МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Интеграционные процессы и цепочки создания стоимости

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки27.03.02. Управление качеством
ПрофильУправление качеством продукции на основе использования биоресурсов региона
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план27_03_02_ УК-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 41
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 11,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 41 41 41 41
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Старший преподаватель, Пяткова Оксана Николаевна

Рецензент(ы):
к.э.н., Доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Интеграционные процессы и цепочки создания стоимости

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 27.03.02 УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 92)

составлена на основании учебного плана:
27.03.02 Управление качеством
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Рудакова Оксана Юрьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Рудакова Оксана Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1. Основными целями освоения дисциплины являются:
- формирование у студентов компетенций, необходимых для проведения экономического анализа существующих экономических, как внутренних, так и внешних,связей, определения возможностей подключения предприятия, страны к участию в цепочках добавленной стоимости и определения мер по совершенствованию экономической политики, необходимых для такого участия;
- формирование у студентов знаний о динамике, направлении и специфике интеграционных процессов и интеграционных структур.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.2

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-10 способностью участвовать в проведении корректирующих и превентивных мероприятий, направленных на улучшение качества
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.закономерности формирования и этапы развития цепочек создания ценности; организационно-управленческие аспекты координации внутри цепочек создания ценности с целью проведения корректирующих и превентивных мероприятий, направленных на улучшение качества товаров, участвующих в цепочках создания ценности; Формы вертикальной и горизонтальной экономической интеграции предприятий (организаций); преимущества, недостатки, возможности и угрозы экономической интеграции для предприятий (организаций); критерии социально-экономической эффективности деятельности предприятий (организаций) по улучшению качества в интеграционных группировках.
3.2.Уметь:
3.2.1.идентифицировать уровень и состояние развития национальных и региональных экономических систем; давать комплексную оценку экономических явлений и процессов; формулировать предложения по проведению корректирующих и превентивных мероприятий, направленных на улучшение качества товаров, участвующих в цепочках создания ценности; разрабатывать управленческие решения в области экономической деятельности предприятий (организаций) в интеграционных группировках.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками проведения анализа условий для участия предприятия в цепочках создания ценности; навыками оценки критериев социально-экономической эффективности деятельности предприятий (организаций) по улучшению качеств в интеграционных группировках.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Цепочки создания стоимости
1.1. Теория цепочек создания стоимости Лекции 7 1 ПК-10 Л1.1, Л2.1
1.2. Теория цепочек создания стоимости Практические 7 2 ПК-10 Л1.1, Л2.1
1.3. Теория цепочек создания стоимости Сам. работа 7 4 ПК-10 Л1.1, Л2.1
1.4. Архитектура цепочек создания стоимости Лекции 7 2 ПК-10 Л1.1, Л2.1
1.5. Архитектура цепочек создания стоимости Практические 7 2 ПК-10 Л1.1, Л2.1
1.6. Архитектура цепочек создания стоимости Сам. работа 7 4 ПК-10 Л1.1, Л2.1
1.7. Управление предприятием как производственной цепочкой (цепочкой поставки) Лекции 7 2 ПК-10 Л1.1, Л2.1
1.8. Управление предприятием как производственной цепочкой (цепочкой поставки) Практические 7 4 ПК-10 Л1.1, Л2.1
1.9. Управление предприятием как производственной цепочкой (цепочкой поставки) Сам. работа 7 4 ПК-10 Л1.1, Л2.1
1.10. Построение системы выполнения заказов клиентов Лекции 7 2 ПК-10 Л1.1, Л2.1
1.11. Построение системы выполнения заказов клиентов Практические 7 2 ПК-10 Л1.1, Л2.1
1.12. Построение системы выполнения заказов клиентов Сам. работа 7 4 ПК-10 Л1.1, Л2.1
1.13. Достоинства и недостатки методов, применимость в реальных условиях на западных и российских предприятиях Лекции 7 2 ПК-10 Л1.1, Л2.1
1.14. Достоинства и недостатки методов, применимость в реальных условиях на западных и российских предприятиях Практические 7 2 ПК-10 Л1.1, Л2.1
1.15. Достоинства и недостатки методов, применимость в реальных условиях на западных и российских предприятиях Сам. работа 7 4 ПК-10 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Интеграционные процессы
2.1. Понятие экономических интеграционных процессов Лекции 7 1 ПК-10 Л1.1, Л2.1
2.2. Понятие экономических интеграционных процессов Практические 7 2 ПК-10 Л1.1, Л2.1
2.3. Понятие экономических интеграционных процессов Сам. работа 7 4 ПК-10 Л1.1, Л2.1
2.4. Типы интеграции и признаки экономической интеграции Лекции 7 2 ПК-10 Л1.1, Л2.1
2.5. Типы интеграции и признаки экономической интеграции Практические 7 2 ПК-10 Л1.1, Л2.1
2.6. Типы интеграции и признаки экономической интеграции Сам. работа 7 4 ПК-10 Л1.1, Л2.1
2.7. Факторы, определяющие интеграционные процессы.Экономические последствия интеграции. Лекции 7 2 ПК-10 Л1.1, Л2.1
2.8. Факторы, определяющие интеграционные процессы.Экономические последствия интеграции. Практические 7 2 ПК-10 Л1.1, Л2.1
2.9. Факторы, определяющие интеграционные процессы.Экономические последствия интеграции. Сам. работа 7 4 ПК-10 Л1.1, Л2.1
2.10. Критерии социально-экономической эффективности деятельности предприятий (организаций) в интеграционных группировках. Лекции 7 2 ПК-10 Л1.1, Л2.1
2.11. Критерии социально-экономической эффективности деятельности предприятий (организаций) в интеграционных группировках. Практические 7 2 ПК-10 Л1.1, Л2.1
2.12. Критерии социально-экономической эффективности деятельности предприятий (организаций) в интеграционных группировках. Сам. работа 7 4 ПК-10 Л1.1, Л2.1
2.13. Управленческие решения в области экономической деятельности предприятий (организаций)в интеграционных группировках. Лекции 7 2 ПК-10 Л1.1, Л2.1
2.14. Управленческие решения в области экономической деятельности предприятий (организаций)в интеграционных группировках. Практические 7 2 ПК-10 Л1.1, Л2.1
2.15. Управленческие решения в области экономической деятельности предприятий (организаций)в интеграционных группировках. Сам. работа 7 5 ПК-10 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (контрольные вопросы, практические задания) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8411

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Проверяемая компетенция ПК-10: способностью участвовать в проведении корректирующих и превентивных мероприятий, направленных на улучшение качества
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)
1. Что такое интеграционные процессы?
a) Процессы объединения различных элементов в единое целое
b) Процессы дезинтеграции и распада
c) Процессы конфронтации и соперничества
2. Какие формы интеграции существуют?
a) Экономическая, политическая, социальная
b) Милитаристическая, авторитарная, диктаторская
c) Националистическая, религиозная, культурная
3. Что такое экономическая интеграция?
a) Процесс объединения национальных экономик для достижения общих целей
b) Процесс усиления военного сотрудничества между странами
c) Процесс распределения ресурсов и богатства между странами
4. Какие преимущества может дать политическая интеграция?
a) Укрепление международного сотрудничества и устойчивости
b) Усиление национальной безопасности и власти
c) Расширение влияния и контроля над другими странами
5. Какая страна является основателем Евразийского экономического союза?
a) Россия
b) Китай
c) Германия
6. Что такое культурная интеграция?
a) Процесс обмена и слияния культурных ценностей и традиций между странами
b) Процесс унификации языка и религии в рамках одной страны
c) Процесс сохранения национальной культуры и отказ от влияния других стран
7. Что такое горизонтальная интеграция?
a) Процесс объединения компаний, работающих в одной отрасли
b) Процесс объединения компаний, работающих в разных отраслях
c) Процесс распределения ресурсов и богатства между странами
8. Какие преимущества может дать горизонтальная интеграция?
a) Увеличение рыночной доли и снижение конкуренции
b) Расширение влияния и контроля над другими странами
c) Укрепление международного сотрудничества и устойчивости
9. Что такое вертикальная интеграция?
a) Процесс объединения компаний, работающих на разных стадиях производственного цикла
b) Процесс объединения компаний, работающих на одной стадии производственного цикла
c) Процесс унификации языка и религии в рамках одной страны
10. Какие преимущества может дать вертикальная интеграция?
a) Увеличение контроля над производственным процессом и снижение затрат
b) Усиление национальной безопасности и власти
c) Процесс сохранения национальной культуры и отказ от влияния других стран
11. Какая форма вертикальной интеграции предполагает покупку или поглощение поставщиков компании?
a) Слияние «назад»
b) Слияние «вперед»
c) Горизонтальное слияние
12. Какая форма вертикальной интеграции предполагает покупку или поглощение дистрибьюторов компании?
a) Слияние «назад»
b) Слияние «вперед»
c) Горизонтальное слияние
13. Какие преимущества может дать слияние «назад»?
a) Увеличение контроля над поставщиками и снижение затрат
b) Увеличение рыночной доли и снижение конкуренции
c) Укрепление международного сотрудничества и устойчивости
14. Какие преимущества может дать слияние «вперед»?
a) Увеличение контроля над дистрибьюторами и снижение затрат
b) Увеличение рыночной доли и снижение конкуренции
c) Расширение влияния и контроля над другими странами
15. Какой орган принимает решения о горизонтальной и вертикальной интеграции компаний?
a) Управляющий орган компании
b) Антимонопольные органы
c) Финансовый отдел компании

Правильные ответы:
1. a
2. a
3. a
4. a
5. a
6. a
7. a
8. a
9. a
10. a
11. a
12. b
13. a
14. a
15. b

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается в 1 балл. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Объединение двух или более компаний в одну новую компанию – это _______________ (слияние)
2. Приобретение одной компанией контроля над другой компанией – это _______________ (поглощение)
3. Передача выполнения определенных функций или процессов третьей стороне (аутсорсеру), специализирующейся на этих функциях или процессах – это ______________ (аутсорсинг)
4. Форма сотрудничества между двумя или более компаниями с целью достижения определенных стратегических целей – это __________________ (стратегический альянс)
5. Последовательность действий и процессов, которые превращают входные ресурсы в конечную стоимость продукта или услуги – это _____________________ (цепочка создания стоимости)
6. Рыночный субъект, играющий роль в цепочке создания стоимости по предоставлению необходимых ресурсов и материалов для производства продукта или услуги - это __________________ (поставщик)
7. За доставку и распределение продукта или услуги до конечного потребителя в цепочке создания стоимости отвечает ________________ (дистрибуция или дистрибутор)
8. Прямая интеграция - способ усиления__________ компании над своей продукцией и прибылью (контроля)
9. Компания «Х» захотела взять под контроль маркетинговое агентство, которое она ранее использовала для продвижения своего конечного продукта, в этом случае компания планирует осуществить _______________ интеграцию (прямую)
10. Компания, которая производит фотоэлектрические продукты, а также элементы, используемые для создания этих продуктов приняла решение заняться производством солнечной энергии, в этом случае компания планирует осуществить _______________ интеграцию (обратную)
11. Компании, которые стремятся укрепить свои позиции на рынке и повысить уровень своего производства или распространения, используют ___________ интеграцию (горизонтальную)
12. ______________ интеграция может помочь увеличить прибыль и предоставить компаниям более быстрый доступ к потребителям (вертикальная)
13. Монополистическое объединение компаний, при котором каждый участник сохраняет независимость – это форма интеграции компаний _____________ (картель)
14. Поглощение крупной компанией нескольких мелких и средних бизнесов из различных сфер, не имеющих между собой
каких-либо связей, но, будучи в подчинении главной компании, работают независимо друг от друга – это форма интеграции компаний __________ (конгломерат)
15. Нескольких мелких дочерних компаний, которые полностью подчиняются материнской: она владеет контрольным пакетом акций, а дочерние организации распределяют оставшиеся между собой, таким образом, головная компания получает прибыль от управления более мелкими – это форма интеграции компаний ________ (холдинг)
16. Объединение нескольких компаний, в которое обязательно входит банк и промышленное предприятие – это форма интеграции компаний ________ (финансово-промышленная группа)
17. Вид интеграции, для которой характерно установление свободы торговли между несколькими странами с целью получения выгод от международной специализации – это ______________________ (торговая интеграция)
18. Форма торговой интеграции, при которой страны-участники устраняют торговые барьеры между собой, но каждая продолжает сохранять свои прежние барьеры в торговле с другими странами – это ____________________ (зона свободной торговли)
19. Форма торговой интеграции, при которой члены устраняют торговые барьеры между собой и устанавливают одинаковые барьеры в торговле с остальными странами, в частности некоторый общий внешний тариф – это (таможенный союз)
20. Цепочка создания стоимости. Которая охватывает не только виды деятельности на уровне отдельных отраслей и предприятий, но и на мировом уровне, преодолевая национальные границы – это_________________ (глобальная ЦСС)

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения:
- по результатам работы в семестре и итогам текущей аттестации – итоговая оценка за промежуточную аттестацию складывается по результатам выполнения всех практических заданий в течение семестра;
- выполнение тестовых заданий при недостаточном объеме выполненных заданий в течение семестра
- устный экзамен по дисциплине (теоретический вопрос и практическое задание).
Пример оценочного средства в виде тестовых заданий представлен в 5.1
Примерные вопросы к экзамену
1. Теория цепочек создания стоимости
2. Концепция и виды цепочек создания стоимости
3. Факторы, влияющие на эффективность цепочки создания стоимости
4. Маркетинговая концепция потребительской ценности
5. Цепочка добавленной стоимости М.Портера
6. Основные звенья цепочек создания стоимости
7. Маркетинг в теориях создания стоимости
8. Сервис и сбыт в цепочках создания стоимости
9. Производство в цепочках создания стоимости
10. Управление цепями создания стоимости: рыночный тип
11. Управление цепями создания стоимости: модульный тип
12. Управление цепями создания стоимости: поведенческий тип
13. Управление цепями создания стоимости: доминирующий тип
14. Управление цепями создания стоимости: иерархический тип
15. Базовые характеристики и вариативности мировых цепочек создания стоимости
16. Россия в современных цепочках создания стоимости
17. Типы интеграции и признаки экономической интеграции
18. Факторы, определяющие интеграционные процессы
19. Показатели/индикаторы эффективности экономической интеграции
20. Причины возникновения экономической интеграции
21. Региональные особенности интеграции
22. Развитие единства воспроизводственных процессов как основа поэтапного формирования интеграционных объединений
23. Стадии экономической интеграции как стадии реализации основных экономических интересов субъектов
24. Важнейшие поэтапные формы международных интеграционных объединений

Критерии оценивания:
- при выполнение тестовых заданий
Отлично (зачтено) – выполнено 90-100% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный ответ на поставленный вопрос;
Хорошо (зачтено) – выполнено 75-89% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный ответ на поставленный вопрос; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
Удовлетворительно (зачтено) – выполнено 60-74% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан неполный ответ на поставленный вопрос, в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками.
Неудовлетворительно (не зачтено) – выполнено менее 60% заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях).
- при сдаче экзамена
Отлично (зачтено) – обучающимся дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
Хорошо (зачтено) – обучающимся дан развернутый ответ на поставленный вопрос, обучающийся демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и практических занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. При этом могут допускаться неточности в ответе. Решены предложенные практические задания с небольшими неточностями.
Удовлетворительно (зачтено) – обучающимся дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
Неудовлетворительно (не зачтено) – обучающимся дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Обучающийся не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дорофеева, Л.И. Основы теории управления: учебник и практикум для среднего профессионального образования и бакалавриата Москва ; Берлин: Директ-Медиа, 2020 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=570832
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Литвак, Б. Г. Стратегический менеджмент: учебник для бакалавров Москва : Издательство Юрайт, 2019 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Стратегическое управление bmanager.ru
Э2 ЭУМКД portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010),бессрочно
Windows 7 Professional (№ 61834699 от 22.04.2013), бессрочно
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), бессрочно
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), бессрочно
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf ),бессрочно

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Профессиональная база данных: электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Профессиональная база данных: научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Электронная база данных справочной правовой системы ГАРАНТ.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение данного курса предполагает последовательное выполнение всех заданий по порядку (пройти лекцию, изучить термины из глоссария, выполнить задания и тесты). Последовательность проведения занятий и их содержание определяются настоящей программой. Основная работа проводится на практических занятиях и в форме самостоятельной работы. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Самостоятельная работа предусматривает также изучение рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение соответствующих заданий студентами самостоятельно. Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Для прохождения итоговой аттестации по дисциплине студент должен продемонстрировать систематическую подготовку к разделам дисциплины в течение учебного семестра в виде выполненных практических заданий, заданий для самостоятельной работы, решение тестов, написание реферата (эссе).