МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Организация гражданской защиты, ГО, тактика ведения спасательных работ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки20.03.01. Техносферная безопасность
ПрофильБезопасность жизнедеятельности в техносфере
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план20_03_01_Техносферная безопасность_БЖвТ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент, Харнутова Е.П.

Рабочая программа дисциплины
Организация гражданской защиты, ГО, тактика ведения спасательных работ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность (приказ Минобрнауки России от 25.05.2020 г. № 680)

составлена на основании учебного плана:
20.03.01 Техносферная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 29.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Темерев С.В., профессор, д.х.н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 29.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Темерев С.В., профессор, д.х.н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.повышение готовности к умелым и адекватным действиям в условиях угрозы и возникновения опасностей при чрезвычайных ситуациях, ведении военных действий или вследствие этих действий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4Способен выбирать и использовать технические средства и методы исследования для решения исследовательских задач, направленных на повышение экологической безопасности, создание новых методов мониторинга, соблюдению или достижению нормативов допустимого воздействия токсичных веществ и систем защиты человека и окружающей среды
ПК-4.1 Знает требования к составлению отчетной документации о проведенных исследованиях; требования к проведению экспериментальных исследований(программа исследований,оборудование,аппараты и инструменты);основные методы и возможности использования компьютерных средств в научно-исследовательскойработе
ПК-4.2 Проводит первичный поиск информации по устройству, принципам действия, техническим характеристикам систем и средств защиты окружающей среды в организации, технической документации, регламентирующей правила и условия эксплуатации систем и средств защиты окружающей среды
ПК-4.3 Выбирает технические средства и методы исследования по оцениванию технологических параметров и эффективности эксплуатации средств и систем защиты окружающей среды в организации
ПК-5Способен проводить консультационную работу на соответствие требованиям экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения
ПК-5.1 Применяет нормативно-техническую и правовую документацию Российской Федерации и технические условия в сфере экологической безопасности и санитарно-эпидемиологическогоблагополучиянаселения
ПК-5.2 Планирует и организовывает этапы работ по сбору качественных и/или количественных характеристик, обеспечивающих возможность оценки уровня качества экологической безопасности и установления причин и последствий аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду
ПК-5.3 Разрабатывает номенклатурные показатели санитарно-эпидемиологического благополучия населения по предупреждению негативных последствий токсичных веществ, с учетом аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.опасности для населения, присущие чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера, возможным на территории проживания и работы, а также возникающие при военных действиях и вследствие этих действий, и способы защиты от них работников организации;
сигналы оповещения об опасностях и порядок действия по ним;
правила безопасного поведения в быту;
основные принципы, средства и способы защиты от опасностей чрезвычайных ситуаций и военного времени, свои обязанности и правила поведения при возникновении опасностей, а также ответственность за их невыполнение;
правила применения средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ) и порядок их получения;
место расположения средств коллективной защиты и порядок укрытия в них работников организации, правила поведения в защитных сооружениях;
основные требования пожарной безопасности на рабочем месте и в быту;
3.2.Уметь:
3.2.1.практически выполнять основные мероприятия защиты от опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также в случае пожара;
четко действовать по сигналам оповещения;
адекватно действовать при угрозе и возникновении опасных и вредных факторов бытового характера;
пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты;
проводить частичную санитарную обработку, а также в зависимости от профессиональных обязанностей дезактивацию, дегазацию и дезинфекцию сооружений, территории, техники, одежды и СИЗ;
- оказывать первую помощь.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами и способами организации предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в сфере профессиональной деятельности навыками и методами защиты производственного персонала от чрезвычайных ситуаций и пожаров;
навыками использования информации о защите производственного персонала и населения в чрезвычайных ситуациях природного характера;
способами защиты производственного персонала при авариях на радиационно- и химически опасных объектах.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Чрезвычайные ситуации, характерные для региона (муниципального образования), присущие им опасности для населения и возможные способы защиты от них работников организации
1.1. Понятие о ЧС. Их классификация по виду и масштабу. Лекции 8 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.2. Потенциально опасные объекты, расположенные на территории региона (муниципального образования) и возможные ЧС техногенного характера при авариях и катастрофах на них. Возможные способы защиты работников организаций при возникновении данных ЧС. Практические 8 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.3
1.3. Опасности военного характера и присущие им особенности. Действия работников организаций при возникновении опасностей военного характера. Лекции 8 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.3
1.4. ЧС природного характера, характерные для региона, присущие им опасности и возможные последствия. Наиболее приемлемые способы защиты населения при возникновении данных ЧС. Порядок действий работников организаций в случаях угрозы и возникновения ЧС природного характера при нахождении их на рабочем месте, дома, на открытой местности. Сам. работа 8 10 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.3
1.5. Права и обязанности граждан в области ГО и защиты от ЧС. Лекции 8 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.3
1.6. Ответственность за нарушение требований нормативных правовых актов в области ГО и защиты от ЧС. Практические 8 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.3
Раздел 2. Сигналы оповещения об опасностях, порядок их доведения до населения и действия по ним работников организаций
2.1. Сигнал «Внимание всем», его предназначение и способы доведения до населения. Действия работников организаций при его получении в различных условиях обстановки. Лекции 8 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.3
2.2. Возможные тексты информационных сообщений о ЧС и порядок действий работников организации по ним. Практические 8 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.3
2.3. Другие сигналы оповещения, их назначение, возможные способы доведения и действия населения по ним. Лекции 8 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.3
Раздел 3. Средства коллективной и индивидуальной защиты работников организаций, а также первичные средства пожаротушения, имеющиеся в организации. Порядок и правила их применения и использования
3.1. Виды, назначение и правила пользования имеющимися в организации средствами коллективной и индивидуальной защиты. Действия работников при получении, проверке, применении и хранении СИЗ. Лекции 8 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.3
3.2. Практическое изготовление и применение подручных средств защиты органов дыхания. Практические 8 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.3
3.3. Действия при укрытии работников организаций в защитных сооружениях. Меры безопасности при нахождении в защитных сооружениях. Лекции 8 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.3
3.4. Первичные средства пожаротушения и их расположение. Действия при их применении. Сам. работа 8 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.3
Раздел 4. Действия работников организаций по предупреждению аварий, катастроф и пожаров на территории организации и в случае их возникновения
4.1. Основные требования охраны труда и соблюдение техники безопасности на рабочем месте. Лекции 8 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.3
4.2. Основные требования пожарной безопасности на рабочем месте. Практические 8 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.3
4.3. Действия при обнаружении задымления и возгорания, а также по сигналам оповещения о пожаре, аварии, катастрофе на производстве. Сам. работа 8 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.3
Раздел 5. Действия работников организаций при угрозе и возникновении на территории региона (муниципального образования) чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера
5.1. Мероприятия, которые необходимо выполнить при угрозе возникновения ЧС. Действия по сигналу «Внимание всем» и информационным сообщениям. Что необходимо иметь с собой при объявлении эвакуации. Лекции 8 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.3
5.2. Действия работников при оповещении о стихийных бедствиях геофизического и геологического характера (землетрясения, извержения вулканов, оползни, сели, обвалы, лавины и др.), во время и после их возникновения. Практические 8 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.3
5.3. Действия работников при оповещении о стихийных бедствиях метеорологического характера (ураганы, бури, смерчи, метели, мороз и пр.), во время их возникновения и после окончания. Сам. работа 8 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.3
5.4. Действия работников при оповещении о стихийных бедствиях гидрологического характера (наводнения, паводки, цунами и др.), во время их возникновения и после окончания. Сам. работа 8 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.3
5.5. Действия работников по предупреждению и при возникновении лесных и торфяных пожаров. Меры безопасности при привлечении работников к борьбе с лесными пожарами. Сам. работа 8 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.3
5.6. Повышение защитных свойств помещений от проникновения радиоактивных, отравляющих и химически опасных веществ при ЧС техногенного характера. Лекции 8 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.3
5.7. Эвакуация и рассредоточение. Защита населения путем эвакуации. Принципы и способы эвакуации. Порядок проведения эвакуации. Сам. работа 8 6 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.3
5.8. Действия работников, оказавшихся в местах ЧС биолого-социального характера, связанных с физическим насилием (разбой, погромы, бандитизм, драки) и большим скоплением людей (массовые беспорядки и др.). Сам. работа 8 6 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.3
Раздел 6. Действия работников организаций при угрозе террористического акта на территории организации и в случае его совершения
6.1. Признаки, указывающие на возможность наличия взрывного устройства, и действия при обнаружении предметов, похожих на взрывное устройство. Практические 8 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.3
6.2. Действия при получении по телефону сообщения об угрозе террористического характера. Правила обращения с анонимными материалами, содержащими угрозы террористического характера. Практические 8 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.3
6.3. Действия при захвате в заложники и при освобождении. Сам. работа 8 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.3
6.4. Правила и порядок действий работников организаций при угрозе или совершении террористического акта на территории организации. Сам. работа 8 6 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.3
Раздел 7. Способы предупреждения негативных и опасных факторов бытового характера и порядок действий в случае их возникновения
7.1. Возможные негативные и опасные факторы бытового характера и меры по их предупреждению. Практические 8 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.3
7.2. Правила обращения с бытовыми приборами и электроинструментом. Сам. работа 8 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.3
7.3. Действия при бытовых отравлениях, укусе животными и насекомыми. Сам. работа 8 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.3
7.4. Правила содержания домашних животных и поведения с ними на улице. Сам. работа 8 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.3
7.5. Правила действий по обеспечению личной безопасности в местах массового скопления людей, при пожаре, на водных объектах, в походе и на природе. Сам. работа 8 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.3
7.6. Способы предотвращения и преодоления паники и панических настроений в опасных и чрезвычайных ситуациях. Сам. работа 8 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10764

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4: Способен выбирать и использовать текущие средства и методы исследования для решения исследовательских задач,направленных на повышение экологической безопасности, создание новых методов мониторинга, соблюдению или достижению нормативов допустимого воздействия токсичных веществ и систем защиты человека и окружающей среды

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Сколько категорий риска определено при осуществлении федерального государственного надзора в области ГО:
a) 4
б) 3
в) 5
г) 2
Ответ: а

Вопрос 2. Положение о федеральном государственном надзоре в области ГО утверждено постановлением Правительства:
a) от 21.05.2007 г. № 305
б) от 12.04.2013 г. № 854
в) от 18.12.2015 г. № 1483
г) от 25.06.2021 г. № 1007
Ответ: а

Вопрос 3. С какой периодичностью проводятся проверки высокого риска по ГО:
a) 1 раз в 2 года
б) 1 раз в 3 года
в) 1 раз в 4 года.
г) 1 раз в 5 лет
Ответ: а

Вопрос 4. К какой категории риска по надзору в области ЗНиТЧС следует относить деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих критически важные объекты федерального уровня значимости:
a) Высокий риск
б) Значительный риск
в) Средний риск
г) Низкий риск
Ответ: в

Вопрос 5. Срок ожидания в очереди при личном обращении граждан по вопросам связанным с организацией и осуществлением федеральный государственный надзор в области ЗНиТЧС не должно превышать:
a) 30 минут
б) 10 минут
в) 15 минут
г) 20 минут
Ответ: в

Вопрос 6. Назовите обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от ЧС:
a) соблюдать законы и иные нормативно-правовые акты РФ, законы и нормативно-правовые акты субъектов РФ в области защиты населения и территорий от ЧС
б) участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС
в) быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности
г) лично обращаться, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от ЧС
Ответ: а

Вопрос 7. Какой поражающий фактор не оказывает на человека непосредственного воздействия:
a) световое излучение
б) электромагнитный импульс
в) ударная волна
г) радиоактивное заражение
Ответ: б

Вопрос 8. Какие промышленные предприятия относятся к потенциально опасному объекту:
a) на котором используют подъемные сооружения
б) на котором используют опасные химические и биологические вещества
в) на котором используют электрическую энергию
г) на котором производится военная специализированная техника
Ответ: б

Вопрос 9. Что должно быть в постоянной готовности на случай чрезвычайных ситуаций для защиты работников организации:
a) в каждом подразделении создана комиссия по ЧС
б) аварийно-спасательные силы постоянной готовности
в) укрытие работников в средствах коллективной защиты
г) средство коллективной и индивидуальной защиты
д) все перечисленное
Ответ: д

Вопрос 10. Какие виды оружия относятся к оружию массового поражения:
a) фугасные авиабомбы, артиллерийские снаряды, противотанковые мины
б) ракеты с ядерными боеголовками.
в) ракетные установки «Град».
г) стрелковое оружие
Ответ: б

Вопрос 11. Что из перечисленного является главным поражающим фактором ядерного оружия:
a) проникающая радиация
б) радиоактивное заражение
в) ударная волна
г) световое излучение
Ответ: в

Вопрос 12. В чем измеряется доза облучения человека:
a) ньютон
б) рентген в час
в) паскаль
г) рентген
Ответ: г

Вопрос 13. Какая установленная на военное время доза одноразового допустимого облучения (1-4 суток):
a) 10 рентген
б) 35 рентген
в) 50 рентген
г) 0,5 рентген
Ответ: в

Вопрос 14. Что из причисленного не относится к опасностям, защиту от которых обеспечивает система мер гражданской обороны:
a) ведение военных действий или следствие этих действий
б) чрезвычайные ситуации природного характера
в) массовые гражданские беспорядки
г) чрезвычайные ситуации техногенного характера
Ответ: в

Вопрос 15. Кто несет персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения в организации:
a) Главный технический специалист организации
б) Представитель профсоюзной организации
в) Ответственное лицо из административно-технического персонала, назначенное приказом руководителя
г) Руководитель организации
Ответ: г

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85 % - отлично
70 % - хорошо
50 % - удовлетворительно
Менее 50 % - неудовлетворительно

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Вставьте пропущенные слова: Военная опасность – состояние межгосударственных и международных отношений, ____________»
Ответ: характеризующееся угрозой воны

Вопрос 2. Вставьте пропущенные слова: «Общее руководство ГО страны осуществляет Начальник ГО РФ, обязанности которого возложены на _____________»
Ответ: Председателя Правительства РФ


Вопрос 3. Вставьте пропущенные слова: «Силы ГО – воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в ______, организационно объединенные в войска ГО, а также гражданские организации (невоенизированные формирования) ГО»
Ответ: области ГО

Вопрос 4. Вставьте пропущенные слова: «План ГО – документ, который определяет объем, организационный порядок, способы и сроки осуществления мероприятий по приведению гражданской обороны в ____________»
Ответ: установленные степени готовности

Вопрос 5. Вставьте пропущенные слова: «Материальное обеспечение – это комплекс мероприятий, охватывающий _____________________ и использование материальных средств в целях обеспечения функционирования и дальнейшего развития РСЧС и выполнения мероприятий ГО при взаимодействии военного и гражданского секторов экономики для обеспечения органов управления и сил ГО и РСЧС при их действиях по предупреждению в чрезвычайных ситуациях»
Ответ: производство, распределение, накопление

Вопрос 6. Вставьте пропущенные слова:«Режим повседневной деятельности – при отсутствии угрозы ___________ на объектах, территориях или акваториях»
Ответ: возникновения ЧС

Вопрос 7. Вставьте пропущенные слова:«Признаки начала военного времени – это ____________одной из сторон, фактическое начало военных действий или введение Президентом РФ военного положения на территории страны или отдельной ее местности»
Ответ: момент объявления войны

Вопрос 8. Вставьте пропущенные слова:«Военное положение – это ______________ или на отдельных ее территориях в интересах защиты государства от нападения противника, обеспечения государственной безопасности, защиты соответствующей территории с находящимися на ней населением, строениями, природными ресурсами и материально-техническими средствами, вводимый при угрозе или нападении противника.»
Ответ: особый правовой режим, объявляемый в стране

Вопрос 9. Вставьте пропущенные слова: «Особый период – время, в течение которого страна в целом, ее ВС, экономика, а также ГО функционируют ___________»
Ответ: по планам военного времени

Вопрос 10. Вставьте пропущенные слова: «Войска гражданской обороны – это государственная военная организация, включающая воинские формирования –___________________, входящие в состав российского МЧС»
Ответ: соединения, воинские части и организации

Вопрос 11. Вставьте пропущенные слова :«Нештатные аварийно-спасательные формирования представляют собой ________________, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций»
Ответ: самостоятельные структуры, созданные на нештатной основе

Вопрос 12. Вставьте пропущенные слова: «Первый эшелон группировки сил и средств предназначен для ведения ________________, особенно на объектах, продолжающих работу»
Ответ: первоочередных аварийно-спасательных работ

Вопрос 13. Вставьте пропущенные слова: «Второй эшелонпредназначен – для ______________ аварийно-спасательных работ, а также для замены формирований первого эшелона»
Ответ: наращивания усилий и расширения фронта

Вопрос 14. Вставьте пропущенные слова:«Формирования РХБЗ предназначены – для обеспечения действий войск подразделений и проведения АСДНР в условиях _____________ заражения»
Ответ: радиоактивного, химического и бактериологического (биологического)

Вопрос 15. Вставьте пропущенные слова: «Главная цель управления ПСР — создание условий для _____________по оперативному проведению всего комплекса ПСР в максимально сжатые сроки, с минимальными затратами и потерями»
Ответ: эффективной деятельности сил и средств

Вопрос 16. Вставьте пропущенные слова: «Связь — это важнейший элемент четкой _____________ поисково-спасательных и аварийно-восстановительных работ»
Ответ: организации и оперативного проведения

Вопрос 17. Вставьте пропущенные слова: «Коллапс — тяжелое, угрожающее жизни состояние, характеризующееся резким снижением ________________, угнетением деятельности ЦНС»
Ответ: артериального и венозного давления

Вопрос 18. Вставьте пропущенные слова: «Кома — ________________, когда отсутствуют реакции на внешние раздражители (словесное, болевое воздействие и т.д.)»
Ответ: бессознательное состояние

Вопрос 19. Вставьте пропущенные слова: «Многоцелевые ЛА – аппараты, способные выполнять разнородные задачи без изменения их ___________»
Ответ: конструктивной схемы

Вопрос 20. Вставьте пропущенные слова: «Учения - являются высшей и наиболее эффективной формой подготовки объекта экономики в целом, его органов управления, руководящего состава, формирований, рабочих и служащих к действиям в ЧС мирного и военного времени»
Ответ: действиям в ЧС мирного и военного времени

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: выполнено 88 – 100% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос.
«Хорошо»: Овыполнено 62 – 87% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
«Удовлетворительно»: Овыполнено 61 – 36% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан неполный ответ на поставленный вопрос, в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками.
«Неудовлетворительно»: выполнено 0 – 35% заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Воспитание личности безопасного типа поведения.
2. Продовольствие и безопасность.
3. Правовые, нормативно-технические вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности.
4. Безопасность при проведении массовых мероприятий.
5. Защита организма человека при работе с персональным компьютером.
6. Физические факторы жилой среды и ее воздействие на организм человека.
7. Безопасность детей на дорогах.
8. Обеспечение комплексной безопасности в образовательном учреждении.
9. Проблемы детской безопасности в условиях города.
10. Автономное существование. Организация аварийного лагеря. Сигналы бедствия.
11. Организация перехода группы в экстремальных условиях.
12. Правила безопасного поведения детей на природе. Ориентирование.
13. Психологические аспекты выживания в условиях автономного существования.
14. Выживание в условиях низких температур.
15. Выживание в условиях жаркого климата.
16. Экологическая оценка состояния Пермского края. Источники и характеристика загрязнений.
17. Особо опасные инфекции животных.
18. Особо опасные болезни растений.
19. Болезнь Лайма.
20. Виды террористических организаций.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Оценочные материалы для проведения промежуточной аттестации размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10764

Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой)и набравшие не менее 60 баллов, допускаются к экзамену.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 3.


ПРИМЕР ОЦЕНОЧНОГО СРЕДСТВА

1. Дайте определение тактики сил РСЧС и ГО.
2. Классификация бесконфликтных ЧС: характеристика признаков классификации, виды групп ЧС по различным признакам.
3. Классификация конфликтных ЧС: характеристика признаков классификации, виды групп ЧС по различным признакам.
4. Критерии классификации техногенных и природных ЧС.
5. Общие понятия о безопасности в ЧС.
6. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.
7. Объем полномочий МЧС в обеспечении национальной безопасности РФ.
8. Основные задачи и предназначение РСЧС.
9. Основные задачи и предназначение ГО.
10. Система управления РСЧС и ГО и требования к ней.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
«Отлично»: Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо»: Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно»: Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно»: Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Т.е студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ушаков И.А. СПАСАТЕЛЬНОЕ ДЕЛО И ТАКТИКА АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ. : учебное пособие для вузов Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 под ред. Л. А. Михайлова Безопасность жизнедеятельности: учеб. для вузов СПб. ; М. ; Н. Новгород : Питер, 2012
Л1.3 авт.-сост. В.М. Иванов Опасные ситуации природного характера и защита от них: учебное пособие Ставрополь: СКФУ, 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Организация гражданской защиты, ГО, тактика ведения спасательных работ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http:
//www.consultant.ru/)

Профессиональные базы данных:

1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Электронная библиотечная система "Юрайт" https://urait.ru/viewer/sistemy
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
521К лаборатория инженерно-технических систем защиты техносферы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; стол весовой; сьло лабораторный; доска меловая 1шт.; сейф для хранения приборов; шкафы для хранения оборудования, лабораторной посуды и материалов; медицинская кушетка; стационарный экран: - 1 единица; тонометры, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий, аспиратор для отбора проб воздуха АПВ-4-12/220В-40; дозиметр ДБГ-06Т; измеритель длины лазерный PLR; люксметр ТКА-ПКМлюксметр+УФ-Радиометр; печь муфельная SNOL; пирометр Самоцвет С500; универсальный учебный комплекс для мониторинга водной/воздушной среды на базе AsusX51RL.
501К лаборатория проблем комплексной безопасности; кабинет безопасности жизнедеятельности; кабинет безопасности жизнедеятельности и охраны труда - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 44 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран; стационарный проектор: Optoma DS347 - 1 ед.; средства индивидуальной защиты, комплект индивидуальных дозиметров, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий; набор плакатов.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям:
Посещение лекций является обязательным и, в случае пропуска лекции, обучающийся должен изучить ее содержание самостоятельно. Перед началом курса, на вводной лекции преподаватель, сообщает о форме, в которой будет проводиться диалог с обучающимися на лекционных занятиях. Обучающиеся получают право задавать вопросы по теме лекции только после ее окончания. Специально для этой цели преподаватель в обязательном порядке оставляет 5- 10 минут в конце лекции. Обучающимся необходимо записывать все возникающие по ходу лекции вопросы, а затем, с разрешения преподавателя, задать их. Если после первоначального объяснения преподавателя остались невыясненные положения, их стоит уточнить. В то же время, следует задавать лишь действительно важные вопросы – остальные менее значительные с пользой для всех могут быть разобраны на практическом занятии. Материал, излагаемый преподавателям, необходимо конспектировать. Для этого следует помнить, что конспект – не дословно записанная речь преподавателя, а сжатое, ёмкое смысловое содержание лекции, включающее основные ее аспекты, дополнительные пояснения лектора и пометки самого автора конспекта, то есть обучающегося. Рекомендуется вести конспект лекции следующим образом: Каждый смысловой раздел целесообразно начинать с абзаца с новой строки. При появлении интересных мыслей, вопросов по поводу соответствующей информации, или услышав важный комментарий преподавателя, обучающийся может отметить это таким образом, чтобы было ясно, к какому разделу лекции эти пометки относятся, насколько важными их считает преподаватель, какое внимание следует уделить подробному их анализу, изучению. Кроме того, позже, при самостоятельном изучении соответствующей теме учебной и научной литературы, рекомендуется делать дополнительные пометки, которые помогут качественно подготовиться к контролю знаний (сноски на страницы учебника, монографии, альтернативные или сходные авторские определения, примеры, статистические данные и прочее). В зависимости от значимости текста целесообразно выделять его цветным маркером. В случае, когда преподаватель даёт лекции не в традиционной, а в интерактивной форме, необходимо внимательно выслушать правила и активно работать, выполняя указания преподавателя.

Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям:
Подготовка к практическому занятию, основной задачей которого является углубление знаний по дисциплине, в основном, должна основываться на конспектах лекций, учебном материале, а также на новейших источниках – статьях из рекомендованных журналов, материалах сети «Интернет». Кроме того, практическое занятие может включать и мероприятия по контролю знаний по дисциплине в целом. Возможен тестовый контроль знаний, в ходе которого выявляется степень усвоения студентами понятийного аппарата и знаний дисциплины в целом. При подготовке к практическому занятию обучающийся должен изучить все вопросы, предлагаемые по данной теме и заполнить рабочую тетрадь. При этом обучающийся должен иметь конспект лекций и сделанные конспекты вопросов, рекомендованные для практического занятия.
Для того чтобы практические занятия приносили максимальную пользу, необходимо помнить, что упражнение и решение задач проводятся по вычитанному на лекциях материалу и связаны, как правило, с детальным разбором отдельных вопросов лекционного курса. Следует подчеркнуть, что только после усвоения лекционного материала с определенной точки зрения (а именно с той, с которой он излагается на лекциях) он будет закрепляться на практических занятиях как в результате обсуждения и анализа лекционного материала, так и с помощью решения проблемных ситуаций, задач. При этих условиях студент не только хорошо усвоит материал, но и научится применять его на практике, а также получит дополнительный стимул (и это очень важно) для активной проработки лекции.
При самостоятельном решении задач нужно обосновывать каждый этап решения, исходя из теоретических положений курса. Если студент видит несколько путей решения проблемы (задачи), то нужно сравнить их и выбрать самый рациональный. Полезно до начала вычислений составить краткий план решения проблемы (задачи). Решение проблемных задач или примеров следует излагать подробно, вычисления располагать в строгом порядке, отделяя вспомогательные вычисления от основных. Решения при необходимости нужно сопровождать комментариями, схемами, чертежами и рисунками.
Следует помнить, что решение каждой учебной задачи должно доводиться до окончательного логического ответа, которого требует условие, и по возможности с выводом. Полученный ответ следует проверить способами, вытекающими из существа данной задачи. Полезно также (если возможно) решать несколькими способами и сравнить полученные результаты. Решение задач данного типа нужно продолжать до приобретения твердых навыков в их решении.


Подготовка к тестовым заданиям:
Тесты составлены с учетом лекционных материалов по каждой теме дисциплины.
Цель тестов: проверка усвоения теоретического материала дисциплины (содержания и объема общих и специальных понятий, терминологии, факторов и механизмов), а также развития учебных умений и навыков.
Тесты составлены из следующих форм тестовых заданий:
1. Закрытые задания с выбором одного правильного ответа (один вопрос и четыре варианта ответов, из которых необходимо выбрать один). Цель – проверка знаний фактического материала.
2. Закрытые задания с выбором всех правильных ответов (предлагается несколько вариантов ответа, в числе которых может быть несколько правильных). Студент должен выбрать все правильные ответы.
3. Открытые задания со свободно конструируемым ответом (готовые ответы не даются, их должен получить сам тестируемый). Такая форма позволяют студентам продемонстрировать свои способности, выразить мысли, стимулирует к учебе.

На выполнения всего теста дается строго определенное время: на решение индивидуального теста, состоящего из 25 заданий отводится 40 - 45 мин. Тест считается успешно выполненным в том случае, если он оценивается в 52 - 100 баллов (по 4 балла за каждый верный ответ).
Тест выполняется на индивидуальных бланках, выдаваемых преподавателем, и сдается ему на проверку. После проверки теста оглашается ее результат (в графике контрольных мероприятий). Если тест не зачтен, то студент должен заново повторить раздел дисциплины. После этого преподаватель проверяет понимание и усвоение материала, предлагая студенту найти ошибки в ответах. Если все ошибки будут найдены и исправлены, то выставляется оценка «зачтено».


Методические указания к самостоятельной работе:
Самостоятельная работа студентов – это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: углубленный анализ материалов лекций; работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях; выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков. В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга. При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: с целью снятия возможных затруднений; с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов обеспечена электронными учебно-методическими ресурсами (система Moodle), возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet.

Методические указания к зачету/экзамену:
Подготовка к зачету способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к зачету/экзамену, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На зачете/экзамене студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине.
Требования к организации подготовки к зачету/экзамену те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов.
Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний.