МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Фотограмметрия и дистанционное зондирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки21.03.02. Землеустройство и кадастры
ПрофильОценка земли и управление объектами недвижимости
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план21_03_02_Землеустройство и кадастры_ОЗиУОН-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., зав. кафедрой экономической географии и картографии, Крупочкин Е.П.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Фотограмметрия и дистанционное зондирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 978)

составлена на основании учебного плана:
21.03.02 Землеустройство и кадастры
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 08.06.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 08.06.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.развитие у бакалавров навыков использования методов ДЗ при съемке земной поверхности и при решении прикладных задач, формирование навыков применения фотографической техники и специализированных программных продуктов при обработке аэрокосмических снимков и снимков, полученных с поверхности земли; приобретение знаний о физических основах производства аэро- и космических съёмок, геометрических свойствах снимков, технологий фотограмметрической обработки и дешифрования снимков, приобретения навыков применения данных дистанционного зондирования в геодезии, землеустройстве и кадастрах.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен проводить измерения и наблюдения обрабатывать и представлять полученные результаты с применением информационных технологий и прикладных аппаратно-программных средств
ОПК-4.1 Знает порядок, способы и методы проведения измерений и наблюдений для получения информации необходимой для решения профессиональных задач в области землеустройства и кадастров, а также порядок предоставления результатов проведенной работы
ОПК-4.2 Знает возможности информационных технологий и прикладных аппаратно-программных средств используемых для решения профессиональных задач в области землеустройства и кадастров
ОПК-4.3 Умеет определять необходимый инструментарий для проведения измерений, наблюдений и представления полученных результатов с учетом оптимального выбора необходимой информационной технологии и прикладного аппаратно-программного средства для решения профессиональных задач в области землеустройства и кадастров
ОПК-4.4 Владеет навыками обработки и представления результатов проведённых измерений и наблюдений с оптимально подобранным прикладным аппаратно-программным средством
ПК-2Способнен осуществлять камеральную обработку результатов инженерно-геодезических изысканий, полученных с использованием всех типов геодезического оборудования, цифровых средств и технологий для создания цифровых моделей местности
ПК-2.1 Знает принципы действия и устройство приборов и инструментов для инженерно-геодезических изысканий и метрологическое обеспечение геодезических приборов и инструментов, методы и технологии камеральной обработки результатов инженерно-геодезических изысканий
ПК-2.2 Умеет использовать все типы геодезического оборудования, приборы, предназначенными для выполнения инженерно-геодезических изысканий
ПК-2.3 Владеет навыками использования цифровых средств и технологий для просмотра, анализа и редактирования цифровых моделей местности и их структурных элементов
ПК-5Способен планировать виды инженерно-геодезических изысканий для градостроительной, кадастровой, землеустроительной деятельности и разрабатывать программу их выполнения
ПК-5.1 Нормативно-правовые акты, методические и локальные нормативные акты, регламентирующие выполнение инженерно-геодезических изысканий
ПК-5.2 Умеет планировать и организовывать выполнение конкретного вида инженерно-геодезических работ в соответствии с правилами
ПК-5.3 Владеет навыками поиска и анализа информации, хранящейся в банках геопространственных данных
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.порядок, способы и методы проведения измерений и наблюдений для получения информации необходимой для решения профессиональных задач в области землеустройства и кадастров, а также порядок предоставления результатов проведенной работы, возможности информационных технологий и прикладных аппаратно-программных средств используемых для решения профессиональных задач в области землеустройства и кадастров, принципы действия и устройство приборов и инструментов для инженерно-геодезических изысканий и метрологическое обеспечение геодезических приборов и инструментов, методы и технологии камеральной обработки результатов инженерно-геодезических изысканий, нормативно-правовые акты, методические и локальные нормативные акты, регламентирующие выполнение инженерно-геодезических изысканий
3.2.Уметь:
3.2.1.определять необходимый инструментарий для проведения измерений, наблюдений и представления полученных результатов с учетом оптимального выбора необходимой информационной технологии и прикладного аппаратно-программного средства для решения профессиональных задач в области землеустройства и кадастров, использовать все типы геодезического оборудования, приборы, предназначенными для выполнения инженерно-геодезических изысканий, планировать и организовывать выполнение конкретного вида инженерно-геодезических работ в соответствии с правилами
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками обработки и представления результатов проведённых измерений и наблюдений с оптимально подобранным прикладным аппаратно-программным средством, навыками использования цифровых средств и технологий для просмотра, анализа и редактирования цифровых моделей местности и их структурных элементов, навыками поиска и анализа информации, хранящейся в банках геопространственных данных

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие сведения о фотограмметрии
1.1. Предмет фотограмметрии, ее содержание и задачи. Фототопография и фототопографические съемки. Прикладная фотограмметрия. История развития фотограмметрии Лекции 5 3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. История развития фотограмметрии Сам. работа 5 5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Оптические и геометрические основы фотограмметрии
2.1. Построение изображения в фотокамере. Характеристика фотографических объективов. Характеристика фотографических материалов. Принцип получения цифровых снимков. Центральная проекция снимка и ортогональная проекция плана. Элементы центральной проекции и ее свойства. Получение снимков местности. Технические средства аэро- и наземной фотосъемки. Летательные аппараты. Аэрофотоаппараты. Вспомогательное аэрофотосъёмочное оборудование. Оборудование для фотографирования с земли. Основные характеристики фотограмметрических цифровых камер. Лекции 5 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Изучение устройства аэрофотоаппарата (АФА). Лабораторные 5 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Изучение устройства лазерных и радарных съемочных систем. Лабораторные 5 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Оптические и геометрические основы фотограмметрии Сам. работа 5 10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Аналитические основы одиночного снимка
3.1. Системы координат точек местности и снимка. Элементы ориентирования снимка. Зависимость между пространственными и плоскими координатами точки снимка. Зависимость между координатами точки местности и снимка. Зависимость между координатами точки горизонтального и наклонного снимков. Масштаб снимка. . Смещение точек и искажение направлений, вызванное наклоном снимка. Смещение точек и направлений на снимке, вызванное рельефом местности. Определение элементов внешнего ориентирования снимка. Лекции 5 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Изучение способов проведения плановой съемки и стереосъемки. Лабораторные 5 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Аналитические основы одиночного снимка Сам. работа 5 5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Теория пары снимков
4.1. Стереоскопическая пара снимков и элементы ее ориентирования. Зависимость между координитами точки местности и координатами ее изображения на паре снимков. Элементы взаимного ориентирования пары снимков. Уравнение взаимного ориентирования пары снимков. Определение элементов взаимного ориентирования. Построение модели с преобразованием связок проектирующих лучей. Внешнее ориентирование модели. Двойная обратная пространственная фотограмметрическая засечка. Особенности теории наземной фотограмметрии. Основные виды наземной стереофотограмметрической съемки. Лекции 5 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Изучение элементов центральной проекции, свойств и искажений снимка. Лабораторные 5 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.3. Построение на аэрофотоснимках элементов центральной проекции. Лабораторные 5 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.4. Построение изображения фигуры с заданными координатами на эпюре сжатия и растяжения. Лабораторные 5 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.5. Теория пары снимков Сам. работа 5 5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Стереоскопическое зрение, измерение снимков и модели
5.1. Основы стереоскопического зрения. Стереоскопический эффект, простейшие стереоприборы. Особенности измерения цифровых снимков. Лекции 5 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.2. Геометрическая коррекция АФС Лабораторные 5 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.3. Построение изображения фигуры с заданными координатами на эпюре сжатия и растяжения. Лабораторные 5 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.4. Стереоскопическое зрение, измерение снимков и модели Сам. работа 5 5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 6. Технологии фототопографических съемок
6.1. Основные технологические схемы. Стереотопографический метод АФС. Технологически схемы. Летно-съемочный процесс. Трансформирование снимков и составление фотоплана. Понятие о привязке снимков. Фототриангуляция. Технологии, основанные на обработке фотоснимков. Ортофототрансформирование. Автоматизация обработки снимков на фотограмметрическом оборудовании. Особенности цифрового трансформирования и составления фотоплана. Назначение и области применения цифрового трансформирования снимков. Точности цифровых трансформированных фотоснимков и фотопланов. Основные сведения о векторизации. Построение цифровых моделей. Лекции 5 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.2. Расчет параметров топографической АФС Лабораторные 5 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.3. Определение масштаба аэрофотоснимка. Лабораторные 5 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.4. Технологии фототопографических съемок Сам. работа 5 5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 7. Понятие о дистанционном зондировании
7.1. Дистанционное зондирование и аэрокосмические методы: понятия и содержание. Виды дистанционного зондирования Земли. Съемочные системы в ДЗЗ. Пассивная и активная съемка. Мультиспектральная съемка. Классификация снимков и съемочных систем. Методы дешифрирования цифровых снимков и их использование в землеустройстве и кадастре Лекции 5 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
7.2. Методы преобразования координат с помощью пакетов программ: ГИС MapInfo, GeoCalculator (ЦФС Photomod), пакет ENVI 5.0 Лабораторные 5 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
7.3. Геопривязка снимков с использованием пакета ENVI 5.0. Лабораторные 5 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
7.4. Методыдешифрирования на основе алгоритмов классификации с обучением и без обучения (пакет ENVI 5.0) Лабораторные 5 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
7.5. Понятие о дистанционном зондировании Сам. работа 5 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
7.6. Подготовка к экзамену Экзамен 5 27 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Снимок это:
1)ортогональная проекция участка местности;
2)центральная;
3)коническая;
4)конформная.
2.Можно ли использовать снимок в качестве плана?
1)Да;
2)Частично;
3)Нет;
4)После соответствующего преобразования;
5)При 3х кратном увеличении.
3. Масштаб снимка вычисляется по формуле:
1) 1/m=B/b;
2) 1/m=f/Hф;
3) 1/m=∆P/Xл;
4) 1/m=lm/Lм*f;
5) 1/m=f/Yn.
4.Подставьте в формулу h= ∆Р/(…+∆р)*Нф одно из обозначений
1) f;
2) m;
3) b;
4) α;
5) Xл.
5. Оптическая ось совпадает с
1) осью Zф ;
2) осью Хф;
3) осью Yф ;
4) базисом съемки;
5) линией главного вертикала VV.
6. Элементы ориентирования снимка это:
1) элементы, ориентирования относительно объектов местности; 2)элементы, определяющие положения снимка а пространстве во время сьемки;
3) элементы, определяющие положения снимка относительно уровенной поверхности;
4) элементы определяющие положение снимка относительно штатива.
5) элементы, определяющие положение относительно осевогомередиана
7. В какой системе координат измеряются координаты на снимке
1) в полярной;
2) в геодезической;
3) в системе координат снимка;
4) в географической;
5) условной;
8. Трансформирование снимков это:
1) устранение искажений, обусловленных «рельефностью» объекта и углом наклона снимка;
2) устранение искажений обусловленных только углом наклона;
3) устранение искажений, обусловленных только «рельефностью» объекта;
4)устранение фотографических дефектов;
5) преобразование центральной проекции в проекцию близкой к ортогональной с устранением искажений.
9. Укажите систему координат на снимке (фототеодолитном):
1) XOY;
2) ZOX;
3) ZOY;
4) XOHф;
5)YOHф.
10. Для чего съемка объекта производится с двух точек (базис) ?
1) для контроля съемки ;
2) для получения объемного изображения объекта;
3) для более детального изучения изображений;
4) для устранения нерезкости;
5) для однозначного определения точки местности в пространстве.
11. Фотограмметрическое нивелирование выполняется с помощью:
1) нивелира;
2) фототрансформатора;
3) стереокомпаратора;
4) стереоскопа;
5) теодолита.
12. Универсальный фотограмметрический прибор позволяет создать по стереопаре:
1) план;
2) карту;
3) план и карту;
4) только план;
5) профиль по заданному направлению.
13. Цифровые съемочные камеры при диагностики дорог позволяют:
1) определить дефекты покрытия проезжей части;
2) элементы круговой кривой;
3) дефекты и геометрические параметры дороги;
4) толщину слоев покрытия;
5) радиус вертикальной кривой.
14. В процессе топографического дешифрирования снимков получают информацию:
1) о рельефе местности;
2) о ситуации;
3) о взаимном положении объектов;
4) о рельефе и ситуации;
5) только количественную.
15. При дешифрировании линейных объектов по снимкам используются:
1) прямые признаки;
2) косвенные;
3) только прямые;
4) и прямые и косвенные;
5) только косвенные.
16. Автоматизированный компаратор позволяет:
1) составить план;
2) построить профиль по заданному направлению;
3) выполнить дешифрирование снимков;
4) определить параллаксы точек;
5) измерить координаты и параллаксы точек.
17. В основе фотограмметрических измерений лежит:
1) принцип мнимой марки;
2) принцип двойного проецирования;
3) сравнение параллаксов точек;
4) построение модели по одному снимку.
5) принцип мнимой марки с возможностью перемещать ее по полю снимков.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Виды инженерно-геодезических, фотограмметрических работ Требования к их выполнению.
2. Теоретические основы фотограмметрии. Элементы проективной геометрии.
3. Основы фотограмметрической оптики.
4. Свойства снимков фотограмметрических съемок.
5. Основы цифровой фотографии.
6. Специальные понятия фотограмметрии.
7. Системы координат.
8. Элементы ориентирования.
9. Параметры фотограмметрических съемок.
10.Аналитические основы фотограмметрии
11.Аэрокосмические и наземные фотосъемочные приборы. Требования к ним.
12.Стереофотограмметрические и специальные камеры.
13.Приборы для обработки фотоснимков
14.Фото трансформирование
15.Электронные фототрансформаторы.
16.Составление фотопланов. Оценка точности.
17.Устройство стереокомпаратора.
18.Универсальные (аналоговые) стереоприборы.
19.Основы технологий фототопографических съемок.
20.Расчет параметров аэросъемки.
21.Расчет параметров фототеодолитной съемки.
22.Организация фотограмметрических съемок.
23.Фотограмметрическое сгущение опорных сетей. Фототриангуляция. Основы применения космической, аэро- и наземной фотосъемки при решении кадастровых задач.
24.Основы применения космической, аэро- и наземной фотосъёмки при решении кадастровых задач.
25.Решение специальных задач по фотограмметрическим материалам при землеустройстве.
26.Дайте определение дешифрирования.
27.Назовите виды дешифрирования.
28.Назовите методы дешифрирования.
29.Какие группы дешифровочных признаков Вам известны?
30.Перечислите прямые дешифровочные признаки.
31.Что такое эталон дешифрирования? Какие виды эталонов Вы знаете?
32.Назовите приборы для дешифрирования изображений объектов местности.
33.Цель топографического дешифрирования снимков.
34.Как производится полевое дешифрирование снимков?
35.В чем достоинство камерального дешифрирования?
36.Какие материалы для дешифрирования Вам известны?
37.Назовите порядок работ при камеральном дешифрировании снимков.
38.Может ли выбираться иной порядок камерального дешифрирования и от чего это зависит.
39.Что проверяется при корректуре снимков?
40.Назовите области применения космических снимков.
41.Какие дешифровочные признаки применяют при работе с космическими снимками?
42.На каких технических средствах происходит обработка космических снимков в настоящее время?
43.Что такое калибровка цифровых съемочных камер.
44.Обновление топографических планов и карт по материалам аэрокосмических съемок.
45.Методы создания 3-Д кадастра.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. В.М. Владимиров. Дистанционное зондирование Земли : учебное пособие Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2014 biblioclub.ru
Л1.2 К.В. Шошина; Р.А. Алешко Геоинформационные системы и дистанционное зондирование. Ч.1.: учебник Архангельск : ИД САФУ, 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Е. Г. Капралов [и др.] Геоинформатика: учеб. для вузов: в 2 кн. Кн.2 М. : Академия, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 kosmosnimki.ru
Э2 maps.kosmosnimki.ru
Э3 Курс в Moodle «Фотограмметрия и дистанционное зондирование» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
ENVI – лицензия Teaching License №503626-1
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
406М лаборатория "Научно-образовательный центр геоинформационных технологий" - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 шт.; компьютеры: ACPI x64-based PC, Intel (R) Core (TM) i5-3470, 3200 MHz, 3200 MHz – 15 ед.; интерактивная доска: Triumph MULTI TOUCH 78 – 1ед.
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Фотограмметрия и дистанционное зондирование»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Фотограмметрия и дистанционное зондирование» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Фотограмметрия и дистанционное зондирование» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Фотограмметрия и дистанционное зондирование» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Фотограмметрия и дистанционное зондирование» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Фотограмметрия и дистанционное зондирование»

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.