МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Биоконверсия растительного сырья

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки18.04.01. Химическая технология
ПрофильХимическая и биотехнологическая переработка растительного сырья
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план18_04_01_Химическая технология_ХиБПР-2022
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 64
самостоятельная работа 125
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 36 36 36 36
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 125 125 125 125
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.х.н., доцент , Минакова А.А.

Рецензент(ы):
к.б.н., Доцент, Минаков Денис Викторович

Рабочая программа дисциплины
Биоконверсия растительного сырья

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 18.04.01 Химическая технология (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 910)

составлена на основании учебного плана:
18.04.01 Химическая технология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 28.06.2023 г. № 10
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Наталья Григорьевна, д.х.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 28.06.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой Базарнова Наталья Григорьевна, д.х.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является формирование у студентов знаний в области технологии биоконверсии растительного сырья для управления процессом производства продуктов на основе превращений основных структурных компонентов

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен выполнять работы по обработке и анализу научно-технической информации и результатов исследований в области химической и биотехнологической переработки растительного сырья
ПК-1.1 Организует сбор и изучение научно-технической информации по теме исследований и разработок в области химической и биотехнологической переработки растительного сырья
ПК-1.2 Проводит анализ научных данных, результатов экспериментов и наблюдений
ПК-2Способен оформлять результаты исследований в области химической и биотехнологической переработки растительного сырья
ПК-2.1 Осуществляет теоретическое обобщение научных данных, результатов экспериментов и наблюдений в области химической и биотехнологической переработки растительного сырья
ПК-2.2 Оформляет результаты исследований в области химической и биотехнологической переработки растительного сырья в виде научно-исследовательских отчетов, патентов и пр
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- общую характеристику и классификацию растительного сырья;
- современное оборудование и приборы, используемые в процессах биоконверсии растительного сырья;
- современные приборы и методики, использующиеся в технологии биоконверсии растительного сырья;
- теоретические основы биотрансформации веществ, входящих в состав растительного сырья.
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать базовые знания в области технологии биоконверсии растительного сырья для управления процессом производства продуктов на основе превращений основных структурных компонентов;
- эксплуатировать современное оборудование и приборы, используемые в процессах химической и биотехнологической переработки растительного сырья;
- применять способы планирования, обработки результатов эксперимента, осуществлять анализ полученных экспериментальных данных.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками описания основных технологических процессов, использующихся при биоконверсии растительного сырья;
- навыками создания и применения генетически модифицированного сырья;
- навыками применения способов планирования и обработки результатов эксперимента;
- навыками подготовки растительного сырья к биоконверсии в кормовые продукты и биотопливо.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Традиционное растительное сырье
1.1. Основные направления биоконверсии в России и за рубежом Лекции 3 2 Л2.1, Л1.1
1.2. Повышение эффективности производства аскорбиновой кислоты методами биоконверсии Практические 3 2 Л2.1, Л1.1
1.3. Повышение эффективности производства лимонной кислоты методами биоконверсии Практические 3 2
1.4. Определение влажности и зольности в исходных и подвергнутых биотехнологической обработке образцах растительного сырья Лабораторные 3 6
1.5. Количественное определение лигнина с 72%-ной серной кислотой в модификации Комарова в исходных и подвергнутых биотехнологической обработке образцах растительного сырья. Лабораторные 3 8 Л2.1, Л1.1
1.6. Продукты гидролиза полисахаридов Сам. работа 3 12 Л2.1, Л1.1
1.7. Проблемы и перспективы развития биоконверсии древесных отходов Сам. работа 3 12 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Генетически модифицированное растительное сырье
2.1. Создание и использование генетически модифицированного растительного сырья Лекции 3 2 Л2.1, Л1.1
2.2. Получение уксуса методами биоконверсии Практические 3 2 Л2.1, Л1.1
2.3. Получение аминокислот методами биоконверсии Практические 3 2
2.4. Отходы крахмалопаточной промышленности, используемые для микробной биоконверсии Сам. работа 3 20 Л2.1, Л1.1
2.5. Обеспечение безопасности пищевой продукции из генетически модифицированных источников Сам. работа 3 10 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Обработка растительного сырья
3.1. Предварительная обработка растительных субстратов Лекции 3 4 Л2.1, Л1.1
3.2. Ферменты, катализирующие разложение растительных материалов Лекции 3 2
3.3. Общая характеристика и классификация ферментов целлюлазного комплекса Лекции 3 2
3.4. Технологии биоразлагаемых полимеров Практические 3 2
3.5. Количественное определение целлюлозы азотно спиртовым методом в исходных и подвергнутых биотехнологической обработке образцах растительного сырья Лабораторные 3 8 Л2.1, Л1.1
3.6. Характеризация структуры исходных и подвергнутых биотехнологической обработке образцов растительного сырья методом ИК- спектроскопии. Лабораторные 3 6
3.7. Ферменты, катализирующие окислительно-восстановительные реакции Сам. работа 3 11 Л2.1, Л1.1
3.8. Ферментные препараты.Источники сырья для получения ферментов. Технология получения. Характеристика отечественных ферментных препаратов Сам. работа 3 12 Л2.1, Л1.1
3.9. Механизмы изменения активности ферментов Сам. работа 3 12 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Получение веществ и материалов
4.1. Получение экологически чистых биопластиков. Биоконверсия лигноцеллюлозных субстратов в белок Лекции 3 2 Л2.1, Л1.1
4.2. Получение кормовой биомассы. Глубинная ферментация. Твердофазная ферментация Лекции 3 2
4.3. Получение этанола. Производство метана. Лекции 3 2
4.4. Продукты микробной конверсии.Микробный синтез белка. Белковые препараты. Растительные белковые гидролизаты.Обезвреженные продукты и корма. Сам. работа 3 18 Л2.1, Л1.1
4.5. Биоконверсия крахмала микроорганизмами Лабораторные 3 8 Л2.1, Л1.1
4.6. Способы твердофазного культивирования микроорганизмов Сам. работа 3 18 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-9: способностью проводить стандартные и сертификационные испытания сырья, готовой продукции и технологических процессов

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1) К гидролизным и микробиологическим производствам относятся:
а) Пищевая уксусная кислота, кормовые белковые дрожжи, витаминные кормовые добавки и другие биологически активные продукты;
б) Этанол (биоэтанол), бутанол (биобутанол), кормовые белковые дрожжи, ксилит, фурфурол;
в) Хвойный воск, экстрактивные вещества, дубильные экстракты, древесные смолы, канифоль.
(Ответ: б).

2) Вещества, обнаруженные при анализе экстрактов, но не встречающиеся в растительных организмах:
а) Стресс-метаболиты;
б) Вторичные продукты;
в) Обычные метаболиты;
г) Вещества вторичного синтеза;
д) Артефакты.
(Ответ: д).

3) Появление вторичных продуктов связано с (Укажите все возможные варианты):
а) Повышением температуры;
б) Кулинарной обработкой;
в) Воздействием света;
г) Ферментацией;
д) Окислением кислородом воздуха;
е) Действием кислот;
ж) Микробиологическими реакциями.
(Ответ: б, г, ж).

4) Укажите вещества вторичного синтеза (Укажите все возможные варианты):
а) Витамины;
б) Фенольные соединения;
в) Карбоновые кислоты;
г) Аминокислоты;
д) Полифункциональные органические кислоты.
(Ответ: б, д).

5) По методу выделения экстрактивные вещества классифицируют на (Укажите все возможные варианты):
а) Водорастворимые вещества;
б) Эфирные вытяжки;
в) Алифатические соединения;
г) Древесные смолы;
д) Эфирные масла;
е) Смоляные кислоты.
(Ответ: а, г, д).

6) Из перечисленных выберите свойства эфирных масел (Укажите все возможные варианты):
а) Оптически не активны;
б) Размягчают многие полимерные материалы;
в) Обладают жгучим вкусом;
г) Растворимы в воде;
д) Температура кипения 140–360 ºС;
е) Не растворимы в органических растворителях;
ж) Растворяют смолы, воски, парафины, жиры и резину.
(Ответ: б, в, д, ж).

7) Какие вещества образованы реакциями вторичного метаболизма терпенов:
а) сесквитерпены;
б) терпеноиды;
в) пинаны;
г) терпинены;
(Ответ: б).

8) Какое правило формулируется следующим образом: Соединение изопреновых единиц между собой по принципу «голова-хвост»?
а) Правило Бейльштейна;
б) Правило Ружички;
в) Правило Голлемана;
г) Правило Несмеянова-Борисова.
(Ответ: б).

9) Соотнесите изопреноиды (терпеноиды) в соответствии с изопреновым правилом:
а) С5 1) Монотерпены
б) С10 2) Сесквитерпены
в) С15 3) Тритерпены
г) С20 4) Сестертерпены
д) С25 5) Тетратерпены
е) С30 6) Гемитерпены
ж) С40 7) Дитерпены
(Ответ: а6, б1, в2, г7, д4, е3, ж5).

10) В процессах прямой микробной биоконверсии используют сырье:
а) необработанное;
б) подвергнутое предварительной обработке механическими методами;
в) подвергнутое предварительной обработке с помощью ферментных препаратов.
(Ответ: а)

11) В процессе биоконверсии микробный белок синтезируется
а) из продуктов расщепления белков;
б) из продуктов расщепления липидов;
в) из продуктов расщепления углеводов.
(Ответ: в)

12) Основным показателем эффективности биоконверсии растительного сырья в пищевые
продукты является
а) увеличение содержания белка;
б) снижение содержания белка;
в) увеличение содержания липидов;
г) снижение содержания липидов.
(Ответ: а)

13) Дезинтеграт – это
а) культуральный фермент;
б) результат активации штаммов;
в) лактатный изолят;
г) форма микробного белка.
(Ответ: а)

14) Содержание белка в изолятах составляет
а) до 50%;
б) до 70%;
в) до 90%.
(Ответ: в)

15) В белковых препаратах ограничивают содержание
а) аминокислот;
б) нуклеиновых кислот;
в) жирных кислот.
(Ответ: б)



ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1) Вещества, которые могут извлекаться из растительных тканей нейтральными растворителями называются ... . (Ответ: Экстрактивными).
2) Вещества, появляющиеся в результате жизнедеятельности дерева и его взаимодействия с окружающей средой называются ... . (Ответ: Посторонними).
3) Внутри каждого класса терпеноидов классификация проводится в первую очередь по степени цикличности углеродного скелета, т.е. выделяют ... и ... терпеноиды. (Ответ: ациклические, циклические).
4) Как называются вещества с высокой летучестью, способные отгоняться с водяным паром? (Ответ: Эфирные масла).
5) Как называются вещества, экстрагируемые холодной или горячей водой? (Ответ: Водорастворимые вещества).
6) Вместилища эфирных масел подразделяются на ... и ... . (Ответ: внешние, внутренние).
7) Наиболее распространенная кислородосодержащая форма дитерпенов это … . (Ответ: Смоляные кислоты).
8) Массовая доля содержания сесквитерпенов в скипидарах пихты не превышает …%. (Ответ: 7).
9) Самая обширная группа среди всех терпеноидов как по количеству соединений, так и по множеству структурных вариантов и разнообразию строения углеродного скелета это … . (Ответ: Сесквитерпены).
10) Компонент древесного вещества, редокс-гетерополимер, построенный из арилпропановых структурных звеньев и образующий аморфную трехмерную сетчатую структуру (Ответ: лигнин)
11) Биологическая деструкция – это деструкция под действием ферментов, вырабатываемых живыми организмами –______, бактериями, насекомыми и др (Ответ: грибами)
12) Маннаны – гексозаны, гетерополисахариды, главные полисахариды древесины хвойных пород, построены из остатков β-D-маннопиранозы и чаще всего в полимерной цепи присутствует (Ответ: d-глюкоза)
13) Комплексы, содержащие олиго- или полисахаридные цепи, связанные ковалентными связями с цепями белков. Их функции – запасающая и физиологическая. (Ответ: гликопротеины)
14) Важный резервный полисахарид – присутствует в плодах, семенах, листьях и прочих запасающих тканях, нет в ядровой древесине (Ответ: крахмал)
15) Водорастворимые полисахариды и полиурониды, образование которых связано с патологическими процессами, возникающими при механических или биологических повреждениях коры деревьев и тканей других растений (ответ: камеди)
16) Полисахариды, родственные камедям, но присутствующие в неповрежденных растениях (в коре, корнях, листьях, семенах). являются продуктами нормального метаболизма и выполняют запасающие функции, а также способствуют удерживанию воды в тканях. (Ответ: слизи)
17) Гидролизом из целлюлозы и других полисахаридов получают _______, которые подвергают дальнейшей биохимической и химической переработке (Ответ: моносахариды)
18) Как называются реакции звеньев с концевыми альдегидными группами, которые используются для характеристики длины цепей технических целлюлоз (степени деструкции по редуцирующей способности), а также для предотвращения реакций деполимеризации в щелочной среде (Ответ: реакции концевых групп)
19) Активацию целлюлозы водой с вытеснением ее последовательно полярными (обычно сначала воду вытесняют водорастворимыми низкокипящими растворителями, такими как этанол, ацетон и т.п.) и неполярными растворителями называют (Ответ: инклюдированием)
20) При фотохимической деструкции большой вклад в разложение полисахарида вносит (Ответ: УФ-излучение)


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-10: владением планирования эксперимента, обработки и представления полученных результатов

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1) Предложите органический использовать для извлечения масла из семян подсолнечника. Выберите правильный вариант ответа.
а) ацетон;
б) гексан;
в) этиловый спирт;
г) метиловый спирт.
(Ответ: б)

2) К масличным семенам с высоким содержанием масла (40-60%) относят
а) подсолнечник;
б) хлопчатник;
в) соя;
г) томат.
(Ответ: а)

3. При микробной биоконверсии выращенные клетки дрожжей отделяют от водной среды
а) фильтрацией;
б) сепарированием.
(Ответ: б)

4) Термическую обработку в процессе микробного синтеза белка проводят при температурах
а) 40–50°С;
б) 60–70°С;
в) 80–90°С.
(Ответ: в)

5) Для получения крахмала в пищевой промышленности используют
а) сахарный тростник;
б) сахарная свекла;
в) зерновые;
г) бобовые;
д) картофель.
(Ответ: д)

6) Ферменты - это
а) минеральные вещества;
б) липидные вещества;
в) витамины;
г) белковые вещества.
(Ответ: г)

7) Неактивная белковая часть фермента называется
а) апофермент;
б) кофактор.
(Ответ: а)

8) К тиоловым растительным протеазам относятся
а) б- амилаза;
б) в- амилаза;
в) папаин;
г) химопапаин А.
(Ответ: в, г)

9) На технологические свойства микробных ферментов влияет
а) гидрофобность;
б) точка кипения;
в) изоэлектрическая точка;
г) поверхностный заряд молекулы.

10) Индексом «Гх» обозначаются
а) ферментные препараты, полученные путем распылительной сушки;
б) неочищенная культуральная жидкость продуцента фермента;
в) неочищенные ферментные препараты;
г) ферментные препараты, полученные из неочищенного фильтрата.
(Ответ: б)

11) Производство пектина с использованием ферментативного гидролиза
а) снижает расход этанола;
б) сокращает энергозатраты.
(Ответ: б)

12) При получении витаминизированных масел из низкомасличного сырья
а) целесообразно проводить ферментацию;
б) нецелесообразно проводить ферментацию.
(Ответ: а)

13) В качестве загустителей используют
а) желатин, пектин, камеди, производные целлюлозы (КМЦ);
б) натуральные эфирные и растительные масла, агар-агар, пектин;
в) пектин, камеди, производные целлюлозы;
г) эфиры, КМЦ, метилцеллюлоза, поливинилпирролидон.
(Ответ: а)

14) К группе семечковых плодов относятся:
а) яблоки, груши, айва, ирга, рябина;
б) вишня, слива, персики, абрикосы;
в) виноград, малина, брусника, голубика, клубника;
г) цитрусовые, гранаты, хурма, инжир.
(Ответ: а)

15) Вещества, которые входят в состав клеточных стенок плодов и ягод и формируют их структуру, обуславливают жесткость и прочность растительных клеток – это
а) пигменты;
б) углеводы;
в) полисахариды;
г) минеральные вещества.
(Ответ: в)

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1) Варочные процессы являются _______, их скорость определяется как скоростью химических реакций, так и скоростью проникновения реагирующих веществ из варочного раствора к поверхности, на которой происходит реакция, а также скоростью обратной диффузии продуктов реакции из реакционной зоны. (Ответ: гетерогенными)

2) Организм или несколько организмов, любые неклеточные, одноклеточные или многоклеточные образования, способные к воспроизводству или передаче наследственного генетического материала, отличные от природных организмов, полученные с применением методов генной инженерии (Ответ: Генно-модифицированный организм, ГМО)
3) Используемые человеком в пищу в натуральном или переработанном виде пищевые продукты (компоненты), полученные из генетически модифицированных организмов. (Ответ: генно-модифицированные источники)
4) К методам, трансформирующим растительные клетки: микроинъекции, _________, трансфекция, упаковка трансформирующей ДНК в липосомы с целью защиты генетического материала, бомбардирование суспензионной культуры (Ответ: электропорация)
5) На данный момент разработаны четыре группы методов предобработки растительного сырья: физические, химические, физико-химические и _________ (Ответ: биологические)
6) К физическому характеру воздействия для предобработки растительного сырья относится: ________, радиация, электрический импульс, термохимическое (Ответ: размол (измельчение))
7) Какой способ является универсальным способом предобработки растительных материалов, так как процесс протекает в одну стадию и не требует дополнительного отмывания сырья, в отличие от химической обработки, но является весьма энергоемким. Реакционная способность целлюлозы после этой обработки обычно увеличивается в 10 раз и более (Ответ: измельчение/размол)
8) После предобработки кристаллическая структура целлюлозы изменяется на ____ (Ответ: аморфную)
9) Какой компонент добавляют в процессе щелочной предобработки в жёстких условиях для повышения степени делигнификации, так как продукты деструкции лигнина и углеводов взаимодействуют в щелочной среде? (Ответ: окислитель (перекись водорода, кислород, озон))

10) Какой окислитель для предобработки соответствует следующим критерием: находится в одной фазе с реакционной средой, свободно диффундирует внутрь субстрата и поэтому не требует повышенного давления для осуществления процесса делигнификации? (Ответ: перекись водорода)
11) Процесс идущий с большой экономией энергии, так как протекает при обычных биосферных условиях, не требует высоких давлений и температур. Данный процесс не осложняется агрессивными средами и не требует дорогостоящего сложного оборудования. (Ответ: биоделигнификация)
12) Способность к _________ делигнификации в определенных условиях роста проявляли грибы Pleurotus ostreatus, Phlebia radiata, Merulius tremellosus. (Ответ: селективной)
13) Эффективность биотехнологических процессов переработки растительных субстратов зависит от потребления трех основных компонентов грибами: целлюлозы, _______ и лигнина (Ответ: гемицеллюлоз)
14) Простые белки, состоящие только из аминокислот (Ответ: протеины)
15) Сложные белки, в состав которых наряду с белковой частью молекулы входят соединения небелковой природы (углеводы, витамины, жиры и др.) (Ответ: протеиды)
16) Напишите один из многочисленных методов количественного определения ферментов и их активности (Ответ: спектрофотометрический, колориметрический, манометрический)
17) Основные продукты, получаемые путем микробиологической биоконверсии растительного сырья (Ответ: протеинизированные корма)
18) Основными источники сырья для биоконверсии являются (Ответ: сырье и отходы пищевой, с/х промышленности)
19) Ферменты –это катализаторы ______ природы (Ответ: белковой)
20) Амилолитический ферментный комплекс применяется в процессепроизводства спирта этилового для гидролиза _______, содержащийся в исходном сырье, в сбраживаемые сахара (Ответ: крахмала)
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Какое растительное сырье используется для прямой биоконверсии?
2. Отходы пищевой промышленности, используемые в качестве сырья для микробной биоконверсии.
3. Почему отруби и зерновые отходы можно рассматривать как субстраты для биоконверсии?
4. Назовите отходы крахмалопаточной промышленности, используемые для микробной биоконверсии.
5. Способы предобработки растительного сырья.
6. Цель предварительной обработки сырья.
7. Технология биоконверсии растительного сырья с использованием микроорганизмов
8. Назовите факторы, влияющие на снижение энергии активации ферментативной реакции.
9. Биотехнологические методы переработки растительного сырья.
10. Создание генетически модифицированного сырья.
11. Общая характеристика и классификация ферментов
12. Ферментативная переработка растительного сырья.
13. Ферменты, трансформирующие органическое сырье в пищевой биотехнологии.
14. Основные виды ферментных препаратов, применяемых в спиртовой промышленности.
15. Особенности применения амилолитических ферментных препаратов, их механизм действия.
16. Особенности применения в спиртовой промышленности цитолитических и протеолитических ферментных препаратов, их механизм действия.
17. Назовите физические факторы, влияющие на рост и размножение микроорганизмов. 18. Назовите факторы влияющие на активность дрожжей
19. Способы культивирования микроорганизмов.
20. Прямая биоконверсия крахмалсодержащего сырья в кормовые белковые добавки
21. Объекты и методы биоконверсии
22. Микроорганизмы, высшие грибы, ферменты как инструменты биоконверсии
23. Характеристика основных процессов используемых в биоконверсии растительного сырья
24. Виды процессов и спецификация оборудования, в котором протекают процессы; оборудование для жидкого, твердофазного и смешенного варианта биоконверсии
25. Практика и перспективы биоконверсии
26. Основные этапы биотехнологических процессов: приготовление питательных сред.
27. Основные этапы биотехнологических процессов: поддержание чистой культуры.
28. Основные этапы биотехнологических процессов: ферментация.
29. Основные этапы биотехнологических процессов: выделение и очистка продукта; товарные формы продуктов.
30. Иммобилизованные ферменты, их преимущества перед чистыми ферментами. Применение иммобилизованных ферментов
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Никифорова Т.А., Волошин Е.В. ред. Подольский В.И. Биоконверсия растительного сырья: учебное пособие : Предназаначено для магистрантов Оренбургский государственный университет, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 О.А. Неверова, Г.А. Гореликова, В.М. Позняковский. Пищевая биотехнология продуктов из сырья растительного происхождения: учебник Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2007 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=57396
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Биоконверсия растительного сырья (18.04.01 Химическая технология) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 10 (Office 2010 Professional, № 49464762 от 14.12.2011 г. (бессрочно);
AdobeReader http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf;
7-Zip http://www.7-zip.org/license.txt;
Windows 10 Pro (Майкрософт (Microsoft Corporation), 2019. Код продукта: 00330-53093-09223-ААОЕМ (бессрочно).
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
ПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http:
//www.consultant.ru/)

Профессиональные базы данных:

1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);

2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);

3. Электронная библиотечная система "Юрайт" https://urait.ru/viewer/sistemy
4. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
013К лаборатория ИК и УФ-спектроскопии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; переносная доска; переносная мультимедиа техника; комплект для прессовки таблеток с гидравлическим прессом; спектрофотометр УФ (Agilent); ИК-спектрометр Infraium FT-801; излучатель инфракрасный, SPECORD 75 IR, SPECORD UV VIS; набор кювет; комплект кювет KBr: пресс гидравлический, программный пакет Zair 3.5, программный пакет OPUS 6.5; МФУ; Фурье-спектрометр; спектрофотометр; набор химической посуды; набор реактивов; компьютер Aquarius Std MS_SC140 C2600/D512/HDD160/DVDRW/LCD - панель BenQ 17", Вытяжной шкаф.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
005К помещение для хранения оборудования, лабораторной посуды и материалов Стеллажи; химическая посуда; вспомогательное лабораторное оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к самостоятельной работе
Самостоятельная работа студентов – это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: углубленный анализ материалов лекций; работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях; выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков. В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга. При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: с целью снятия возможных затруднений; с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов обеспечена электронными учебно-методическими ресурсами (система Moodle), возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet.

Методические указания к лекционным занятиям
При подготовке к лекции рекомендуется:
1. просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2. полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3. если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4. психологически настроиться на лекцию.

Методические указания к зачету
Изучение дисциплины завершается зачетом. Подготовка к зачету способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к зачету, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На зачете студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине.
Требования к организации подготовки к зачету те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов.
Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний.