МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Аналитические методы и модели в экономике и управлении

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и эконометрики
Направление подготовки09.04.03. Прикладная информатика
ПрофильУправление информационными системами в бизнесе
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_04_03_Прикладная информатика_УИСвБ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.т.н., профессор, Оскорбин Н.М.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Юдинцев А. Ю.

Рабочая программа дисциплины
Аналитические методы и модели в экономике и управлении

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 09.04.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 916)

составлена на основании учебного плана:
09.04.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 07.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р экон.наук, проф. Е.Е.Шваков


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 07.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д-р экон.наук, проф. Е.Е.Шваков


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Аналитические методы и модели в экономике и управлении» является подготовка магистров по направлению 09.04.03 «Прикладная информатика» к изучению методологических и методических подходов математического и компьютерного моделирования и прогнозирования процессов в сложных социально-экономических системах, развивающих способности к абстрактному мышлению, анализу, синтезу при решении проблем выбранной области профессиональной деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен использовать и развивать методы научных исследований и инструментарий в области проектирования и управления информационными системами в бизнесе
ПК-1.1 Знать методы и технологии проведения научных исследований и инструментарий в области проектирования и управления информационными системами в прикладных областях
ПК-1.2 Уметь использовать и развивать методы научных исследований и инструментарий в области проектирования и управления информационными системами в прикладных областях
ПК-3Способен применять современные методы и инструментальные средства прикладной информатики для автоматизации и информатизации проектных задач в бизнесе
ПК-3.1 Знать современные методы и инструментальные средства прикладной информатики для автоматизации и информатизации решения прикладных задач различных классов и создания ИС
ПК-3.2 Уметь применять современные методы и инструментальные средства прикладной информатики для автоматизации и информатизации решения прикладных задач различных классов и создания ИС
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Методы научных исследований и инструментарий в области проектирования и управления информационными системами в бизнесе.
Современные методы и инструментальные средства прикладной информатики для автоматизации и информатизации проектных задач в бизнесе
3.2.Уметь:
3.2.1.Использовать и развивать методы научных исследований и инструментарий в области проектирования и управления информационными системами в бизнесе.
Применять в профессиональной деятельности современные методы м инструментальные средства прикладной информатики для автоматизации и информатизации проектных задач в бизнесе.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Способностью использовать и развивать методы научных исследований и инструментарий в области проектирования и управления информационными системами в бизнесе.
Способностью применять современные методы м инструментальные средства прикладной информатики для автоматизации и информатизации проектных задач в бизнесе.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Аналитические методы в экономике: основные понятия и определения
1.1. Понятие аналитических методов в экономике и социологии Лекции 3 2 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2
1.2. Основная технологическая схема аналитического исследования с использованием математических и компьютерных моделей Практические 3 4 Л2.2, Л1.2
1.3. Организация и обработка данных экспертного опроса Сам. работа 3 19 Л2.2
Раздел 2. 2. Моделирование процессов и процедур принятия решений, примеры
2.1. Моделирование процессов и оптимальных решений. Многокритериальные модели принятия решений Лекции 3 2 Л2.2, Л1.2
2.2. Производственные функции и задача оптимального среднесрочного планирования Практические 3 4 Л2.2, Л1.2
2.3. Типовые задачи, решаемые с использованием инструмента Excel «Поиск решения» Сам. работа 3 18 Л2.2, Л1.2
Раздел 3. 3. Математические и инструментальные методы портфельного анализа
3.1. Портфельный анализ. Модель Марковица Лекции 3 4 Л2.2, Л1.2
3.2. Портфельный анализ. Формирование таблицы вариантов инвестиционных портфелей Практические 3 4 Л2.2, Л2.3, Л1.2
3.3. Поддержка решений при оптимизации портфельных инвестиций в условиях стабильной и нестабильной экономики Сам. работа 3 12 Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. 4. Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений при стимулировании менеджеров финансовых организаций
4.1. Модель поведения работника на рабочем месте Практические 3 6 Л2.2, Л1.1
4.2. Модель оптимизации бонуса менеджеров финансовых организаций Практические 3 6 Л1.1, Л2.3
4.3. Выполнение индивидуальных расчетных работ «Активность работников» и «Оптимизация бонуса» Сам. работа 3 18 Л2.2, Л1.1
Раздел 5. Итоговый экзамен
5.1. Итоговый экзамен по курсу Сам. работа 3 9 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2215
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен использовать и развивать методы научных исследований и инструментарий в области проектирования и управления информационными системами в бизнесе
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Какая модель является наиболее абстрактной?
(1) математическая модель
(2) изобразительная модель
(3) аналоговая модель
(4) изобразительно-аналоговая модель
Ответ: 1
2. Какие игры называются бесконечными?
(1) игра называется конечной, в которой у каждого игрока имеется конечное число возможных способов действий
(2) к бесконечным играм относятся модели конфликтных ситуаций, в которых каждая из противоположных сторон выбирает некоторые значения непрерывно меняющегося параметра
(3) к бесконечным играм относятся модели конфликтных ситуаций, в которых каждая из противоположных сторон выбирает некоторые значения непрерывно меняющегося параметра. В бесконечной игре по крайней мере один из игроков имеет бесконечное множество возможных способов действий
(4) игра называется бесконечной, если по крайней мере один из игроков имеет бесконечное множество возможных способов действий
Ответ: 2, 3, 4
3. Что понимают под статистикой?
(1) статистика – совокупность методов, которые дают нам возможность принимать быстрое решения в условиях неопределенности
(2) статистика – совокупность методов, которые дают нам возможность принимать оптимальные решения в условиях неопределенности
(3) статистика – совокупность методов, которые дают нам возможность принимать частичные решения в условиях неопределенности
(4) статистика – совокупность методов, которые дают нам возможность принимать бескомпромисные решения в условиях неопределенности
Ответ: 2
4. Какой критерий называется максиминным ?
(1) критерий Вальда
(2) критерий потерь
(3) критерий Гурвица
(4) критерий Лапласа
Ответ: 1
5. Что такое полипрагмазии?
(1) это название лекарства
(2) лечение разносторонними лечебными средствами
(3) это особое заболевание
(4) это фармакологически эффективное вещество
Ответ:2
6. Что такое риск поставщика?
(1) риск поставщика – отклонение еще хорошей партии продукции
(2) риск поставщика – отклонение очень хорошей партии продукции
(3) риск поставщика – отклонение негодной партии продукции
(4) риск поставщика – отклонение большой партии продукции
Ответ:1
7. Что называется потоком требований?
(1) поступающие требования в обслуживающую систему образуют некоторую временную последовательность событий, которая называется потоком требований
(2) элементами обслуживающей системы являются аппараты (мастерские по ремонту, зенитные комплексы, средства разведки и так далее), которые обслуживают поступающие требования (объекты, требующие ремонта, воздушные цели в зоне ПВО, объекты разведки, и так далее); поступающие требования образуют некоторую временную последовательность событий, которая называется потоком требований
(3) поступающие на регистрацию требования в обслуживающую систему называются потоком требований
(4) поступающие требования на вход обслуживающей системы образуют некоторую временную последовательность событий, которая называется потоком требований
Ответ:1,2,4
8. Какие обслуживающие системы называются системами с потерями?
(1) системы обслуживания, которые теряют требования, называются системами с потерями
(2) если требование, поступившее в систему, получило отказ, то, следовательно, оно покидает систему не обслуженным. Оно потеряно для обслуживания в этой системе. Поэтому часто подобные обслуживающие системы называются системами с потерями
(3) системы обслуживания, которые теряют аппараты обслуживания, называются системами с потерями
(4) системы обслуживания, которые теряют требования и аппараты обслуживания, называются системами с потерями
Ответ: 1,2
9. Что называется оптимальным планом?
(1) решение, наилучшим образом соответствующее целевой установке и удовлетворяющее условиям задачи, называется оптимальным планом
(2) решение, найденное методом линейного программирования, называется оптимальным планом
(3) решение, наилучшим образом соответствующее условиям задачи, называется оптимальным планом
(4) решение, наилучшим образом соответствующее поставленной задаче, называется оптимальным планом
Ответ:1
10. Что называется целевой функцией?
(1) в задачах оптимизации – функция, значение которой необходимо сделать максимальным или минимальным; функция описывающая степень близости к цели
(2) функция, значение которой необходимо сделать максимальным
(3) функция, значение которой необходимо сделать минимальным
(4) функция описывающая степень близости к цели
Ответ: 1,4
11. В качестве раздела исследования операций, что представляет собой теория игр ?
(1) в качестве раздела исследования операций теория игр представляет теорию аналоговых моделей принятия оптимальных решений в конфликтных ситуациях
(2) в качестве раздела исследования операций теория игр представляет теорию математических моделей принятия оптимальных решений в конфликтных ситуациях
(3) в качестве раздела исследования операций теория игр представляет теорию изобразительных моделей принятия оптимальных решений в конфликтных ситуациях
(4) в качестве раздела исследования операций теория игр представляет теорию вычислительных моделей принятия оптимальных решений в конфликтных ситуациях
Ответ:2
12. Какие игры называются квазиматричными играми?
(1) конечные игры, в которых в целом ряде случаев стороны имеют различную информацию о ходах "природы". Так, например, I может знать, а игрок II не знать, какой ход сделает "природа". Такие игры и называются квазиматричными
(2) бесконечные игры, в которых в целом ряде случаев стороны имеют различную информацию о ходах "природы". Так, например, I может знать, а игрок II не знать, какой ход сделает "природа". Такие игры и называются квазиматричными
(3) конечные игры, в которых в целом ряде случаев стороны имеют одинаковую информацию о ходах "природы". Так, например, I может знать, а игрок II не знать, какой ход сделает "природа". Такие игры и называются квазиматричными
(4) бесконечные игры, в которых в целом ряде случаев стороны имеют одинаковую информацию о ходах "природы". Так, например, I может знать, а игрок II не знать, какой ход сделает "природа". Такие игры и называются квазиматричными
Ответ:1
13. Какие основные этапы обеспечивают полный процесс исследования?
(1) построение математической модели
(2) нахождение решения с помощью математической модели
(3) после модельный анализ и корректировка полученного результата
(4) постановка задачи. Построение математической модели. Нахождение решения с помощью модели. После модельный анализ и корректировка полученного результата
Ответ:4
14. Какое правило называется правилом Байеса?
(1) правило, в соответствии с которым каждому исходу эксперимента соответствует действие , дающее минимальные потери. Это правило называется правилом Байеса относительно априорного распределения вероятностей состояний природы
(2) правило, в соответствии с которым каждому исходу эксперимента соответствует действие , дающее максимальные потери. Это правило называется правилом Байеса относительно априорного распределения вероятностей состояний природы
(3) правило, в соответствии с которым каждому исходу эксперимента соответствует действие , дающее средние потери. Это правило называется правилом Байеса относительно априорного распределения вероятностей состояний природы
(4) правило, в соответствии с которым каждому исходу эксперимента соответствует действие , не дающее потерь. Это правило называется правилом Байеса относительно априорного распределения вероятностей состояний природы
Ответ:1
15. На что опирается результат исследования?
(1) опирается с одной стороны, на точное знание надежности метода, а с другой – на точное знание нормы
(2) на патологию
(3) на точное знание надежности метода
(4) на точное знание нормы
Ответ: 1
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Какой критерий считается критерием пессимизма-оптимизма ?
Ответ: критерий Гурвица
2. Что является мерой качества технических изделий?
Ответ: срок службы технических изделий является важнейшей мерой качества
3. Какая проблема является задачей теории массового обслуживания?
Ответ: задачей теории массового обслуживания является отыскание функциональных зависимостей величин, характеризующих качество функционирования обслуживающей системы, от характеристик входящего потока, параметров, характеризующих возможности обслуживающего аппарата, и способов организации всей обслуживающей системы в целом
4. Какие системы называются смешанными системами обслуживания?
Ответ: требование, поступившее в систему обслуживания в момент, когда все обслуживающие аппараты заняты, не обязательно должно покинуть систему. Но и не обязательно будет ждать конца обслуживания. Оно покинет систему, если будут выполнены некоторые дополнительные условия. При этом в различных задачах условия, при которых требование должно покинуть обслуживающую систему, могут быть самыми разнообразными
5. Какая область может быть названа областью допустимых планов?
Ответ: область может быть названа областью допустимых планов, поскольку любая точка в ее пределах отвечает требованиям наложенных ограничений
6. Какое моделирование называется дискретным?
Ответ: моделирование, при котором исследуемый процесс представляется дискретной последовательностью событий
7. Что называется ходом?
Ответ: выбор одного из возможных вариантов в процессе игры называется ходом
8. Когда существует оптимальная стратегия поведения в квазиматричных играх?
Ответ: в квазиматричных играх всегда существует оптимальная стратегия поведения
9. Какие требования предъявляют к критерию эффективности?
Ответ: основным требованием, предъявляемым к критерию эффективности, является установление строго соответствия между ним и конечной целью
10. Что указывает выбранная стратегия до начала эксперимента?
Ответ: любая стратегия должна однозначно указывать до начала эксперимента, что нужно сделать на каждом этапе экспериментирования в зависимости от имеющейся информации
11. Что называют объемом выборки?
Ответ: количество наблюдений, составляющих выборку, называется объемом выборки
12. Чем характерен "трижды слепой опыт"? приведите пример
Ответ: "трижды слепой опыт". В этом случае врачу неизвестно, какое лекарство получает пациент, сестра не знает, что она дает больному, и больной не знаком ни врачу, ни сестре
13. Какой анализ проводят, чтобы установить качество изделия ?
Ответ: "дисперсионный анализ" с помощью которого отвечают на этот вопрос, делит входные переменные на "эффективные", или существенные, и "неэффективные", или несущественные; "дисперсионный анализ" с помощью которого анализируют дисперсию изготовленной продукции; дисперсионный анализ
14. Что называют случайной величиной ?
Ответ: числовая величина, значения которой зависят от элементарных исходов, называется случайной величиной:
15. Какое состояние называется невозвратным?
Ответ: состояние называется невозвратным, если вероятность возвращения в него равна ½; состояние называется невозвратным, если вероятность возвращения в него меньше 1; состояние называется невозвратным, если вероятность возвращения в него равна 0
16. Какие потоки называются однородными?
Ответ: когда мы имеем дело с конкретной системой обслуживания, характер потока требований таков, что в любой момент времени практически может поступить только одно требование. Потоки, обладающие этим свойством, называются однородными
17. Критерии эффективности систем обслуживания без потерь ?
Ответ: перечень критериев:
• Математическое ожидание длины очереди.
• Время ожидания начала обслуживания.
• Закон распределения начала обслуживания (закон распределения времени ожидания удается найти не всегда, в этих случаях приходится пользоваться более простыми критериями).
• Средняя длина очереди, полная характеристика которой может быть задана законом распределения длины очереди.
• Такое показатель, как среднее число занятых обслуживающих аппаратов(это число – величина случайная)
18. Каковы этапы симплекс-метода?
Ответ: найти допустимый план, соответствующий одной из вершин области допустимых планов.
Проверить, оптимален ли найденный план. Если оптимален, вычисления окончены. Если нет – следующий план.
Переход к другой вершине (другому допустимому плану), в которой значение целевой функции меньше, проверка его на оптимальность и так далее
19. Что такое линейное программирование ?
Ответ: раздел математики, изучающий задачи оптимизации с ограничениями в виде системы линейных неравенств
20. Что называют решением игры?
Ответ: совокупность оптимальных стратегий называется решением игры
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен применять современные методы и инструментальные средства прикладной информатики для автоматизации и информатизации проектных задач в бизнесе;
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Какие задачи являются плохо формализуемыми ?
(1) плохо формализуемые задачи - это задачи, условия которых определены не полностью, не все связи заданы в аналитической форме, при этом формулировка задачи может содержать противоречия, а также не все соглашения о понятии решения могут быть в наличии
(2) плохо формализуемые задачи - это задачи, условия которых определены не полностью
(3) плохо формализуемые задачи - это задачи, у которых не все связи заданы в аналитической форме
(4) плохо формализуемые задачи - это задачи, формулировка которых может содержать противоречия, а также не все соглашения о понятии решения могут быть в наличии
Ответ: 1,2,3,4
2. Какая функция называется функцией выигрыша?
(1) функция, ставящая в соответствие каждой ситуации выигрыш, который не получает игрок I, называется функцией выигрыша
(2) функция, ставящая в соответствие каждой ситуации 0, называется функцией выигрыша
(3) функция, ставящая в соответствие каждой ситуации выигрыш, который получает игрок I, называется функцией выигрыша
(4) функция, ставящая в соответствие каждой ситуации выигрыш, который получают игроки, называется функцией выигрыша
Ответ: 3
3. Какую выборку называют случайной?
(1) мы называем выборку случайной, если каждая возможная комбинация равного числа элементов из генеральной совокупности имеет меньшую вероятность образовать выборку
(2) мы называем выборку случайной, если каждая возможная комбинация равного числа элементов из генеральной совокупности имеет большую вероятность образовать выборку
(3) мы называем выборку случайной, если каждая возможная комбинация равного числа элементов из генеральной совокупности имеет случайную вероятность образовать выборку
(4) мы называем выборку случайной, если каждая возможная комбинация равного числа элементов из генеральной совокупности имеет равную вероятность образовать выборку
Ответ:4
4. Какой критерий называется критерием минимаксного риска ?
(1) критерий Вальда
(2) критерий потерь
(3) критерий Гурвица
(4) критерий Лапласа
Ответ:2
5. Что такое риск покупателя?
(1) риск покупателя – прием хорошей партии
(2) риск покупателя – прием большой партии
(3) риск покупателя – прием малой партии
(4) риск покупателя – прием уже плохой партии
Ответ:4
6. Какая система называется неупорядоченной ?
(1) все обслуживающие аппараты системы разные.
Вновь поступившее требование обслуживается одним из свободных аппаратов, причем предпочтения при этом не отдается ни одному из них. Такая организация системы обслуживания носит название неупорядоченной
(2) все обслуживающие аппараты системы одинаковы.
Вновь поступившее требование обслуживается одним из свободных аппаратов, причем предпочтения при этом не отдается ни одному из них. Такая организация системы обслуживания носит название неупорядоченной
(3) все обслуживающие аппараты системы одинаковы.
Вновь поступившее требование обслуживается только первым аппаратом. Такая организация системы обслуживания носит название неупорядоченной
(4) все обслуживающие аппараты системы одинаковы.
Вновь поступившее требование обслуживается последним из свободных аппаратов, причем предпочтения при этом не отдается ни одному из них. Такая организация системы обслуживания носит название неупорядоченной
Ответ:2
7. Какие задачи называют задачами обслуживания в системах с потерями ?
(1) задачи, поставленные для решения проблем в системах с потерями, называют задачами обслуживания в системах с потерями
(2) задачи, поставленные для решения проблем в теории массового обслуживания, называют задачами обслуживания в системах с потерями
(3) задачи, поставленные для решения проблем в системах с одним аппаратом, называют задачами обслуживания в системах с потерями
(4) задачи, поставленные для решения проблем в системах с отсутствующим потоком требованием, называют задачами обслуживания в системах с потерями
Ответ:1
8. Что требуется сделать с целевой функцией?
(1) целевую функцию по условиям задачи требуется обратить в бесконечность
(2) целевую функцию по условиям задачи требуется обратить только в максимум
(3) целевую функцию по условиям задачи требуется обратить в минимум или максимум
(4) целевую функцию по условиям задачи требуется обратить только в минимум
Ответ:3
9. Всегда ли накладывается требование целочисленности распределительных задач?
(1) во многих интерпретациях распределительной задачи требование целочисленности на переменные всегда накладывается
(2) во многих интерпретациях распределительной задачи требование целочисленности на переменные может накладываться частично
(3) во многих интерпретациях распределительной задачи требование целочисленности на переменные с четным значением может и не накладываться
(4) во многих интерпретациях распределительной задачи требование целочисленности на переменные может и не накладываться
Ответ: 2,4
10. Что надо делать при наличии неопределенности?
(1) любую неопределенность можно расчленить на известную и неизвестную части, построить теоретико-игровую модель, на основании которой определяется оптимальное решение
(2) любую неопределенность можно отбросить и построить теоретико-игровую модель, на основании которой определяется оптимальное решение
(3) любую неопределенность можно расчленить на множество частей и построить теоретико-игровую модель, на основании которой определяется оптимальное решение
(4) любую неопределенность можно заменить определенностью и построить теоретико-игровую модель, на основании которой определяется оптимальное решение
Ответ:1
11. Что необходимо выполнить для построения математической модели?
(1) выделить рассматриваемый объект или процесс, отбросить все несущественное и установить все существенное
(2) определить набор параметров, характеризующих как состояние системы (процесса), так и возможное управление системой (процессом)
(3) определить зависимости между параметрами состояния и управления
(4) выделить рассматриваемый объекта (процесс), отбросить все несущественное и установить все существенное.
Точно количественно описать ситуацию, с тем чтобы это описание можно было перевести на математический язык.
Определить набор параметров, характеризующих как состояние системы (процесса), так и возможное управление системой (процессом).
Определить зависимости между параметрами состояния и управления.
Определить цели через параметры системы в терминах соответствующей математической модели
Ответ:4
12. Какое действие называется байесовым?
(1) правило, в соответствии с которым каждому исходу эксперимента соответствует действие , не дающее потерь. Это правило называется правилом Байеса относительно априорного распределения вероятностей состояний природы, а действие - байесовым
(2) правило, в соответствии с которым каждому исходу эксперимента соответствует действие , дающее средние потери. Это правило называется правилом Байеса относительно априорного распределения вероятностей состояний природы а действие - байесовым
(3) правило, в соответствии с которым каждому исходу эксперимента соответствует действие , дающее максимальные потери. Это правило называется правилом Байеса относительно априорного распределения вероятностей состояний природы а действие - байесовым
(4) правило, в соответствии с которым каждому исходу эксперимента соответствует действие , дающее минимальные потери. Это правило называется правилом Байеса относительно априорного распределения вероятностей состояний природы, а действие – байесовым
Ответ:4
13. Какому критерию соответствует критерий Гурвица когда а=1?
(1) прикритерий а=1 Гурвица соответствует критерию пессимизма-оптимизма
(2) прикритерий а=1 Гурвица соответствует критерию Вальда
(3) прикритерий а=1 Гурвица соответствует критерию максиминному критерию
(4) прикритерий а=1 Гурвица соответствует критерию минимаксному критерию
Ответ:1,2,3
14. Что подразумеваем мы качеством в рамках статистики?
(1) причем под "качеством" в рамках статистики мы подразумеваем лишь "полное совпадение" между образцом и действительным исполнением изделия
(2) причем под "качеством" в рамках статистики мы подразумеваем лишь "качество совпадения" между образцом и действительным исполнением изделия
(3) причем под "качеством" в рамках статистики мы подразумеваем лишь "частичное совпадение" между образцом и действительным исполнением изделия
(4) причем под "качеством" в рамках статистики мы подразумеваем лишь "качество материала", из которого изготовлено изделие
Ответ:2
15. Какую систему называют упорядоченной?
(1) если требования поступают в систему обслуживания упорядоченно, то такую систему называют упорядоченной
(2) если требования поступают в систему обслуживания по нормальному закону, то такую систему называют упорядоченной
(3) если требования поступают в систему обслуживания по закону Пуассона, то такую систему называют упорядоченной
(4) если аппараты обслуживающей системы расположены последовательно (пронумерованы) и очередное требование поступает сначала на первый из них и лишь только в том случае, если он занят, передается второму аппарату и так далее, то такую систему будем называть упорядоченной
Ответ:4
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Что такое распределение памяти вычислительной машины?
Ответ: действия транслятора или исполняющей системы для выделения областей памяти объектам (переменным) программы
2. Какое моделирование называется непрерывным?
Ответ: моделирование, при котором учитывается непрерывный характер исследуемого процесса
3. Что называется стратегией игрока?
Ответ: заранее определенная последовательность ходов в зависимости от информации о ходах противника и о случайно изменяющихся параметрах, законы распределения которых считаются заданными, называется стратегией игрока; стратегия – это план поведения игры данным игроком
4. По каким признакам классифицируются математические модели?
Ответ: математические модели классифицируются по времени, числу сторон, принимающих решения, наличию или отсутствию случайных (или неопределенных) факторов и виду критерия эффективности и наложенных ограничений
5. Что учитывает показатель эффективности?
Ответ: показатель эффективности должен учитывать стоимость данного исхода и потери, вызванные неправильными решениями
Что называют статистически независимыми величины ?
Ответ: последовательные наблюдения величины x называются статистически независимыми, если условное распределение вероятностей i-го наблюденияне зависит от величин предыдущих наблюдений
6. Что понимают под видом кривой "доза-эффект"?
Ответ: под этим понимают геометрическое представление измеренных реакций в зависимости от дозы медикамента в системе координат, по оси абсцисс которой откладывается доза, а по оси ординат - реакция (чаще всего интенсивность или частота)
7. Что мы понимаем под надежностью?
Ответ: под надежностью мы понимаем вероятность безотказной эксплуатации в течение заданного времени
8. Какие потоки называются простейшими?
Ответ: простейшими потоками требований называются потоки, одновременно обладающие свойствами стационарности, однородности и отсутствия последствия
9. Критерии эффективности систем обслуживания с потерями?
Ответ: вероятность отказа равна вероятности того, что все обслуживающие аппараты окажутся занятыми. Вероятность отказа определяет, в какой степени данная система обслуживания способна удовлетворить поступающий поток требований. Этот критерий (вероятность отказа) не связан с качеством обслуживания внутри системы тех требований, которые были приняты на обслуживание. Он дает только внешнюю оценку способности системы приступить к обслуживанию поступившего требования.
Степень загрузки обслуживающей системы может характеризоваться таким критерием, как среднее число занятых аппаратов.
Более полно загрузка системы может характеризоваться законом распределения количества занятых аппаратов.
Может быть полезен такой критерий, как среднее количество потерянных требований за определенный промежуток времени
10. Какой перебор планов предусматривает симплекс-метод?
Ответ: симплекс-метод предусматривает направленный перебор планов, при котором каждый последующий план оказывается лучше предыдущего
11. Что понимают под алгоритмом?
Ответ: набор правил или описание последовательности операций для решения определенной задачи или достижения определенной цели
12. Где используется теория игр?
Ответ: теория игр используется практически в любой науке, где есть неопределенность; теория игр используется в экономике и медицине; теория игр используется в алгебраической топологии, биологии, метеорологии
13. Какие конкретные формы используются при выработке решений?
Ответ: анализ, синтез, индукция, дедукция
14. Для чего составляется матрица потерь?
Ответ: для определения оптимального действия согласно минимаксному критерию
15. Какой процесс представляет собой оптимизацию производства с помощью эволюционного планирования?
Ответ: если в производство внедряют технологию, оптимально построенную в лаборатории, то производят в "теперь уже полностью пригодном способе" ряд небольших систематических изменений всех входных переменных, рассматривают после каждого изменения результат, затем вновь производят измерения, чтобы поэтапно довести технологию до оптимума; этот процесс представляет собой оптимизацию производства с помощью "эволюционного планирования"
16. Какие системы называются упорядоченными?
Ответ: если аппараты пронумерованы, и новое требование обслуживается только первым аппаратом, если он свободен. Когда первый аппарат занят обслуживанием ранее поступившего требования, то новое требование поступает во второй аппарат; если занят второй, то в третий и так далее. Таким образом, новое требование обслуживается тем свободным аппаратом, который имеет наименьший номер. Такие системы называются упорядоченными
17. Какие системы называют системами с ожиданием?
Ответ: если требование, поступившее в систему обслуживания, может ее покинуть только тогда, когда оно полностью обслужено. В этом случае совокупность таких требований, поступивших в систему в тот момент, когда все обслуживающие аппараты заняты, образует очередь.
Такие системы называются системами с ожиданием или системами без потерь
18.Что такое дискретное программирование ?
Ответ: это целочисленное программирование; это раздел математики, занимающийся задачами целочисленной оптимизации
19. В чем состоит основное значение теории игр?
Ответ: основное значение теории игр состоит в том, что она дает ориентацию тогда, когда применение другого математического аппарата невозможно из-за отсутствия необходимой информации о действиях противника, а времени и, самое главное, других эффективных способов нет
20. Каким критерием может характеризоваться степень загрузки обслуживающей системы ?
Ответ: степень загрузки обслуживающей системы может характеризоваться таким критерием, как среднее число занятых аппаратов
21. Что такое модельная задача?
Ответ: задача, используемая для отладки или демонстрации системы
22. В чем различие между проблемами теории игр и теории статических решений?
Ответ: единственное, но весьма существенное, различие между проблемами теории игр и теории статических решений состоит в том, что "природа" в отличие от разумного игрока характеризуется стихийностью, а не сознательность выбора
23. Какое состояние называется возвратным?
Ответ: состояние называется возвратным, если вероятность возвращения в него равна 1
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.



5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусморены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости). Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 задания: 1 вопрос теоретического характера и 1 задача практико-ориентированного характера .

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Понятие аналитических методов в экономике и социологии.
2. Основная технологическая схема аналитического исследования с использованием математических и компьютерных моделей.
3. Организация и обработка данных экспертного опроса.
4. Моделирование процессов. Теоретические и эмпирические модели процессов.
5. Моделирование оптимальных решений. Модели решений в системах с одним ЛПР и в системах с двумя и более ЛПР.
6. Многокритериальные модели принятия решений.
7. Производственные функции. Задача оптимального среднесрочного планирования.
8. Методы исполнения решений на различных этапах цикла принятия решений на примере задачи распределения ресурсов.
9. Портфельный анализ. Модель Марковица.
10. Портфельный анализ. Формирование таблицы вариантов инвестиционных портфелей в условиях стабильной экономики. Выбор оптимального портфеля.
11. Портфельный анализ. Формирование таблицы вариантов инвестиционных портфелей в условиях нестабильной экономики. Выбор оптимального портфеля.
12. Модель поведения работника на рабочем месте и идентификация параметров модели для среднерыночного и индивидуального работника в условиях локального рынка труда.
13. Математические и инструментальные методы оптимизации бонуса менеджеров финансовых организаций.
14. Аналитические исследования проблем корпоративного управления. Модель планирования объединения промышленных предприятий.
15. Основы блочного линейного программирования.

ЗАДАЧИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
Задача 1. Портфельный анализ в условиях стабильной экономики. С использованием математической модели Марковица найти оптимальный набор финансовых инструментов, при которых достигается максимум гарантированной для инвестора оценки доходности вложения финансовых ресурсов. Наблюдаемые среднеквартальные значения доходности в течении 3-х лет для 5 заданных инструментов представлены в таблице. Расчеты провести с использованием программы в среде MS Excel .
Задача 2. Портфельный анализ в условиях нестабильной экономики. С использованием математической модели Марковица найти оптимальный набор финансовых инструментов, при которых достигается максимум гарантированной для инвестора оценки доходности вложения финансовых ресурсов на периоде в 3 месяца. Наблюдаемые среднеквартальные значения доходности в течение предшествующих 3-х лет для 5 заданных инструментов представлены в таблице. Расчеты провести с использованием программы в среде MS Excel (Файл Портфельный анализ-2-НЭ.xls).
Задача 3. Моделирование активности персонала фирмы. С использованием математической модели активности работника провести расчеты зависимости активности от оплаты единицы объема работ. Используя полученную зависимость провести расчеты;
А) Среднедневной активности (ФТА) при оплате 1 ЧНТ равной 80 рублей;
Б) Требуемую оплату 1 ЧНТ для выполнения работником 10 ЧНТ в среднем за рабочий день;
В) Провести расчеты уровней заработной платы работника в среднем за рабочий день и месяц по данным пп. А) и Б) (принять 20 рабочих дней в месяц).
Расчеты провести с использованием программы в среде MS Excel (Файл Активность работника.xls).
Задача 4. Оптимизация бонуса менеджеров финансовой организации. С использованием математической модели активности работника и математической модели характеристики бизнеса финансовой организации в зоне ответственности менеджера провести расчеты оптимального процента вознаграждения (бонуса) от дополнительной прибыли. Исследовать эффект автоматного поведения менеджера в стимулирующей среде. Используя полученные результаты исследовать зависимость бонуса от валентности работника Расчеты провести с использованием программы в среде MS Excel .
Приложения
Приложение 1.   ФОС-АМиМЭУ ПИвУФ-ФОС.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Г. А. Булатова, А. С. Маничева, Н. М. Оскорбин Методы и математические модели управления персоналом: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л1.2 О. П. Мамченко, Н. М. Оскорбин Моделирование иерархических систем: учеб. для вузов Изд-во АлтГУ, 2007 elibrary.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А. В. Максимов, Н. М. Оскорбин Многопользовательские информационные системы: основы теории и методы исследования: монография Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л2.2 Н. М. Оскорбин, В. В. Журавлева ; АлтГУ Математические модели и методы исследования систем управления (Ч. 1): учеб. пособие : [в 2 ч.] Изд-во АлтГУ, 2012 elibrary.asu.ru
Л2.3 И. Н. Дубина ; [науч. ред. Н. М. Оскорбин] Теоретико-игровые модели организации креативно-инновационной деятельности фирм: монография Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Свободная энциклопедия «Викпедия» \\ http://ru.wikipedia.org
Э2 Курс в Moodle «Аналитические методы и модели в экономике и управлении» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
1. КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/.
Профессиональные базы данных:
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
3. Научная электронная библиотека (http://elibrary.ru/).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для эффективного изучения теоретической части дисциплины «Аналитические методы и модели в экономике и управлении подготовлен электронный учебный курс в системе Moodle, который включает основные литературные источники, программные средства для выполнения индивидуальных расчетных заданий и глоссарий основных терминов дисциплины.
Смотри ЭУМК (moodle) http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2215
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практических занятиях, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция. На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно выделяйте ключевые моменты. Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Рактики – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в изучении темы. Темы и варианты лабораторных работ и представлены в ЭУМК. Для защиты результатов работ полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). Принимайте участие в дискуссиях при коллективной защите результатов работ, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа. При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. Эти задания следует выполнять постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль. Перечень основных и дополнительных вопросов к зачету для Вашего профиля представлен в ЭУМК. В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции и на лабораторных работах. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, лабораторных работах, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед зачетом. Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.