МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методы обеспечения контроля противопожарного режима в организации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки20.04.01. Техносферная безопасность
ПрофильКомплексная безопасность, народосбережение, ресурсосбережение в системе БЖД
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план20_04_01_Техносферная безопасность_КБ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 12 12 12 12
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Доцент, Препод., Крохолев С.А.

Рецензент(ы):
Кандидат химических наук, Доцент, Щербакова Л.В.

Рабочая программа дисциплины
Методы обеспечения контроля противопожарного режима в организации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 20.04.01 Техносферная безопасность (приказ Минобрнауки России от 25.05.2020 г. № 678)

составлена на основании учебного плана:
20.04.01 Техносферная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 27.06.2022 г. № 7
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Темерев Сергей Васильевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 27.06.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой Темерев Сергей Васильевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение теоретических основ пожаровзрывобезопасности как единой системы в сохранении жизни и здоровья работников, материальных ценностей предприятия (организации), а также формирование единого подхода к проблемам обеспечения пожаровзрывозащиты в различных отраслях промышленности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен проводить анализ состояния системы внутреннего контроля пожарной безопасности в организации, организовывать и разрабатыватьмероприятия по обеспечению противопожарного режима и по снижению пожарных рисков
ПК-3.1 Знает нормативно- техническую и правовую документацию, регламентирующую пожарную безопасность для анализа состояния системы внутреннего контроля пожарной безопасности в организации
ПК-3.2 Применяет элементы порядка функционирования системы обеспечения пожарной безопасности и Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), их основных задач, структуры и системы управления для контроля пожарной безопасности в организации
ПК-3.3 Участвует в разработке нормативных документов и мероприятий, регламентирующих деятельность службы по снижению пожарных рисков
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-3.1. Знает нормативно-техническую и правовую документацию, регламентирующую пожарную безопасность для анализа состояния системы внутреннего контроля пожарной безопасности в организации.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-3.2. Применяет элементы порядка функционирования системы обеспечения пожарной безопасности и Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), их основных задач, структуры и системы управления для контроля пожарной безопасности в организации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-3.3. Участвует в разработке нормативных документов и мероприятий, регламентирующих деятельность службыпо снижению пожарных рисков

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Пожарная безопасность
1.1. Пожарная безопасность как система государственных и общественных мероприятий Лекции 3 2 Л2.1, Л1.1
1.2. Разработка инструкции «0 мерах пожарной безопасности в лаборатории при проведении лабораторных работ по теории горения» Практические 3 2 Л2.1, Л1.1
1.3. Расчет требуемого предела огнестойкости железобетонных перегородок Лабораторные 3 2 Л2.1, Л1.1
1.4. Методика определения соответствия здания по огнестойкости Практические 3 2 Л2.1, Л1.1
1.5. Расчет требуемого предела огнестойкости железобетонного перекрытия Лабораторные 3 2 Л2.1, Л1.1
1.6. Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Федеральный закон №384-ФЗ). Сам. работа 3 4 Л2.1, Л1.1
1.7. СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» (утвержден и введен в действие приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) N 194 от 19 марта 2020 г.) Сам. работа 3 5 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Система обеспечения пожарной безопасности
2.1. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты. Нормативно правовые акты и нормативные документы в области пожарной безопасн Лекции 3 2 Л2.1, Л1.1
2.2. Методика определения категорий помещений и здания по взрывопожарной и пожарной опасности Практические 3 2 Л2.1, Л1.1
2.3. Определение типов проемов в противопожарных преградах, их количество, площади пожарных отсеков Практические 3 2 Л2.1, Л1.1
2.4. Определение предела огнестойкости экспериментальным методом Лабораторные 3 2 Л2.1, Л1.1
2.5. Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» с изменениями, внесёнными Федеральным законом от 10.07.2012 г. №117-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон №123-ФЗ). Сам. работа 3 4 Л2.1, Л1.1
2.6. Определения предела распространения огня по конструкции Лабораторные 3 2 Л2.1, Л1.1
2.7. СП 2.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов здания (утвержден и введен в действие приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) N 151 от 12 марта 2020 г.)» Сам. работа 3 4 Л2.1, Л1.1
2.8. СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности (утвержден и введен в действие приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. N 173)» Сам. работа 3 4 Л2.1, Л1.1
2.9. СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно- планировочным и конструктивным решениям (с изменением№1 утвержденным и введенным в действие приказом МЧС России от 14.02.2020 г. N 89 c 14.08.2020)» Сам. работа 3 4 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Требования пожарной безопасности при проектировании
3.1. Требования пожарной безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений Лекции 3 2 Л2.1, Л1.1
3.2. Определение пожаро-и взрывоопасных зон в здании Лабораторные 3 2 Л2.1, Л1.1
3.3. Расчет количества, протяженность эвакуационных путей и времени эвакуации. Оформление плана эвакуации Практические 3 2 Л2.1, Л1.1
3.4. СП 485.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» (утвержден приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 31.08.2020 N 628) Сам. работа 3 4 Л2.1, Л1.1
3.5. СП 484.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования» (утвержден приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) от 31 июля 2020 г. N 582) Сам. работа 3 4 Л2.1, Л1.1
3.6. СП 6.13130.2021 «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности (утвержден и введен в действие приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) от 06 апреля 2021 года)» Сам. работа 3 4 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Противопожарный режим
4.1. Противопожарный режим.Правила поведения людей, порядок организации производства и содержания помещений. Лекции 3 2 Л2.1, Л1.1
4.2. Расчет количества установок пожаротушения, запаса воды на пожаротушение Практические 3 2 Л2.1, Л1.1
4.3. Установки пожаротушения и пожарной сигнализации Лабораторные 3 2 Л2.1, Л1.1
4.4. СП 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования (с изменением №1, утв. Приказом МЧС России от 27.02.2020 N 119 c 27.08.2020; изменением №2, утв. Приказом МЧС России от 12.03.2020 N 152 c 12.09.2020)» Сам. работа 3 4 Л2.1, Л1.1
4.5. СП 8.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» (утвержден и введен в действие приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 30 марта 2020 г. N 225) Сам. работа 3 4 Л2.1, Л1.1
4.6. СП 10.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Внутренний пожарный водопровод. Требования пожарной безопасности» (утвержден и введен в действие приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий России от 27 июля 2020 г. N 559)» Сам. работа 3 4 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10764



ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен проводить анализ состояния системы внутреннего контроля пожарной безопасности в организации, организовывать и разрабатывать мероприятия по обеспечению противопожарного режима и по снижению пожарных рисков

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Какой федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ:
a) о пожарной безопасности».
б) о промышленной безопасности опасных производственных объектов
в) о безопасности
г) технический регламент о требованиях пожарной безопасности
Ответ: а

Вопрос 2. В какое время на путях эвакуации должно включаться эвакуационное освещение:
a) они должны быть постоянно включены
б) должно включаться автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения
в) в 15 часов в зимнее время и в 18 часов в летнее время года
г) в случае возникшего пожара
Ответ: б

Вопрос 3. Каким образом производится исключение условий образования горючей среды:
a) применением негорючих веществ и материалов.
б) использованием наиболее безопасных способов размещения горючих веществ и материалов, а также материалов, взаимодействие которых друг с другом приводит к образованию горючей среды.
в) поддержанием безопасной концентрации в среде окислителя и (или) горючих веществ или понижением концентрации окислителя в горючей среде в защищаемом объеме.
г) любой способ из указанных или их совокупность позволяет исключить условия образования горючей среды.
Ответ: г

Вопрос 4. Какой документ из указанных устанавливает общие требования пожарной безопасности к зданиям, сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции:
a) Федеральный закон «О пожарной безопасности»
б) Правила противопожарного режима в РФ
в) Постановление Правительства РФ от 21.12.2004 г. №820 «О государственном пожарном надзоре»
г) Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
Ответ: г

Вопрос 5. Кто несет персональную ответственность за обеспечение пожарной безопасности в организации:
a) руководитель организации.
б) инженер по пожарной безопасности организации
в) служба охраны труда организации во главе с ее руководителем
г) руководители подразделений (участков)
Ответ: а

Вопрос 6. Каким образом должны открываться двери на путях эвакуации:
a) свободно, по направлению выхода из здания
б) свободно, по направлению входа в здание
в) не регламентируется
г) двери должны быть вращающимися
Ответ: а

Вопрос 7. К первичным средствам пожаротушения относится:
a) система дымоудаления
б) огнетушители (переносные, передвижные)
в) система пожаротушения объекта защиты
г) внутренний противопожарный водопровод
Ответ: б

Вопрос 8. На какие категории по взрывопожарной и пожарной опасности подразделяются здания, сооружения, строения и помещения производственного и складского назначения:
a) на категории А, Б, В, Г, Д
б) на категории А, Б, В1-В4, Г, Д
в) на категории А, Б, В, Г
г) на категории А, Б, В1-В4
Ответ: б

Вопрос 9. Где должна храниться использованная промасленная ветошь:
a) в металлических ящиках с плотно закрывающейся крышкой
б) в специальных контейнерах
в) в специально отведенных для хранения местах
г) в любом удобном месте
Ответ: а

Вопрос 10. Какой должна быть ширина проезда для пожарной техники на территории производственного объекта:
a) не менее 3 метров
б) не более 6 метров
в) не менее 6 метров
г) ширина противопожарного проезда должна обеспечивать свободный разворот двух пожарных машин
Ответ: в

Вопрос 11. Ширина противопожарного проезда должна обеспечивать свободный разворот двух пожарных машин:
a) криволинейные лестницы;
б) лестницы с забежными ступенями
в) пандусы с уклоном не более 1:6
г) криволинейные ступени
Ответ: в

Вопрос 12. Коридоры какой длинны следует разделять противопожарными перегородками 2-го типа на участки:
a) 48 м.
б) 30 м.
в) 60 м.
г) разделение не требуется
Ответ: в

Вопрос 13. Укажите, какой должен быть зазор между маршами лестниц и между поручнями ограждений лестничных маршей:
a) Не менее 85 мм.
б) Не менее 0,5 м.
в) Не менее 75 мм.
г) Не менее 50 мм.
Ответ: в

Вопрос 14. Ширина марша лестницы, предназначенной для эвакуации людей, в том числе расположенной в лестничной клетке, должна быть не менее расчетной или не менее ширины любого эвакуационного выхода (двери) на нее, но не менее (для зданий класса Ф1):
a) 1,35 м.
б) 0,7 м.
в) 0,9 м.
г) 0,5 м.
Ответ: а

Вопрос 15. Какой предел огнестойкости предусмотрен для дверей шахт лифтов, при условии, что при выходе из лифтов в коридор, лифтовый холл или тамбур, не отвечает требованиям, предъявляемым к тамбур-шлюзам 1-го типа:
a) Не ниже чем EI 30
б) Не ниже EI 60
в) Не ниже EIS 15
г) Не ниже EIS 45
Ответ: а

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85 % - отлично
70 % - хорошо
50 % - удовлетворительно
Менее 50 % - неудовлетворительно

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Вставьте пропущенные слова: ««Пожарная безопасность - __________________, имущества, общества и государства от пожаров»
Ответ: состояние защищенности личности

Вопрос 2. Вставьте пропущенные слова: «Пожар – это ___________, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства»
Ответ: неконтролируемое горение


Вопрос 3. Вставьте пропущенные слова: «Обязательные требования пожарной безопасности - _________ социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности»
Ответ: специальные условия

Вопрос 4. Вставьте пропущенные слова: «Пожарная охрана - совокупность созданных в установленном порядке _______________, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ»
Ответ: органов управления

Вопрос 5. Вставьте пропущенные слова: «Нормативные документы по пожарной безопасности -________________________, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности»
Ответ: национальные стандарты Российской Федерации

Вопрос 6. Вставьте пропущенные слова:«Профилактика пожаров -________________, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий»
Ответ: совокупность превентивных мер

Вопрос 7. Вставьте пропущенные слова:«Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер ______________________________характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ»
Ответ: правового, организационного, экономического, социального и научно-технического

Вопрос 8. Вставьте пропущенные слова:«Нормативное правовое регулирование - в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти__________, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности»
Ответ: нормативных правовых актов

Вопрос 9. Вставьте пропущенные слова:«Проведение аварийно-спасательных работ, осуществляемых пожарной охраной, представляет собой ___________________, имущества и (или) доведению до минимально возможного уровня воздействия взрывоопасных предметов, опасных факторов, характерных для аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций»
Ответ: действия по спасению людей

Вопрос 10. Вставьте пропущенные слова:«Стандартизация - _____________________и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг»
Ответ: деятельность по установлению правил

Вопрос 11. Вставьте пропущенные слова:«Стандарты организаций - ________________, утвержденный и применяемый организацией для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг»
Ответ: документ по стандартизации

Вопрос 12. Вставьте пропущенные слова:«Своды правил - документ в области стандартизации, в котором ________________ и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяется на добровольной основе»
Ответ: содержатся технические правила

Вопрос 13. Вставьте пропущенные слова:«Первичные средства пожаротушения - средства пожаротушения, используемые для борьбы с пожаром _________________»
Ответ: в начальной стадии его развития

Вопрос 14. Вставьте пропущенные слова:«Пожарная безопасность объекта защиты - состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения _____________, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара»
Ответ: возникновения и развития пожара

Вопрос 15. Вставьте пропущенные слова:Пожарный отсек - часть здания и сооружения, ________________ и противопожарными перекрытиями или покрытиями, с пределами огнестойкости конструкции, обеспечивающими нераспространение пожара за границы пожарного отсека в течение всей продолжительности пожара»
Ответ: выделенная противопожарными стенами

Вопрос 16. «Предел огнестойкости конструкции (заполнения проемов противопожарных преград) - __________________ в условиях стандартных испытаний до наступления одного из нормированных для данной конструкции (заполнения проемов противопожарных преград) предельных состояний»
Ответ: промежуток времени от начала огневого воздействия

Вопрос 17. Вставьте пропущенные слова:«Противопожарный разрыв (противопожарное расстояние) - _____________ между зданиями, строениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара»
Ответ: нормированное расстояние

Вопрос 18. Вставьте пропущенные слова:«Проектная документация на здания, сооружения, строительные конструкции, инженерное оборудование и строительные материалы должна содержать ______________, предусмотренные настоящим Федеральным законом»
Ответ: пожарно-технические характеристики

Вопрос 19. Вставьте пропущенные слова:«Индивидуальный пожарный риск в зданиях и сооружениях не должен превышать значение ________________ при размещении отдельного человека в наиболее удаленной от выхода из здания и сооружения точке»
Ответ: одной миллионной в год

Вопрос 20. Вставьте пропущенные слова:«Системы противопожарной защиты зданий и сооружений должны обеспечивать возможность ______________ до наступления предельно допустимых значений опасных факторов пожара»
Ответ: эвакуации людей в безопасную зону

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: выполнено 88 – 100% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос.
«Хорошо»: Овыполнено 62 – 87% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
«Удовлетворительно»: Овыполнено 61 – 36% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан неполный ответ на поставленный вопрос, в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками.
«Неудовлетворительно»: выполнено 0 – 35% заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Оценочные материалы для проведения промежуточной аттестации размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10764

Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой)и набравшие не менее 60 баллов, допускаются к экзамену.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 3.


ПРИМЕР ОЦЕНОЧНОГО СРЕДСТВА

1. Кто несет персональную ответственность за обеспечение пожарной безопасности в организации в соответствии с Федеральным закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»?
2. Дайте определение профилактика пожаров?
3. Назовите основные задачи пожарной охраны?
4. Какой федеральный закон определяет основы обеспечения пожарной безопасности?
5. Что входит в задачи пожарной профилактики?
6. Что включает система обеспечения пожарной безопасности?
7. К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся?
8. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся?
9. К опасным факторам пожара, воздействующим на людей и имущество, относятся?
10. К категории "Г" по пожарной и взрывопожарной опасности относятся помещения?
11. К категориям В1, В2, В3 или В4 по пожарной и взрывопожарной опасности относятся помещения?
12. Сфера применения технического регламента?
13. Перечислите условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности?

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
«Отлично»: Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо»: Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно»: Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно»: Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Т.е студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»: Технический регламент о требованиях пожарной безопасности , 2008 docs.cntd.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Померанцев В.В., Арефьев К.М., Ахмедов Д.Б. Основы практической теории горения. : Л.: Энергоатомиздат, 1986 studizba.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Методы обеспечения контроля противопожарного режима в организации portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 46192494 от 26.11.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
Open Office, http://www.openoffice.org/license.html
3D Canvas, http://amabilis.com/products/
Blender, https://www.blender.org/about/license/
Visual Studio, https://code.visualstudio.com/license
Python c расширениями PIL, Py OpenGL, https://docs.python.org/3/license.html
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
XnView, http://xnviewload.ru/
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
GIMP, https://docs.gimp.org/2.8/ru/
Inkscape, https://inkscape.org/en/about/license/
Chrome; http://www.chromium.org/chromium-os/licenses
Eclipse (PHP,C++, Phortran), http://www.eclipse.org/legal/eplfaq.php
Компас график LT 5.9; http://download.ascon.ru/public/Kompas-3D_LT_V12/License_LT_ru_2012.pdf
DjVu reader, http://djvureader.org/
Lazarus, http://wiki.lazarus.freepascal.org/Lazarus_Faq#Licensing
Smart Notebook, http://www.whiteboardblog.co.uk/2010/12/smart-notebook-licence-and-activation/Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
ПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4. Министерство здравоохранения рф: официальный сайт. (http://www.rosminzdrav.ru)
5. Научно-практический и учебно-методический журнал бжд. (http://www.novtex.ru)
6. Нормативная документация по охране труда (http://www.tehdoc.ru)
7. Официальный сайт министерства транспорта рф. (http://www.mintrans.ru)
8. Официальный сайт мчс. (http://www.mchs.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
501М лаборатория технологий туристско-рекреационного проектирования и освоения территорий - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; карты - 14 шт.
521К лаборатория инженерно-технических систем защиты техносферы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; стол весовой; сьло лабораторный; доска меловая 1шт.; сейф для хранения приборов; шкафы для хранения оборудования, лабораторной посуды и материалов; медицинская кушетка; стационарный экран: - 1 единица; тонометры, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий, аспиратор для отбора проб воздуха АПВ-4-12/220В-40; дозиметр ДБГ-06Т; измеритель длины лазерный PLR; люксметр ТКА-ПКМлюксметр+УФ-Радиометр; печь муфельная SNOL; пирометр Самоцвет С500; универсальный учебный комплекс для мониторинга водной/воздушной среды на базе AsusX51RL.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям:
Посещение лекций является обязательным и, в случае пропуска лекции, обучающийся должен изучить ее содержание самостоятельно. Перед началом курса, на вводной лекции преподаватель, сообщает о форме, в которой будет проводиться диалог с обучающимися на лекционных занятиях. Обучающиеся получают право задавать вопросы по теме лекции только после ее окончания. Специально для этой цели преподаватель в обязательном порядке оставляет 5- 10 минут в конце лекции. Обучающимся необходимо записывать все возникающие по ходу лекции вопросы, а затем, с разрешения преподавателя, задать их. Если после первоначального объяснения преподавателя остались невыясненные положения, их стоит уточнить. В то же время, следует задавать лишь действительно важные вопросы – остальные менее значительные с пользой для всех могут быть разобраны на практическом занятии. Материал, излагаемый преподавателям, необходимо конспектировать. Для этого следует помнить, что конспект – не дословно записанная речь преподавателя, а сжатое, ёмкое смысловое содержание лекции, включающее основные ее аспекты, дополнительные пояснения лектора и пометки самого автора конспекта, то есть обучающегося. Рекомендуется вести конспект лекции следующим образом:
-каждый смысловой раздел целесообразно начинать с абзаца с новой строки;
- при появлении интересных мыслей, вопросов по поводу соответствующей информации, или услышав важный комментарий преподавателя, обучающийся может отметить это таким образом, чтобы было ясно, к какому разделу лекции эти пометки относятся, насколько важными их считает преподаватель, какое внимание следует уделить подробному их анализу, изучению.
Кроме того, позже, при самостоятельном изучении соответствующей теме учебной и научной литературы, рекомендуется делать дополнительные пометки, которые помогут качественно подготовиться к контролю знаний (сноски на страницы учебника, монографии, альтернативные или сходные авторские определения, примеры, статистические данные и прочее). В зависимости от значимости текста целесообразно выделять его цветным маркером. В случае, когда преподаватель даёт лекции не в традиционной, а в интерактивной форме, необходимо внимательно выслушать правила и активно работать, выполняя указания преподавателя.

Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям:
Подготовка к практическому занятию, основной задачей которого является углубление знаний по дисциплине, в основном, должна основываться на конспектах лекций, учебном материале, а также на новейших источниках – статьях из рекомендованных журналов, материалах сети «Интернет». Кроме того, практическое занятие может включать и мероприятия по контролю знаний по дисциплине в целом. Возможен тестовый контроль знаний, в ходе которого выявляется степень усвоения студентами понятийного аппарата и знаний дисциплины в целом. При подготовке к практическому занятию обучающийся должен изучить все вопросы, предлагаемые по данной теме и заполнить рабочую тетрадь. При этом обучающийся должен иметь конспект лекций и сделанные конспекты вопросов, рекомендованные для практического занятия.
Для того чтобы практические занятия приносили максимальную пользу, необходимо помнить, что упражнение и решение задач проводятся по вычитанному на лекциях материалу и связаны, как правило, с детальным разбором отдельных вопросов лекционного курса. Следует подчеркнуть, что только после усвоения лекционного материала с определенной точки зрения (а именно с той, с которой он излагается на лекциях) он будет закрепляться на практических занятиях как в результате обсуждения и анализа лекционного материала, так и с помощью решения проблемных ситуаций, задач. При этих условиях студент не только хорошо усвоит материал, но и научится применять его на практике, а также получит дополнительный стимул (и это очень важно) для активной проработки лекции.
При самостоятельном решении задач нужно обосновывать каждый этап решения, исходя из теоретических положений курса. Если студент видит несколько путей решения проблемы (задачи), то нужно сравнить их и выбрать самый рациональный. Полезно до начала вычислений составить краткий план решения проблемы (задачи). Решение проблемных задач или примеров следует излагать подробно, вычисления располагать в строгом порядке, отделяя вспомогательные вычисления от основных. Решения при необходимости нужно сопровождать комментариями, схемами, чертежами и рисунками.
Следует помнить, что решение каждой учебной задачи должно доводиться до окончательного логического ответа, которого требует условие, и по возможности с выводом. Полученный ответ следует проверить способами, вытекающими из существа данной задачи. Полезно также (если возможно) решать несколькими способами и сравнить полученные результаты. Решение задач данного типа нужно продолжать до приобретения твердых навыков в их решении.

Методические указания к выполнению лабораторных работ
Лабораторные занятия позволяют интегрировать теоретические знания и формировать практические умения и навыки студентов в процессе учебной деятельности.
Цели лабораторных занятий:
1. закрепление теоретического материала путем систематического контроля за самостоятельной работой студентов;
2. формирование умений использования теоретических знаний в процессе выполнения лабораторных работ;
3. развитие аналитического мышления путем обобщения результатов лабораторных работ;
Структура и последовательность занятий: на первом, вводном, занятии проводится инструктаж студентов по охране труда, технике безопасности и правилам работы в лаборатории по инструкциям утвержденного образца с фиксацией результатов в журнале инструктажа. Студенты также знакомятся с основными требованиями преподавателя по выполнению учебного плана, с графиком прохождения лабораторных занятий, с графиком прохождения контрольных заданий, с основными формам отчетности по выполненным работам и заданиям.
Студентам для выполнения лабораторных работ необходима специальная лабораторная тетрадь (рабочий журнал), которая должна быть соответствующим образом подписана, простые карандаши, линейка. Для каждого занятия подготовлены методические указания по выполнению лабораторной работы.
Структура лабораторного занятия:
1. Объявление темы, цели и задач занятия.
2. Проверка теоретической подготовки студентов к лабораторному занятию.
3. Выполнение лабораторной работы.
4. Подведение итогов занятия (формулирование выводов).
5. Проверка отчетов по лабораторной работе.
В начале занятия называется его тема, цель и этапы проведения. По теме занятия проводится беседа, что необходимо для осознанного выполнения лабораторной работы. Задания в ходе лабораторной работы выполняется в соответствии с методическими указаниями. Перед уходом из лаборатории студенты должны навести порядок на своем рабочем месте.

Методические указания к самостоятельной работе:
Самостоятельная работа студентов – это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: углубленный анализ материалов лекций; работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях; выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков. В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга. При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: с целью снятия возможных затруднений; с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов обеспечена электронными учебно-методическими ресурсами (система Moodle), возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet.

Методические указания к зачету/экзамену:
Изучение дисциплины «Методы обеспечения контроля противопожарного режима в организации» завершается экзаменом в 3 семестре. Подготовка к экзамену способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к зачету/экзамену, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На зачете/экзамене студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине.
Требования к организации подготовки к зачету/экзамену те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов.
Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний.