Закреплена за кафедрой | Кафедра органической химии |
---|---|
Направление подготовки | 18.04.01. Химическая технология |
Профиль | Химическая и биотехнологическая переработка растительного сырья |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 18_04_01_Химическая технология_ХиБПР-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 22,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 32 | 32 | 32 | 32 |
Сам. работа | 76 | 76 | 76 | 76 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра органической химии
Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Базарнова Наталья Григорьевна
1.1. | Ознакомиться с основными направлениями научных исследований, проводимыми кафедрой органической химии в соответствии с направленностью магистерской программы, сформулировать и обосновать актуальность, новизну, степень проработанности, цели и задачи собственного научного исследования, презентовать проект начного исследования |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02 |
ОПК-1 | Способен организовывать самостоятельную и коллективную научно-исследовательскую работу, разрабатывать планы и программы проведения научных исследований и технических разработок |
ОПК-1.1 | Знает методы организации самостоятельной и коллективной научно-исследовательской работы |
ОПК-1.2 | Умеет разрабатывать планы и программы проведения научных исследований и технических разработок |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - правила составления планов и программ проведения научно-исследовательской работы; - алгоритмы поиска, обработки, анализа и систематизации научно-технической информации по теме собственного исследования, методики и средства решения научных задач; - пути совершенствования и развития своего интеллектуального и общекультурного уровня, получения знаний в области современных проблем науки; - современные методы исследования в изучаемой области научных знаний и научно-производственного профиля профессиональной деятельности. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - проводить поиск, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме собственного исследования, выбирать методики и средства решения задач исследования; - совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, получать знания в области современных проблем науки; - самостоятельно обучаться новым методам исследования, изменять научный и научно-производственный профиль своей профессиональной деятельности. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - способностью организовывать самостоятельную и коллективную научно-исследовательскую работу, составления технических заданий для исполнителей; - готовностью к поиску, обработке, анализу и систематизации научно-технической информации по теме исследования, выбору методик и средств решения задач; - способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, получать знания в области современных проблем науки, техники и технологии на примере собственного исследования; - способностью к профессиональному росту, к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основные направления исследований в области химической переработки растительного сырья | ||||||
1.1. | Древесина - материал для химической переработки и субстрат для биотрансформации | Практические | 2 | 4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 | |
1.2. | Химическая переработка древесины и недревесного лигноуглеводного сырья в водорастворимые и термопластичные композиции | Практические | 2 | 4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 | |
1.3. | Превращения древесины и недревесного лигноуглеводного сырья в процессах ее обработки минеральными и органическими кислотами | Практические | 2 | 2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 | |
1.4. | Комплексная безотходная химическая переработка растительного сырья в продукты с заданными свойствами | Сам. работа | 2 | 26 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 | |
Раздел 2. Основные направления исследований в области биотехнологической переработки растительного сырья | ||||||
2.1. | Низкомолекулярные компоненты древесины и недревесного растительного сырья | Практические | 2 | 4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 | |
2.2. | Грибы, колонизирующие древесину и недревесное растительное сырье | Практические | 2 | 4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 | |
2.3. | Биотехнологическая переработка древесины и недревесного растительного сырья | Практические | 2 | 2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 | |
2.4. | Комплексаная безотходная биотехнологическая переработка отходов древесины и сельскохозяйственных растений | Сам. работа | 2 | 26 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 | |
Раздел 3. Формулирование и обоснование темы научно-исследовательской работы | ||||||
3.1. | Научная новизна и актуальность исследования | Практические | 2 | 4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 | |
3.2. | Проработанность темы исследования | Практические | 2 | 4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 | |
3.3. | Постановка цели и задач исследования, предполагаемые подходы достижения цели и задач | Практические | 2 | 4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 | |
3.4. | Формулирование и обоснование темы научного исследования | Сам. работа | 2 | 24 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1.В чем состоит различие между теорией и научной гипотезой: а) в степени обоснованности и развитости б) в составе входящих в них утверждений ОТВЕТ: а 2. Гипотезы классифицируют по различным основаниям и выделяют: а)описательные - прямое обобщение опытных данных объяснительные - предположение о внутренних причинах, механизме действия тех или иных явлениях б) частные - характеризуют отдельные явления в)фундаментальные - охватывают большой круг явлений, имеют универсальный характер, и выводы их приложены к большинству объектов данной науки г)рабочие - гипотеза выдвигается как первоначальное предположение для систематизации научных фактов, организации и направления научного исследования д)теоретические гипотезы-достаточно полно обоснованные, развитые гипотезы, использующие идеальные объекты. 3. На какие подходы и методы исследовательской деятельности опирается современная наука: а) интегративный, б)междисциплинарный, в)комплексный г) системный, д) эволюционный ОТВЕТ: а, б, в, г, д. 4.Научные исследования по характеру связей с производством и степени важности для народного хозяйства, целевому назначению, источникам финансирования и длительности выполнения классифицируются как: а)фундаментальные б)прикладные. ОТВЕ аТ: а,б 5. Исследования, которые ведутся на границе известного и неизвестного, обладают наибольшей степенью неопределенности: а)прикладные б)фундаментальные ОТВЕТ: б 6. Верное утверждение для фундаментальных исследований: а) научные исследования направлены на открытие и изучение новых явлений и законов природы, создание новых принципов и методов исследования с целью расширения научного знания общества и установления их практической пригодности. Б) научные исследования направлены на поиск способов использования законов природы, создание новых и совершенствование существующих средств и способов человеческой деятельности. ОТВЕТ: а 7. Прикладные исследования делятся на: а) поисковые, б)научно-исследовательские в) опытно-конструкторские. ОТВЕТ: а,б,в 8. В результате научно-исследовательских работ: а) создаются новые технологии, опытные установки, приборы, образцы техники б) устанавливаются факторы, влияющие на объект, отыскиваются пути создания новой техники и технологий в) осуществляется подбор конструктивных характеристик, составляющих логическую основу создаваемой машины, прибора, конструкции. ОТВЕТ: а 9. В результате поисковых работ: а) создаются новые технологии, опытные установки, приборы, образцы техники б) устанавливаются факторы, влияющие на объект, отыскиваются пути создания новой техники и технологий в) осуществляется подбор конструктивных характеристик, составляющих логическую основу создаваемой машины, прибора, конструкции. ОТВЕТ: б 10. В результате опытно-конструкторских работ: а) создаются новые технологии, опытные установки, приборы, образцы техники б) устанавливаются факторы, влияющие на объект, отыскиваются пути создания новой техники и технологий в) осуществляется подбор конструктивных характеристик, составляющих логическую основу создаваемой машины, прибора, конструкции. ОТВЕТ:в 11. В зависимости от чего происходит разделение научных работ: ‒ на госбюджетные, финансируемые из средств государственного бюджета; ‒ на хоздоговорные, финансируемые организациями заказчиками на основе хозяйственных договоров; ‒ на нефинансируемые, выполняемые по договорам о сотрудничестве и по личной инициативе. а) источников финансирования б) ведомственной принадлежности ОТВЕТ: а 12. Процесс выполнения научно-исследовательской работы включает в себя этапы: 1. Формулирование темы. 2. Формулирование цели и задач исследований. 3. Теоретические исследования. 4. Экспериментальные исследования. 5. Анализ и оформление научных исследований. 6. Внедрение результатов исследования в производство, определение экономического эффекта ОТВЕТ:1-6 13. Содержание работ которое соответствует этапу формулирования темы: а)На этом этапе предполагается общее знакомство с научной темой или проблемой, по которой предстоит выполнить работу, и предварительное ознакомление с литературой, после чего формулируется тема исследования. Затем составляется план, разрабатывается техническое задание и определяется ожидаемый экономический эффект. б). Формулирование цели и задач исследований. Этот этап включает подбор литературы и составление библиографических списков, проведение патентных исследований по теме НИР, составление аннотации источников и анализ обработанной информации. В заключении ставится цель и задача исследования. в). При выполнении этого этапа предполагается изучение физической сущности явления, формирование гипотез, выбор и обоснование физической модели. Затем производится математизация и анализ модели и полученных решений. г). После разработки цели и задачи экспериментального исследования производится планирование эксперимента, разрабатываются методики его проведения и выбор средств измерения. Заканчиваются экспериментальные исследования проведением серии экспериментов и обработкой полученных результатов. д). Анализ и оформление научных исследований. На этом этапе производится сопоставление результатов экспериментов с теоретическими данными и анализ расхождений. Затем уточняются теоретические модели и проводятся дополнительные эксперименты, на основе которых становится возможным превращение гипотез в теорию. Научные работы на данном этапе завершаются формулированием научных выводов и составлением научно-технического отчета. 6. Внедрение результатов исследования в производство, определение экономического эффекта. ОТВЕТ:а 14. Содержание работ которое соответствует этапу формулирования цели и задач исследований : а)На этом этапе предполагается общее знакомство с научной темой или проблемой, по которой предстоит выполнить работу, и предварительное ознакомление с литературой, после чего формулируется тема исследования. Затем составляется план, разрабатывается техническое задание и определяется ожидаемый экономический эффект. б). Этот этап включает подбор литературы и составление библиографических списков, проведение патентных исследований по теме НИР, составление аннотации источников и анализ обработанной информации. В заключении ставится цель и задача исследования. в). При выполнении этого этапа предполагается изучение физической сущности явления, формирование гипотез, выбор и обоснование физической модели. Затем производится математизация и анализ модели и полученных решений. г). После разработки цели и задачи экспериментального исследования производится планирование эксперимента, разрабатываются методики его проведения и выбор средств измерения. Заканчиваются экспериментальные исследования проведением серии экспериментов и обработкой полученных результатов. д). Анализ и оформление научных исследований. На этом этапе производится сопоставление результатов экспериментов с теоретическими данными и анализ расхождений. Затем уточняются теоретические модели и проводятся дополнительные эксперименты, на основе которых становится возможным превращение гипотез в теорию. Научные работы на данном этапе завершаются формулированием научных выводов и составлением научно-технического отчета. ОТЧЕТ:б 15. Содержание работ которое соответствует этапу проведения теоретических исследований : а)На этом этапе предполагается общее знакомство с научной темой или проблемой, по которой предстоит выполнить работу, и предварительное ознакомление с литературой, после чего формулируется тема исследования. Затем составляется план, разрабатывается техническое задание и определяется ожидаемый экономический эффект. б). Этот этап включает подбор литературы и составление библиографических списков, проведение патентных исследований по теме НИР, составление аннотации источников и анализ обработанной информации. В заключении ставится цель и задача исследования. в). При выполнении этого этапа предполагается изучение физической сущности явления, формирование гипотез, выбор и обоснование физической модели. Затем производится математизация и анализ модели и полученных решений. г). После разработки цели и задачи экспериментального исследования производится планирование эксперимента, разрабатываются методики его проведения и выбор средств измерения. Заканчиваются экспериментальные исследования проведением серии экспериментов и обработкой полученных результатов. д). Анализ и оформление научных исследований. На этом этапе производится сопоставление результатов экспериментов с теоретическими данными и анализ расхождений. Затем уточняются теоретические модели и проводятся дополнительные эксперименты, на основе которых становится возможным превращение гипотез в теорию. Научные работы на данном этапе завершаются формулированием научных выводов и составлением научно-технического отчета. ОТЧЕТ: в 16. Содержание работ которое соответствует этапу проведения экспериментальных исследований а)На этом этапе предполагается общее знакомство с научной темой или проблемой, по которой предстоит выполнить работу, и предварительное ознакомление с литературой, после чего формулируется тема исследования. Затем составляется план, разрабатывается техническое задание и определяется ожидаемый экономический эффект. б). Этот этап включает подбор литературы и составление библиографических списков, проведение патентных исследований по теме НИР, составление аннотации источников и анализ обработанной информации. В заключении ставится цель и задача исследования. в). При выполнении этого этапа предполагается изучение физической сущности явления, формирование гипотез, выбор и обоснование физической модели. Затем производится математизация и анализ модели и полученных решений. г). После разработки цели и задачи экспериментального исследования производится планирование эксперимента, разрабатываются методики его проведения и выбор средств измерения. Заканчиваются экспериментальные исследования проведением серии экспериментов и обработкой полученных результатов. д). На этом этапе производится сопоставление результатов экспериментов с теоретическими данными и анализ расхождений. Затем уточняются теоретические модели и проводятся дополнительные эксперименты, на основе которых становится возможным превращение гипотез в теорию. Научные работы на данном этапе завершаются формулированием научных выводов и составлением научно-технического отчета. ОТВЕТ:г 17. Содержание работ которое соответствует этапу проведения анализа и оформления научных исследований: а). На этом этапе предполагается общее знакомство с научной темой или проблемой, по которой предстоит выполнить работу, и предварительное ознакомление с литературой, после чего формулируется тема исследования. Затем составляется план, разрабатывается техническое задание и определяется ожидаемый экономический эффект. б). Этот этап включает подбор литературы и составление библиографических списков, проведение патентных исследований по теме НИР, составление аннотации источников и анализ обработанной информации. В заключении ставится цель и задача исследования. в). При выполнении этого этапа предполагается изучение физической сущности явления, формирование гипотез, выбор и обоснование физической модели. Затем производится математизация и анализ модели и полученных решений. г). После разработки цели и задачи экспериментального исследования производится планирование эксперимента, разрабатываются методики его проведения и выбор средств измерения. Заканчиваются экспериментальные исследования проведением серии экспериментов и обработкой полученных результатов. д). На этом этапе производится сопоставление результатов экспериментов с теоретическими данными и анализ расхождений. Затем уточняются теоретические модели и проводятся дополнительные эксперименты, на основе которых становится возможным превращение гипотез в теорию. Научные работы на данном этапе завершаются формулированием научных выводов и составлением научно-технического отчета. ОТВЕТ:д 18. Научные исследования тесно связаны с опытно-конструкторскими работами (ОКР) в случае, когда ее конечной целью являются: А) написание статьи Б) оформление заявки на патент В) создание технического образца ОТВЕТ:в 19. Этапы НИОКР предполагают: 1 формулирование темы, цели, задач исследования; 2 изучение литературы, проведение поисковых, теоретических и экспериментальных исследований, разработка технического предложения (аванпроекта); 3 разработка технического задания на опытно-конструкторские (технологические) работы; 4 разработка эскизного проекта; 5 разработка технического проекта; 6 разработка рабочей конструкторской документации на изготовление опытного образца; 7.изготовление опытного образца; 8 проведение испытаний опытного образца; 9 отработка документации; 10 утверждение рабочей конструкторской документации для организации промышленного (серийного) производства изделий. ОТВЕТ: 1-10 20. Преимущества коллективного научного исследования перед индивидуальными: А) необходимость увязывать свой план работы с остальными участниками коллектива, но в то же время распределение обязанностей позволит вам сосредоточиться на более детальном изучении вашего сектора исследования. Б) возможность обсуждать ваши идеи с другими. В) рассказывая другим людям о своих идеях или возникших трудностях, вам для объяснения предмета придется сводить его к самым простым, но и самым существенным аспектам, а это, в свою очередь, приведет к тому, что вы сами сможете переосмыслить и лучше понять все основные положения и найти решение возникших проблем. Г) беспристрастное аналитическое обсуждение внутри коллектива, которое помогает выявлять и исправлять ошибки, однако критика всегда должна оставаться объективной. Д) большая свобода в выборе оптимального режима работы. 21. Верно ли утверждение, что научная проблема — это совокупность новых, диалектически возникающих сложных теоретических или практических вопросов, противоречащих существующим знаниям или прикладным методикам в данной науке, требующая решения путем научных исследований: А)да Б)нет ОТВЕТ: А[ 22. Научные проблемы подразделяют на: А) отраслевые б)межотраслевые, в)глобальные. ОТВЕТ: все 23. Научные темы подразделяют на: А) теоретические б) практические и) смешанные ОТВЕТ: все 24. Соображения, которыми следует руководствоваться при выборе темы научной работы: — склонности к теоретической или практической деятельности - уровень подготовки к теоретической или практической деятельности - знания исследователя в данной области науки — материальные возможности (наличие оборудования, приборов, сырья, подготовленных кадров и объем финансирования) для проведения исследовательской работы - сроки ее выполнения; — актуальность темы, т. е. ее соответствие направлению развития науки, техники и технологии, а также современным запросам промышленности; ОТВЕТ: все 25. Что необходимо учитывать при выборе темы: А) актуальность, Б)новизну, В)теоретическую и практическую значимость, Г)соответствие профилю работы после окончания магистерской программы, Д) наличие или отсутствие литературы и практических материалов. ОТВЕТ: все 26. Типичные ошибки большинства начинающих исследователей: А) наиболее полный анализ научной литературы Б) выбор четкого направления работы, постановка конкретной цели и последовательность ее достижения В) желание подробно изучить все интереснейшие побочные факты и явления Г) способность научного работника сосредоточиться только на основной проблеме Д) говорить и писать о самых сложных вещах простым научным языком ОТВЕТ: В 27. Сформулируйте тему Вашего научного исследования: 28. Сформулируйте актуальность Вашего научного исследования (тезисно).: 29.Сформулируйте научную новизну Вашего исследования (тезисно): 30. Сформулируйте цель Вашей научно-исследовательской работы: 31. Сформулируйте объект Вашего исследования: 32. Сформулируйте предмет Вашего исследования: 33. Сформулируйте задачи Вашего научного исследования: 34. Сформулируйте примерные положения, которые Вы будете защищать в своей работе: 35. Перечислите методы исследования, которые Вы будете использовать в работе: |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
ФОС Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
1.В чем состоит различие между теорией и научной гипотезой: а) в степени обоснованности и развитости б) в составе входящих в них утверждений ОТВЕТ: а 2. Гипотезы классифицируют по различным основаниям и выделяют: а)описательные - прямое обобщение опытных данных объяснительные - предположение о внутренних причинах, механизме действия тех или иных явлениях б) частные - характеризуют отдельные явления в)фундаментальные - охватывают большой круг явлений, имеют универсальный характер, и выводы их приложены к большинству объектов данной науки г)рабочие - гипотеза выдвигается как первоначальное предположение для систематизации научных фактов, организации и направления научного исследования д)теоретические гипотезы-достаточно полно обоснованные, развитые гипотезы, использующие идеальные объекты. 3. На какие подходы и методы исследовательской деятельности опирается современная наука: а) интегративный, б)междисциплинарный, в)комплексный г) системный, д) эволюционный ОТВЕТ: а, б, в, г, д. 4.Научные исследования по характеру связей с производством и степени важности для народного хозяйства, целевому назначению, источникам финансирования и длительности выполнения классифицируются как: а)фундаментальные б)прикладные. ОТВЕ аТ: а,б 5. Исследования, которые ведутся на границе известного и неизвестного, обладают наибольшей степенью неопределенности: а)прикладные б)фундаментальные ОТВЕТ: б 6. Верное утверждение для фундаментальных исследований: а) научные исследования направлены на открытие и изучение новых явлений и законов природы, создание новых принципов и методов исследования с целью расширения научного знания общества и установления их практической пригодности. Б) научные исследования направлены на поиск способов использования законов природы, создание новых и совершенствование существующих средств и способов человеческой деятельности. ОТВЕТ: а 7. Прикладные исследования делятся на: а) поисковые, б)научно-исследовательские в) опытно-конструкторские. ОТВЕТ: а,б,в 8. В результате научно-исследовательских работ: а) создаются новые технологии, опытные установки, приборы, образцы техники б) устанавливаются факторы, влияющие на объект, отыскиваются пути создания новой техники и технологий в) осуществляется подбор конструктивных характеристик, составляющих логическую основу создаваемой машины, прибора, конструкции. ОТВЕТ: а 9. В результате поисковых работ: а) создаются новые технологии, опытные установки, приборы, образцы техники б) устанавливаются факторы, влияющие на объект, отыскиваются пути создания новой техники и технологий в) осуществляется подбор конструктивных характеристик, составляющих логическую основу создаваемой машины, прибора, конструкции. ОТВЕТ: б 10. В результате опытно-конструкторских работ: а) создаются новые технологии, опытные установки, приборы, образцы техники б) устанавливаются факторы, влияющие на объект, отыскиваются пути создания новой техники и технологий в) осуществляется подбор конструктивных характеристик, составляющих логическую основу создаваемой машины, прибора, конструкции. ОТВЕТ:в 11. В зависимости от чего происходит разделение научных работ: ‒ на госбюджетные, финансируемые из средств государственного бюджета; ‒ на хоздоговорные, финансируемые организациями заказчиками на основе хозяйственных договоров; ‒ на нефинансируемые, выполняемые по договорам о сотрудничестве и по личной инициативе. а) источников финансирования б) ведомственной принадлежности ОТВЕТ: а 12. Процесс выполнения научно-исследовательской работы включает в себя этапы: 1. Формулирование темы. 2. Формулирование цели и задач исследований. 3. Теоретические исследования. 4. Экспериментальные исследования. 5. Анализ и оформление научных исследований. 6. Внедрение результатов исследования в производство, определение экономического эффекта ОТВЕТ:1-6 13. Содержание работ которое соответствует этапу формулирования темы: а)На этом этапе предполагается общее знакомство с научной темой или проблемой, по которой предстоит выполнить работу, и предварительное ознакомление с литературой, после чего формулируется тема исследования. Затем составляется план, разрабатывается техническое задание и определяется ожидаемый экономический эффект. б). Формулирование цели и задач исследований. Этот этап включает подбор литературы и составление библиографических списков, проведение патентных исследований по теме НИР, составление аннотации источников и анализ обработанной информации. В заключении ставится цель и задача исследования. в). При выполнении этого этапа предполагается изучение физической сущности явления, формирование гипотез, выбор и обоснование физической модели. Затем производится математизация и анализ модели и полученных решений. г). После разработки цели и задачи экспериментального исследования производится планирование эксперимента, разрабатываются методики его проведения и выбор средств измерения. Заканчиваются экспериментальные исследования проведением серии экспериментов и обработкой полученных результатов. д). Анализ и оформление научных исследований. На этом этапе производится сопоставление результатов экспериментов с теоретическими данными и анализ расхождений. Затем уточняются теоретические модели и проводятся дополнительные эксперименты, на основе которых становится возможным превращение гипотез в теорию. Научные работы на данном этапе завершаются формулированием научных выводов и составлением научно-технического отчета. 6. Внедрение результатов исследования в производство, определение экономического эффекта. ОТВЕТ:а 14. Содержание работ которое соответствует этапу формулирования цели и задач исследований : а)На этом этапе предполагается общее знакомство с научной темой или проблемой, по которой предстоит выполнить работу, и предварительное ознакомление с литературой, после чего формулируется тема исследования. Затем составляется план, разрабатывается техническое задание и определяется ожидаемый экономический эффект. б). Этот этап включает подбор литературы и составление библиографических списков, проведение патентных исследований по теме НИР, составление аннотации источников и анализ обработанной информации. В заключении ставится цель и задача исследования. в). При выполнении этого этапа предполагается изучение физической сущности явления, формирование гипотез, выбор и обоснование физической модели. Затем производится математизация и анализ модели и полученных решений. г). После разработки цели и задачи экспериментального исследования производится планирование эксперимента, разрабатываются методики его проведения и выбор средств измерения. Заканчиваются экспериментальные исследования проведением серии экспериментов и обработкой полученных результатов. д). Анализ и оформление научных исследований. На этом этапе производится сопоставление результатов экспериментов с теоретическими данными и анализ расхождений. Затем уточняются теоретические модели и проводятся дополнительные эксперименты, на основе которых становится возможным превращение гипотез в теорию. Научные работы на данном этапе завершаются формулированием научных выводов и составлением научно-технического отчета. ОТЧЕТ:б 15. Содержание работ которое соответствует этапу проведения теоретических исследований : а)На этом этапе предполагается общее знакомство с научной темой или проблемой, по которой предстоит выполнить работу, и предварительное ознакомление с литературой, после чего формулируется тема исследования. Затем составляется план, разрабатывается техническое задание и определяется ожидаемый экономический эффект. б). Этот этап включает подбор литературы и составление библиографических списков, проведение патентных исследований по теме НИР, составление аннотации источников и анализ обработанной информации. В заключении ставится цель и задача исследования. в). При выполнении этого этапа предполагается изучение физической сущности явления, формирование гипотез, выбор и обоснование физической модели. Затем производится математизация и анализ модели и полученных решений. г). После разработки цели и задачи экспериментального исследования производится планирование эксперимента, разрабатываются методики его проведения и выбор средств измерения. Заканчиваются экспериментальные исследования проведением серии экспериментов и обработкой полученных результатов. д). Анализ и оформление научных исследований. На этом этапе производится сопоставление результатов экспериментов с теоретическими данными и анализ расхождений. Затем уточняются теоретические модели и проводятся дополнительные эксперименты, на основе которых становится возможным превращение гипотез в теорию. Научные работы на данном этапе завершаются формулированием научных выводов и составлением научно-технического отчета. ОТЧЕТ: в 16. Содержание работ которое соответствует этапу проведения экспериментальных исследований а)На этом этапе предполагается общее знакомство с научной темой или проблемой, по которой предстоит выполнить работу, и предварительное ознакомление с литературой, после чего формулируется тема исследования. Затем составляется план, разрабатывается техническое задание и определяется ожидаемый экономический эффект. б). Этот этап включает подбор литературы и составление библиографических списков, проведение патентных исследований по теме НИР, составление аннотации источников и анализ обработанной информации. В заключении ставится цель и задача исследования. в). При выполнении этого этапа предполагается изучение физической сущности явления, формирование гипотез, выбор и обоснование физической модели. Затем производится математизация и анализ модели и полученных решений. г). После разработки цели и задачи экспериментального исследования производится планирование эксперимента, разрабатываются методики его проведения и выбор средств измерения. Заканчиваются экспериментальные исследования проведением серии экспериментов и обработкой полученных результатов. д). На этом этапе производится сопоставление результатов экспериментов с теоретическими данными и анализ расхождений. Затем уточняются теоретические модели и проводятся дополнительные эксперименты, на основе которых становится возможным превращение гипотез в теорию. Научные работы на данном этапе завершаются формулированием научных выводов и составлением научно-технического отчета. ОТВЕТ:г 17. Содержание работ которое соответствует этапу проведения анализа и оформления научных исследований: а). На этом этапе предполагается общее знакомство с научной темой или проблемой, по которой предстоит выполнить работу, и предварительное ознакомление с литературой, после чего формулируется тема исследования. Затем составляется план, разрабатывается техническое задание и определяется ожидаемый экономический эффект. б). Этот этап включает подбор литературы и составление библиографических списков, проведение патентных исследований по теме НИР, составление аннотации источников и анализ обработанной информации. В заключении ставится цель и задача исследования. в). При выполнении этого этапа предполагается изучение физической сущности явления, формирование гипотез, выбор и обоснование физической модели. Затем производится математизация и анализ модели и полученных решений. г). После разработки цели и задачи экспериментального исследования производится планирование эксперимента, разрабатываются методики его проведения и выбор средств измерения. Заканчиваются экспериментальные исследования проведением серии экспериментов и обработкой полученных результатов. д). На этом этапе производится сопоставление результатов экспериментов с теоретическими данными и анализ расхождений. Затем уточняются теоретические модели и проводятся дополнительные эксперименты, на основе которых становится возможным превращение гипотез в теорию. Научные работы на данном этапе завершаются формулированием научных выводов и составлением научно-технического отчета. ОТВЕТ:д 18. Научные исследования тесно связаны с опытно-конструкторскими работами (ОКР) в случае, когда ее конечной целью являются: А) написание статьи Б) оформление заявки на патент В) создание технического образца ОТВЕТ:в 19. Этапы НИОКР предполагают: 1 формулирование темы, цели, задач исследования; 2 изучение литературы, проведение поисковых, теоретических и экспериментальных исследований, разработка технического предложения (аванпроекта); 3 разработка технического задания на опытно-конструкторские (технологические) работы; 4 разработка эскизного проекта; 5 разработка технического проекта; 6 разработка рабочей конструкторской документации на изготовление опытного образца; 7.изготовление опытного образца; 8 проведение испытаний опытного образца; 9 отработка документации; 10 утверждение рабочей конструкторской документации для организации промышленного (серийного) производства изделий. ОТВЕТ: 1-10 20. Преимущества коллективного научного исследования перед индивидуальными: А) необходимость увязывать свой план работы с остальными участниками коллектива, но в то же время распределение обязанностей позволит вам сосредоточиться на более детальном изучении вашего сектора исследования. Б) возможность обсуждать ваши идеи с другими. В) рассказывая другим людям о своих идеях или возникших трудностях, вам для объяснения предмета придется сводить его к самым простым, но и самым существенным аспектам, а это, в свою очередь, приведет к тому, что вы сами сможете переосмыслить и лучше понять все основные положения и найти решение возникших проблем. Г) беспристрастное аналитическое обсуждение внутри коллектива, которое помогает выявлять и исправлять ошибки, однако критика всегда должна оставаться объективной. Д) большая свобода в выборе оптимального режима работы. 21. Верно ли утверждение, что научная проблема — это совокупность новых, диалектически возникающих сложных теоретических или практических вопросов, противоречащих существующим знаниям или прикладным методикам в данной науке, требующая решения путем научных исследований: А)да Б)нет ОТВЕТ: А[ 22. Научные проблемы подразделяют на: А) отраслевые б)межотраслевые, в)глобальные. ОТВЕТ: все 23. Научные темы подразделяют на: А) теоретические б) практические и) смешанные ОТВЕТ: все 24. Соображения, которыми следует руководствоваться при выборе темы научной работы: — склонности к теоретической или практической деятельности - уровень подготовки к теоретической или практической деятельности - знания исследователя в данной области науки — материальные возможности (наличие оборудования, приборов, сырья, подготовленных кадров и объем финансирования) для проведения исследовательской работы - сроки ее выполнения; — актуальность темы, т. е. ее соответствие направлению развития науки, техники и технологии, а также современным запросам промышленности; ОТВЕТ: все 25. Что необходимо учитывать при выборе темы: А) актуальность, Б)новизну, В)теоретическую и практическую значимость, Г)соответствие профилю работы после окончания магистерской программы, Д) наличие или отсутствие литературы и практических материалов. ОТВЕТ: все 26. Типичные ошибки большинства начинающих исследователей: А) наиболее полный анализ научной литературы Б) выбор четкого направления работы, постановка конкретной цели и последовательность ее достижения В) желание подробно изучить все интереснейшие побочные факты и явления Г) способность научного работника сосредоточиться только на основной проблеме Д) говорить и писать о самых сложных вещах простым научным языком ОТВЕТ: В 27. Сформулируйте тему Вашего научного исследования: 28. Сформулируйте актуальность Вашего научного исследования (тезисно).: 29.Сформулируйте научную новизну Вашего исследования (тезисно): 30. Сформулируйте цель Вашей научно-исследовательской работы: 31. Сформулируйте объект Вашего исследования: 32. Сформулируйте предмет Вашего исследования: 33. Сформулируйте задачи Вашего научного исследования: 34. Сформулируйте примерные положения, которые Вы будете защищать в своей работе: 35. Перечислите методы исследования, которые Вы будете использовать в работе: |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС НИС.docx
Приложение 2.
Образец заявки проекта.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Дрещинский, В. А. | Методология научных исследований : учебник для вузов | Москва : Издательство Юрайт, 2023 | urait.ru |
Л1.2 | Мокий М.С. - отв. ред. | МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. Учебник для магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Шкляр, М.Ф. | Основы научных исследований. [Электронный ресурс] : учеб. пособие — Электрон. дан.: уч. пос. | М. : Дашков и К , 2019 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Азаров В.И., Буров А. В., Оболенская А. В. | Химия древесины и синтетических полимеров: Учебники | Издательство "Лань", 2010 | e.lanbook.com |
Л2.3 | В.А. Вальков, В.А. Головатюк, В.И. Кочергин, С.Г. Щукин | Основы научных исследований и патентоведение : | Новосибирск : Новосибирский государственный аграрный университет, 2013 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 10 (Office 2010 Professional, № 49464762 от 14.12.2011 г. (бессрочно); Adobe Reader http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf; 7-Zip http://www.7-zip.org/license.txt; Windows 10 Pro (Майкрософт (Microsoft Corporation), 2019 г. Код продукта: 00330-53093-09223-ААОЕМ (бессрочно).Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ http://www.lib.asu.ru 2. РГБ Российская государственная библиотека http://www.rsl.ru 3. БЕН Библиотека естественных наук http://ben.irex.ru 4. Государственная публичная научно-техническая библиотека http://www.gpntb.ru 5. БАН Библиотека Академии наук http://ban.pu.ru 6. РНБ Российская национальная библиотека http://www.nlr.ru 7. Научная электронная библиотека РФФИ http://www.elibrary.ru 8. Библиотека МГУ http://www.lib.msu.su |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
106аК | учебная аудитория кафедры физической и неорганической химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; шкаф с учебно-наглядными пособиями - 2 шт.; доска маркерная - 1 шт.; проектор: марка Optoma - 1 единица; стационарный экран; модели кристаллических структур; набор моделей атомов со стержнями для составления моделей молекул, деревянные модели кристаллов; дифрактограммы веществ; таблицы Гиллера; числовые ключи Ханаваля; алфавитный указатель; рентгеновская картотека JCPDS. |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Методические указания к самостоятельной работе Самостоятельная работа студентов – это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: углубленный анализ материалов лекций; работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях; выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков. В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга. При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: с целью снятия возможных затруднений; с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки. Самостоятельная внеаудиторная работа студентов обеспечена электронными учебно-методическими ресурсами (система Moodle), возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet. Методические указания к практическим занятиям Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине. Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов. При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов. При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы. Готовясь к практическому занятию, студенты должны: познакомиться с рекомендованной литературой; рассмотреть различные точки зрения по рассматриваемым вопросам (заданиям); выделить проблемные области; сформулировать собственную точку зрения; познакомиться со способами решения расчетных (практических) задач по теме семинара; предусмотреть спорные моменты и сформулировать дискуссионные вопросы. Выступление студента должно соответствовать требованиям логики. Четкое вычленение излагаемой проблемы, ее точная формулировка, неукоснительная последовательность аргументации именно данной проблемы, без неоправданных отступлений от нее в процессе обоснования, безусловная доказательность, непротиворечивость и полнота аргументации, правильное и содержательное использование понятий и терминов. Методические указания к зачету Изучение многих общепрофессиональных и специальных дисциплин завершается зачетом/экзаменом. Подготовка к зачету/экзамену способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к зачету/экзамену, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На зачете/экзамене студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине. Требования к организации подготовки к зачету/экзамену те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов. Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний. |