МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Документоведение и документооборот

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра информационной безопасности
Направление подготовки10.03.01. Информационная безопасность
ПрофильБезопасность автоматизированных систем (в сфере профессиональной деятельности)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план10_03_01_Информационная безопасность_БАС-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
индивидуальные консультации 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 36 36 36 36
Консультации 36 36 36 36
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.м.н., Профессор, Минакова Н.Н.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Документоведение и документооборот

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 10.03.01 Информационная безопасность (приказ Минобрнауки России от 17.11.2020 г. № 1427)

составлена на основании учебного плана:
10.03.01 Информационная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра информационной безопасности

Протокол от 28.06.2023 г. № 11-2022/23
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.-м.н., профессор Поляков В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра информационной безопасности

Протокол от 28.06.2023 г. № 11-2022/23
Заведующий кафедрой д.ф.-м.н., профессор Поляков В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.системное представление о документе в целом, его сущности, функциях, свойствах, структуре, форме носителя информации, методах документирования;
формирование представлений об управлении документами;
общ ие сведения о системе электронного документооборота

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен проводить разработку организационно-распорядительных документов по защите информации в автоматизированных системах
ПК-2.1 Знает методики формирования правил и процедур принятия мер по обеспечению защиты информации в автоматизированных системах.
ПК-2.2 Знает принципы разработки организационно-распорядительной документации по защите информации.
ПК-2.3 Умеет определять и разрабатывать комплекс правил и процедур по защите информации в автоматизированных системах.
ПК-2.4 Умеет выполнять интеграцию средств защиты информации в автоматизированные системы.
ПК-2.5 Умеет вырабатывать рекомендации по модернизации систем защиты автоматизированных систем.
ПК-2.6 Владеет навыками формирования и работы с организационно-распорядительной документацией по защите информации.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.знать отдельные виды документов и основную систему документации на предприятии, касающуюся информационной безопасности
3.2.Уметь:
3.2.1.составлять документы, касающиеся как общих вопросов предприятия, так и вопросов иныормационной безопасности (акты, журналы и т.д.)
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками документирования управленческих ситуаций

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Документы. Функции. Классификация. Структура
1.1. Документы. Функции. Классификация. Структура Лекции 7 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5, ПК-2.6 Л1.1
1.2. Классификация документов Практические 7 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5, ПК-2.6 Л1.1, Л2.1
1.3. Структура документов Сам. работа 7 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5, ПК-2.6 Л1.1
1.4. Документы. Функции. Классификация. Структура Консультации 7 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5, ПК-2.6
Раздел 2. Требования к составлению и оформлению документов
2.1. Требования к составлению и оформлению документов Лекции 7 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5, ПК-2.6 Л1.1, Л2.1
2.2. Оформление документов Практические 7 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5, ПК-2.6 Л1.1
2.3. Требования к оформлению и составлению документов Сам. работа 7 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5, ПК-2.6 Л1.1
2.4. Требования к оформлению и составлению документов Консультации 7 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5, ПК-2.6
Раздел 3. Организационные документы, их составление и оформление
3.1. Организационные документы, их составление и оформление Лекции 7 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5, ПК-2.6 Л1.1, Л2.1
3.2. Организационные документы Сам. работа 7 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5, ПК-2.6 Л1.1
Раздел 4. Состав и создание распорядительных документов
4.1. Состав и создание распорядительных документов Лекции 7 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5, ПК-2.6 Л1.1
4.2. Состав и создание распорядительных документов Сам. работа 7 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5, ПК-2.6 Л1.1
4.3. Состав и создание распорядительных документов Консультации 7 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5, ПК-2.6 Л1.1
Раздел 5. Информационно-справочные документы предприятия
5.1. Информационно-справочные документы предприятия Лекции 7 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5, ПК-2.6 Л1.1
5.2. Информационно-справочные документы предприятия Консультации 7 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5, ПК-2.6 Л1.1
Раздел 6. Организация документооборота. Хранение документов
6.1. Организация документооборота. Хранение документов Лекции 7 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5, ПК-2.6 Л1.1
6.2. Организация документооборота Практические 7 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5, ПК-2.6 Л1.1
6.3. Организация документооборота Сам. работа 7 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5, ПК-2.6 Л1.1
6.4. Организация документооборота Консультации 7 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5, ПК-2.6
Раздел 7. Современные средства автоматизации электрооборота. Электронный документооборот
7.1. Современные средства автоматизации электрооборота. Электронный документооборот Лекции 7 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5, ПК-2.6 Л1.1, Л2.1
7.2. Современные средства автоматизации электрооборота. Электронный документооборот Сам. работа 7 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5, ПК-2.6 Л1.1, Л2.1
7.3. Современные средства автоматизации электрооборота. Электронный документооборот Консультации 7 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5, ПК-2.6 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК2 способен проводить разработку организационно-распорядительных документов по защите информации в автоматизированных системах
знает принципы разработки организационно-распорядительной документации по защите информации
умеет разрабатывать рекомендации по модернизации систем защиты автоматизированных систем
владеет основными навыками разработки организационно распорядительных документов

Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»
http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2176
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
Вопрос 1
Справедливо ли утверждение - Официальный документ, используемый в текущей деятельности организации это служебный документ
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 2
С подлинника могут быть изготовлены:
а) Выписки
б) Копии
в) Дубликаты
г) Все ответы верны
Ответ: г
Вопрос 3
Справедливо ли утверждение Приведение документов к единообразию по составу и форме это унификация
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 4
Справедливо ли утверждение - система электронного документооборота повышает оперативность прохождения документов.
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 5
Документ, фиксирующий ход обсуждения и принятия решения на заседаниях коллегиального органа:
а) Акт
б) Контракт
в) Постановление
г) Протокол
Ответ: г
Вопрос 6
Справедливо ли утверждение Документооборот – это движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправки;
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 7
Справедливо ли утверждение – в объеме документооборота следует учитывать все входящие, исходящие и внутренние документы, а также все копии за определенный период времени
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 8
Справедливо ли утверждение - Главное правило организации документооборота – это оперативное прохождение документа по наиболее короткому и прямому маршруту с наименьшими затратами времени
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 9
Способность документа передавать информацию – это ... свойство документа
а) эксплуатационное
б) информативное
Ответ б
Вопрос 10
Справедливо ли утверждение для категорирования объектов КИИ составляется акт
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 11
Справедливо ли утверждение
документопоток состоит из документов, создаваемых в данной организации и отправляемых за ее пределы называется исходящий документопоток
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 12
Организационный документ длительного или постоянного срока действия, в котором определены обязанности должностных лиц — это:
a) должностная инструкция
б). штатное расписание
в). положение
г). устав
ответ а
Вопрос 13
Упорядоченная совокупность данных или документов, необходимых для решения задач определенной области деятельности - это ...
а) информационные системы;
б) информационные ресурсы;
в) информационные массивы.
г) информационная безопасность
Ответ в
Вопрос 14
Процесс упорядочения или распределения документов по классам с целью отражения отношений между ними и составления классификационной схемы.
а) классифицирование;
б) документирование.
в) нет правильного ответа
Ответ а
Вопрос 15
Справедливо ли утверждение - Документ, воспроизводящий информацию другого документа и все его внешние признаки это визуальный документ
а) да
б) нет
Ответ а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание выполненных заданий в целом:
- «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
- «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Перечень примерных тем рефератов:
1. Документы распорядительные (приказы, распоряжения, указания, решения и т.д.).
2. Документы справочно-информационные (письма, акты, протоколы, докладные и объяснительные записки, справки, сводки, заявления, планы, отчеты и т.д.).
3. Понятие формы электронного документа (ЭД). Виды ЭД. Состав элементов ЭД и методы их заполнения и контроля.
4. Экспертиза ценности документов. Требования к проведению экспертизы ценности документов. Критерии ценности документов Порядок проведения экспертизы Примеры ценности документов, оформление результатов ее проведения.
5. Диагностика организации. Анализ документационных потоков в организации. Примеры
6. Использование google docs для организации совместной работы с документами и организации общего доступа к документам/ возможности использования для задач управления
7. Использование Microsoft skydrive для организации совместной работы с документами и организации общего доступа к документам
8. Конфиденциальная информация в организации: документационное обеспечение
9. Виды документов в финансовых и банковских структурах. Классификация. Примеры.
10. Маршрут движения документов в банковских структурах.
11. Схема документооборота. Автоматизация движения документов. Шаблоны маршрутов. Примеры
12. Функции управленческого документа. Особенности составлении и управления управленческих документов.
13. Отчетная документация в управлении организации. Примеры. Роль
14. Особенности документирования деятельности коллегиальных органов управления. Примеры
15. Особенности документирования деятельности законодательных органов управления. Примеры
16. Особенности документирования деятельности исполнительных органов управления. Примеры
17. Особенности документирования обращений граждан по защите персональных данных в коммерческой организации
18. Особенности и классификация информационно-аналитической документации. Примеры
19. Сводки как документация в коммерческой организации. Примеры сводок, касающихся вопросов защиты информации
20. Документарное определение состава и содержания организационных мер защиты информации коммерческой организации
21. Документарное определение порядка применения организационных мер защиты информации коммерческой организации
22. Документарное определение состава и содержания технических мер защиты информации коммерческой организации
23. Документарное определение порядка применения технических мер защиты информации коммерческой организации
24. Документарное определение правил размещения технических мер защиты информации в информационной структуре коммерческой организации

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
- «Отлично» (зачтено) - Реферат (+презентация) выполнены самостоятельно, Проблема раскрыта глубоко и всесторонне, материал изложен логично. В работе используются материалы исследования по заданной теме. Широко представлен список использованных источников по теме работы.
Представленный доклад полностью отражают суть работы. Студент полно, правильно и грамотно ответил на поставленные в ходе дискуссии вопросы с приведением примеров и/или пояснений.
- «Хорошо» (зачтено) - Содержание в целом соответствует заявленной теме. Работа актуальна, выполнена самостоятельно. Представлены показатели, характеризующие проблемную ситуацию. Составлен список использованных источников по теме работы.
Представленный доклад раскрывает суть работы без необходимой детализации составляющих его задач. Студент правильно и грамотно ответил на большинство поставленных в ходе дискуссии вопросов.
- «Удовлетворительно» (зачтено) - Содержание и оформление соответствует установленным требованиям. Имеет место определенное несоответствие представленного содержания работы заявленной теме работы. Нарушена логика изложения материала, задачи раскрыты не полностью. В работе не полностью использованы необходимые для раскрытия темы научная литература.
Представленный доклад слабо раскрывает суть работы и составляющих его задач. Студент правильно ответил на некоторое количество поставленных в ходе дискуссии вопросов. Использование в ответах на вопросы дискуссии дополнительных примеров и/или пояснений вызывает затруднение или отсутствует.
В докладе и ответах на вопросы исследуемая проблема в основном раскрыта.
- «Неудовлетворительно» (незачтено) -Содержания работы не соответствует его теме. При выполнении проекта допущены существенные ошибки. Не показаны умения анализировать получаемые результаты и самостоятельно делать логически правильные выводы. Допущено большое количество разных ошибок.
Представленный доклад не позволяет понять суть работы и составляющих его задач. Студент не способен правильно ответить на большую часть поставленных в ходе дискуссии вопросов. Использование в ответах на вопросы дискуссии дополнительных примеров и/или пояснений отсутствует полностью.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК2 способен проводить разработку организационно-распорядительных документов по защите информации в автоматизированных системах
знает принципы разработки организационно-распорядительной документации по защите информации
умеет разрабатывать рекомендации по модернизации систем защиты автоматизированных систем
владеет основными навыками разработки организационно распорядительных документов
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу. проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: как правило, 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА:

1. Что относится к организационно распорядительным функциям?
2. Какие документы входят в состав организационно правовых документов образовательной организации?
3. Какие функции выполняют организационные документы?
4. В чем состоит назначение распорядительных документов?
5. Что входит в организационно распорядительные документы?
6. Какие виды документов входят в систему распорядительной документации?
7. Какие вопросы решают распорядительные документы?
8. Какие существуют виды приказов?
9. В чем разница между приказом и распоряжением?
10. Кто имеет право подписывать приказ?
11. Какие виды приказов существуют?
12. Можно ли не согласиться с приказом?
13. Нужно ли подписывать ознакомление с приказом?
14. 14 Укажите иерархическую структуру ОРД
15. какова цель формирования ОРД
16. Что предполагает разработка ОРД
17. Что является организационной формой защиты информации?
18. Какими документами она реализуется?
19. Какие основные принципы должны соблюдаться при организации документооборота
20. 20 Какие функции выполняют организационные документы?

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА:
1. Можно ли не согласиться с приказом?
2. Нужно ли подписывать ознакомление с приказом?
3. Какие документы нужно разработать для решения задач управления доступом?
4. Какие документы нужно разработать для решения управленческих задач
5. Какие документы нужно разработать для решения задач
6. Какие документы считаются основными в организации, в чем заключается важность хранения и управления ими?
7. Какие меры безопасности необходимо применять для защиты конфиденциальной информации в документах?
8. Разработайте приказы по основной деятельности для виртуальной коммерческой организации
9. Разработайте приказы по кадровым вопросам Как для виртуальной коммерческой организации
10. Какие документы необходимо разработать в организации, чтобы реализовать защиту от несанкционированного доступа в информационную систему?
11. Какие документы необходимо разработать в организации, чтобы реализовать антивирусную защиту?
12. Какие документы необходимо разработать в организации, чтобы минимизировать внутренние угрозы?
13. Разработайте документ Политика информационной безопасности для виртуальной коммерческой организации
14. Какие документы необходимы для реализации организационных мер защиты информации?
15. Какие документы необходимы для применения режима коммерческой тайны в организации?
16. Какие документы необходимы для обеспечения защиты персональных данных в организации?
17. Разработайте Положение о защите персональных данных в организации.
18. Укажите составляющие системы информационно-справочной документации в виртуальной коммерческой организации . Обоснуйте ответ.
19. Укажите составляющие системы организационной документации в виртуальной коммерческой организации. Обоснуйте ответ.
20. Укажите составляющие системы распорядительной документации в виртуальной коммерческой организации . Обоснуйте ответ.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Л. А. Доронина [и др. Документоведение: учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018//ЭБС Юрайт biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Минакова Н.Н. документоведение: , https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2176
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс на Moodle "Документоведение и документооборот" portal.edu.asu.ru
Э2 Государственная публичная научно-техническая библиотека. www.gpntb.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по подготовке к лекционным занятиям (теоретический курс):
Перед очередной лекцией необходимо бегло ознакомиться с содержанием очередной лекции по основным источникам литературы в соответствии с рабочей программой дисциплины.
Часть лекционного материала представлена в виде презентаций, ссылок на Интернет-источники. Материалы распределены по разделам курса.

Рекомендации по подготовке к практическим работам:
- необходимо проработать теоретический материал, соответствующий теме работы.
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении.
- при ответе на вопросы, поставленные для самостоятельной проработки, необходимо его увязывать их с вопросами защиты информации в коммерческой организации.

Рекомендации по подготовке к самостоятельной работе:
- выполнять в установленные сроки все плановые задания, выдаваемые преподавателем, выяснять на консультациях неясные вопросы.
= прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы курса, все неясные моменты фиксировать и выносить на плановую консультацию.