МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Нанотехнологии в фармацевтике

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической и неорганической химии
Направление подготовки33.05.01. специальность Фармация
СпециализацияФармация биофармпрепаратов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план33_05_01_Фарм-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.-м.н., профессор, Безносюк Сергей Александрович

Рецензент(ы):
д.ф.-м.н., профессор, Плотников Владимир Александрович

Рабочая программа дисциплины
Нанотехнологии в фармацевтике

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 33.05.01 Фармация (приказ Минобрнауки России от 27.03.2018 г. № 219)

составлена на основании учебного плана:
33.05.01 ФАРМАЦИЯ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от 30.06.2021 г. № 9
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Безносюк Сергей Александрович, профессор, доктор физико-математических наук


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от 30.06.2021 г. № 9
Заведующий кафедрой Безносюк Сергей Александрович, профессор, доктор физико-математических наук


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование комплекса базовых знаний и умений, позволяющих ориентироваться в терминологии и направлениях нанотехнологии в фармацевтике как совокупности технологических методов, применяемых для изучения, проектирования и производства фармацевтических наноматериалов, включая целенаправленный контроль и управление строением, химическим составом и взаимодействием составляющих их отдельных элементов нанодиапазона.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6Способен осуществлять научно-исследовательскую деятельность в сфере фармацевтической разработки и доклинических исследований новых биофармпрепаратов
ПК-6.1 Знает основы проведения исследований в области оценки эффективности и безопасности лекарственных средств и биофармпрепаратов
ПК-6.2 Умеет проводить исследования, испытания и экспериментальные работы по фармацевтической разработке и доклиническим исследованиям в соответствии с утвержденными планами
ПК-6.3 Владеет навыками проведения работ по государственной регистрации лекарственных препаратов и внесению изменений в регистрационное досье
ПК-6.4 Умеет представлять результаты научно-исследовательской деятельности (исследования, испытания и экспериментальные работы по фармацевтической разработке и доклиническим исследованиям) с использованием современных информационно-коммуникационных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические основы проведения научных исследований в области нанотехнологий в фармацевтике,
методы нанотехнологий в разработки лекарственных средств
3.2.Уметь:
3.2.1.выполнять действия направленные на научные исследования в области нанотехнологий в фармацевтике
Выполнять стандартные действия нанотехнологических методик в сфере разработки, производства и обращения лекарственных средств
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками поиска в базах данных по использованию нанотехнологий в фармацевтике
навыками внедрения методов нанотехнололгий в процессы разработки и получения лекарственных средств

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в нанотехнологию: история, определения
1.1. Наноматериалы и нанотехнологии Лекции 9 2 Л1.1
1.2. Подготовка к пракическому занятию "Специфика наноматериалов и нанотехнологий" Сам. работа 9 4 Л1.1
1.3. Специфика наноматериалов и нанотехнологий Практические 9 2 Л1.1
1.4. Подготовка к практическому занятию "История развития наноматериалов" Сам. работа 9 4 Л1.1
1.5. История развития наноматериалов Практические 9 2 Л1.1
1.6. Методы получения наноструктур Лекции 9 2 Л1.1
1.7. Подготовка к практическому занятию по теме "Методы получения наноструктур" Сам. работа 9 6 Л1.1
1.8. Методы получения наноструктур Практические 9 2 Л1.1
1.9. Методы исследования наноструктур Лекции 9 2 Л1.1
1.10. Подготовка к практическому занятию по теме "Методы исследования наностуркур" Сам. работа 9 4 Л1.1
1.11. Методы исследования наноструктур Практические 9 2 Л1.1
1.12. Нанокластеры и наноструктуры Лекции 9 2 Л1.1
1.13. Подготовка к практическому занятию "Нанокластеры и наноструктуры в фармацевтике" Сам. работа 9 6 Л1.1
1.14. Нанокластеры и наноструктуры в фармацевтике Практические 9 4 Л1.1
Раздел 2. Наноматериалы для медицины
2.1. Нанобиотехнологии Лекции 9 2 Л1.1
2.2. Наномедицина Лекции 9 2 Л1.1
2.3. Подготовка к практическому занятию по теме "Нанолекарства" Сам. работа 9 8 Л1.1
2.4. Нанолекарства Практические 9 4 Л1.1
Раздел 3. Нанофармакология
3.1. Наночастицы на основе углерода Лекции 9 2 Л1.1
3.2. Подготовка к практическому занятию по теме "Липидные наночастицы" Сам. работа 9 6 Л1.1
3.3. Липидные наночастицы Практические 9 2 Л1.1
3.4. Наночастицы металлов Лекции 9 4 Л1.1
3.5. Подготовка к практическому занятию по теме "Наночастицы для лечения заболеваний" Сам. работа 9 6 Л1.1
3.6. Наночастицы для лечения заболеваний Практические 9 2 Л1.1
3.7. Подготовка к практическому занятию по теме "Безопасность наночастиц" Сам. работа 9 6 Л1.1
3.8. Безопасность наночастиц Практические 9 2 Л1.1
3.9. Подготовка к итоговому практическому занятию. Написание реферата, подготовка презентации. Сам. работа 9 16 Л1.1
3.10. Нанотехнологии в фармацевтике. Итоговое занятие Практические 9 2 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ":
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9747

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-6: Способен осуществлять научно-исследовательскую деятельность в сфере фармацевтической разработки и доклинических исследований новых биофармпрепаратов
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Число степеней свободы (вариантность состояния) системы, состоящей из К лекарственных компонентов и Ф фаз, на которую из внешних условий влияют только давление и температура
A) К-Ф+2
B) К+Ф+2
C) К+Ф-2
D) Ф-К+2
E) Ф-К-2
Ответ: A.

2. Число степеней свободы (вариантность состояния) системы, состоящей из К лекарственных компонентов и Ф фаз, на которую из внешних условий влияет только температура (давление постоянно)
A) К-Ф+1
B) К+Ф+1
C) К+Ф-1
D) Ф-К+1
E) Ф-К-1
Ответ: A.

3. Уравнение Клапейрона-Клаузиуса, применительно к фармацевтической системе описывает зависимость равновесного давления от температуры для
A) однокомпонентной двухфазной системы
B) однокомпонентной однофазной системы
C) двухкомпонентной однофазной системы
D) двухкомпонентной двухфазной системы
E) двухкомпонентной трехфазной системы
Ответ: A.

4. Фундаментальность квантовой топологии атомов и среды заключается в их универсальном динамическом свойстве, в том числе атомов входящих в состав фармацевтических препаратов:
A) квантово-механические законы движения электронной плазмы и системы ядер могут быть сведены к физико-химическим законами движения мультиструктуры системы топологических атомов и электронной среды
B) квантовое действие молекулы (вещества) стационарно, если стационарно квантовое действие каждого из ее топологических фрагментов – атомов
Ответ: A.

5. Что определяет примыкающая к финитной границе атома система пересекающих ее эквиплотностных поверхностей?
A) финитная граница атома
B) область остовных электронных оболочек
C) область внешних валентных оболочек атома
D) нет правильного варианта
Ответ: C.

6. Что задает система замкнутых эквиплотностных поверхностей, охватывающая касповую точку плотности на ядре?
A) финитная граница атома
B) область остовных электронных оболочек
C) область внешних валентных оболочек атома
D) нет правильного варианта
Ответ: B.

7. Частным случаем ядерно-электронной наночастицы в том числе лекарственных веществ является:
A) ядро
B) электрон
C) молекула
D) вещество
Ответ: C.

8. Чем описывается внутреннее строение финитной химической наночастицы, в том числе лекарственных препаратов, на основе обобщения теории квантовой топологии плотности на случай финитных наночастиц?
A) графом топологической структуры α-связей
B) спектром энергии финитного атома 
C) графом топологической структуры β-связей
Ответ: A.

9. Что является характерной чертой схематического спектра энергии финитного атома водорода в основном и возбужденных состояниях?
A) энергетическая полоса механических волн плотности электронной роевой пары
B) энергетическая полоса динамических волн плотности электронной пары
C) энергетическая полоса кинематических волн плотности электронной роевой пары
Ответ: C.

10. Межчастичные силы, возникающие за счет электродинамических полей, а также поляризации электронно-плазменной среды имеют необменую природу.
A) физические адгезионные γ-связи
B) физические адгезионные α-связи
C) физические адгезионные β-связи
D) физические адгезионные σ-связи
Ответ: A.

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85 % - отлично
70 % - хорошо
50 % - удовлетворительно
Менее 50 % - неудовлетворительно

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. В супрамолекулярной химии супрамолекулярными связями между молекулами называются: 
Ответ: адгезионные β-связи.

2. Между финитными открытыми мультичастицами действуют два рода межчастичных сил:
Ответ: химические адгезионные β-связи и физические адгезионные γ-связи.

3. Автономный рой пары электронов определяет границы _________.
Ответ: наночастицы.

4. Фундаментальность квантовой топологии атомов и среды заключается
Ответ: в их универсальном динамическом свойстве.

5. Условие нулевого электростатического потенциала внутри газа имеет вид
Ответ: Q(rs)=0.

6. Мультичастичные системы связанны в веществе с
Ответ: протяженными фрагментами.

7. Основное состояние атома водорода имеет ограниченный объем
Ответ: 17*10^-3 нм.

8. Энергия устойчивого состояния атома водорода равна
Ответ: -1,34 кДж/моль.

9. Двухкомпонентная электронная плазма финитного мультиатома водорода в основном состоянии включает в себя ______ и ________.
Ответ: электронный рой и газ.

10. Электронно-плазменная среда и финитные частицы открыты для обмена электронными ролями, поэтому ...
Ответ: они находятся в состояниях с переменным числом электронов.

11. α – связи когезии атомов внутри мультичастицы называются:
Ответ: графом Бейдера.

12. Что является 2-мерным аналогом фуллеренов?
Ответ: Графен.

13. Что такое «вигнеровский кристалл»? 
Ответ: Особый вид низкоразмерных электронных состояний.

14. Адгезионные γ – связи возникают за счет:
Ответ: поляризации электронно-плазменной среды.

15. Молекула с точки зрения квантовой химии
Ответ: частный случай ядерно-электронной наночастицы.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. При этом правильно написаны все уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны все необходимые пояснения и ответы на вопросы.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. При этом правильно написаны все уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны все необходимые пояснения и ответы на вопросы
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Задание понято правильно, в логических рассуждениях нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в выборе формул. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Не верно написаны уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны не все необходимые пояснения и ответы на вопросы.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н.Л.Шимановский, М.А.Епинетов, М.Я.Мельников Молекулярная и нанофармакология: М.:Физматлит, 2009 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=69136 biblioclub.ru
Э2 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=214171 biblioclub.ru
Э3 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=450513 biblioclub.ru
Э4 Ссылка на курс в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная);
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная);
7-Zip;
AcrobatReader.
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.e.lanbook.com/
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеке АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru ГПНТБ Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.chem.msu.su Электронная библиотека на сервере химфака МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Как работать над конспектом после лекции
Какими бы замечательными качествами в области методики ни обладал лектор, какое бы большое значение на занятиях ни уделял лекции слушатель, глубокое понимание материала достигается только путем самостоятельной работы над ним.
Самостоятельную работу следует начинать с доработки конспекта, желательно в тот же день, пока полученная информация еще хранится в памяти. Как правило, через 10 ч после лекции в памяти остается не более 30-40 % материала.
С целью доработки необходимо, в первую очередь, прочитать записи, восстановить текст в памяти, а также исправить описки, расшифровать не понятные сокращения, заполнить пропущенные места, понять текст, вникнуть в его смысл. Далее прочитать материал по рекомендуемой литературе, разрешая в ходе чтения, возникшие ранее затруднения, вопросы, а также дополнения и исправляя свои записи.
Записи должны быть наглядными, для чего следует применять различные способы выделений. В ходе доработки конспекта углубляются, расширяются и закрепляются знания, а также дополняется, исправляется и совершенствуется конспект.
Подготовленный конспект и рекомендуемая литература используется при подготовке к практическому занятию. Подготовка сводится к внимательному прочтению учебного материала, к выводу с карандашом в руках всех утверждений и формул, к решению примеров, задач, к ответам на вопросы, предложенные в конце лекции преподавателем или помещенные в рекомендуемой литературе. Примеры, задачи, вопросы по теме являются средством самоконтроля.
Непременным условием глубокого усвоения учебного материала является знание основ, на которых строится изложение материала. Обычно преподаватель напоминает, какой ранее изученный материал и в какой степени требуется подготовить к очередному занятию. Эта рекомендация, как и требование систематической и серьезной работы над всем лекционным курсом, подлежит безусловному выполнению. Потери логической связи как внутри темы, так и между ними приводит к негативным последствиям: материал учебной дисциплины перестает основательно восприниматься, а творческий труд подменяется утомленным переписыванием. Обращение к ранее изученному материалу не только помогает восстановить в памяти известные положения, выводы, но и приводит разрозненные знания в систему, углубляет и расширяет их. Каждый возврат к старому материалу позволяет найти в нем что-то новое, переосмыслить его с иных позиций, определить для него наиболее подходящее место в уже имеющейся системе знаний. Неоднократное обращение к пройденному материалу является наиболее рациональной формой приобретения и закрепления знаний. Очень полезным в практике самостоятельной работы, является предварительное ознакомление с учебным материалом. Даже краткое, беглое знакомство с материалом очередной лекции дает многое. Студенты получают общее представление о ее содержании и структуре, о главных и второстепенных вопросах, о терминах и определениях. Все это облегчает работу на лекции и делает ее целеустремленной.


Подготовка к практическому занятию
Студент должен четко уяснить, что именно с лекции начинается его подготовка к практическому занятию. Вместе с тем, лекция лишь организует мыслительную деятельность, но не обеспечивает глубину усвоения программного материала.
При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа:
1-й – организационный,
2-й – закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
– уяснение задания на самостоятельную работу;
– подбор рекомендованной литературы;
– составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к семинару рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
В начале семинара студенты под руководством преподавателя более глубоко осмысливают теоретические положения по теме занятия, раскрывают и объясняют основные явления и факты. В процессе творческого обсуждения и дискуссии вырабатываются умения и навыки использовать приобретенные знания для решения практических задач.


Как работать с рекомендованной литературой
Успех в процессе самостоятельной работы, самостоятельного чтения литературы во многом зависит от умения правильно работать с книгой, работать над текстом.
Опыт показывает, что при работе с текстом целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом (не запоминать, а понять общий смысл прочитанного) материале. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом.
Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др.
Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним.
Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать.
План – это схема прочитанного материала, краткий (или подробный) перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Подробно составленный план вполне заменяет конспект.
Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов.
План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В процессе изучения материала источника, составления конспекта нужно обязательно применять различные выделения, подзаголовки, создавая блочную структуру конспекта. Это делает конспект легко воспринимаемым, удобным для работы.


Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студентов (СРС) под руководством преподавателя является составной частью «самостоятельная работа студентов», принятого в высшей школе. СРС под руководством преподавателя представляет собой вид занятий, в ходе которых студент, руководствуясь методической и специальной литературой, а также указаниями преподавателя, самостоятельно выполняет учебное задание, приобретая и совершенствуя при этом знания, умения и навыки практической деятельности. При этом взаимодействие студента и преподавателя приобретает вид сотрудничества: студент получает непосредственные указания преподавателя об организации своей самостоятельной деятельности, а преподаватель выполняет функцию руководства через консультации и контроль.
Познавательная деятельность студентов при выполнении самостоятельных работ данного вида заключается в накоплении нового для них опыта деятельности на базе усвоенного ранее формализованного опыта (опыта действий по известному алгоритму) путем осуществления переноса знаний, умений и навыков. Суть заданий работ этого вида сводится к поиску, формулированию и реализации идей решения. Это выходит за пределы прошлого формализованного опыта и в реальном процессе мышления требует от обучаемых варьирования условий задания и усвоенной ранее учебной информации, рассмотрения ее под новым углом зрения. В связи с этим самостоятельная работа данного вида должна выдвигать требования анализа незнакомых студентом ситуаций и генерирования новой информации для выполнения задания. В практике обучения в качестве самостоятельной работы чаще всего используются домашние задание, отдельные этапы лабораторных и семинарско-практических занятий, написание рефератов, курсовых и дипломных работ, а также дипломное проектирование.

Методические указания для подготовки к зачету
Подготовка к зачету способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к зачету, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На зачете студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине.
Требования к организации подготовки к зачету те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов.
В период подготовки к зачету студенты могут получить у преподавателя индивидуальные и групповые консультации.
Подготовка к зачету – это завершающий, наиболее активный этап самостоятельной работы студента над учебным курсом.