МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Хроматографические методы анализа

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки18.03.01. Химическая технология
ПрофильХимическое, фармацевтическое и косметическое производство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план18_03_01_Химическая технология_ХФиКП-2022
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 78
самостоятельная работа 111
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 48 48 48 48
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 111 111 111 111
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):

Рецензент(ы):
канд. хим. наук, Должность, Харнутова Е.П.;канд. хим. наук, Должность, Микушина И.В.

Рабочая программа дисциплины
Хроматографические методы анализа

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 18.03.01 Химическая технология (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 922)

составлена на основании учебного плана:
18.03.01 Химическая технология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Н.Г., д.х.н., профессор, декан ХФ


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Базарнова Н.Г., д.х.н., профессор, декан ХФ


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у бакалавра представлений о теоретических основах хроматографических методов, о многообразии хроматографических методов и решаемых аналитических задач при их использовании в профессиональной научно-исследовательской и производственной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять выполнение научных исследований и разработок в области технологии синтеза химических веществ, химико-фармацевтических препаратов и косметических средств
ПК-1.1 Умеет проводить химико-технологический процесс в соответствии с методами и способами, применяемыми напроизводстве
ПК-1.2 Знает методы организации экспериментов в области технологии синтеза химических веществ, химико-фармацевтических препаратов и косметических средств
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.правила техники безопасности работы в химической лаборатории и с физической аппаратурой; достоинства хроматографии как гибридного метода, сочетающего разделение и определение, и области его применения; теоретические основы линейной хроматографии для понимания причин размывания хроматографических зон и факторов, влияющих на селективность разделения и эффективность процесса; классификацию хроматографических методов, характеристики неподвижных фаз и элюентов и принципы их выбора в разных методах аналитической хроматографии; элюционные характеристики хроматограмм, характеристики эффективности хроматографической системы, критерии разделения и селективности; основные узлы хроматографов и их назначение, типы и информационные возможности детекторов.
3.2.Уметь:
3.2.1.проводить обработку хроматограмм: определять первичные параметры удерживания, рассчитывать характеристики разделения, эффективности и селективности; проводить идентификацию веществ по индексам удерживания и корреляционным зависимостям; осуществлять расчет результатов количественного анализа по экспериментальным данным с использованием методов нормализации, внутреннего и внешнего стандарта и абсолютной калибровки.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками профессионального выбора хроматографического метода, оборудования, типа детектора, неподвижных фаз для разделения и многокомпонентных жидкостей и газовых смесей неорганической и органической природы, методологией выбора; метода хроматографического анализа в зависимости от аналитических задач и объекта анализа.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в дисциплину. Основные положения хроматографии.
1.1. Физико-химические основы хроматографического процесса. Основные понятия и определения. Изотермы адсорбции. Абсорбция газа. Диффузия в газовой фазе. Сущность и классификация методов хроматографии. Параметры удерживания Лекции 7 2 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Факторы влияющие на хроматографическое разделение веществ Лекции 7 2 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Качественный и количественный хроматографический анализ. Методы расчета концентраций анализируемых веществ. Лекции 7 2 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Хроматографическая лаборатория. Техника безопасности Практические 7 2 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Планарная (тонкослойная) хроматография
2.1. Планарная (тонкослойная) хроматография Лекции 7 2 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Разделение аминокислот методом тонкослойной хроматографии Лабораторные 7 6 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Практическое применение метода плнарной хроматографии Практические 7 2 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Подготовка к лабораторным работам и практическим занятиям. оформление отчетов. Сам. работа 7 51 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Газовая хроматография
3.1. Газовая хроматография. Аппаратурное оформление. Лекции 7 2 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Подвижные и неподвижные фазы. Твердые носители. Адсорбент. Методы нанесения НЖФ. Лекции 7 2 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Устройство хроматографа. Система подготовки газов. Дозирующие устройства. Хроматографические колонки. Система термостатирования. Детекторы. Практические 7 1 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.4. Критерии оценки детекторов (чувствительность, предел детектирования, линейность, инерционность, селективность). Типы детекторов и их характеристики. Практические 7 1 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.5. Приготовление хроматографической колонки Лабораторные 7 6 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.6. Оценка качества набивных колонок. Лабораторные 7 6 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.7. Качественный анализ по параметрам удерживания Лабораторные 7 6 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.8. Количественный анализ. Лабораторные 7 8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.9. Коллоквиум "Газовая хроматография" Практические 7 2 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.10. Подготовка к лабораторным работам и практическим занятиям. оформление отчетов. Сам. работа 7 30 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Высокоэффективная жидкостная хроматография
4.1. Высокоэффективная жидкостная хроматография. Принцип метода, решаемые задачи. Лекции 7 2 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.2. Аппаратурное оформление ВЭЖХ Лекции 7 2 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.3. Препаративная ВЭЖХ Лекции 7 2 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.4. Качественный анализ Лабораторные 7 8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.5. Колличественный анализ Лабораторные 7 8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.6. Особенности эксплуатации колонок для ВЭЖХ Практические 7 1 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.7. Проблемы изменения селективности колонок ВЭЖХ Практические 7 1 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.8. Коллоквиум "Высокоэффективная жидкостная хроматография" Практические 7 2 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.9. Подготовка к лабораторным работам и практическим занятиям. оформление отчетов. Сам. работа 7 30 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.10. Экзамен 7 27 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен осуществлять выполнение научных исследований и разработок в области технологии синтеза химических веществ, химико-фармацевтических препаратов и косметических средств

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Хроматографическая колонка используется для
а) определения веществ в элюате
б) смешивания компонентов подвижной фазы
в) разделения веществ
г) подачи подвижной фазы

Правильный ответ: в

2. Какой из методов количественного анализа обладает наименьшей погрешностью?
а) Метод стандартной добавки
б) Метод абсолютной калибровки
в) Метод внутреннего стандарта
г) Метод внутренней нормализации

Правильный ответ: в

3. Методом газовой хроматографии можно анализировать
а) только твердые вещества
б) только газообразные и жидкие вещества
в) только газообразные вещества
г) летучие вещества
д) только жидкие вещества

Правильный ответ: г

4. Какой хроматографический параметр лежит в основе количественного анализа?
а) Ширина пика у его основания
б) Площадь пика
в) Удерживаемый объем
г) Ширина пика на половине его высоты
д) Время удерживания

Правильный ответ: б

5. Тонкослойная хроматография выполняется на
а) газовом хроматографе
б) жидкостном хроматографе
в) хроматографической бумаге
г) пластине с нанесенным слоем сорбента

Правильный ответ: г

6. Какое хроматографические параметры используют в качественном анализе?
а) Ширина пика у его основания
б) Площадь пика
в) Удерживаемый объем
г) Ширина пика на половине его высоты
д) Время удерживания

Правильный ответ: в, д

7. При ручном вводе пробы в хроматограф используют
а) Пипетку
б) Микрошприц
в) Воронку
г) Бюретку

Правильный ответ: б

8. Во сколько раз минимальный сигнал, доступный обнаружению, должен по высоте превышать уровень шума
а) в 5 раз
б) в 1,5 раза
в) в 2 раза
г) в 3 раза

Правильный ответ: в

9. Верно ли утверждение: «Эффективность колонки тем выше, чем шире пик получается при том же времени удерживания»
а) Верно
б) Неверно

Правильный ответ: б

10. В качестве подвижной фазы в методе газовой хроматографии используют...
а) вода
б) кислород
в) гелий
г) оксид углерода (II)
д) органические растворители
е) азот
ж) аргон

Правильный ответ: в, е, ж

11. Кто первым применил метод хроматографии
а) А. Эйнштейн
б) Р. Кун
в) А.И. Несмеянов
г) М.С. Цвет
д) Дж. Мартин и Р. Синг

Правильный ответ: г

12. В каком году был открыт метод хроматографии?
а) 1903 г.
б) 1931 г.
в) 1900 г.
г) 1908 г.

Правильный ответ: а

13. Каких параметров удерживания не существует
а) Первичные
б) Исправленные
в) Вторичные
г) Относительные
д) Абсолютные

Правильный ответ: в

14. Верно ли утверждение: «Параметры удерживания зависят от условий хроматографического процесса»
а) Верно
б) Неверно

Правильный ответ: а

15. Индексы удерживания используют
а) В жидкостной хроматографии
б) В газовой хроматографии
в) В тонкослойной хроматографии
г) В бумажной хроматографии
д) В сверхкритической флюидной хроматографии
е) Во всех хроматографических методах

Правильный ответ: б


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Дайте определение расстоянию удерживания
Правильный ответ: расстояние на хроматограмме от момента ввода пробы до выхода пика определяемого компонента

2. Дайте определение исправленному времени удерживания
Правильный ответ: время, прошедшее с момента появления пика несорбирующегося компонента до появления пика соответствующего соединения

3. Что такое «мертвое» время удерживания
Правильный ответ: время удерживания несорбируемого компонента

4. Что характеризует коэффициент емкости?
Правильный ответ: характеризует продолжительность нахождения молекул анализируемого соединения в неподвижной фазе относительно времени их пребывания в подвижной фазе

5. Кривая зависимости сигнала детектора от времени называется __________
Правильный ответ: хроматограмма

6. Способность хроматографической системы "предотвращать" (ограничивать) размывание зон разделяемых веществ называют ___________
Правильный ответ: эффективность

7. Основным требованием к любой хроматографической системе является различие в _____________________ разделяемых веществ
Правильный ответ: коэффициентах распределения

8. Трубка с фиксированной неподвижной фазой, через которую протекает подвижная фаза называется ____________
Правильный ответ: хроматографической колонкой

9. Какие бывают хроматографические колонки?
Правильный ответ: Насадочные (набивные), микронасадочные, капиллярные.

10. Что отражает чувствительность детектора?
Правильный ответ: отражает степень взаимодействия анализируемого вещества с детектором и определяет величину сигнала, соответствующего содержанию вещества в подвижной фазе

11. Реакция детектора на состав подвижной фазы, поступающей в детектор называют______________
Правильный ответ: Фоновым сигналом

12. По селективности детекторы подразделяют на ________________
Правильный ответ: селективные и универсальные

13. Дайте определение хроматографии.
Правильный ответ: динамический метод разделения, анализа и физико-химических исследований веществ, основанный на перемещении зоны вещества вдоль слоя сорбента в потоке подвижной фазы с многократным повторением сорбционных и десорбционных актов. При этом разделяемые вещества распределяются между двумя несмешивающимися фазами (в зависимости от их относительной растворимости в каждой фазе): подвижной и неподвижной

14. Вид хроматографии, которая проводится в слое сорбента на плоской поверхности.
Правильный ответ: Планарная хроматография

15. Как называется вид хроматографии целью проведения которой является получение чистого вещества
Правильный ответ: Препаративная хроматография

16. Индексы удерживания Ковача применяют при ___________ температурном режиме
Правильный ответ: Изотермическом

17. В ионообменной хроматографии процесс разделения происходит за счет _____________
Правильный ответ: Ионного обмена

18. Какова цель проведения аналитической хроматографии?
Правильный ответ: Качественный и количественный анализ

19. Какие бывают хроматограммы
Правильный ответ: Интегральные и дифференциальные

20. Для определения площадей пиков на практике используют метод __________
Правильный ответ: Триангуляции


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой), лабораторные работы и набравшие не менее 60 баллов, допускаются к экзамену.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 3.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. Ю. Конюхов Хроматография : учебник: Лань, 2021 e.lanbook.com
Л1.2 Е. А. Илларионова, И. П. Сыроватский Газовая хроматография. Теоретические основы метода : учебное пособие : Лань, 2018 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А.А. Дутов Биомедицинская хроматография: учебное пособие ГЭОТАР-Медиа, 2016 www.studentlibrary.ru
Л2.2 Ю.Бёккер ;пер.В.С.Курова Хроматография. Инструментальная аналитика:: М.:РИЦ"Техносфера", 2009 URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=89008
Л2.3 И.Н. Мовчан, Р.Г. Романова, Т.С. Горбунова, И.И. Евгеньева Основы аналитической химии. Химические методы анализа : учебное пособие : - Казань : КНИТУ - 195 с. , 2012 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Конюхов, В.Ю. Хроматография. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — СПб. : Лань, 2012. — 224 с. e.lanbook.com
Э2 Сычев, С.Н. Высокоэффективная жидкостная хроматография: аналитика, физическая химия, распознавание многокомпонентных систем. [Электронный ресурс] / С.Н. Сычев, В.А. Гаврилина. — Электрон. дан. — СПб. : Лань, 2013. — 256 с. e.lanbook.com
Э3 Бёккер, Ю. Хроматография. Инструментальная аналитика: методы хроматографии и капиллярного электрофореза / Ю. Бёккер ; пер. В.С. Курова. - М. : РИЦ "Техносфера", 2009. - 472 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=89008
Э4 Физические методы исследования и их практическое применение в химическом анализе / Н.Г. Ярышев, Ю.Н. Медведев, М.И. Токарев и др. - Издание второе, переработанное и дополненное. - М. : Прометей, 2015. - 196 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=426720
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 10 (Office 2010 Professional, № 49464762 от 14.12.2011;
Adobe Reader https://wwwimages2.adobe.com/content/dam/acom/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf;
7-Zip https://www.7-zip.org/license.txt;
Windows 10 Pro (Майкрософт (Microsoft Corporation), 2019. Код продукта: 00330-53093-09223-ААОЕМ.Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеке АлтГУ
http://www.chem.msu.su Электронная библиотека на сервере химфака МГУ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ
http://www.kge.msu.ru Библиотека химической литературы

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
001дК лаборатория хроматографических методов анализа - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Рабочее место преподавателя лабораторные столы и стулья на 7 посадочных мест; оборудование, инструмент и приспособления, принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (7 человек): весовой стол; весы аналитические; газовый хроматограф; модель 3700; газовый хроматограф Hewlett Packard HP 4890A; генератор водорода Хроматэк 10.400; компрессор МК-Л2; компрессор BUFAG House Master Kit Mecafer Mor; двухлинейный плоский самописец TZ 4620; центрифуга Eppendorf 5702; хроматографический микрошприц; колонки для ГЖХ, мембрана для ввода проб; лайнер; измеритель концентрации озона электрические; пробки; металлическое оборудование; наборы химической посуды; наборы химических реактивов. Компьютер Celeron Dual-Core E3300/2Gb/250Gb/KM/19" Acer V193WEOB
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации для обучающихся размещены в приложении