МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Моделирование и проектирование беспроводных сетей

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра вычислительной техники и электроники
Направление подготовки11.04.02. Инфокоммуникационные технологии и системы связи
ПрофильЦифровые инфокоммуникационные системы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план11_04_02_Инфокоммуникационные технологии и системы связит_ЦИС-2022
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 99
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 13
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 36 36 36 36
Сам. работа 99 99 99 99
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
Доцент, Калачев А.В.

Рецензент(ы):
Доцент, Мансуров А.В.

Рабочая программа дисциплины
Моделирование и проектирование беспроводных сетей

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 11.04.02 Инфокоммуникационные технологии и системы связи (приказ Минобрнауки России от 22.09.2017 г. № 958)

составлена на основании учебного плана:
11.04.02 Инфокоммуникационные технологии и системы связи
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра вычислительной техники и электроники

Протокол от 14.06.2022 г. № 100/21-22
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Зав. кафедрой: к.ф.-м.н., Пашнев Владимир Валентинович, доц., зав. кафедрой "Вычислительной техники и электроники"


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра вычислительной техники и электроники

Протокол от 14.06.2022 г. № 100/21-22
Заведующий кафедрой Зав. кафедрой: к.ф.-м.н., Пашнев Владимир Валентинович, доц., зав. кафедрой "Вычислительной техники и электроники"


1. Цели освоения дисциплины

1.1. Курс посвящен аппаратным и отчасти программным решениям, использующимся для построения беспроводных сетей малой мощности – сети сбора данных, управления, автоматизации.
В данной работе предпринята попытка дать обзор современных аппаратных и программных решений для построения беспроводных сетей сбора данных, управления и автоматизации.
Цели:
формирование у обучающихся базовых знаний о современных технологиях беспроводных сетей;
формирование устойчивых знаний по использованию сетевых стеков протоколов для беспроводных сетей;
формирование умения собирать, устанавливать и настраивать узлы беспроводных сетей;
формирование навыка проектирования системы и развёртывания сервисов и технологий распеределенного сбора данных.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2 Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
ОПК-3 Способен приобретать, обрабатывать и использовать новую информацию в своей предметной области, предлагать новые идеи и подходы к решению задач своей профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- требования, предъявляемые к проектной работе; методы представления и описания результатов проектной деятельности; критерии и параметры оценки результатов выполнения проекта
- принципы построения локальных и глобальных компьютерных сетей, основы Интернет-технологий, типовые процедуры применения проблемно-ориентированных прикладных программных средств в дисциплинах профессионального цикла и профессиональной сфере деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.- формировать план-график реализации проекта в целом и план контроля его выполнения; организовывает и координирует работу участников проекта; представляет результаты проекта в различных формах
- использовать современные информационные и компьютерные технологии, средства коммуникаций, способствующие повышению эффективности научной и образовательной сфер деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками осуществления деятельности по управлению проектом на всех этапах его жизненного цикла
- передовым отечественным и зарубежным опытом при проведении исследований, проектировании, организации технологических процессов и эксплуатации инфокоммуникационных систем, сетей и устройств и /или их составляющих

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сферы применения беспроводных сетей с низким энергопотреблением
1.1. Сферы применения беспроводных сетей с низким энергопотреблением Сам. работа 4 3 ОПК-3 Л1.2, Л1.1
1.2. Сферы применения беспроводных сетей с низким энергопотреблением Лекции 4 2 УК-2 Л1.2, Л1.3
1.3. Прикладные аспекты практической реализации беспроводных узлов Лекции 4 2 ОПК-3 Л1.1
1.4. Дальность связи. Энергопотребление Выбор частотного диапазона. Особенности аппаратной часты беспроводных систем. Сам. работа 4 12 УК-2 Л1.2, Л1.1
1.5. Антенны. Рекомендации по топологии печатной платы Оценка времени и ресурсов на разработку. Жизненный цикл разработки беспроводных систем. Сам. работа 4 12 ОПК-3 Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Популярные и перспективные стандарты и протоколы беспроводных сенсорных сетей
2.1. Сети ZigBee. Профили ZigBee, стандарт ZigBee Light Link. Лекции 4 2 УК-2 Л1.1
2.2. Профили ZigBee, доступное программное обеспечение Сам. работа 4 12 ОПК-3 Л1.2, Л1.3
2.3. Установка и настройка инструментального окружения Лабораторные 4 4 УК-2 Л1.2, Л1.1
2.4. Развертывание и тестирование сетей простейшей автоматики на базе сетевого ZigBee-процессора Лабораторные 4 8 ОПК-3 Л1.2, Л1.1
2.5. 6LoWPAN. Thread Лекции 4 2 УК-2 Л1.2
2.6. Запуск и основы работы с сетями OpenThread Лабораторные 4 4 ОПК-3 Л1.2, Л1.1
2.7. Беспроводной стандарт Bluetooth Low Energy (BLE). Лекции 4 2 УК-2 Л1.1
2.8. Работа с узлами BLE Лабораторные 4 8 ОПК-3 Л1.2, Л1.3
2.9. Локальное позиционирование узлов по методу ToF Лабораторные 4 4 УК-2 Л1.1
2.10. Работа с внешними датчиками Лабораторные 4 4 ОПК-3 Л1.2
2.11. Развертывание mesh-сети стандарта BLE Лабораторные 4 4 УК-2 Л1.2, Л1.1
2.12. Стандарт LoRA Лекции 4 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.3
2.13. Сравнение программных и аппаратные решений стандарта LoRa, представленных на рынке Сам. работа 4 12 УК-2 Л1.2
2.14. Стандарт Wireless SMBus Сам. работа 4 12 ОПК-3 Л1.1
Раздел 3. Примеры аппаратных решений решения для беспроводных сетей различных технологий
3.1. Решения Texas Instruments Лекции 4 2 УК-2 Л1.2
3.2. Решения Texas Instruments Сам. работа 4 12 ОПК-3 Л1.1
3.3. Решения STMicroelectronics Лекции 4 2 УК-2 Л1.2, Л1.3
3.4. Решения STMicroelectronics Сам. работа 4 12 ОПК-3 Л1.1
3.5. Трансиверы и сетевые процессоры Лекции 4 2 УК-2 Л1.2
3.6. Трансиверы и сетевые процессоры Сам. работа 4 12 ОПК-3 Л1.1
Раздел 4. Аттестация
4.1. Экзамен 4 27 УК-2, ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств представлен в Приложени.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представлен в Приложени.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дибров М.В. СЕТИ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ. МАРШРУТИЗАЦИЯ В IP-СЕТЯХ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2: Учебник и практикум для вузов М.: Издательство Юрайт, 2018 // ЭБС «Юрайт» urait.ru
Л1.2 Дибров М.В. СЕТИ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ. МАРШРУТИЗАЦИЯ В IP-СЕТЯХ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1: Учебник и практикум для вузов М.: Издательство Юрайт, 2018 // ЭБС «Юрайт» urait.ru
Л1.3 Пятибратов А.П., Гудыно Л.П., Кириченко А.А. Вычислительные машины, сети и телекоммуникационные системы : учебно-методический комплекс: Москва : Евразийский открытый институт, 2009 // ЭБС biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Государственная публичная научно-техническая библиотека. www.gpntb.ru
Э2 Российская государственная библиотека. www.rsl.ru
Э3 Курс на образовательном портале portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Mozila FireFox (https://www.mozilla.org/en-US/about/legal/eula/), бессрочно
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), бессрочно
GIMP (https://docs.gimp.org/2.8/ru/), бессрочно
DjVu reader (http://djvureader.org/), бессрочно
Python c расширениями PIL, Py OpenGL (https://docs.python.org/3/license.html), бессрочно

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 49464762 от 14.12.2011), бессрочно
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 60674416 от 17.07.2012), бессрочноMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональная база данных: электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Профессиональная база данных: научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
208К лаборатория метрологии и электроники - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доски меловые 1шт.; учебный стол-10 шт.; компьютеры: марка Aquarius модель Cel-2533 - 10 единиц; генератор GFG-8219A – 22 шт.; источник питания АТН-1023 – 25 шт.; микровольтметр ВМС-4; микровольтметр WMS-4; монитор 17"LCD Samsung 793 MB; мультиметр APPA-203 – 3 шт.; мультиметр APPA-207; осциллограф 211; осциллограф АСК-1052 – 8 шт.; осциллограф DS5152M; осциллограф АСК-1021 – 13 шт.;осциллограф-приставка двухканальный АСК-3116; паяльная станция АТР-1121 - 3 шт.; паяльная станция АТР-4302; принтер лазерный HP L J 1100; программное обеспечение АСК-3106-PO; стабилизатор 3218 - 2 шт.; учебный комплекс для проведения лабораторных работ по курсу " Микропроцессорные системы"
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
001вК склад экспериментальной мастерской - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Акустический прибор 01021; виброизмеритель 00032; вольтметр Q1202 Э-500; вольтметр универсальный В7-34А; камера ВФУ -1; компьютер Турбо 86М; масспектрометр МРС -1; осциллограф ЕО -213- 2 ед.; осциллограф С1-91; осциллограф С7-19; программатор С-815; самописец 02060 – 2 ед.; стабилизатор 3218; терц-октавный фильтр 01023; шкаф вытяжной; шумомер 00026; анализатор АС-817; блок 23 Г-51; блок питания "Статрон" – 2 ед.; блок питания Ф 5075; вакуумный агрегат; весы; вольтметр VM -70; вольтметр В7-15; вольтметр В7-16; вольтметр ВУ-15; генератор Г-5-6А; генератор Г4-76А; генератор Г4-79; генератор Г5-48; датчик колебаний КВ -11/01; датчик колебаний КР -45/01; делитель Ф5093; измеритель ИМП -2; измеритель параметров Л2-12; интерферометр ИТ 51-30; источник "Агат" – 3 ед.; источник питания; источник питания 3222; источник питания ЭСВ -4; лабораторная установка для настройки газовых лазеров; лазер ЛГИ -21; М-кальк-р МК-44; М-калькул-р "Электроника"; магазин сопротивления Р4075; магазин сопротивления Р4077; микроскоп МБС -9; модулятор МДЕ; монохроматор СДМС -97; мост переменного тока Р5066; набор цветных стекол; насос вакумный; насос вакуумный ВН-01; осциллограф С1-31; осциллограф С1-67; осциллограф С1-70; осциллограф С1-81; осциллоскоп ЕО -174В – 2 ед.; пентакта L-100; пирометр "Промень"; пистонфон 05001; преобразователь В9-1; прибор УЗДН -2Т; скамья оптическая СО 1м; спектограф ДФС -452; спектограф ИСП -51; стабилизатор 1202; стабилизатор 3217 – 4 ед.; стабилизатор 3218; стабилизатор 3222 – 3 ед.; станок токарный ТВ-4; усилитель мощности ЛВ -103 – 4 ед.; усилитель У5-9; центрифуга ВЛ-15; частотомер Ч3-54А; шкаф металлический; эл.двигатель; электродинамический калибратор 11032
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение курса «Моделирование и проектирование беспроводных сетей» предполагает последовательное изучение всех лекций и примеров представленных в разделе «Ресурсы»:
изучение материалов лекций;
ответы на вопросы по лекциям;
прохождение всех итоговых тестов по каждой теме курса;
изучение материалов курса.

Рекомендуется лекционный материал изучать в тот же день, когда была лекция или позднее. После освоения всего лекционного материала рекомендуется изучить ещё раз все материалы представленные в курсе. После этого преступить к выполнению итоговых тестов по курсу.

Экзамен проходит в виде лабораторного занятия на котором студент получает билет в котором представлен два вопроса по теории и два практических задания, которые нужно реализовать.