МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Принципы масштабирования технологических процессов и разработка технологической документации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки33.04.01. Промышленная фармация
ПрофильБиофармакология и производство фармпрепаратов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план33_04_01_Промышленная фармация_БиПФ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 6,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.х.н., Доцент, Микушина И.В.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Принципы масштабирования технологических процессов и разработка технологической документации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 33.04.01 Промышленная фармация (приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 г. № 705)

составлена на основании учебного плана:
33.04.01 Промышленная фармация
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 28.06.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Наталья Григорьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 28.06.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой Базарнова Наталья Григорьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является изучение методов моделирования и масштабирования технологических процессов, а также учет факторов масштабного перехода при разработке нормаивных документов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен разрабатывать технологическую документацию, технологические процессы и вести технологический процесс при промышленном производстве лекарственных средств
ПК-3.1 Знает: - характеристики и правила эксплуатации основного технологического оборудования и вспомогательных систем, использующихся в выполняемом технологическом процессе; - требования к качеству исходных материалов, используемых в технологическом процессе, требования к качеству получаемых промежуточных и готовых продуктов; - основную производственную документацию на выполняемые операции и процессы; - нормы и правила эксплуатации производственных помещений, технологического и измерительного оборудования, средств измерений при производстве лекарственных средств; - принципы масштабирования и переноса технологических процессов; - принципы фармацевтической микробиологии, асептики и токсикологии
ПК-3.2 Умеет осуществлять поиск и анализ регуляторной, научной и научно- технической информации для разработки технологической документации и оптимизации технологического процесса
ПК-3.3 Умеет выбирать технологическое оборудование и производственные линии с учетом производственной мощности, загрузки оборудования и установленных требований
ПК-3.4 Владеет навыком разработки стандартных операционных процедур для подготовительных операций, подготовки производственного оборудования к технологической операции, выполнения технологических операций при производстве лекарственных средств, контроля процесса производства лекарственных средств
ПК-3.5 Владеет навыком подбора состава разрабатываемых лекарственных форм для оптимизации технологического процесса
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- характеристики и правила эксплуатации основного технологического оборудования и вспомогательных систем, использующихся в выполняемом технологическом процессе;
- требования к качеству исходных материалов,используемых в технологическом процессе, требования к качеству получаемых промежуточных и готовых продуктов;
- основную производственную документацию на выполняемые операции и процессы;
- нормы и правила эксплуатации производственных помещений, технологического и измерительного оборудования, средств измерений при производстве лекарственных средств;
- принципы масштабирования и переноса технологических процессов;
- принципы фармацевтической микробиологии, асептики и токсикологии
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять поиск и анализ регуляторной, научной и научно-технической информации для разработки технологической документации и оптимизации технологического процесса
выбирать технологическое оборудование и производственные линии с учетом производственной мощности, загрузки оборудования и установленных требований
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыком разработки стандартных операционных процедур для подготовительных операций, подготовки производственного оборудования к технологической операции, выполнения технологических операций при производстве лекарственных средств, контроля процесса производства лекарственных средств;
навыком подбора состава разрабатываемых лекарственных форм для оптимизации технологического процесса

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Предпосылки для переноса технологий Лекции 4 2 ПК-3.1, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Исходные данные для переноса технологии Лекции 4 2 ПК-3.1, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Организация переноса технологии Лекции 4 2 ПК-3.1, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.4. Понятие о моделировании. Классификация моделей. Исследование технологических процессов методом подобия. Лекции 4 2 ПК-3.1, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.5. Постановка задачи масштабирования. Лекции 4 2 ПК-3.1, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.6. Документация по переносу технологий Лекции 4 2 ПК-3.1, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.7. Масштабирование процессов при разработке новых технологий, масштабирование технологий на примере опыта известных отечественных и зарубежных предприятий Практические 4 4 ПК-3.1, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.8. Расчет фактора масштабного перехода для тепломассобменного аппарата промежуточного типа Практические 4 4 ПК-3.1, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.9. Расчет коэффициентов теплоотдачи в теплообменных аппаратах различных конструкций с использованием критериальных уравнений Практические 4 4 ПК-3.1, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.10. Расчет коэффициентов массоотдачи, массопередачи и массопроводности с использованием критериальных уравнений Практические 4 4 ПК-3.1, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.11. Документирование переноса технологии Практические 4 4 ПК-3.1, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.12. Критерии успешности переноса технологии Практические 4 4 ПК-3.1, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.13. Сам. работа 4 72 ПК-3.1, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. Ю. Просеков, О. В. Кригер, Л. С. Дышлюк, Л. К. Асякина Промышленное производство биологически активных веществ : учебное пособие: Лань, 2020 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Т.А. Брежнева [и др.] ; под ред. И.И. Краснюка Фармацевтическая технология. Промышленное производство лекарственных средств. Руководство к лабораторным занятиям. в 2 ч. Ч. 1: учебное пособие ГЭОТАР-Медиа, 2017 www.studentlibrary.ru
Л2.2 Т.А. Брежнева [и др.] ; под ред. И.И. Краснюка Фармацевтическая технология. Промышленное производство лекарственных средств. Руководство к лабораторным занятиям. в 2 ч. Ч. 1 [Электронный ресурс] : учеб. пособие : ГЭОТАР-Медиа, 2017 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Министерство здравоохранения Российской Федерации : [официальный сайт]. – Москва. – URL: https://www.rosminzdrav.ru
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации : [официальный сайт]. – Москва. – URL: http://minpromtorg.gov.ru
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения Российской Федерации : [официальный сайт]. – Москва. – URL: http://www.roszdravnadzor.ru
КонсультантПлюс : [справочно-правовая система] / ЗАО "КонсультантПлюс". - [Москва]. - URL : http://www.consultant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение данного курса предполагает последовательное выполнение всех заданий по порядку (пройти лекцию, посмотреть термины из глоссария, выполнить задания и тесты). Основная работа проводится на практических занятиях и в форме самостоятельной работы.
Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям:
По наиболее сложным проблемам учебной дисциплины проводятся семинарские занятия. Их главной задачей является углубление и закрепление теоретических знаний у студентов, формирование и развитие у них умений и навыков применения знаний для успешного развития прикладных задач. Подготовка студента к семинару включает:
Ознакомление с планом семинара;
Изучение рекомендованной литературы и конспекта лекции;
Подготовку полных и глубоких ответов по каждому вопросу, выносимому для обсуждения.
При проведении семинарских занятий уделяется внимание заданиям, предполагающим не только воспроизведение студентами знаний, но и направленных на развитие у них практических навыков и умений, а также их творческого мышления, научного мировоззрения, профессиональных способностей.