МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Практикум по электротехнике

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра информационной безопасности
Направление подготовки10.03.01. Информационная безопасность
ПрофильБезопасность автоматизированных систем (в сфере профессиональной деятельности)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план10_03_01_Информационная безопасность_БАС-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 36
индивидуальные консультации 30
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 42 42 42 42
Сам. работа 36 36 36 36
Консультации 30 30 30 30
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
ст. преподаватель, Матвеев С.И.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н, доцент, Рудер Д.Д

Рабочая программа дисциплины
Практикум по электротехнике

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 10.03.01 Информационная безопасность (приказ Минобрнауки России от 17.11.2020 г. № 1427)

составлена на основании учебного плана:
10.03.01 Информационная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра информационной безопасности

Протокол от 28.06.2023 г. № 11-2022/22
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.-м.н., профессор Поляков В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра информационной безопасности

Протокол от 28.06.2023 г. № 11-2022/22
Заведующий кафедрой д.ф.-м.н., профессор Поляков В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Практикум по электротехнике» является формирование необходимого минимума практических знаний, которые обеспечили бы возможность понимать и анализировать процессы в цепях электрических машин. Это достигается обучением студентов принципам работы, важнейшим количественным соотношениям и методам анализа электротехнических устройств

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-11Способен проводить эксперименты по заданной методике и обработку их результатов;
ОПК-11.1 Знает методики проведения экспериментов, методы обработки, оценки погрешности и достоверности результатов экспериментов.
ОПК-11.2 Умеет выбирать необходимые методы обработки, оценки погрешности и достоверности результатов экспериментов.
ОПК-11.3 Владеет навыками проведения экспериментов по заданной методике, обработки, оценки погрешности и достоверности результатов экспериментов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-11.1. Знает методики проведения экспериментов, методы обработки, оценки погрешности и достоверности результатов экспериментов;
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-11.2. Умеет выбирать необходимые методы обработки, оценки погрешности и достоверности результатов экспериментов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-11.3. Владеет навыками проведения экспериментов по заданной методике, обработки, оценки погрешности и достоверности результатов экспериментов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. «Введение. Техника безопасности при работе в лаборатории» Лабораторные 3 2 ОПК-11.1, ОПК-11.2, ОПК-11.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Электроизмерительные приборы
2.1. «Знакомство с электроизмерительными приборами» Лабораторные 3 4 ОПК-11.1, ОПК-11.2, ОПК-11.3 Л1.1, Л2.1
2.2. «Знакомство с электроизмерительными приборами» Сам. работа 3 9 ОПК-11.1, ОПК-11.2, ОПК-11.3 Л1.1, Л2.1
2.3. «Знакомство с электроизмерительными приборами» Консультации 3 6 ОПК-11.1, ОПК-11.2, ОПК-11.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Линейные цепи постоянного тока
3.1. «Передача электрической энергии по линии постоянного тока» Лабораторные 3 6 ОПК-11.1, ОПК-11.2, ОПК-11.3 Л1.1, Л2.1
3.2. «Передача электрической энергии по линии постоянного тока» Сам. работа 3 4 ОПК-11.1, ОПК-11.2, ОПК-11.3 Л1.1, Л2.1
3.3. «Исследование сложной разветвленной цепи постоянного тока» Лабораторные 3 6 ОПК-11.1, ОПК-11.2, ОПК-11.3 Л1.1, Л2.1
3.4. «Исследование сложной разветвленной цепи постоянного тока» Сам. работа 3 5 ОПК-11.1, ОПК-11.2, ОПК-11.3 Л1.1, Л2.1
3.5. «Исследование сложной разветвленной цепи постоянного тока». «Передача электрической энергии по линии постоянного тока» Консультации 3 8 ОПК-11.1, ОПК-11.2, ОПК-11.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Линейные электрические цепи синусоидального тока
4.1. «Исследование неразветвленной цепи однофазного переменного тока» Лабораторные 3 6 ОПК-11.1, ОПК-11.2, ОПК-11.3 Л1.1, Л2.1
4.2. «Исследование неразветвленной цепи однофазного переменного тока» Сам. работа 3 4 ОПК-11.1, ОПК-11.2, ОПК-11.3 Л1.1, Л2.1
4.3. «Исследование разветвленной цепи однофазного переменного тока» Лабораторные 3 6 ОПК-11.1, ОПК-11.2, ОПК-11.3 Л1.1, Л2.1
4.4. «Исследование разветвленной цепи однофазного переменного тока» Сам. работа 3 5 ОПК-11.1, ОПК-11.2, ОПК-11.3 Л1.1, Л2.1
4.5. «Исследование неразветвленной цепи однофазного переменного тока». «Исследование разветвленной цепи однофазного переменного тока» Консультации 3 8 ОПК-11.1, ОПК-11.2, ОПК-11.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Трехфазные цепи
5.1. «Исследование трехфазной электрической цепи при соединении приемников «звездой» Лабораторные 3 6 ОПК-11.1, ОПК-11.2, ОПК-11.3 Л1.1, Л2.1
5.2. «Исследование трехфазной электрической цепи при соединении приемников «звездой» Сам. работа 3 4 ОПК-11.1, ОПК-11.2, ОПК-11.3 Л1.1, Л2.1
5.3. «Исследование трехфазной электрической цепи при соединении приемников «треугольником» Лабораторные 3 6 ОПК-11.1, ОПК-11.2, ОПК-11.3 Л1.1, Л2.1
5.4. «Исследование трехфазной электрической цепи при соединении приемников «треугольником» Сам. работа 3 5 ОПК-11.1, ОПК-11.2, ОПК-11.3 Л1.1, Л2.1
5.5. «Исследование трехфазной электрической цепи при соединении приемников «звездой». «Исследование трехфазной электрической цепи при соединении приемников «треугольником» Консультации 3 8 ОПК-11.1, ОПК-11.2, ОПК-11.3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ:
ОПК-11: Способен проводить эксперименты по заданной методике и обработку их результатов
Индикаторы достижения компетенции:
ОПК-11.1: Знает методики проведения экспериментов, методы обработки, оценки погрешности и достоверности результатов экспериментов.
ОПК-11.2: Умеет выбирать необходимые методы обработки, оценки погрешности и достоверности результатов экспериментов.
ОПК-11.3: Владеет навыками проведения экспериментов по заданной методике, обработки, оценки погрешности и достоверности результатов экспериментов.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос № 1
Проводники - это материалы, которые...
Варианты ответов.
а) проводят электрический ток
б) не проводят электрический ток
в) диэлектрики
г) не имеют зарядов
ОТВЕТ: а.
Вопрос № 2
Какой буквой обозначается напряжение?
Варианты ответов.
а) I
б) P
в) Q
г) U
ОТВЕТ: г.
Вопрос № 3
Как называется единица сопротивления?
Варианты ответов.
а) ампер
б) Ом
в) вольт
г) Ватт
ОТВЕТ: б.
Вопрос № 4
Как изменится сила взаимодействия между заряженными телами, если уменьшить расстояние между ними?
Варианты ответов.
а) не изменится
б) увеличится.
в) уменьшится
г) останется без изменений
ОТВЕТ: б.
Вопрос № 5
Как изменится сила тока на участке цепи, если увеличить сопротивление участка?
Варианты ответов.
а) не изменится
б) увеличится
в) уменьшится
г) останется без изменений
ОТВЕТ: в.
Вопрос № 6
Как изменится сила тока в замкнутой цепи, если уменьшить внутреннее сопротивление источника?
Варианты ответов.
а) не изменится
б) увеличится.
в) уменьшится
г) останется без изменений
ОТВЕТ: б.
Вопрос № 7
Как изменится сопротивление проводника, если уменьшить его сечение?
Варианты ответов.
а) не изменится
б) увеличится.
в) уменьшится
г) останется без изменений
ОТВЕТ: б.
Вопрос № 8
Как изменится общее сопротивление последовательно соединённых проводников, если уменьшить их сопротивление?
Варианты ответов.
а) не изменится
б) увеличится
в) уменьшится
г) останется без изменений
ОТВЕТ: в.
Вопрос № 9
Как изменится общее сопротивление параллельно соединённых проводников, если уменьшить их сопротивление?
Варианты ответов.
а) не изменится
б) увеличится
в) уменьшится
г) останется без изменений
ОТВЕТ: в.
Вопрос № 10
По какому правилу можно определить направление выталкивающей силы проводника с током из магнитного поля?
Варианты ответов.
а) правилу треугольника
б) правилу Левой руки
в) правилу соединения
г) правилу бесконечности
ОТВЕТ: б.
Вопрос № 11
Каким прибором измеряют электрический ток?
Варианты ответов.
а) манометром
б) расходометром
в) фазометром
г) амперметром
ОТВЕТ: г.
Вопрос № 12
Каким прибором измеряют напряжение?
Варианты ответов.
а) манометром
б) расходометром
в) вольтметром
г) фазометром
ОТВЕТ: в.
Вопрос № 13
Закончите предложение: "Сумма всех токов в узле электрической цепи______________"
Варианты ответов.
а) равна нулю
б) равна бесконечности
в) не равна нулю
г) всегда отрицательна
ОТВЕТ: а.
Вопрос № 14
Вставьте слово в предложение: "Ток на участке цепи прямо пропорционален ___________ и обратно пропорционален сопротивлению участка"
Варианты ответов.
а) мощности
б) напряжению
в) заряду
г) частоте
ОТВЕТ: б.
Вопрос № 15
Участок электрической цепи состоит из четырех ламп, соединенных последовательно. При включении напряжения одна лампа перегорела. Сколько ламп останется гореть?
Варианты ответов.
а) три лампы
б) две лампы
в) одна лампа
г) ни одной.
ОТВЕТ: г.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание выполненных заданий в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Что такое режим холостого хода для источника ЭДС?
Режим холостого хода это такой режим, когда нагрузка отключается от источника питания. В этом случае ток в цепи источника ЭДС и нагрузке становится равным нулю, а напряжение на выходе источника становится равным ЭДС.
2. Что такое номинальный режим работы источника ЭДС?
Номинальный режим электрической цепи обеспечивает технические параметры как отдельных элементов, так и всей цепи, указанные в технической документации, в справочной литературе или на самом элементе. Для разных электротехнических устройств указывают свои номинальные параметры. Однако три основных параметра указываются практически всегда: номинальное напряжение, номинальная мощность и номинальный ток.
3. Что такое режим короткого замыкания для источника ЭДС?
Режим короткого замыкания это такой режим, когда сопротивление нагрузки равно нулю. В этом случае напряжение на выходе источника становится равным нулю, а ток в цепи источника ограничен только его внутренним сопротивлением.
4. Что такое режим согласованной нагрузки?
Согласованный режим электрической цепи это такой режим, при котором обеспечивается максимальная передача активной мощности от источника питания к потребителю.
5. Дайте определение мгновенного значения тока.
Значение тока, напряжения, ЭДС в любой момент времени t называется мгновенным значением.
6. Что такое векторная диаграмма токов и напряжений?
Совокупность векторов, изображающих синусоидальные величины (ток, напряжение, ЭДС) одной и той же частоты называют векторной диаграммой.
7. Что такое активное сопротивление переменному току?
Активное сопротивление – это электрическое сопротивление R, оказываемое проводником прохождению переменного тока. Активное сопротивление зависит от материала, длины и поперечного сечения проводника, а также от температуры. Термин активное сопротивление введен в электротехнику в связи с тем, что при переменном токе кроме активного сопротивления существуют еще и другие сопротивления (индуктивное и емкостное), зависящие не только от свойств проводника, но и от частоты тока. Так же как и другие сопротивления, активное сопротивление измеряется в Омах.
8. Что такое индуктивность?
Индуктивностью называется идеализированный элемент электрической цепи, в котором происходит запасание энергии магнитного поля. Наиболее близким к идеализированному элементу «индуктивности» - является реальный элемент электрической цепи - индуктивная катушка. Отношение потокосцепления к току, который его создает называют индуктивностью катушки.
9. Что такое электрическая емкость?
Конструктивно емкость выполняется в виде двух проводников разделенных слоем диэлектрика (это устройство называется конденсатором). Форма проводников может быть плоской, трубчатой, шарообразной и др. Электрическую емкость определяют как отношение заряда проводника к напряжению.
10. Что такое трехфазная электрическая цепь?
Трехфазная цепь является частным случаем многофазных систем электрических цепей, представляющих собой совокупность электрических цепей, в которых действуют синусоидальные ЭДС одинаковой частоты, отличающиеся по фазе одна от другой и создаваемые общим источником энергии.
11. Из чего состоит трехфазная электрическая цепь?
Трехфазная цепь состоит из трех основных элементов: трехфазного генератора, в котором механическая энергия преобразуется в электрическую с трехфазной системой ЭДС; линии передачи со всем необходимым оборудованием; приемников (потребителей), которые могут быть как трехфазными (например, трехфазные асинхронные двигатели), так и однофазными (например, лампы накаливания).
12. Дайте определение линейных и фазных токов.
Фазные токи – это токи в фазах генератора и приемников. Линейные токи – токи в линейных проводах. Провода, соединяющие начала фаз генератора и приемника, называются линейными.
13. Дайте определение тока нейтрали.
Ток, протекающий в нейтральном проводе называют током нейтрали. Он возможен только при соединении обмоток генератора и приемника звездой.
14. Что такое симметричная нагрузка приемника в трехфазной электрической цепи?
Симметричной нагрузкой называют такую нагрузку, при которой полные сопротивления в каждой фазе равны, а также равны углы сдвига между токами и напряжениями в каждой фазе.
15. Если обмотки трехфазного генератора соединены в звезду, то по какой схеме можно подключить к нему трехфазный потребитель?
При соединении фаз генератора в звезду нагрузка может быть соединена в звезду с нейтральным проводом, в звезду без нейтрального провода или в треугольник.
16. Что такое магнитная цепь?
Совокупность нескольких участков: ферромагнитных (например, сталь) и неферромагнитных (например, воздух), по которым замыкаются линии магнитного потока, называют магнитной цепью.
17. Что такое трансформатор?
Трансформатором называют статическое электромагнитное устройство, имеющее две или большее число индуктивно связанных обмоток и предназначенное для преобразования посредством электромагнитной индукции одной (первичной) системы переменного тока в другую (вторичную) систему переменного тока.
18. Произведите классификацию трансформаторов.
По назначению трансформаторы разделяют на силовые общего и специального применения. По виду охлаждения – с воздушным (сухие трансформаторы) и масляным (масляные трансформаторы) охлаждением. По числу фаз на первичной стороне – однофазные и трёхфазные. По форме магнитопровода – стержневые, броневые, тороидальные. По числу обмоток на фазу – двухобмоточные, трёхобмоточные, многообмоточные (более трёх обмоток). По конструкции обмоток – с концентрическими и чередующимися (дисковыми) обмотками.
19. Каков принцип действия трансформатора?
Первичную обмотку трансформатора подключают к источнику переменного тока – электрической сети с напряжением сети u1. К вторичной обмотке присоединяют сопротивление нагрузки. При подключении к сети в первичной обмотке возникает переменный ток i1, который создаёт переменный магнитный поток Ф, замыкающийся по магнитопроводу. Поток Ф индуцирует в обеих обмотках переменные ЭДС – е1 и е2 пропорциональные числам витков соответствующей обмотки и скорости изменения магнитного потока.
20. Что такое опыт короткого замыкания трансформатора?
Опыт короткого замыкания трансформатора проводят когда вторичную обмотку замыкают накоротко, а к первичной подводят пониженное напряжение такого значения, при котором по обмоткам проходит номинальный ток.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Форма проведения промежуточной аттестации: зачет.
Процедура проведения: К зачету допускаются студенты, которые успешно выполнили все лабораторные работы и получили «зачтено» по итогам их выполнения.
Зачет проводится в объеме программы учебной дисциплины. Форма и порядок проведения зачета определяются кафедрой.
Для проведения зачета на кафедре разрабатываются: билеты для зачета. В билет включаются 2 теоретических вопроса из пройденного материала разных разделов программы. Для подготовки к ответу слушателям отводится не более 40 минут. По окончании ответа на вопросы билета экзаменатор может задавать дополнительные и уточняющие вопросы в пределах учебного материала, вынесенного на зачет. По результатам ответа на теоретические вопросы студент получает оценку «зачтено» либо «не зачтено».
Перечень примерных вопросов к зачету:
1. Классификация средств измерений электрических величин. Общие свойства электроизмерительных приборов (ЭИП). Включение приборов в электрические цепи.
2. Приборы магнитоэлектрической, электромагнитной, электродинамической, ферродинамической систем: устройство, достоинства, недостатки.
3. Определение линейных и нелинейных электрических цепей. Первый и второй законы Кирхгофа.
4. Внутреннее сопротивление генератора. Потенциальная диаграмма.
5. Условие передачи максимальной мощности по линии электропередачи. КПД линии электропередачи.
6. Неразветвленная цепь однофазного переменного тока. Основные понятия. Виды сопротивлений переменному току.
7. Простейшие цепи переменного тока: электрическая цепь переменного тока с резистивным элементом; электрическая цепь переменного тока с индуктивным элементом; электрическая цепь переменного тока с емкостным элементом.
8. Последовательное соединение R,L,C-элементов в цепи однофазного переменного тока.
9. Разветвленная цепь однофазного переменного тока. Параллельное соединение идеализированных и реальных R,L,C-элементов.
10. Мощность цепи синусоидального тока. Коэффициент мощности.
11. Принцип создания многофазной системы ЭДС. Многофазные цепи. Основные схемы соединений потребителей.
12. Равномерная, симметричная, однородная нагрузка приемника при соединении приемников звездой в трехфазной электрической цепи. Ток нейтрального провода.
13. Равномерная, симметричная, однородная нагрузка приемника при соединении приемников треугольником в трехфазной электрической цепи.
14. Мощность трехфазной цепи. Расчет мощности для симметричных и несимметричных трехфазных цепей.
Критерии оценивания:
Зачтено: Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
Не зачтено: Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено, т.е. студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бессонов Л.А. Теоретические основы электротехники. В 2 т. Том 1. Электрические цепи: Учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2019 // ЭБС Юрайт biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Крутов А.В., Кочетова Э.Л., Гузанова Т.Ф. Теоретические основы электротехники: Учебное пособие Минск : РИПО, 2016 // ЭБС "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Государственная публичная научно-техническая библиотека. www.gpntb.ru
Э2 Российская национальная библиотека. www.nlr.ru
Э3 Национальная электронная библиотека. www.nns.ru
Э4 Российская государственная библиотека. www.rsl.ru
Э5 Практикум по электротехнике 1 (2) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
406К лаборатория электротехники и электроники, лаборатория в области электротехники, электроники и схемотехники - учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; учебно-лабораторные стенды – 6 штук. Контрольно-измерительная аппаратура для измерения частотных свойств, форм и временных характеристик сигналов: осциллограф цифровой АСК-2062 – 5 шт; осциллограф С1-73; частотомер Ч3-34А; частотомер Ч3-54; фазометр Ф2-16; измеритель разности фаз ФК2-12. Средства для измерения параметров электрических цепей: мультиметр АРРА 205 – 5 шт; мультиметрАВМ-4084 – 3 шт.; мультиметр Мастер-М830; измеритель импеданса АМ-3002. Средства генерирования сигналов: генератор GFG-8219 A Good Will Instrument Co, Ltd – 5 шт., генератор Г5-75; генератор Г3-112; генератор Г3-56. Источник питания АТН-1232 – 5 шт.; стабилизатор 3222 – 3 шт.; стабилизатор 3217; усилитель дифференциальный У7-6; магазин сопротивления Р4831; магазин емкости Р5025; плата случайного монтажа – 5 шт.
001вК склад экспериментальной мастерской - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Акустический прибор 01021; виброизмеритель 00032; вольтметр Q1202 Э-500; вольтметр универсальный В7-34А; камера ВФУ -1; компьютер Турбо 86М; масспектрометр МРС -1; осциллограф ЕО -213- 2 ед.; осциллограф С1-91; осциллограф С7-19; программатор С-815; самописец 02060 – 2 ед.; стабилизатор 3218; терц-октавный фильтр 01023; шкаф вытяжной; шумомер 00026; анализатор АС-817; блок 23 Г-51; блок питания "Статрон" – 2 ед.; блок питания Ф 5075; вакуумный агрегат; весы; вольтметр VM -70; вольтметр В7-15; вольтметр В7-16; вольтметр ВУ-15; генератор Г-5-6А; генератор Г4-76А; генератор Г4-79; генератор Г5-48; датчик колебаний КВ -11/01; датчик колебаний КР -45/01; делитель Ф5093; измеритель ИМП -2; измеритель параметров Л2-12; интерферометр ИТ 51-30; источник "Агат" – 3 ед.; источник питания; источник питания 3222; источник питания ЭСВ -4; лабораторная установка для настройки газовых лазеров; лазер ЛГИ -21; М-кальк-р МК-44; М-калькул-р "Электроника"; магазин сопротивления Р4075; магазин сопротивления Р4077; микроскоп МБС -9; модулятор МДЕ; монохроматор СДМС -97; мост переменного тока Р5066; набор цветных стекол; насос вакумный; насос вакуумный ВН-01; осциллограф С1-31; осциллограф С1-67; осциллограф С1-70; осциллограф С1-81; осциллоскоп ЕО -174В – 2 ед.; пентакта L-100; пирометр "Промень"; пистонфон 05001; преобразователь В9-1; прибор УЗДН -2Т; скамья оптическая СО 1м; спектограф ДФС -452; спектограф ИСП -51; стабилизатор 1202; стабилизатор 3217 – 4 ед.; стабилизатор 3218; стабилизатор 3222 – 3 ед.; станок токарный ТВ-4; усилитель мощности ЛВ -103 – 4 ед.; усилитель У5-9; центрифуга ВЛ-15; частотомер Ч3-54А; шкаф металлический; эл.двигатель; электродинамический калибратор 11032
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
410К лаборатория в области электротехники, электроники и схемотех-ники, лаборатория физических методов защиты информации - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютеры Парус 945 MSI PDualCore E2140/512Mb+1024/HDD80Gb/DVD-ROM/LCD17" LG/KM – 11 шт.; учебно-лабораторные стенды – 5 шт.; Контрольно-измерительная аппаратура для измерения частотных свойств, форм и временных характеристик сигналов: осциллограф цифровой АСК-2062 – 5 шт.; Средства для измерения параметров электрических цепей: мультиметр АРРА 205 – 5 шт; Вольтметр 01202-50; Вольт-метр селективный В6-9. Средства гене-рирования сигналов: генератор GFG-8219 A Good Will Instrument Co, Ltd – 5 шт.; Генератор Г5-75; Генератор Г3-112; Генератор Г3-56; Вспомогательное оборудование: Источник питания АТН-1237; Стабилизатор 1202; Стабилизатор 3222 – 3 шт.; Компаратор напряжений Р3009; Усилитель мощности LV-103; Усилитель РУ4-29 – 2 шт.; Акустический комплект 01024; Микрофон МК-202 – 2 шт.; Капсуль МК-301 – 2 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по подготовке к лабораторным работам
- руководствоваться графиком лабораторных работ РПД;
- накануне перед очередной работой необходимо по конспекту или в методических указаниях к работе просмотреть теоретический материал работы;
- на лабораторном занятии, выполнив разработку алгоритма и реализовав задание на языке высокого уровня, необходимо проанализировать окончательные результаты и убедится в их достоверности;
- обратить внимание на оформление отчета, в котором должны присутствовать: цель работы, описание алгоритма, журнал опытных данных, реализация в опыте, цели работы, необходимые графические зависимости (при их наличии) и их анализ, результаты работы и выводы;
- при подготовке к отчету руководствоваться вопросами, приведенными в методических указаниях к данной работе, тренажерами программ на ЭВМ по отчету работ и компьютерным учебником.

Рекомендации по подготовке к самостоятельной работе
- руководствоваться графиком самостоятельной работы;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы;
- подготовку к зачету необходимо проводить по теоретическим вопросам на зачет;
- при подготовке к зачету параллельно прорабатываете соответствующие теоретические и практические разделы курса, все неясные моменты фиксируйте и выносите на плановую консультацию.