МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория горения и взрыва

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической и неорганической химии
Направление подготовки20.03.01. Техносферная безопасность
ПрофильБезопасность жизнедеятельности в техносфере
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план20_03_01_Техносферная безопасность_БЖвТ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Лабораторные 14 14 14 14
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.х.н., профессор, Новоженов Владимир Антонович

Рецензент(ы):
д.х.н., Профессор, Смагин Владимир Петрович

Рабочая программа дисциплины
Теория горения и взрыва

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность (приказ Минобрнауки России от 25.05.2020 г. № 680)

составлена на основании учебного плана:
20.03.01 Техносферная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от 30.06.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Безносюк С.А., д.фм.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от 30.06.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой Безносюк С.А., д.фм.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Студент должен получить сведения о:

- физико-химических основах горения;
- условиях возникновения и развития процессов горения;
- физико-химических характеристиках взрывов;
Задача курса
Изучить:
- Теории горения: тепловая, цепная, диффузионная; виды пламени и скорости его распространения;
- Типы взрывов, физические и химические взрывы;
- Классификацию взрывов по плотности вещества, по энергии и мощности, по типам химических реакций.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен учитывать современные тенденции развития техники и технологий в области техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий при решении типовых задач в области профессиональной деятельности, связанной с защитой окружающей среды и обеспечением безопасности человека;
ОПК-1.1 Знает методы и технологии защиты от чрезвычайных ситуаций применительно к сфере своей профессиональной деятельности; основные закономерности технических и технологических процессов и принципы их моделирования; основы расчетов аппаратов для осуществления процессов защиты окружающей среды и обеспечения безопасности человека с учетом современных тенденций развития вычислительной техники, информационных технологий в области обеспечения техносферной безопасности; основные понятия, категории и инструменты анализа систем обеспечения безопасности; основы современных компьютерных технологий, измерительной и вычислительной техники в области техносферной безопасности, а также инженерной защиты на потенциально опасных производственных объектах
ОПК-1.2 Использует Internet-ресурсы, полнотекстовые базы данных и каталогов, электронные журналы и патенты, поисковые ресурсы для поиска информации в области техносферной безопасности; выбирает конкретные пункты положений и должностных инструкций применительно к сфере своей профессиональной деятельности
ОПК-1.3 Проводит расчеты процессов и аппаратов защиты окружающей среды с использованием экспериментальных и справочных данных; на основании закономерностей основных технологических процессов потенциально опасных производственных объектов и процессов, протекающих в окружающей среде, правильно выбирает оптимальные типы и конструкции машин и аппаратов с учетом современных тенденций развития вычислительной техники, информационных технологий в области обеспечения техносфернойбезопасности
ОПК-1.4 Осуществляет моделирование возможных чрезвычайных ситуаций, возникновение опасностей и их предотвращение на потенциально опасных производственных объектах с помощью измерительной и вычислительной техники, современных компьютерных технологий
ОПК-1.5 Анализирует технологии выполнения наиболее типичных операций применительно к сфере своей деятельности; использует приемы первой помощи в условиях чрезвычайных ситуаций применительно к сфере своей деятельности
ОПК-1.6 Использует методы математических, химических, технологических расчетов процессов и аппаратов, методики выбора аппаратов из числа стандартных с учетом современных тенденций развития техники и технологий в области обеспечения техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий при решении профессиональных задач
ОПК-1.7 Осуществляет обработку и интерпретацию результатов в области техносферной безопасности, инженерной защиты на потенциально опасных производственных объектах с помощью измерительной и вычислительной техники, а также современных информационных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- Знает методы и технологии защиты от чрезвычайных ситуаций применительно к сфере своей профессиональной деятельности; основные закономерности технических и технологических процессов и принципы их моделирования; основы расчетов аппаратов для осуществления процессов защиты окружающей среды и обеспечения безопасности человека с учетом современных
тенденций развития вычислительной техники, информационных технологий в области обеспечения техносферной безопасности; основные понятия, категории и инструменты анализа систем обеспечения безопасности; основы современных компьютерных
технологий, измерительной и вычислительной техники в области техносферной безопасности, а также инженерной защиты на потенциально опасных производственных объектах.
3.2.Уметь:
3.2.1.- Использует Internet-ресурсы, полнотекстовые базы данных и каталогов, электронные журналы и патенты, поисковые ресурсы для поиска информации в области техносферной безопасности; выбирает конкретные пункты положений и должностных
инструкций применительно к сфере своей профессиональной деятельности;
- Проводит расчеты процессов и аппаратов защиты окружающей среды с использованием экспериментальных и справочных данных; на основании закономерностей основных технологических процессов потенциально опасных производственных объектов и процессов, протекающих в окружающей среде, правильно выбирает оптимальные типы и конструкции машин и аппаратов с учетом современных тенденций развития вычислительной техники, информационных технологий в области обеспечения техносферной безопасности;
- Осуществляет моделирование возможных чрезвычайных ситуаций, возникновение опасностей и их предотвращение на потенциально опасных производственных объектах с помощью измерительной и вычислительной техники, современных
компьютерных технологий.
- Анализирует технологии выполнения наиболее типичных операций применительно к сфере своей деятельности; использует приемы первой помощи в условиях чрезвычайных ситуаций применительно к сфере своей деятельности;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- Использует методы математических, химических, технологических расчетов процессов и аппаратов, методики выбора аппаратов из числа стандартных с учетом современных тенденций развития техники и технологий в области обеспечения
техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий при решении профессиональных задач
- Осуществляет обработку и интерпретацию результатов в области техносферной безопасности, инженерной защиты на потенциально опасных производственных объектах с помощью измерительной и вычислительной техники, а также современных
информационных технологий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Явление горения взрыва и общая характеристика горючих и взрывчатых систем
1.1. Понятие о горении и взрыве, классификация взрывных процессов, классификация взрывчатых систем Лекции 7 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Экзотермичность и скорость реакции как факторы, определяющие возможность распространения горения и взрыва Сам. работа 7 6 ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Химическая термодинамика горения и взрыва
2.1. Термодинамические характеристики продуктов взрыва при высоком давлении. Расчет давления взрыва и детонации Лекции 7 2 ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Химическое равновесие в продуктах горения и взрыва при умеренном и высоком давлении Сам. работа 7 6 ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Химическая термодинамика горения и взрыва Практические 7 2 ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.4. Определение теплоты горения смесей горючего материала с окислителем Лабораторные 7 4 ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Кинетика самоускоряющихся реакций и условия теплового и цепного самовоспламенения
3.1. Основные представления теории цепных реакций. Условия ускорения реакции и обрыв цепи Лекции 7 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.2. Основные представления теории цепных реакций. Условия ускорения реакции и обрыв цепи Сам. работа 7 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Теория горения газовоздушных и паровоздушных смесей
4.1. Особенности горения смесей газов различной молекулярной массы. Роль генерирования активных центров в пламени Лекции 7 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.2. Виды и формы пламени Сам. работа 7 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.3. Особенности горения газовоздушных смесей Сам. работа 7 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.4. Теория нормального горения. Тепломассообмен при горении Практические 7 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 5. Теория горения дисперсных горючих материалов
5.1. Особенности возникновения и распространения горения слоя и аэровзвесей дисперсных и горючих материалов. Факторы, определяющие возможность и скорость горения неметаллических горючих материалов Сам. работа 7 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.2. Горение аэровзвесей и дисперсных материалов Сам. работа 7 5 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.3. Условия и механизм ускорения горения и перехода горения в детонацию Сам. работа 7 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.4. Исследование температур вспышки ГСМ Лабораторные 7 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 6. Гидродинамическая теория ударной волны и параметры распространения ударных волн в воздухе и конденсированных средах
6.1. Элементарная теория ударных волн. Основные зависимости. Адиабата Гюгонио Сам. работа 7 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.2. Параметры ударных волн при взрыве в воздухе. Одномерный разлет продуктов взрыва. Сам. работа 7 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.3. Особенности ударного сжатия. Прямая и косая волна. Акустическая теория ударных волн Сам. работа 7 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 7. Теория детонации газов и конденсированных взрывчатых систем
7.1. Методы исследования детонации. Теория детонации конденсированных горючих материалов / Лекции 7 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
7.2. Детонация и детонационная способность Сам. работа 7 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
7.3. Исследование детонационной способности смесей горючего с окислителем. Лабораторные 7 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
7.4. Моделирование ЧС при взрыве газовоздушных смесей Лабораторные 7 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 8. Инициирование горения и взрыва
8.1. Возбуждение горения и взрыва газовых, пылевоздушных и конденсированных систем тепловым и механическим импульсом Сам. работа 7 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
8.2. Тепловая теория зажигания.Методы инициирования детонации Сам. работа 7 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
8.3. Горение газовых, пылевоздушных и конденсированных систем Практические 7 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 9. Работа и разрушающее действие взрыва
9.1. Основные факторы разрушающего действия ударных волн Сам. работа 7 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
9.2. Взрыв. работа и энергия взрыва Сам. работа 7 7 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
9.3. Взрыв и взрывчатые вещества. Свойства взрывчатых веществ Практические 7 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=454

Оценка сформированности компетенции ОПК-1. Способен учитывать современные тенденции развития техники и технологий в области техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий при решении типовых задач в области профессиональной деятельности, связанной с защитой окружающей среды и обеспечением безопасности человека.

Примеры закрытых заданий
1. Что подразумевается под комплексом мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения:
а) прогноз чрезвычайных ситуаций;
б) предупреждение чрезвычайных ситуаций;
в) защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
г) инженерно-технические мероприятия.
Ответ б
2. Комплекс мероприятий, цель которых не допустить поражение людей или максимально снизить степень воздействия поражающих факторов при возникновении ЧС - это
а) аварийно-восстановительные работы
б) эвакуация
в) защита населения от ЧС
г) Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС
Ответ в
3. Программа инженерно-экологических изысканий НЕ должна содержать
а) краткую природно-хозяйственную характеристику района размещения объекта,
б) данные об экологической изученности района изысканий;
в) сведения о зонах особой чувствительности территории к предполагаемым воздействиям и наличии особо охраняемых объектов;
г) результаты общественных слушаний;
д) обоснование предполагаемых границ зоны воздействия (особенно по экологически опасным объектам) и, соответственно, границ территории изысканий;
е) обоснование состава и объемов изыскательских работ и необходимости организации экологического мониторинга;
ж) указания по методике выполнения отдельных видов работ, предлагаемым методам прогноза и моделирования.
Ответ г
4. Взрыво- и пожароопасные объекты и их элементы размещаются с учетом
а) защитных свойств и других особенностей местности
б) строятся на безопасном расстоянии от рек, водоемов, морского побережья
в) размещаются с учетом розы ветров в данной местности
Ответ а
5. Санитарно-защитные зоны создаются около
а) радиационно, химически и биологически опасных объектов
б) заводов, фабрик, атомных электростанций
в) химического завода, военных складов, стоянок атомных лодок
Ответ а
6. Понятие безопасности включает в себя не только защиту от криминальных посягательств, но еще в большей степени создание предупредительных мер обеспечения защиты от ….
а) пожара, взрыва и других чрезвычайных происшествий
б) воровства, подслушивания и других нарушений частной жизни клиента
в) землетрясений, наводнений и других природных катаклизмов
Ответ а
7. Ключевое значение безопасности человека приобретает правильный выбор технических средств и систем безопасности, а также ….
Варианты ответа:
а) их правильное проектирование, монтаж и обслуживание
б) их назначение и автоматизация
в) их ремонт
Ответ а
8. Основными источниками угроз информационной безопасности являются
а) хищение жестких дисков, подключение к сети, инсайдерство
б) перехват данных, хищение данных, изменение архитектуры системы
в) хищение данных, подкуп системных администраторов, нарушение регламента работы
Ответ б
9. Основные объекты информационной безопасности - это
а) компьютерные сети, базы данных
б) информационные системы, психологическое состояние пользователей
в) бизнес-ориентированные, коммерческие системы
Ответ а
10. Область воспламенения - это:
а) область температур, в которой образуются пары или газы, способные давать вспышку в воздухе от источника зажигания.
б) область температур, в которой образуются пары или газы с такой скоростью, что после их воспламенения возникает устойчивое горение.
в) область концентраций горючего вещества, внутри которой, его смесь с окислителем способны воспламеняться от источника зажигания с последующим распространением горения.
г) область температур, в которой резко возрастает скорость экзотермической реакции, заканчивающейся возникновением пламенного горения
Ответ в
11. Показатели пожаровзрывоопасности веществ и материалов определяют:
а) с целью получения исходных данных для задач математического моделирования пожара
б) для разработки систем противопожарной защиты, предотвращения пожара и взрыва
в) перехват данных, хищение данных, изменение архитектуры системы
г) предупреждение чрезвычайных ситуаций
Ответ а, б
12. Модель опасного объекта отражает
а) все существенные признаки объекта
б) некоторые из существующих признаков
в) существенные признаки в соответствии с целью моделирования
Ответ б
13. Какой прибор служит для измерения избыточного давления газа
а) барометр-анероид
б) газовый счетчик
в) манометр
г) ареометр
Ответ в
14. Целью какого расчета является определение основного размера аппарата?
а) гидравлический расчет
б) прочностной расчет
в) конструктивный расчет
г) технологический расчет
Ответ г
15. Чем отличаются процессы воспламенения и самовоспламенения
а) это один и тот же процесс
б) скоростью реакции окисления
в) при воспламенении ускорение реакции окисления начинается при более высокой температуре
Ответ в

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85 % - отлично
70 % - хорошо
50 % - удовлетворительно
Менее 50 % - неудовлетворительно

Примеры открытых заданий
1. Какова специфика инженерно-технических мероприятий по защите населения и территорий при пожарах и взрывах?
Ответ Боевое развертывание, разведка, спасение людей и имущества, ликвидация горения
2. _____________ - это процесс создания модели для исследования опасных объектов, явлений, процессов
Ответ моделирование
3. Мгновенное сгорание смеси воздуха и паров горючих веществ, сопровождающееся ярким кратковременным свечением называется _________________
Ответ взрыв
4. Вид распространения пламени, при котором тепловыделение происходит за счет химических реакций во фронте пламени, называется ______________
Ответ
5. Процесс инициирования начального очага горения в горючей смеси, после чего
возникший фронт пламени самопроизвольно распространяется по всему объему,
называется _____________________________
Ответ самовоспламенением
6. Для предотвращения возгорания пластмасс в них вводят _______________
Ответ огнезащитные добавки
7. Теория самовоспламенения газовых смесей разработана ___________________
Ответ Н.Н. Семеновым
8. ______________ — неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства
Ответ пожар
9. Трубопровод, перекачивающий бензин, можно считать ___________________ объектом
Ответ пожаро-взрывоопасным
10. Концентрационные пределы воспламенения с повышением температуры смеси: ____________
Ответ расширяются
11. Количество горючей смеси, сгорающей на единице поверхности фронта пламени в единицу времени, это _________________________
Ответ Массовая скорость горения
12. Для возникновения горения необходимо наличие ____________________
Ответ Горючего вещества, источника воспламенения и окислителя
13. Основные параметры, характеризующие опасность взрыва, это ________ и __________
Ответ Давление взрыва и скорость взрыва
14. Оценка пожароопасности веществ зависит от _______________
Ответ Агрегатного состояния веществ
15. Вещества и материалы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть, относятся к группе __________________
Ответ Сильногорючих веществ
16. Взрыв характеризуется _______________________
Ответ резким повышением температуры
17. Неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории – это ______________________________
Ответ лесной пожар
18. Производственные аварии и катастрофы относятся к ___________________
Ответ ЧС техногенного характера
19. Каким огнетушителем необходимо тушить электрооборудование? ______________
Ответ порошковыми
20. С какой стороны необходимо направлять струю огнетушителем при тушении огня? ____________________
Ответ с наветренной


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет..
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Задание понято правильно, в логических рассуждениях нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Даны не все необходимые пояснения и ответы на вопросы.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Приведен в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. Кукина П.П.и др. Теория горения и взрыва : учебник и практикум для прикладного бакалавриата М. : Юрайт, 2018 urait.ru
Л1.2 Тотай А.В., Казаков О.Г. Теория горения и взрыва : учебник и практикум для прикладного бакалавриата М. : Юрайт, 2018 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Андреев В.В., Гуськов А.В., Милевский К.Е., Слесарева Е.Ю. Теория горения и взрыва: выскоэнергетические материалы : уч. пособие для вузов. М.: Юрайт, 2017 https://urait.ru/bcode/406198 .
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Новоженов В.А. Горение и взрыв: учебно-методическое пособие Изд. АлтГУ, 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс "Теория горения и взрыва" в системе Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
104К лаборатория спецпрактикумов кафедры физической и неорганической химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Лабораторные мебель на 12 посадочных мест; шкаф для хранения посуды; сейф для хранения реактивов; весы ВЛР-200; муфельная печь; вытяжной шкаф; калориметр В-08МА; вольтметр цифровой постоянного тока Щ-15-16; центрифуга ОПН-8УХЛ-4.2; элект. плитка; рН-340; колориметр фотоэлектрический концентрационный КФК-2МП -1; весы ВЛКТ-500;

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Теория горения и взрыва» для студентов представляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих студенту оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины. Следует учитывать, что часть курса изучается студентом самостоятельно.
Цель данных методических указаний – помочь студентам усвоить знания, предусмотренные учебной программой.
Процесс изучения дисциплины включает в себя:
1. Работу под руководством преподавателя (лекции, практические занятия, консультации преподавателя по подготовке докладов, консультации преподавателя по вопросам, в которых студент не смог разобраться самостоятельно, и консультация преподавателя перед дифференцированным зачетом).
2. Самостоятельную работу студента (проработка текстов лекций, подготовка к семинарским и лабораторным занятиям, самостоятельный поиск и изучение научной литературы, выполнение самостоятельных работ и тестов, написание курсовой работы, подготовку мультимедийных презентаций, поиск информации в Интернете, а также подготовка к экзамену).
Изучение дисциплины ведется с помощью учебной литературы, рекомендованной для изучения, методических указаний по проведению лабораторных работ, комплекта контрольно-измерительных материалов по дисциплине. Студентам желательно иметь у себя основные материалы из списка рекомендованной литературы и изданные учебно-методические пособия.
Завершают изучение разделов курса контрольные работы и тестирование. Они обеспечивают: контроль преподавателя уровня подготовленности студента; закрепление изученного материала; развитие умений и навыков подготовки; приобретение опыта устных выступлений, ведения дискуссии, в том числе аргументации и защиты выдвигаемых положений и тезисов.
Основу теоретической подготовки по дисциплине «Теория горения и взрыва» составляют лекции – основное методическое руководство при изучении дисциплины, наиболее оптимальным образом структурированное и скорректированное на современный материал; в лекции глубоко и подробно, аргументировано и методологически строго рассматриваются главные проблемы темы; в лекции даются необходимые разные подходы к исследуемым проблемам.
Изучение дисциплины "Теория горения и взрыва" требует систематического и последовательного накопления знаний, следовательно, пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
Основные учения и владения отрабатываются и закрепляются на практических занятиях. Аудиторные занятия (лекции, практические занятия) объединены с самостоятельной внеаудиторной работой студентов над рекомендуемой литературой, а также заданиями, которые выдаёт преподаватель и при подготовке к занятиям.
Учебное занятие – это систематическое устное изложение учебного материала. На учебных занятиях студенты получают самые необходимые данные, во многом дополняющие и корректирующие учебники.

1 Методические указания обучающимся при подготовке к лекции
Лекция – это форма учебного процесса, основанная на передаче преподавателем новых знаний, изложении учебного материала для его целостного усвоения студентами в логической взаимосвязи.
Слушание и запись лекций - сложные виды учебной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, конспектирование их помогает усвоить материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное.
Для изучения дисциплины «Теория горения и взрыва» рекомендуется следующим образом организовать время:
• После прослушивания лекции и окончания учебных занятий, при подготовке к следующим занятиям, нужно сначала просмотреть и обдумать текст лекции, прослушанной сегодня (10-15 минут).
• При подготовке к следующей лекции, нужно просмотреть текст предыдущей лекции, подумать о том, какая может быть тема следующей лекции (10-15 минут).
• В течение недели выбрать время (не менее 1час) для работы с литературой в библиотеке.
2. Самостоятельная работа студентов
Большое значение при изучении дисциплины "Теория горения и взрыва" имеет самостоятельная работа студента. Самостоятельная работа студента связана с освоением учебного материала, информации, изложенной в учебниках и учебных пособиях, а также в литературе, рекомендованной преподавателем. Самостоятельную работу по изучению дисциплины "Теория горения и взрыва" целесообразно начинать с изучения установленных требований к знаниям, умениям и навыкам, ознакомления с разделами и темами дисциплины в порядке, предусмотренном учебной программой.
Самостоятельная работа предполагает изучение учебной и научной литературы, электронных источников, материалов лекций, систематизацию прочитанного материала, подготовку к практическим и лабораторным занятий, выполнение тестовых заданий, курсовой работы, мультимедийных презентаций, подготовку к экзамену. По определенным темам преподаватель задает студентам на дом письменную самостоятельную работу. Обычно она выполняется в тетради и может включать в себя самостоятельный поиск ответов на вопросы, определений, решение задач. Выполнение такой работы рекомендуется начинать после того, как студент прослушал учебный материал, изучил рекомендуемую литературу и разобрался в материале. Для допуска к зачету каждому студенту необходимо получить оценку за все работы. Студенты, не выполнившие домашние задания в установленный срок, должны обязательно отработать все задания.
Самостоятельная работа – это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Самостоятельная работа выполняет ряд функций, среди которых необходимо отметить:
· развивающая (повышение культуры умственного труда, приобщение к творческим видам деятельности, обогащение интеллектуальных способностей студентов);
· ориентирующая и стимулирующая (процессу обучения придается ускорение и мотивация);
· воспитательная (формируются и развиваются профессиональные качества специалиста);
· исследовательская (новый уровень профессионально-творческого мышления);
· информационно-обучающая (учебная деятельность студентов на аудиторных занятиях).
Задачами самостоятельной работы студентов являются:
· систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
· углубление и расширение теоретических знаний;
· формирование умения использовать справочную литературу;
· развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
· формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
· развитие исследовательских умений.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Внеаудиторная самостоятельная работа включает такие формы работы, как:
· индивидуальные занятия (домашние занятия):
· изучение программного материала дисциплины (работа с учебником и конспектом лекции);
· изучение рекомендуемых литературных источников;
· конспектирование источников;
· выполнение контрольных работ, курсовых работ;
· работа с электронными информационными ресурсами и ресурсами Internet;
· составление плана и тезисов ответа на семинарском занятии;
· решение задач;
· подготовка презентаций;
· подготовка к зачету.
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии с учебно-методическим комплексом по дисциплине «Теория горения и взрыва». Распределение объема времени на внеаудиторную самостоятельную работу в режиме дня студента не регламентируется расписанием.
Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер имеют вариативный и дифференцированный характер, учитывают специфику изучаемой дисциплины «Теория горения и взрыва».
3 Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам (практическим занятиям)
Семинары – один из самых эффективных видов учебных занятий, на которых студенты учатся творчески работать аргументировать и отстаивать свои мысли перед аудиторией, овладевать культурой речи, являются также действенной формой активизации самостоятельной работы студентов, формой ее учета и контроля.
Основное в подготовке и проведении семинаров – это самостоятельная работа студента над изучением темы семинара. Семинарские занятия проводятся по специальным планам – заданиям, которые содержатся в учебниках, пособиях и материалах, подготовленных на кафедре. Студент обязан точно знать план семинара либо конкретное задание к нему. В плане семинарского занятия содержатся основные вопросы, вносимые на обсуждение, формулируются цели занятия и даются краткие методические указания по подготовке каждого вопроса, выполненного задания. Как правило, на семинаре обсуждаются узловые вопросы темы, однако там могут быть и такие, которые не были предметом рассмотрения на лекции. Могут быть и специальные задания - решение задач по теме. План дополняется списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы.
Желательно иметь специальную тетрадь для подготовки к семинарам.
Особое внимание следует уделить источникам, рекомендуемым преподавателем на лекции и семинарском занятии, подготовить план ответа на каждый вопрос семинара. При этом должен быть использован как материал, полученный на лекции, так и почерпнутый из дополнительных литературных источников. Необходимо обратить внимание на дискуссионные вопросы изучаемой темы. Студент должен аргументировать высказываемую позицию, привести ссылки на труды ученых, обосновать собственный взгляд на проблему, выучить определения понятий, составляющих основу данной темы.
Студентам следует:
- ознакомиться с вопросами плана семинарского занятия;
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам изучить теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии доводить каждую задачу до окончательного решения, демонстрировать понимание проведенных расчетов, в случае затруднений обращаться к преподавателю.
При подготовке к практическим занятиям необходимо детально изучить вопросы лекционного курса по изучаемой теме. Только после усвоения лекционного материала с определенной точки зрения (а именно с той, с которой он излагается на лекциях) он будет закрепляться на практических занятиях как в результате обсуждения и анализа лекционного материала, так и с помощью решения проблемных ситуаций. При этих условиях Вы не только хорошо усвоите материал, но и научитесь применять его на практике, а также получите дополнительный стимул (и это очень важно) для активного изучения материала лекции.
При самостоятельной подготовке к практическому занятию желательно решить предложенные задания. Решение заданий или примеров следует излагать подробно, действия располагать в строгом порядке. Решения при необходимости нужно сопровождать комментариями, схемами, и рисунками. Следует помнить, что решение каждой учебной задачи должно доводиться до окончательного логического ответа, которого требует условие, и по возможности с выводом.
Работа с учебниками и книгами основана на разных видах чтения:
1. Просмотровое – используется для поиска материалов, содержащих нужную информацию, обычно к нему прибегают сразу после работы со списками литературы, в результате такого просмотра Вы устанавливаете, какие из источников будут использованы в дальнейшей работе;
2. Ознакомительное – подразумевает сплошное, достаточно подробное прочтение отобранных глав, отдельных страниц, цель – познакомиться с характером информации, узнать, какие вопросы вынесены автором на рассмотрение, провести сортировку материала;
3. Изучающее – предполагает доскональное освоение материала; в ходе такого чтения проявляется готовность принять изложенную информацию, реализуется установка на предельно полное понимание материала.
При работе с учебной литературой над тем или иным вопросом практического задания одновременно следует проводить конспектирование текста – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного. В дальнейшем конспекты пригодятся Вам при подготовке к контрольным работам, зачету.
Методические рекомендации по составлению конспекта:
1. Внимательно прочитайте текст.
2. Кратко сформулируйте основные положения текста;
3. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Составив план ответа на один вопрос, переходите к другому. В дальнейшем конспекты пригодятся Вам при подготовке к контрольным работам, экзаменам.
4. Методические указания обучающимся при подготовке к лабораторным работам
При подготовке к лабораторным занятиям необходимо детального разобрать вопросы лекционного курса по изучаемой теме.
Студентам следует:
- ознакомиться с вопросами и заданиями лабораторного занятия;
- написать заготовку к лабораторной работе;
- до очередного лабораторного занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к лабораторным занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу;
- в ходе выполнения лабораторного занятия записать в тетрадь для лабораторных работ все наблюдения, химические реакции, необходимые константы, дать конкретные, четкие ответы на поставленные вопросы;
- в конце занятия сдать отчет по лабораторной работе на проверку преподавателю
Приступая к лабораторным занятиям, студенты занимают постоянные места за учебными столами. Рабочее место студента должно быть оборудовано всем необходимым для выполнения работы. На рабочем столе не должно быть никаких лишних предметов.
5. Методические указания обучающимся при выполнении индивидуального задания
Индивидуальное задание содержит логические задания, ориентированные на закрепление теоретического материала, а также задачи по темам курса. Перед написанием работы следует внимательно изучить рекомендованные источники литературы, конспекты лекций. Целесообразно делать пометки в черновике тех страниц, которые наиболее полезны при освещении соответствующих вопросов.
Содержание ответов на поставленные вопросы должно быть полным, теоретически обоснованным и аргументированным. Ответы на вопросы должны быть логичными, сформулированы четко и ясно, по существу поставленного вопроса, сопровождены соответствующими рисунками. Не следует необоснованно увеличивать их объем, останавливаясь на второстепенных, прямо не относящихся к теме аспектах.
Сдаваемая на проверку работа должна включать:
- номер задания;
- развернутые ответы на вопросы;
- решение задач и выводы.
6. Методические указания обучающимся при подготовке к контрольной работе
Контрольная работа – один из видов самостоятельной работы студентов, направленный на выявление уровня усвоения учебного материала.
Перед написанием контрольной работы самостоятельно изучите конспект лекций, конспекты к семинарским занятиям, учебную, специальную научную литературу. Это позволит Вам овладеть комплексом основных навыков и приемов анализа, обобщения, классификации полученной информации, которая поможет в дальнейшей профессиональной деятельности. При чтении учебной и дополнительной литературы рекомендуется вести записи: делать выписки, составлять конспекты, аннотации, вносить новые понятия в словарь терминов.
В процессе выполнения контрольной работы можно пользоваться справочной литературой

10. Методические указания обучающимся при подготовке к зачету
Зачет – это одна из форм итоговой отчетности студента по изученной дисциплине. Огромную роль в успешной подготовке к зачету играет правильная организация подготовки к нему. Рекомендуется при подготовке к экзамену опираться на следующий план:
1. Просмотреть программу курса, с целью выявления наиболее проблемных тем, вопросов, которые могут вызвать трудности при подготовке к зачету.
2. Решать задания, предложенные в учебно-методическом комплексе. При этом для эффективного закрепления информации первый раз без использования учебных материалов, второй раз с их использованием.
При выполнении первых двух пунктов плана студент получит возможность оценить свои знания и навыки по прослушанной дисциплине и сориентироваться при планировании объема подготовки.
1. Темы необходимо изучать последовательно, внимательно обращая внимание на описание вопросов, которые раскрывают ее содержание. Начинать необходимо с первой темы.
2. После работы над первой темой необходимо ответить на контрольные вопросы к теме и решить тестовые задания к ней.
3. После изучения всех тем студенту рекомендуется ответить на контрольные вопросы по всему курсу.
Необходимо помнить:
1. Ответы на вопросы экзаменатора должны быть четкими и полными.
2. Вы должен показать навыки грамотного владения терминами, знать их определения.
3. Уметь решать задачи по различным разделам теории горения и взрыва.