МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление охраной труда на предприятии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки20.04.01. Техносферная безопасность
ПрофильКомплексная безопасность, народосбережение, ресурсосбережение в системе БЖД
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план20_04_01_Техносферная безопасность_КБ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Доцент, Руднева Ирина Сергеевна

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Управление охраной труда на предприятии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 20.04.01 Техносферная безопасность (приказ Минобрнауки России от 25.05.2020 г. № 678)

составлена на основании учебного плана:
20.04.01 Техносферная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 27.06.2022 г. № 7
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Темерев Сергей Васильевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 27.06.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой Темерев Сергей Васильевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Освоение необходимых требований, навыков, систематического подхода в решении поставленных задач в рамках организации управления охраной труда на предприятии с целью профилактики несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, снижения уровня воздействия (устранение воздействия) на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, управление профессиональными рисками.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
ПК-2 Способен применять на практике теории принятия управленческих решений по распределению обязанностей в сфере охраны труда и обоснованию ресурсного обеспечения производственных процессов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Действующие нормативные и правовые акты, изменения в них, технические новинки, устройства и правила безопасной эксплуатации оборудования для осуществления эффективного контроля за безопасным выполнением работ на производстве.
Методическое обеспечение стратегического управления профессиональными рисками в организации.
3.2.Уметь:
3.2.1.Критически анализировать проблемные ситуации на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
Анализировать взаимодействия с персоналом организации, выделяет проблемные места в работе и принимать возможные меры к улучшению условий охраны труда.
Разрабатывать мероприятия по организации и координации работы по охране труда согласно специфики предприятия и видов неблагоприятных факторов производства.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Мотивировать(выстраивать систему мотивации) к безопасноу выполннению работ
Логико-методологическим инструментарием для критической оценки современных концепций философского и социального характера в своей предметной области

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1.Организационно-правовые требования и основы трудового законодательства в области охраны труда.
1.1. Государственное управление охраной труда и требования охраны труда.Государственный надзор и контроль в сфере труда. Трудовое законодательство. Лекции 3 2 УК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2
1.2. Анализ практик построения системы управления охраной труда и оценка возможностей использования этого опыта.Оценка эффективности функционирования системы управления охраной труда на предприятии. Практические 3 4 УК-1, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2
1.3. Организация контроля функционирования системы управления охраной труда на предприятии. Анализ недостатков с учетом отраслевой специфики и особенностей деятельности организации. Практические 3 2 УК-1, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2
1.4. Основные понятия в области охраны труда. Основные законодательные акты и нормативные документы. Коллективный договор. Трудовой договор.Рабочее время и время отдыха.Трудовая дисциплина.Ответственность за нарушение законодательства. Компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и опасными условиями труда. Сам. работа 3 15 УК-1, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.5. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Обязанности работника в области охраны труда. Права и гарантии права работника на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.Охрана труда женщин и молодежи. Организация медицинских осмотров работников, диспансеризация. Сам. работа 3 10 УК-1, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Раздел 2. Управление охраной труда в организации
2.1. Организация управления и работы по охране труда на предприятии. Проведения специальной оценки условий труда (СОУТ). Лекции 3 2 УК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2
2.2. Организация обучения по охране труда и видам отраслевой деятельности.Общие требованию к содержанию программ обучения по охране труда, инструктажам по охране труда, инструкциям по охране труда. Анализ содержания программ обучения,инструктажам, инстуркцияем по охране труда. Лекции 3 2 УК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2
2.3. Идентификация опасностей и оценка профессиональных рисков на промышленном предприятии. Анализ методов оценки уровней профессиональных рисков и снижению уровней таких рисков. Практические 3 4 УК-1, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2
2.4. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, молока или других равноценных пищевых продуктов, обеспечение работников лечебно-профилактическим питанием на основании СОУТ. Практические 3 4 УК-1, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2
2.5. Контроль соблюдения требований безопасности при эксплуатации технологического оборудования, инструментов.Основы промышленной безопасности на предприятии. Эксплуатация опасных производственных объектов. Организация контроля за безопасным проведением работ. Практические 3 4 УК-1, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2
2.6. Принятие мер по устранению нарушений требований охраны труда, в том числе по обращениям работников Сам. работа 3 8 УК-1, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2
2.7. Управление риском.Функциональная схема СУОТ предприятия.Основные задачи службы охраны труда.Комитеты (комиссии) по охране труда. Сам. работа 3 10 УК-1, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2
2.8. Социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Сам. работа 3 7 УК-1, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
Раздел 3. Организация контроля и предупреждения производственного трамватизма и профессиональных заболеваний.
3.1. Организация государственного надзора и контроля в сфере труда федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, проведение общероссийского мониторинга условий и охраны труда. Лекции 3 2 УК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2
3.2. Расследование, оформление (рассмотрение), учет микроповреждений (микротравм), несчастных случаев на производстве. Практические 3 4 УК-1, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2
3.3. Анализ состояние производственного травматизма и профессиональных заболеваний, результативности принимаемых мер по устранению выявленных нарушений. Практические 3 2 УК-1, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2
3.4. Оформление документов о несчастном случае на производстве. Проведение внепланового инструктажа работникам по охране труда на рабочем месте. Проверка знаний работников по охране труда. Сам. работа 3 15 УК-1, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2
3.5. Оказание методической помощи руководителям структурных подразделений в разработке локальных нормативных актов для проведения обучения по охране труда Сам. работа 3 11 УК-1, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Размещены в фондах оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Размещены в фондах оценочных средств
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонды оценочных средств размещены в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под. ред. Русака О.Н. Безопасность и охрана труда: С.-Пб., 2001
Л1.2 Беляков Г.И. Охрана труда и техника безопасности: Учебник3-е изд. : М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под. ред. И.Г. Гетия Безопасность жизнедеятельности. Практические занятия: М.: «Колос», 2002
Л2.2 П. П. Васильев Практикум по безопасности жизнедеятельности человека, экологии и охране труда: М. : Финансы и статистика, 2004
Л2.3 Графкина М.В. Охрана труда: учебное пособие : Москва : Издательство "ФОРУМ", 2017 znanium.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Управление охраной труда на предприятии
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 46192494 от 26.11.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
Open Office, http://www.openoffice.org/license.html
3D Canvas, http://amabilis.com/products/
Blender, https://www.blender.org/about/license/
Visual Studio, https://code.visualstudio.com/license
Python c расширениями PIL, Py OpenGL, https://docs.python.org/3/license.html
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
XnView, http://xnviewload.ru/
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
GIMP, https://docs.gimp.org/2.8/ru/
Inkscape, https://inkscape.org/en/about/license/
Chrome; http://www.chromium.org/chromium-os/licenses
Eclipse (PHP,C++, Phortran), http://www.eclipse.org/legal/eplfaq.php
Компас график LT 5.9; http://download.ascon.ru/public/Kompas-3D_LT_V12/License_LT_ru_2012.pdf
DjVu reader, http://djvureader.org/
Lazarus, http://wiki.lazarus.freepascal.org/Lazarus_Faq#Licensing
Smart Notebook, http://www.whiteboardblog.co.uk/2010/12/smart-notebook-licence-and-activation/
Putty, https://putty.org.ru/licence.html
VLC, http://www.videolan.org/legal.html
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
R STUDIO (open source), http://www.rstudio.com/
MingGW, http://mingw.org/license
Scilab, http://www.scilab.org/en/scilab/license
Audacity, https://www.audacityteam.org/about/license
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4. Министерство здравоохранения рф: официальный сайт. (http://www.rosminzdrav.ru)
5. Научно-практический и учебно-методический журнал бжд. (http://www.novtex.ru)
6. Нормативная документация по охране труда (http://www.tehdoc.ru)
7. Официальный сайт министерства транспорта рф. (http://www.mintrans.ru)
8. Официальный сайт мчс. (http://www.mchs.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
521К лаборатория инженерно-технических систем защиты техносферы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; стол весовой; сьло лабораторный; доска меловая 1шт.; сейф для хранения приборов; шкафы для хранения оборудования, лабораторной посуды и материалов; медицинская кушетка; стационарный экран: - 1 единица; тонометры, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий, аспиратор для отбора проб воздуха АПВ-4-12/220В-40; дозиметр ДБГ-06Т; измеритель длины лазерный PLR; люксметр ТКА-ПКМлюксметр+УФ-Радиометр; печь муфельная SNOL; пирометр Самоцвет С500; универсальный учебный комплекс для мониторинга водной/воздушной среды на базе AsusX51RL.
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям:
Посещение лекций является обязательным и, в случае пропуска лекции, обучающийся должен изучить ее содержание самостоятельно. Перед началом курса, на вводной лекции преподаватель, сообщает о форме, в которой будет проводиться диалог с обучающимися на лекционных занятиях. Обучающиеся получают право задавать вопросы по теме лекции только после ее окончания. Специально для этой цели преподаватель в обязательном порядке оставляет 5- 10 минут в конце лекции. Обучающимся необходимо записывать все возникающие по ходу лекции вопросы, а затем, с разрешения преподавателя, задать их. Если после первоначального объяснения преподавателя остались невыясненные положения, их стоит уточнить. В то же время, следует задавать лишь действительно важные вопросы – остальные менее значительные с пользой для всех могут быть разобраны на практическом занятии. Материал, излагаемый преподавателям, необходимо конспектировать. Для этого следует помнить, что конспект – не дословно записанная речь преподавателя, а сжатое, ёмкое смысловое содержание лекции, включающее основные ее аспекты, дополнительные пояснения лектора и пометки самого автора конспекта, то есть обучающегося. Рекомендуется вести конспект лекции следующим образом:
-каждый смысловой раздел целесообразно начинать с абзаца с новой строки;
- при появлении интересных мыслей, вопросов по поводу соответствующей информации, или услышав важный комментарий преподавателя, обучающийся может отметить это таким образом, чтобы было ясно, к какому разделу лекции эти пометки относятся, насколько важными их считает преподаватель, какое внимание следует уделить подробному их анализу, изучению.
Кроме того, позже, при самостоятельном изучении соответствующей теме учебной и научной литературы, рекомендуется делать дополнительные пометки, которые помогут качественно подготовиться к контролю знаний (сноски на страницы учебника, монографии, альтернативные или сходные авторские определения, примеры, статистические данные и прочее). В зависимости от значимости текста целесообразно выделять его цветным маркером. В случае, когда преподаватель даёт лекции не в традиционной, а в интерактивной форме, необходимо внимательно выслушать правила и активно работать, выполняя указания преподавателя.

Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям:
Подготовка к практическому занятию, основной задачей которого является углубление знаний по дисциплине, в основном, должна основываться на конспектах лекций, учебном материале, а также на новейших источниках – статьях из рекомендованных журналов, материалах сети «Интернет». Кроме того, практическое занятие может включать и мероприятия по контролю знаний по дисциплине в целом. Возможен тестовый контроль знаний, в ходе которого выявляется степень усвоения студентами понятийного аппарата и знаний дисциплины в целом. При подготовке к практическому занятию обучающийся должен изучить все вопросы, предлагаемые по данной теме и заполнить рабочую тетрадь. При этом обучающийся должен иметь конспект лекций и сделанные конспекты вопросов, рекомендованные для практического занятия.
Для того чтобы практические занятия приносили максимальную пользу, необходимо помнить, что упражнение и решение задач проводятся по вычитанному на лекциях материалу и связаны, как правило, с детальным разбором отдельных вопросов лекционного курса. Следует подчеркнуть, что только после усвоения лекционного материала с определенной точки зрения (а именно с той, с которой он излагается на лекциях) он будет закрепляться на практических занятиях как в результате обсуждения и анализа лекционного материала, так и с помощью решения проблемных ситуаций, задач. При этих условиях студент не только хорошо усвоит материал, но и научится применять его на практике, а также получит дополнительный стимул (и это очень важно) для активной проработки лекции.
При самостоятельном решении задач нужно обосновывать каждый этап решения, исходя из теоретических положений курса. Если студент видит несколько путей решения проблемы (задачи), то нужно сравнить их и выбрать самый рациональный. Полезно до начала решения составить краткий план решения проблемы (задачи). Решение проблемных задач или примеров следует излагать подробно, вычисления располагать в строгом порядке, отделяя вспомогательные вычисления от основных. Решения при необходимости нужно сопровождать комментариями, схемами, чертежами и рисунками.
Следует помнить, что решение каждой учебной задачи должно доводиться до окончательного логического ответа, которого требует условие, и по возможности с выводом. Полученный ответ следует проверить способами, вытекающими из существа данной задачи. Полезно также (если возможно) решать несколькими способами и сравнить полученные результаты. Решение задач данного типа нужно продолжать до приобретения твердых навыков в их решении.

Методические указания к самостоятельной работе:
Самостоятельная работа студентов – это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: углубленный анализ материалов лекций; работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях; выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков. В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга. При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: с целью снятия возможных затруднений; с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов обеспечена электронными учебно-методическими ресурсами (система Moodle), возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet.

Методические указания к зачету/экзамену:
Изучение дисциплины «Управление охраной труда на предприятии» завершается зачетом в 3 семестре. Подготовка к зачету способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к зачету/экзамену, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На зачете/экзамене студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине.
Требования к организации подготовки к зачету/экзамену те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов.
Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний.