МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Научно-исследовательский семинар

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки18.04.01. Химическая технология
ПрофильХимическая и биотехнологическая переработка растительного сырья
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план18_04_01_Химическая технология_ХиБПР-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.х.н., Профессор, Базарнова Н.Г.

Рецензент(ы):
к.х.н., Доцент, Микушина И.В.

Рабочая программа дисциплины
Научно-исследовательский семинар

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 18.04.01 Химическая технология (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 910)

составлена на основании учебного плана:
18.04.01 Химическая технология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Наталья Григорьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Базарнова Наталья Григорьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Ознакомиться с основными направлениями научных исследований, проводимыми кафедрой органической химии в соответствии с направленностью магистерской программы, сформулировать и обосновать актуальность, новизну, степень проработанности, цели и задачи собственного научного исследования, презентовать проект начного исследования

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен организовывать самостоятельную и коллективную научно-исследовательскую работу, разрабатывать планы и программы проведения научных исследований и технических разработок
ОПК-1.1 Знает методы организации самостоятельной и коллективной научно-исследовательской работы
ОПК-1.2 Умеет разрабатывать планы и программы проведения научных исследований и технических разработок
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- правила составления планов и программ проведения научно-исследовательской работы;
- алгоритмы поиска, обработки, анализа и систематизации научно-технической информации по теме собственного исследования, методики и средства решения научных задач;
- пути совершенствования и развития своего интеллектуального и общекультурного уровня, получения знаний в области современных проблем науки;
- современные методы исследования в изучаемой области научных знаний и научно-производственного профиля профессиональной деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.- проводить поиск, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме собственного исследования, выбирать методики и средства решения задач исследования;
- совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, получать знания в области современных проблем науки;
- самостоятельно обучаться новым методам исследования, изменять научный и научно-производственный профиль своей профессиональной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- способностью организовывать самостоятельную и коллективную научно-исследовательскую работу, составления технических заданий для исполнителей;
- готовностью к поиску, обработке, анализу и систематизации научно-технической информации по теме исследования, выбору методик и средств решения задач;
- способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, получать знания в области современных проблем науки, техники и технологии на примере собственного исследования;
- способностью к профессиональному росту, к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные направления исследований в области химической переработки растительного сырья
1.1. Древесина - материал для химической переработки и субстрат для биотрансформации Практические 2 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.2. Химическая переработка древесины и недревесного лигноуглеводного сырья в водорастворимые и термопластичные композиции Практические 2 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.3. Превращения древесины и недревесного лигноуглеводного сырья в процессах ее обработки минеральными и органическими кислотами Практические 2 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.4. Комплексная безотходная химическая переработка растительного сырья в продукты с заданными свойствами Сам. работа 2 26 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Основные направления исследований в области биотехнологической переработки растительного сырья
2.1. Низкомолекулярные компоненты древесины и недревесного растительного сырья Практические 2 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.2. Грибы, колонизирующие древесину и недревесное растительное сырье Практические 2 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.3. Биотехнологическая переработка древесины и недревесного растительного сырья Практические 2 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.4. Комплексаная безотходная биотехнологическая переработка отходов древесины и сельскохозяйственных растений Сам. работа 2 26 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
Раздел 3. Формулирование и обоснование темы научно-исследовательской работы
3.1. Научная новизна и актуальность исследования Практические 2 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.2. Проработанность темы исследования Практические 2 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.3. Постановка цели и задач исследования, предполагаемые подходы достижения цели и задач Практические 2 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.4. Формулирование и обоснование темы научного исследования Сам. работа 2 24 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1.В чем состоит различие между теорией и научной гипотезой:
а) в степени обоснованности и развитости
б) в составе входящих в них утверждений
ОТВЕТ: а
2. Гипотезы классифицируют по различным основаниям и выделяют:
а)описательные - прямое обобщение опытных данных
объяснительные - предположение о внутренних причинах, механизме действия тех или иных явлениях
б) частные - характеризуют отдельные явления
в)фундаментальные - охватывают большой круг явлений, имеют универсальный характер, и выводы их приложены к большинству объектов данной науки
г)рабочие - гипотеза выдвигается как первоначальное предположение для систематизации научных фактов, организации и направления научного исследования
д)теоретические гипотезы-достаточно полно обоснованные, развитые гипотезы, использующие идеальные объекты.
3. На какие подходы и методы исследовательской деятельности опирается современная наука:
а) интегративный, б)междисциплинарный, в)комплексный г) системный, д) эволюционный
ОТВЕТ: а, б, в, г, д.
4.Научные исследования по характеру связей с производством и степени важности для народного хозяйства, целевому назначению, источникам финансирования и длительности выполнения классифицируются как:
а)фундаментальные
б)прикладные.
ОТВЕ аТ: а,б
5. Исследования, которые ведутся на границе известного и неизвестного, обладают наибольшей степенью неопределенности:
а)прикладные б)фундаментальные
ОТВЕТ: б
6. Верное утверждение для фундаментальных исследований:
а) научные исследования направлены на открытие и изучение новых явлений и законов природы, создание новых принципов и методов исследования с целью расширения научного знания общества и установления их практической пригодности.
Б) научные исследования направлены на поиск способов использования законов природы, создание новых и совершенствование существующих средств и способов человеческой деятельности.
ОТВЕТ: а

7. Прикладные исследования делятся на:
а) поисковые, б)научно-исследовательские в) опытно-конструкторские.
ОТВЕТ: а,б,в
8. В результате научно-исследовательских работ:
а) создаются новые технологии, опытные установки, приборы, образцы техники
б) устанавливаются факторы, влияющие на объект, отыскиваются пути создания новой техники и технологий
в) осуществляется подбор конструктивных характеристик, составляющих логическую основу создаваемой машины, прибора, конструкции.
ОТВЕТ: а
9. В результате поисковых работ:
а) создаются новые технологии, опытные установки, приборы, образцы техники
б) устанавливаются факторы, влияющие на объект, отыскиваются пути создания новой техники и технологий
в) осуществляется подбор конструктивных характеристик, составляющих логическую основу создаваемой машины, прибора, конструкции.
ОТВЕТ: б
10. В результате опытно-конструкторских работ:
а) создаются новые технологии, опытные установки, приборы, образцы техники
б) устанавливаются факторы, влияющие на объект, отыскиваются пути создания новой техники и технологий
в) осуществляется подбор конструктивных характеристик, составляющих логическую основу создаваемой машины, прибора, конструкции.
ОТВЕТ:в
11. В зависимости от чего происходит разделение научных работ:
‒ на госбюджетные, финансируемые из средств государственного бюджета;
‒ на хоздоговорные, финансируемые организациями заказчиками на основе хозяйственных договоров;
‒ на нефинансируемые, выполняемые по договорам о сотрудничестве и по личной инициативе.
а) источников финансирования б) ведомственной принадлежности
ОТВЕТ: а
12. Процесс выполнения научно-исследовательской работы включает в себя этапы:
1. Формулирование темы.
2. Формулирование цели и задач исследований.
3. Теоретические исследования.
4. Экспериментальные исследования.
5. Анализ и оформление научных исследований.
6. Внедрение результатов исследования в производство, определение экономического эффекта
ОТВЕТ:1-6
13. Содержание работ которое соответствует этапу формулирования темы:
а)На этом этапе предполагается общее знакомство с научной темой или проблемой, по которой предстоит выполнить работу, и предварительное ознакомление с литературой, после чего формулируется тема исследования. Затем составляется план, разрабатывается техническое задание и определяется ожидаемый экономический эффект.
б). Формулирование цели и задач исследований. Этот этап включает подбор литературы и составление библиографических списков, проведение патентных исследований по теме НИР, составление аннотации источников и анализ обработанной информации. В заключении ставится цель и задача исследования.
в). При выполнении этого этапа предполагается изучение физической сущности явления, формирование гипотез, выбор и обоснование физической модели. Затем производится математизация и анализ модели и полученных решений.
г). После разработки цели и задачи экспериментального исследования производится планирование эксперимента, разрабатываются методики его проведения и выбор средств измерения. Заканчиваются экспериментальные исследования проведением серии экспериментов и обработкой полученных результатов.
д). Анализ и оформление научных исследований. На этом этапе производится сопоставление результатов экспериментов с теоретическими данными и анализ расхождений. Затем уточняются теоретические модели и проводятся дополнительные эксперименты, на основе которых становится возможным превращение гипотез в теорию. Научные работы на данном этапе завершаются формулированием научных выводов и составлением научно-технического отчета.
6. Внедрение результатов исследования в производство, определение экономического эффекта.
ОТВЕТ:а
14. Содержание работ которое соответствует этапу формулирования цели и задач исследований :
а)На этом этапе предполагается общее знакомство с научной темой или проблемой, по которой предстоит выполнить работу, и предварительное ознакомление с литературой, после чего формулируется тема исследования. Затем составляется план, разрабатывается техническое задание и определяется ожидаемый экономический эффект.
б). Этот этап включает подбор литературы и составление библиографических списков, проведение патентных исследований по теме НИР, составление аннотации источников и анализ обработанной информации. В заключении ставится цель и задача исследования.
в). При выполнении этого этапа предполагается изучение физической сущности явления, формирование гипотез, выбор и обоснование физической модели. Затем производится математизация и анализ модели и полученных решений.
г). После разработки цели и задачи экспериментального исследования производится планирование эксперимента, разрабатываются методики его проведения и выбор средств измерения. Заканчиваются экспериментальные исследования проведением серии экспериментов и обработкой полученных результатов.
д). Анализ и оформление научных исследований. На этом этапе производится сопоставление результатов экспериментов с теоретическими данными и анализ расхождений. Затем уточняются теоретические модели и проводятся дополнительные эксперименты, на основе которых становится возможным превращение гипотез в теорию. Научные работы на данном этапе завершаются формулированием научных выводов и составлением научно-технического отчета.
ОТЧЕТ:б
15. Содержание работ которое соответствует этапу проведения теоретических исследований :
а)На этом этапе предполагается общее знакомство с научной темой или проблемой, по которой предстоит выполнить работу, и предварительное ознакомление с литературой, после чего формулируется тема исследования. Затем составляется план, разрабатывается техническое задание и определяется ожидаемый экономический эффект.
б). Этот этап включает подбор литературы и составление библиографических списков, проведение патентных исследований по теме НИР, составление аннотации источников и анализ обработанной информации. В заключении ставится цель и задача исследования.
в). При выполнении этого этапа предполагается изучение физической сущности явления, формирование гипотез, выбор и обоснование физической модели. Затем производится математизация и анализ модели и полученных решений.
г). После разработки цели и задачи экспериментального исследования производится планирование эксперимента, разрабатываются методики его проведения и выбор средств измерения. Заканчиваются экспериментальные исследования проведением серии экспериментов и обработкой полученных результатов.
д). Анализ и оформление научных исследований. На этом этапе производится сопоставление результатов экспериментов с теоретическими данными и анализ расхождений. Затем уточняются теоретические модели и проводятся дополнительные эксперименты, на основе которых становится возможным превращение гипотез в теорию. Научные работы на данном этапе завершаются формулированием научных выводов и составлением научно-технического отчета.
ОТЧЕТ: в
16. Содержание работ которое соответствует этапу проведения экспериментальных исследований
а)На этом этапе предполагается общее знакомство с научной темой или проблемой, по которой предстоит выполнить работу, и предварительное ознакомление с литературой, после чего формулируется тема исследования. Затем составляется план, разрабатывается техническое задание и определяется ожидаемый экономический эффект.
б). Этот этап включает подбор литературы и составление библиографических списков, проведение патентных исследований по теме НИР, составление аннотации источников и анализ обработанной информации. В заключении ставится цель и задача исследования.
в). При выполнении этого этапа предполагается изучение физической сущности явления, формирование гипотез, выбор и обоснование физической модели. Затем производится математизация и анализ модели и полученных решений.
г). После разработки цели и задачи экспериментального исследования производится планирование эксперимента, разрабатываются методики его проведения и выбор средств измерения. Заканчиваются экспериментальные исследования проведением серии экспериментов и обработкой полученных результатов.
д). На этом этапе производится сопоставление результатов экспериментов с теоретическими данными и анализ расхождений. Затем уточняются теоретические модели и проводятся дополнительные эксперименты, на основе которых становится возможным превращение гипотез в теорию. Научные работы на данном этапе завершаются формулированием научных выводов и составлением научно-технического отчета.
ОТВЕТ:г
17. Содержание работ которое соответствует этапу проведения анализа и оформления научных исследований:
а). На этом этапе предполагается общее знакомство с научной темой или проблемой, по которой предстоит выполнить работу, и предварительное ознакомление с литературой, после чего формулируется тема исследования. Затем составляется план, разрабатывается техническое задание и определяется ожидаемый экономический эффект.
б). Этот этап включает подбор литературы и составление библиографических списков, проведение патентных исследований по теме НИР, составление аннотации источников и анализ обработанной информации. В заключении ставится цель и задача исследования.
в). При выполнении этого этапа предполагается изучение физической сущности явления, формирование гипотез, выбор и обоснование физической модели. Затем производится математизация и анализ модели и полученных решений.
г). После разработки цели и задачи экспериментального исследования производится планирование эксперимента, разрабатываются методики его проведения и выбор средств измерения. Заканчиваются экспериментальные исследования проведением серии экспериментов и обработкой полученных результатов.
д). На этом этапе производится сопоставление результатов экспериментов с теоретическими данными и анализ расхождений. Затем уточняются теоретические модели и проводятся дополнительные эксперименты, на основе которых становится возможным превращение гипотез в теорию. Научные работы на данном этапе завершаются формулированием научных выводов и составлением научно-технического отчета.
ОТВЕТ:д
18. Научные исследования тесно связаны с опытно-конструкторскими работами (ОКР) в случае, когда ее конечной целью являются:
А) написание статьи
Б) оформление заявки на патент
В) создание технического образца
ОТВЕТ:в
19. Этапы НИОКР предполагают:
1 формулирование темы, цели, задач исследования;
2 изучение литературы, проведение поисковых, теоретических и экспериментальных исследований, разработка технического предложения (аванпроекта);
3 разработка технического задания на опытно-конструкторские (технологические) работы;
4 разработка эскизного проекта;
5 разработка технического проекта;
6 разработка рабочей конструкторской документации на изготовление опытного образца; 7.изготовление опытного образца;
8 проведение испытаний опытного образца;
9 отработка документации;
10 утверждение рабочей конструкторской документации для организации промышленного (серийного) производства изделий.
ОТВЕТ: 1-10
20. Преимущества коллективного научного исследования перед индивидуальными:
А) необходимость увязывать свой план работы с остальными участниками коллектива, но в то же время распределение обязанностей позволит вам сосредоточиться на более детальном изучении вашего сектора исследования.
Б) возможность обсуждать ваши идеи с другими.
В) рассказывая другим людям о своих идеях или возникших трудностях, вам для объяснения предмета придется сводить его к самым простым, но и самым существенным аспектам, а это, в свою очередь, приведет к тому, что вы сами сможете переосмыслить и лучше понять все основные положения и найти решение возникших проблем.
Г) беспристрастное аналитическое обсуждение внутри коллектива, которое помогает выявлять и исправлять ошибки, однако критика всегда должна оставаться объективной.
Д) большая свобода в выборе оптимального режима работы.
21. Верно ли утверждение, что научная проблема — это совокупность новых, диалектически возникающих сложных теоретических или практических вопросов, противоречащих существующим знаниям или прикладным методикам в данной науке, требующая решения путем научных исследований:
А)да Б)нет
ОТВЕТ: А[

22. Научные проблемы подразделяют на:
А) отраслевые б)межотраслевые, в)глобальные.
ОТВЕТ: все
23. Научные темы подразделяют на:
А) теоретические б) практические и) смешанные
ОТВЕТ: все

24. Соображения, которыми следует руководствоваться при выборе темы научной работы:
— склонности к теоретической или практической деятельности
- уровень подготовки к теоретической или практической деятельности
- знания исследователя в данной области науки
— материальные возможности (наличие оборудования, приборов, сырья, подготовленных кадров и объем финансирования) для проведения исследовательской работы
- сроки ее выполнения;
— актуальность темы, т. е. ее соответствие направлению развития науки, техники и технологии, а также современным запросам промышленности;
ОТВЕТ: все
25. Что необходимо учитывать при выборе темы:
А) актуальность,
Б)новизну,
В)теоретическую и практическую значимость,
Г)соответствие профилю работы после окончания магистерской программы,
Д) наличие или отсутствие литературы и практических материалов.
ОТВЕТ: все
26. Типичные ошибки большинства начинающих исследователей:
А) наиболее полный анализ научной литературы
Б) выбор четкого направления работы, постановка конкретной цели и последовательность ее достижения
В) желание подробно изучить все интереснейшие побочные факты и явления
Г) способность научного работника сосредоточиться только на основной проблеме
Д) говорить и писать о самых сложных вещах простым научным языком
ОТВЕТ: В
27. Сформулируйте тему Вашего научного исследования:
28. Сформулируйте актуальность Вашего научного исследования (тезисно).:
29.Сформулируйте научную новизну Вашего исследования (тезисно):
30. Сформулируйте цель Вашей научно-исследовательской работы:
31. Сформулируйте объект Вашего исследования:
32. Сформулируйте предмет Вашего исследования:
33. Сформулируйте задачи Вашего научного исследования:
34. Сформулируйте примерные положения, которые Вы будете защищать в своей работе:
35. Перечислите методы исследования, которые Вы будете использовать в работе:

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ФОС Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1.В чем состоит различие между теорией и научной гипотезой:
а) в степени обоснованности и развитости
б) в составе входящих в них утверждений
ОТВЕТ: а
2. Гипотезы классифицируют по различным основаниям и выделяют:
а)описательные - прямое обобщение опытных данных
объяснительные - предположение о внутренних причинах, механизме действия тех или иных явлениях
б) частные - характеризуют отдельные явления
в)фундаментальные - охватывают большой круг явлений, имеют универсальный характер, и выводы их приложены к большинству объектов данной науки
г)рабочие - гипотеза выдвигается как первоначальное предположение для систематизации научных фактов, организации и направления научного исследования
д)теоретические гипотезы-достаточно полно обоснованные, развитые гипотезы, использующие идеальные объекты.
3. На какие подходы и методы исследовательской деятельности опирается современная наука:
а) интегративный, б)междисциплинарный, в)комплексный г) системный, д) эволюционный
ОТВЕТ: а, б, в, г, д.
4.Научные исследования по характеру связей с производством и степени важности для народного хозяйства, целевому назначению, источникам финансирования и длительности выполнения классифицируются как:
а)фундаментальные
б)прикладные.
ОТВЕ аТ: а,б
5. Исследования, которые ведутся на границе известного и неизвестного, обладают наибольшей степенью неопределенности:
а)прикладные б)фундаментальные
ОТВЕТ: б
6. Верное утверждение для фундаментальных исследований:
а) научные исследования направлены на открытие и изучение новых явлений и законов природы, создание новых принципов и методов исследования с целью расширения научного знания общества и установления их практической пригодности.
Б) научные исследования направлены на поиск способов использования законов природы, создание новых и совершенствование существующих средств и способов человеческой деятельности.
ОТВЕТ: а

7. Прикладные исследования делятся на:
а) поисковые, б)научно-исследовательские в) опытно-конструкторские.
ОТВЕТ: а,б,в
8. В результате научно-исследовательских работ:
а) создаются новые технологии, опытные установки, приборы, образцы техники
б) устанавливаются факторы, влияющие на объект, отыскиваются пути создания новой техники и технологий
в) осуществляется подбор конструктивных характеристик, составляющих логическую основу создаваемой машины, прибора, конструкции.
ОТВЕТ: а
9. В результате поисковых работ:
а) создаются новые технологии, опытные установки, приборы, образцы техники
б) устанавливаются факторы, влияющие на объект, отыскиваются пути создания новой техники и технологий
в) осуществляется подбор конструктивных характеристик, составляющих логическую основу создаваемой машины, прибора, конструкции.
ОТВЕТ: б
10. В результате опытно-конструкторских работ:
а) создаются новые технологии, опытные установки, приборы, образцы техники
б) устанавливаются факторы, влияющие на объект, отыскиваются пути создания новой техники и технологий
в) осуществляется подбор конструктивных характеристик, составляющих логическую основу создаваемой машины, прибора, конструкции.
ОТВЕТ:в
11. В зависимости от чего происходит разделение научных работ:
‒ на госбюджетные, финансируемые из средств государственного бюджета;
‒ на хоздоговорные, финансируемые организациями заказчиками на основе хозяйственных договоров;
‒ на нефинансируемые, выполняемые по договорам о сотрудничестве и по личной инициативе.
а) источников финансирования б) ведомственной принадлежности
ОТВЕТ: а
12. Процесс выполнения научно-исследовательской работы включает в себя этапы:
1. Формулирование темы.
2. Формулирование цели и задач исследований.
3. Теоретические исследования.
4. Экспериментальные исследования.
5. Анализ и оформление научных исследований.
6. Внедрение результатов исследования в производство, определение экономического эффекта
ОТВЕТ:1-6
13. Содержание работ которое соответствует этапу формулирования темы:
а)На этом этапе предполагается общее знакомство с научной темой или проблемой, по которой предстоит выполнить работу, и предварительное ознакомление с литературой, после чего формулируется тема исследования. Затем составляется план, разрабатывается техническое задание и определяется ожидаемый экономический эффект.
б). Формулирование цели и задач исследований. Этот этап включает подбор литературы и составление библиографических списков, проведение патентных исследований по теме НИР, составление аннотации источников и анализ обработанной информации. В заключении ставится цель и задача исследования.
в). При выполнении этого этапа предполагается изучение физической сущности явления, формирование гипотез, выбор и обоснование физической модели. Затем производится математизация и анализ модели и полученных решений.
г). После разработки цели и задачи экспериментального исследования производится планирование эксперимента, разрабатываются методики его проведения и выбор средств измерения. Заканчиваются экспериментальные исследования проведением серии экспериментов и обработкой полученных результатов.
д). Анализ и оформление научных исследований. На этом этапе производится сопоставление результатов экспериментов с теоретическими данными и анализ расхождений. Затем уточняются теоретические модели и проводятся дополнительные эксперименты, на основе которых становится возможным превращение гипотез в теорию. Научные работы на данном этапе завершаются формулированием научных выводов и составлением научно-технического отчета.
6. Внедрение результатов исследования в производство, определение экономического эффекта.
ОТВЕТ:а
14. Содержание работ которое соответствует этапу формулирования цели и задач исследований :
а)На этом этапе предполагается общее знакомство с научной темой или проблемой, по которой предстоит выполнить работу, и предварительное ознакомление с литературой, после чего формулируется тема исследования. Затем составляется план, разрабатывается техническое задание и определяется ожидаемый экономический эффект.
б). Этот этап включает подбор литературы и составление библиографических списков, проведение патентных исследований по теме НИР, составление аннотации источников и анализ обработанной информации. В заключении ставится цель и задача исследования.
в). При выполнении этого этапа предполагается изучение физической сущности явления, формирование гипотез, выбор и обоснование физической модели. Затем производится математизация и анализ модели и полученных решений.
г). После разработки цели и задачи экспериментального исследования производится планирование эксперимента, разрабатываются методики его проведения и выбор средств измерения. Заканчиваются экспериментальные исследования проведением серии экспериментов и обработкой полученных результатов.
д). Анализ и оформление научных исследований. На этом этапе производится сопоставление результатов экспериментов с теоретическими данными и анализ расхождений. Затем уточняются теоретические модели и проводятся дополнительные эксперименты, на основе которых становится возможным превращение гипотез в теорию. Научные работы на данном этапе завершаются формулированием научных выводов и составлением научно-технического отчета.
ОТЧЕТ:б
15. Содержание работ которое соответствует этапу проведения теоретических исследований :
а)На этом этапе предполагается общее знакомство с научной темой или проблемой, по которой предстоит выполнить работу, и предварительное ознакомление с литературой, после чего формулируется тема исследования. Затем составляется план, разрабатывается техническое задание и определяется ожидаемый экономический эффект.
б). Этот этап включает подбор литературы и составление библиографических списков, проведение патентных исследований по теме НИР, составление аннотации источников и анализ обработанной информации. В заключении ставится цель и задача исследования.
в). При выполнении этого этапа предполагается изучение физической сущности явления, формирование гипотез, выбор и обоснование физической модели. Затем производится математизация и анализ модели и полученных решений.
г). После разработки цели и задачи экспериментального исследования производится планирование эксперимента, разрабатываются методики его проведения и выбор средств измерения. Заканчиваются экспериментальные исследования проведением серии экспериментов и обработкой полученных результатов.
д). Анализ и оформление научных исследований. На этом этапе производится сопоставление результатов экспериментов с теоретическими данными и анализ расхождений. Затем уточняются теоретические модели и проводятся дополнительные эксперименты, на основе которых становится возможным превращение гипотез в теорию. Научные работы на данном этапе завершаются формулированием научных выводов и составлением научно-технического отчета.
ОТЧЕТ: в
16. Содержание работ которое соответствует этапу проведения экспериментальных исследований
а)На этом этапе предполагается общее знакомство с научной темой или проблемой, по которой предстоит выполнить работу, и предварительное ознакомление с литературой, после чего формулируется тема исследования. Затем составляется план, разрабатывается техническое задание и определяется ожидаемый экономический эффект.
б). Этот этап включает подбор литературы и составление библиографических списков, проведение патентных исследований по теме НИР, составление аннотации источников и анализ обработанной информации. В заключении ставится цель и задача исследования.
в). При выполнении этого этапа предполагается изучение физической сущности явления, формирование гипотез, выбор и обоснование физической модели. Затем производится математизация и анализ модели и полученных решений.
г). После разработки цели и задачи экспериментального исследования производится планирование эксперимента, разрабатываются методики его проведения и выбор средств измерения. Заканчиваются экспериментальные исследования проведением серии экспериментов и обработкой полученных результатов.
д). На этом этапе производится сопоставление результатов экспериментов с теоретическими данными и анализ расхождений. Затем уточняются теоретические модели и проводятся дополнительные эксперименты, на основе которых становится возможным превращение гипотез в теорию. Научные работы на данном этапе завершаются формулированием научных выводов и составлением научно-технического отчета.
ОТВЕТ:г
17. Содержание работ которое соответствует этапу проведения анализа и оформления научных исследований:
а). На этом этапе предполагается общее знакомство с научной темой или проблемой, по которой предстоит выполнить работу, и предварительное ознакомление с литературой, после чего формулируется тема исследования. Затем составляется план, разрабатывается техническое задание и определяется ожидаемый экономический эффект.
б). Этот этап включает подбор литературы и составление библиографических списков, проведение патентных исследований по теме НИР, составление аннотации источников и анализ обработанной информации. В заключении ставится цель и задача исследования.
в). При выполнении этого этапа предполагается изучение физической сущности явления, формирование гипотез, выбор и обоснование физической модели. Затем производится математизация и анализ модели и полученных решений.
г). После разработки цели и задачи экспериментального исследования производится планирование эксперимента, разрабатываются методики его проведения и выбор средств измерения. Заканчиваются экспериментальные исследования проведением серии экспериментов и обработкой полученных результатов.
д). На этом этапе производится сопоставление результатов экспериментов с теоретическими данными и анализ расхождений. Затем уточняются теоретические модели и проводятся дополнительные эксперименты, на основе которых становится возможным превращение гипотез в теорию. Научные работы на данном этапе завершаются формулированием научных выводов и составлением научно-технического отчета.
ОТВЕТ:д
18. Научные исследования тесно связаны с опытно-конструкторскими работами (ОКР) в случае, когда ее конечной целью являются:
А) написание статьи
Б) оформление заявки на патент
В) создание технического образца
ОТВЕТ:в
19. Этапы НИОКР предполагают:
1 формулирование темы, цели, задач исследования;
2 изучение литературы, проведение поисковых, теоретических и экспериментальных исследований, разработка технического предложения (аванпроекта);
3 разработка технического задания на опытно-конструкторские (технологические) работы;
4 разработка эскизного проекта;
5 разработка технического проекта;
6 разработка рабочей конструкторской документации на изготовление опытного образца; 7.изготовление опытного образца;
8 проведение испытаний опытного образца;
9 отработка документации;
10 утверждение рабочей конструкторской документации для организации промышленного (серийного) производства изделий.
ОТВЕТ: 1-10
20. Преимущества коллективного научного исследования перед индивидуальными:
А) необходимость увязывать свой план работы с остальными участниками коллектива, но в то же время распределение обязанностей позволит вам сосредоточиться на более детальном изучении вашего сектора исследования.
Б) возможность обсуждать ваши идеи с другими.
В) рассказывая другим людям о своих идеях или возникших трудностях, вам для объяснения предмета придется сводить его к самым простым, но и самым существенным аспектам, а это, в свою очередь, приведет к тому, что вы сами сможете переосмыслить и лучше понять все основные положения и найти решение возникших проблем.
Г) беспристрастное аналитическое обсуждение внутри коллектива, которое помогает выявлять и исправлять ошибки, однако критика всегда должна оставаться объективной.
Д) большая свобода в выборе оптимального режима работы.
21. Верно ли утверждение, что научная проблема — это совокупность новых, диалектически возникающих сложных теоретических или практических вопросов, противоречащих существующим знаниям или прикладным методикам в данной науке, требующая решения путем научных исследований:
А)да Б)нет
ОТВЕТ: А[

22. Научные проблемы подразделяют на:
А) отраслевые б)межотраслевые, в)глобальные.
ОТВЕТ: все
23. Научные темы подразделяют на:
А) теоретические б) практические и) смешанные
ОТВЕТ: все

24. Соображения, которыми следует руководствоваться при выборе темы научной работы:
— склонности к теоретической или практической деятельности
- уровень подготовки к теоретической или практической деятельности
- знания исследователя в данной области науки
— материальные возможности (наличие оборудования, приборов, сырья, подготовленных кадров и объем финансирования) для проведения исследовательской работы
- сроки ее выполнения;
— актуальность темы, т. е. ее соответствие направлению развития науки, техники и технологии, а также современным запросам промышленности;
ОТВЕТ: все
25. Что необходимо учитывать при выборе темы:
А) актуальность,
Б)новизну,
В)теоретическую и практическую значимость,
Г)соответствие профилю работы после окончания магистерской программы,
Д) наличие или отсутствие литературы и практических материалов.
ОТВЕТ: все
26. Типичные ошибки большинства начинающих исследователей:
А) наиболее полный анализ научной литературы
Б) выбор четкого направления работы, постановка конкретной цели и последовательность ее достижения
В) желание подробно изучить все интереснейшие побочные факты и явления
Г) способность научного работника сосредоточиться только на основной проблеме
Д) говорить и писать о самых сложных вещах простым научным языком
ОТВЕТ: В
27. Сформулируйте тему Вашего научного исследования:
28. Сформулируйте актуальность Вашего научного исследования (тезисно).:
29.Сформулируйте научную новизну Вашего исследования (тезисно):
30. Сформулируйте цель Вашей научно-исследовательской работы:
31. Сформулируйте объект Вашего исследования:
32. Сформулируйте предмет Вашего исследования:
33. Сформулируйте задачи Вашего научного исследования:
34. Сформулируйте примерные положения, которые Вы будете защищать в своей работе:
35. Перечислите методы исследования, которые Вы будете использовать в работе:

Приложения
Приложение 1.   ФОС НИС.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дрещинский, В. А. Методология научных исследований : учебник для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
Л1.2 Мокий М.С. - отв. ред. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. Учебник для магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шкляр, М.Ф. Основы научных исследований. [Электронный ресурс] : учеб. пособие — Электрон. дан.: уч. пос. М. : Дашков и К , 2019 biblioclub.ru
Л2.2 Азаров В.И., Буров А. В., Оболенская А. В. Химия древесины и синтетических полимеров: Учебники Издательство "Лань", 2010 e.lanbook.com
Л2.3 В.А. Вальков, В.А. Головатюк, В.И. Кочергин, С.Г. Щукин Основы научных исследований и патентоведение : Новосибирск : Новосибирский государственный аграрный университет, 2013 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 10 (Office 2010 Professional, № 49464762 от 14.12.2011 г. (бессрочно);
Adobe Reader http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf;
7-Zip http://www.7-zip.org/license.txt;
Windows 10 Pro (Майкрософт (Microsoft Corporation), 2019 г. Код продукта: 00330-53093-09223-ААОЕМ (бессрочно).Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ http://www.lib.asu.ru
2. РГБ Российская государственная библиотека http://www.rsl.ru
3. БЕН Библиотека естественных наук http://ben.irex.ru
4. Государственная публичная научно-техническая библиотека http://www.gpntb.ru
5. БАН Библиотека Академии наук http://ban.pu.ru
6. РНБ Российская национальная библиотека http://www.nlr.ru
7. Научная электронная библиотека РФФИ http://www.elibrary.ru
8. Библиотека МГУ http://www.lib.msu.su

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
106аК учебная аудитория кафедры физической и неорганической химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; шкаф с учебно-наглядными пособиями - 2 шт.; доска маркерная - 1 шт.; проектор: марка Optoma - 1 единица; стационарный экран; модели кристаллических структур; набор моделей атомов со стержнями для составления моделей молекул, деревянные модели кристаллов; дифрактограммы веществ; таблицы Гиллера; числовые ключи Ханаваля; алфавитный указатель; рентгеновская картотека JCPDS.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к самостоятельной работе
Самостоятельная работа студентов – это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: углубленный анализ материалов лекций; работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях; выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков. В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга. При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: с целью снятия возможных затруднений; с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов обеспечена электронными учебно-методическими ресурсами (система Moodle), возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet.

Методические указания к практическим занятиям
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине. Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов. При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов. При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Готовясь к практическому занятию, студенты должны: познакомиться с рекомендованной литературой; рассмотреть различные точки зрения по рассматриваемым вопросам (заданиям); выделить проблемные области; сформулировать собственную точку зрения; познакомиться со способами решения расчетных (практических) задач по теме семинара; предусмотреть спорные моменты и сформулировать дискуссионные вопросы. Выступление студента должно соответствовать требованиям логики. Четкое вычленение излагаемой проблемы, ее точная формулировка, неукоснительная последовательность аргументации именно данной проблемы, без неоправданных отступлений от нее в процессе обоснования, безусловная доказательность, непротиворечивость и полнота аргументации, правильное и содержательное использование понятий и терминов.

Методические указания к зачету
Изучение многих общепрофессиональных и специальных дисциплин завершается зачетом/экзаменом. Подготовка к зачету/экзамену способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к зачету/экзамену, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На зачете/экзамене студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине.
Требования к организации подготовки к зачету/экзамену те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов.
Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний.