МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Физико-химические процессы в техносфере

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической и неорганической химии
Направление подготовки20.03.01. Техносферная безопасность
ПрофильБезопасность жизнедеятельности в техносфере
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план20_03_01-ТБ-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.х.н., доцент, Стручева Н.Е.

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент, Стась И.Е.

Рабочая программа дисциплины
Физико-химические процессы в техносфере

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 20.03.01 ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.03.2016 г. № 246)

составлена на основании учебного плана:
20.03.01 Техносферная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от 06.07.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Безносюк С.А., доктор физ-мат.наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от 06.07.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Безносюк С.А., доктор физ-мат.наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.ставления о процессах и явлениях физико-химического взаимодействия загрязнителей с
компонентами окружающей среды, необходимого при решении физико-химических проблем
обеспечения безопасности жизнедеятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7 владением культурой безопасности и рискориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности
ОПК-1 способностью учитывать современные тенденции развития техники и технологий в области обеспечения техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий в своей профессиональной деятельности
ПК-12 способностью применять действующие нормативные правовые акты для решения задач обеспечения безопасности объектов защиты
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- особенности трансформации загрязняющих веществ в окружающей среде
- возможности использования простейшей измерительной и вычислительной техники в области техносферной безопасности
- действующие нормативно правовые акты по обеспечению безопасности
3.2.Уметь:
3.2.1.- самостоятельно решать практические задачи по оценке последствия антропогенного воздействия на окружающую среду
- использовать информационные технологии для обеспечения своей профессиональной деятельности
- анализировать базовые знания нормативных правовых актов по обеспечению безопасности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками решения практических задач по оценке последствия антропогенного воздействия на окружающую среду
- навыками использования информационных технологий для обеспечения своей профессиональной деятельности
- способен и готов анализировать базовые знания нормативных правовых актов по обеспечению безопасности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие сведения о загряз- нении биосферы
1.1. Распространенность химических элементов в окружающей среде. Миграция химических элементов Лекции 5 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-12 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.2. Классификация загрязнителей и загрязняющих веществ Практические 5 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-12 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.3. Миграция химических элементов Практические 5 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-12 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.4. Классификация загрязнений Сам. работа 5 1 ОК-7, ОПК-1, ПК-12 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.5. Виды и типы миграции элементов Сам. работа 5 1 ОК-7, ОПК-1, ПК-12 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Физико-химические про- цессы в атмосфере
2.1. Атмосфера и вредные вещества в атмосфере Лекции 5 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-12 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.2. Смоги. Классификация смогов Лекции 5 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-12 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.3. Физико-химические процессы в атмосфере Практические 5 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-12 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.4. Определение загрязнений в атмосере Практические 5 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-12 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.5. Загрязнения атмосферы Сам. работа 5 1 ОК-7, ОПК-1, ПК-12 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.6. Озон. Образование и разрушение озона в атмосфере Сам. работа 5 1 ОК-7, ОПК-1, ПК-12 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.7. Аэрозоли в атмосфере. Типы смогов Сам. работа 5 1 ОК-7, ОПК-1, ПК-12 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.8. Кислотные дожди Сам. работа 5 1 ОК-7, ОПК-1, ПК-12 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Физико-химические про- цессы в гидросфере
3.1. Физико-химические процессы в гидросфере Лекции 5 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-12 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.2. Эвтрофикация. Эвтрофные водоемы Лекции 5 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-12 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.3. Физико-химические процессы в гидросфере Практические 5 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-12 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.4. Рассчет концентрации консервативных веществ, слитых в проточные водоемы Практические 5 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-12 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.5. Условия формирования состава природных вод Сам. работа 5 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-12 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.6. Факторы формирования кислотно-основных свойств природных вод Сам. работа 5 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-12 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.7. Сточные воды Сам. работа 5 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-12 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.8. Процессы самоочищения водных экосистем Сам. работа 5 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-12 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Физико-химические про- цессы в почвах
4.1. Физико-химические про- цессы в почвах Лекции 5 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-12 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.2. Почвенный раствор и окислительно-восстановительные процессы в почве Лекции 5 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-12 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.3. Физико-химические процессы в педосфере Практические 5 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-12 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.4. Определение содержания загрязняющих веществ в почве Практические 5 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-12 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.5. Химические соединения, загрязняющие почву Сам. работа 5 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-12 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.6. Поглотительная способность почвы Сам. работа 5 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-12 Л3.1, Л1.1
4.7. Почвенный раствор и окислительно-восстановительные процессы в почве Сам. работа 5 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-12 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.8. Устойчивость природных ландшафтов к техногенезу и прогноз опасности их загрязнения Сам. работа 5 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-12 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Распространение загряз- няющих веществ в окру- жающей среде
5.1. Распространение загрязняющих веществ в окружающей среде Лекции 5 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-12 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.2. Перенос почва – вода. Перенос вода-воздух Сам. работа 5 1 ОК-7, ОПК-1, ПК-12 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.3. Перенос загрязняющих веществ Практические 5 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-12 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.4. Общие сведения о полихлорированных дибензо-n-диоксинах и дибензофуранах Сам. работа 5 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-12 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.5. Расчеты степеней опасности загрязняющих веществ Практические 5 2 ОК-7, ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Радионуклиды в окружающей среде
6.1. Радионуклиды в окружающей среде Лекции 5 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-12 Л3.1, Л2.1, Л1.1
6.2. Влияние излучения на различные объекты техносферы Практические 5 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-12 Л3.1, Л2.1, Л1.1
6.3. Решение задач по расчету ионизирующих излучений; определению масс радиоактивных элементов, периода полураспада и времени их жизни Практические 5 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-12 Л3.1, Л2.1, Л1.1
6.4. Естесвенные и техногенные источники излучения Сам. работа 5 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-12 Л3.1, Л2.1, Л1.1
6.5. Механизм воздействия ионизирующего излучения с веществом Сам. работа 5 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-12 Л3.1, Л2.1, Л1.1
6.6. Радиационные аварии Сам. работа 5 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-12 Л3.1, Л2.1, Л1.1
6.7. Влияние излучения на различные объекты техносферы Сам. работа 5 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-12 Л3.1, Л2.1, Л1.1
6.8. Коллоквиум Физико-химические процессы в атмосфере, гидросфере, педосфере Сам. работа 5 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-12 Л3.1, Л2.1, Л1.1
6.9. Подготовка к экзамену Сам. работа 5 4 ОК-7, ОПК-1, ПК-12 Л3.1, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3818

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОК-7. Владением культурой безопасности и рискориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Как называется состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз?
а) безопасность
б) здоровье
в) социальный статус
Ответ: а
2. Риск ЧС природного характера растет из-за
а) смещения орбиты Луны
б) солнечной активности
в) глобального потепления
Ответ: в
3. Риск ЧС техногенного характера растет из-за
а) нехватки трудовых ресурсов
б) увеличения технической оснащённости жизнедеятельности человека
в) снижения уровня образования
Ответ: б
4. Причиной ЧС в 80% случаев является
а) человеческий фактор
б) уровень здравоохранения
в) ветхие здания
Ответ: а
5. Приоритетным в системе формирования современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности является
а)создание Росгвардии
б) формирование антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления личности
в) повышение уровня жизни
Ответ: б
6. Что из перечисленного не осуществляется на индивидуальном уровне в рамках культуры безопасности жизнедеятельности?
а) сохранение и сбережение природной среды
б) мотивирование безопасной деятельности
в) создание системы оповещения при угрозе ЧС
Ответ: в
5. Сложный биологический процесс, происходящий в организме человека, позволяющий сохранить здоровье и работоспособность, называется …
а) удовлетворение различных потребностей человека;
б) жизнеобеспечение;
в) профессиональной деятельностью;
г) созданием комфортных условий существования человека.
Ответ: б.
6. Техногенная сфера характеризует:
а) стихийные бедствия;
б) работу производственно — промышленного комплекса;
в) работу медицинских и образовательных учреждений;
г) работу культурных и образовательных учреждений.
Ответ: б.
7. Предприятия пищевой промышленности и продовольственные базы, имеющие холодильные установки, относятся к ___________ объектам.
а) химически опасным;
б) взрывоопасным;
в) пожароопасным;
г) радиационно-опасным.
Ответ: а.
8. Первичная зона химического заражения образуется в результате воздействия …
а) погодных условий на химически зараженной местности;
б) первичного облака зараженного воздуха;
в) ветра, перемещающего облака зараженного воздуха;
г) облака, которое возникает при испарении ОВ.
Ответ: б.
9. Последствиями аварий на химически опасных объектах являются …
а) разрушение зданий;
б) разрушение наземных и подземных коммуникаций;
в) резкое повышение или понижение атмосферного давления в зоне аварии;
г) заражение окружающей среды и массовое поражение людей.
Ответ: г.
10. Поражающие свойства радиоактивных веществ зависят от …
а) социальных факторов;
б) периода полураспада;
в) внешних факторов;
г) химических факторов.
Ответ: б.
11. Наиболее сильной проникающей способностью обладает:
а) альфа-излучение;
б) бета излучение;
в) гамма излучение;
г) ультрафиолетовое излучение.
Ответ:в
12К биологически опасным и вредным факторам техногенного происхождения относятся …
а) патогенные микробы;
б) инфицированные растения;
в) бытовые отходы;
г) недостаточно очищенные сточные воды.
Ответ: а.
13. Техносфера – это:
а) синтез природы и техники, созданный человеческой деятельностью
б) свойство объекта, выраженное в его способности противостоять техносферным опасностям
в) совокупность производственных, социальных и природных опасностей, разрушающих техносферу
г) область науки и техники, занимающаяся разработкой методов и средств, обеспечивающих благоприятные для человека условия существования в преобразуемой человеком ,биосфере
Ответ: г
14. Отмечаемое в настоящее время истощение озонового слоя связывают с избыточным поступлением в стратосферу …
а) сероводорода
б) диоксида серы
в) диоксида углерода
г) фреонов
Ответ: г
15. Бактериальное загрязнение водоёмов выражается в появлении в них …
а) хлорфторуглеродов
б) нефтепродуктов
в) микроорганизмов
г) ядохимикатов
Ответ: в

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85 % - отлично
70 % - хорошо
50 % - удовлетворительно
Менее 50 % - неудовлетворительно

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Население, попавшее в зону распространения радиоактивного облака, подвергается _______ и __________ облучению.
Ответ: внутреннему и внешнему;
2. Принцип экологизации производства реализуется через внедрение ________ и _________ технологий
Ответ: малоотходных и ресурсосберегающих
3. Такие экологические факторы, как свет, влага, давление, температура, движение воздуха, называются ___________________
Ответ: климатическими
4. Наибольший вклад в развитие «парникового эффекта» вносит _________ газ
Ответ: углекислый
5. Атмосфера выполняет экологическую защитную функцию, предохраняя биосферу от ______ _______ Космоса и ____________.
Ответ: абсолютного холода солнечного излучения
6. «Озоновая дыра» - это____________ концентрации озона в озоновом слое Земли
Ответ:падение
7. Самоочищение атмосферы от загрязняющих веществ происходит при ___________ аэрозолей осадками
Ответ:вымывании
8. Развитие человеческого общества и изменение отношений в системе «человек – природа» тесным образом связаны с использованием ____________ источников энергии
Ответ: доступных
9. На уровне глобального мониторинга ведутся наблюдения за содержанием _________ газа
Ответ: углекислого
10. Циркуляция углерода между различными неорганическими средами и по пищевым цепям живых организмов называется круговоротом ___________
Ответ:углерода
11. Свойство человека и компонентов окружающей среды причинять ущерб живой и неживой материи – это _____________
Ответ: опасность
12. Компоненты биосферы и техносферы, излучающие опасность, называются ________ опасности
Ответ: источником
13. Среда обитания, созданная с помощью воздействия людей и технических средств на природную среду, называется ________________
Ответ: техносфера
14. Окружающая человека среда, осуществляющая воздействие на жизнедеятельность человека, его здоровье, трудоспособность и потомство, называется ____________ __________
Ответ: средой обитания
15. Условия деятельности и отдыха, гарантирующие сохранение здоровья, называют __________
Ответ: комфортными
16. Опасность химического вещества для человека или экосистем зависит от его свойств, формы и ________________
Ответ: концентрации
17. Перемещение химических элементов, связанное с деятельностью человека называют _______ миграцией
Ответ: техногенной
18. Пестициды относятся к ______________ загрязнителям
Ответ: химическим
19. В жаркую погоду фитотоксичность пестицидов ______________
Ответ: увеличивается
20. В почву радиоактивные элементы попадают ______________
Ответ: с осадками


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1: способностью учитывать современные тенденции развития техники и технологий в области обеспечения техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий в своей профессиональной деятельности
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Для обеззараживания сточных вод применяют ___________
а) дегазацию
б) дезодорацию
в) хлорирование
г) коагуляцию
Ответ: в
2.Основными антропогенными источниками диоксида углерода (СО2) являются:
а) сжигание ископаемого топлива
б) производство удобрений
в) вырубка лесов
г) гниение на свалках
Ответ: а
3.Сжигание топлива и переработка сульфидных руд являются основными антропогенными источниками поступления в атмосферу...
а) диоксидов серы и азота
б) оксидов алюминия и кремния
в) аммиака и хлора
г) фреонов
Ответ: а
4. По степени очистки промышленные отходы делятся на:
а) выбрасываемые поле очистки
б) организованный и неорганизованный
в) периодические и непериодические
г) проходящие очистку, не проходящие очистку
Ответ: г
5. Почва наиболее загрязнена тяжелыми металлами
а) на поймах крупных рек
б) вокруг крупных сел
в) внутри и вокруг больших городов
г) у подножья гор
Ответ: в
6. При выборе методов обезвреживания твердых бытовых отходов имеют значения все показатели, кроме
а) характера жилой застройки
б) вида почвы
в) рельефа местности
г) размера территории населенного места
д) глубины залегания грунтовых вод
Ответ: а
7. При сжигании промышленных и бытовых отходов образуются
а) гербециды
б) диоксины
в) ксенобиотики
г) пестициды
Ответ: б
8. Радиоактивные элементы из атмосферы попадают в почву:
а) с выхлопными газами
б) по воздуху
в) с осадками
Ответ: в
9. Свалки твердых отходов:
а) оказывают глубокое неблагоприятное воздействие на окружающие территории
б) делают отходы безопасными
в) позволяют быстро дезактивировать самые токсичные отходы
Ответ: а
10. Совокупность электромагнитных полей, разнообразных частот, негативно влияющих на человека — … загрязнение
а) электромагнитное
б) звуковое
в) шумовое
г) световое
Ответ: а
11. Специальное инженерное сооружение, предназначенное для централизованного сбора, обезвреживания и захоронения отходов, называется
а) свалкой
б) полигоном
в) складом
г) штабелем
Ответ: б
12. Укажите, что делать с энергосберегающими лампочками после их использования
а) поступить как с обычными лампочками
б) сдать на утилизацию
в) закопать глубоко в землю
г) выбросить в мусор
Ответ: б
13. Уровень тяжелых металлов в почве постоянно увеличивается из-за:
а) сжигания ископаемого топлива (производство энергии) и использования автомобильного транспорта
б) сельского хозяйства (ирригация с использованием загрязненной воды и применение минеральных удобрений)
в) промышленной деятельности и сжигания отходов
Ответ: в
14. Ядовитый туман, образующийся при воздействии солнечного света на смесь выбросов промышленных предприятий и транспорта называют
а) белым смогом
б) фотохимическим смогом
в) экологической ловушкой
г) задымлением атмосферы
Ответ: б
15. Физические методы очистки газообразных выбросов в атмосферу основаны на:
а) каталитическом превращении примесей
б) абсорбции твердыми веществами
в) осаждении пылеобразных веществ
г) дожигании ядовитых примесей
Ответ: б

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85 % - отлично
70 % - хорошо
50 % - удовлетворительно
Менее 50 % - неудовлетворительно

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Технологии очистки воды, основанные на ее процеживании, отстаивании и фильтрации в специальных сооружениях, относятся к методам ________ очистки
Ответ: механической
2. Технологии, включающие способы производства продукции с минимальным расходом вещества и энергии на всех этапах производственного цикла, называются _________
Ответ:ресурсосберегающими.
3. Биологический способ нейтрализации загрязнений с помощью микроорганизмов наиболее эффективен для очистки ________ _______
Ответ: сточных вод
4.Основной причиной образования и выпадения кислотных осадков является наличие в атмосфере оксидов ________ и _________.
Ответ: серы и азота
5. Биологический процесс с использованием аэробных бактерий для разложения способных к биологической переработке органических отходов с поглощением кислорода называют ___________ очисткой сточных вод
Ответ: вторичной
6. Радиация, тепловое, световое, электромагнитное, шумовое загрязнение - это__________ загрязнение
Ответ: физическое
7. Загрязнения, связанное с деятельностью человека – это ______________ загрязнение
Ответ: антропогеннное
8. Физическое загрязнение носит _______________ характер
Ответ: временный
9. Вторичная очистка сточных вод — это__________ процесс с использованием аэробных бактерий для разложения способных к биологической переработке органических отходов с поглощением кислорода
Ответ: биологический
10. Гигиенический критерий оценки состояния окружающей среды – это ___________
Ответ: ПДК (предельно допустимая концентрация)
11. Загрязнение, при котором загрязнителями являются газообразные и жидкие химические соединения, называют ______________
Ответ: химическим
12. Канцерогены - это вещества, вызывающие ___________ заболевания
Ответ: раковые
13. Миграционная способность тяжелых металлов возрастает в ____________ среде
Ответ: кислой
14. Мониторинг атмосферы – это ____________ _________________за состоянием воздуха и его загрязнением
Ответ: система наблюдений
15. Наиболее перспективным методом защиты окружающей природной среды от антропогенного загрязнения является полный переход к _________ и ___________ технологиям
Ответ: безотходным, малоотходным
16. Наиболее эффективным способом для решения проблемы отходов пластика является его ____________
Ответ:переработка
17. Особую опасность для окружающей среды представляет загрязнение ______________ металлами
Ответ: тяжелыми
18. Характер жилой застройки ___________ на выбор методов обезвреживания твердых бытовых отходов
Ответ: не влияет
19. Применение фреонов приводит к __________ ____________ ___________
Ответ: образованию озоновых дыр
20. Водородный показатель отобранной пробы воды равен 9,3 (определено с помощью электродного иона-метра) укажите источник пробы: атмосферные осадки, море, река, болото.
Ответ:море


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-12: способностью применять действующие нормативные правовые акты для решения задач обеспечения безопасности объектов защиты
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Назвать закон, определяющий права и обязанности граждан России в области защиты от ЧС:
а) Федеральный закон «О гражданской обороне»;
б) Федеральный закон «Об обороне»;
в) закон Российской Федерации «О безопасности»;
г) Федеральный закон «О защите населения и территорий от Чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Ответ: г.
2. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения не бывает в виде …
а) выговора
б) конфискации
в) замечания
г) увольнения
Ответ: б
3. В 1985 году была принята _________ конвенция «Об охране озонового слоя».
а) Базельская
б) Венская
в) Рамсарская
г) Женевская
Ответ: б
4. В Российское экологическое законодательство входят федеральные законы …
а) «Об аудиторской деятельности»
б) «Об охране атмосферного воздуха»
d) «О защите прав потребителей»
Оnвет: ,
5. В основе международного сотрудничества в области охраны окружающей среды лежат общепризнанные принципы, одним из которых является …
а) «от каждого – по способностям, каждому – по потребностям»
б) «правильно и разрешено то, что полезно человеку»
в) «экономический рост любым путем»
г) «недопустимость экологического благополучия одного государства за счет причинения экологического вреда другому государству»
Ответ: г
6. В экологическом законодательстве Российской Федерации не существует _______ кодекса.
а) Водного
б) Земельного
в) Лесного
г) Степного
Ответ: г
7. За экологические правонарушения не предусмотрен такой вид ответственности, как …
а) уголовная
б) административная
в) дисциплинарная
г) моральная
Ответ: г
8. Головным законодательным актом прямого действия, определяющим государственную политику в области охраны окружающей среды и природопользования, является
а) Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды»
б) Закон Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
в) Конституция Российской Федерации
г) Закон Российской Федерации «Об особо охраняемых природных территориях»
Ответ: в
9. Федеральный закон РФ, определяющий организационно-правовые нормы в области защиты населения, земельного, водного и воздушного пространства в пределах страны, а также объектов экономики, социального назначения и окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера
а) «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»
б) «О гражданской обороне»
в) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»
г) «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»
д) «О пожарной безопасности»
Ответ:г
10. Какой закон составляет Правовую основу охраны окружающей среды в стране?
а) закон РФ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера»;
б) закон РФ «Об охране окружающей среды»;
в) закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
г) закон РФ «Об отходах производства и потребления».
Ответ:б
11. Система стандартов в области охраны природы состоит из:
а) трех комплексов стандартов;
б) пяти комплексов стандартов;
в) семи комплексов стандартов;
г) десяти комплексов стандартов.
Ответ :в
12. Защита человека от опасностей антропогенного, техногенного и естественного
происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности является
а) объектом;
б) предметом;
в) целью;
г) задачей
Ответ: в
13. На основании какого Федерального закона вводится режимы функционирования РСЧС
а) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»
б) «Об утверждении требований по предупреждению ЧС на потенциаотно опасных объектах»
в) «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»
г) «Об утверждении федеральной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»
д) «О чрезвычайном положении»
Ответ: д
14. Основными принципами обеспечения безопасности в соответствиис ФЗ № 390 «О безопасности» являются:
а) соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;
б) приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности;
в) надзор и контроль в сфере безопасности;
г) выявление международных угроз.
Ответ: а
15. Ростехнадзор выдает разрешения:
а) на расширение границ природоохранных и заповедных зон;
б) эксплуатацию гидротехнических сооружений;
в) заключение трудовых договоров;
г) проведение вакцинации населения
Ответ:б

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85 % - отлично
70 % - хорошо
50 % - удовлетворительно
Менее 50 % - неудовлетворительно

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Для регламентирования поступления жидких загрязняющих веществ в водные экосистемы или водные объекты применяется такой экологический норматив, как предельно допустимый ______
Ответ: сброс
2. Согласно Рамочной конвенции ООН об изменении климата странам необходимо снизить выбросы такого вещества, как _______ ______________
Ответ: диоксид углерода
3. Нормативно-правовой акт, устанавливающий экологические права и обязанности субъектов экологического права, – это закон «________________»
Ответ: Об охране окружающей среды
4. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический надзор, – это ______________
Ответ: Росприроднадзор
5. Вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, – это _______ _______
Ответ: экологический риск
6. Монреальский протокол был направлен на _____________ производства и масштабов использования химических веществ, способствующих разрушению озона
Ответ: сокращение
7. Венская конвенция «Об охране озонового слоя» была принята в ______________________ г
Ответ: 1985
8. Монреальский протокол был принят в ___________________ г.
Ответ: 1987
9. Головным законодательным актом прямого действия, определяющим государственную политику в области охраны окружающей среды и природопользования, является _________ "__ _____ _____ _______"
Ответ: ФЗ "Об охране окружающей среды"
10. В Российском законодательстве широко используется термин «ПДК» _________ ________ __________
Ответ: предельно допустимая концентрация
11. В Российском законодательстве широко используется термин «ПДВ» _________ ________ __________
Ответ: предельно допустимый выброс
12. Показатель, характеризующийся наибольшей безвредной концентрацией в воде - это ЛВП. Дайте его расшифровку __________ _________ _____________
Ответ: Лимитирующий показатель вредности
13. Комплекс наблюдений за природными и антропогенными объектами с целью получить достоверные и своевременные данные о фактах загрязнения территории, за которой ведется контроль, называется ________________ мониторингом
Ответ: экологическим
14. Процесс установления соответствия документации на действующем предприятии, обосновывающей намечаемую хозяйственную или иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и экологическим законодательством, для предотвращения негативного воздействия деятельности на окружающую среду, называют ______________ экспертизой
Ответ: экологической
15.Загрязняющие вещества в воздушном бассейне деля на _______ класса
Ответ: 4
16. Ресурсный потенциал атмосферы территории определяется ее способностью к ___________ и _____________ примесей, соотношением фактического уровня загрязнения и величиной ПДК.
Ответ: рассеиванию, выведению
17. Может ли выброс быть критерием загрязнения атмосферы ___________________
Ответ. Нет
18. Что такое КИЗА? _____________ _________________ ______________ ____________
Ответ: комплексный индекс загрязнения атмосферы
19. Излучение в 100 Р характеризует __________________ дозу
Ответ: экспозиционную
20. Излучение в 5 Гр характеризует __________________ дозу
Ответ: поглощенную

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрны
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3818

Примерные вопросы для проведения промежуточной аттестации
1. Загрязнение окружающей среды. Типы загрязнителей. Источники загрязнения. Критерии оценки уровня загрязнений.
2. Миграция химических элементов. Виды и причины миграции. Факторы, влияющие на миграцию.
3. Техногенные соединения, их классификация и их миграция.
4.Смог Лос-Анжелесского типа, химический состав, условия образования.
5. Физико-химическая характеристика основных газообразных загрязнителей: оксиды азота и озон. Основные источники поступления и извлечение.
6. Смог Лондонского типа, химический состав, условия образования. Фотохимический смог.
7. Дисперсные системы в атмосфере. Классификация аэрозолей по размерам и источникам образования.
8. Понятие кислотных дождей. Источники загрязнений и загрязнители, приводящие к образованию кислотных дождей.
9. Критерии загрязненности природных водоемов. Кислотность и щелочность. Содержание кислорода в воде.
10. Эвтрофикация. Эвтрофные водоемы
11. Загрязнение водоемов органическими веществами и нефтепродуктами. Процессы превращения и распада загрязнителей
12. Загрязнение водоемов неорганическими веществами, тяжелыми металлами, поверхностно-активными веществами. Влияние окислительно- восстановительных условий и процессов комплексообразования на превращения и распад загрязнителей.
13.Методы очистки сточных вод: механическая, химическая, биологическая.
14. Карбонатные системы природных водоемов.
15.Почва. Строение и структура почв. Минеральный состав почв. Процессы выветривания и почвообразование.
16. Буферные свойства почв. Кислотно-основная, окислительно- восстановительная буферность почв. Буферная емкость.
17. Поглотительная способность почвы. Коллоиды почвы. Виды поглотительной способности почвы.
18. Ионообменная способность почвы. Строение и свойства почвенного поглощающего комплекса. Емкость катионного и анионного обмена.
19. .Химические процессы в почвах. Гидролиз почвенных соединений. Процессы комплексообразования.
20. Самоочищение почв. Физическое, химическое, биологическое самоочищение. Время самоочищения.
21. Устойчивость загрязнителей и их способность к разложению. Виды устойчивости. Пути разложения загрязняющих веществ.
22. Накопление продуктов техногенеза в почвах и формирование геохимических аномалий.
23. Влияние загрязняющих веществ на материалы и сооружения. Влияние кислотных выбросов.
24. Транспорт компонентов в атмосфере.
25. Проникающая и ионизирующая способность ядерного излучения.
26. Ионизирующее ядерное излучение. Типы ионизирующего излучения.
27. Механизмы действия ионизирующего излучения в биологических системах.
28. Плотность ионизации. Факторы, определяющие плотность ионизации.
29. Естественные и техногенные радионуклеиды. Их характеристика.
30. Особо опасные загрязнители почвы, атмосферного воздуха и водоёмов (диоксины, полихлорбифенилы, бенз(а)пирен и его производные).
Типы задач
1. Расчет степени устойчивости атмосферы
2. Расчет рН
3. Расчет времени оборота химического элемента
4. Определение времени пребывания вещества в атмосфере
5. Определение содержания вещества в почве
6. Определение содержания вещества в атмосфере
7. Определение активности и массы радионуклеидов
8. Расчет ЕКО
9. Определение карбонатной жесткости воды.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. При этом правильно решена задача, даны все необходимые пояснения и ответы на вопросы.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. При этом правильно решена задача, даны все необходимые пояснения и ответы на вопросы
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Задание понято правильно, в логических рассуждениях нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в выборе формул. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. Задача не решена
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Не верно решена задача, даны не все необходимые пояснения и ответы на вопросы.






Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3818

Примерные вопросы для проведения промежуточной аттестации
1. Загрязнение окружающей среды. Типы загрязнителей. Источники загрязнения. Критерии оценки уровня загрязнений.
2. Миграция химических элементов. Виды и причины миграции. Факторы, влияющие на миграцию.
3. Техногенные соединения, их классификация и их миграция.
4.Смог Лос-Анжелесского типа, химический состав, условия образования.
5. Физико-химическая характеристика основных газообразных загрязнителей: оксиды азота и озон. Основные источники поступления и извлечение.
6. Смог Лондонского типа, химический состав, условия образования. Фотохимический смог.
7. Дисперсные системы в атмосфере. Классификация аэрозолей по размерам и источникам образования.
8. Понятие кислотных дождей. Источники загрязнений и загрязнители, приводящие к образованию кислотных дождей.
9. Критерии загрязненности природных водоемов. Кислотность и щелочность. Содержание кислорода в воде.
10. Эвтрофикация. Эвтрофные водоемы
11. Загрязнение водоемов органическими веществами и нефтепродуктами. Процессы превращения и распада загрязнителей
12. Загрязнение водоемов неорганическими веществами, тяжелыми металлами, поверхностно-активными веществами. Влияние окислительно- восстановительных условий и процессов комплексообразования на превращения и распад загрязнителей.
13.Методы очистки сточных вод: механическая, химическая, биологическая.
14. Карбонатные системы природных водоемов.
15.Почва. Строение и структура почв. Минеральный состав почв. Процессы выветривания и почвообразование.
16. Буферные свойства почв. Кислотно-основная, окислительно- восстановительная буферность почв. Буферная емкость.
17. Поглотительная способность почвы. Коллоиды почвы. Виды поглотительной способности почвы.
18. Ионообменная способность почвы. Строение и свойства почвенного поглощающего комплекса. Емкость катионного и анионного обмена.
19. .Химические процессы в почвах. Гидролиз почвенных соединений. Процессы комплексообразования.
20. Самоочищение почв. Физическое, химическое, биологическое самоочищение. Время самоочищения.
21. Устойчивость загрязнителей и их способность к разложению. Виды устойчивости. Пути разложения загрязняющих веществ.
22. Накопление продуктов техногенеза в почвах и формирование геохимических аномалий.
23. Влияние загрязняющих веществ на материалы и сооружения. Влияние кислотных выбросов.
24. Транспорт компонентов в атмосфере.
25. Проникающая и ионизирующая способность ядерного излучения.
26. Ионизирующее ядерное излучение. Типы ионизирующего излучения.
27. Механизмы действия ионизирующего излучения в биологических системах.
28. Плотность ионизации. Факторы, определяющие плотность ионизации.
29. Естественные и техногенные радионуклеиды. Их характеристика.
30. Особо опасные загрязнители почвы, атмосферного воздуха и водоёмов (диоксины, полихлорбифенилы, бенз(а)пирен и его производные).
Типы задач
1. Расчет степени устойчивости атмосферы
2. Расчет рН
3. Расчет времени оборота химического элемента
4. Определение времени пребывания вещества в атмосфере
5. Определение содержания вещества в почве
6. Определение содержания вещества в атмосфере
7. Определение активности и массы радионуклеидов
8. Расчет ЕКО
9. Определение карбонатной жесткости воды.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. При этом правильно решена задача, даны все необходимые пояснения и ответы на вопросы.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. При этом правильно решена задача, даны все необходимые пояснения и ответы на вопросы
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Задание понято правильно, в логических рассуждениях нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в выборе формул. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. Задача не решена
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Не верно решена задача, даны не все необходимые пояснения и ответы на вопросы.






6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Медведева С.А., Тимофеева С.С. Физико-химические процессы в техносфере: учебное пособие Москва ; Вологда : Инфра-Инженерия, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шабанова И.П. Физико-химические процессы в техносфере: : методические указания для студентов специальности Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова, 2019 reader.lanbook.com
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Стручева Н.Е. Сборник задач по дисциплине "Физико-химические процессы в техносфере":: учебно-методическое пособие. АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Физико-химические процессы в техносфере" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно)
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно)
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно)
Adobe Reader (http://wwwimages.adode.com/content/dam/Adode/en/legan/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно)
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (http://astalinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно)
Libre Office (http://ru.libreoffice.org/), (бессрочно)
Веб-браузер Сhromium (http://www.chromium.org/Home), (бессрочно)
Антивирус Касперский (http://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024)
Архиватор ARK (http://apps.kde.org/ark/), (бессрочно)
Okular (http://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно)
Редактор изображений Gimp(http://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ

Теоретический материал дисциплины «Физико-химические процессы в техносфере» изучается в течение одного семестра (6 семестр 3 курса) по всем формам обучения в соответствии с учебным планом.
Основу теоретической подготовки по дисциплине «Физико-химические процессы в техносфере» составляют лекции – основное методическое руководство при изучении дисциплины, наиболее оптимальным образом структурированное и скорректированное на современный материал; в лекции глубоко и подробно, аргументировано и методологически строго рассматриваются главные проблемы темы; в лекции даются необходимые разные подходы к исследуемым проблемам.
Основные учения и владения отрабатываются и закрепляются на практических занятиях. Аудиторные занятия (лекции, практические занятия) объединены с самостоятельной внеаудиторной работой студентов над рекомендуемой литературой, а также заданиями, которые выдаёт преподаватель и при подготовке к занятиям.
1. Методические указания обучающимся при подготовке к лекции
Лекция – это форма учебного процесса, основанная на передаче преподавателем новых знаний, изложении учебного материала для его целостного усвоения студентами в логической взаимосвязи. Материал для лекции преподаватель подбирает в соответствии с требованиями государственного стандарта образования и рабочей программы по предмету. Могут использоваться так же собственные, авторские разработки. Чаще всего используются лекции в режиме монолога преподавателя с учетом обратной связи студентов (вопросы, уточнения и т.п.). Для стимулирования познавательных процессов студентов, их активизации в процессе обучения применяются лекции в режиме диалога.
Рекомендуется следующим образом организовать время, необходимое для изучения дисциплины:
Изучение конспекта лекции в тот же день, после лекции – 10-15 минут.
Изучение конспекта лекции за день перед следующей лекцией – 10-15 минут.
Для понимания материала и качественного его усвоения рекомендуется такая последовательность действий:
• После прослушивания лекции и окончания учебных занятий, при подготовке к занятиям следующего дня, нужно сначала просмотреть и обдумать текст лекции, прослушанной сегодня (10-15 минут).
• При подготовке к лекции следующего дня, нужно просмотреть текст предыдущей лекции, подумать о том, какая может быть тема следующей лекции (10-15 минут).
• В течение недели выбрать время (не менее 1час) для работы с литературой в библиотеке.
2. Методические указания обучающимся при подготовке к практическим занятиям
При подготовке к практическим занятиям необходимо детального разобрать вопросы лекционного курса по изучаемой теме. Только после усвоения лекционного материала с определенной точки зрения (а именно с той, с которой он излагается на лекциях) он будет закрепляться на практических занятиях как в результате обсуждения и анализа лекционного материала, так и с помощью решения проблемных ситуаций. При этих условиях Вы не только хорошо усвоит материал, но и научится применять его на практике, а также получит дополнительный стимул (и это очень важно) для активной проработки лекции.
При самостоятельной подготовке к практическому занятию желательно прорешать предложенные задания. Решение заданий или примеров следует излагать подробно, действия располагать в строгом порядке. Решения при необходимости нужно сопровождать комментариями, схемами, и рисунками. Следует помнить, что решение каждой учебной задачи должно доводиться до окончательного логического ответа, которого требует условие, и по возможности с выводом.
При подготовке к семинарским занятиям Вам необходимо самостоятельно поработать с учебниками и книгами – это важнейшее условие формирования у себя научного способа познания. Основные советы здесь можно свести к следующим:
• Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
• Сам такой перечень должен систематизирован.
• Разобраться для себя, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие – просто просмотреть.
• Если Вы раньше мало работали с научной литературой, то следует выработать в себе способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием – научиться «читать медленно», когда Вам понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать).
Работа с учебниками и книгами основана на разных видах чтения:
1. просмотровое – используется для поиска материалов, содержащих нужную информацию, обычно к нему прибегают сразу после работы со списками литературы, в результате такого просмотра Вы устанавливаете, какие из источников будут использованы в дальнейшей работе;
2. ознакомительное – подразумевает сплошное, достаточно подробное прочтение отобранных глав, отдельных страниц, цель – познакомиться с характером информации, узнать, какие вопросы вынесены автором на рассмотрение, провести сортировку материала;
3. изучающее – предполагает доскональное освоение материала; в ходе такого чтения проявляется готовность принять изложенную информацию, реализуется установка на предельно полное понимание материала.
При работе с учебной литературой над тем или иным вопросом практического задания одновременно следует проводить конспектирование текста – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного. В дальнейшем конспекты пригодятся Вам при подготовке к контрольным работам, экзаменам.
Методические рекомендации по составлению конспекта:
1. Внимательно прочитайте текст.
2. Кратко сформулируйте основные положения текста;
3. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Составив план ответа на один вопрос, переходите к другому. В дальнейшем конспекты пригодятся Вам при подготовке к тестам, экзаменам.
4. Методические указания обучающимся при подготовке и выполнении тестовых заданий
Перед выполнением тестового задания следует внимательно просмотреть рекомендованные источники литературы, конспекты лекций.
При выполнении тестового задания, прежде всего, следует внимательно прочитать поставленный вопрос. После ознакомления с вопросом следует приступать к прочтению предлагаемых вариантов ответа. Необходимо прочитать все варианты и в качестве ответа следует выбрать лишь один индекс (цифровое обозначение), соответствующий правильному ответу. Тесты составлены таким образом, что в каждом из них правильным является лишь один из вариантов. Выбор должен быть сделан в пользу наиболее правильного ответа.
На выполнение теста отводится ограниченное время. Тестовые задания сгруппированы по темам учебной дисциплины.
5. Методические указания обучающимся при подготовке к коллоквиуму
Коллоквиум по главным разделам курса призван систематизировать, обобщить изучаемый материал, позволяет преподавателю проверить полноту знаний, целостность восприятия и правильность усвоения материала. Подготовка к коллоквиуму является этапом подготовки к экзамену.
На самостоятельную подготовку к коллоквиуму студенту отводится 2-4 недели. Подготовка включает в себя изучение рекомендованной литературы и выполнение приведенного задания.
6. Методические указания обучающимся при подготовке к экзамену
Экзамен – это форма итоговой отчетности студента по изученной дисциплине. Огромную роль в успешной подготовке к экзамену играет правильная организация подготовки к нему. Рекомендуется при подготовке к экзамену опираться на следующий план:
1. просмотреть программу курса, с целью выявления наиболее проблемных тем, вопросов, которые могут вызвать трудности при подготовке к экзамену.
2. прорешать тестовые задания, предложенные в учебно-методическом комплексе. При этом для эффективного закрепления информации первый раз без использования учебных материалов, второй раз с их использованием.
При выполнении первых двух пунктов плана студент получит возможность оценить свои знания и навыки по прослушанной дисциплине и сориентироваться при планировании объема подготовки.
1. темы необходимо изучать последовательно, внимательно обращая внимание на описание вопросов, которые раскрывают ее содержание. Начинать необходимо с первой темы.
2. после работы над первой темой необходимо ответить на контрольные вопросы к теме и решить тестовые задания к ней.
3. после изучения всех тем студенту рекомендуется ответить на контрольные вопросы по всему курсу.
Необходимо помнить:
1. ответы на вопросы экзаменатора должны быть четкими и полными.
2. Вы должен показать навыки грамотного владения терминами, знать их определения.
3. показать умения анализировать научный материал.
4. уметь описывать кристаллические структуры.
5. уметь решать задачи по дисциплине.