МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Практикум по электронике и схемотехнике

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра информационной безопасности
Направление подготовки10.03.01. Информационная безопасность
ПрофильБезопасность автоматизированных систем (в сфере профессиональной деятельности)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план10_03_01_ИБ-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 42 42 42 42
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.-м.н., доцент, Салита Д.С.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Рудер Д.Д.

Рабочая программа дисциплины
Практикум по электронике и схемотехнике

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 10.03.01 ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.12.2016 г. № 1515)

составлена на основании учебного плана:
10.03.01 Информационная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра информационной безопасности

Протокол от 28.06.2023 г. № 11-2022/23
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.-м.н., профессор Поляков В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра информационной безопасности

Протокол от 28.06.2023 г. № 11-2022/23
Заведующий кафедрой д.ф.-м.н., профессор Поляков В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать необходимый минимум практических знаний, которые обеспечили бы возможность понимать и анализировать процессы в радиоэлектронных цепях систем обработки информации. Это достигается обучением студентов принципам работы, важнейшим количественным соотношениям и методам анализа радиоэлектронных устройств в системах обработки информации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способностью применять положения электротехники, электроники и схемотехники для решения профессиональных задач
ПК-13 способностью принимать участие в формировании, организовывать и поддерживать выполнение комплекса мер по обеспечению информационной безопасности, управлять процессом их реализации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.О радиоэлектронике, как основной технической базе при создании современных ин-формационных систем;
Принципы работы элементов современной радиоэлектронной аппаратуры и физические процессы, протекающие в них;
Основы анализа базовых элементов и устройств радиоэлектронной аппаратуры, используемых в современных информационных системах;
Принципы построения систем управления информационной безопасностью;
Принципы разработки процессов управления информационной безопасностью;
Взаимосвязи отдельных процессов управления информационной безопасностью в рамках общей системы управления информационной безопасностью;
3.2.Уметь:
3.2.1.Использовать базовые элементы радиоэлектронной аппаратуры;
Применять основные методы анализа радиоэлектронных систем обработки информа-ции;
Использовать современную измерительную аппаратуру при экспериментальном иссле-довании систем обработки информации;
Пользоваться современной научно-технической информацией по радиоэлектронике;
Организовывать деятельность по обнаружению и реагированию на инциденты информационной безопасности в организациях, информационных системах;
Разрабатывать предложения по совершенствованию системы управления информационной;
практически решать задачи формализации Разрабатываемых процессов управления информационной безопасностью;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Инженерного количественного анализа узловых элементов и устройств современной радиоэлектронной аппаратуры;
Использования ЭВМ для машинного анализа аналоговых и цифровых элементов и уз-лов радиоэлектронной аппаратуры;
Экспериментального анализа узловых элементов и устройств радиоэлектронной аппа-ратуры с применением современной измерительной аппаратуры;
Терминологией и процессным подходом построения систем управления информационной безопасности;
Навыками анализа активов организации, их угроз информационной безопасности и уязвимостей в рамках области деятельности системы управления информационной безопасностью;
Навыками построения как отдельных процессов управления информационной безопасностью, так и системы процессов в целом.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Исследование периодических сигналов с помощью цифрового осциллографа Лабораторные 4 2 ОПК-3 Л1.1
1.2. Исследование периодических сигналов с помощью цифрового осциллографа Сам. работа 4 8 ОПК-3 Л1.1
1.3. Линейный и нелинейный резистор. Резистивный делитель напряжения Лабораторные 4 4 ОПК-3 Л1.1
1.4. Линейный и нелинейный резистор. Резистивный делитель напряжения Сам. работа 4 8 ОПК-3 Л1.1
1.5. Пассивные RC-фильтры нижних и верхних частот первого порядка Лабораторные 4 4 ОПК-3 Л1.1
1.6. Пассивные RC-фильтры нижних и верхних частот первого порядка Сам. работа 4 8 ОПК-3 Л1.1
1.7. Пассивные дифференцирующие и интегрирующие RC-цепи Лабораторные 4 4 ОПК-3 Л1.1
1.8. Пассивные дифференцирующие и интегрирующие RC-цепи Сам. работа 4 8 ОПК-3 Л1.1
Раздел 2. Полупроводниковые диоды
2.1. Полупроводники. Изучение полупроводникового стабилитрона Лабораторные 4 4 ОПК-3 Л1.1
2.2. Полупроводники. Изучение полупроводникового стабилитрона Сам. работа 4 8 ОПК-3 Л1.1
2.3. Виды диодов. Основные характеристики полупроводниковых. Применение диодов в электрических цепях Лабораторные 4 4 ОПК-3 Л1.1
2.4. Виды диодов. Основные характеристики полупроводниковых. Применение диодов в электрических цепях Сам. работа 4 8 ОПК-3 Л1.1
Раздел 3. Транзисторы
3.1. Внутренняя структура и принцип работы биполярного транзистора Лабораторные 4 4 ПК-13 Л1.1
3.2. Внутренняя структура и принцип работы биполярного транзистора Сам. работа 4 6 ПК-13 Л1.1
3.3. Применение биполярного транзистора в электрических цепях. Лабораторные 4 8 ПК-13 Л1.1
3.4. Применение биполярного транзистора в электрических цепях. Сам. работа 4 4 ПК-13 Л1.1
Раздел 4. Операционные усилители
4.1. Изучение операционного усилителя Лабораторные 4 4 ПК-13 Л1.1
4.2. Изучение операционного усилителя Сам. работа 4 4 ПК-13 Л1.1
4.3. Триггер Шмитта на операционном усилителе. Генератор прямоугольных сигналов на операционном усилителе Лабораторные 4 4 ПК-13 Л1.1
4.4. Триггер Шмитта на операционном усилителе. Генератор прямоугольных сигналов на операционном усилителе Сам. работа 4 4 ПК-13 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4219

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК-3: способностью применять положения электротехники, электроники и схемотехники для решения профессиональных задач
ПК-13: способностью принимать участие в формировании, организовывать и поддерживать выполнение комплекса мер по обеспечению информационной безопасности, управлять процессом их реализации

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
Вопрос 1. Цифровой осциллограф - это:
А. контрольно-измерительный прибор, позволяющий отображать характеристику напряжения в реальном времени, и выполнять различные математические операции: складывать и вычитать сигналы в разных каналах, растягивать во времени фрагменты записанного в память сигнала, определять частотный спектр сигнала путём применения быстрого преобразования Фурье и ряд других операций
Б. контрольно-измерительный прибор длинны проводника;
Ответ: А
Вопрос 2. В резистивных элементах (резисторах) электрическая энергия:
А. необратимо преобразуется в другие виды энергии
Б. накапливается
Ответ: А
Вопрос 3. Для определения частотного состава измеряемого сигнала проводят его спектральный анализ, с помощью:
А. преобразования Фурье
Б. измерения амплитуды напряжения и тока
В. путём просвечивания
Ответ: А
Вопрос 4. Фильтры нижних частот (ФНЧ):
А. пропускают сигналы с частотами от 0 до ƒс
Б. пропускают сигналы с частотами от 10000Гц до 20000Гц
В. пропускают случайные частоты
Ответ: А.
Вопрос 5. Фильтры верхних частот (ФВЧ):
А. пропускают сигналы с частотами от ƒс до 0
Б. пропускают сигналы с частотами от 50000Гц до 10000Гц
В. пропускают случайные частоты
Ответ: А.
Вопрос 6. Полосовые фильтры (ПФ):
А. пропускают входной сигнал в полосе частот от fc1 до fc2
Б. пропускают сигналы с частотами от 0Гц до 10000Гц
В. пропускают случайные частоты
Ответ: А.
Вопрос 7. Заграждающие фильтры (ЗФ):
А. не пропускают входной сигнал в полосе частот от fc1 до fc2
Б. пропускают сигналы с частотами от 0Гц до 10000Гц
В. не пропускают случайные частоты
Ответ: А.
Вопрос 8. Коэффициент передачи по напряжению - :
А. отношение выходного напряжения к входному.
Б. повышающий множитель для согласования четырёхполюсников
В. разность напряжения и тока
Ответ: А.
Вопрос 9: Вольтамперная характеристика:
А. зависимость тока, протекающего через двухполюсник, от напряжения на этом двухполюснике
Б. коэффициент усиления напряжения.
Ответ: А
Вопрос 10: Генератор синусоидальных сигналов:
А. устройство, позволяющее генерировать сигнал, имеющий заданные характеристики;
Б. контрольно-измерительный прибор, позволяющий отображать характеристику напряжения в реальном времени;
В. контрольно-измерительный прибор, позволяющий вычислять синус любого числа.
Ответ: А.
Вопрос 11 Переходная характеристика:
А. это отклик линейной цепи на входной испытательный сигнал, представляющий собой единичный скачок напряжения.
Б. это характеристика описывающая переход транзистора в состояние насыщения
В. это величина для перевода напряжения в фазу.
Ответ: А.
Вопрос 12: Амплитудно-частотная характеристика:
А. зависимость амплитуды установившихся колебаний выходного сигнала некоторой системы от частоты её входного гармонического сигнала
Б. зависимость амплитуды и частоты сигнала от температуры проводника
В. коэффициент перевода амплитуды в частоту
Ответ: А.
Вопрос 13: Фазочастотная характеристика:
А. зависимость разности фаз между выходным и входным сигналами от частоты сигнала.
Б. зависимость фазы и частоты сигнала от температуры проводника
В. коэффициент перевода фазы в частоту
Ответ: А.
Вопрос 14: При измерении напряжения вольтметр:
А. подключается параллельно нагрузке или источнику электрической энергии.
Б. исследуемый элемент удаляется и вольтметр подключается на его место.
В. оба щупа ставятся в одну точку
Ответ: А.
Вопрос 15: При измерении тока амперметр:
А. подключается последовательно нагрузке или источнику электрической энергии.
Б. исследуемый элемент удаляется и вольтметр подключается на его место.
В. оба щупа ставятся в одну точку
Ответ: А.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание выполненных заданий в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1 Напряжение измеряется в следующих единицах
Ответ: вольт (В).
2. При применении метода параллельного преобразования резистивной схемы эквивалентная проводимость равна
Ответ: алгебраической сумме проводимостей резистивных элементов.
3. Электрическая мощность связана с величиной напряжения
Ответ: прямо пропорциональной зависимостью.
4. При методе расчета цепей с помощью законов Кирхгофа действует следующее правило выбора контуров для составления уравнений
Ответ: каждый последующий контур должен включать в себя хотя бы одну новую ветвь, не охваченную предыдущими уравнениями.
5. Ток измеряется в следующих единицах
Ответ: ампер (А).
6. Электрическая проводимость обратно пропорциональна
Ответ: электрическому сопротивлению.
7. Электрическое напряжение – это
Ответ: энергия, расходуемая на перемещение единицы заряда.
8. По второму закону Кирхгофа в любом замкнутом контуре электрической цепи
Ответ: алгебраическая сумма падений напряжений на элементах, входящих в контур, равна алгебраической сумме ЭДС.
9. В индуктивном элементе (реактивное сопротивление) происходит
Ответ: запасание (накопление) магнитной энергии
10. В емкостном элементе (реактивное сопротивление) происходит
Ответ: запасание (накопление) электрической энергии.
11. Электрическая мощность измеряется в следующих единицах
Ответ: ватт (Вт).
12. В резистивном элементе происходит
Ответ: необратимое преобразование электромагнитной энергии в тепло или другие виды энергии.
13. В цепи синусоидального тока с катушкой индуктивности ток
Ответ: опережает напряжение на угол 90º.
14. Гармоническим электрическим током называется ток, который изменяется
Ответ: во времени по своему значению и направлению через равные промежутки времени (по закону синуса).
15. В цепи синусоидального тока с конденсатором напряжение
Ответ: опережает ток на угол 90º.
16. Что называется электрическим током?
Ответ: упорядоченное движение разряженных частиц.
17. При последовательном соединении ветвей при постоянном токе напряжение?
Ответ: Напряжение на зажимах цепи равно сумме напряжений на всех его участков.
18. Определить полное сопротивление цепи при параллельном соединении потребителей, сопротивление которых по 10 Ом?
Ответ: 20 Ом
19. В цепи синусоидального тока с резистивным элементом ток и напряжение
Ответ: совпадают по фазе.
20. При применении метода последовательного преобразования резистивной схемы эквивалентное сопротивление равно
Ответ: алгебраической сумме сопротивлений резистивных элементов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачёта (для обучающихся, не получивших зачёт по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачёт проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 теоретического характера, 1 вопрос практико-ориентированного характера.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. ВАХ линейного и нелинейного резистора.
2. Расчет делителя напряжения с заданным коэффициентом передачи по напряжению.
3. Вывод формулы для выходного напряжения резистивного делителя напряжения с несколькими резисторами.
4. Классификация фильтров.
5. АЧХ и ФЧХ пассивного RC-фильтра нижних частот.
6. Переходная характеристика RC-фильтра нижних частот.
7. АЧХ и ФЧХ пассивного RC-фильтра верхних частот.
8. Переходная характеристика RC-фильтра верхних частот.
9. Электрическая схема простейшей дифференцирующей и интегрирующей цепочки.
10. Полоса частот, в которой происходит дифференцирование/интегрирование входного сигнала.
11. Вывод формулы выходного напряжения интегрирующей и дифференцирующей RC-цепочки.
12. Электрические свойства полупроводниковых материалов.
13. Механизм электропроводности полупроводников.
14. Электронно-дырочный переход при отсутствии внешнего напряжения.
15. Электронно-дырочный переход при прямом напряжении.
16. Электронно-дырочный переход при обратном напряжении.
17. Вольтамперная характеристика диода и стабилитрона.
18. Основные типы полупроводниковых диодов.
19. Туннельный диод: условное обозначение, принцип работы, ВАХ.
20. Обращенный диод: условное обозначение, принцип работы, ВАХ.
21. Варикап: условное обозначение, принцип работы, ВАХ.
22. Основные параметры полупроводниковых фотоэлементов.
23. Основные параметры силовых диодов (вентилей).
24. Электрическая схема, принцип работы двухполупериодного выпрямителя.
25. Определение, классификация и область применения транзисторов.
26. Условные обозначения и внутренняя структура биполярных транзисторов.
27. Принцип работы биполярного транзистора.
28. Распределение токов в структуре транзистора.
29. Схема включения транзистора с общим эмиттером.
30. Входная и выходная ВАХ биполярного транзистора в схеме с ОЭ.
31. Основные параметры биполярных транзисторов.
32. Схема включения транзистора с общим эмиттером: принцип работы, область применения, входное и выходное сопротивление, коэффициенты усиления по току, напряжению и мощности.
33. Схема включения транзистора с общей базой: принцип работы, область применения, входное и выходное сопротивление, коэффициенты усиления по току, напряжению и мощности.
34. Схема включения транзистора с общим коллектором: принцип работы, область применения, входное и выходное сопротивление, коэффициенты усиления по току, напряжению и мощности.
35. Режимы работы транзистора: область отсечки, область насыщения, линейный режим.
36. Работа транзистора в ключевом режиме. Время задержки включения/выключения транзистора.
37. Разновидности схем усилителя с общим эмиттером. Достоинства и недостатки.
38. Определение и условное обозначение ОУ.
39. Основные параметры и характеристики идеального ОУ.
40. Основные параметры и характеристики реального ОУ.
41. Электрическая схема и принцип работы неинвертирующего ОУ. Коэффициент усиления по напряжению.
42. Электрическая схема и принцип работы инвертирующего ОУ. Коэффициент усиления по напряжению.
ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Исследование периодических сигналов с помощью цифрового осциллографа
2. Линейный и нелинейный резистор. Резистивный делитель напряжения
3. Пассивные RC-фильтры нижних и верхних частот первого порядка
4. Пассивные дифференцирующие и интегрирующие RC-цепи
5. Полупроводники. Изучение полупроводникового стабилитрона
6. Виды диодов. Основные характеристики полупроводниковых. Применение диодов в электрических цепях
7. Внутренняя структура и принцип работы биполярного транзистора
8. Применение биполярного транзистора в электрических цепях
9. Изучение операционного усилителя
10. Триггер Шмитта на операционном усилителе. Генератор прямоугольных сигналов на операционном усилителе


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шишкин Г. Г., Шишкин А. Г. ЭЛЕКТРОНИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавров: М.:Издательство Юрайт ЭБС Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Государственная публичная научно-техническая библиотека. www.gpntb.ru/
Э2 Российская национальная библиотека. www.nlr.ru/
Э3 Национальная электронная библиотека. www.nns.ru/
Э4 Российская государственная библиотека. www.rsl.ru/
Э5 Образовательный сайт www.intuit.ru/
Э6 Библиотека учебной и методической литературы www.window.edu.ru/
Э7 Журнал «Открытые системы» www.osp.ru/
Э8 Курс в Moodle "Практикум по электронике и схемотехнике" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
001вК склад экспериментальной мастерской - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Акустический прибор 01021; виброизмеритель 00032; вольтметр Q1202 Э-500; вольтметр универсальный В7-34А; камера ВФУ -1; компьютер Турбо 86М; масспектрометр МРС -1; осциллограф ЕО -213- 2 ед.; осциллограф С1-91; осциллограф С7-19; программатор С-815; самописец 02060 – 2 ед.; стабилизатор 3218; терц-октавный фильтр 01023; шкаф вытяжной; шумомер 00026; анализатор АС-817; блок 23 Г-51; блок питания "Статрон" – 2 ед.; блок питания Ф 5075; вакуумный агрегат; весы; вольтметр VM -70; вольтметр В7-15; вольтметр В7-16; вольтметр ВУ-15; генератор Г-5-6А; генератор Г4-76А; генератор Г4-79; генератор Г5-48; датчик колебаний КВ -11/01; датчик колебаний КР -45/01; делитель Ф5093; измеритель ИМП -2; измеритель параметров Л2-12; интерферометр ИТ 51-30; источник "Агат" – 3 ед.; источник питания; источник питания 3222; источник питания ЭСВ -4; лабораторная установка для настройки газовых лазеров; лазер ЛГИ -21; М-кальк-р МК-44; М-калькул-р "Электроника"; магазин сопротивления Р4075; магазин сопротивления Р4077; микроскоп МБС -9; модулятор МДЕ; монохроматор СДМС -97; мост переменного тока Р5066; набор цветных стекол; насос вакумный; насос вакуумный ВН-01; осциллограф С1-31; осциллограф С1-67; осциллограф С1-70; осциллограф С1-81; осциллоскоп ЕО -174В – 2 ед.; пентакта L-100; пирометр "Промень"; пистонфон 05001; преобразователь В9-1; прибор УЗДН -2Т; скамья оптическая СО 1м; спектограф ДФС -452; спектограф ИСП -51; стабилизатор 1202; стабилизатор 3217 – 4 ед.; стабилизатор 3218; стабилизатор 3222 – 3 ед.; станок токарный ТВ-4; усилитель мощности ЛВ -103 – 4 ед.; усилитель У5-9; центрифуга ВЛ-15; частотомер Ч3-54А; шкаф металлический; эл.двигатель; электродинамический калибратор 11032
410К лаборатория в области электротехники, электроники и схемотех-ники, лаборатория физических методов защиты информации - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютеры Парус 945 MSI PDualCore E2140/512Mb+1024/HDD80Gb/DVD-ROM/LCD17" LG/KM – 11 шт.; учебно-лабораторные стенды – 5 шт.; Контрольно-измерительная аппаратура для измерения частотных свойств, форм и временных характеристик сигналов: осциллограф цифровой АСК-2062 – 5 шт.; Средства для измерения параметров электрических цепей: мультиметр АРРА 205 – 5 шт; Вольтметр 01202-50; Вольт-метр селективный В6-9. Средства гене-рирования сигналов: генератор GFG-8219 A Good Will Instrument Co, Ltd – 5 шт.; Генератор Г5-75; Генератор Г3-112; Генератор Г3-56; Вспомогательное оборудование: Источник питания АТН-1237; Стабилизатор 1202; Стабилизатор 3222 – 3 шт.; Компаратор напряжений Р3009; Усилитель мощности LV-103; Усилитель РУ4-29 – 2 шт.; Акустический комплект 01024; Микрофон МК-202 – 2 шт.; Капсуль МК-301 – 2 шт.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
406К лаборатория электротехники и электроники, лаборатория в области электротехники, электроники и схемотехники - учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; учебно-лабораторные стенды – 6 штук. Контрольно-измерительная аппаратура для измерения частотных свойств, форм и временных характеристик сигналов: осциллограф цифровой АСК-2062 – 5 шт; осциллограф С1-73; частотомер Ч3-34А; частотомер Ч3-54; фазометр Ф2-16; измеритель разности фаз ФК2-12. Средства для измерения параметров электрических цепей: мультиметр АРРА 205 – 5 шт; мультиметрАВМ-4084 – 3 шт.; мультиметр Мастер-М830; измеритель импеданса АМ-3002. Средства генерирования сигналов: генератор GFG-8219 A Good Will Instrument Co, Ltd – 5 шт., генератор Г5-75; генератор Г3-112; генератор Г3-56. Источник питания АТН-1232 – 5 шт.; стабилизатор 3222 – 3 шт.; стабилизатор 3217; усилитель дифференциальный У7-6; магазин сопротивления Р4831; магазин емкости Р5025; плата случайного монтажа – 5 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по подготовке к лабораторным работам
- руководствоваться графиком лабораторных работ РПД;
- накануне перед очередной работой необходимо по конспекту или в методических указаниях к работе просмотреть теоретический материал работы;
- на лабораторном занятии необходимо проанализировать окончательные результаты и убедится в их достоверности;
- обратить внимание на оформление отчета, в котором должны присутствовать: цель работы, описание алгоритма, журнал опытных данных, реализация в опыте, цели работы, необходимые графические зависимости (при их наличии) и их анализ, результаты работы и выводы;
- при подготовке к отчету руководствоваться вопросами, приведенными в методических указаниях к данной работе, тренажерами программ на ЭВМ по отчету работ и компьютерным учебником.
Рекомендации по подготовке к самостоятельной работе
- руководствоваться графиком самостоятельной работы;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы;
- подготовку к зачету необходимо проводить по вопросам к зачету
- при подготовке к зачету параллельно прорабатываете соответствующие теоретические и практические разделы курса, все неясные моменты фиксируйте и выносите на плановую консультацию.