МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Математические методы в гуманитарных исследованиях

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки09.04.03. Прикладная информатика
ПрофильАнализ данных и разработка цифровых медиа
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план09_04_03_Прикладная информатика_АДРЦМ-2022
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 150
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 150 150 150 150
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
д.и.н., Профессор, Владимиров В.Н.

Рецензент(ы):
к.и.н., Доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
Математические методы в гуманитарных исследованиях

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 09.04.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 916)

составлена на основании учебного плана:
09.04.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Демчик Евгения Валентиновна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Демчик Евгения Валентиновна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Математические методы в исторических исследованиях» является формирование представления о необходимости и возможности применения методов математики, в частности, математической статистики, в гуманитарных исследованиях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен анализировать и визуализировать данные в гуманитарных науках на основе современных методов и инструментальных средств прикладнои? информатики в рамках Data Science
ПК-1.1 Знает способы анализа гуманитарных данных в рамках Data Science
ПК-1.2 Умеет проводить анализ гуманитарных данных в рамках Data Science
ПК-1.3 Владеет навыками визуализации гуманитарных данных в рамках Data Science
ПК-2Способен применять современные методы математической статистики в рамках Data Science
ПК-2.1 Знает современные методы математической статистики, применяемые в рамках Data Science
ПК-2.2 Проводит анализ гуманитарных данных методами математической статистики в рамках Data Science
ПК-2.3 Владеет способами визуализации гуманитарных данных методами математической статистики в рамках Data Science
УК-6Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки
УК-6.1 Проводит самоанализ и самооценку, определяет направления повышения личной эффективности в профессиональной деятельности
УК-6.2 Выстраивает индивидуальную образовательную траекторию развития; планирует свою профессионально-образовательную деятельность; критически оценивает эффективность использования времени и других ресурсов при решении поставленных задач; применяет разнообразные способы, приемы техники самообразования и самовоспитания
УК-6.3 Владеет навыками эффективного целеполагания, приемами саморегуляции, регуляции поведения в сложных, стрессовых ситуациях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.– роль математических методов обработки данных в рамках науки о данных (Data Science);
– основные направления и способы применения математических методов в гуманитарных исследованиях;
– специфику обработки гуманитарных данных.

3.2.Уметь:
3.2.1.– осуществлять подготовку гуманитарной информации для математической обработки;
– подбирать адекватные математические методы для работы с гуманитарными материалами.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.– основными методами математической статистики;
– технологиями работы с базами данных и электронными таблицами.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1
1.1. Введение в дисциплину. Термины и определения Лекции 3 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3 Л1.1
1.2. Математические методы обработки данных как часть науки о данных (Data Science) Лекции 3 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3 Л1.1
1.3. История и статистика Лекции 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3 Л1.1
1.4. Сбор и подготовка данных Практические 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3 Л1.1
1.5. Выборочный метод Практические 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3 Л1.1
1.6. Описательная статистика Практические 3 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3 Л1.1
1.7. Анализ временных рядов Практические 3 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3 Л1.1
1.8. Анализ взаимосвязей Практические 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3 Л1.1
1.9. Многомерный статистический анализ Практические 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3 Л1.1
1.10. Визуальный анализ данных Практические 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3 Л1.1
1.11. Программное обеспечение Практические 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3 Л1.1
1.12. Изучение литературы и источников по курсу Сам. работа 3 150 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн- курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8882

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-6: Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Происходит ли в рамках гуманитарных исследований обработка больших данных?
а) да, большие данные составляют основной массив гуманитарных данных
б) нет, для этого пока нет соответствующих методов и технологий
в) нет, в гуманитарных науках не бывает больших данных
г) да, хотя таких случаев немного, но они есть
Ответ: г
2. Термин «Data Science» обозначает:
а) науку о данных
б) статистический анализ данных
в) научные данные
г) большие данные
Ответ: а
3. Термин «Big Data» обозначает:
а) гуманитарные данные
б) большие данные
в) естественнонаучные данные
г) метаданные
Ответ: б
4. Аналитик данных – это специалист, занимающийся:
а) только подготовкой данных для анализа
б) только обработкой данных
в) только интерпретацией результатов обработки
г) всеми упомянутыми операциями
Ответ: г
5. Что не входит в науку о данных?
а) классическая математическая статистика
б) системное программирование
в) статистический анализ данных
г) интеллектуальный анализ данных
Ответ: б
6. Какая из характеристик не соответствует информационному обществу?
а) общество, в котором доступ к получению и распространению разнообразной информации есть у каждого социума
б) общество, в котором информационные данные постоянно обновляются и являются общедоступными
в) общество, в котором нет необходимости соблюдать авторские права на интеллектуальные продукты
г) общество, в котором связь между людьми и группами лиц мгновенна вне зависимости от их удаленности друг от друга
Ответ: в
7. Какая из нижеперечисленных тенденций современного общества отрицательно влияет на человека?
а) увеличение усвоенного знания и расширение кругозора
б) возрастание темпов обновления во всех сферах жизни
в) свободное перемещение информации, возникновение социальных сетей
г) быстрое обесценивание и устаревание информации и знаний
Ответ: г
8. Какого формата данных из приведенных ниже не существует?
а) числовой формат
б) буквенный формат
в) графический формат
г) тестовый формат
Ответ: б
9. Какая из приведенных ниже операций с данными включает меры, направленные на предотвращение утраты, воспроизведения и модификации данных?
а) защита данных
б) сортировка данных
в) фильтрация данных
г) формализация данных
Ответ: а
10. Манипулирование данными – это:
а) сознательная фальсификация данных
б) действия, выполняемые над информацией, хранящейся в базе данных, например, запросы к данным
в) некорректная обработка данных
г) неправильная интерпретация результатов исследования
Ответ: б
11. Данные, не измеряющие количественную меру того или иного признака, а только указывающие на его наличие или отсутствие, – это:
а) мультимедийные данные
б) метаданные
в) качественные данные
г) количественные данные
Ответ: в
12. Что из нижеперечисленного не указывает на формат данных?
а) числовые данные
б) текстовые данные
в) двоичные данные
г) первичные данные
Ответ: г
13. Гаджет – это:
а) любое цифровое устройство
б) цифровое устройство, наделённое повышенной функциональностью и портативностью
в) набор домашней бытовой техники
г) суперкомпьютер
Ответ: б
14. С какими научно-техническими достижениями связана третья информационная революция?
а) изобретение компьютера, появление персональных компьютеров и сети Интернет
б) изобретение письменности и возможность передачи знаний на носителях
в) изобретение книгопечатания, сделавшего возможным размножение информации и массовое обучение
г) изобретение электричества и создание возможностей быстрой передачи информации на расстояние
Ответ: г
15. Информационный взрыв – это:
а) массовая оцифровка информации на бумажных носителях
б) лавинообразное нарастание массы разнообразной информации в современном обществе
в) всеобщее распространение грамотности
г) широкой распространение мессенджеров и социальных сетей
Ответ: б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Наука о способах получения, хранения и переработки информации называется ____________.
Ответ: информатика
2. Наука о закономерностях и формах движения и использования информации в обществе называется ____________ информатика.
Ответ: социальная
3. Процессы, использующие совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных, состоящие из четко регламентированных правил выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности над данными, хранящимися в компьютерах, называются информационными ________________.
Ответ: технологиями
4. Данные, которые загружаются по мере прохождения некоторых процессов или событий, называются _____________ данными.
Ответ: потоковыми
5. Данные, которые содержат сведения о составе данных, их содержании, статусе, происхождении, местонахождении, качестве, форматах и формах представления, условиях доступа и т.п., называются _______________.
Ответ: метаданными
6. Операция с данными, заключающаяся в привидении данных к одинаковой форме, называется ______________________ данных.
Ответ: формализацией
7. Операция с данными, заключающаяся в отсеивании данных, в которых нет необходимости, называется ______________________ данных.
Ответ: фильтрацией
8. Операция с данными, заключающаяся в упорядочивании данных по заданному признаку, называется ____________________ данных.
Ответ: сортировкой
9. Операция с данными, заключающаяся в организации хранения данных в удобной и легкодоступной форме, называется __________________ данных.
Ответ: архивированием
10. Совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации, называется информационными _________________.
Ответ: ресурсами
11. Совокупность структурированных взаимосвязанных данных, предназначенная для обеспечения информационных запросов в определенной предметной области, называется _________ данных
Ответ: базой
12. Семантически наполненная совокупность данных, характеризующих тот или иной объект в базе данных, называется ___________.
Ответ: записью
13. Модель базы данных, представляющая все данные в виде таблиц, в строках которых располагаются записи, а в столбцах – признаки данных, снабженные именами, называется __________________ моделью.
Ответ: реляционной
14. Взаимосвязанная совокупность информационных ресурсов, средств, методов и персонала, обеспечивающих динамическую информационную модель определенной предметной области для удовлетворения информационных потребностей пользователей, называется _____________________ системой.
Ответ: информационной
15. Вычислительная машина, предназначенная для передачи, хранения и обработки информации, называется ________________.
Ответ: компьютер
16. Множество компьютеров, соединенных по определенным правилам линиями связи для обеспечения совместного доступа к ресурсам и обмена информацией называется компьютерной _______.
Ответ: сетью
17. Форма представления данных с определенными ограничениями называется __________ данных.
Ответ: форматом
18. Данные, характеризующие некоторый период времени, называются _________________ данными.
Ответ: динамическими
19. Данные, представленные в числовой форме, позволяющей обрабатывать их методами математической статистики, называются _____________________ данными.
Ответ: количественными
20. Данные, имеющие фиксированную структуру и хранящиеся в таблицах, в основном в базах данных, называются _______________________ данными.
Ответ: структурированными

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен анализировать и визуализировать данные в гуманитарных науках на основе современных методов и инструментальных средств прикладной информатики в рамках Data Science

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Математика в классификации наук относится к следующей группе:
а) естественные науки
б) точные науки
в) гуманитарные науки
г) социальные науки
Ответ: б
2. Какое из нижеследующих определений статистики является неверным?
а) это отрасль государственного управления, осуществляющая практическую деятельность по сбору и обобщению соответствующих данных
б) это наука, которая изучает массовые общественные явления, исследование которых связано с количественными характеристиками и выявлением присущих им закономерностей
в) это набор разнообразных статистических данных (статистика торговли, статистика труда и пр.)
г) это наука об особенностях взаимоотношений в коллективе.
Ответ: г
3. Какая из указанных ниже шкал измерений не существует?
а) шкала интервалов
б) шкала порядка
в) шкала доступности
г) пропорциональная шкала
Ответ: в
4. Из каких данных нельзя построить вариационный ряд?
а) данные о возрасте студентов академической группы на начало учебного года
б) данные о количестве преподавателей на кафедрах факультета на конец учебного года
в) данные о добыче каменного угля в России в 1880–1900 гг.
г) данные о количестве рабочих на предприятиях города на начало календарного года.
Ответ: в
5. Из каких данных нельзя построить динамический (временной) ряд?
а) данные о количестве голосов, отданных за всех кандидатов или партии на любых выборах
б) данные о росте числа жителей любого города России за любые 100 лет
в) данные о добыче каменного угля в России в 1880–1900 гг.
г) данные о колебаниях цен на сельскохозяйственную продукцию за любые 10 лет
Ответ: а
6. Какая из нижеприведенных характеристик не относится к вариационному ряду?
а) средняя арифметическая
б) средняя хронологическая
в) мода
г) медиана
Ответ: б
7. Какая из нижеприведенных характеристик не относится к динамическому (временному) ряду?
а) средний абсолютный прирост
б) средняя хронологическая
в) медиана
г) временной тренд
Ответ: в
8. Среднеквадратическое отклонение определяется как корень квадратный из дисперсии, взятый со знаком плюс. Каково значение стандартного отклонения, если дисперсия равняется 64?
а) –8
б) 8
в) 4
г) –4
Ответ: б
9. Коэффициент вариации определяется как частное от деления среднеквадратического отклонения на среднюю арифметическую, умноженное на 100%. Чему равен коэффициент вариации, если среднеквадратическое отклонение равно 2, а средняя арифметическая равна 4?
а) 50%
б) 100%
в) 200%
г) 25%
Ответ: а
10. В каком году был создан первый интернет-браузер (Mosaic), появление которого назвали «вторым рождением Интернета»?
а) в 1957 г.
б) в 1984 г.
в) в 1993 г.
г) в 2000 г.
Ответ: в
11. Какой браузер является наиболее востребованным в современном интернете?
а) Google Chrome
б) Safari
в) Mozilla Firefox
г) Opera
Ответ: а
12. Годом рождения российского интернета считается:
а) 1984 г.
б) 1990 г.
в) 1994 г.
г) 2010 г.
Ответ: б
13. Какая из нижеприведенных характеристик не является мерой уровня вариационного ряда?
а) мода
б) медиана
в) дисперсия
г) средняя арифметическая
Ответ: в
14. Какая из нижеприведенных характеристик не является мерой рассеяния вариационного ряда?
а) коэффициент вариации
б) размах вариации
в) дисперсия
г) средняя арифметическая
Ответ: г
15. Оцифровка – это:
а) цифровая трансформация общества
б) массовая компьютеризация общества
в) внедрение математических методов в гуманитарные науки
г) процесс преобразования информации в цифровой формат
Ответ: г

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Наука о структурах, порядке и отношениях, которая исторически сложилась на основе операций подсчёта, измерения и описания форм реальных объектов, называется ___________________.
Ответ: математика
2. Раздел математики, посвященный математическим методам систематизации, обработки и использования статистических данных для научных и практических выводов, называется ________________ статистикой.
Ответ: математической
3. Математическая статистика базируется на теории ________________, изучающей случайные события и случайные процессы.
Ответ: вероятностей
4. Приписывание объектам или событиям числовых форм в соответствии с определенными правилами называется _______________.
Ответ: измерением
5. Шкала, измерение в соответствии с которой состоит в классификации объектов, а числа приписываются классу объектов, называется шкала _________________.
Ответ: наименований
6. Суждения высококвалифицированных специалистов-профессионалов, высказанные в виде содержательной, качественной или количественной оценки чего-либо, называются ______________ оценками.
Ответ: экспертными.
7. Ряды данных, показывающих количественную меру того или иного признака у разных объектов некой совокупности, называются ___________________ рядами.
Ответ: вариационными.
8. Ряды количественных показателей, характеризующих величину того или иного признака у одних и тех же объектов в разное время, называются __________________ рядами.
Ответ: динамическими
9. Значение признака в вариационном ряду, встречающееся наиболее часто, называется ________.
Ответ: мода
10. Значение признака, которое приходится на середину вариационного ряда, называется ___________.
Ответ: медиана
11. Значение, получаемое в результате сложения всех элементов вариационного ряда с делением суммы на общее число элементов, называется средней ____________________.
Ответ: арифметической
12. Мода, медиана, средняя арифметическая являются мерами __________ вариационного ряда.
Ответ: уровня
13. Дисперсия, среднеквадратическое отклонение, коэффициент вариации являются мерами ____________ вариационного ряда.
Ответ: рассеяния
14. Разница наибольшего и наименьшего значений признака в вариационном ряду называется __________ вариации.
Ответ: размахом
15. В дискретном вариационном ряду значения признака отличаются на ____________ величину.
Ответ: конечную
16. Долговременная тенденция изменения динамического (временного) ряда называется временным __________.
Ответ: трендом
17. Информация в интернете по конкретной теме, размещенная в 1 основном файле – это веб-____________.
Ответ: страница
18. Группа связанных между собой в стилевом и содержательном отношении интернет-страниц – это веб-_______.
Ответ: сайт.
19. Интернет-сайт, сложный в структурном отношении, содержащий как собственную информацию, так и большое количество внешних ссылок – это веб-__________.
Ответ: сервер
20. Тематический интернет-сервер, содержащий максимальное количество информации по данной области знаний, позволяющий пользователю составить представление по той или иной проблеме только за счет размещенных на нем материалов – это веб-_________.
Ответ: портал.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: Способен применять современные методы математической статистики в рамках Data Science

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Имеются ли в общественных явлениях жестко детерминированные, функциональные зависимости?
а) да, в этом общество очень похоже на природу
б) да, но встречаются они реже, чем в природе
в) да, но они значительно сложнее, чем в природе
г) нет, процессы в обществе описываются статистическими зависимостями
Ответ: г
2. Взятая случайным способом для анализа часть генеральной совокупности изучаемых объектов называется:
а) подборкой
б) набором
в) отбором
г) выборкой
Ответ: г
3. Разделение объектов на классы в соответствии с определенными правилами называется:
а) типологией
б) иерархией
в) классификацией
г) детализацией
Ответ: в
4. Представление данных в некоторой визуальной форме, позволяющей человеку погрузиться в данные и работать с их визуальным представлением называется:
а) кластер-анализом
б) факторным анализом
в) типологией
г) визуальным анализом
Ответ: г
5. Какой из перечисленных ниже моментов несовместим с визуальной аналитикой?
а) возможность непосредственного генерирования гипотез
б) использование чувственных человеческих навыков для анализа
в) прямое взаимодействие с данными
г) полное отсутствие навыков аналитической работы
Ответ: г
6. Одним из наиболее популярных средств хранения, обработки и визуализации данных являются электронные таблицы:
а) Microsoft Excel
б) Microsoft Word
в) Google Chrome
г) Keynote
Ответ: а
7. Одной из наиболее популярных программ подготовки и просмотра презентаций является:
а) MapInfo
б) Microsoft PowerPoint
в) Safari
г) Pages
Ответ: б
8. Что из нижеперечисленного не является презентацией результатов научных исследований?
а) доклад
б) статья
в) компьютерная презентация
г) частная беседа
Ответ: г
9. Что из нижеперечисленного не является правилом создания презентаций?
а) иллюстративные материалы должны быть простыми и доступными для каждого зрителя в аудитории
б) слайды должны быть гармонично смонтированы и ни в коем случае не перегружены информацией
в) презентация может быть полностью составлена из текстовых фрагментов доклада
г) каждый слайд необходимо посвящать одной теме, одному факту или одной идее
Ответ: в
10. Допустимы ли в презентации звуковые и видеофрагменты?
а) нет, этого делать нельзя ни в коем случае
б) нет, это запрещено правилами проведения конференций
в) да, допустимы, но в крайне умеренном количестве
г) да, это обязательное условие проведения презентаций
Ответ: в
11. Первые электронно-вычислительные машины появились:
а) в 1930–х гг.
б) в 1940–х гг.
в) в 1950–х гг.
г) в 1960–х гг.
Ответ: б
12. Гипертекст – это:
а) текстовый файл большого объема
б) электронный текст с гиперссылками
в) полнотекстовая база данных
г) текстовый файл размещенный на web–сайте
Ответ: б
13. Массовые персональные компьютеры появились:
а) в 1960–е гг.
б) в 1970–е гг.
в) в 1980–е гг.
г) в 1990–е гг.
Ответ: в
14. Для виртуальной реконструкции объектов историко-культурного наследия используется метод:
а) анализа баз данных
б) 3D–моделирования
в) информационного поиска
г) web–программирования
Ответ: б
15. Слова «В каждой естественной науке заключено столько истины, сколько в ней есть математики» принадлежат:
а) Галилео Галилею
б) Иммануилу Канту
в) Карлу-Фридриху Гауссу
г) Альберту Эйнштейну
Ответ: б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Статистическая взаимосвязь двух или более случайных величин называется _______________.
Ответ: корреляцией
2. Степень зависимости одного признака от другого определяется с помощью коэффициента ______________.
Ответ: корреляции
3. Воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданным для их изучения, называется ____________________.
Ответ: моделированием
4. Система математических соотношений, описывающих изучаемый процесс или явление, называется ___________________ моделью.
Ответ: математической
5. Моделирование нереальных, никогда не происходивших в истории человечества ситуаций, называется ____________________ моделированием.
Ответ: контрфактическим
6. Моделирование исторических материальных объектов называется исторической ___________________.
Ответ: реконструкцией
7. Система отбора единиц наблюдения, при которой результаты, полученные на частичном объеме, отражают всю изучаемую совокупность – это ________________ метод.
Ответ: выборочный
8. Основным условием корректности выборки является _______________ отбора.
Ответ: случайность
9. Для визуальной аналитики необходимо использовать специализированное _________________ обеспечение.
Ответ: программное.
10. Публичное сообщение в виде развернутого изложения определенной научной темы называется научным ____________.
Ответ: докладом.
11. Презентация, как и любой другой продукт, созданный автором, является его ___________________ собственностью.
Ответ: интеллектуальной
12. Базовой информационной технологией для использования в гуманитарных исследованиях является технология _______ данных.
Ответ: баз
13. Всемирная система объединённых компьютерных сетей, построенная на использовании протокола IP и маршрутизации пакетов данных, получила название _____________.
Ответ: Интернет
14. Наборы данных, которые достаточно сложны, объемны, быстро изменяемы и слишком слабо структурированы для того, чтобы быть обработанными с помощью ручных, традиционных методов, получили название ___________ данных.
Ответ: больших
15. Свойство информационно-поисковых систем, характеризующее адекватность полученных ответов на запрос, называется ____________________.
Ответ: релевантность
16. База данных биографического характера называется ______________________ базой данных.
Ответ: просопографической
17. Программное обеспечение, которое разработано для решения конкретных задач пользователя называется _______________ программным обеспечением.
Ответ: прикладным
18. Компьютерная программа, позволяющая проводить вычисления с данными, представленными в виде двумерных массивов, имитирующих бумажные таблицы, называется электронными _____________.
Ответ: таблицами.
19. Наука и технологии создания искусственных систем, способных решать интеллектуальные задачи, получили название искусственный _______________.
Ответ: интеллект
20. Направление искусственного интеллекта, цель которого – смоделировать аналитические механизмы, осуществляемые человеческим мозгом, – носит название ________________.
Ответ: нейросеть

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 3 семестра зачета по всему изученному курсу в данный момент времени.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50 % заданий;
«незачтено» – верно выполнено 50 % и менее 50 % заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н.В. Волков, Т.Л. Серебрякова Компьютерные технологии в научных исследованиях: Учебное пособие Азбука, 2016 // ЭБС Алтайского госуниверситета http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3312
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека Ассоциации «История и компьютер» aik-hisc.ru
Э2 Информационные технологии для историков www.hist.msu.ru
Э3 Математические методы в социально-гуманитарных науках helpiks.org
Э4 О точных методах в гуманитарных науках modernproblems.org.ru
Э5 Взаимосвязь математики и предметов гуманитарного цикла headinsider.info
Э6 Курс в MOODLE "Математические методы в гуманитарных исследованиях" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

Базы данных, разработанные преподавателями АлтГУ:
БД «Населенные пункты Алтайского края»;
БД «Население Тобольска в 1897 г.»;
БД «Население Барнаула второй половины XVIII – начала XX вв. по материалам метрических книг»;
БД «Профессии и занятия населения Российской империи конца XIX – начала XX веков (по материалам всероссийской переписи населения 1897 года»);
БД «Историческое профессиоведение (российский вариант международной классификации исторических профессий)»;
БД «Населенные места Алтайской губернии в 1924 г.».

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.
311М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 единица; компьютеры – 13 единиц: марка ASUS Intet Pentiumu - 1 единица; марка ACT - 1 единица; марка Арситек - 1 единица; марка in win – 1 единица; марка АСТ POWER, модель Р-511 – 1 единица; марка Aquarius модель Pro P30 946 – 3 единицы; марка КламаС Офис модель Intel Core i3-2100 – 1 единица; марка Aquaruius модель Elt E50 S54 – 2 единицы; марка АСТ POWER – 1 единица; марка Intel Core2 Duo – 1 единица; мониторы: марка Philips модель 190S6 – 2 единицы; марка Acer модель AL1917 – 4 единицы; марка Samsung 2ms – 1 единица, Samsung 943n - 1 единица, марка Acer модель V233h – 2 единицы; марка Sony – 1 единица; марка Samsung модель SyncMaster 943 – 2 единицы; сканер: EPSON GT 20000 B11B195021 – 1 единица; сканер: HP Scanjet automatic document feeder C771A – 1 единица; сканер: HP Scanjet 2400 – 2 единицы; сканер: HP Scanjet G4010 – 1 единица; лазерный ксерокс: Xerox Phaser 4500n – 1 единица; телевизор ЖК Samsung 46" LE46B530P7W; учебно-наглядные пособия и литература

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В рамках настоящего курса происходит знакомство магистрантов с современными проблемами и тенденциями развития применения математических методов в гуманитарных исследованиях, при этом обращается внимание на специфику обработки гуманитарных данных и подбор адекватных математических методов для работы с гуманитарными материалами.
Дисциплина «Математические методы в исторических исследованиях» предполагает изучение студентами магистрантами одного из направлений основного содержания своей будущей профессиональной деятельности, связанного с возможным решение задач, связанных с математическим описанием различных процессов и математическим моделированием.
На основе изучения курса осуществляется формирование одной общекультурной (УК-6) и двух профессиональных (ПК-1, ПК-2) компетенций, связанных со способностью определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы её совершенствования, а также со способностью анализировать и визуализировать данные в гуманитарных науках на основе современных методов и инструментальных средств прикладной информатики, в частности математической статистики, в рамках Data Science.
При изучении материалов курса особое внимание следует обратить на роль и место математики в системе наук, ее отношениях с гуманитарными и социальными науками и дисциплинами. Математика – наука о структурах, порядке и отношениях, которая исторически сложилась на основе операций подсчёта, измерения и описания форм реальных объектов. Очень важным является также понимание значения информации в современном мире и определение и содержание такого понятия, как «информационное общество».
Изучаемый курс частично пересекается с такой междисциплинарной научной областью, как историческая информатика. Историческая информатика – это научная дисциплина, изучающая закономерности процесса информатизации исторической науки и образования. В ее основе лежит совокупность теоретических и прикладных знаний, необходимых для создания и использования в исследовательской практике электронных версий исторических источников всех видов.
Далее вниманию обучающихся представляется материал о месте математических методов в гуманитарных, в частности, в исторических исследованиях. Особое внимание уделяется взаимоотношениям между историей и статистикой. Важным моментом является и связь применения математических с таким понятием, как база данных – совокупность структурированных взаимосвязанных данных, предназначенная для обеспечения информационных запросов в определенной предметной области. Каждая база данных тематически определяется своей предметной областью, т.е. теми объектами реального мира, информацию о которых она содержит. Поэтому иногда базу данных называют информационной моделью предметной области.
Особое место в курсе занимают вопросы, связанные с математическим моделированием. Согласно современной точке зрения рассматривается три класса математических моделей: статистические, имитационные, и аналитические.
Как правило, в статистических моделях используются методы математической статистики: это регрессионные модели (модели множественной регрессии) и модели факторного анализа.
В аналитических моделях используется математический аппарат дифференциальных уравнений и марковских цепей.
В имитационных моделях используется математический аппарат конечно-разностных уравнений.
При подготовке к зачету особое внимание следует уделить логическим основам применения математических методов и сферам практической области их использования.
В ходе практических занятий, тестирования и самостоятельной работы формируются также умения осуществлять подготовку гуманитарной информации для математической обработки и подбирать адекватные математические методы для работы с гуманитарными материалами.
Выполнение практических заданий и письменных работ помимо указанных умений и навыков формирует навыки владения основными методами математической статистики и технологиями работы с базами данных и электронными таблицами.