МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Моделирование бизнес-процессов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки27.03.03. Системный анализ и управление
ПрофильСистемный анализ и управление экономическими системами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план27_03_03_Системный анализ и управление_САиУЭС-2021
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 61
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 36 36 36 36
Сам. работа 61 61 61 61
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
канд. физ.-мат. наук, доцент, Журенков Олег Викторович

Рецензент(ы):
канд. техн. наук, доцент, Стерлягов Сергей Петрович

Рабочая программа дисциплины
Моделирование бизнес-процессов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 27.03.03 Системный анализ и управление (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 902)

составлена на основании учебного плана:
27.03.03 Системный анализ и управление
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.05.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2026 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. физ.-мат. наук, доцент Юдинцев А. Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.05.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой канд. физ.-мат. наук, доцент Юдинцев А. Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.познакомить слушателей с методикой моделирования бизнес-архитектуры предприятия;
познакомить слушателей с нотациями бизнес-моделирования;
научить построению бизнес-процессов в нотации BPMN;
познакомить слушателей с современными CASE-системами бизнес-моделирования и построения электронного бизнеса.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 Способен анализировать и моделировать процессы в области техники, технологии и организационных систем
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные положения, применяемые в моделировании бизнес-процессов;
терминологию, применяемую в моделировании бизнес-процессов;
нотации и технологии моделирования бизнес-процессов;
назначения и примеры применения моделей бизнес-процессов;
принципы имитационного моделирования бизнес-процессов;
методы анализа и моделирования информационных процессов в сетях массового обслуживания;
методы разработки динамических и гибридных моделей;
методы разработки потоковых моделей и моделирования деятельности предприятия;
современные программные инструменты и комплексы моделирования бизнес-процессов.
3.2.Уметь:
3.2.1.находить в открытых источниках необходимую информацию для анализа предметной области, связанной с выбранным направлением бизнеса;
использовать информацию для анализа предметной области, связанной со своим бизнесом;
читать и понимать модели бизнес-процессов в нотациях IDEF0, IDEF3, DFD;
строить модели бизнес-процессов в нотации BPMN;
работать с современными CASE-системами бизнес-моделирования;
использовать имитационные модели для планирования функционирования и развития предприятия;
формулировать и решать задачи моделирования и реинжениринга бизнес-процессов с использованием различных методов;
разрабатывать модели в современных программных средах имитационного моделирования;
проводить компьютерные эксперименты с построенными моделями и получать наглядные статистически значимые результаты.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.построения бизнес-процессов в нотации BPMN;
работы с современными CASE-системами бизнес-моделирования;
анализа и реинжиниринга бизес-процессов компании;
разработки имитационных моделей и проведения компьютерных экспериментов в соответствующей современной инструментальной среде;
оценки и прогнозирования основных показателей информационных и экономических процессов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Модели и моделирование. Моделирование в бизнесе. Лекции 4 2 Л1.2
1.2. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 4 2 Л1.2
Раздел 2. Моделирование предметной области в контексте проектирования информационных систем
2.1. Метод структурного анализа и проектирования (SADT). Лекции 4 2 Л2.4, Л2.10, Л1.1
2.2. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 4 2 Л2.4, Л2.10, Л1.1
2.3. Функциональная методика IDEF0. Методология диаграмм потоков данных (DFD). Лекции 4 2 Л2.9, Л2.11, Л2.4, Л2.13, Л2.1
2.4. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 4 2 Л2.9, Л2.11, Л2.4, Л2.13, Л2.1
2.5. Функциональная модель организации в нотации IDEF0. Лабораторные 4 2 Л2.9, Л2.4, Л2.13, Л2.16, Л2.1
2.6. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 4 2 Л2.9, Л2.4, Л2.13, Л2.16, Л2.1
2.7. Методология моделирования процессов IDEF3. Процессные потоковые модели. Лекции 4 2 Л2.9, Л2.11, Л2.2, Л2.4, Л2.13, Л2.3, Л2.16, Л2.1
2.8. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 4 2 Л2.9, Л2.11, Л2.2, Л2.4, Л2.13, Л2.3, Л2.16, Л2.1
2.9. Моделирование бизнес-процессов в нотации IDEF3 Лабораторные 4 2 Л2.9, Л2.4, Л2.13, Л2.16, Л2.1
2.10. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 4 2 Л2.9, Л2.4, Л2.13, Л2.16, Л2.1
2.11. Моделирование бизнес-процессов в нотации DFD Лабораторные 4 2 Л2.9, Л2.2, Л2.4, Л2.13, Л2.7, Л2.16, Л2.1
2.12. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 4 2 Л2.9, Л2.2, Л2.4, Л2.13, Л2.7, Л2.16, Л2.1
Раздел 3. Моделирование бизнес-процессов в методологии BPMN
3.1. Стандарт моделирования процессов BPMN. Основные понятия BPEL. Инструментальные средства управления бизнес-процессами. Лекции 4 4 Л2.7, Л2.10, Л1.1
3.2. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 4 6 Л2.7, Л2.10, Л1.1
3.3. Моделирование бизнес-процессов организации. Диаграммы процессов в CASE-системе BizAgi Process Modeler. Лабораторные 4 4 Л2.7, Л2.10, Л1.1
3.4. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 4 6 Л2.7, Л2.10
3.5. Моделирование предприятия в IBM WebSphere Business Modeler Лабораторные 4 6 Л2.7, Л2.10
3.6. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 4 6 Л2.7, Л2.10, Л1.1
3.7. Моделирование деятельности предприятия в IBM WebSphere Business Modeler Лабораторные 4 6 Л2.7, Л2.10, Л1.1
3.8. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 4 5 Л2.4, Л1.2
Раздел 4. Имитационное моделирование бизнес-процессов
4.1. Основные понятия имитационного моделирования. Классификация моделей экономических систем. Имитационное моделирование деятельности предприятия. Лекции 4 2 Л2.6, Л2.14, Л2.15, Л2.8
4.2. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 4 2 Л2.14, Л2.15
4.3. Дискретно-событийное моделирование. Системы массового обслуживания. Сети систем массового обслуживания. Лекции 4 2 Л2.12, Л2.14
4.4. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 4 2 Л2.12, Л2.14
4.5. Моделирование систем массового обслуживания Лабораторные 4 4 Л2.14, Л2.5
4.6. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 4 4 Л2.14, Л2.5
4.7. Системная динамика. Метод системной динамики в моделировании экономических процессов. Виды уравнений в моделях системной динамики. Лекции 4 2 Л2.12, Л2.14, Л2.5
4.8. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 4 2 Л2.12, Л2.14, Л2.5
4.9. Моделирование динамических систем, метод системной динамики Лабораторные 4 4 Л2.14, Л2.5
4.10. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 4 4 Л2.14, Л2.5
4.11. Многоагентные системы. Агенты. Архитектура агентных моделей. OpenTTD. Лекции 4 2 Л2.12, Л2.14, Л2.5
4.12. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 4 2 Л2.12, Л2.14, Л2.5
4.13. Агентное моделирование Лабораторные 4 4 Л2.14, Л2.5
4.14. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 4 4 Л2.14, Л2.5
4.15. Моделирование деятельности транспортного предприятия в OpenTTD. Лабораторные 4 2
4.16. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 4 4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложения.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложения.
Приложения
Приложение 1.   FOS.pdf

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Тельнов Ю. Ф., Фёдоров И. Г. Инжиниринг предприятия и управление бизнес-процессами. Методология и технология: учебное пособие ЮНИТИ-ДАНА, 2015 biblioclub.ru
Л1.2 Преображенская Т. В. , Муртазина М. Ш. , Алетдинова А. А. Управление проектами: учебное пособие Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2018 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Долганова О. И., Виноградова Е. В., Лобанова А. М Моделирование бизнес-процессов: Учебник и практикум для вузов Москва : Юрайт, 2020 https: //urait.ru/bcode/450550 (дата обращения: 25.03.2021).
Л2.2 Абдикеев Н.М. Реинжиниринг бизнес-процессов: полный курс МБА: учебник Эксмо, 2007
Л2.3 Фролов Ю. В., Серышев Р. В. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ. ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ : учебное пособие для вузов М.:Издательство Юрайт, 2021 URL: https://urait.ru/bcode/471817
Л2.4 Грекул В.И., Денищенко Г.Н., Коровкина Н.Л Проектирование информационных систем.: курс лекций Москва : Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), 2005 biblioclub.ru
Л2.5 Боев В. Д. Компьютерное моделирование в среде Anylogic: , 2019
Л2.6 Под ред. Емальянова А.В. Имитационное моделирование экономических процессов: учебное пособие з университетской библиотеки "Онлайн" М.: Финансоы и статистика, 2009
Л2.7 Долганова О.И., Виноградова Е.В., Лобанова А.М. Моделирование бизнес-процессов: Учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2019 urait.ru
Л2.8 Вьюненко Л.Ф., Михайлов М.В., Первозванская Т.Н. ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.9 Г. Н. Калянов Моделирование, анализ, реорганизация и автоматизация бизнес-процессов: учеб. пособие для вузов М.: Финансы и статистика, 2007
Л2.10 Силич М.П., Силич В.А. Моделирование и анализ бизнес-процессов: ТУСУР, 2011 e.lanbook.com
Л2.11 В. Г. Елиферев, В. В. Репин Бизнес-процессы: Регламентация и управление: учебник М.: ИНФРА-М, 2015 znanium.com
Л2.12 Ю. Г. Карпов Имитационное моделирование систем. Введение в моделирование с AnyLogic 5: БХВ-Петербург, 2009
Л2.13 Черемных С.В., Семенов И.О., Ручкин В.С. Моделирование и анализ систем: IDEF-технологии: М.: Финансы и статистика, 2006
Л2.14 Боев В.Д. ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМ. Учебное пособие для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.15 Акопов А.С. ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.16 Каменнова М. С., Крохин В. В., Машков И. В. Моделирование бизнес-процессов: Учебник и практикум для вузов Москва : Юрайт, 2021 https: //urait.ru/bcode/469152 (дата обращения: 25.03.2021).
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Бизнес Инжиниринг Групп bigc.ru
Э2 Projectimo projectimo.ru
Э3 ELMA — система управления бизнес-процессами и эффективностью www.elma-bpm.ru
Э4 IBM Developer Россия: Техническая библиотека www.ibm.com
Э5 Оптимизация бизнес-процессов www.intuit.ru
Э6 Архитектура предприятия www.intuit.ru
Э7 Курс в Moodle "Моделирование бизнес-процессов" portal.edu.asu.ru
Э8 AnyLogic www.anylogic.ru
Э9 OpenTTD www.openttd.org
Э10 Русский OpenTTD open.ttdrussia.net
6.3. Перечень программного обеспечения
Libre Office,
Firefox/Chrome/Chromium/Edge,
ОРГ-МАСТЕР (учебная версия),
Fox Manager BPA (демо-версия),
BizAgi Modeler,
IBM WebSphere Business Modeler Advanced,
Microsoft Windows.
7-Zip.
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Гарант,
Консультант+.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
304С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность"
109М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 13 ед.
108М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; интерактивная доска: SMART Board – 1 ед.; персональные компьютеры: NAIO Corp Z520 – 13 ед.
110М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 14 ед.
207Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
415Д специализированный компьютерный класс кафедры связей с общественностью и рекламы - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; системный блок: IntelCore 2 DuoE7400 -17 шт.; сервер: системный блок: AquariusIntelPentiumD; монитор: Acer V173 B -16 шт.; монитор: Acer V193W 1 шт.; телевизор Samsung
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
204Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25
202Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка HP - 14 единиц; мониторы: марка ASUS модель VS197DE - 14 единиц
107Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 18 посадочных мест; компьютеры: марка HP, модель ProOne 400 - 18 единиц; проектор: марка SMART, модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SMART Board модель SMB680 - 1 единица
404К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 13 единиц
203Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка ASUS модель i5-6500 - 14 единиц
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц
417К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; шкаф с учебно-наглядными пособиями - 1 шт.; компьютеры: марка Клама С Офис – 12; проектор, экран с мультимедиа Smart - 1 ед.; учебно-наглядные пособия.
419К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; Учебная мебель на 17 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; компьютеры: NAIO Corp Z520, НЭТА - 4 in - 13 ед.
206Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На лекциях преподаватель знакомит слушателей с основными понятиями и положениями по текущей теме. На лекциях слушатель получает только основной объём информации по теме. Только посещение лекций является недостаточным для подготовки к лабораторным занятиям и экзамену. Требуется также самостоятельная работа по изучению основной и дополнительной литературы и закрепление полученных на лабораторных занятиях навыков.
Практические задания по темам выполняются на лабораторных занятиях в компьютерном классе. Если лабораторные занятия пропущены (по уважительной или неуважительной причине), то соответствующие задания необходимо выполнить самостоятельно и представить результаты преподавателю на очередном занятии, консультации или через образовательный портал.
Самостоятельная работа студентов – способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний, умений и навыков без непосредственного участия в этом процессе преподавателя.
Качество получаемых студентом знаний напрямую зависит от качества и количества необходимого доступного материала, а также от желания (мотивации) студента их получить. При обучении осуществляется целенаправленный процесс взаимодействия студента и преподавателя для формирования знаний, умений и навыков.
Все необходимые методические материалы размещены на образовательном портале АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2860