Закреплена за кафедрой | Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики |
---|---|
Направление подготовки | 09.04.03. Прикладная информатика |
Профиль | Цифровые технологии анализа данных для устойчивого развития регионов Северной и Центральной Азии |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 09_04_03_Прикладная информатика_ЦТАД_ЦА-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Лабораторные | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 76 | 76 | 76 | 76 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики
Протокол от 29.06.2022 г. № 11
Заведующий кафедрой к.т.н., доцент Понькина Е.В.
1.1. | Приобретение слушателями базовых знаний и навыков в области выявления и анализа причинно-следственных связей, оценки причинных эффектов, разработки сетевых моделей, а также применения методов интеллектульаного анализа данных для исследования проблем устойчивого развития территорий регионов Северной и Центральной Азии. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03 |
ОПК-1 | Способен самостоятельно приобретать, развивать и применять математические, естественнонаучные, социально-экономические и профессиональные знания для решения нестандартных задач, в том числе в новой или незнакомой среде и в междисциплинарном контексте; |
ПК-1 | Способен использовать и разрабатывать методы, модели, алгоритмы и цифровые технологии, а также различные инструментальные средства сбора, анализа и обработки данных различной природы для решения прикладных задач устойчивого развития территорий |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные понятия предметной области, методические подходы к оценке причинных эффектов, основные функции программных сред, используемых для решения задач предметной области, общий алгоритм проведения аналитического исследования. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять методы и информационные технологии для количественной оценки причинных эффектов, формировать базу исходных данных и организовывать работу по оценке причинности, интерпретировать полученные результаты, оценивать их точность. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | методами решения основых задач оценки причинности, программными средами в рамках решения прикладных задач дисциплины, алгоритмами решения базовых (типовых) задач, разработки компонентов цифровых технологий для обработки данных различной природы для решения прикладных задач устойчивого развития территорий. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Оценка причинных эффектов в рамках экспериментальных исследований (experimental studies). | ||||||
1.1. | Концепции изучения причинности. Теория потенциального исхода Рубина-Неймана. Предположение SUTVA. Экспериментальные исследования. Рандомизированный эксперимент и методы оценки причинных эффектов. Статистические критерии (тесты Стьюдента, Манна-Уитни, Краскела-Уоллиса, Хи-квадрат тест). Применение регрессионных моделей для оценки причинности (линейная и логистическая регрессии), оценки среднего причинного эффекта и эффекта по среднему. | Лекции | 3 | 2 | ПК-1, ОПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л3.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л3.3 |
1.2. | Рандомизированные выборки и способы их формирования. Оценка причинных эффектов на основе статистических тестов и логистической регрессии. Работа в R. | Лабораторные | 3 | 6 | ПК-1, ОПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л3.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л3.3 |
1.3. | Чтение литературы по теме. Выполнение типовых расчетных заданий. | Сам. работа | 3 | 20 | ПК-1, ОПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л3.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л3.3 |
Раздел 2. Оценка причинных эффектов с учетом структурных особенностей системы в рамках экспериментальных исследований (experimental studies). | ||||||
2.1. | Структурные уравнения регрессии. Оценка причинных эффектов в структуре. Байесовские сети доверия и анализ причинности. Сценарный анализ. Методы обучения структуры сети и таблиц условных вероятностей. | Лекции | 3 | 4 | ПК-1, ОПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л3.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л3.3 |
2.2. | Оценка причинных эффектов на основе структурной модели регрессии и байесовской сети доверия. Работа в R. | Лабораторные | 3 | 8 | ПК-1, ОПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л3.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л3.3 |
2.3. | Чтение литературы по теме. Выполнение типовых расчетных заданий. | Сам. работа | 3 | 20 | ПК-1, ОПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л3.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л3.3 |
Раздел 3. Эколого-экономический анализ внедрения инновационных технологий в производство. | ||||||
3.1. | Обзервационные исследования. Метод псевдорандомизации. Propensity Score Matching. Методы поиска соотвествий, метрики соотвествия. Метод ближайших соседей и Full matching. | Лекции | 3 | 4 | ПК-1, ОПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л3.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л3.3 |
3.2. | Propensity Score Matching. Анализ эффективности методов поиска соотвествий. | Лабораторные | 3 | 8 | ПК-1, ОПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л3.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л3.3 |
3.3. | Чтение литературы по теме. Выполнение типовых расчетных заданий. | Сам. работа | 3 | 36 | ПК-1, ОПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л3.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л3.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложение. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение. |
Приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Храмов В. В., Гвоздев Д. С. | Интеллектуальные информационные системы: интеллектуальный анализ данных: учебное пособие | Ростовский государственный университет путей сообщения (Ростов-на-Дону), 2012 | elibrary.ru |
Л1.2 | Мхитарян В.С. - Отв. ред. | Анализ данных: Учебник для академического бакалавриата | М.:Издательство Юрайт, 2018 | urait.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Орлов А.И. | Прикладная статистика: | М.: Экзамен, 2009 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Крутиков В. Н., Мешечкин В. В. | Анализ данных: учебное пособие | Кемеровский государственный университет, 2014 // ЭБС "Университетская библиотека online" | biblioclub.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | АлтГУ | Статистический анализ данных: учеб.-метод. пособие | Изд-во АлтГУ, 2018 | elibrary.asu.ru |
Л3.2 | Уэс Маккинли | Python и анализ данных: | Издательство "ДМК Пресс", 2015 | e.lanbook.com |
Л3.3 | А. Б. Шипунов, Е. М. Балдин | Анализ данных с R: | , | sociology.knu.ua |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Единый образовательный портал АлтГУ | portal.edu.asu.ru | ||
Э2 | Издательство МЦНО (свободно-распространяемые книги). | www.mccme.ru | ||
Э3 | Электронная библиотечная система издательства "Юрайт". | biblio-online.ru | ||
Э4 | Научная электронная библиотека "Elibrary". | elibrary.ru | ||
Э5 | Электронная библиотечная система "Лань" . | e.lanbook.com | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office, Microsoft Windows, Google Colaboratory, R, 7-zip, Acrobat Reader.Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru; Электронно-библиотечная система издательства "Лань": www.e.lanbook.com; Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online": www.biblioclub.ru; Свободная энциклопедия "Википедия": http://ru.wikipedia.org; Единый образовательный портал http://portal.edu.asu.ru Электронная база данных ZBMATH: https://zbmath.org/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
106Л | помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки |
320Л | медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду; |
408Л | лаборатория математического моделирования - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер Depo - 10 шт., 5 шт. с мониторами LG и 5 шт. с мониторами Philips; мультимедиа-проектор Sony - 1 шт.; МФУ Canon - 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optima C - 1 шт. |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного выполнения. 2. Лекция. -На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. - На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. - Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. - В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. - Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. - Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3. Практическое (лабораторное) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в освоении теории и методов. - Для подготовки к семинару необходимо просмотреть лекционный конспект, отметить наиболее непонятные моменты, прочитать литературу рекомендуемую преподавателем. - При использовании литературы важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. - В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. - Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). - В процессе подготовки и построения ответов при защите результатов типовых расчетных заданий не просто пересказывайте конспект лекции, содержание презентации или задания, но и проявите больше красноречия, используйте дополнительные сведения об изучаемом объекте, чтобы украсить ваше выступление. - При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. - При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и практических занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. - Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. - Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. - При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. - Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Итоговый контроль. - Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры. - В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, практических занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. - Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. - Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания. |