Закреплена за кафедрой | Кафедра органической химии |
---|---|
Направление подготовки | 18.03.01. Химическая технология |
Профиль | Химическое, фармацевтическое и косметическое производство |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 18_03_01_Химическая технология_ХФиКП-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 24 | 24 | 24 | 24 |
Лабораторные | 36 | 36 | 36 | 36 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 111 | 111 | 111 | 111 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра органической химии
Протокол от 14.06.2022 г. № 12
Заведующий кафедрой Базарнова Н.Г., д.х.н., профессор
1.1. | Цель - формирование у студентов теоретических знаний и навыков практической работы в области биохимии, позволяющих ему свободно решать профессиональные задачи Задачи: познакомить студентов с биохимическими основами важнейших биологических явлений; сформировать представление о химическом составе биологических систем; рассмотреть основные метаболические пути и обмен энергии; изучить общие принципы регуляции обмена веществ познакомить с методами биохимических исследований; сформировать навыки работы с лабораторным оборудованием. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК-1 | Способен осуществлять выполнение научных исследований и разработок в области технологии синтеза химических веществ, химико-фармацевтических препаратов и косметических средств |
ПК-1.1 | Умеет проводить химико-технологический процесс в соответствии с методами и способами, применяемыми напроизводстве |
ПК-1.2 | Знает методы организации экспериментов в области технологии синтеза химических веществ, химико-фармацевтических препаратов и косметических средств |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | химические основы жизни, химический состав биологических объектов; основы строения и биологическую роль основных компонентов биологических систем; принципы основных метаболических процессов и общие принципы регуляции обмена веществ и энергии; основные принципы приемов и методов работы в биохимической лаборатории; основные принципы методов работы с биологическими объектами и современную аналитическую аппаратуру |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | синтезировать знания в области химии для решения профессиональных задач; синтезировать математические методы и информационные технологии для обработки, представления и обсуждения собственных результатов проследить взаимосвязь обмена основных групп органических соединений, входящих в состав биологических систем; анализировать изменения в живых организмах при нарушении метаболических процессов или их регуляции; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками подбора необходимого лабораторного оборудования. основами грамотного представления результатов собственных исследований. основными принципами научной терминологии курса и знаний для решения профессиональных задач |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В БИОХИМИЮ | ||||||
1.1. | Биохимия как наука. Предмет и методы биохимии. Химический состав биологических систем. | Лекции | 6 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Биохимия, как наука. Исторический очерк. Химический элементарный и молекулярный состав живых организмов.Cубклеточные компоненты, их биохимические характеристики. | Практические | 6 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | История развития биохимии | Сам. работа | 6 | 7 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л2.1 |
Раздел 2. ХИМИЯ БЕЛКОВ. НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ | ||||||
2.1. | Аминокислоты как структурные компоненты белков. Структура, свойства и функции белков. | Лекции | 6 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Химия простых белков.Цветные реакции на белки и аминокислоты | Лабораторные | 6 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Химия сложных белков. Структура и свойства нуклеиновых кислот. | Лекции | 6 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Физико-химические свойства белков | Лабораторные | 6 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Физико-химические свойства и структурная организация белков.Методы выделения и очистки белков из раствора. Структурная организация нуклеиновых кислот. | Практические | 6 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л2.1 |
2.6. | Нуклеиновые кислоты. Структура и свойства. | Сам. работа | 6 | 8 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л2.1 |
2.7. | Нуклеиновые кислоты. Структура и свойства. | Лекции | 6 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л2.1 |
2.8. | Нуклеиновые кислоты. Структура и свойства. | Практические | 6 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. ФЕРМЕНТЫ | ||||||
3.1. | Химическая природа и биологическая роль ферментов. Свойства и классификация ферментов | Лекции | 6 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Основные свойства ферментов. Количественное определение активности α-амилазы слюны По Вольгемуту | Лабораторные | 6 | 6 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Химическая природа и биологическая роль ферментов. Свойства и классификация ферментов | Практические | 6 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л2.1 |
3.4. | История развития учения о ферментах. Свойства ферментов. Классификация и номенклатура ферментов. Методы выделения и очистки ферментов. Приемы изучения ферментативной активности. Практическое применение ферментов и ферментных препаратов. | Сам. работа | 6 | 20 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. ВИТАМИНЫ. ГОРМОНЫ. | ||||||
4.1. | Общая характеристика и классификация витаминов. | Лекции | 6 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л2.1 |
4.2. | Общие представления о гормонах (свойства, классификация, механизм действия). | Практические | 6 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л2.1 |
4.3. | Характеристика основных водо- и жирорастворимых витаминов. Гормоны центральных и периферических эндокринных желез. | Сам. работа | 6 | 10 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 5. ХИМИЯ УГЛЕВОДОВ | ||||||
5.1. | Биологическая роль, структура, свойства и классификации углеводов. | Лекции | 6 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л2.1 |
5.2. | Химия углеводов. Качественные реакции на сахара | Лабораторные | 6 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л2.1 |
5.3. | Химия углеводов: биологическая роль, классификация и свойства углеводов. | Сам. работа | 6 | 10 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 6. ХИМИЯ ЛИПИДОВ | ||||||
6.1. | Липиды. Строение и функции. | Лекции | 6 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л2.1 |
6.2. | Химия липидов. Обнаружение глицеринсодержащих липидов. Физико-химические свойства жиров и липидов. | Лабораторные | 6 | 6 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л2.1 |
6.3. | Химия липидов: свойства, биологическая роль и классификация липидов.Структура и функции биомембран. | Сам. работа | 6 | 28 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 7. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ В ОРГАНИЗМЕ | ||||||
7.1. | Метаболические пути и обмен энергии. Анаболизм и катаболизм как составные части обмена веществ. Энергетика клеток растений и животных. | Лекции | 6 | 1 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л2.1 |
7.2. | Биологическое окисление и его основные этапы. Современные представления о механизме окислительного фосфорилирования. | Лекции | 6 | 1 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л2.1 |
7.3. | Введение в обмен веществ. Дыхательная цепь транспорта электронов. АТФ и другие макроэргические соединения. Принципы регуляции метаболизма. | Практические | 6 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л2.1 |
7.4. | Аэробное окисление углеводов. Цикл трикарбоновых кислот. | Лекции | 6 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л2.1 |
7.5. | Энергетический обмен. Общие пути катаболизма | Лабораторные | 6 | 6 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л2.1 |
7.6. | Регуляция метаболизма углеводов. Нарушения углеводного обмена. | Сам. работа | 6 | 14 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л2.1 |
7.7. | Обмен липидов: переваривание и всасывание липидов, окисление жирных кислот, метаболизм кетоновых тел, биосинтез жирных кислот и триглицеридов. Регуляция липиного обмена. | Лекции | 6 | 1 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л2.1 |
7.8. | Метаболизм фофсфолипидов. Биосинтез холестерина. Регуляция липидного обмена. Нарушения липидного обмена. | Сам. работа | 6 | 14 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л2.1 |
7.9. | Обмен простых белков: переваривание белков и всасывание продуктов их распада.Промежуточный обмен аминокислот в тканях. | Лекции | 6 | 1 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л2.1 |
7.10. | Метаболизм азота. Орнитиновый цикл. Специфические пути обмена некоторых аминокислот. Патология азотистого обмена. | Практические | 6 | 6 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л2.1 |
7.11. | Взаимосвязи обмена белков, жиров и углеводов в организме. | Лабораторные | 6 | 6 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Приведены в приложении |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Приведены в приложении |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств размещен в приложении |
Приложения |
Приложение 1.
МУ_Биохимия.docx
Приложение 2.
ФОС_Биохимия.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Комов В.П. Шведова В.Н. | Биохимия: учебник для вузов | Дрофа, 2004 | 51 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Новокшанова А.Л. | Биохимия для технологов: учебник и практикум | Москва: Юрайт, 2015 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Биологическая химия : учебник / А.Д. Таганович, Э.И. Олецкий, Н.Ю. Коневалова, В.В. Лелевич ; под ред. А.Д. Тагановича. - 2-е изд., испр. - Минск : Вышэйшая школа, 2016. - 672 с. | biblioclub.ru | ||
Э2 | Шамраев, А.В. Биохимия : учебное пособие / А.В. Шамраев ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет». - Оренбург : ОГУ, 2014. - 186 с. : ил., схем. - Библиогр.: с 167 | biblioclub.ru | ||
Э3 | Биологическая химия : учебно-методическое пособие / Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет», Министерство образования и науки Российской Федерации ; авт.-сост. С.Ф. Андрусенко, Е.В. Денисенко. - Ставрополь : СКФУ, 2015. - 131 с. | biblioclub.ru | ||
Э4 | Курс на образовательном портале АлтГУ | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Word, Excel Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://window.edu.ru/window/catalog Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Раздел: биохимия. http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
314Л | лаборатория биохимии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; лабораторные столы - 10 шт.; вытяжной шкаф автономный АД С-4В1; мойка – 2 шт.; цифровой фотоэлектроколориметр АР-101; мешалка магнитная MSN300 с подогревом BioSan; рН метр лабораторный Эксперт рН; термостат жидкостный GFL-1002 с микропроцессором; анализатор влажности ADMS-70; анализатор мочи DocUReader 2 Pro 77 Elektronika; автоматические дозаторы Black Thermo - 10 шт.; набор химической посуды для биохимии и молекулярной биологии, шкаф для хранения документов – 1 шт., шкаф лабораторный - 2 шт.; хроматограф для ВЭЖХ LC -20 Prominense Shimadzu; спектрофотометр сканирующий UV - 1800 Shimadzu; весы Невские; весы аналитические Vibra AF – R220CE; набор реактивов и химической посуды для биохимии и молекулярной биологии |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
1.1. Приступая к изучению дисциплины, студенту необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий. Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения дисциплины зависят от активной и систематической работы на лекциях, изучения рекомендованной литературы, выполнения контрольных письменных заданий. При изучении дисциплины студенты выполняют следующие задания: - изучают рекомендованную литературу; - выполняют задания, предусмотренные для самостоятельной работы. Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и практические занятия. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на практическое занятие и указания на самостоятельную работу. Практические занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине. Практическое занятие предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения студентов. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам практического занятия, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе практического занятия может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий. Примерная схема подготовки студента к практическому занятию: 1. Ознакомиться с вопросами и заданиями. 2. Проработать конспект соответствующей лекции, разделы учебников и учебных пособий, чтобы получить общее представление о месте и значении темы семинара в изучаемой дисциплине. 3. Ознакомиться с дополнительной литературой по теме (кроме рекомендованных преподавателем, студент может привлекать и другие источники и материалы для подготовки к семинарскому занятию, подходящие для раскрытия вопросов). 4. Подготовить ответы на вопросы плана практического занятия (иметь конспект). 5. Выполнить задания к практическому занятию. 6. Проработать тестовые задания и задачи (если они имеются). 7. При затруднениях сформулировать вопросы к преподавателю. На практическом занятии каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем вопросам плана, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Этого можно добиться при хорошем владении материалом. Недопустимо простое чтение конспекта. Выступающий должен проявить свое собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказать свое личное мнение, обосновать его с помощью прочитанных теоретических работ, фактов и наблюдений из собственной жизни и т. д. Необходимо внимательно слушать выступающего, подмечать интересное в его выступлении, улавливать возможные недочеты и фактические ошибки и исправлять их в ходе семинара. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную предыдущим оратором. При подготовке к практическому занятию студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Кроме указанных тем студенты вправе, по согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы. 1.2. Методические рекомендации по созданию презентации Алгоритм создания презентации: 1 этап – определение цели презентации 2 этап – подробное раскрытие информации, 3 этап − основные тезисы, выводы. Следует использовать не более 10-15 слайдов. При этом: - первый слайд – титульный. Предназначен для размещения названия презентации, имени докладчика и его контактной информации; - на втором слайде необходимо разместить содержание презентации, а также краткое описание основных вопросов; - оставшиеся слайды имеют информативный характер. Обычно подача информации осуществляется по плану: тезис – аргументация – вывод. Требования к оформлению и представлению презентации: 1. Читабельность (видимость из самых дальних уголков помещения и с различных устройств), текст должен быть набран 24-30-ым шрифтом. 2. Тщательно структурированная информация. 3. Наличие коротких и лаконичных заголовков, маркированных и нумерованных списков. 4. Каждому положению (идее) надо отвести отдельный абзац. 5. Главную идею надо выложить в первой строке абзаца. 6. Использовать табличные формы представления информации (диаграммы, схемы) для иллюстрации важнейших фактов, что даст возможность подать материал компактно и наглядно. 7. Графика должна органично дополнять текст. 8. Выступление с презентацией длится не более 10 минут; 1.3. Методические рекомендации по подготовке доклада на практическом занятии Алгоритм создания доклада: 1 этап – определение темы доклада 2 этап – определение цели доклада 3 этап − подробное раскрытие информации 4 этап − формулирование основных тезисов и выводов. |