МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Безопасность баз данных

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра вычислительной техники и электроники
Направление подготовки10.03.01. Информационная безопасность
ПрофильБезопасность автоматизированных систем (в сфере профессиональной деятельности)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план10_03_01_Информационная безопасность_БАС-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 23
индивидуальные консультации 22
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 7
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 18 18 18 18
Сам. работа 23 23 23 23
Консультации 22 22 22 22
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.т.н., доцент, Шайдуров А.А.

Рецензент(ы):
к.т.н., доцент, Мансуров А.В.

Рабочая программа дисциплины
Безопасность баз данных

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 10.03.01 Информационная безопасность (приказ Минобрнауки России от 17.11.2020 г. № 1427)

составлена на основании учебного плана:
10.03.01 Информационная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра вычислительной техники и электроники

Протокол от 14.06.2022 г. № 100/21-22
Срок действия программы: 20222023 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.-м.н., Пашнев Владимир Валентинович, доц., зав. кафедрой "Вычислительной техники и электроники"


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра вычислительной техники и электроники

Протокол от 14.06.2022 г. № 100/21-22
Заведующий кафедрой к.ф.-м.н., Пашнев Владимир Валентинович, доц., зав. кафедрой "Вычислительной техники и электроники"


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дисциплина "Безопасность баз данных" имеет целью приобретение студентами знаний по организационному обеспечению защиты информации и формирование основных практических навыков работы в данной области.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен проводить анализ уязвимостей внедряемой системы защиты информации
ПК-3.1 Знает техники и методы анализа уязвимостей и оценки защищенности автоматизированных систем.
ПК-3.2 Умеет выполнять оценку информационных рисков.
ПК-3.3 Умеет проводить анализ и экспертизу состояния защищенности автоматизированных систем и применяемых средств защиты информации.
ПК-3.4 Владеет навыками проведения испытаний систем защиты информации автоматизированных систем.
ПК-3.5 Владеет методом выбора и обоснования критериев эффективности функционирования защищенных автоматизированных систем.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- сущность и понятие информации, информационной безопасности и характеристику ее составляющих;
- место и роль информационной безопасности в системе национальной безопасности Российской Федерации, основы государственной информационной политики, стратегию развития информационного общества в России;
- источники и классификацию угроз информационной безопасности;
- основные средства и способы обеспечения информационной безопасности, принципы построения систем защиты информации.
3.2.Уметь:
3.2.1.- анализировать и оценивать угрозы информационной безопасности объекта;
- разрабатывать модели угроз и нарушителей информационной безопасности автоматизированных систем;
- выявлять уязвимости информационно-технологических ресурсов автоматизированных систем, проводить мониторинг угроз безопасности автоматизированных систем;
- определять комплекс мер (правила, процедуры, практические приемы, руководящие принципы, методы, средства) для обеспечения информационной
безопасности автоматизированных систем;
- составлять аналитические обзоры по вопросам обеспечения информационной безопасности автоматизированных систем;
- разрабатывать частные политики информационной безопасности автоматизированных систем;
- контролировать эффективность принятых мер по реализации частных политик информационной безопасности автоматизированных систем;
- классифицировать защищаемую информацию по видам тайны и степеням конфиденциальности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- профессиональной терминологией в области информационной безопасности;
- методами формирования требований по защите информации;
- методологическими принципами оценки защищенности объектов информатизации и обеспечения требуемого уровня защиты;
- навыками в выборе, разработке и применении эффективных методов защиты компьютерных систем;
- первичными навыками в реализации мероприятий по обеспечению на предприятии (в организации) деятельности в области защиты информации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в теорию баз данных
1.1. Основы систем баз данных. Назначение и основные компоненты системы баз данных Лекции 8 2 Л2.1, Л1.1
1.2. Основы систем баз данных. Назначение и основные компоненты системы баз данных Сам. работа 8 1 Л2.1, Л1.1
1.3. Этапы проектирования и создания баз данных Лекции 8 2 Л2.1, Л1.1
1.4. Этапы проектирования и создания баз данных Сам. работа 8 2 Л2.1, Л1.1
1.5. Язык запросов SQL Лекции 8 2 Л2.1, Л1.1
1.6. Язык запросов SQL Сам. работа 8 2 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Основы информационной безопасности баз данных
2.1. Основные определения и понятия безопасности информационных систем и баз данных Лекции 8 2 Л2.1, Л1.1
2.2. Основные определения и понятия безопасности информационных систем и баз данных Сам. работа 8 2 Л2.1, Л1.1
2.3. Угрозы безопасности автоматизированных систем Лекции 8 2 Л2.1, Л1.1
2.4. Угрозы безопасности автоматизированных систем Сам. работа 8 2 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Организация и средства защиты информационных процессов в автоматизированных системах
3.1. Организационные, технические и программно- аппаратные средства защиты информации Лекции 8 2 Л2.1, Л1.1
3.2. Организационные, технические и программно- аппаратные средства защиты информации Сам. работа 8 2 Л2.1, Л1.1
3.3. Защита информации базы данных средствами СУБД Лекции 8 2 Л2.1, Л1.1
3.4. Защита информации базы данных средствами СУБД Сам. работа 8 2 Л2.1, Л1.1
3.5. Обеспечение доступности, целостности и конфиденциальности в автоматизированных системах и базах данных Лекции 8 2 Л2.1, Л1.1
3.6. Обеспечение доступности, целостности и конфиденциальности в автоматизированных системах и базах данных Сам. работа 8 2 Л2.1, Л1.1
3.7. Защита сервера баз данных Лекции 8 2 Л2.1, Л1.1
3.8. Защита сервера баз данных Сам. работа 8 2 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Блок лабораторных работе
4.1. Проектирование защищенной базы данных Лабораторные 8 4 Л2.1, Л1.1
4.2. Проектирование защищенной базы данных Сам. работа 8 2 Л2.1, Л1.1
4.3. Защита базы данных от SQL-инъекций Лабораторные 8 6 Л2.1, Л1.1
4.4. Защита базы данных от SQL-инъекций Сам. работа 8 2 Л2.1, Л1.1
4.5. Защита базы данных средствами СУБД Лабораторные 8 8 Л2.1, Л1.1
4.6. Защита базы данных средствами СУБД Сам. работа 8 2 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Аттестация
5.1. Экзамен 8 27 Л2.1, Л1.1
5.2. Консультации Консультации 8 22

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=386

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен проводить анализ уязвимостей внедряемой системы защиты информации

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Какая функция используется для поиска максимального значения в колонке?
a. MAX()
b. MAXIMAL()
c. BIGGEST()
ОТВЕТ: а

Вопрос 2. Какая команда SQL используется для редактирования данных в таблице?
a. Remake
b. Rewrite
c. Update
ОТВЕТ: c

Вопрос 3. Чтобы удалить повторяющиеся строки в результате инструкции SQL SELECT, нужно использовать:
a. UNIQUE
b. SINGLE
c. ONLY
d. DISTINCT
ОТВЕТ: d

Вопрос 4. Какие задачи выполняют SQL- запросы?
a. Обеспечивают структурированность данных
b. Создание, модификация и удаление таблиц базы данных
c. Удаление информации (записей) из базы данных
d. Вставка информации (записей) в таблицы базы данных
ОТВЕТ: b,c,d

Вопрос 5. С помощью какой команды SQL можно удалить содержание таблицы?
a. REMOVE TABLE
b. TRUNCATE TABLE
c. DROP TABLE
ОТВЕТ: b

Вопрос 6. Сеть и коммуникационное программное обеспечение осуществляет:
a. Взаимодействие между серверами с помощью сетевых протоколов
b. Нет правильного ответа
c. Взаимодействие между клиентами с помощью сетевых протоколов
d. Взаимодействие между клиентом и сервером с помощью сетевых протоколов
ОТВЕТ: d

Вопрос 7. Ключами поиска в системе управления базами данных называются:
a. Номер первой по порядку записи, удовлетворяющей условиям поиска
b. Логические выражения, определяющие условия поиска
c. Поля, по значению которых осуществляется поиск
d. Номера записей, удовлетворяющих условиям поиска
e. Диапазон записей файла БД, в котором осущест­вляется поиск
ОТВЕТ: c

Вопрос 8. Модель представления данных - это
a. Физическая структура данных, хранимых в базе данных
b. Сетевая структура данных
c. Логическая структура данных, хранимых в базе данных
d. Нет верного варианта
e. Иерархическая структура данных
ОТВЕТ: c

Вопрос 9. Укажите компоненты СУБД.
a. Ядро
b. Процессор языка БД
c. Графический процессор
ОТВЕТ: a,b

Вопрос 10. Выберите правильные утверждения. Типы данных NUMERIC и DECIMAL:
a. Используются для величин, для которых важно сохранить повышенную точность
b. Используются для округления величин
c. Реализованы в MySQL как один и тот же
d. Являются различными по назначению
ОТВЕТ: a,c

Вопрос 11. Какой отдел должен работать в тесном сотрудничестве администраторов баз данных для снижения риска злоупотребления привилегиями при обращении к базам данных?
a. Юридический отдел
b.Отдел управления аккаунтами
c.Отдел продаж
d.HR (т.к. они ведут кадровую работу и уведомляют администраторов учетных записей об изменении кадровой роли)
ОТВЕТ: d

Вопрос 12. Что содержит в себе файл рабочей группы?
a. Имена учетных записей пользователей
b. Возраст пользователей
c. Их пристрастия
d. Пароли пользователей
ОТВЕТ: a, d

Вопрос 12. Что делает команда REVOKE ?
a. Аннулирует права доступа
b. Не дает выполнять действия с объектом, без аннулирования прав
c. Дает привилегии
ОТВЕТ: a

Вопрос 13. Представление, как метод защиты БД - это...
a. Встроенные функции шифрования
b. Поименованная динамически поддерживаемая сервером выборка из одной или нескольких таблиц
c. Хранимая процедура особого типа, которую пользователь не вызывает непосредственно, а исполнение которой обусловлено наступлением определенного события (действием) – по сути добавлением INSERT или удалением DELETE строки в заданной таблице, или модификации UPDATE данных в определенном столбце заданной таблицы реляционной базы данных
ОТВЕТ: с

Вопрос 14. Что отвечает за безопасность данных в БД?
a. Ничего из вышеперечисленного
b. Пользовательское приложение
c. Сам пользователь
d. Непосредственно база данных
e. Система управления базой данных
ОТВЕТ: e

Вопрос 15. Недостатком многоуровневых моделей безопасности является:
a. сложность представления широкого спектра правил обеспечения безопасности
b. невозможность учета индивидуальных особенностей субъекта
c. отсутствие контроля за потоками информации
d. отсутствие полного аудита
ОТВЕТ: b

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Назовите типы джойнов в SQL
Ответ: INNER, JOIN LEFT, JOIN RIGHT, JOIN FULL, JOIN CROSS

2. Чем NULL отличается от 0
Ответ: 0 - это число. NULL - это не число, а также NULL не является значением пустой строки. NULL используется для указания того, что данные отсутствуют, неизвестны, неприменимы. NULL не равен ничему, даже другому NULL.

3. Какие параметры используются в конструкции order by?
Ответ: ASC и DESC

4. Какой оператор имеет больший приоритет AND или OR (если они используются совместно)?
Ответ: AND имеет больший приоритет, нежели OR

5. Какие операторы обязательны при выборке данных с соединением таблиц (не учитывая cartesian product)?
Ответ: SELECT, JOIN, FROM

6. Какие из операторов SQL могут быть использованы для выполнения CRUD (Create, Read, Update, Delete) операций над данными?
Ответ: INSERT, DELETE, SELECT, UPDATE

7. С помощью какого запроса можно удалить все записи из таблицы?
Ответ: DELETE FROM

8. Для чего нужен оператор UNION?
Ответ: Для объединения двух таблиц, при условии что каждая имеет одинаковое количество столбцов, столбцы имеют схожие типы данных, столбцы располагаются в том же порядке.

9. Какой оператор используется для изменения объектов базы данных?
Ответ: ALTER

10. Что такое оконная функция? И в чем отличие от функции агрегации с группировкой?
Ответ: Оконная функция в SQL - функция, которая работает с выделенным набором строк (окном, партицией) и выполняет вычисление для этого набора строк в отдельном столбце. При использовании агрегирующих функций предложение GROUP BY сокращает количество строк в запросе с помощью их группировки. При использовании оконных функций количество строк в запросе не уменьшается по сравнению с исходной таблицей.

11. Что такое агент SQL?
Ответ: Агент SQL - это механизм планирования заданий в SQL Server. Задания можно запланировать на определенное время или при наступлении определенного события. Также работы могут быть выполнены по запросу. Агент SQL обычно используется для планирования административных заданий, таких как резервное копирование.

12. Что такое DBCC?
Ответ: Операторы DBBC представляют собой команды консоли базы данных и имеют четыре различных области:
- Команды обслуживания: это те команды, которые позволяют администратору базы данных выполнять действия по обслуживанию (например, сжатие файла).
- Информационные команды: предоставление обратной связи по базе данных.
- Команды проверки: Включите команды, которые проверяют базу данных, такие как неизменно популярный CHECKDB.
- Разные команды: те, кого нельзя отнести к трем предыдущим областям. Они включают такие инструкции, как помощь DBCC.

13. Объясните, что такое системная база данных и база данных пользователей.
Ответ: Системная база данных - это база данных по умолчанию, устанавливаемая при установке сервера SQL. Существует 4 системные базы данных: Master, MSDB, TempDB и Model. С другой стороны, база данных пользователей - это база данных, созданная для хранения данных и начала работы с ними.

14. В каких режимах работы выполняется зеркальное отображение базы данных? В чем разница между ними?
Ответ: Зеркальное отображение базы данных работает в 2 рабочих режимах: режим высокой безопасности и режим высокой производительности. Первый (режим высокой безопасности) гарантирует, что основная и зеркальная база данных находятся в синхронизированном состоянии; то есть транзакции совершаются одновременно на обоих серверах для обеспечения согласованности. Второй (режим высокой производительности) гарантирует, что основная база данных работает быстрее, не дожидаясь, пока зеркальная база данных зафиксирует транзакции.

15. Объясните назначение модельной базы данных.
Ответ: База данных модели состоит из шаблона для всех баз данных, созданных в системе SQL. Если исходная база данных модели изменена, все последующие базы данных, созданные в системах, будут отражать изменения. Однако базы данных, созданные ранее, этого не сделают.

16. В чем разница между обработчиком данных и контроллером данных?
Ответ: Законодательство распространяется на два разных типа дескрипторов данных: процессоры и контроллеры. Согласно определениям, приведенным в Общем регламенте защиты данных (GDPR), контролер - это лицо, которое определяет цель, условия и средства обработки персональных данных. С другой стороны, процессор - это организация, которая обрабатывает персональные данные от имени контролера.

17. Объясните, что такое запросы на право доступа.
Ответ: Запрос о праве доступа (статья 15 - GDPR) дает людям возможность узнать, обрабатывает ли контроллер данных их личные данные, и, если это так, что это за информация и почему она обрабатывается. Физические лица имеют право на получение копии соответствующих личных данных, которая не обязательно зависит от того, является ли кто-то работодателем, работником или самозанятым. В ДДПР есть исключения, которые в основном касаются вопросов, представляющих общественный интерес (например, расследования преступлений). Более того, в декларации 47 GDPR говорится, что предотвращение мошенничества является законным интересом для обработки персональных данных: «Обработка персональных данных строго необходима для предотвращения мошенничества также представляет собой законный интерес соответствующего контролера данных». Даже в целях мошенничества контролер должен доказать наличие законного интереса и необходимость обработки персональных данных.

18. Всем ли предприятиям нужен сотрудник по защите данных (DPO)?
Ответ: DPO должен быть назначен в трех конкретных случаях: 1) органы государственной власти, 2) организации, осуществляющие широкомасштабный систематический мониторинг, или 3) организации, которые занимаются масштабной обработкой конфиденциальных персональных данных. Если ваша организация не попадает в эти категории, нет необходимости назначать DPO.

19. Может ли кто-нибудь получить доступ к личным данным в вашей компании? Или есть разные уровни доступа?
Ответ: Как контроллер или процессор вы имеете право обрабатывать данные. Однако это не означает, что все сотрудники могут получить к ним доступ - данные должны быть доступны только тем сотрудникам компании, чья должность требует от них наличия этих прав. Есть разные уровни доступа; в то время как некоторые люди могут иметь полный доступ с правами изменения или удаления данных, другие смогут только просматривать данные.

20. Как вы можете собирать данные (по электронной почте, для отслеживания активности и т. д.)?
Ответ: Это необходимый шаг для проверки различных способов сбора данных. Тем не менее, вам в первую очередь необходимо правильно провести аудит ваших потоков данных и убедиться, что вы выполняете все юридические обязательства, такие как получение надлежащего согласия на обработку, предоставление субъекту данных информации, указанной в GDPR, и т. д.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших положительную экзаменационную оценку по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. SQL. Операторы определения данных.
2. SQL. Операторы манипулирования данными: выборка, сортировка, группирование, обновление данных.
3. SQL. Создание баз данных. Операторы создания и удаления таблиц.
4. Интерфейс между клиентом и сервером.
5. Задачи и этапы проектирования баз данных.
6. Нормализация. Избыточность и аномалии. Функциональные зависимости.
7. Нормальные формы 1НФ, 2НФ, 3НФ, НФБК, нормальные формы более высокого порядка.
8. Методология концептуального проектирования БД.
9. Методология логического проектирования БД.
10. Методология физического проектирования БД.
11. Разработка приложений в СУБД Microsoft Access.
12. Компоненты Delphi для работы с базами данных.
13. Защита данных. Управление транзакциями.
14. Объектно-ориентированное программирование в СУБД.
15. Многоплатформные СУБД.
16. Концепции и разработка распределенных БД.
17. Объектные, объектно-ориентированные и объектно-реляционные СУБД.
18. Web-технологии и СУБД.
19. Понятие безопасности БД. Угрозы безопасности БД: общие и специфичные.
20. Понятие политики безопасности. Сущность политики безопасности. Цели формализации политики безопасности. Принципы построения защищенных систем.
21. Дискреционные модели безопасности СУБД. Реализация ролевой модели политики безопасности в СУБД Oracle.
22. Мандатная модель политики безопасности.
23. БД с многоуровневой секретностью (MLS). Многозначность. Реализация модели
24. MLS. Авторизация меток пользователя. Специальные привилегии доступа. Меточные функции. Опции ограничения.
25. Метаданные и словарь данных. Назначение словаря данных. Доступ к словарю
26. данных. Состав словаря. Представления словаря.
27. Понятие транзакции. Фиксация транзакции. Прокрутки вперед и назад. Контрольная точка. Откат. Транзакции как средство изолированности пользователей. Сериализация транзакций.
28. Блокировки. Режимы блокирования. Правила согласования блокировок. Двухфазный протокол синхронизационных блокировок. Взаимоблокировки, их распознавание и разрушение.
29. Целостность кода приложения. SQL-инъекции. Динамическое выполнение кода SQL и PL/SQL. Категории атак SQL-инъекцией. Методы SQL-инъекций. Противодействие атакам типа SQL-инъекции.
30. Подотчетность действий пользователя и аудит связанных с безопасностью событий. Регистрация действий пользователя.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. ПОСТАНОВКА ВОПРОСА:
Схема базы данных состоит из четырех отношений:
- Product (maker, model, type)
- PC (code, model, speed, ram, hd, cd, price)
-Laptop (code, model, speed, ram, hd, screen, price)
- Printer (code, model, color, type, price)
Отношение Product представляет производителя (maker), номер модели (model) и тип (PC — ПК, Laptop — портативный компьютер или Printer — принтер). Предполагается, что номера моделей уникальны для всех производителей и типов продуктов.
В отношении PC для каждого номера модели, обозначающего ПК, указаны скорость — speed (процессора в мегагерцах), общий объем RAM — ram (в мегабайтах), размер диска — hd (в гигабайтах), скорость считывающего устройства CD (например, 4х) и цена — price.
Отношение Laptop аналогично отношению РС за исключением того, что вместо скорости CD-привода содержится размер экрана — screen (в дюймах).
В отношении Printer для каждой модели принтера указывается, является ли он цветным — color ('y', если цветной), а также тип принтера — type (лазерный — Laser, струйный — Jet или матричный — Matrix) и цена — price.
ЗАДАНИЕ:
Найдите номер модели, скорость и размер жесткого диска для всех ПК стоимостью менее 500 долларов. Вывести: model, speed и hd

2. ПОСТАНОВКА ВОПРОСА:
Схема базы данных состоит из четырех отношений:
- Product (maker, model, type)
- PC (code, model, speed, ram, hd, cd, price)
-Laptop (code, model, speed, ram, hd, screen, price)
- Printer (code, model, color, type, price)
Отношение Product представляет производителя (maker), номер модели (model) и тип (PC — ПК, Laptop — портативный компьютер или Printer — принтер). Предполагается, что номера моделей уникальны для всех производителей и типов продуктов.
В отношении PC для каждого номера модели, обозначающего ПК, указаны скорость — speed (процессора в мегагерцах), общий объем RAM — ram (в мегабайтах), размер диска — hd (в гигабайтах), скорость считывающего устройства CD (например, 4х) и цена — price.
Отношение Laptop аналогично отношению РС за исключением того, что вместо скорости CD-привода содержится размер экрана — screen (в дюймах).
В отношении Printer для каждой модели принтера указывается, является ли он цветным — color ('y', если цветной), а также тип принтера — type (лазерный — Laser, струйный — Jet или матричный — Matrix) и цена — price.
ЗАДАНИЕ:
Найдите производителей принтеров. Вывести: maker

3. ПОСТАНОВКА ВОПРОСА:
Схема базы данных состоит из четырех отношений:
- Product (maker, model, type)
- PC (code, model, speed, ram, hd, cd, price)
-Laptop (code, model, speed, ram, hd, screen, price)
- Printer (code, model, color, type, price)
Отношение Product представляет производителя (maker), номер модели (model) и тип (PC — ПК, Laptop — портативный компьютер или Printer — принтер). Предполагается, что номера моделей уникальны для всех производителей и типов продуктов.
В отношении PC для каждого номера модели, обозначающего ПК, указаны скорость — speed (процессора в мегагерцах), общий объем RAM — ram (в мегабайтах), размер диска — hd (в гигабайтах), скорость считывающего устройства CD (например, 4х) и цена — price.
Отношение Laptop аналогично отношению РС за исключением того, что вместо скорости CD-привода содержится размер экрана — screen (в дюймах).
В отношении Printer для каждой модели принтера указывается, является ли он цветным — color ('y', если цветной), а также тип принтера — type (лазерный — Laser, струйный — Jet или матричный — Matrix) и цена — price.
ЗАДАНИЕ:
Найдите номер модели, объем памяти и размеры экранов портативных компьютеров, цена которых превышает 1000 дол.

4. ПОСТАНОВКА ВОПРОСА:
Схема базы данных состоит из четырех отношений:
- Product (maker, model, type)
- PC (code, model, speed, ram, hd, cd, price)
-Laptop (code, model, speed, ram, hd, screen, price)
- Printer (code, model, color, type, price)
Отношение Product представляет производителя (maker), номер модели (model) и тип (PC — ПК, Laptop — портативный компьютер или Printer — принтер). Предполагается, что номера моделей уникальны для всех производителей и типов продуктов.
В отношении PC для каждого номера модели, обозначающего ПК, указаны скорость — speed (процессора в мегагерцах), общий объем RAM — ram (в мегабайтах), размер диска — hd (в гигабайтах), скорость считывающего устройства CD (например, 4х) и цена — price.
Отношение Laptop аналогично отношению РС за исключением того, что вместо скорости CD-привода содержится размер экрана — screen (в дюймах).
В отношении Printer для каждой модели принтера указывается, является ли он цветным — color ('y', если цветной), а также тип принтера — type (лазерный — Laser, струйный — Jet или матричный — Matrix) и цена — price.
ЗАДАНИЕ:
Найдите номер модели, скорость и размер жесткого диска ПК, имеющих 12х или 24х CD-приводы и цену менее 600 долларов

5. ПОСТАНОВКА ВОПРОСА:
Схема базы данных состоит из четырех отношений:
- Product (maker, model, type)
- PC (code, model, speed, ram, hd, cd, price)
-Laptop (code, model, speed, ram, hd, screen, price)
- Printer (code, model, color, type, price)
Отношение Product представляет производителя (maker), номер модели (model) и тип (PC — ПК, Laptop — портативный компьютер или Printer — принтер). Предполагается, что номера моделей уникальны для всех производителей и типов продуктов.
В отношении PC для каждого номера модели, обозначающего ПК, указаны скорость — speed (процессора в мегагерцах), общий объем RAM — ram (в мегабайтах), размер диска — hd (в гигабайтах), скорость считывающего устройства CD (например, 4х) и цена — price.
Отношение Laptop аналогично отношению РС за исключением того, что вместо скорости CD-привода содержится размер экрана — screen (в дюймах).
В отношении Printer для каждой модели принтера указывается, является ли он цветным — color ('y', если цветной), а также тип принтера — type (лазерный — Laser, струйный — Jet или матричный — Matrix) и цена — price.
ЗАДАНИЕ:
Укажите производителя и скорость портативных компьютеров с жестким диском объемом не менее 10 Гбайт

6. ПОСТАНОВКА ВОПРОСА:
Схема базы данных состоит из четырех отношений:
- Product (maker, model, type)
- PC (code, model, speed, ram, hd, cd, price)
-Laptop (code, model, speed, ram, hd, screen, price)
- Printer (code, model, color, type, price)
Отношение Product представляет производителя (maker), номер модели (model) и тип (PC — ПК, Laptop — портативный компьютер или Printer — принтер). Предполагается, что номера моделей уникальны для всех производителей и типов продуктов.
В отношении PC для каждого номера модели, обозначающего ПК, указаны скорость — speed (процессора в мегагерцах), общий объем RAM — ram (в мегабайтах), размер диска — hd (в гигабайтах), скорость считывающего устройства CD (например, 4х) и цена — price.
Отношение Laptop аналогично отношению РС за исключением того, что вместо скорости CD-привода содержится размер экрана — screen (в дюймах).
В отношении Printer для каждой модели принтера указывается, является ли он цветным — color ('y', если цветной), а также тип принтера — type (лазерный — Laser, струйный — Jet или матричный — Matrix) и цена — price.
ЗАДАНИЕ:
Найдите номера моделей и цены всех продуктов (любого типа) выпущенных производителем B (латинская буква)

7. ПОСТАНОВКА ВОПРОСА:
Схема базы данных состоит из четырех отношений:
- Product (maker, model, type)
- PC (code, model, speed, ram, hd, cd, price)
-Laptop (code, model, speed, ram, hd, screen, price)
- Printer (code, model, color, type, price)
Отношение Product представляет производителя (maker), номер модели (model) и тип (PC — ПК, Laptop — портативный компьютер или Printer — принтер). Предполагается, что номера моделей уникальны для всех производителей и типов продуктов.
В отношении PC для каждого номера модели, обозначающего ПК, указаны скорость — speed (процессора в мегагерцах), общий объем RAM — ram (в мегабайтах), размер диска — hd (в гигабайтах), скорость считывающего устройства CD (например, 4х) и цена — price.
Отношение Laptop аналогично отношению РС за исключением того, что вместо скорости CD-привода содержится размер экрана — screen (в дюймах).
В отношении Printer для каждой модели принтера указывается, является ли он цветным — color ('y', если цветной), а также тип принтера — type (лазерный — Laser, струйный — Jet или матричный — Matrix) и цена — price.
ЗАДАНИЕ:
Найдите производителя, продающего ПК, но не портативные компьютеры

8. ПОСТАНОВКА ВОПРОСА:
Схема базы данных состоит из четырех отношений:
- Product (maker, model, type)
- PC (code, model, speed, ram, hd, cd, price)
-Laptop (code, model, speed, ram, hd, screen, price)
- Printer (code, model, color, type, price)
Отношение Product представляет производителя (maker), номер модели (model) и тип (PC — ПК, Laptop — портативный компьютер или Printer — принтер). Предполагается, что номера моделей уникальны для всех производителей и типов продуктов.
В отношении PC для каждого номера модели, обозначающего ПК, указаны скорость — speed (процессора в мегагерцах), общий объем RAM — ram (в мегабайтах), размер диска — hd (в гигабайтах), скорость считывающего устройства CD (например, 4х) и цена — price.
Отношение Laptop аналогично отношению РС за исключением того, что вместо скорости CD-привода содержится размер экрана — screen (в дюймах).
В отношении Printer для каждой модели принтера указывается, является ли он цветным — color ('y', если цветной), а также тип принтера — type (лазерный — Laser, струйный — Jet или матричный — Matrix) и цена — price.
ЗАДАНИЕ:
Найдите принтеры, имеющие самую высокую цену. Вывести: model, price

9. ПОСТАНОВКА ВОПРОСА:
Схема базы данных состоит из четырех отношений:
- Product (maker, model, type)
- PC (code, model, speed, ram, hd, cd, price)
-Laptop (code, model, speed, ram, hd, screen, price)
- Printer (code, model, color, type, price)
Отношение Product представляет производителя (maker), номер модели (model) и тип (PC — ПК, Laptop — портативный компьютер или Printer — принтер). Предполагается, что номера моделей уникальны для всех производителей и типов продуктов.
В отношении PC для каждого номера модели, обозначающего ПК, указаны скорость — speed (процессора в мегагерцах), общий объем RAM — ram (в мегабайтах), размер диска — hd (в гигабайтах), скорость считывающего устройства CD (например, 4х) и цена — price.
Отношение Laptop аналогично отношению РС за исключением того, что вместо скорости CD-привода содержится размер экрана — screen (в дюймах).
В отношении Printer для каждой модели принтера указывается, является ли он цветным — color ('y', если цветной), а также тип принтера — type (лазерный — Laser, струйный — Jet или матричный — Matrix) и цена — price.
ЗАДАНИЕ:
Найдите среднюю скорость ПК, выпущенных производителем A

10. ПОСТАНОВКА ВОПРОСА:
Схема базы данных состоит из четырех отношений:
- Product (maker, model, type)
- PC (code, model, speed, ram, hd, cd, price)
-Laptop (code, model, speed, ram, hd, screen, price)
- Printer (code, model, color, type, price)
Отношение Product представляет производителя (maker), номер модели (model) и тип (PC — ПК, Laptop — портативный компьютер или Printer — принтер). Предполагается, что номера моделей уникальны для всех производителей и типов продуктов.
В отношении PC для каждого номера модели, обозначающего ПК, указаны скорость — speed (процессора в мегагерцах), общий объем RAM — ram (в мегабайтах), размер диска — hd (в гигабайтах), скорость считывающего устройства CD (например, 4х) и цена — price.
Отношение Laptop аналогично отношению РС за исключением того, что вместо скорости CD-привода содержится размер экрана — screen (в дюймах).
В отношении Printer для каждой модели принтера указывается, является ли он цветным — color ('y', если цветной), а также тип принтера — type (лазерный — Laser, струйный — Jet или матричный — Matrix) и цена — price.
ЗАДАНИЕ:
Найдите пары моделей PC, имеющих одинаковые скорость и RAM. В результате каждая пара указывается только один раз, то есть (i,j), но не (j,i), Порядок вывода: модель с большим номером, модель с меньшим номером, скорость и RAM

11. ПОСТАНОВКА ВОПРОСА:
Схема базы данных состоит из четырех отношений:
- Product (maker, model, type)
- PC (code, model, speed, ram, hd, cd, price)
-Laptop (code, model, speed, ram, hd, screen, price)
- Printer (code, model, color, type, price)
Отношение Product представляет производителя (maker), номер модели (model) и тип (PC — ПК, Laptop — портативный компьютер или Printer — принтер). Предполагается, что номера моделей уникальны для всех производителей и типов продуктов.
В отношении PC для каждого номера модели, обозначающего ПК, указаны скорость — speed (процессора в мегагерцах), общий объем RAM — ram (в мегабайтах), размер диска — hd (в гигабайтах), скорость считывающего устройства CD (например, 4х) и цена — price.
Отношение Laptop аналогично отношению РС за исключением того, что вместо скорости CD-привода содержится размер экрана — screen (в дюймах).
В отношении Printer для каждой модели принтера указывается, является ли он цветным — color ('y', если цветной), а также тип принтера — type (лазерный — Laser, струйный — Jet или матричный — Matrix) и цена — price.
ЗАДАНИЕ:
Найдите производителей, которые производили бы как ПК со скоростью не менее 750 МГц, так и ПК-блокноты со скоростью не менее 750 МГц. Вывести: Maker

12. ПОСТАНОВКА ВОПРОСА:
Схема базы данных состоит из четырех отношений:
- Product (maker, model, type)
- PC (code, model, speed, ram, hd, cd, price)
-Laptop (code, model, speed, ram, hd, screen, price)
- Printer (code, model, color, type, price)
Отношение Product представляет производителя (maker), номер модели (model) и тип (PC — ПК, Laptop — портативный компьютер или Printer — принтер). Предполагается, что номера моделей уникальны для всех производителей и типов продуктов.
В отношении PC для каждого номера модели, обозначающего ПК, указаны скорость — speed (процессора в мегагерцах), общий объем RAM — ram (в мегабайтах), размер диска — hd (в гигабайтах), скорость считывающего устройства CD (например, 4х) и цена — price.
Отношение Laptop аналогично отношению РС за исключением того, что вместо скорости CD-привода содержится размер экрана — screen (в дюймах).
В отношении Printer для каждой модели принтера указывается, является ли он цветным — color ('y', если цветной), а также тип принтера — type (лазерный — Laser, струйный — Jet или матричный — Matrix) и цена — price.
ЗАДАНИЕ:
Перечислите номера моделей любых типов, имеющих самую высокую цену по всей имеющейся в базе данных продукции

13. ПОСТАНОВКА ВОПРОСА:
Схема базы данных состоит из четырех отношений:
- Product (maker, model, type)
- PC (code, model, speed, ram, hd, cd, price)
-Laptop (code, model, speed, ram, hd, screen, price)
- Printer (code, model, color, type, price)
Отношение Product представляет производителя (maker), номер модели (model) и тип (PC — ПК, Laptop — портативный компьютер или Printer — принтер). Предполагается, что номера моделей уникальны для всех производителей и типов продуктов.
В отношении PC для каждого номера модели, обозначающего ПК, указаны скорость — speed (процессора в мегагерцах), общий объем RAM — ram (в мегабайтах), размер диска — hd (в гигабайтах), скорость считывающего устройства CD (например, 4х) и цена — price.
Отношение Laptop аналогично отношению РС за исключением того, что вместо скорости CD-привода содержится размер экрана — screen (в дюймах).
В отношении Printer для каждой модели принтера указывается, является ли он цветным — color ('y', если цветной), а также тип принтера — type (лазерный — Laser, струйный — Jet или матричный — Matrix) и цена — price.
ЗАДАНИЕ:
Найдите производителей принтеров, которые производят ПК с наименьшим объемом RAM и с самым быстрым процессором среди всех ПК, имеющих наименьший объем RAM. Вывести: Maker

14. ПОСТАНОВКА ВОПРОСА:
Схема базы данных состоит из четырех отношений:
- Product (maker, model, type)
- PC (code, model, speed, ram, hd, cd, price)
-Laptop (code, model, speed, ram, hd, screen, price)
- Printer (code, model, color, type, price)
Отношение Product представляет производителя (maker), номер модели (model) и тип (PC — ПК, Laptop — портативный компьютер или Printer — принтер). Предполагается, что номера моделей уникальны для всех производителей и типов продуктов.
В отношении PC для каждого номера модели, обозначающего ПК, указаны скорость — speed (процессора в мегагерцах), общий объем RAM — ram (в мегабайтах), размер диска — hd (в гигабайтах), скорость считывающего устройства CD (например, 4х) и цена — price.
Отношение Laptop аналогично отношению РС за исключением того, что вместо скорости CD-привода содержится размер экрана — screen (в дюймах).
В отношении Printer для каждой модели принтера указывается, является ли он цветным — color ('y', если цветной), а также тип принтера — type (лазерный — Laser, струйный — Jet или матричный — Matrix) и цена — price.
ЗАДАНИЕ:
Найдите среднюю цену ПК и Портативных компьютеров, выпущенных производителем A (латинская буква). Вывести: одна общая средняя цена

15. ПОСТАНОВКА ВОПРОСА:
Схема базы данных состоит из четырех отношений:
- Product (maker, model, type)
- PC (code, model, speed, ram, hd, cd, price)
-Laptop (code, model, speed, ram, hd, screen, price)
- Printer (code, model, color, type, price)
Отношение Product представляет производителя (maker), номер модели (model) и тип (PC — ПК, Laptop — портативный компьютер или Printer — принтер). Предполагается, что номера моделей уникальны для всех производителей и типов продуктов.
В отношении PC для каждого номера модели, обозначающего ПК, указаны скорость — speed (процессора в мегагерцах), общий объем RAM — ram (в мегабайтах), размер диска — hd (в гигабайтах), скорость считывающего устройства CD (например, 4х) и цена — price.
Отношение Laptop аналогично отношению РС за исключением того, что вместо скорости CD-привода содержится размер экрана — screen (в дюймах).
В отношении Printer для каждой модели принтера указывается, является ли он цветным — color ('y', если цветной), а также тип принтера — type (лазерный — Laser, струйный — Jet или матричный — Matrix) и цена — price.
ЗАДАНИЕ:
Найдите средний размер диска ПК каждого из тех производителей, которые выпускают и принтеры. Вывести: maker, средний размер HD

16. ПОСТАНОВКА ВОПРОСА:
Схема базы данных состоит из четырех отношений:
- Classes (class, type, country, numGuns, bore, displacement)
- Ships (name, class, launched)
- Battles (name, date)
- Outcomes (ship, battle, result)
Отношение Classes содержит имя класса — class, тип — type (bb для боевого (линейного) корабля или bc для боевого крейсера), страну — country, в которой построен корабль, число главных орудий — numGuns, калибр орудий (диаметр ствола орудия в дюймах) — bore и водоизмещение (вес в тоннах) — displacement.
В отношении Ships записаны название корабля — name, имя его класса — class и год спуска на воду — launched.
В отношение Battles включены название — name и дата битвы — date, в которой участвовали корабли, а в отношении Outcomes — результат участия данного корабля в битве — result (потоплен — sunk, поврежден — damaged или невредим — ok).
ЗАДАНИЕ:
Одной из характеристик корабля является половина куба калибра его главных орудий (mw). С точностью до 2 десятичных знаков определите среднее значение mw для кораблей каждой страны, у которой есть корабли в базе данных.

17. ПОСТАНОВКА ВОПРОСА:
Схема базы данных состоит из четырех отношений:
- Classes (class, type, country, numGuns, bore, displacement)
- Ships (name, class, launched)
- Battles (name, date)
- Outcomes (ship, battle, result)
Отношение Classes содержит имя класса — class, тип — type (bb для боевого (линейного) корабля или bc для боевого крейсера), страну — country, в которой построен корабль, число главных орудий — numGuns, калибр орудий (диаметр ствола орудия в дюймах) — bore и водоизмещение (вес в тоннах) — displacement.
В отношении Ships записаны название корабля — name, имя его класса — class и год спуска на воду — launched.
В отношение Battles включены название — name и дата битвы — date, в которой участвовали корабли, а в отношении Outcomes — результат участия данного корабля в битве — result (потоплен — sunk, поврежден — damaged или невредим — ok).
ЗАДАНИЕ:
Найдите классы, в которые входит только один корабль из базы данных (учесть также корабли в Outcomes)

18. ПОСТАНОВКА ВОПРОСА:
Схема базы данных состоит из четырех отношений:
- Classes (class, type, country, numGuns, bore, displacement)
- Ships (name, class, launched)
- Battles (name, date)
- Outcomes (ship, battle, result)
Отношение Classes содержит имя класса — class, тип — type (bb для боевого (линейного) корабля или bc для боевого крейсера), страну — country, в которой построен корабль, число главных орудий — numGuns, калибр орудий (диаметр ствола орудия в дюймах) — bore и водоизмещение (вес в тоннах) — displacement.
В отношении Ships записаны название корабля — name, имя его класса — class и год спуска на воду — launched.
В отношение Battles включены название — name и дата битвы — date, в которой участвовали корабли, а в отношении Outcomes — результат участия данного корабля в битве — result (потоплен — sunk, поврежден — damaged или невредим — ok).
ЗАДАНИЕ:
Найдите страны, имевшие когда-либо классы обычных боевых кораблей ('bb') и имевшие когда-либо классы крейсеров ('bc').

19. ПОСТАНОВКА ВОПРОСА:
Схема базы данных состоит из четырех отношений:
- Classes (class, type, country, numGuns, bore, displacement)
- Ships (name, class, launched)
- Battles (name, date)
- Outcomes (ship, battle, result)
Отношение Classes содержит имя класса — class, тип — type (bb для боевого (линейного) корабля или bc для боевого крейсера), страну — country, в которой построен корабль, число главных орудий — numGuns, калибр орудий (диаметр ствола орудия в дюймах) — bore и водоизмещение (вес в тоннах) — displacement.
В отношении Ships записаны название корабля — name, имя его класса — class и год спуска на воду — launched.
В отношение Battles включены название — name и дата битвы — date, в которой участвовали корабли, а в отношении Outcomes — результат участия данного корабля в битве — result (потоплен — sunk, поврежден — damaged или невредим — ok).
ЗАДАНИЕ:
Найдите корабли, «сохранившиеся для будущих сражений»; то есть выведенные из строя в одной битве (damaged), они участвовали в другой

20. ПОСТАНОВКА ВОПРОСА:
Схема базы данных состоит из четырех отношений:
- Classes (class, type, country, numGuns, bore, displacement)
- Ships (name, class, launched)
- Battles (name, date)
- Outcomes (ship, battle, result)
Отношение Classes содержит имя класса — class, тип — type (bb для боевого (линейного) корабля или bc для боевого крейсера), страну — country, в которой построен корабль, число главных орудий — numGuns, калибр орудий (диаметр ствола орудия в дюймах) — bore и водоизмещение (вес в тоннах) — displacement.
В отношении Ships записаны название корабля — name, имя его класса — class и год спуска на воду — launched.
В отношение Battles включены название — name и дата битвы — date, в которой участвовали корабли, а в отношении Outcomes — результат участия данного корабля в битве — result (потоплен — sunk, поврежден — damaged или невредим — ok).
ЗАДАНИЕ:
Укажите названия, водоизмещение и число орудий кораблей, участвовавших в сражении при Гвадалканале (Guadalcanal)

21. ПОСТАНОВКА ВОПРОСА:
Схема базы данных состоит из четырех отношений:
- Classes (class, type, country, numGuns, bore, displacement)
- Ships (name, class, launched)
- Battles (name, date)
- Outcomes (ship, battle, result)
Отношение Classes содержит имя класса — class, тип — type (bb для боевого (линейного) корабля или bc для боевого крейсера), страну — country, в которой построен корабль, число главных орудий — numGuns, калибр орудий (диаметр ствола орудия в дюймах) — bore и водоизмещение (вес в тоннах) — displacement.
В отношении Ships записаны название корабля — name, имя его класса — class и год спуска на воду — launched.
В отношение Battles включены название — name и дата битвы — date, в которой участвовали корабли, а в отношении Outcomes — результат участия данного корабля в битве — result (потоплен — sunk, поврежден — damaged или невредим — ok).
ЗАДАНИЕ:
Найдите названия кораблей, имеющих наибольшее число орудий среди всех кораблей такого же водоизмещения (учесть корабли из таблицы Outcomes)

22. ПОСТАНОВКА ВОПРОСА:
Схема базы данных состоит из четырех отношений:
- Classes (class, type, country, numGuns, bore, displacement)
- Ships (name, class, launched)
- Battles (name, date)
- Outcomes (ship, battle, result)
Отношение Classes содержит имя класса — class, тип — type (bb для боевого (линейного) корабля или bc для боевого крейсера), страну — country, в которой построен корабль, число главных орудий — numGuns, калибр орудий (диаметр ствола орудия в дюймах) — bore и водоизмещение (вес в тоннах) — displacement.
В отношении Ships записаны название корабля — name, имя его класса — class и год спуска на воду — launched.
В отношение Battles включены название — name и дата битвы — date, в которой участвовали корабли, а в отношении Outcomes — результат участия данного корабля в битве — result (потоплен — sunk, поврежден — damaged или невредим — ok).
ЗАДАНИЕ:
Определите среднее число орудий для классов линейных кораблей. Получить результат с точностью до двух десятичных знаков

23. ПОСТАНОВКА ВОПРОСА:
Схема базы данных состоит из четырех отношений:
- Classes (class, type, country, numGuns, bore, displacement)
- Ships (name, class, launched)
- Battles (name, date)
- Outcomes (ship, battle, result)
Отношение Classes содержит имя класса — class, тип — type (bb для боевого (линейного) корабля или bc для боевого крейсера), страну — country, в которой построен корабль, число главных орудий — numGuns, калибр орудий (диаметр ствола орудия в дюймах) — bore и водоизмещение (вес в тоннах) — displacement.
В отношении Ships записаны название корабля — name, имя его класса — class и год спуска на воду — launched.
В отношение Battles включены название — name и дата битвы — date, в которой участвовали корабли, а в отношении Outcomes — результат участия данного корабля в битве — result (потоплен — sunk, поврежден — damaged или невредим — ok).
ЗАДАНИЕ:
С точностью до двух десятичных знаков определите среднее число орудий всех линейных кораблей (учесть корабли из таблицы Outcomes)

24. ПОСТАНОВКА ВОПРОСА:
Схема базы данных состоит из четырех отношений:
- Classes (class, type, country, numGuns, bore, displacement)
- Ships (name, class, launched)
- Battles (name, date)
- Outcomes (ship, battle, result)
Отношение Classes содержит имя класса — class, тип — type (bb для боевого (линейного) корабля или bc для боевого крейсера), страну — country, в которой построен корабль, число главных орудий — numGuns, калибр орудий (диаметр ствола орудия в дюймах) — bore и водоизмещение (вес в тоннах) — displacement.
В отношении Ships записаны название корабля — name, имя его класса — class и год спуска на воду — launched.
В отношение Battles включены название — name и дата битвы — date, в которой участвовали корабли, а в отношении Outcomes — результат участия данного корабля в битве — result (потоплен — sunk, поврежден — damaged или невредим — ok).
ЗАДАНИЕ:
Для каждого класса определите год, когда был спущен на воду первый корабль этого класса. Если год спуска на воду головного корабля неизвестен, определите минимальный год спуска на воду кораблей этого класса. Вывести: класс, год

25. ПОСТАНОВКА ВОПРОСА:
Схема базы данных состоит из четырех отношений:
- Classes (class, type, country, numGuns, bore, displacement)
- Ships (name, class, launched)
- Battles (name, date)
- Outcomes (ship, battle, result)
Отношение Classes содержит имя класса — class, тип — type (bb для боевого (линейного) корабля или bc для боевого крейсера), страну — country, в которой построен корабль, число главных орудий — numGuns, калибр орудий (диаметр ствола орудия в дюймах) — bore и водоизмещение (вес в тоннах) — displacement.
В отношении Ships записаны название корабля — name, имя его класса — class и год спуска на воду — launched.
В отношение Battles включены название — name и дата битвы — date, в которой участвовали корабли, а в отношении Outcomes — результат участия данного корабля в битве — result (потоплен — sunk, поврежден — damaged или невредим — ok).
ЗАДАНИЕ:
Для каждого класса определите число кораблей этого класса, потопленных в сражении. Вывести: класс и число потопленных кораблей

26. ПОСТАНОВКА ВОПРОСА:
Схема базы данных состоит из четырех отношений:
- Classes (class, type, country, numGuns, bore, displacement)
- Ships (name, class, launched)
- Battles (name, date)
- Outcomes (ship, battle, result)
Отношение Classes содержит имя класса — class, тип — type (bb для боевого (линейного) корабля или bc для боевого крейсера), страну — country, в которой построен корабль, число главных орудий — numGuns, калибр орудий (диаметр ствола орудия в дюймах) — bore и водоизмещение (вес в тоннах) — displacement.
В отношении Ships записаны название корабля — name, имя его класса — class и год спуска на воду — launched.
В отношение Battles включены название — name и дата битвы — date, в которой участвовали корабли, а в отношении Outcomes — результат участия данного корабля в битве — result (потоплен — sunk, поврежден — damaged или невредим — ok).
ЗАДАНИЕ:
Для классов, имеющих потери в виде потопленных кораблей и не менее трех кораблей в базе данных, вывести имя класса и число потопленных кораблей

27. ПОСТАНОВКА ВОПРОСА:
Схема базы данных состоит из четырех отношений:
- Classes (class, type, country, numGuns, bore, displacement)
- Ships (name, class, launched)
- Battles (name, date)
- Outcomes (ship, battle, result)
Отношение Classes содержит имя класса — class, тип — type (bb для боевого (линейного) корабля или bc для боевого крейсера), страну — country, в которой построен корабль, число главных орудий — numGuns, калибр орудий (диаметр ствола орудия в дюймах) — bore и водоизмещение (вес в тоннах) — displacement.
В отношении Ships записаны название корабля — name, имя его класса — class и год спуска на воду — launched.
В отношение Battles включены название — name и дата битвы — date, в которой участвовали корабли, а в отношении Outcomes — результат участия данного корабля в битве — result (потоплен — sunk, поврежден — damaged или невредим — ok).
ЗАДАНИЕ:
Укажите сражения, в которых участвовало, по меньшей мере, три корабля одной и той же страны.

28. ПОСТАНОВКА ВОПРОСА:
Схема базы данных состоит из четырех отношений:
- Classes (class, type, country, numGuns, bore, displacement)
- Ships (name, class, launched)
- Battles (name, date)
- Outcomes (ship, battle, result)
Отношение Classes содержит имя класса — class, тип — type (bb для боевого (линейного) корабля или bc для боевого крейсера), страну — country, в которой построен корабль, число главных орудий — numGuns, калибр орудий (диаметр ствола орудия в дюймах) — bore и водоизмещение (вес в тоннах) — displacement.
В отношении Ships записаны название корабля — name, имя его класса — class и год спуска на воду — launched.
В отношение Battles включены название — name и дата битвы — date, в которой участвовали корабли, а в отношении Outcomes — результат участия данного корабля в битве — result (потоплен — sunk, поврежден — damaged или невредим — ok).
ЗАДАНИЕ:
Для каждой страны определить год, когда на воду было спущено максимальное количество ее кораблей. В случае, если окажется несколько таких лет, взять минимальный из них. Вывод: страна, количество кораблей, год

29. ПОСТАНОВКА ВОПРОСА:
Схема базы данных состоит из четырех отношений:
- Classes (class, type, country, numGuns, bore, displacement)
- Ships (name, class, launched)
- Battles (name, date)
- Outcomes (ship, battle, result)
Отношение Classes содержит имя класса — class, тип — type (bb для боевого (линейного) корабля или bc для боевого крейсера), страну — country, в которой построен корабль, число главных орудий — numGuns, калибр орудий (диаметр ствола орудия в дюймах) — bore и водоизмещение (вес в тоннах) — displacement.
В отношении Ships записаны название корабля — name, имя его класса — class и год спуска на воду — launched.
В отношение Battles включены название — name и дата битвы — date, в которой участвовали корабли, а в отношении Outcomes — результат участия данного корабля в битве — result (потоплен — sunk, поврежден — damaged или невредим — ok).
ЗАДАНИЕ:
Найдите названия всех тех кораблей из базы данных, о которых можно определенно сказать, что они были спущены на воду до 1941 г.

30. ПОСТАНОВКА ВОПРОСА:
Схема базы данных состоит из четырех отношений:
- Classes (class, type, country, numGuns, bore, displacement)
- Ships (name, class, launched)
- Battles (name, date)
- Outcomes (ship, battle, result)
Отношение Classes содержит имя класса — class, тип — type (bb для боевого (линейного) корабля или bc для боевого крейсера), страну — country, в которой построен корабль, число главных орудий — numGuns, калибр орудий (диаметр ствола орудия в дюймах) — bore и водоизмещение (вес в тоннах) — displacement.
В отношении Ships записаны название корабля — name, имя его класса — class и год спуска на воду — launched.
В отношение Battles включены название — name и дата битвы — date, в которой участвовали корабли, а в отношении Outcomes — результат участия данного корабля в битве — result (потоплен — sunk, поврежден — damaged или невредим — ok).
ЗАДАНИЕ:
Найдите названия кораблей, имеющих наименьшее число орудий среди всех кораблей такого же водоизмещения (учесть корабли из таблицы Outcomes)

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А.Н. Гущин Базы данных: учебник М.: Директ-Медиа // ЭБС «Университетская библиотека on-line», 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 С.Л. Шнырев Базы данных: учебник М.: МИФИ // ЭБС «Университетская библиотека on-line», 2011 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Modle "Безопасность баз данных" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Mozila FireFox
Условия использования: https://www.mozilla.org/en-US/about/legal/eula/
Chrome
Условия использования: http://www.chromium.org/chromium-os/licenses
LibreOffice
Условия использования: https://ru.libreoffice.org/about-us/license/
7-zip
Условия использования: https://www.7-zip.org/license.txt
Acrobat Reader
Условия использования: http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
DjVu reader
Условия использования: http://www.djvu.name/djvu-editor.html
Microsoft Windows
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
417К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; шкаф с учебно-наглядными пособиями - 1 шт.; компьютеры: марка Клама С Офис – 12; проектор, экран с мультимедиа Smart - 1 ед.; учебно-наглядные пособия.
001вК склад экспериментальной мастерской - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Акустический прибор 01021; виброизмеритель 00032; вольтметр Q1202 Э-500; вольтметр универсальный В7-34А; камера ВФУ -1; компьютер Турбо 86М; масспектрометр МРС -1; осциллограф ЕО -213- 2 ед.; осциллограф С1-91; осциллограф С7-19; программатор С-815; самописец 02060 – 2 ед.; стабилизатор 3218; терц-октавный фильтр 01023; шкаф вытяжной; шумомер 00026; анализатор АС-817; блок 23 Г-51; блок питания "Статрон" – 2 ед.; блок питания Ф 5075; вакуумный агрегат; весы; вольтметр VM -70; вольтметр В7-15; вольтметр В7-16; вольтметр ВУ-15; генератор Г-5-6А; генератор Г4-76А; генератор Г4-79; генератор Г5-48; датчик колебаний КВ -11/01; датчик колебаний КР -45/01; делитель Ф5093; измеритель ИМП -2; измеритель параметров Л2-12; интерферометр ИТ 51-30; источник "Агат" – 3 ед.; источник питания; источник питания 3222; источник питания ЭСВ -4; лабораторная установка для настройки газовых лазеров; лазер ЛГИ -21; М-кальк-р МК-44; М-калькул-р "Электроника"; магазин сопротивления Р4075; магазин сопротивления Р4077; микроскоп МБС -9; модулятор МДЕ; монохроматор СДМС -97; мост переменного тока Р5066; набор цветных стекол; насос вакумный; насос вакуумный ВН-01; осциллограф С1-31; осциллограф С1-67; осциллограф С1-70; осциллограф С1-81; осциллоскоп ЕО -174В – 2 ед.; пентакта L-100; пирометр "Промень"; пистонфон 05001; преобразователь В9-1; прибор УЗДН -2Т; скамья оптическая СО 1м; спектограф ДФС -452; спектограф ИСП -51; стабилизатор 1202; стабилизатор 3217 – 4 ед.; стабилизатор 3218; стабилизатор 3222 – 3 ед.; станок токарный ТВ-4; усилитель мощности ЛВ -103 – 4 ед.; усилитель У5-9; центрифуга ВЛ-15; частотомер Ч3-54А; шкаф металлический; эл.двигатель; электродинамический калибратор 11032
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по подготовке к лекционным занятиям
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции.
- бегло ознакомиться с содержанием очередной лекции по основным источникам литературы в соответствии с рабочей программой дисциплины;
- обратить особое внимание на сущность и графическое сопровождение основных рассматриваемых теоретических положений.
Рекомендации по подготовке к лабораторным работам
- руководствоваться графиком лабораторных работ РПД;
- накануне перед очередной работой необходимо по конспекту или в методических указаниях к работе просмотреть теоретический материал работы;
- на лабораторном занятии, выполнив разработку алгоритма и реализовав задание на языке высокого уровня, необходимо проанализировать окончательные результаты и убедится в их достоверности;
- обратить внимание на оформление отчета, в котором должны присутствовать: цель работы, описание алгоритма, журнал опытных данных, реализация в опыте, цели работы, необходимые графические зависимости (при их наличии) и их анализ, результаты работы и выводы;
- при подготовке к отчету руководствоваться вопросами, приведенными в методических указаниях к данной работе, тренажерами программ на ЭВМ по отчету работ и компьютерным учебником.
Рекомендации по подготовке к самостоятельной работе
- руководствоваться графиком самостоятельной работы;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы;
- подготовку к экзамену необходимо проводить по экзаменационным теоретическим вопросам
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатываете соответствующие теоретические и практические разделы курса, все неясные моменты фиксируйте и выносите на плановую консультацию.