче каменного угля в России в 1880–1900 гг. г) данные о количестве рабочих на предприятиях города на начало календарного года. Ответ: в 5. Из каких данных нельзя построить динамический (временной) ряд? а) данные о количестве голосов, отданных за всех кандидатов или партии на любых выборах б) данные о росте числа жителей любого города России за любые 100 лет в) данные о добыче каменного угля в России в 1880–1900 гг. г) данные о колебаниях цен на сельскохозяйственную продукцию за любые 10 лет Ответ: а 6. Какая из нижеприведенных характеристик не относится к вариационному ряду? а) средняя арифметическая б) средняя хронологическая в) мода г) медиана Ответ: б 7. Какая из нижеприведенных характеристик не относится к динамическому (временному) ряду? а) средний абсолютный прирост б) средняя хронологическая в) медиана г) временной тренд Ответ: в 8. Среднеквадратическое отклонение определяется как корень квадратный из дисперсии, взятый со знаком плюс. Каково значение стандартного отклонения, если дисперсия равняется 64? а) –8 б) 8 в) 4 г) –4 Ответ: б 9. Коэффициент вариации определяется как частное от деления среднеквадратического отклонения на среднюю арифметическую, умноженное на 100%. Чему равен коэффициент вариации, если среднеквадратическое отклонение равно 2, а средняя арифметическая равна 4? а) 50% б) 100% в) 200% г) 25% Ответ: а 10. В каком году был создан первый интернет-браузер (Mosaic), появление которого назвали «вторым рождением Интернета»? а) в 1957 г. б) в 1984 г. в) в 1993 г. г) в 2000 г. Ответ: в 11. Какой браузер является наиболее востребованным в современном интернете? а) Google Chrome б) Safari в) Mozilla Firefox г) Opera Ответ: а 12. Годом рождения российского интернета считается: а) 1984 г. б) 1990 г. в) 1994 г. г) 2010 г. Ответ: б 13. Какая из нижеприведенных характеристик не является мерой уровня вариационного ряда? а) мода б) медиана в) дисперсия г) средняя арифметическая Ответ: в 14. Какая из нижеприведенных характеристик не является мерой рассеяния вариационного ряда? а) коэффициент вариации б) размах вариации в) дисперсия г) средняя арифметическая Ответ: г 15. Оцифровка – это: а) цифровая трансформация общества б) массовая компьютеризация общества в) внедрение математических методов в гуманитарные науки г) процесс преобразования информации в цифровой формат Ответ: г КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Наука о структурах, порядке и отношениях, которая исторически сложилась на основе операций подсчёта, измерения и описания форм реальных объектов, называется ___________________. Ответ: математика 2. Раздел математики, посвященный математическим методам систематизации, обработки и использования статистических данных для научных и практических выводов, называется ________________ статистикой. Ответ: математической 3. Математическая статистика базируется на теории ________________, изучающей случайные события и случайные процессы. Ответ: вероятностей 4. Приписывание объектам или событиям числовых форм в соответствии с определенными правилами называется _______________. Ответ: измерением 5. Шкала, измерение в соответствии с которой состоит в классификации объектов, а числа приписываются классу объектов, называется шкала _________________. Ответ: наименований 6. Суждения высококвалифицированных специалистов-профессионалов, высказанные в виде содержательной, качественной или количественной оценки чего-либо, называются ______________ оценками. Ответ: экспертными. 7. Ряды данных, показывающих количественную меру того или иного признака у разных объектов некой совокупности, называются ___________________ рядами. Ответ: вариационными. 8. Ряды количественных показателей, характеризующих величину того или иного признака у одних и тех же объектов в разное время, называются __________________ рядами. Ответ: динамическими 9. Значение признака в вариационном ряду, встречающееся наиболее часто, называется ________. Ответ: мода 10. Значение признака, которое приходится на середину вариационного ряда, называется ___________. Ответ: медиана 11. Значение, получаемое в результате сложения всех элементов вариационного ряда с делением суммы на общее число элементов, называется средней ____________________. Ответ: арифметической 12. Мода, медиана, средняя арифметическая являются мерами __________ вариационного ряда. Ответ: уровня 13. Дисперсия, среднеквадратическое отклонение, коэффициент вариации являются мерами ____________ вариационного ряда. Ответ: рассеяния 14. Разница наибольшего и наименьшего значений признака в вариационном ряду называется __________ вариации. Ответ: размахом 15. В дискретном вариационном ряду значения признака отличаются на ____________ величину. Ответ: конечную 16. Долговременная тенденция изменения динамического (временного) ряда называется временным __________. Ответ: трендом 17. Информация в интернете по конкретной теме, размещенная в 1 основном файле – это веб-____________. Ответ: страница 18. Группа связанных между собой в стилевом и содержательном отношении интернет-страниц – это веб-_______. Ответ: сайт. 19. Интернет-сайт, сложный в структурном отношении, содержащий как собственную информацию, так и большое количество внешних ссылок – это веб-__________. Ответ: сервер 20. Тематический интернет-сервер, содержащий максимальное количество информации по данной области знаний, позволяющий пользователю составить представление по той или иной проблеме только за счет размещенных на нем материалов – это веб-_________. Ответ: портал. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: Способен применять современные методы математической статистики в рамках Data Science ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Имеются ли в общественных явлениях жестко детерминированные, функциональные зависимости? а) да, в этом общество очень похоже на природу б) да, но встречаются они реже, чем в природе в) да, но они значительно сложнее, чем в природе г) нет, процессы в обществе описываются статистическими зависимостями Ответ: г 2. Взятая случайным способом для анализа часть генеральной совокупности изучаемых объектов называется: а) подборкой б) набором в) отбором г) выборкой Ответ: г 3. Разделение объектов на классы в соответствии с определенными правилами называется: а) типологией б) иерархией в) классификацией г) детализацией Ответ: в 4. Представление данных в некоторой визуальной форме, позволяющей человеку погрузиться в данные и работать с их визуальным представлением называется: а) кластер-анализом б) факторным анализом в) типологией г) визуальным анализом Ответ: г 5. Какой из перечисленных ниже моментов несовместим с визуальной аналитикой? а) возможность непосредственного генерирования гипотез б) использование чувственных человеческих навыков для анализа в) прямое взаимодействие с данными г) полное отсутствие навыков аналитической работы Ответ: г 6. Одним из наиболее популярных средств хранения, обработки и визуализации данных являются электронные таблицы: а) Microsoft Excel б) Microsoft Word в) Google Chrome г) Keynote Ответ: а 7. Одной из наиболее популярных программ подготовки и просмотра презентаций является: а) MapInfo б) Microsoft PowerPoint в) Safari г) Pages Ответ: б 8. Что из нижеперечисленного не является презентацией результатов научных исследований? а) доклад б) статья в) компьютерная презентация г) частная беседа Ответ: г 9. Что из нижеперечисленного не является правилом создания презентаций? а) иллюстративные материалы должны быть простыми и доступными для каждого зрителя в аудитории б) слайды должны быть гармонично смонтированы и ни в коем случае не перегружены информацией в) презентация может быть полностью составлена из текстовых фрагментов доклада г) каждый слайд необходимо посвящать одной теме, одному факту или одной идее Ответ: в 10. Допустимы ли в презентации звуковые и видеофрагменты? а) нет, этого делать нельзя ни в коем случае б) нет, это запрещено правилами проведения конференций в) да, допустимы, но в крайне умеренном количестве г) да, это обязательное условие проведения презентаций Ответ: в 11. Первые электронно-вычислительные машины появились: а) в 1930–х гг. б) в 1940–х гг. в) в 1950–х гг. г) в 1960–х гг. Ответ: б 12. Гипертекст – это: а) текстовый файл большого объема б) электронный текст с гиперссылками в) полнотекстовая база данных г) текстовый файл размещенный на web–сайте Ответ: б 13. Массовые персональные компьютеры появились: а) в 1960–е гг. б) в 1970–е гг. в) в 1980–е гг. г) в 1990–е гг. Ответ: в 14. Для виртуальной реконструкции объектов историко-культурного наследия используется метод: а) анализа баз данных б) 3D–моделирования в) информационного поиска г) web–программирования Ответ: б 15. Слова «В каждой естественной науке заключено столько истины, сколько в ней есть математики» принадлежат: а) Галилео Галилею б) Иммануилу Канту в) Карлу-Фридриху Гауссу г) Альберту Эйнштейну Ответ: б КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Статистическая взаимосвязь двух или более случайных величин называется _______________. Ответ: корреляцией 2. Степень зависимости одного признака от другого определяется с помощью коэффициента ______________. Ответ: корреляции 3. Воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданным для их изучения, называется ____________________. Ответ: моделированием 4. Система математических соотношений, описывающих изучаемый процесс или явление, называется ___________________ моделью. Ответ: математической 5. Моделирование нереальных, никогда не происходивших в истории человечества ситуаций, называется ____________________ моделированием. Ответ: контрфактическим 6. Моделирование исторических материальных объектов называется исторической ___________________. Ответ: реконструкцией 7. Система отбора единиц наблюдения, при которой результаты, полученные на частичном объеме, отражают всю изучаемую совокупность – это ________________ метод. Ответ: выборочный 8. Основным условием корректности выборки является _______________ отбора. Ответ: случайность 9. Для визуальной аналитики необходимо использовать специализированное _________________ обеспечение. Ответ: программное. 10. Публичное сообщение в виде развернутого изложения определенной научной темы называется научным ____________. Ответ: докладом. 11. Презентация, как и любой другой продукт, созданный автором, является его ___________________ собственностью. Ответ: интеллектуальной 12. Базовой информационной технологией для использования в гуманитарных исследованиях является технология _______ данных. Ответ: баз 13. Всемирная система объединённых компьютерных сетей, построенная на использовании протокола IP и маршрутизации пакетов данных, получила название _____________. Ответ: Интернет 14. Наборы данных, которые достаточно сложны, объемны, быстро изменяемы и слишком слабо структурированы для того, чтобы быть обработанными с помощью ручных, традиционных методов, получили название ___________ данных. Ответ: больших 15. Свойство информационно-поисковых систем, характеризующее адекватность полученных ответов на запрос, называется ____________________. Ответ: релевантность 16. База данных биографического характера называется ______________________ базой данных. Ответ: просопографической 17. Программное обеспечение, которое разработано для решения конкретных задач пользователя называется _______________ программным обеспечением. Ответ: прикладным 18. Компьютерная программа, позволяющая проводить вычисления с данными, представленными в виде двумерных массивов, имитирующих бумажные таблицы, называется электронными _____________. Ответ: таблицами. 19. Наука и технологии создания искусственных систем, способных решать интеллектуальные задачи, получили название искусственный _______________. Ответ: интеллект 20. Направление искусственного интеллекта, цель которого – смоделировать аналитические механизмы, осуществляемые человеческим мозгом, – носит название ________________. Ответ: нейросеть КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 3 семестра зачета по всему изученному курсу в данный момент времени. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50 % заданий; «незачтено» – верно выполнено 50 % и менее 50 % заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Н.В. Волков, Т.Л. Серебрякова | Компьютерные технологии в научных исследованиях: Учебное пособие | Азбука, 2016 // ЭБС Алтайского госуниверситета | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3312 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотека Ассоциации «История и компьютер» | aik-hisc.ru | ||
Э2 | Информационные технологии для историков | www.hist.msu.ru | ||
Э3 | Математические методы в социально-гуманитарных науках | helpiks.org | ||
Э4 | О точных методах в гуманитарных науках | modernproblems.org.ru | ||
Э5 | Взаимосвязь математики и предметов гуманитарного цикла | headinsider.info | ||
Э6 | Курс в MOODLE "Математические методы в гуманитарных исследованиях" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/). Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). Базы данных, разработанные преподавателями АлтГУ: БД «Населенные пункты Алтайского края»; БД «Население Тобольска в 1897 г.»; БД «Население Барнаула второй половины XVIII – начала XX вв. по материалам метрических книг»; БД «Профессии и занятия населения Российской империи конца XIX – начала XX веков (по материалам всероссийской переписи населения 1897 года»); БД «Историческое профессиоведение (российский вариант международной классификации исторических профессий)»; БД «Населенные места Алтайской губернии в 1924 г.». |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
319М | кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт. |
311М | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 единица; компьютеры – 13 единиц: марка ASUS Intet Pentiumu - 1 единица; марка ACT - 1 единица; марка Арситек - 1 единица; марка in win – 1 единица; марка АСТ POWER, модель Р-511 – 1 единица; марка Aquarius модель Pro P30 946 – 3 единицы; марка КламаС Офис модель Intel Core i3-2100 – 1 единица; марка Aquaruius модель Elt E50 S54 – 2 единицы; марка АСТ POWER – 1 единица; марка Intel Core2 Duo – 1 единица; мониторы: марка Philips модель 190S6 – 2 единицы; марка Acer модель AL1917 – 4 единицы; марка Samsung 2ms – 1 единица, Samsung 943n - 1 единица, марка Acer модель V233h – 2 единицы; марка Sony – 1 единица; марка Samsung модель SyncMaster 943 – 2 единицы; сканер: EPSON GT 20000 B11B195021 – 1 единица; сканер: HP Scanjet automatic document feeder C771A – 1 единица; сканер: HP Scanjet 2400 – 2 единицы; сканер: HP Scanjet G4010 – 1 единица; лазерный ксерокс: Xerox Phaser 4500n – 1 единица; телевизор ЖК Samsung 46" LE46B530P7W; учебно-наглядные пособия и литература |
В рамках настоящего курса происходит знакомство магистрантов с современными проблемами и тенденциями развития применения математических методов в гуманитарных исследованиях, при этом обращается внимание на специфику обработки гуманитарных данных и подбор адекватных математических методов для работы с гуманитарными материалами. Дисциплина «Математические методы в исторических исследованиях» предполагает изучение студентами магистрантами одного из направлений основного содержания своей будущей профессиональной деятельности, связанного с возможным решение задач, связанных с математическим описанием различных процессов и математическим моделированием. На основе изучения курса осуществляется формирование одной общекультурной (УК-6) и двух профессиональных (ПК-1, ПК-2) компетенций, связанных со способностью определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы её совершенствования, а также со способностью анализировать и визуализировать данные в гуманитарных науках на основе современных методов и инструментальных средств прикладной информатики, в частности математической статистики, в рамках Data Science. При изучении материалов курса особое внимание следует обратить на роль и место математики в системе наук, ее отношениях с гуманитарными и социальными науками и дисциплинами. Математика – наука о структурах, порядке и отношениях, которая исторически сложилась на основе операций подсчёта, измерения и описания форм реальных объектов. Очень важным является также понимание значения информации в современном мире и определение и содержание такого понятия, как «информационное общество». Изучаемый курс частично пересекается с такой междисциплинарной научной областью, как историческая информатика. Историческая информатика – это научная дисциплина, изучающая закономерности процесса информатизации исторической науки и образования. В ее основе лежит совокупность теоретических и прикладных знаний, необходимых для создания и использования в исследовательской практике электронных версий исторических источников всех видов. Далее вниманию обучающихся представляется материал о месте математических методов в гуманитарных, в частности, в исторических исследованиях. Особое внимание уделяется взаимоотношениям между историей и статистикой. Важным моментом является и связь применения математических с таким понятием, как база данных – совокупность структурированных взаимосвязанных данных, предназначенная для обеспечения информационных запросов в определенной предметной области. Каждая база данных тематически определяется своей предметной областью, т.е. теми объектами реального мира, информацию о которых она содержит. Поэтому иногда базу данных называют информационной моделью предметной области. Особое место в курсе занимают вопросы, связанные с математическим моделированием. Согласно современной точке зрения рассматривается три класса математических моделей: статистические, имитационные, и аналитические. Как правило, в статистических моделях используются методы математической статистики: это регрессионные модели (модели множественной регрессии) и модели факторного анализа. В аналитических моделях используется математический аппарат дифференциальных уравнений и марковских цепей. В имитационных моделях используется математический аппарат конечно-разностных уравнений. При подготовке к зачету особое внимание следует уделить логическим основам применения математических методов и сферам практической области их использования. В ходе практических занятий, тестирования и самостоятельной работы формируются также умения осуществлять подготовку гуманитарной информации для математической обработки и подбирать адекватные математические методы для работы с гуманитарными материалами. Выполнение практических заданий и письменных работ помимо указанных умений и навыков формирует навыки владения основными методами математической статистики и технологиями работы с базами данных и электронными таблицами. |