МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Защита интеллектуальной собственности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра информационной безопасности
Направление подготовки10.03.01. Информационная безопасность
ПрофильБезопасность автоматизированных систем (в сфере профессиональной деятельности)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план10_03_01_Информационная безопасность_БАС-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
индивидуальные консультации 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 36 36 36 36
Консультации 36 36 36 36
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.м.н., Профессор, Минакова Н.Н.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Защита интеллектуальной собственности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 10.03.01 Информационная безопасность (приказ Минобрнауки России от 17.11.2020 г. № 1427)

составлена на основании учебного плана:
10.03.01 Информационная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра информационной безопасности

Протокол от 28.06.2023 г. № 11-2022/23
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.-м.н., профессор Поляков В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра информационной безопасности

Протокол от 28.06.2023 г. № 11-2022/23
Заведующий кафедрой д.ф.-м.н., профессор Поляков В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов базовой системы знаний в области преобразования интеллектуальной собственности в товар
понимание основных проблем трудоустройства вчерашних студентов и способов их решения.
подготовка к деятельности, требующей выявления идеи коммерчески ценного продукта на базе научных и прикладных исследований.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4Способен проводить внедрение организационных мер по защите информации в автоматизированных системах
ПК-4.1 Знает комплекс организационных мер по защите информации в автоматизированных системах.
ПК-4.2 Знает основные методы управления защитой информации.
ПК-4.3 Умеет осуществлять планирование и организацию работы персонала автоматизированной системы с учетом требований по защите информации.
ПК-4.4 Владеет навыками и методами работы с организационнораспорядительной документацией.
ПК-4.5 Владеет навыками обучения персонала по работе с системами защиты.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Способы выделеняи охраноспособных объектво интеллектуальнйо собственности по профилю специальности
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать, оценивать возможность охраны и защиты интеллектуальных результатов по профилю деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.практическими приемами охраны и защиты интеллектуальной собственности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Охраноспоосбные объекты интеллектуальнйо собственности
1.1. Цели и задачи учебной дисциплины. Место и роль дисциплины в системе подготовки специалистов. Взаимосвязь изучаемого предмета и других учебных дисциплин. Предмет изучения: объекты авторского права, патенты, ноу-хау Лекции 5 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л1.1, Л2.1
1.2. Связь интеллектуальной собственности и коммерциализация научных разработок и инновации. Практические 5 2 ПК-4.2, ПК-4.4, ПК-4.5 Л1.1
1.3. Охраноспоосбные объекты интеллектуальнйо собственности Консультации 5 8 ПК-4.2, ПК-4.4, ПК-4.5 Л1.1
Раздел 2. Введение в теорию и практику обхраноинтеллектуальнйо собственности.
2.1. Патенты, зонтичны патент, рекламные патенты Стратегии коммерциализациие интеллектуальной собственности. Ключевые аспекты и понятия коммерциализации интеллектуальной собственности. Обоснование выбора стратегии охраны объектов интеллектуальной собственности. Лекции 5 8 ПК-4.2, ПК-4.4, ПК-4.5 Л1.1, Л2.1
2.2. Работа с базами данных ФИПС Сам. работа 5 15 ПК-4.2, ПК-4.4, ПК-4.5 Л1.1
2.3. Работа с базами данных ФИПС Консультации 5 10 ПК-4.2, ПК-4.4, ПК-4.5
Раздел 3. Нетрадиционныке формы охраны интеллектуальнйо собственности
3.1. Достоинства и недостатки ноу-хау как объекта защиты. Целесообразность использования охраны в виде ноу-хау. Лекции 5 2 ПК-4.2, ПК-4.4, ПК-4.5 Л1.1
3.2. Использование интернет-ресурсов для выявления проблем в защите объектов интеллектуального труда Практические 5 6 ПК-4.2, ПК-4.4, ПК-4.5 Л1.1
3.3. Патентный поиск по профилю специальности Практические 5 6 ПК-4.2, ПК-4.4, ПК-4.5
3.4. Использование интернет-ресурсов для выявления проблем в защите объектов интеллектуального труда Сам. работа 5 10 ПК-4.2, ПК-4.4, ПК-4.5 Л1.1
3.5. Нетрадиционныке формы охраны интеллектуальнйо собственности Консультации 5 10 ПК-4.2, ПК-4.4, ПК-4.5 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Выбор оптимальной защиты интеллектуальнйых объектов в профессиональной деятельности
4.1. Примеры объектов охраны интеллектуальной собственности по профилю специальности. Патентный поиск Лекции 5 6 ПК-4.2, ПК-4.4, ПК-4.5 Л1.1
4.2. Патентный поиск по профилю специальности Практические 5 4 ПК-4.2, ПК-4.4, ПК-4.5 Л1.1
4.3. Патентный поиск по профилю специальности Сам. работа 5 11 ПК-4.2, ПК-4.4, ПК-4.5 Л2.1
4.4. Выбор оптимальной защиты интеллектуальнйых объектов в профессиональной деятельности Консультации 5 8 ПК-4.2, ПК-4.4, ПК-4.5 Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ПК-4: Способен проводить внедрение организационных основная мер по защите информации в автоматизированных системах
Индикаторы достижения компетенции:
Знает основные информационные активы организации и организационные меры по их защите.
Умеет использовать меры организационной защиты для объектов интеллектуальной собственности.
Владеет навыками организации мер организационной защиты для объектов интеллектуальной собственности.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
Вопрос 1.
Относится ли защита интеллектуальной собственности к системе организационной защиты информации в организации?
а) да
б) нет
Ответ ва
Вопрос 2
В авторском праве защищается:
а) форма;
б) содержание;
в) и то, и другое;
г) ни то, ни другое.
Ответ а.
Вопрос 3
Дата приоритета - это:
а) дата, когда патент отправлен в «Рос патент»;
б) дата, когда патент прибыл в «Рос патент»;
в) дата, когда патент начали рассматривать на абсолютную новизну;
г) дата, когда патент утвердили
Ответ а.
Вопрос 4
Считается ли статья, обнародованная в Интернете, объектом авторского права?
а) да
б) нет
Ответ: а.
Вопрос 5
Является ли нарушением прав патентообладателя применение средств, содержащих изобретение, в личных целях без получения дохода?
а) нет
б) да
Ответ: а.
Вопрос 6
Патент не может быть выдан на:
А) способ
Б) идею
В) устройство
Г) применение известного решения по новому назначению
Ответ б
Вопрос 7
Автором произведения является лицо:
а) на средства которого было создано произведение
б) по служебному заданию которого было создано произведение
в) творческим трудом которого было создано произведение
Ответ в.
Вопрос 8
Можно ли оформить товарный знак на фамилию?
а) нельзя;
б) можно;
в) можно, но нужно доказать абсолютную мировую новизну;
Ответ в
Вопрос 9
Чем знак обслуживания отличается от товарного знака?
а) то же самое, что и товарный знак, но применяется к услуге;
б) знак обслуживания не имеет локальной новизны;
в) нет правильного ответа
Ответ а.
Вопрос 10
Режим конфиденциальности информации, позволяющий её обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду
а) патент
б) коммерческая тайна
в) Нет правильного ответа
Ответ б
Вопрос 11
В «ноу-хау» можно охранять только ту информация, которую…
А) можно только устно передавать друг другу
Б) нельзя сохранить в тайне
В) трудно найти
Г) можно записать на материальный носитель;
Ответ г.
Вопрос 12
Можно ли использовать товарный знак без согласия правообладателя?
а) можно
б) нельзя
Ответ б
Вопрос 13
Можно ли охранять слоганы?
а) можно
б) нельзя
Ответ а
Вопрос 14
Справедливо ли утверждение, что к АБСОЛЮТНО ВСЕМ объектам интеллектуальной собственности нужно применять организационные меры защиты информации?
а) да
б) нет
Ответ: а
Вопрос 15
Можно ли содержание коммерческой тайны защитить патентом?
а) нет
б) да
Ответ: б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание выполненных заданий в целом:
- «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
- «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Перечень примерных тем рефератов:
1. Защита контента сайта (авторских прав) с помощью шифрования.
2. Маркирование информации с помощью цифровых меток и меток времени для защиты авторских прав.
3. Защита авторских прав в Интернете путем запрета на копирование, распечатку и т.д. Примеры свободно распространяемых программных реализаций.
4. Использование DRM-технологий (Digital Rights Management управление цифровыми правами или Digital Restrictions Management управление цифровыми ограничениями) для защиты интеллектуальной собственности в Интернете. Достоинства и недостатки технологий.
5. Защита от несанкционированного копирования, распространения и использования объекта интеллектуальной собственности с помощью запрета на сохранение объектов авторского права с помощью скриптов
6. Способы обеспечения целостности цифровых произведений (предотвращения внесения неавторизованных изменений). Примеры свободно распространяемых программ (демоверсий).
7. Способы подтверждения подлинности источника информации (объекта авторского права). Примеры реализаций
8. Способы защиты электронных книг: книга как приложение.
9. Способы защиты электронных книг через онлайн-просмотр. Достоинства и недостатки.
10. Защита электронной книги от копирования. Способы реализации защиты. Способы противодействия защите.
11. Защита от нелегального тиражирования цифровых объектов интеллектуальной собственности программными средствами. Примеры
12. Защита от нелегального тиражирования цифровых объектов интеллектуальной собственности аппаратными средствами. Примеры
13. Защита от нелегального тиражирования цифровых изображений с помощью цифровых водяных знаков. Сравнение с защитой текстов: сходства и различие.
14. Использование криптографического подхода для защиты от нелегального тиражирования цифровых изображений
15. Способы определения факта модификации фотографий. Примеры
16. Закрепление прав на изображение программно-аппаратными способами. Сравнение с защитой текстов: сходства и различие.
17. Использование электронной цифровой подписи при защите интеллектуальной собственности в сети Интернет. Достоинства и недостатки

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
- «Отлично» (зачтено) - Реферат (+презентация) выполнены самостоятельно, Проблема раскрыта глубоко и всесторонне, материал изложен логично. В работе используются материалы исследования по заданной теме. Широко представлен список использованных источников по теме работы.
Представленный доклад полностью отражают суть работы. Студент полно, правильно и грамотно ответил на поставленные в ходе дискуссии вопросы с приведением примеров и/или пояснений.
- «Хорошо» (зачтено) - Содержание в целом соответствует заявленной теме. Работа актуальна, выполнена самостоятельно. Представлены показатели, характеризующие проблемную ситуацию. Составлен список использованных источников по теме работы.
Представленный доклад раскрывает суть работы без необходимой детализации составляющих его задач. Студент правильно и грамотно ответил на большинство поставленных в ходе дискуссии вопросов.
- «Удовлетворительно» (зачтено) - Содержание и оформление соответствует установленным требованиям. Имеет место определенное несоответствие представленного содержания работы заявленной теме работы. Нарушена логика изложения материала, задачи раскрыты не полностью. В работе не полностью использованы необходимые для раскрытия темы научная литература.
Представленный доклад слабо раскрывает суть работы и составляющих его задач. Студент правильно ответил на некоторое количество поставленных в ходе дискуссии вопросов. Использование в ответах на вопросы дискуссии дополнительных примеров и/или пояснений вызывает затруднение или отсутствует.
В докладе и ответах на вопросы исследуемая проблема в основном раскрыта.
- «Неудовлетворительно» (незачтено) -Содержания работы не соответствует его теме. При выполнении проекта допущены существенные ошибки. Не показаны умения анализировать получаемые результаты и самостоятельно делать логически правильные выводы. Допущено большое количество разных ошибок.
Представленный доклад не позволяет понять суть работы и составляющих его задач. Студент не способен правильно ответить на большую часть поставленных в ходе дискуссии вопросов. Использование в ответах на вопросы дискуссии дополнительных примеров и/или пояснений отсутствует полностью.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ПК-4: Способен проводить внедрение организационных основная мер по защите информации в автоматизированных системах
Индикаторы достижения компетенции:
Знает основные информационные активы организации и организационные меры по их защите.
Умеет использовать меры организационной защиты для объектов интеллектуальной собственности.
Владеет навыками организации мер организационной защиты для объектов интеллектуальной собственности.
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачете по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: как правило, 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА:
1. Что относится к объективным предпосылкам появления угроз для защиты интеллектуальной собственности в организации

2. Правовая охрана каких объектов возникает в силу факта их создания
3. Что входит в состав интеллектуальной собственности?
4. На что указывает знак сопирайт?
5. Языки программирования являются объектами авторского права?
6. При организации системы защиты информации на предприятии обязательно применять обозначение знака копирайт для указания действия авторского права зависит от обозначений?
7. Корректен ли термин цифровая экосистема интеллектуальной собственности?
8.Как организовать защиту информации, касающуюся интеллектуальных прав?
9. Что значит защитить интеллектуальную согбенность предприятия
10. Зачем нужна защита информации, касающаяся интеллектуальных прав?
11. Что является основой интеллектуальной собственности? .
12. Какие ключевые процессы необходимы для организации и управления интеллектуальной собственности
13. Что является объектом организации и управления в системе защиты интеллектуальной собственности?
14. Какие договора нужны для организации системы защиты интеллектуальнйо собственности на предприятии
15. Что может включать цифровая система ИС?
16 Какие действие не признаются нарушением прав патентообладателя?
17. Чем знак обслуживания отличается от товарного знака?
18. Как охраняется открытие
19. Каким образом можно защитить логотип
20. Основные объекты Ис в организации

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА:
1. Нужно ли запрашивать разрешение на использование объекта интеллектуальной собственности у владельца?
2. Входят ли объекты интеллектуальной собственности в информационный актив организации?
3. Зачем нужно защита интеллектуальной собственности коммерческой организации?
4. Целесообразно ли коммерческой организации покупать лицензию на объекты интеллектуальной собственности?
5. Какие меры должна принимать коммерческая организация для защиты интеллектуальной собственности?
6. Какова роль прав интеллектуальной собственности в практической деятельности коммерческой организации?
7. Для решения каких практических задач надо регистрировать программу ЭВМ?
8. Что такое логотип коммерческой организации? Нужно ли его защищать?
9. Что такое эмблема? Как она влияет на практическую деятельность коммерческой организации?
10. Нужен ли для повышения эффективности коммерческой деятельности регистрировать товарный знак?
11. Как влияет вид соавторства (делимое, неделимое) на имущественные права авторов?
12. Как защищается коммерческая тайна в организации?
13. Как должна обеспечиваться в организации защита сведений, составляющих коммерческую тайну?
14. Влияет ли количество соавторов на эффективности практического использования коммерческой тайны в организации?
15. Что может быть коммерческой тайной в организации?
16. Какие объекты интеллектуальной собственности чаще всего имеют место в коммерческой организации?
17. Какие последствия имеют место для коммерческой организации, если она использует чужую интеллектуальную собственность?
18. Зачем нужны патенты в практической деятельности коммерческой организации?
19. Как коммерческая организация может бороться с несанкционированным использованием интеллектуальной собственности?
20. Какие действия должна выполнить коммерческая организация для создания брэнда?

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. К. Жарова, С. В. Мальцева ; под общ. ред. С. В. Мальцевой Защита интеллектуальной собственности : учебник для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018//ЭБС Юрайт biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Минакова Н.Н. Защита интелектуальной собственности: , https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1027
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс на образовательном портале portal.edu.asu.ru
Э2 www.nns.ru/ Национальная электронная библиотека.
Э3 www.rsl.ru/ Российская государственная библиотека.
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по подготовке к лекционным занятиям (теоретический курс):
Перед очередной лекцией необходимо бегло ознакомиться с содержанием очередной лекции по основным источникам литературы в соответствии с рабочей программой дисциплины.
Часть лекционного материала представлена в виде презентаций, ссылок на Интернет-источники. Материалы распределены по разделам курса.

Рекомендации по подготовке к практическим работам:
- необходимо проработать теоретический материал, соответствующий теме работы.
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении.
- при ответе на вопросы, поставленные для самостоятельной проработки, необходимо его увязывать их с вопросами защиты информации в коммерческой организации.

Рекомендации по подготовке к самостоятельной работе:
- выполнять в установленные сроки все плановые задания, выдаваемые преподавателем, выяснять на консультациях неясные вопросы.
= прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы курса, все неясные моменты фиксировать и выносить на плановую консультацию.