МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Компьютерный практикум по информатике 2

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра информационной безопасности
Направление подготовки10.03.01. Информационная безопасность
ПрофильБезопасность автоматизированных систем (в сфере профессиональной деятельности)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план10_03_01_ИБ-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 90
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 54 54 54 54
Сам. работа 90 90 90 90
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
доцент, Рудер Д.Д.

Рецензент(ы):
к.т.н., доцент, Мансуров А.В.

Рабочая программа дисциплины
Компьютерный практикум по информатике 2

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 10.03.01 ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.12.2016 г. № 1515)

составлена на основании учебного плана:
10.03.01 Информационная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра информационной безопасности

Протокол от 28.06.2023 г. № 11-2022/23
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Поляков Виктор Владимирович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра информационной безопасности

Протокол от 28.06.2023 г. № 11-2022/23
Заведующий кафедрой Поляков Виктор Владимирович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения дисциплины – дать студентам представление об информатике, как о науке, ее основных понятиях, законах и методах, а также подготовить студентов к эффективному использованию современных компьютеров, сетевого и телекоммуникационного оборудования, прикладных программных продуктов.
Основными задачами изучения дисциплины «Компьютерный практикум по информатике 1» являются:
• Усвоение студентами основных понятий и определений информатики.
• Получение практических навыков работы на персональном компьютере.
• Получение практического опыта работы в операционной среде Windows с пакетом офисных прикладных программ Microsoft Office.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 способностью понимать значение информации в развитии современного общества, применять информационные технологии для поиска и обработки информации
ПК-4 способностью участвовать в работах по реализации политики информационной безопасности, применять комплексный подход к обеспечению информационной безопасности объекта защиты
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.об информационных основах процессов управления;
о методах поиска информации;
об информационных ресурсах и технологии поиска информации в сети Интернет;
3.2.Уметь:
3.2.1.применять основные логические операции, их свойства и обозначения
воспринимать, обобщать и анализировать информацию для постановки цели и выбору
использовать основные прикладные программные средства и информационные технологии
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.примерами получения, передачи и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике
логическими схемами из основных логических элементов по формулам логических выражений
способностью применять основные методы, средства, технологии, алгоритмы решения задач

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. СПС Гарант
1.1. Семинарское занятие 1. Основное меню Лабораторные 1 8 ОПК-4, ПК-4 Л2.1, Л1.1
1.2. Семинарское занятие 1. Основное меню Сам. работа 1 16 ОПК-4, ПК-4 Л2.1, Л1.1
1.3. Семинарское занятие 2. Виды поиска Лабораторные 1 8 ОПК-4, ПК-4 Л2.1, Л1.1
1.4. Семинарское занятие 2. Виды поиска Сам. работа 1 16 ОПК-4, ПК-4 Л2.1, Л1.1
1.5. Семинарское занятие 3. Работа со списком документов Лабораторные 1 8 ОПК-4, ПК-4 Л2.1, Л1.1
1.6. Семинарское занятие 3. Работа со списком документов Сам. работа 1 16 ОПК-4, ПК-4 Л2.1, Л1.1
1.7. Семинарское занятие 4. Изменения в документе Лабораторные 1 8 ОПК-4, ПК-4 Л2.1, Л1.1
1.8. Семинарское занятие 4. Изменения в документе Сам. работа 1 16 ОПК-4, ПК-4 Л2.1, Л1.1
1.9. Тестирование по семинарским занятиям 1, 2, 3 и 4. Лабораторные 1 12 ОПК-4, ПК-4 Л2.1, Л1.1
1.10. Тестирование по семинарским занятиям 1, 2, 3 и 4. Сам. работа 1 16 ОПК-4, ПК-4 Л2.1, Л1.1
1.11. Итоговое тестирование Лабораторные 1 10 ОПК-4, ПК-4 Л2.1, Л1.1
1.12. Гарант. Итоговое тестирование Сам. работа 1 10 ОПК-4, ПК-4 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Зачет

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.1 Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11445

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ :
ОПК-4: способностью понимать значение информации в развитии современного общества, применять информационные технологии для поиска и обработки информации
ПК4: способностью участвовать в работах по реализации политики информационной безопасности, применять комплексный подход к обеспечению информационной безопасности объекта защиты
Знать:
-об информационных основах процессов управления;
-о методах поиска информации;
-об информационных ресурсах и технологии поиска информации в сети Интернет;
-технологии обеспечения защиты и сохранности конфиденциальных документов, системы организации бумажного и электронного конфиденциального делопроизводства
-методы и средства защиты информации в операционных системах, базах данных и прикладных программах
-программные средства борьбы со злонамеренным программным обеспечением
-аппаратные средства борьбы с утечкой информации
Уметь:
- применять основные логические операции, их свойства и обозначения
- воспринимать, обобщать и анализировать информацию для постановки цели и выбору
- использовать основные прикладные программные средства и информационные технологии
- конфигурировать и использовать средства защиты информации в СУБД, ОС и прикладных программах
- настраивать антивирусные программы и другие средства борьбы с программными закладками, применять технические средства защиты данных
Владеть:
- примерами получения, передачи и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике
- логическими схемами из основных логических элементов по формулам логических выражений
- способностью применять основные методы, средства, технологии, алгоритмы решения задач
- навыками эксплуатации современного электронного оборудования и информационно-коммуникационных технологий

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
Вопрос 1:
Возможность предварительного просмотра документа в редакторе MS Word: выполнить команду …
а) «Открыть» из меню «Файл»
б) «Предварительный просмотр» из меню «Файл», по завершении просмотра нажать кнопку «Закрыть»
в) «Открыть» из меню «Файл», по завершении просмотра нажать кнопку «Закрыть»
Верный ответ:б)
Вопрос 2:
Основные функции редактирования текста:
а) ввод текста, коррекция, вставка, удаление, копирование, перемещение
б) установка межстрочных интервалов
в) выделение фрагментов текста
Верный ответ:а)
Вопрос 3:
Для создания нового файла в редакторе MS Word необходимо …
а) щелкнуть пиктограмму «Создать» на панели инструментов
б) выполнить команду «Открыть» из меню «Файл»
в) выполнить команду «Создать» из меню «Файл». В закладке «Общие» щелкнуть по пиктограмме «Обычный» и нажать ОК
Верный ответ:в)
Вопрос 4:
Для перемещения выделенного абзаца в конец текста в редакторе MS Word необходимо выполнить команду …
а) «Заменить» из меню «Правка». Установить курсор в конец текста. Выполнить команду «Вставить» из меню «Правка»
б) «Удалить» из меню «Правка». Установить курсор в конец текста. Выполнить команду «Вставить» из меню «Правка»
в) «Вырезать» из меню «Правка». Установить курсор в конец текста. Выполнить команду «Вставить» из меню «Правка»
Верный ответ:в)
Вопрос 5:
Текстовые редакторы:
а) Lexicon 2.0 for Windows, Word for Windows 6.0, 7.0
б) Quattro Pro, Super Calc
в) Paradox, Clipper
Верный ответ:а)
Вопрос 6:
Для выделения всего текста документа в редакторе MS Word необходимо …
а) использовать команды «Правка», «Выделить все»
б) установить курсор мыши слева от текста и трижды щелкнуть
в) использовать клавиши CTR + 1
г) использовать клавиши ALT +5
Верный ответ:а)
Вопрос 7:
Текстовый редактор – это прикладное программное обеспечение, используемое для …
а) автоматизации задач бухгалтерского учета
б) создания текстовых документов и работы с ними
в) создания таблиц и работы с ними
Верный ответ:б)
Вопрос 8:
Для выделения прямоугольного фрагмента текста в редакторе MS Word необходимо установить указатель мыши в …
а) начало выделения, при нажатой клавише ALT и левой кнопке мыши протаскиваем мышь по горизонтали или вертикали
б) конец выделения, при нажатой клавише ALT и левой кнопке мыши протаскиваем мышь по горизонтали или вертикали
в) начало выделения, при нажатой клавише CTR и левой кнопке мыши протаскиваем мышь по горизонтали или вертикали
Верный ответ:а)
Вопрос 9:
Для копирования выделенного фрагмента в конец текста в редакторе MS-Word необходимо выполнить команду «Копировать» из меню «Правка». …
а) Установить курсор в конец текста. Выполнить команду «Вставить» из меню «Правка»
б) Установить курсор в конец текста. Выполнить команду «Заменить» из меню «Правка»
в) Выполнить команду «Вставить» из меню «Правка»
Верный ответ:а)
Вопрос 10:
Для выделения строки в тексте в редакторе MS Word необходимо щелкнуть левой кнопкой мыши …
а) слева от строки текста
б) на любом слове текста
в) справа от строки текста
Верный ответ:а)
Вопрос 11:
Команды, содержащиеся в пункте меню «Файл» редактора MS Word:
а) открыть
б) шрифт
в) создать
г) заменить
д) абзац
ё) сохранить
е) сохранить как
Верный ответ:б), в), е), ё)
Вопрос 12:
Команды, содержащиеся в пункте меню «Вид» редактора MS Word:
а) вырезать
б) обычный
в) вставить
г) предварительный просмотр
д) панели инструментов
е) разметка страницы
Верный ответ:б), д), е)
Вопрос 13:
Для сохранения документа в редакторе MS Word необходимо …
а) щелкнуть пиктограмму «Создать» на панели инструментов
б) щелкнуть пиктограмму «Сохранить» на панели инструментов
в) выбрать команду «Создать» из меню «Файл»
г) выбрать команду «Сохранить» из меню «Файл»
Верный ответ:б),г)
Вопрос 14:
Для установления значений полей для нового документа в редакторе MS Word необходимо выбрать команду …
а) «Параметры страницы» из меню «Файл», в появившемся окне установить необходимые атрибуты
б) «Шаблоны» из меню «Файл», в появившемся окне установить необходимые атрибуты
в) «Абзац» из меню «Формат»
Верный ответ:а)
Вопрос 15:
Для расположения текста документа в две колонки в редакторе MS-Word необходимо выбрать команду «Колонки» из меню «Формат», …
а) в поле «Тип» щелкнуть по окошку с обозначением «две» и нажать ОК
б) в поле «Тип» щелкнуть по окошку с обозначением «одна» и нажать ОК
в) нажать ОК
Верный ответ:а)
Вопрос 16:
Основные функции форматирования текста:
а) перенос, копирование, переименование, удаление
б) ввод текста, корректировка текста
в) установление значений полей страницы, форматирование абзацев, установка шрифтов, структурирование и многоколонный набор
Верный ответ:в)
Вопрос 17:а), б)
Для выделения абзаца текста в редакторе MS Word необходимо …
а) установить курсор на поле слева от абзаца и дважды щелкнуть мышью
б) установить курсор на любое слово абзаца и трижды щелкнуть левой кнопкой мыши
в) установить курсор на любое слово абзаца и щелкнуть левой кнопкой мыши
г) установить курсор на любое место абзаца и щелкнуть средней кнопкой мыши (колесико
д) щелкнуть мышью в начале абзаца и, не отпуская мыши, протянуть до конца абзаца
Верный ответ: а), б), д)
Вопрос 18:
Для загрузки программы MS Word необходимо …
а) набрать на клавиатуре Microsoft Word и нажать клавишу Enter
б) в меню Пуск выбрать пункт Документы, в выпадающем подменю щелкнуть по строке Microsoft Word
в) в меню Пуск выбрать пункт Программы, в выпадающих подменю щелкнуть по позиции Microsoft Office, а затем — Microsoft Word
Верный ответ:в)
Вопрос 19:
Для выделения слова в тексте в редакторе MS Word необходимо …
а) щелкнуть левой кнопкой мыши в любом месте текста
б) установить указатель мыши на слове и сделать двойной щелчок левой кнопкой мыши
в) установить указатель мыши на слове и сделать щелчок левой кнопкой мыши
Верный ответ:б)
Вопрос 20:
Основными функциями текстовых редакторов являются:
а) редактирование текста, форматирование текста, вывод текста на печать
б) разработка графических приложений
в) создание таблиц и выполнение расчетов по ним
Верный ответ:а)


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание выполненных заданий в целом:
- «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
- «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
1. Системы счисления. Позиционные системы счисления. Десятичная, двоичная и шестнадцатеричная системы счисления.
2. Двоичная арифметика. Сложение и вычитание двоичных чисел.
3. Умножение двоичных чисел: частичные произведения, умножение старшими разрядами вперед, умножение младшими разрядами вперед.
4. Кодирование целых чисел со знаком. Прямой, обратный и дополнительный коды.
5. Кодирование вещественных чисел. Мантисса и порядок вещественного числа. Нормализованное число. Принципы чисел с плавающей запятой в стандарте IEEE 754. Формат с одинарной точностью (32 бита) в стандарте IEEE 754: описание, смещенный порядок, границы диапазона вещественных чисел.
6. Кодирование текстовой информации. Кодовая таблица ASCII. Международный стандарт Unicode.
7. Двоичное кодирование графической информации. Растровое изображение. Пространственная дискретизация. Пиксел. Разрешающая способность и размер пиксела. Кодирование цвета. Цветовая модель RGB. Количество цветов. Глубина кодирования цвета. Форматы кодирования цветов. Размер графического файла. Векторное изображение.
8. Двоичное кодирование звуковой информации. Звук. Громкость и тон звука. Временная дискретизация звука. Частота дискретизации. Теорема Котельникова- Найквиста. Амплитудная дискредитация. Глубина кодирования звука. Звуковая карта. Размер аудиофайла в формате WAV.
9. Информатика. Информация. Виды информации. Свойства информации. Количество информации.
10. Формула количества информации Хартли.
11. Формула количества информации Шеннона.
12. Информатизация. Информационное общество.
13. Сжатие информации. Необходимость сжатия информации. Избыточность информации. Коды сжатия. Сжатие без потерь и сжатие с потерями.
14. Сжатие без потерь. Статистические методы сжатия: алгоритмы Хаффмена и Шеннона-Фано. Кодовое дерево. Префиксный код.
15. Сжатие без потерь. Кодирование методом повторяющихся последовательностей. Арифметические методы. Метод словарей.
16. Сжатие с потерями.
17. Алгоритмы с регулируемой потерей информации.
18. Алгоритм jpeg сжатия графической информации.
19. Алгоритм mp3 сжатия звуковой информации.
20. Алгоритм mpeg сжатия видео информации.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ :
ОПК-4: способностью понимать значение информации в развитии современного общества, применять информационные технологии для поиска и обработки информации
ПК4: способностью участвовать в работах по реализации политики информационной безопасности, применять комплексный подход к обеспечению информационной безопасности объекта защиты
Знать:
-об информационных основах процессов управления;
-о методах поиска информации;
-об информационных ресурсах и технологии поиска информации в сети Интернет;
-технологии обеспечения защиты и сохранности конфиденциальных документов, системы организации бумажного и электронного конфиденциального делопроизводства
-методы и средства защиты информации в операционных системах, базах данных и прикладных программах
-программные средства борьбы со злонамеренным программным обеспечением
-аппаратные средства борьбы с утечкой информации
Уметь:
- применять основные логические операции, их свойства и обозначения
- воспринимать, обобщать и анализировать информацию для постановки цели и выбору
- использовать основные прикладные программные средства и информационные технологии
- конфигурировать и использовать средства защиты информации в СУБД, ОС и прикладных программах
- настраивать антивирусные программы и другие средства борьбы с программными закладками, применять технические средства защиты данных
Владеть:
- примерами получения, передачи и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике
- логическими схемами из основных логических элементов по формулам логических выражений
- способностью применять основные методы, средства, технологии, алгоритмы решения задач
- навыками эксплуатации современного электронного оборудования и информационно-коммуникационных технологий

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА:

1. Системы счисления. Позиционные системы счисления. Десятичная, двоичная и шестнадцатеричная системы счисления.
2. Двоичная арифметика. Сложение и вычитание двоичных чисел.
3. Умножение двоичных чисел: частичные произведения, умножение старшими разрядами вперед, умножение младшими разрядами вперед.
4. Кодирование целых чисел со знаком. Прямой, обратный и дополнительный коды.
5. Кодирование вещественных чисел. Мантисса и порядок вещественного числа. Нормализованное число. Принципы чисел с плавающей запятой в стандарте IEEE 754. Формат с одинарной точностью (32 бита) в стандарте IEEE 754: описание, смещенный порядок, границы диапазона вещественных чисел.
6. Кодирование текстовой информации. Кодовая таблица ASCII. Международный стандарт Unicode.
7. Двоичное кодирование графической информации. Растровое изображение. Пространственная дискретизация. Пиксел. Разрешающая способность и размер пиксела. Кодирование цвета. Цветовая модель RGB. Количество цветов. Глубина кодирования цвета. Форматы кодирования цветов. Размер графического файла. Векторное изображение.
8. Двоичное кодирование звуковой информации. Звук. Громкость и тон звука. Временная дискретизация звука. Частота дискретизации. Теорема Котельникова- Найквиста. Амплитудная дискредитация. Глубина кодирования звука. Звуковая карта. Размер аудиофайла в формате WAV.
9. Информатика. Информация. Виды информации. Свойства информации. Количество информации.
10. Формула количества информации Хартли.
11. Формула количества информации Шеннона.
12. Информатизация. Информационное общество.
13. Сжатие информации. Необходимость сжатия информации. Избыточность информации. Коды сжатия. Сжатие без потерь и сжатие с потерями.
14. Сжатие без потерь. Статистические методы сжатия: алгоритмы Хаффмена и Шеннона-Фано. Кодовое дерево. Префиксный код.
15. Сжатие без потерь. Кодирование методом повторяющихся последовательностей. Арифметические методы. Метод словарей.
16. Сжатие с потерями.
17. Алгоритмы с регулируемой потерей информации.
18. Алгоритм jpeg сжатия графической информации.
19. Алгоритм mp3 сжатия звуковой информации.
20. Алгоритм mpeg сжатия видео информации.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Перевод из одной системы счисления в другую.
2. Сложение целых чисел со знаком в дополнительном коде.
3. Кодовая таблица ASCII
4. Аналого-цифровый преобразователь (АЦП) и цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП).
5. Сжатие без потерь и сжатие с потерями.
6. Формула количества информации Хартли.
7. Формула количества информации Шеннона
8. Алгоритмы с регулируемой потерей информации.
9. Алгоритм jpeg сжатия графической информации.
10. Алгоритм mp3 сжатия звуковой информации.
11. Алгоритм mpeg сжатия видео информации



6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под ред. Элькина В.Д. Информатика и математика: Учебник и практикум для академического бакалавриата М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Попов А.М., Сотников В.Н., Нагаева Е.И. Информатика и математика: Учебник и практикум для прикладного бакалавриата М.:Издательство Юрайт, 2018 // ЭБС "Юрайт" biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс на Moodle"Компьютерный практикум по информатике 2" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
001вК склад экспериментальной мастерской - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Акустический прибор 01021; виброизмеритель 00032; вольтметр Q1202 Э-500; вольтметр универсальный В7-34А; камера ВФУ -1; компьютер Турбо 86М; масспектрометр МРС -1; осциллограф ЕО -213- 2 ед.; осциллограф С1-91; осциллограф С7-19; программатор С-815; самописец 02060 – 2 ед.; стабилизатор 3218; терц-октавный фильтр 01023; шкаф вытяжной; шумомер 00026; анализатор АС-817; блок 23 Г-51; блок питания "Статрон" – 2 ед.; блок питания Ф 5075; вакуумный агрегат; весы; вольтметр VM -70; вольтметр В7-15; вольтметр В7-16; вольтметр ВУ-15; генератор Г-5-6А; генератор Г4-76А; генератор Г4-79; генератор Г5-48; датчик колебаний КВ -11/01; датчик колебаний КР -45/01; делитель Ф5093; измеритель ИМП -2; измеритель параметров Л2-12; интерферометр ИТ 51-30; источник "Агат" – 3 ед.; источник питания; источник питания 3222; источник питания ЭСВ -4; лабораторная установка для настройки газовых лазеров; лазер ЛГИ -21; М-кальк-р МК-44; М-калькул-р "Электроника"; магазин сопротивления Р4075; магазин сопротивления Р4077; микроскоп МБС -9; модулятор МДЕ; монохроматор СДМС -97; мост переменного тока Р5066; набор цветных стекол; насос вакумный; насос вакуумный ВН-01; осциллограф С1-31; осциллограф С1-67; осциллограф С1-70; осциллограф С1-81; осциллоскоп ЕО -174В – 2 ед.; пентакта L-100; пирометр "Промень"; пистонфон 05001; преобразователь В9-1; прибор УЗДН -2Т; скамья оптическая СО 1м; спектограф ДФС -452; спектограф ИСП -51; стабилизатор 1202; стабилизатор 3217 – 4 ед.; стабилизатор 3218; стабилизатор 3222 – 3 ед.; станок токарный ТВ-4; усилитель мощности ЛВ -103 – 4 ед.; усилитель У5-9; центрифуга ВЛ-15; частотомер Ч3-54А; шкаф металлический; эл.двигатель; электродинамический калибратор 11032
419К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; Учебная мебель на 17 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; компьютеры: NAIO Corp Z520, НЭТА - 4 in - 13 ед.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
414К лаборатория сетей и систем передачи информации, лаборатория программно-аппаратных средств обеспечения информационной безопасности, лаборатория в области технологий обеспечения информационной безопасности и защищенных информационных систем - учебная аудитория для проведения занятий семи-нарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консуль-таций, текущего контроля и промежуточной аттеста-ции Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; Рабочие места на базе вычислительной техники / средства вычислительной техники: компьютеры: марка КламаС модель Компь-ютер КламаС Офис 3,1 ГГц/DDR3 4Гб/500 ГБ/DVD RW/КМ/Acer 23'' TFT TN - 16 единиц; Стенды сетей передачи информации с коммутацией пакетов и коммутацией каналов, структурирован-ной кабельной системой / сетевое обру-дование: маршрутизатор уровня малого офиса/филиала Cisco 2911R – 2 единицы; управляемый коммутатор Ethernet 2 уровня D-Link DES-3200-28/C1 – 7 единиц; управляемый коммутатор Ethernet 2 уровня Cisco Catalyst 2950; маршрутизатор уровня малого офиса/филиала Cisco 2911/K9 c модулем интерфейсов E1 (VWIC3-2MFT-T1/E1) – 2 единицы; межсетевые экраны D-Link DSA-3110 – 2 единицы; межсетевые экраны D-Link DSR-500 – 2 единицы; абонентские устройства D-Link DIR-300 – 3 единицы; беспроводная IP-камера D-Link DCS-2130 – 3 единицы; IP-телефон D-Link DPH-150S – 2 единицы. Аппаратно-программный комплекс обнаружения компьютерных атак "Аргус"v.1.5; Аппаратно-программный комплекс шифрования АПКШ «Континент» Версия 3.6 криптографический шлюз IPC-100. Стойки с телекоммуникационным обо-рудованием, системой питания и венти-ляции - 3 единицы; беспроводная IP-камера D-Link DCS-2130 – 3 единицы; IP-телефон D-Link DPH-150S – 2 едини-цы; межсетевые экраны D-Link DSA-3110 – 2 единицы; межсетевые экраны D-Link DSR-500 – 2 единицы; абонент-ские устройства D-Link DIR-300 – 3 еди-ницы. Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя. Комплекс проекционного оборудования для преподавателя - презентационная LCD-панель Samsung 50" UE50F5000AK; проектор мультимедиа "BenQ MP626 DLP".
410К лаборатория в области электротехники, электроники и схемотех-ники, лаборатория физических методов защиты информации - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютеры Парус 945 MSI PDualCore E2140/512Mb+1024/HDD80Gb/DVD-ROM/LCD17" LG/KM – 11 шт.; учебно-лабораторные стенды – 5 шт.; Контрольно-измерительная аппаратура для измерения частотных свойств, форм и временных характеристик сигналов: осциллограф цифровой АСК-2062 – 5 шт.; Средства для измерения параметров электрических цепей: мультиметр АРРА 205 – 5 шт; Вольтметр 01202-50; Вольт-метр селективный В6-9. Средства гене-рирования сигналов: генератор GFG-8219 A Good Will Instrument Co, Ltd – 5 шт.; Генератор Г5-75; Генератор Г3-112; Генератор Г3-56; Вспомогательное оборудование: Источник питания АТН-1237; Стабилизатор 1202; Стабилизатор 3222 – 3 шт.; Компаратор напряжений Р3009; Усилитель мощности LV-103; Усилитель РУ4-29 – 2 шт.; Акустический комплект 01024; Микрофон МК-202 – 2 шт.; Капсуль МК-301 – 2 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по подготовке к лабораторным работам
- руководствоваться графиком лабораторных работ РПД;
- накануне перед очередной работой необходимо по конспекту или в методических указаниях к работе просмотреть теоретический материал работы;
- на лабораторном занятии, выполнив разработку алгоритма и реализовав задание на языке высокого уровня, необходимо проанализировать окончательные результаты и убедится в их достоверности;
- обратить внимание на оформление отчета, в котором должны присутствовать: цель работы, описание алгоритма, журнал опытных данных, реализация в опыте, цели работы, необходимые графические зависимости (при их наличии) и их анализ, результаты работы и выводы;
- при подготовке к отчету руководствоваться вопросами, приведенными в методических указаниях к данной работе, тренажерами программ на ЭВМ по отчету работ и компьютерным учебником.
Рекомендации по подготовке к самостоятельной работе
- руководствоваться графиком самостоятельной работы;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы;
- подготовку к зачету необходимо проводить по теоретическим вопросам
- при подготовке к зачету параллельно прорабатываете соответствующие теоретические и практические разделы курса, все неясные моменты фиксируйте и выносите на плановую консультацию.