МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Ландшафтное планирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки21.03.02. Землеустройство и кадастры
ПрофильУправление земельными ресурсами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план21_03_02_УЗР-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Барышникова О.Н.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Ландшафтное планирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 21.03.02 ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО И КАДАСТРЫ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.10.2015 г. № 1084)

составлена на основании учебного плана:
21.03.02 Землеустройство и кадастры
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ненашева Г.И., к.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой Ненашева Г.И., к.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.1.1. Формирование навыков применения знаний о фундаментальных закономерностях организации природной среды в ландшафтном планировании.
1.2. Задачи курса
1.3. - дать представление о целях ландшафтного планирования как составной части региональной политики и регионального развития;
1.4. - познакомиться с отечественным и зарубежным опытом ландшафтного планирования;
1.5. - освоить теорию ландшафтного планирования;
1.6. - ознакомиться с нормативно-правовым обеспечением ландшафтного планирования;
1.7. - освоить приемы и методы ландшафтного планирования и проектирования;
1.8. - приобрести навыки составления ландшафтных планов разных масштабов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.8

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью использовать знания о земельных ресурсах для организации их рационального использования и определения мероприятий по снижению антропогенного воздействия на территорию
ПК-2 способностью использовать знания для управления земельными ресурсами, недвижимостью, организации и проведения кадастровых и землеустроительных работ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- теорию ландшафтного планирования;
- методы и технологии ландшафтного планирования;
- нормативно-правовые основы создания и реализации ландшафтных планов.
3.2.Уметь:
3.2.1.- осуществлять сбор информации на инвентаризационном этапе;
- обосновывать выбор критериев оценки состояния компонентов природной среды;
- проводить функциональное зонирование территории;
- разрабатывать содержание тематических и синтетических карт;
- создавать карты и другие документы, завершающий ландшафтное планирование;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками работы с источниками информации, необходимой для создания ландшафтных планов;
- сбора ландшафтной информации на инвентаризационном и оценочном этапах исследования;
- навыками работы методами ландшафтного планирования;
- навыками работы современными компьютерными технологиями обработки исходных данных и составления карт;
- навыками применения теоретических знаний для создания ландшафтных программ и планов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Ландшафтное планирование
1.1. Научно-методические принципы ландшафтного планирования. Геоэкологическая концепция создания культурных ландшафтов Лекции 3 6 ОПК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.2. Нормативно-правовое обеспечение ландшафтного планирования Лекции 3 6 ОПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.3. Структура ландшафтного плана и этапы его составления Лекции 3 6 ОПК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.4. Характеристика части территории природной зоны как основа разработки ландшафтной программы и рамочного ландшафтного плана Практические 3 2 ОПК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.5. Характеристика положения территории планирования в схеме экономико-географического районирования Практические 3 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.6. Разработка структуры ландшафтной программы Практические 3 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.7. Правовые основы ландшафтного планирования и экологического проектирования Практические 3 2 ОПК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.8. Подготовка нормативно-технологической базы ландшафтного планирования для конкретной территории Практические 3 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.9. Разработка содержания рамочного ландшафтного плана региона Практические 3 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.10. Разработка ландшафтно-экологического каркаса как основы ландшафтного планирования Практические 3 2 ОПК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.11. Разработка структуры ландшафтного плана конкретной территории Практические 3 2 ОПК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.12. Создание отраслевых карт Практические 3 4 ОПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.13. Создание интегральных карт для ландшафтного планирование Практические 3 4 ОПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.14. Создание интегральных карт для рамочного ландшафтного плана Сам. работа 3 8 ОПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.15. Разработка структуры ландшафтного плана для конкретной территории Сам. работа 3 9 ОПК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.16. Разработка карт ландшафтного плана для конкретной территории Сам. работа 3 11 ОПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.17. Подготовка презентаций для семинарских занятий Сам. работа 3 11 ОПК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1234

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-2: способностью использовать знания для управления земельными ресурсами, недвижи-мостью, организации и проведения кадастровых и землеустроительных работ

1 _______ - это части территории, которые защищают ядра и коридоры экологического кар-каса от внешних воздействий.
2 _______ - это план части городского округа, квартала, микрорайона, села, территории предприятия (масштаб 1:25 000 до 1:5 000), включающий в себя не только научное обосно-вание конкретного проекта ландшафтного обустройства территории, но и дизайн проект её озеленения.
3 _______ - качественно своеобразные тела, однородные по агрегатному составу, наличию или отсутствию жизни.
4 В 1906 г. Отто Шлютер дал следующее определение понятию ________: ««Kulturlandschaft» - это ландшафт созданный в процессе культурной адаптации человека к окружающей среде». В рамках геоэкологической концепции культурными принято называть не все антропогенные ландшафты, а только те из них, в которых можно наблюдать гармони-ческое единство их природной, социальной и технической составляющих.
5 ________ это совокупность методических инструментов, используемых для построения такой пространственной организации деятельности общества в конкретных ландшафтах, ко-торая обеспечивала бы устойчивое природопользование и сохранение основных функций этих ландшафтов как системы поддержания жизни;во-вторых, это коммуникативный про-цесс, в который вовлекаются все субъекты природоохранной и хозяйственной деятельности на территории планирования и который обеспечивает выявление интересов природопользо-вателей, проблем природопользования, решение конфликтов и разработку согласованного плана действий и мероприятий.
6 _________ это совокупность карт и текстов, по своему составу в целом подобных таковым рамочного плана, но предназначенных для согласованного решения задач охраны природы и землепользования конкретными субъектами хозяйственной деятельности и органами управ-ления на низшем административно-территориальном уровне; оценки и рекомендации ланд-шафтного плана основываются на крупномасштабном (достаточно детальном) анализе тер-ритории планирования, обеспечивающем реализацию конкретных программ и проектов природопользования и развития территории.
7 __________ освоенного человеком ландшафтного пространства – это деление его на участ-ки, предназначенные для выполнения определенных социально-экономических и экологи-ческих функций
8 _________ это комплекс взаимодействующих между собой природных, природно-антропогенных и искусственных систем, обеспечивающих условия сохранения здоровой окружающей среды.
9 _________ сложно организованные, природные и природно-антропогенные геосистемы региональной размерности.
10 Верно или неверно. В законодательстве Российской Федерации не существует специаль-ного закона о ландшафтном планировании, в котором была бы чётко регламентирована процедура ландшафтного планирования и содержание разделов ландшафтных планов.
11 Верно или неверно. В статье 15 Земельного кодекса РФ (2001) определены общие пред-ставления о выделении территориальных зон, включая рекреационные земли, особо охраня-емые объекты.
12 Верно или неверно. Для территорий административных районов, входящих в тот или иной субъект Российской Федерации, составляются рамочные ландшафтные планы в мас-штабе от 1:200 000 до 1: 100 000.
13 "_______" управление направлено на мобилизацию природных сил самого ландшафта для поддержания его устойчивости. Оно производится путем воздействия главным образом на биоту и природные воды.
14 "________" ландшафтное регулирование производится, как правило, путем создания ин-женерно-технических сооружений: гидроузлов, плотин, шлюзов, каналов, всевозможного рода защитных сооружений в виде дамб, волноломов, водоотводов, опорных стенок, водо-сливных лотков и т. п.
15 "________", согласно которому поддержание, разрушающегося инженерно-технического сооружения обходится подчас дороже строительства нового

Ответы:

1 Буферные зоны
2 Зелёный план
3 Компоненты ландшафта
4 Культурный ландшафт
5 Ландшафтное планирование
6 Ландшафтный план
7 Функциональное зонирование
8 Экологическая инфраструктура
9 Ландшафт
10 Верно
11 НЕверно
12 Верно
13 Мягкое
14 Жесткое
15 правило старого автомобиля


1 Ландшафтная программа — это:
А - обзорный плановый документ (карты и пояснительный текст к ним), регламентирующий развитие целого региона, определяющий основные направления природопользования и со-ответствующие им функциональные зоны на территории планирования;
Б - программа исследования ландшафтов;
В – программа развития экономики региона;
Г – схема физико-географического районирования территории планирования.
Ответ: А

2. Рамочный ландшафтный план — это:
А - совокупность карт и текстов, содержащих среднемасштабные характеристики природно-ресурсного потенциала, реального использования территории, задач охраны природы и, а также рекомендации по экологически целесообразному природопользованию и целям раз-вития территории планирования;
Б - ландшафтный план, оконтуренный рамкой;
В - план озеленения территории;
Г - план части городского округа, квартала, микрорайона, села, террито-рии предприятия (масштаб 1:25 000 до 1:5 000).
Ответ: А

3. Линейные элементы экологического каркаса территории:
А- транспортная сеть;
Б - экологические коридоры, поддерживающие целостность каркаса за счет связывания ре-зерватов;
В – административные границы;
Г- природные границы.
Ответ: Б

4. Основная функция буферных зон – это:
А – защита других элементов экологического каркаса от антропогенной активности;
Б – осуществление рекреационной деятельности;
В – водоохранная функция;
Г - защита населения.
Ответ: а

5. В чём суть адаптивного или вынужденного ландшафтного планирования?
А - выработка населением ландшафта приемов хозяйственной деятельности, позволяющих ему выживать в конкретных природных условиях.
Б - коренное преобразование структуры ландшафтов.
В – мягкое управление ландшафтом.
Г – жесткое управление ландшафтом.
Ответ: а

6. Что такое «адвокатская планировка»?
А - планировка, которую осуществляют адвокаты.
Б - практическая реализация законов после их истолкования юристами, действующими от имени и в пользу своих клиентов или планировочных комиссий.
В – применение природоохранного законодательства в ландшафтном планировании;
Г- реализация положений экологического права.
Ответ: б

7. Экологическая ёмкость ландшафта (по отношению к человеку) это:
А - это средняя плотность населения конкретного ландшафта;
Б - численность населения в расчете на единицу площади ландшафта, которую он способен поддерживать своими естественными ресурсами без ущерба для собственного функциони-рования;
В – продуктивность ландшафта;
Г – численность сельскохозяйственных животных, которых можно выпасать на территории ландшафта.
Ответ: б

8. Карта «Интегральной концепции развития территории» разрабатывается для:
А - выделения территорий, рекомендуемых для сохранения природной среды, для социаль-но-экономического развития, определения территорий восстановления экологического рав-новесия;
Б – оценки условий землепользования на территории планирования;
В – оценки природно-ресурсного потенциала территории планирования;
Г – установления конфликтов природопользования.
Ответ: а.

9 Возраст ландшафта надо определять по возрасту

a.доминантных урочищ
b.уникальных урочищ
c.редких урочищ

Ответ: а

10 Происхождение или способ образования того или иного ПТК – это

a.эволюция
b.развитие
c.генезис

Ответ: с


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК-2: способностью использовать знания о земельных ресурсах для организации их раци-онального использования и определения мероприятий по снижению антропогенного воз-действия на территорию

1 _______ - это части территории, которые защищают ядра и коридоры экологического кар-каса от внешних воздействий.
2 _______ - это план части городского округа, квартала, микрорайона, села, территории предприятия (масштаб 1:25 000 до 1:5 000), включающий в себя не только научное обосно-вание конкретного проекта ландшафтного обустройства территории, но и дизайн проект её озеленения.
3 _______ - качественно своеобразные тела, однородные по агрегатному составу, наличию или отсутствию жизни.
4 В 1906 г. Отто Шлютер дал следующее определение понятию ________: ««Kulturlandschaft» - это ландшафт созданный в процессе культурной адаптации человека к окружающей среде». В рамках геоэкологической концепции культурными принято называть не все антропогенные ландшафты, а только те из них, в которых можно наблюдать гармони-ческое единство их природной, социальной и технической составляющих.
5 ________ это совокупность методических инструментов, используемых для построения такой пространственной организации деятельности общества в конкретных ландшафтах, ко-торая обеспечивала бы устойчивое природопользование и сохранение основных функций этих ландшафтов как системы поддержания жизни;во-вторых, это коммуникативный про-цесс, в который вовлекаются все субъекты природоохранной и хозяйственной деятельности на территории планирования и который обеспечивает выявление интересов природопользо-вателей, проблем природопользования, решение конфликтов и разработку согласованного плана действий и мероприятий.
6 _________ это совокупность карт и текстов, по своему составу в целом подобных таковым рамочного плана, но предназначенных для согласованного решения задач охраны природы и землепользования конкретными субъектами хозяйственной деятельности и органами управ-ления на низшем административно-территориальном уровне; оценки и рекомендации ланд-шафтного плана основываются на крупномасштабном (достаточно детальном) анализе тер-ритории планирования, обеспечивающем реализацию конкретных программ и проектов природопользования и развития территории.
7 __________ освоенного человеком ландшафтного пространства – это деление его на участ-ки, предназначенные для выполнения определенных социально-экономических и экологи-ческих функций
8 _________ это комплекс взаимодействующих между собой природных, природно-антропогенных и искусственных систем, обеспечивающих условия сохранения здоровой окружающей среды.
9 _________ сложно организованные, природные и природно-антропогенные геосистемы региональной размерности.
10 Верно или неверно. В законодательстве Российской Федерации не существует специаль-ного закона о ландшафтном планировании, в котором была бы чётко регламентирована процедура ландшафтного планирования и содержание разделов ландшафтных планов.
11 Верно или неверно. В статье 15 Земельного кодекса РФ (2001) определены общие пред-ставления о выделении территориальных зон, включая рекреационные земли, особо охраня-емые объекты.
12 Верно или неверно. Для территорий административных районов, входящих в тот или иной субъект Российской Федерации, составляются рамочные ландшафтные планы в мас-штабе от 1:200 000 до 1: 100 000.
13 "_______" управление направлено на мобилизацию природных сил самого ландшафта для поддержания его устойчивости. Оно производится путем воздействия главным образом на биоту и природные воды.
14 "________" ландшафтное регулирование производится, как правило, путем создания ин-женерно-технических сооружений: гидроузлов, плотин, шлюзов, каналов, всевозможного рода защитных сооружений в виде дамб, волноломов, водоотводов, опорных стенок, водо-сливных лотков и т. п.
15 "________", согласно которому поддержание, разрушающегося инженерно-технического сооружения обходится подчас дороже строительства нового

Ответы:

1 Буферные зоны
2 Зелёный план
3 Компоненты ландшафта
4 Культурный ландшафт
5 Ландшафтное планирование
6 Ландшафтный план
7 Функциональное зонирование
8 Экологическая инфраструктура
9 Ландшафт
10 Верно
11 НЕверно
12 Верно
13 Мягкое
14 Жесткое
15 правило старого автомобиля


1 Метахронность компонентов ПТК – это их

a. разновозрастность
b.некогерентность
c.взаимозависимость
Ответ: а

2 Возраст ландшафта надо определять по возрасту

a.доминантных урочищ
b.уникальных урочищ
c.редких урочищ
Ответ: а

3 Происхождение или способ образования того или иного ПТК – это

a.эволюция
b.развитие
c.генезис
Ответ: с

4 Выберите факторы, определяющие интенсивность метаболизма продуктов техногенного происхождения

Выберите один или несколько ответов:
a.Количество гроз в год
b.Сумма температур выше 0˚
c.Сумма солнечной радиации
d.Количество осадков
e.Годовой сток
Ответ: аbc

5 Что такое «адвокат­ская планировка»?

а. Практическая реализация законов после их истолкования юристами, действующими от имени и в пользу своих клиентов или планировоч­ных комиссий.
b.Планировка, которую осуществляют адвокаты.
Ответ: b

6 Положительный пример адаптации структуры агросистем к структуре природных ланд-шафтов.

а. Агроландшафт «Каменная степь».
б. Ландшафты степной зоны на территории Алтайского края.
Ответ: b

7 Сформулируйте основной принцип взаимодействия архитекторов античного времени с природой.
Выберите один ответ:

а.Достижение гармонии с природой.
б. Получение максимального эффекта от использования природных ресурсов.
Ответ: а

8 Кто разработал первую в истории Европы районную планировку Тосканы?
а. Рафаэль Санти
б. Леонардо да Винчи
Ответ: б

9 На какие этапы можно подразделить историю становления ландшафтного планирования?


a. Этап адаптивного или вынужденного ландшафтного планирования, этап рамочного ландшафтного планирования, этап вынужденного ландшафтного планирования.
b. Этап интуитивного ландшафтного планирования, Этап адаптивного или вынужден-ного ландшафтного планирования
c. Этап адаптивного или вынужденного ландшафтного планирования; этап формирова-ния научной основы ландшафтного планирования и этап введения государственно-правового регулирования ландшафтным планированием.
d. Этап интуитивного ландшафтного планирования и этап рамочного ландшафтного планирования.
Ответ: с

10 Ландшафтное планирование это –

a. Отрасль территориального планирования.
b. Процесс, в который на территории планирования вовлекаются все субъекты приро-доохранной и хозяйственной деятельности.
c. Разработка и обоснование технологий адаптации структуры социально-экономических систем территории к структуре её природных ландшафтов.
d. Все ответы верны
Ответ: d

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:

Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий;
«не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий;
«хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий;
«удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий;
«неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


Вопросы для обсуждения на семинаре:

1. Правовые основы ландшафтного планирования в России
2. Региональные законодательные и нормативные акты в ландшафтном планирова-нии
3. Нормирование и стандарты состояния ландшафтов
4. Санитарно-гигиенические нормативы состояния природной среды и ее компо-нентов
5. Ландшафтное планирование в России
6. Содержание понятия «ландшафтное планирование
7. Цели и задачи ландшафтного планирования
8. Принципы ландшафтного планирования
9. Структура ландшафтных планов
10. Этапы ландшафтного планирования
11. Иерархия ландшафтных планов
12. Ландшафтная программа
13. Рамочный ландшафтный план
14. Ландшафтный план
15. Зелёный план и дизайн – проект ландшафта
16. Географические исследования необходимые для создания ландшафтной програм-мы
17. Функции ландшафта
18. Экологический потенциал ландшафтов
19. Принципы создания культурных ландшафтов
20. Экологическая инфраструктура территории
21. Экологический каркас территории
22. Биогеографические принципы конструирования регионального экологического каркаса тер-ритории
23. Функциональное зонирование территории
24. Отраслевые цели развития территории
25. Концепция развития территории

Критерии оценивания
В ходе проверки оценивается:
1. Полнота изложения теоретического материала;
2. Правильность и/или аргументированность изложения (последовательность дей-ствий);
3. Самостоятельность ответа;
4. Культура речи.
Каждая позиция оценивается 1 баллом.
Оценивание в целом:
«5» – 3,6–4 балла.
«4» – 2,8–3,5 балла.
«3» – 2–2,7 балла.
«2» – менее 2 баллов.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Ландшафтное планирование городских территорий.
2. Ландшафтно-экологический каркас административной территории.
3. Прогнозирование изменения состояния городских ландшафтов в условиях интен-сивного использования его ресурсов.
4. Информационная база ландшафтного планирования.
5. Инженерно-экологические, инженерно-геологические и инженерно-географические изыскания при ландшафтном планировании.
6. Отраслевое ландшафтное планирование.
7. Интегральное ландшафтное планирование.
8. Опыт ландшафтного планирования Байкальской природной зоны.
9. Специфика ландшафтного планирования в областях развития многолетней мерз-лоты.
10. Специфика ландшафтного планирования в горных областях.
11. Экологическая экспертиза проектов ландшафтного планирования.
12. Проблемы ландшафтного планирования.


Критерии оценивания
В ходе проверки оценивается:
1. Полнота изложения теоретического материала;
2. Правильность и/или аргументированность изложения (последовательность дей-ствий);
3. Самостоятельность ответа;
4. Культура речи.
Каждая позиция оценивается 1 баллом.
Оценивание реферата в целом:
«5» – 3,6–4 балла.
«4» – 2,8–3,5 балла.
«3» – 2–2,7 балла.
«2» – менее 2 баллов.


5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Перечень примерных вопросов к зачету:
1. Основные термины и понятия ландшафтного планирования.
2. Ландшафтное планирование и концепция устойчивого развития.
3. История становления и развития ландшафтного планирования в России.
4. История становления и развития ландшафтного планирования за рубежом.
5. Цели и задачи ландшафтного планирования.
6. Взаимосвязь ландшафтного планирования, экологического проектирования и экологи-ческой экспертизы.
7. Антропогенный и культурный ландшафт как объекты ландшафтного планирова-ния.
8. Геоэкологическая концепция культурного ландшафта.
9. Экологические функции ландшафта.
10. Социально-экологические функции ландшафта.
11. Устойчивость ландшафта к антропогенным воздействиям.
12. Городской ландшафт. Его специфика.
13. Функциональная оценка городского ландшафта.
14. Правовая основа ландшафтного планирования в России.
15. Законодательная основа ландшафтного планирования в странах ЕЭС. Опыт Гер-мании.
16. Анализ требований российских федеральных законов и нормативных актов в об-ласти охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.
17. Региональные законодательные и нормативные акты в ландшафтном планирова-нии.
18. Нормирование и стандарты состояния ландшафтов.
19. Обоснование показателей состояния отдельных компонентов ПТК.
20. Интегральные показатели оценки состояния ландшафта.
21. Экологическое нормирование и оценка.
22. Технологическая оценка состояния ПТК.
23. Экономическая оценка хозяйственной деятельности человека.
24. Социальная оценка хозяйственной деятельности человека.
25. Нормативы качества окружающей среды.
26. Геоэкологические принципы ландшафт оного планирования.
27. Организация ландшафтно-планировочных работ.
28. Целевые установки и задачи конкретного плана.
29. Структура ландшафтного плана.
30. Мелкомасштабный ландшафтный план и его содержание.
31. Анализ мелкомасштабных ландшафтных карт для целей ландшафтного планиро-вания.
32. Крупномасштабный ландшафтный план и его содержание.



На зачет представляются два теоретических вопроса, соответствующие содержанию форми-руемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 35 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить макси-мально 100 баллов.
Оценивается по показателям:
1. Полнота изложения теоретического материала;
2. Правильность и/или аргументированность изложения (последовательность действий);
3. Самостоятельность ответа;
4. Культура речи.
Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворитель-но», 0-49 – «неудовлетворительно».

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 О. Н. Барышникова, Ю. В. Козырева Основы ландшафтного планирования : учебное пособие Барнаул: АлтГУ, 2017 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3489
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В.А. Васильева, А.И. Головня, Н.Н. Лазарев Ландшафтный дизайн малого сада: учебное пособие для академичсекого бакалавриата М.: Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/E6DC4B39-F5ED-410F-A883-29AC85BD2C3D
Л2.2 Д.В. Черных, Д.А. Дурникин Ландшафтоведение с основами ландшафтной экологии: учебное пособие для экол. спец. Барнаул: АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/144
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «Ландшафтное планирование» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/
Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Самостоятельная работа, предусмотренная учебным планом предполагает:
- конспектирование первоисточников и другой учебной литературы наиболее значимой в теоретическом и прикладном отношении (В.В.Докучаева, Г.Н.Высоцкого, Л.С.Берга, Б.Б.Полынова, Д.Л.Арманда, Н.А.Солнцева, Ф.Н.Милькова, А.Г.Исаченко и др.;
- изучение современных ландшафтных концепций;
- проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературы);
- работа с нормативными документами и законодательной базой;
- поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации по основным разделам курса;
- выполнение практических работ.

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Ландшафтное планирование»

Работа студента на лекции требует определенных учебных умений.
Найдите место, с которого хорошо видно и слышно лектора. Вы также должны хорошо видеть доску или экран проектора. Придите на лекцию заранее, чтобы занять удобное место.
Знакомство с дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от студента требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время.
Студенты все больше и больше привыкают печатать, а не писать от руки, но все же не стоит сбрасывать со счетов старый проверенный метод "ручка + бумага". Некоторые исследования показывают, что студенты, пишущие от руки, лучше осмысливают и запоминают материал лекции, чем печатающие. Пишущие от руки обычно больше фокусируются на услышанном.
Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Оставляйте побольше свободного места или хотя бы достаточно широкие поля. Тогда в ваш конспект можно будет вписать дальнейшие комментарии и пояснения. Кроме того, свободно расположенный на странице текст легче читать и усваивать
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. Однако при дальнейшей работе с конспектом символы лучше заменить обычными словами для быстрого зрительного восприятия текста.
Например:
! - важно;
!! - очень важно;
? - под вопросом;
P - проверить;
R - запомнить;
C - скопировать;
Y - посмотреть в учебнике;
ZB - пример (например), и т.д.
Конспектирование лекций имеет большое образовательное и воспитательное значение для слушателей; оно развивает ум, обогащает научными данными, способствует закреплению знаний в памяти, вооружает необходимыми умениями и навыками. Но конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное.
Один из методов ведения записей - Метод Корнелла. Заключается он в том, что сначала делаются замет-ки, а затем задаются вопросы к ним. Разделите страницу на две части, проведя вертикальную линию примерно в 6,5 см от левого края страницы. Внизу не доводите ее до конца примерно на 5 см. В этом месте разделите страницу горизонтальной чертой.
В самой большой (правой) секции страницы отмечайте основные мысли лекции. Оставляйте достаточно места для последующих правок. Левая секция страницы отводится для записи вопросов, которые у возникают в отношении записанного материала. Эти вопросы могут помочь прояснить отдельные пункты и термины. Пересмотрите свои заметки в течение одного-двух дней. Это обеспечит лучшее запоминание информации.
Нижняя секция вашей страницы нужна для того, чтобы кратко резюмировать записанный на ней материал. Это поможет вам вспомнить важные моменты данной части лекции.
Важно осуществлять систематическую работу с конспектом лекций. Просматривать конспект сразу после занятий. Помечать материал конспекта лекций, который вызывает затруднения для понимания. Пытаться найти ответы на затруднительные вопросы, используя предлагаемую литературу.
Если самостоятельно разобраться в материале не удалось, нужно сформулировать вопросы и задать их на текущей консультации или обратиться за помощью к преподавателю на ближайшей лекции или семинаре. Каждую неделю рекомендуется отводить время для повторения пройденного материала, проверяя свои знания, умения и навыки по контрольным вопросам.
Важно проводить дополнительную работу с текстом конспекта: внимательно прочитать его, дополнить пропуски в записях материалами из других источников, рекомендованных преподавателем; выделить все незнакомые понятия и термины и в дальнейшем поместить их в словарь. При переработке конспекта целесообразно использовать электронные носители информации. Вдумчиво переписав и дополнив конспект лекции в текстовом редакторе, у вас появиться широкие возможности для его использования.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.
В ходе лекционных занятий по дисциплине «Ландшафтное планирование» необходимо вести конспекти-рование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предпо-лагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале по-нять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Ландшафтное планирование» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
• В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Ландшафтное планирование» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Ландшафтное планирование» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Ландшафтное планирование»
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД «Ландшафтное планирование», особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса.
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.