МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Препаративные и аналитические методы в химической технологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки18.03.01. Химическая технология
ПрофильХимическое, фармацевтическое и косметическое производство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план18_03_01_Химическая технология_ХФиКП-2022
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 78
самостоятельная работа 111
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Лабораторные 36 36 36 36
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 111 111 111 111
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
канд. хим. наук, Доцент, Функ Т.В.

Рецензент(ы):
канд. хим. наук, Доцент, Харнутова Е.П.

Рабочая программа дисциплины
Препаративные и аналитические методы в химической технологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 18.03.01 Химическая технология (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 922)

составлена на основании учебного плана:
18.03.01 Химическая технология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 28.06.2023 г. № 10
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Наталья Григорьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 28.06.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой Базарнова Наталья Григорьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование творческого мышления и привитие навыков использования приобретенных фундаментальных знаний, основных законов и методов с целью самостоятельного выбора направления исследования и проведения идентификации и определения биологически активных веществ с последующей обработкой и анализом результатов исследований на основе использования стандартных правил и норм
Формирование навыков самостоятельного проведения теоретических и экспериментальных исследований при выполнении анализа биологически активных веществ с использованием современного оборудования

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять выполнение научных исследований и разработок в области технологии синтеза химических веществ, химико-фармацевтических препаратов и косметических средств
ПК-1.1 Умеет проводить химико-технологический процесс в соответствии с методами и способами, применяемыми напроизводстве
ПК-1.2 Знает методы организации экспериментов в области технологии синтеза химических веществ, химико-фармацевтических препаратов и косметических средств
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные теоретические положения общей, неорганической и аналитической химии;
- существующие методы анализа биологически активных веществ;
- теоретические положения, лежащие в основе современных химических и физикохимических методов анализа;
- природу и сущность явлений и процессов, лежащих в основе современных химических и физико-химических методов анализа, используемых для качественного и количественного определения биологически активных веществ;
- общие принципы проведения эксперимента, способы измерения аналитических сигналов и их специфичности в современных химических и физико - химических методах анализа;
- об основных нормативных документах, касающихся производства, контроля качества, распространения, хранения и применения.
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать информационные источники справочного, научного, нормативного характера применяемые в технологии биологически активных веществ;
- использовать основные нормативные документы, касающиеся производства, контроля качества, распространения, хранения и применения биологически активных веществ;
- выбрать наиболее эффективные и рациональные методы анализа и контроля биологически активных веществ, принятой в мировой практике;
- применять принципы работы приборной базы для современных химических и физико-химических методов анализа;
- использовать методы теоретического и экспериментального исследования для идентификации и исследования биологически активных веществ в современных химических и физико-химических методах анализа на основе самостоятельного выбора
схемы анализа и методики его проведения;
- оформлять результаты анализа с учетом метрологических характеристик.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками постановки эксперимента при проведении анализа биологически активных веществ;
- навыками качественного и количественного определения биологически активных веществ современными химическими и физико- химическими методами анализа на основе самостоятельного выбора метода анализа, схемы анализа и методики его проведения;
- навыками работы на современном аналитическом оборудовании;
- навыками расчета метрологических характеристик результатов анализа биологически активных веществ;
- навыками работы со стандартами на методы контроля биологически активных веществ;
- навыками выбора заполнения стандартных бланков заявок на проведение сертификации, сертификата соответствия и декларации о соответствии биологически активных веществ.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в предметную область. Общая характеристика БАВ
1.1. Предмет аналитической химии биологически активных веществ. Лекции 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Связь между структурой и биологической активностью вещества как основа направленного поиска лекарственных средств Лекции 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Химическая и биологическая трансформация биологически активных веществ и её значение для создания новых соединений. Практические 8 4 ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Проблемы аналитического контроля и перспективные направления развития аналитического контроля биологически активны веществ Сам. работа 8 20 ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Нормативная документация на биологически активные вещества.
2.1. Государственная фармакопея, фармакопейные статьи (ФС) и фармакопейные статьи предприятий (ФСП). Лекции 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Зарубежная нормативная документация: Международная, Европейская, Британская, Немецкая, Французская, Японская фармакопеи, Фармакопея США. Требования, определяющие порядок разработки нормативной документации на лекарственные средства. Практические 8 4 ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Система совершенствования и обязательность периодического пересмотра нормативной документации на БАВ. Сам. работа 8 31 ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Система исследования качества БАВ
3.1. Общие подходы в оценке подлинности БАВ. Лекции 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Принципы выбора физических, химических и физико-химических методов для оценки подлинности БАВ. Лекции 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Способы установления доброкачественности БАВ Лекции 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.4. Общие требования к испытаниям на доброкачественность. Лекции 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.5. Принципы выбора физических и химических методов анализа для установления доброкачественности БАВ. Лекции 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.6. Методы разделения и концентрирования в анализе БАВ Лекции 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.7. Хроматографические методы анализа БАВ Лекции 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.8. Электрохимические методы анализа БАВ Лекции 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.9. Основы гибридных методов анализа БАВ Лекции 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.10. Принципы выбора физических, химических и физико-химических методов для оценки подлинности БАВ. Практические 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.11. Принципы выбора физических и химических методов анализа для установления доброкачественности БАВ Практические 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.12. Разделение и концентрирование. Количественные характеристики разделения и концентрирования Практические 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.13. Экстракция. Скорость экстракции. Классификация экстракционных процессов. Твердофазная и жидкостная экстракция Практические 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.14. Основы электрохимических методов анализа биологически активных веществ. Практические 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.15. Методы разделения и концентрирования в выделении и анализе БАВ Лабораторные 8 6 ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.3, Л2.2, Л2.4, Л1.2, Л1.1
3.16. Электрохимические методы анализа БАВ Лабораторные 8 6 ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.3, Л2.2, Л2.4, Л1.2, Л1.1
3.17. Химические методы количественного анализа БАВ Лабораторные 8 6 ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.3, Л2.2, Л2.4, Л1.2, Л1.1
3.18. Хроматографические методы препаративного получения и анализа БАВ Лабораторные 8 6 ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.3, Л2.2, Л2.4, Л1.2, Л1.1
3.19. Спектроскопические методы анализ БАВ Лабораторные 8 6 ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.3, Л2.2, Л2.4, Л1.2, Л1.1
3.20. Система исследования качества БАВ Лабораторные 8 6 ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.3, Л2.2, Л2.4, Л1.2, Л1.1
3.21. Методы препаративного и аналитического исследования БАВ Сам. работа 8 60 ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тест
1. Спиртовое извлечение используют при выделении:
1) полисахаридов;
2) витаминов;
3) дубильных веществ;
4) сердечных гликозидов. +

2. Для количественного определения жирных масел применяют метод:
1) гидратации;
2) газовой хроматографии; +
3) фильтрации;
4) гравиметрии.

3. Полисахариды из растительного сырья извлекают:
1) хлороформом;
2) этиловым спиртом;
3) водой; +
4) кислотой.

4. Показатель качества лекарственного растительного сырья определяется содержанием:
1) кажущихся неактивных веществ;
2) биологически активных веществ; +
3) сопутствующих веществ;
4) балластных веществ.

5. К основным видам извлечения БАВ из лекарственного растительного сырья относятся:
1) экстракция;
2) перегонка с водяным паром;
3) водное; +
4) спиртовое. +

6. Для обнаружения и идентификации витаминов в лекарственном растительном сырье используют метод ...
1) фотоколориметрии
2) хроматографии +
3) титриметрии
4) Полярографии

7. К методам количественного определения биологически активных веществ из лекарственного растительного сырья относятся:
1) физико-химические; +
2) физические;
3) биологические;
4) электрохимические.

8. Анализ лекарственного растительного сырья, содержащего жирные масла, проводят методом:
1) фильтрации;
2) гравиметрии;
3) высокоэффективной тонкослойной хроматографии; +
4) гидратации.

9. К фотометрическим методам анализа относятся:
1) колориметрия; +
2) хроматография;
3) экстракция;
4) гравиметрия.

10. Гравиметрические методы анализа основаны:
1) на способности биологически активных веществ к окислению;
2) на растворимости биологически активных веществ в воде и неполярных органических растворителях; +
3) на измерении количества света, поглощенного биологически активным веществом;
4) на разделении биологически активных веществ с последующим их определением спектрофотометрически.

11. Рафинирование – это комплексный процесс, состоящий из нескольких последовательно протекающих этапов:
1) разделения смесей веществ;
2) обработки жиров различными агентами; +
3) измерения количества света, поглощенного веществом;
4) обработки горячим сухим паром.

12. Обнаружение аскорбиновой кислоты на ТСХ проводят:
1) по окраске пятен в видимом свете;
2) с помощью 2,6-дихлорфенолиндофенолята натрия; +
3) с помощью 5% раствора хлорида алюминия;
4) по характеру свечения в уф-свете;
5) раствором иодида висмута в иодиде калия.

13. При нанесении на фильтровальную бумагу и легком нагревании эфирные масла:
1) оставляют жирное пятно;
2) улетучиваются без остатка; +
3) оставляют окрашенное пятно;
4) оставляют пятно, не исчезающее во времени.

14. Белые кристаллические вещества, без запаха, с четкой температурой плавления, растворимы в малополярных органических растворителях (хлороформ, бензол и др.). При действии сильных кислот окисляются с образованием окрашенных соединений, в растворах щелочей происходит раскрытие пятичленного лактонного кольца с потерей биологической активности. Это ...
1) фенольные гликозиды;
2) сапонины;
3) горечи-иридоиды;
4) агликоны сердечных гликозидов; +
5) лигнаны.

15. Характерные реакции на дезоксисахара:
1) Легаля (нитропруссид натрия) в щелочной среде
2) Драгендорфа (раствор йодида висмута в йодиде калия)
3) Келлер-Килиани (ледяная уксусная и концентрированная серная кислоты со следами Fe) +
4) Кедде (3,5-динитробензойная кислота) в щелочной среде
5. с ксантгидроловым раствором +

16. Перечислить методы количественного определения кумаринов:
1) препаративная хроматография
2) колориметрия +
3) полярография +
4)весовой +
5) спектрофотометрия +

17. Укажите реактив, применяемый для обнаружения алкалоидов на бумажных и тонкослойных хроматограммах ....
1) спиртовый раствор хлорида алюминия
2) реактив драгендорфа (раствор йодида висмута в йодиде калия) +
3) спиртовый раствор кон
4) пары аммиака
5) cпиртовый раствор фосфорно-молибденовой кислоты

18. Возможные методы количественного определения алкалоидов:
1) спектрофотометрия +
2) титриметрия +
3) гравиметрия и колориметрия +
4) вискозиметрия
5) перегонка с водяным паром +

19. Фармакопейный метод (ГФ РБ) количественного определения дубильных веществ:
1) фотоколориметрический
2) весовой +
3) титриметрический (окисление перманганатом калия)
4) хроматографический
5) хроматоспектрофотометрический

20. Ментол, согласно химической классификации, относится к группе:
1) моноциклических сесквитерпенов;
2) моноциклических монотерпенов; +
3) бициклических сесквитерпенов;
4) бициклических монотерпенов.

21. Виды стандартов в РФ;
1) ГОСТы; +
2) ОСТы; +
3) грифы;
4) стандарты ИСО. +

22. Государственная Фармакопея это - …
1) свод общих и частных фармакопейных статей, устанавливающих требования к качеству лекарственных средств, лекарственного растительного сырья, фармацевтических субстанций; +
2) нормативный документ, определяющий соответствие требованиям стандарта;
3) нормативный документ, регламентирующий нормы и показатели качества, или методы его испытания.

23. Сертификация – это…
1) государственная система единых норм и требований к качеству ДРС и методам его испытаний, то есть это процесс разработки стандарта;
2) совокупность свойств ЛРС, которые выражаются в нормах и показателях, и строго регламентируются государством в нормативных документах (стандартах);
3) процесс определения государством соответствия качества требованиям стандарта. +

24. Стандартизация – это…
1) нормативный документ, регламентирующий нормы и показатели качества, или методы его испытания;
2) документ, удостоверяющий качество ЛРС, который выдается на основании протокола товароведческого анализа органами сертификации сроком на 1 год;
3) государственная система единых норм и требований к качеству ЛРС и методам его испытаний. +
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов
1. Общая характеристика источников биологически активных препаратов (растительные, животные ткани, микробные клетки, гидробионты и продукты их переработки).
2. Биологически активные вещества растительного происхождения.
3. Биологически активные вещества животного происхождения
4. Общая характеристика биологически активных веществ, полученных микробиологическим путем
5. Роль биологически активных веществ в регуляции функций живого организма
6. Перспективы получения биологически активных веществ из различного вида сырья.
7. Технологии получения биологически активных веществ с использованием комбинации химических и биотехнологических методов
8. Технология получения биологически активных веществ из животного сырья 9. Технология получения биологически активных веществ из растительного сырья
10. Микробиологический синтез биологически активных веществ
11. Общие методы выделения биологически активных веществ из различного вида сырья
12. Современные методы очистки биологически активных веществ
13. Стадии очистки при получении высокоочищенных биологически активных веществ.
14. Применение биологически активных веществ в пищевой промышленности. 15. Применение биологически активных веществ в фармацевтической промышленности.
16. Использование биологически активных веществ в медицине и ветеринарии.
17. Перспективы использования биологически активных веществ (ферментов и др.) в органическом синтезе.
18. Отходы микробиологической промышленности и их обезвреживание и утилизация
19. Проблема утилизации отходов растительного сырья, используемого для получения биологически активных веществ
20. Проблема утилизации отходов животного сырья, используемого для получения биологически активных веществ
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Приведен в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. Ю. Просеков, О. В. Кригер, Л. С. Дышлюк, Л. К. Асякина Промышленное производство биологически активных веществ : учебное пособие: Лань, 2020 e.lanbook.com
Л1.2 А. А. Иозеп, Б. В. Пассет, В. Я. Самаренко, О. Б. Щенникова Химическая технология лекарственных веществ. Основные процессы химического синтеза биологически активных веществ : учебное пособие: Лань, 2020 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л. В. Рудакова, О. Б. Рудаков Информационные технологии в аналитическом контроле биологически активных веществ : монография: Лань, 2021 e.lanbook.com
Л2.2 Никитина Н.Г. - отв. ред. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ХИМИЯ И ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА 4-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 С.Ю. Гармонов, Н.С, Шитова, Л.М. Юсупова Контроль качества и безопасность лекарственных препаратов : учебное пособие : Казань : КГТУ, 2008, 2008 biblioclub.ru
Л2.4 О.В. Силкина Химия биологически активных веществ: лабораторный практикум: Поволжский государственный технологический университет, 2017 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Химическая технология лекарственных веществ. Основные процессы химического синтеза биологически активных веществ : учебное пособие e.lanbook.com
Э2 Промышленное производство биологически активных веществ : учебное пособие e.lanbook.com
Э3 Курсы в Moodle "Препаративные и аналитические методы в химической технологии " portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 10 (Office 2010 Professional, № 49464762 от 14.12.2011;
Adobe Reader https://wwwimages2.adobe.com/content/dam/acom/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf;
7-Zip https://www.7-zip.org/license.txt;
Windows 10 Pro (Майкрософт (Microsoft Corporation), 2019. Код продукта: 00330-53093-09223-ААОЕМ.Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
510К лаборатория аналитической химии; лаборатория химико-аналитическая - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доски меловые 1шт.; сушильный шкаф, муфельная печь, дистиллятор, раковина, шкафы для хранения реактивов – 3 шт.; оборудование, инструменты и приспособления, принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (15 человек): вытяжные шкафы, вытяжной зонт, микроскоп, плитки электрические, прибор для определения температуры плавления, установки для титрования, термометры ртутные, штативы, баня песочная, баня водяная, штативы для качественного анализа, центрифуга, пробки (стеклянные, резиновые, корковые), металлическое оборудование, набор химической посуды, набор химических реактивов.
501К лаборатория проблем комплексной безопасности; кабинет безопасности жизнедеятельности; кабинет безопасности жизнедеятельности и охраны труда - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 44 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран; стационарный проектор: Optoma DS347 - 1 ед.; средства индивидуальной защиты, комплект индивидуальных дозиметров, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий; набор плакатов.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Теоретический материал дисциплины изучается по всем формам обучения в соответствии с учебным планом: лекции, практические и лабораторные занятия, самостоятельная работа.
Лекция - это вид учебных занятий, в ходе которых в устной форме преподавателем излагается предмет, с другой стороны, лекция - это способ подачи учебного материала путём логически стройного, систематически последовательного и ясного изложения. Посещение студентами лекционных занятий ‒ необходимо, т.к. лекции вводят в науку, они дают первое знакомство с научно-теоретическими положениями данной науки и, что особенно важно и что очень сложно осуществить студенту самостоятельно, знакомят с методологией науки. Лекции предназначены для того, чтобы закладывать основы научных знаний, определять направление, основное содержание и характер всех видов учебных занятий, а также самостоятельной работы студентов. Систематическое посещение лекций, активная мыслительная работа в ходе объяснения преподавателем учебного материала позволяет не только понимать изучаемую дисциплину, но и успешно справляться с учебными заданиями на занятиях других видов.
Практические занятия. Для того чтобы практические занятия приносили максимальную пользу, необходимо помнить, что упражнение и решение задач проводятся по вычитанному на лекциях материалу и связаны, как правило, с детальным разбором отдельных вопросов лекционных тем. Следует подчеркнуть, что только после усвоения лекционного материала с определенной точки зрения он будет закрепляться на практических занятиях как в результате обсуждения и анализа лекционного материала, так и с помощью решения практических задач. При этих условиях студент не только хорошо усвоит материал, но и научится применять его на практике, а также получит дополнительный стимул (и это очень важно) для активной проработки лекции. При подготовке к практическим занятиям следует использовать литературные источники, приведенные в списке рекомендованной литературы. Отвечать на вопросы и задания необходимо по существу, стремясь дать ясное и конкретное изложение ответа. Важно обосновывать выводы и приводимые заключения, приводить примеры, активно участвовать в обсуждении заданий. Лабораторные занятия направлены на формирование навыков работы на современном оборудовании, освоение отдельных препаративных и аналитических методов анализа БАВ
Самостоятельная работа студентов направлена на осмысление материала изучаемой дисциплины, формирование осведомленности о современном состоянии науки и заключается в подготовке к пратическим занятиям.
Текущий контроль формирования компетенций осуществляется посредством практических и лабораторных заданий.
К промежуточной аттестации допускаются студенты, которые выполнили весь объём работы, предусмотренный учебной программой по дисциплине. На промежуточной аттестации надо не только показать теоретические знания по дисциплине, но и уметь применить их при решении практических заданий.В билет для промежуточной аттестации включено два теоретических вопроса и практическое задание, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Промежуточная аттестация проводится в устной форме.