МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Проектные решения для инновационной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра информационной безопасности
Направление подготовки10.03.01. Информационная безопасность
ПрофильБезопасность автоматизированных систем (в сфере профессиональной деятельности)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план10_03_01_Информационная безопасность_БАС-2021
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 72
индивидуальные консультации 72
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 4
курсовой проект: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 72 72 72 72
Сам. работа 72 72 72 72
Консультации 72 72 72 72
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
д.ф.-м.н., профессор, Минакова Н.Н.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Рудер Д.Д.

Рабочая программа дисциплины
Проектные решения для инновационной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 10.03.01 Информационная безопасность (приказ Минобрнауки России от 17.11.2020 г. № 1427)

составлена на основании учебного плана:
10.03.01 Информационная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра информационной безопасности

Протокол от 28.06.2023 г. № 11-2022/23
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.-м.н., профессор Поляков В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра информационной безопасности

Протокол от 28.06.2023 г. № 11-2022/23
Заведующий кафедрой д.ф.-м.н., профессор Поляков В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Основная цель дисциплины «Проектная деятельност» является формирование знаний и умений по анализу методологических и теоретических аспектов научных исследований, технологических процессов, инновационных разработок при решении задач по информационной безопасности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории
УК-1.2 Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
УК-1.3 Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
УК-1.4 Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
УК-2Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.1 Знает основные законодательные и нормативно-правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач
УК-2.2 Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных (справочных правовых) систем
УК-2.3 Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.4 Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач
УК-4Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
УК-4.1 Знает нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи; особенности современных коммуникативно-прагматических правил и этики речевого общения
УК-4.2 Проводит анализ конкретной речевой ситуации; оценивая степень эффективности общения и определяя причины коммуникативных удач и неудач, выявляя и устраняя собственные речевые ошибки
УК-4.3 Создаёт устные и письменные высказывания, учитывая коммуникативные качества речи
УК-4.4 Владеет устными и письменными речевыми жанрами; принципами создания текстов разных функционально-смысловых типов; общими правилами оформления документов различных типов; письменным аргументированным изложением собственной точки зрения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-2.1. Знает основные законодательные и нормативно-правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач.
УК-1.1. Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории.
УК-4.1. Знает нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи; особенности современных коммуникативно-прагматических правил и этики речевого общения.
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-2.4. Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задачУК-1.2. Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов.
УК-1.3. Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений.
УК-4.2. Проводит анализ конкретной речевой ситуации; оценивая степень эффективности общения и определяя причины коммуникативных удач и неудач, выявляя и устраняя собственные речевые ошибки.
УК-4.3. Создаёт устные и письменные высказывания, учитывая коммуникативные качества речи.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-2.3. Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений.
УК-1.4. Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
УК 4.4. Владеет устными и письменными речевыми жанрами; принципами создания текстов разных функционально-смысловых типов; общими правилами оформления документов различных типов; письменным аргументированным изложением собственной точки зрения

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Тема 1. Теоретические аспекты управления проектной деятельностью
1.1. Теоретические аспекты управления проектной деятельностью Практические 4 6 УК-2.1, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.3, УК-2.4, УК-1.4 Л2.1, Л1.1
1.2. Особенности и задачи управления проектно-ориентированной деятельностью в различных подразделениях и на разных уровнях управления в организации Практические 4 8 УК-2.1, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.3, УК-2.4, УК-1.4 Л2.1, Л1.1
1.3. Роль и задачи участников проектов. Организационные структуры. Сам. работа 4 8 УК-2.1, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.3, УК-2.4, УК-1.4 Л2.1, Л1.1
1.4. Особенности и задачи управления проектно-ориентированной деятельностью в различных подразделениях и на разных уровнях управления в организации Консультации 4 10 УК-2.1, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.3, УК-2.4, УК-1.4
Раздел 2. Тема 2. Понятие проекта, его основные характеристики. Понятие эффективности проекта
2.1. Понятие проекта, его основные характеристики. Понятие эффективности проекта Практические 4 2 УК-2.1, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.3, УК-2.4, УК-1.4 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.2. Организация работы по оценке проекта, общая схема оценки эффективности проекта. Методическое обеспечение оценки эффективности проекта. Практические 4 12 УК-2.1, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.3, УК-2.4, УК-1.4 Л2.1, Л1.1
2.3. Понятие проекта. Виды и типы проектов. Необходимость проведения оценки проекта. Понятие эффективности проекта, виды эффективности проекта. Жизненный цикл проекта. Особенности оценки эффективности проекта на разных стадиях жизненного цикла. Основные принципы оценки эффективности проекта. Критерии оценки эффективности проекта Сам. работа 4 8 УК-2.1, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.3, УК-2.4, УК-1.4 Л2.1, Л1.1
2.4. Понятие проекта. Виды и типы проектов. Необходимость проведения оценки проекта. Понятие эффективности проекта, виды эффективности проекта. Жизненный цикл проекта. Особенности оценки эффективности проекта на разных стадиях жизненного цикла. Основные принципы оценки эффективности проекта. Критерии оценки эффективности проекта Консультации 4 20 УК-2.1, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.3, УК-2.4, УК-1.4
Раздел 3. Тема 3. Основные положения современной методологии управления проектами
3.1. Основные положения современной методологии управления проектами Практические 4 8 УК-2.1, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.3, УК-2.4, УК-1.4 Л2.1, Л1.1
3.2. Основные понятия: стандарты и методологии управления проектами. Базовая структура методологии: перечень и описание разделов. Оценка разработанной методологии. Анализ российского и мирового опыта применения методологии управления проектами. Практические 4 2 УК-2.1, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.3, УК-2.4, УК-1.4 Л2.1, Л1.1
3.3. Основные предпосылки развития методологии управления проектами в России. Управление портфелем проектов как инструмент стратегического планирования Сам. работа 4 8 УК-2.1, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.3, УК-2.4, УК-1.4 Л2.1, Л1.1
3.4. Основные предпосылки развития методологии управления проектами в России. Управление портфелем проектов как инструмент стратегического планирования Консультации 4 10 УК-2.1, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.3, УК-2.4, УК-1.4
Раздел 4. Тема 4. Организационная структура и планирование проекта
4.1. Организационная структура и планирование проекта Практические 4 8 УК-2.1, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.3, УК-2.4, УК-1.4 Л2.1, Л1.1
4.2. Понятие организационной структуры проекта. Типовые виды организационных структур проекта. Практические 4 6 УК-2.1, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.3, УК-2.4, УК-1.4 Л2.1, Л1.1
4.3. Понятие, цель и результаты планирования проекта. Планирование предметной области проекта. Планирование времени проекта. Планирование трудовых ресурсов проекта. Планирование стоимости проекта. Планирование рисков в проекте Сам. работа 4 12 УК-2.1, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.3, УК-2.4, УК-1.4 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Тема 5. Управление рисками проекта
5.1. Управление рисками проекта Практические 4 2 УК-2.1, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.3, УК-2.4, УК-1.4 Л2.1, Л1.1
5.2. Сущность проектных рисков. Идентификация рисков проекта. Систематизация и паспортизация рисков проекта. Практические 4 4 УК-2.1, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.3, УК-2.4, УК-1.4 Л2.1, Л1.1
5.3. Построение матрицы рисков проекта. Разработка стратегии минимизации рисков проекта. Сам. работа 4 8 УК-2.1, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.3, УК-2.4, УК-1.4 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Тема 6. Управление качеством проекта
6.1. Управление качеством проекта Практические 4 2 УК-2.1, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.3, УК-2.4, УК-1.4 Л2.1, Л1.1
6.2. Понятие качества проекта, аспекты качества проекта. Составляющие системы управления качеством проекта. Планирование, обеспечение, аудит качества проекта. Практические 4 4 УК-2.1, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.3, УК-2.4, УК-1.4 Л2.1, Л1.1
6.3. Стоимость обеспечения качества проекта. Стратегии управления качеством проекта. Сам. работа 4 12 УК-2.1, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.3, УК-2.4, УК-1.4 Л2.1, Л1.1
6.4. Понятие качества проекта, аспекты качества проекта. Составляющие системы управления качеством проекта. Планирование, обеспечение, аудит качества проекта. Консультации 4 20 УК-2.1, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.3, УК-2.4, УК-1.4
Раздел 7. Тема 7. Программное обеспечение управления проектами
7.1. Программное обеспечение управления проектами Практические 4 2 УК-2.1, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.3, УК-2.4, УК-1.4 Л2.1, Л1.1
7.2. Современные программные продукты в сфере анализа эффективности проекта Практические 4 2 УК-2.1, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.3, УК-2.4, УК-1.4 Л2.1, Л1.1
7.3. Современные программные продукты в сфере анализа эффективности проекта Сам. работа 4 8 УК-2.1, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.3, УК-2.4, УК-1.4 Л2.1, Л1.1
7.4. Современные программные продукты в сфере анализа эффективности проекта Консультации 4 10 УК-2.1, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.3, УК-2.4, УК-1.4
7.5. Консультации 4 0 УК-2.1, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.3, УК-2.4, УК-1.4
Раздел 8. Тема 8. Оценка экономической эффективности проекта
8.1. Оценка экономической эффективности проекта Практические 4 2 УК-2.1, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.3, УК-2.4, УК-1.4 Л2.1, Л1.1
8.2. Простые методы оценки эффективности проекта. Требования к системе контроля. Практические 4 2 УК-2.1, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.3, УК-2.4, УК-1.4 Л2.1, Л1.1
8.3. Коэффициенты оценки эффективности проекта Сам. работа 4 8 УК-2.1, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.3, УК-2.4, УК-1.4 Л2.1, Л1.1
8.4. оценка эффективноти проекта Консультации 4 2 УК-2.1, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.3, УК-2.4, УК-1.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3862

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ:
знает
УК-1.1. Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории.
УК-2.1. Знает основные законодательные и нормативно-правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач.
УК-4.1. Знает нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи; особенности современных коммуникативно-прагматических правил и этики речевого общения.
Умеет
УК-1.2. Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов.
УК-1.3. Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений.
УК-2.2. Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных
(справочных правовых) систем.
УК-2.4. Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задачУК-1.2. Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов.
УК-4.2. Проводит анализ конкретной речевой ситуации; оценивая степень эффективности общения и определяя причины коммуникативных удач и неудач, выявляя и устраняя собственные речевые ошибки.
УК-4.3. Создаёт устные и письменные высказывания, учитывая коммуникативные качества речи.
Владеет
УК-1.4. Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
УК-2.3. Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений.
УК 4.4. Владеет устными и письменными речевыми жанрами; принципами создания текстов разных функционально-смысловых типов; общими правилами оформления документов различных типов; письменным аргументированным изложением собственной точки зрения
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
Вопрос 1.

Компонентами творческой деятельности являются:
а) интуиция,
б) фантазия,
в) воображение,
г) строгое следование инструкции.
Ответ а, б, в
Вопрос 2
Правильно ли утверждение
Структурный анализ является гласным инструментом системного анализа
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 3
Правильно ли утверждение
принцип «разделяй и властвуй» – принцип решения сложных проблем путем их разбиения на множество меньших независимых задач, легких для понимания и решения;
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 4
Правильно ли утверждение
принцип иерархического упорядочивания – принцип организации составных частей проблемы в иерархические древовидные структуры с добавлением новых деталей на каждом уровне.
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 5
Правильно ли утверждение
принцип абстрагирования – заключается в выделении существенных ас-пектов системы и отвлечения от несущественных;
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 6
Правильно ли утверждение
принцип формализации – заключается в необходимости строгого методи-ческого подхода к решению проблемы
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 7
Правильно ли утверждение
Гипотеза – это предположение или догадка, утверждение, предполагающее доказательство.
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 8
Правильно ли утверждение
Гипотеза – это предположение или догадка, утверждение, не предполагающее доказательство.
а) да
б) нет
Ответ б
Вопрос 9
Правильно ли утверждение
Цель проекта – это конечный результат, которого вы бы хотели достичь при завершении проекта
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 10
Правильно ли утверждение.
Наблюдение, эксперимент, измерение, химический опыт – это методы исследования. +
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 11
Правильно ли утверждение
Конструирование, проектирование , моделирование, прогнозирование - это методы проектной деятельности. +
а) да
б) нет
Ответ ба
Вопрос 12
Правильно ли утверждение – перед началом работы над проектом необходим сбор информации по предполагаемой теме проекта
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 13
Правильно ли утверждение
В творческом проекте деятельность связана с общением с людьми, как источниками информации
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 14
Правильно ли утверждение
Алгоритм работы над проектом: проблема- цель – продукт
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 15
Сбор информации о каком-либо объекте или явлении, анализ, обобщение информации включает:
а). прикладной проект,
б) информационный проект
в) творческий проект
Ответ б

УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
Вопрос 1
Деятельность, направленная на создание чего – то нового это –
а) поиск
б) проект
в) нет правильного ответа
Ответ б
Вопрос 2
Верно ли данное утверждение: Способ коммуникаций и форма представления информации должны быть выбраны для каждого пункта плана регулярных коммуникаций.
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 3
Надо ли составлять в процессе разработки проекта матрицу ответственности
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 4
Нужна ли цель при реализации проекта?
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 5
Обязательно ли цель проекта должна быть измеримой?
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 6
Справедливо ли утверждение - правильно сформулированная цель проекта должна содержать (подразумевать( временной интервал ее достижения ?
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 7
Отсутствие мотивации у команды проекта является риском проекта"?
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 8
Всегда ли проект должен завершиться определённым результатом?
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 9
Всегда ли для выполнения проекта нужны ресурсы?
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 10
Верно ли следующее утверждение: В случае, когда у команды мало опыта, эффективнее использовать классический подход к управлению проектами?
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 11
Верно ли данное утверждение
Задачи проекта – это шаги, которые необходимо сделать для достижения цели
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 12
Верно ли данное утверждение
Полная последовательность фаз проекта, задаваемая исходя из технологии выполнения работ и потребностей управления проектом это жизненный цикл проекта
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 13
Верно ли данное утверждение – типовая ошибка при формулировании цели проекта цель включает несколько задач,
а) да
б) нет
Ответ б
Вопрос 14
Верно ли данное утверждение – типовая ошибка при формулировании цели проекта цель не предполагает результат,
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 15
Верно ли данное утверждение – типовая ошибка при формулировании цели проекта цель не содержит научных терминов
а) да
б) нет
Ответ б


УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
Вопрос 1
Верно ли следующее утверждение: Способы коммуникаций должны быть выбраны для каждого пункта плана регулярных коммуникаций"
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 2
Верно ли данное утверждение
Компонент плана управления проектом, описывающий, как будет происходить планирование, структурирование, мониторинг и контроль коммуникации по проекту.
План коммуникаций
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 3
Слово «проект» в буквальном переводе обозначает :
а). самый главный,
б). предшествующий действию,
в). брошенный вперед.+
Вопрос 4
Состояния, которые проходит проект в процессе своей реализации – это … проекта.
а) Этапы
б) Фазы
в) нет правильного ответа
Ответ а
Вопрос 5
Со слова какой части речи формулируется цель проекта?
а) Глагол
б) Существительное
в) Прилагательное
г) Наречие
Ответ а
Вопрос 6
Как называется временной промежуток между началом реализации и окончанием проекта?
а) Стадия проекта
б) Жизненный цикл проекта
в) Результат проекта
Ответ б
Вопрос 7
11. Цель проекта – это сформулированная проблема, с которой придется столкнуться в процессе выполнения проекта
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 8
Реализация проекта – это создание условий, требующихся для выполнения проекта за нормативный период
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 9
Верно ли утверждение – при выполнении проекта необходимы Наблюдение, регулирование и анализ прогресса проекта
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 10 Верно ли утверждение – реализация проекта – это комплексное выполнение всех описанных в проекте действий, которые направлены на достижение его целей
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 11
Что включают в себя процессы организации и проведения контроля качества проекта?
а) Проверку соответствия уже полученных результатов заданным требованиям
б) Составление перечня недоработок и отклонений
в) Промежуточный и итоговый контроль качества с составлением отчетов
Ответ в
Вопрос 12
Встреча с подчинёнными или группой подчинённых для обмена мнениями по заранее оговорённой теме, актуальной для компании:
а) Деловая игра.
б) Деловая беседа.
в) Деловое слово.
Ответ: б
Вопрос 13
Совокупность элементов или отношений, закономерно связанных друг с другом в единое целое?
а) Способности
б) Система
в) Функциональный подход
Ответ б
Впрос 14
Справедливо ли утверждение
При выполнении проекта с помощью эффективной коммуникации нужно делать хорошо работу
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 15
Справедливо ли утверждение
При выполнении проекта с помощью эффективнйо коммуникации нужно достичь хорошего результата это
а) да
б) нет
Ответ а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание выполненных заданий в целом:
- «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
- «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Перечень примерных тем:
1. Разработка системы защиты информации в коммерческой организации: медицинский центр»
2. Разработка системы защиты информации в коммерческой организации: частная медицинская клиника
3. Разработка системы защиты информации в коммерческой организации -:интернет-магазин
4. Разработка системы защиты информации в коммерческой организации: городская больница
5. Разработка системы защиты информации в организации: государственный ВУЗ
6. Разработка системы защиты информации в коммерческой организации: дизайн-студия
7. Разработка системы защиты информации в коммерческой организации: компания, занимающаяся перевозкой грузов
8. Разработка системы защиты информации в коммерческой организации: рекламное агентство
9. Разработка системы защиты информации в коммерческой организации: крупное промышленное предприятие
10. Разработка системы защиты информации в коммерческой организаци:и касса по продаже авиабилетов
11. Разработка системы защиты информации в организации: школа
12. Разработка системы защиты информации в коммерческой организации: ремонтная мастерская
13. Разработка системы защиты информации в коммерческой организации: химический комбинат
14. Разработка системы защиты информации в коммерческой организации: фирма по предоставлению услуг по защите персональных данных
15. Разработка системы защиты информации в организации, занимающейся разработкой антивирусных программ для мобильных телефонов


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
- «Отлично»- Проект и пояснительная записка выполнены самостоятельно, Проблема раскрыта глубоко и всесторонне, материал изложен логично. В работе используются материалы исследования по заданной теме. Широко представлен список использованных источников по теме работы.
Представленный доклад полностью отражают суть работы. Студент полно, правильно и грамотно ответил на поставленные в ходе дискуссии вопросы с приведением примеров и/или пояснений.
- «Хорошо» - Содержание в целом соответствует заявленной теме. Работа актуальна, выполнена самостоятельно. Представлены показатели, характеризующие проблемную ситуацию. Составлен список использованных источников по теме работы.
Представленный доклад раскрывает суть работы без необходимой детализации составляющих его задач. Студент правильно и грамотно ответил на большинство поставленных в ходе дискуссии вопросов.
- «Удовлетворительно» - Содержание и оформление соответствует установленным требованиям. Имеет место определенное несоответствие представленного содержания работы заявленной теме работы. Нарушена логика изложения материала, задачи раскрыты не полностью. В работе не полностью использованы необходимые для раскрытия темы научная литература.
Представленный доклад слабо раскрывает суть работы и составляющих его задач. Студент правильно ответил на некоторое количество поставленных в ходе дискуссии вопросов. Использование в ответах на вопросы дискуссии дополнительных примеров и/или пояснений вызывает затруднение или отсутствует.
В докладе и ответах на вопросы исследуемая проблема в основном раскрыта.
- «Неудовлетворительно» ( -Содержания работы не соответствует его теме. При выполнении проекта допущены существенные ошибки. Не показаны умения анализировать получаемые результаты и самостоятельно делать логически правильные выводы. Допущено большое количество разных ошибок.
Представленный доклад не позволяет понять суть работы и составляющих его задач. Студент не способен правильно ответить на большую часть поставленных в ходе дискуссии вопросов. Использование в ответах на вопросы дискуссии дополнительных примеров и/или пояснений отсутствует полностью.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Оценка сформированности компетенции
знает
УК-1.1. Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории.
УК-2.1. Знает основные законодательные и нормативно-правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач.
УК-4.1. Знает нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи; особенности современных коммуникативно-прагматических правил и этики речевого общения.
Умеет
УК-1.2. Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов.
УК-1.3. Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений.
УК-2.2. Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных
(справочных правовых) систем.
УК-2.4. Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задачУК-1.2. Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов.
УК-4.2. Проводит анализ конкретной речевой ситуации; оценивая степень эффективности общения и определяя причины коммуникативных удач и неудач, выявляя и устраняя собственные речевые ошибки.
УК-4.3. Создаёт устные и письменные высказывания, учитывая коммуникативные качества речи.
Владеет
УК-1.4. Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
УК-2.3. Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений.
УК 4.4. Владеет устными и письменными речевыми жанрами; принципами создания текстов разных функционально-смысловых типов; общими правилами оформления документов различных типов; письменным аргументированным изложением собственной точки зрения
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра защиты курсового проекта и дифференцированного зачета по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: как правило, 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА:
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач

1. Что такое информация?
2. Основные свойства информации
3. Что означает термин обработка информации
4. Что собой представляет процесс сбора информации?
5. Что является главной целью сбора информации?
6. Укажите основное в планировании действий
7. Что такое поиск информации
8. Как найти причинно-следственных связи в изучении любого объекта, явления, системы.
9. Что означает термин «процесс анализа информации»
10. Что такое критический анализ
11. Зачем нужен критический анализ
12. Что такое проблема?
13. В чем заключается синтез?
14. В чем разница между анализом и синтезом
15 Что такое системный подход
16 Основные принципы системного подхода:
17 Какие бывают методы сбора информации?
18. Что изучают методы анализа и синтеза?
19. Как можно систематизировать информацию?
20. Что относится к информационным процессам?
21. Что такое план проекта

УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
1. Что такое проблема
2. Что подразумевается под термином задача?
3. Чем проблема отличается от задачи?
4. Что такое некорректная задача
5. Что такое цель исследования
6. Что такое задачи исследования ?
7. Какие существуют виды проблем?
8. Что значит решить задачу
9. Что такое проблема в проекте?
10. Как определить проблему в проекте
11. Основные требования к цели
12. К самым действенным методам и техникам поиска решений относятся:
13. Укажите понятие ресурса
14. Какие виды ресурсов для решения задач существуют?
15. Что такое ресурсы в проекте?
16. Какие ресурсы нужны для проекта?
17. Как правильно распределять ресурсы?
18. Что такое план график проекта
19. Что можно считать результатом исследования?
20. Что такое график проекта?

УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
1.Что такое устная деловая коммуникация
2 Что такое письменная деловая коммуникация?
3 Цель деловой коммуникации
4. Какие существуют виды коммуникаций?
5 Чем занимается коммуникация?
6 В чем разница между общением и коммуникацией?
7 Сколько этапов включает в себя процесс коммуникаций?
8 Каковы техники делового общения?
9 Роль коммуникация?
10 Каковы основные виды деловых коммуникаций?
11 Каковы основные причины плохой коммуникации?
12.Что главное в коммуникации?
13Что такое стиль делового общения?
14.Какие формы делового общения бывают?
15.Какие основные задачи решаются за счет организации коммуникаций в команде?
16 В чем особенности делового стиля общения?
17 Для чего человеку нужно деловое общение?
18 Как вести деловое общение?
19 Как правильно строить коммуникации?
20 Какой главный критерий эффективности коммуникации?

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА:
осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
1. Где можно собрать информацию для разработки проекта?
2. Отличается ли способ поиска для реализации проекта и написания реферата?
3. Существует ли связь между системой поиска информации и качеством выполнения проекта?
4. Помогает ли критический анализ информации улучшить качество выполнения проекта? Обоснуйте ответ
5. Помогает ли синтез информации улучшить качество выполнения проекта? Обоснуйте ответ
6. По каким источникам осуществляется поиск для формирования целей проекта по защите информации в коммерческой организации?
7. По каким источникам осуществляется поиск для формирования задач проекта по защите информации в коммерческой организации?
8. По каким источникам осуществляется поиск для формирования и оценки корректности возможных проектных решений по защите информации в коммерческой организации?
9. Изложите известные способы генерации идей (не менее 3).
10. Какую из них, на Ваш взгляд, можно применить для генерации идеи проекта? Обоснуйте ответ.
11. Что является главной целью сбора информации для разработки проектного решения по информационной безопасности7
12. Укажите способы анализа информации для выделения информационных активов организации
13. По каким критериям из информационных активов организации можно выделить объекты интеллектуальной собственности?
14. Что значит применить системный подход к анализу информации по обеспечению информационной безопасности организации?
15. На основании какой информации строится модель угроз?
16. На основании какой информации разрабатываются объекты интеллектуальной собственности в организации?
17. На основании какой информации определяется категория персональных данных?
18. На основании какой информации строится защита персональных данных?
19. На основании какой информации строится классификация информационных активов?
20. На основании какой информации строится система видеонаблюдения в организации ?

УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
1. Что может являться продуктом проекта в коммерческой организации?
2. Какие виды деятельности в информационной безопасности относятся к проектнйо деятельности?
3. По каким метрикам можно определить успешность выполнения проекта?
4. Через какие этапы проходит процесс управления проектом по информационной безопасности?
5. Какие цели могут быть при реализации проектов по информационной безопасности в коммерческой организации?
6. Приведите пример календарного плана проекта по информационной безопасности
7. Какие риски может иметь проект, касающийся вопросов защиты информации?
8. Какова цель управления рисками проекта?
9. В практической деятельности цель проекта это всегда ответ на проблему?
10. Какие способы (подходы) можно применить, для того, чтобы идентифицировать проблему информационной безопасности в организации?
11. Каким вопросам может быть посвящен проект по защите персональных данных в коммерческой организации?
12. Каким вопросам может быть посвящен проект по защите от несанкционированного доступа в коммерческой организации?
13. Какие ошибки могут быть при формулировании цели проекта?
14. Что включает планирование деятельности по проекту?
15. Обоснуйте критерии оценки достоверности полученных результатов для оценки работы над проектом.
16. Как защищается коммерческая тайна в организации?
17. Какие объекты интеллектуальной собственности чаще всего имеют место в коммерческой организации?
18. Какие последствия имеют место для коммерческой организации, если она использует чужую интеллектуальную собственность?
19. Зачем нужны патенты в практической деятельности коммерческой организации?
20. Как коммерческая организация может бороться с несанкционированным использованием интеллектуальной собственности?
УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
1. Как обеспечить взаимодействие внутри команды при реализации проекта
2. Как обеспечить координацию действий в команде при выполнении работ проекта?
3. Какие задачи помогает решить организация коммуникаций в команде?
4. Зачем разрабатывается план коммуникаций в проекте при решении задач информационной безопасности?
5. Имеет ли значение, в какой момент разрабатывается план коммуникаций проекта?
6. На основании каких исходных данных распределяются роли при выполнении проекта?
7. Какова роль руководителя при реализации проекта по информационной безопасности?
8. Каким образом можно проанализировать ход проекта по информационной безопасности?
9. Как влияет вид соавторства (делимое, неделимое) на имущественные права авторов?
10. Влияет ли количество соавторов на эффективности практического использования коммерческой тайны в организации?
11. Существует ли связь между качеством коммуникации и качеством выполнения проекта?
12. Насколько эффективна на практике деловая коммуникация в виде презентации?
13. Какие действия должна выполнить коммерческая организация для создания брэнда?
14. Проекты на какую тему можно считать инновационными в информационной безопасности?
15. Как целесообразно подбирать команду для реализации проекта?
16. Укажите ВИДЫ возможных конфликтов в коммерческой организации
17. Приведите примеры разрешения конфликтов
18. Разработайте рекомендации по минимизации конфликтов в коммерческой организации
19. Как обеспечить сплоченность коллектива при выполнении проекта?
20. Вам как руководителю нужно выявить лидера в коллективе. Ваши действия

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» : студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» : студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» : студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно»: студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Исаев А.П. - под ред., Плотников Л.В. - под ред., Фомин Н.И. - под ред. МЕТОДОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНЖЕНЕРА-КОНСТРУКТОРА 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Горелов С.В., Горелов В.П., Григорьев Е.А. Основы научных исследований: Учебное пособие М., Берлин: Директ-Медиа, 2016 // ЭБС "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
Л2.2 Минакова Н.Н. проектная деятельность: , portal.edu.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс на Moodle на портале portal.edu.asu.ru
Э2 Российская национальная библиотека. www.nlr.ru
Э3 Национальная электронная библиотека. www.nns.ru
Э4 Российская государственная библиотека. www.rsl.ru
Э5 Образовательный сайт www.intuit.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по подготовке к лекционным занятиям (теоретический курс):
Перед очередной лекцией необходимо бегло ознакомиться с содержанием очередной лекции по основным источникам литературы в соответствии с рабочей программой дисциплины.
Часть лекционного материала представлена в виде презентаций, ссылок на Интернет-источники. Материалы распределены по разделам курса.

Рекомендации по подготовке к практическим работам:
- необходимо проработать теоретический материал, соответствующий теме работы.
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении.
- при ответе на вопросы, поставленные для самостоятельной проработки, необходимо его увязывать их с вопросами защиты информации в коммерческой организации.

Рекомендации по подготовке к самостоятельной работе:
- выполнять в установленные сроки все плановые задания, выдаваемые преподавателем, выяснять на консультациях неясные вопросы.
= прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы курса, все неясные моменты фиксировать и выносить на плановую консультацию