МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы экономической географии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки21.03.02. Землеустройство и кадастры
ПрофильУправление земельными ресурсами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план21_03_02_УЗР-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент кафедры экономической географии и картографии, Еремин А.А.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы экономической географии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 21.03.02 ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО И КАДАСТРЫ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.10.2015 г. № 1084)

составлена на основании учебного плана:
21.03.02 Землеустройство и кадастры
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 08.06.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 08.06.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов систематизированных знаний о системе общественно-географических наук и практических навыков проведения социально-экономико-географических исследований территорий различного пространственного охвата.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.3

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способностью использовать знания современных технологий проектных, кадастровых и других работ, связанных с землеустройством и кадастрами
ПК-4 способностью осуществлять мероприятия по реализации проектных решений по землеустройству и кадастрам
ПК-10 способностью использовать знания современных технологий при проведении землеустроительных и кадастровых работ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические основы социально-экономической географии как научной дисциплины.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать и интерпретировать источники общественно-географической информации на региональном, страновом и глобальном уровне для решения конкретных задач в области территориальной организации общества.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.комплексными методами исследования территориальной организации населения и хозяйства на территориях различного пространственного охвата.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теория, история и методы общественной географии
1.1. Теоретические основы социально-экономической географии Лекции 5 2 ОПК-3, ПК-4, ПК-10 Л1.1
1.2. Методология и методика социально-экономико-географических исследований Лекции 5 4 ОПК-3, ПК-4, ПК-10 Л1.1
1.3. Становление и развитие социально-экономической географии Практические 5 4 ОПК-3, ПК-4, ПК-10 Л1.1
Раздел 2. Теории и учения в общественной географии
2.1. Теория территориальной организации общества и регионального развития Практические 5 4 ОПК-3, ПК-4, ПК-10 Л1.1
2.2. Учение о географическом (территориальном) разделении труда Лекции 5 4 ОПК-3, ПК-4, ПК-10 Л1.1
2.3. Учение об экономико-географическом положении Лекции 5 4 ОПК-3, ПК-4, ПК-10 Л1.1
2.4. Экономико-географическое изучение природных условий и ресурсов Практические 5 2 ОПК-3, ПК-4, ПК-10 Л1.1
2.5. Исследование пространственных закономерностей в социально-экономической географии Практические 5 4 ОПК-3, ПК-4, ПК-10 Л1.1
2.6. География населения и социальная география Сам. работа 5 18 ОПК-3, ПК-4, ПК-10 Л1.1
2.7. Отраслевая и территориальная структура народного хозяйства Лекции 5 4 ОПК-3, ПК-4, ПК-10 Л1.1
2.8. Экономико-географическое районирование и территориально-производственное комплексообразование Сам. работа 5 10 ОПК-3, ПК-4, ПК-10 Л1.1
2.9. Социально-экономико-географическое прогнозирование Практические 5 4 ОПК-3, ПК-4, ПК-10 Л1.1
2.10. Новые направления в социально-экономической географии Сам. работа 5 14 ОПК-3, ПК-4, ПК-10 Л1.1
2.11. Политическая география как общественно-географическая наука Сам. работа 5 10 ОПК-3, ПК-4, ПК-10 Л1.1
2.12. Глобальные проблемы человечества: географические аспекты исследования и прогнозирования Сам. работа 5 20 ОПК-3, ПК-4, ПК-10 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1679.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3
Способен использовать знания современных технологий проектных, кадастровых и других работ, связанных с землеустройством и кадастрами

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Какое из определений является неверным?
а. География населения – научная дисциплина, изучающая территориальные группы населения и системы населенных мест, особенности их формирования и развития в различных социальных, экономических и природных условиях..
б. Демография – наука о закономерностях воспроизводства населения в общественно-исторической обусловленности этого процесса.
в. Демография – это самовоспроизводящаяся совокупность людей, проживающих на определенной территории.
ОТВЕТ: в

Вопрос 2. В каком году появился термин «демография»?
а. 1855.
б. 1662.
в. 1798.
ОТВЕТ: а

Вопрос 3. Как рассчитывается специальный коэффициент рождаемости?
а. Как отношение абсолютного числа рождений у женщин определенного возраста к их среднегодовой численности.
б. Как отношение абсолютного числа рождений к средней численности женщин репродуктивного возраста за период.
в. Как отношение абсолютного числа рождений к средней численности населения за период.
ОТВЕТ: б

Вопрос 4. Какую структуру населения можно назвать демографической?
а. Конфессиональную.
б. Этническую.
в. Образовательную.
г. Половозрастную.
ОТВЕТ: г

Вопрос 5. Какая организация считается наиболее авторитетной научной демографической организацией в мире?
а. Отдел народонаселения ООН (UN Population Division).
б. Бюро информации о населении (PRB).
в. Российская академия наук (РАН).
г. Бюро цензов США (US Census Bureau).
ОТВЕТ: а

Вопрос 6. Что собой представляет индекс разводимости?
а. Отношение числа заключенных к числу расторгнутых браков.
б. Разницу между числом расторгнутых и числом заключенных браков.
в. Отношение числа расторгнутых к числу заключенных браков.
ОТВЕТ: в

Вопрос 7. Как иначе называется самосохранительное поведение?
а. Летальное.
б. Витальное.
в. Генеративное.
ОТВЕТ: б

Вопрос 8. Как может быть охарактеризована динамика числа абортов в России за последние три десятилетия?
а. Устойчивое незначительное снижение.
б. Неустойчивая волнообразная траектория.
в. Устойчивое существенное снижение.
ОТВЕТ: в

Вопрос 9. Как рассчитывается коэффициент депопуляции?
а. Как отношение числа умерших к числу родившихся.
б. Как отношение естественного прироста к среднегодовой численности населения.
в. Как произведение суммарного коэффициента рождаемости и доли девочек среди новорожденных.
ОТВЕТ: а

Вопрос 10. Как можно охарактеризовать внешнюю миграцию населения в РФ в качестве компонента демографической динамики?
а. Число выбывающих из страны превышает количество прибывающих.
б. Числа прибывающих и выбывающих примерно равны.
в. Число прибывающих в страну превышает количество выбывающих.
ОТВЕТ: в

Вопрос 11. Каков современный уровень рождаемости в России (в терминах суммарного коэффициента рождаемости)?
а. 0,7-0,8.
б. 1,4-1,5.
в. 1,8-1,9.
г. 2,1-2,2.
ОТВЕТ: б

Вопрос 12. Как рассчитывается коэффициент младенческой смертности?
а. Как абсолютное число смертей на первом году жизни.
б. Как отношение абсолютного числа умерших к средней численности населения за период.
в. Как отношение числа смертей на первом году жизни к общему числу родившихся за год.
ОТВЕТ: в

Вопрос 13. Какое место в мире занимает Россия по численности населения?
а. 7.
б. 8.
в. 9.
г. 10.
ОТВЕТ: в

Вопрос 14. Кто из ученых впервые предложил использовать термин «демография»?
а. Уильям Петти.
б. Жан-Клод Гийяр.
в. Христофор Бернулли.
ОТВЕТ: б

Вопрос 15. В каком году была принята первая Международная классификация болезней травм и причин смерти?
а. 1893.
б. 1897.
в. 1993.
ОТВЕТ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Какая величина суммарного коэффициента рождаемости считается границей простого воспроизводства?
Ответ: 2,1 ребенка на одну женщину.

2. Какая группа причин смерти занимает третье место в структуре смертности по причинам в современной России?
Ответ: Внешние причины смерти.

3. Насколько велик разрыв в ожидаемой продолжительности жизни при рождении мужчин и женщин в России?
Ответ: Ожидаемой продолжительности жизни при рождении женского населения на 9-10 лет больше, чем мужского населения.

4. Какое государственное учреждение в настоящее время в России отвечает за сбор, хранение, обработку и публикацию официальных статистических сведений?
Ответ: Федеральная служба государственной статистики (Росстат).

5. О каких сферах развития населения собирается информация в ходе переписей населения?
Ответ: Информация собирается о демографической, экономической и социальной сферах.

6. На каждую 1000 новорожденных в среднем сколько приходится лиц разного пола?
Ответ: Вторичное соотношение полов составляет 512 мальчиков и 488 девочек.

7. Кто из ученых считается отцом-основателем демографии?
Ответ: родоначальником демографической науки принято считать Джона Граунта

8. Какими методами может проводиться перепись населения?
Ответ: Перепись населения проводится методом опроса и методом самоисчисления.

9. ______________ федеральный округ занимает первое место в РФ по численности населения.
Ответ: Центральный.

10. Какой плотностью населения характеризуется современная Российская Федерация?
Ответ: Плотность населения России составляет около 8-9 человек на кв.км.

11. Что характерно для второй стадии (этапа) демографического перехода?
Ответ: Резко снизившаяся смертность при сохранении высокого уровня рождаемости, население быстро увеличивается.

12. Что такое сальдо миграции?
Ответ: Это миграционный прирост населения, разность чисел прибывших и выбывших.

13. Что такое инфертильность?
Ответ: Отсутствие рождений.

14. Что называется режимом воспроизводства населения?
Ответ: Совокупность параметров, включающая взаимодействие рождаемости, смертности и половозрастной структуры.

15. В чем заключается уникальность демографии в сравнении с другими социальными науками?
Ответ: Демография изучает закономерности воспроизводства населения.

16. Что демонстрирует цена простого воспроизводства населения?
Ответ: Она показывает, сколько девочек в среднем необходимо родить женщине, чтобы обеспечить простую замену материнского поколения.

17. Что такое демографическое старение населения?
Ответ: Это увеличение удельного веса пожилых и старых людей в общей численности населения.

18. Как называется соотношение мальчиков и девочек среди новорожденных?
Ответ: Вторичное соотношение полов.

19. Каким показателем является темп прироста населения территории
Ответ: Относительным интервальным демографическим показателем.

20. Какими особенностями характеризуется регрессивный тип возрастной структуры?
Ответ: Для него характеры очень низкая рождаемость, низкая смертность, население сокращается, большая доля пожилых людей, небольшая доля молодежи.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4
Способен осуществлять мероприятия по реализации проектных решений по землеустройству и кадастрам

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Что такое когорта в демографии?
а. Это группа лиц, объединенных как общим для них возрастом, так и некоторым дополнительным признаком.
б. Это распределение населения по возрастным группам.
в. Это совокупность людей, у которых в один и тот же период времени произошло демографическое событие.
ОТВЕТ: в

Вопрос 2. Как называется отношение численности населения моложе трудоспособного возраста к числу лиц трудоспособного возраста?
а. Коэффициент демографической нагрузки детьми.
б. Коэффициент демографического давления.
в. Коэффициент общей демографической нагрузки.
ОТВЕТ: а

Вопрос 3. Что такое интергенетический интервал?
а. Это система действий, отношений и психических состояний личности, связанных с рождением или отказом от рождения детей.
б. Это период между рождениями первого и второго, второго и третьего и т.д. ребенка.
в. Это период между вступлением в брак и рождением первого ребенка.
ОТВЕТ: б

Вопрос 4. Какая группа причин смерти занимает второе место в структуре смертности по причинам в современной России?
а. Болезни системы кровообращения.
б. Некоторые инфекционные и паразитарные заболевания.
в. Внешние причины.
г. Новообразования.
ОТВЕТ: г

Вопрос 5. Каким образом можно охарактеризовать половой состав населения России?
а. Очень существенное преобладание женского населения (54 / 46 %).
б. Половой баланс (50 / 50 %).
в. Незначительное преобладание женского населения (51 / 49 %).
г. Умеренное преобладание женского населения (52 / 48 %).
ОТВЕТ: а

Вопрос 6. Какую долю в населении России составляют лица моложе трудоспособного возраста?
а. 6 %.
б. 12 %.
в. 18 %.
ОТВЕТ: в

Вопрос 7. Какая группа причин смерти занимает первое место в структуре смертности по причинам в современной России?
а. Болезни системы кровообращения.
б. Некоторые инфекционные и паразитарные заболевания.
в. Внешние причины.
г. Новообразования.
ОТВЕТ: а

Вопрос 8. Какую долю в населении России составляют лица старше трудоспособного возраста?
а. 15 %.
б. 20 %.
в. 25 %.
ОТВЕТ: в

Вопрос 9. Что такое возрастной контингент?
а. Это группа лиц, объединенных как общим для них возрастом, так и некоторым дополнительным признаком.
б. Это распределение населения по возрастным группам.
в. Это совокупность людей, у которых в один и тот же период времени произошло демографическое событие.
ОТВЕТ: а

Вопрос 10. Какую долю в населении России составляют лица трудоспособного возраста?
а. 55-60 %.
б. 60-65 %.
в. 65-70 %.
ОТВЕТ: а

Вопрос 11. Какой режим воспроизводства населения характерен для современной России?
а. Расширенное воспроизводство.
б. Простое воспроизводство.
в. Переход от простого к суженному воспроизводству.
г. Суженное воспроизводство.
ОТВЕТ: г

Вопрос 12. Как рассчитывается коэффициент материнской смертности?
а. Как абсолютное число смертей женщин определенного возраста.
б. Как отношение числа женщин, умерших от осложнений, связанных с беременностью и родами, к общему числу родившихся за год.
в. Как отношение числа смертей на первом году жизни к общему числу родившихся за год.
ОТВЕТ: б

Вопрос 13. Какой режим воспроизводства населения характерен для современного Китая?
а. Расширенное воспроизводство.
б. Простое воспроизводство.
в. Переход от простого к суженному воспроизводству.
г. Суженное воспроизводство.
ОТВЕТ: г

Вопрос 14. Кто из ученых впервые предложил использовать термин «популяционистика»?
а. Уильям Петти.
б. Жан-Клод Гийяр.
в. Христоф Бернулли.
ОТВЕТ: в

Вопрос 15. Какой режим воспроизводства населения характерен для современных США?
а. Расширенное воспроизводство.
б. Простое воспроизводство.
в. Суженное воспроизводство.
ОТВЕТ: б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Какие признаки населения имеют значение для демографии?
Ответ: Наибольшее значение для демографии имеют воспроизводственный, количественный, территориальный признаки населения.

2. Какая группа причин смерти занимает первое место в структуре смертности по причинам в современном мире?
Ответ: Болезни системы кровообращения.

3. Насколько велик разрыв в ожидаемой продолжительности жизни при рождении мужчин и женщин в мире?
Ответ: Ожидаемой продолжительности жизни при рождении женского населения на 5 лет больше, чем мужского населения.

4. Каков современный уровень рождаемости в мире (в терминах суммарного коэффициента рождаемости)?
Ответ: Суммарный коэффициент рождаемости в мире в настоящее время составляет около 2,3 ребенка на одну женщину.

5. Какой континент мира отличается наименьшей плотностью населения и каким значением она характеризуется?
Ответ: Наименьшая плотность населения наблюдается в Океании и составляет около 5 человек на 1 кв.км.

6. С какой целью в демографическом анализе используется половозрастная пирамида?
Ответ: Демографическая пирамида используется для наглядного представления распределения мужчин и женщин по возрастным группам, для изучения динамических и территориальных особенностей демографического развития, для выявления связи половозрастных характеристик и воспроизводства населения, для анализа и корректировки возрастной аккумуляции.

7. Кто из ученых предложил использовать термин «демология» для обозначения науки о населении и когда это произошло?
Ответ: Немецкий экономист и статистик Эрнст Энгель в 1871 году.

8. По каким причинам в начале демографического перехода резко снижается смертность населения?
Ответ: Фундаментальными причинами снижения смертности выступают прогресс науки и медицины, улучшение санитарного состояния общества, повышение уровня жизни населения.

9. ______________ федеральный округ занимает последнее место в РФ по численности населения.
Ответ: Дальневосточный.

10. Какой плотностью населения характеризуется современный мир?
Ответ: Плотность населения мира составляет около 55-60 человек на кв.км.

11. Какие государственные органы ведут текущий учет демографических событий?
Ответ: Текущий учет осуществляют органы записи актов гражданского состояния, органы внутренних дел, пограничная служба.

12. Назовите компоненты демографической динамики для открытого населения.
Ответ: Таковыми выступают рождение, смерть, прибытие, выбытие.

13. Какие категории населения выделяют в демографии при учете населения?
Ответ: Основные категории населения – это постоянное, наличное, юридическое население.

14. Какие мероприятия демографической политики относятся к группе мер экономического характера?
Ответ: Например, пособие матери по беременности и родам, компенсация родителям платы за посещение образовательных учреждений.

15. Какой регион России имеет наименьшую численность постоянного населения?
Ответ: Ненецкий автономный округ.

16. Какой бывает миграция по способу вовлечения в этот процесс?
Ответ: Добровольной, принудительной, вынужденной.

17. Назовите основные характеристики демографического прогноза.
Ответ: Демографический прогноз – это научно обоснованное предвидение основных параметров движения населения и будущей демографической ситуации, демографический прогноз выступает обязательным элементом любых государственных программ и концепций социально-экономического развития, в демографических прогнозах нуждаются все сферы жизни общества.

18. Какой регион России имеет наибольшую численность постоянного населения?
Ответ: Город федерального значения Москва.

19. Какой плотностью населения характеризуется современная Азия?
Ответ: Плотность населения мира составляет около 150 человек на кв.км.

20. Какими особенностями характеризуется прогрессивный тип возрастной структуры?
Ответ: Для него характеры очень высокая рождаемость, высокая или средняя смертность, население увеличивается, небольшая доля пожилых людей, большая доля молодежи.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Что такое народонаселение?
2. Что является предметом изучения географии населения как научной дисциплины?
3. Какие основные направления исследований в области географии населения вы знаете?
4. С какими научными дисциплинами наиболее тесно контактирует география населения?
5. Раскройте значение понятий «демография» и «демографические методы исследования».
6. Для чего необходимо изучать население?
7. Какие международные организации изучают население?
8. В чем заключался недостаток сведений о населении, получаемых в Античности и Средневековье?
9. Что является главными источниками данных о населении? В чем отличие первичных источников демографической информации от вторичных?
10. Когда и в связи с чем стали проводить переписи населения?
11. Что такое «перепись населения» в современном понимании этого слова?
12. В чем заключается принцип одномоментности при проведении переписей населения? Поясните на конкретном примере.
13. Как вы понимаете принцип самоопределения при проведении переписей населения? Поясните на примерах.
14. Что такое переписной лист и какие вопросы он содержит?
15. Сто такое человеческая раса? Какими они бывают? Под воздействием каких факторов меняется расовый состав населения?
16. Какие признаки могут быть положены в основу определения этноса?
17. Охарактеризуйте лингвистическую классификацию народов Земли. Назовите наиболее крупные языковые семьи и относящиеся к ним народы.
18. Опишите содержание концепции этногенеза Л.Н. Гумилева.
19. Какие наиболее многочисленные этносы Земли вы знаете? Где они проживают?
20. Какие существуют основные формы расселения и чем обусловлено различие между ними?
21. Что такое урбанизация и каковы ее основные черты?
22. Как отличается уровень урбанизации по странам и регионам мира?
23. По каким критериям выделяют города? Как классифицировать города по людности?
24. Что такое городская агломерация? По каким критериям она выделяется?
25. Что такое мегалополис и в чем его отличия от агломерации? Приведите примеры мегалополисов мира.
26. Что такое сельское поселение и на какие типы они подразделяются?
27. Как вы понимаете термин «миграция населения»? Какими показателями характеризуется этот процесс?
28. Сколько стадий включает миграционный процесс и что они собой представляют?
29. По каким признакам можно классифицировать миграции населения? Назовите как можно больше критериев.
30. В чем смысл понятия «демографическая политика»? С какими целями она проводится? Приведите примеры для разных стран и исторических периодов.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Под воздействием каких факторов сформировалось в исторический период расселение населения России? Продемонстрируйте течение процессов на карте.
2. Что такое главная полоса расселения и чем она характеризуется? Покажите на карте.
3. Как изменяется плотность населения по регионам России? Где наблюдаются наибольшие и наименьшие ее показатели. Покажите на карте.
4. Какая часть населения России проживает в городской местности и какую часть из них занимает население крупных городов?
5. Сколько в России городов-миллионеров? Назовите их и покажите на карте.
6. Какие наиболее населенные территории и регионы страны вы знаете? Покажите на карте.
7. Каков удельный вес основных возрастных групп населения России? Как изменялись во времени эти показатели?
8. В каких регионах России наибольший и наименьший удельных вес населения моложе трудоспособного возраста? Покажите их на карте.
9. Какие регионы страны характеризуются наибольшими и наименьшими показателями доли лиц послетрудоспособного возраста? Покажите их на карте.
10. Как изменяется по территории России показатели среднего возраста населения? Как они рассчитываются?
11. Какова в настоящее время ожидаемая продолжительность жизни населения в России и как она изменялась на протяжении советского и постсоветского периодов существования страны?
12. Охарактеризуйте половые различия в показателях продолжительности жизни в России и ее отдельных регионов? Где наблюдаются наибольшие значения этих различий? В каких регионах страны картина заметно отличается от среднероссийской?
13. С чем связаны особенности конфигурации демографической пирамиды современной России? Какими событиями сформированы основные демографические волны?
14. К какому типу половозрастной пирамиды относятся пирамиды населения России по данным переписей 1897, 1970 и 2021 гг.?
15. Какие наиболее многочисленные народы России вы знаете? Назовите и покажите территории их расселения.
16. В каких регионах России русские составляют меньшую часть населения? Покажите на карте.
17. В каких регионах страны проживает большая часть татарского этноса?
18. Какие из проживающих в России кавказских народностей являются наиболее многочисленными? В каких регионах страны они проживают?
19. Какие из финно-угорских народов России вы знаете и где они проживают?
20. Как образовалась этническая группа российских немцев и где они проживают?
21. Какие коренные малочисленные народы Севера вы знаете? Где они проживают? Покажите на карте.
22. Какие из народов России являются, преимущественно, христианами православного вероисповедания?
23. В каких регионах России и среди каких этносов основным вероисповеданием является буддизм? Покажите на карте.
24. Среди каких народов России большинство верующих являются мусульманами? Покажите на карте, где они расселены.
25. Как изменялись показатели рождаемости в России за последние сто лет.
26. В каких регионах России наблюдается наибольшая и наименьшая смертность населения и почему? Покажите на карте.
27. Как изменяется по территории России коэффициент младенческой смертности и с чем это связано?
28. Какие наиболее крупные эмиграционные потоки из России в исторический период вы знаете? Приведите примеры.
29. В чем особенности внутренних миграций населения в советский период?
30. Какие регионы России имеют наибольшие темпы оттока населения, а какие имеют наибольший приток мигрантов? Покажите эти регионы на карте. Объясните причины.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Голубчик М.М., Макар С.В., Носонов А.М., Файбусович Э.Л. Социально-экономическая география: Учебник для академического бакалавриата Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «Основы экономической географии» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)
Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики России (http://gks.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Основы экономической географии»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Основы экономической географии» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Основы экономической географии» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Основы экономической географии» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Основы экономической географии» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Основы экономической географии»

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.