МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Общая и неорганическая химия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической и неорганической химии
Направление подготовки33.05.01. специальность Фармация
СпециализацияФармация биофармпрепаратов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план33_05_01_Фарм-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 78
самостоятельная работа 111
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 36 36 36 36
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 111 111 111 111
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
д.хн., к.х.н., профессор, доцент, Новоженов В.А., Харнутова Е.П.

Рецензент(ы):
д.х.н., Профессор, Смагин В.П.

Рабочая программа дисциплины
Общая и неорганическая химия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 33.05.01 Фармация (приказ Минобрнауки России от 27.03.2018 г. № 219)

составлена на основании учебного плана:
33.05.01 ФАРМАЦИЯ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.-м.н., профессор Безносюк С.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ф.-м.н., профессор Безносюк С.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.получение студентами основ теоретических знаний по ключевым разделам общей и неорганической химии и приобретение навыков выполнения лабораторных работ

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен использовать основные биологические, физико-химические, химические, математические методы для разработки, исследований и экспертизы лекарственных средств, изготовления лекарственных препаратов
ОПК-1.1 Знает основные биологические, физико-химические, химические, математические методы для разработки, исследований и экспертизы лекарственных средств, изготовления лекарственных препаратов
ОПК-1.2 Применяет в профессиональной деятельности основные биологические методы анализа для разработки, исследований и экспертизы лекарственных средств и лекарственного растительного сырья
ОПК-1.3 Применяет в профессиональной деятельности основные физико-химические и химические методы анализа для разработки, исследований и экспертизы лекарственных средств, лекарственного растительного сырья и биологических объектов
ОПК-1.4 Применяет в профессиональной деятельности основные методы физико-химического анализа в изготовлении лекарственных препаратов
ОПК-1.5 Применяет в профессиональной деятельности математические методы и осуществляет математическую обработку данных, полученных в ходе разработки лекарственных средств, а также исследований и экспертизы лекарственных средств, лекарственного растительного сырья и биологических объектов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные положения теории строения атома, формулировку периодического закона;
- положения теории химической связи, виды и механизмы ее образования;
- способы выражения состава растворов;
- положения теории электролитической диссоциации электролитов и гидролиза солей;
- основные положения теории окислительно-восстановительных реакций;
- классификацию и общие свойства основных классов неорганических соединений;
- электронное строение, физические и химические свойства металлов и неметаллов.
3.2.Уметь:
3.2.1.- описывать строение атомов элементов и объяснять периодичность изменения их свойств на основе строения их атомов;
- определять виды связей и объяснять пространственное строение веществ;
- вычислять состав и количества индивидуальных веществ в растворах;
- составлять молекулярно-ионные уравнения диссоциации и гидролиза и определять реакцию среды;
- составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций, расставлять коэффициенты, определять окислитель и восстановитель;
- составлять химические уравнения, описывающие свойства оксидов, кислот, оснований, солей;
- составлять уравнения реакций, отражающие свойства металлов и неметаллов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения базовых знаний при решении химических задач

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие закономерности протекания химических процессов
1.1. Химическая термодинамика. Скорость химических реакций. Химическое равновесие Лекции 1 2 Л1.1, Л2.2
1.2. Основы атомно-молекулярного учения. Основные законы химии Практические 1 2 Л1.1, Л2.2
1.3. Химическая термодинамика Практические 1 4 Л1.1, Л2.2
1.4. Знакомство с химической лабораторией. Правила работы в лаборатории. Мытье химической посуды Лабораторные 1 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Скорость химических реакций. Химическое равновесие Лабораторные 1 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.6. Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к лабораторным и практическим занятиям Сам. работа 1 20 Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Растворы
2.1. Растворы. Коллигативные свойства растворов. Способы выражения содержания вещества в растворе Лекции 1 2 Л1.1, Л2.2
2.2. Теория электролитической диссоциации. рН растворов Лекции 1 2 Л1.1, Л2.2
2.3. Гидролиз солей Лекции 1 2 Л1.1, Л2.2
2.4. Окислительно-восстановительные реакции Лекции 1 2 Л1.1, Л2.2
2.5. Коллигативные свойства разбавленных растворов Практические 1 2 Л1.1, Л2.2
2.6. Приготовление растворов с заданной концентрацией Лабораторные 1 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.7. Электролитическая диссоциация. рН растворов Лабораторные 1 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.8. Гидролиз солей Лабораторные 1 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.9. Окислительно-восстановительные реакции Лабораторные 1 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.10. Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к лабораторным и практическим занятиям Сам. работа 1 31 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Химическая связь и строение вещества
3.1. Строение атома Лекции 1 2 Л1.1, Л2.2
3.2. Периодическая система элементов Лекции 1 2 Л1.1, Л2.2
3.3. Химическая связь Лекции 1 0 Л1.1, Л2.2
3.4. Строение атома и периодическая система химических элементов Практические 1 2 Л1.1, Л2.2
3.5. Химическая связь и строение вещества Практические 1 4 Л1.1, Л2.2
3.6. Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 1 20 Л1.1, Л2.2
Раздел 4. Химия элементов
4.1. Химия элементов Лекции 1 4 Л1.1, Л2.2
4.2. Классы неорганических соединений Практические 1 2 Л1.1, Л2.2
4.3. Металлы s-семейства. Строение, свойства, биологические свойства Практические 1 2 Л1.1, Л2.2
4.4. Металлы р-семейства. Строение, свойства, биологические свойства Практические 1 2 Л1.1, Л2.2
4.5. Металлы d-семейства. Строение, свойства, биологические свойства Практические 1 2 Л1.1, Л2.2
4.6. Комплексные соединения Практические 1 2 Л1.1, Л2.2
4.7. Щелочные и щелочно-земельные металлы Лабораторные 1 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.8. р-элементы Лабораторные 1 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.9. d-элементы Лабораторные 1 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.10. Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к лабораторным и практическим занятиям Сам. работа 1 40 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Методические рекомендации для обучающихся размещены в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Алтайский государственный университет»
Кафедра физической и неорганической химии










ФОНД
ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
по дисциплине (модулю)

Общая и неорганическая химия

33.05.01 Фармация
(код и наименование специальности)


Специализация Фармация биофармпрепаратов







Разработчики:
Новоженов В.А.
профессор кафедры физической и
неорганической химии
____________/ В.А. Новоженов /



Барнаул 2023





Визирование ФОС для исполнения в очередном учебном году


Фонд оценочных средств пересмотрен, обсужден и одобрен для исполнения
в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры физической и неорганической химии

Внесены следующие изменения и дополнения: Протокол от 30.06.2022 № 9
Зав. кафедрой С.А. Безносюк, профессор
фио, должность

Визирование ФОС для исполнения в очередном учебном году


Фонд оценочных средств пересмотрен, обсужден и одобрен для исполнения
в ___2023-2024__ учебном году на заседании кафедры __________________

Внесены следующие изменения и дополнения: Протокол от 3.07.2023 № 9
Зав. кафедрой С.А. Безносюк, профессор
фио, должность


Визирование ФОС для исполнения в очередном учебном году


Фонд оценочных средств пересмотрен, обсужден и одобрен для исполнения
в _______-_______ учебном году на заседании кафедры __________________

Внесены следующие изменения и дополнения: Протокол от___________ №____
Зав.кафедрой ________________________
фио, должность




Перечень компетенций, с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
Перечень формируемых компетенций:
Компетенции/контролируемые этапы Показатели Наименование оценочного средства
Начальный этап формирования компетенции (ий) осуществляется в период освоения учебной дисциплины и характеризуется освоением учебного материала
ОПК-1. Способен использовать основные биологические, физико-химические, химические, математические методы для разработки, исследований и экспертизы лекарственных средств, изготовления лекарственных препаратов Знает:
- основные химические термины, понятия и методы работы с неорганическими веществами при решении профессиональных задач;
- основные теории о строении атома, химической связи, основные законы термодинамики.
Умеет:
- использовать основные химические понятия и понятия других естественнонаучных дисциплин при решении основных профессиональных задач;
- использовать основные физико-химические термины и понятия для решения специфичных профессиональных задач.
Владеет:
навыками проведения эксперимента и методами обработки его результатов. Практические задания
Контрольные работы
Лабораторные задания
Базовый этап формирования компетенции (ий) (формируется по окончании изучения дисциплины (модуля))
ОПК-1. Способен использовать основные биологические, физико-химические, химические, математические методы для разработки, исследований и экспертизы лекарственных средств, изготовления лекарственных препаратов Знает:
- основные положения теории строения атома, формулировку периодического закона;
- положения теории химической связи, виды и механизмы ее образования;
- способы выражения состава растворов;
- положения теории электролитической диссоциации электролитов и гидролиза солей;
- основные положения теории окислительно-восстановительных реакций;
- классификацию и общие свойства основных классов неорганических соединений;
- электронное строение, физические и химические свойства металлов и неметаллов.
Умеет:
- описывать строение атомов элементов и объяснять периодичность изменения их свойств на основе строения их атомов;
- определять виды связей и объяснять пространственное строение веществ;
- вычислять состав и количества индивидуальных веществ в растворах;
- составлять молекулярно-ионные уравнения диссоциации и гидролиза и определять реакцию среды;
- составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций, расставлять коэффициенты, определять окислитель и восстановитель;
- составлять химические уравнения, описывающие свойства оксидов, кислот, оснований, солей;
- составлять уравнения реакций, отражающие свойства металлов и неметаллов.
Владеет:
навыками применения базовых знаний при решении химических задач Вопросы к экзамену
Заключительный этап формирования компетенций направлен на закрепление определенных компетенций в период прохождения практик, НИР, ГИА

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания

Сопоставление шкал оценивания
4-балльная шкала Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
100-балльная шкала 85-100 70-84 50-69 0-49
Бинарная шкала Зачтено Не зачтено

Оценивание выполнения практических заданий

4-балльная шкала
Показатели
Критерии
Отлично Своевременность выполнения задания.
Полнота выполнения практического задания.
Последовательность и рациональность выполнения задания. Студентом задание решено самостоятельно. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логических рассуждениях, в выборе формул и решении нет ошибок, получен верный ответ, задание решено рациональным способом.
Хорошо Студентом задание решено с подсказкой преподавателя. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок; правильно сделан выбор формул для решения; есть объяснение решения, но задание решено нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок, получен верный ответ.
Удовлетвори-тельно Студентом задание решено с подсказками преподавателя. При этом задание понято правильно, в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в выборе формул или в математических расчетах; задание решено не полностью или в общем виде.
Неудовлетво-рительно Студентом задание не решено.

Оценивание результатов контрольной работы

4-балльная шкала Показатели Критерии
Отлично 1. Полнота и правильность решения практического задания.
2. Правильность изложения (последовательность действий).
3. Самостоятельность ответа.
Студентом дан полный ответ на практический вопрос. Решены задачи.
Хорошо Практические задания и задачи решены студентом с небольшими неточностями.
Удовлетво-рительно Студентом допущено несколько ошибок в содержании ответа на практические вопросы. Задачи решены с ошибками.
Неудовлетв-орительно Студентом решение практических заданий не выполнено. Задачи не решены.

Оценивание выполнения лабораторных заданий

4-балльная шкала Показатели Критерии
Отлично Своевременность выполнения задания.
Полнота выполнения лабораторного задания.
Оформление лабораторной работы.
Ответы на контрольные вопросы по теме лабораторного занятия. Студент показывает готовность к выполнению лабораторной работы, владеет техникой выполнения операций; выполняет операции аккуратно, четко; соблюдает технику безопасности на рабочем месте; правильно оценивает результаты выполненных операций; умеет правильно производить расчеты; правильно заполняет протокол анализа и дает правильное заключение; отвечает на контрольные вопросы по теме лабораторного занятия.
Хорошо Соответствует вышеуказанным критериям оценки, но допускает не принципиальные ошибки по оформлению протокола и в ответах на контрольные вопросы по теме лабораторного занятия.
Удовлетвори-тельно Соответствует вышеуказанным критериям оценки, но допускает: принципиальные ошибки по оформлению протокола и в ответах на контрольные вопросы; не существенные ошибки по технике выполнения операций по анализу; по отдельным этапам выполнения работы нуждается в помощи преподавателя;
Неудовлетво-рительно Студент не готов и не допущен к выполнению лабораторной работы.

Оценивание ответа на экзамене

4-балльная шкала Показатели Критерии
Отлично Полнота изложения теоретического материала.
Правильность и/или аргументирован-ность изложения (последовательность действий).
Самостоятельность ответа.
Культура речи. Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса.
Хорошо Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе.
Удовлетвори-тельно Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.
Неудовлетво- рительно Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхнос-тны. Т.е студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки планируемых результатов обучения по дисциплине, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Перечень заданий /вопросов
Тема: Основы атомно-молекулярного учения. Основные законы химии
Вопросы:
Сформулируйте основные положения атомно-молекулярного учения.
Дайте определение понятий:
а) элемент, атом, молекула;
б) простое и сложное вещество;
в) относительные атомная и молекулярная массы;
г) моль;
д) молярная масса;
е) эквивалент элемента.
Сформулируйте основные законы химии:
а) закон сохранения массы вещества;
б) закон постоянства состава;
в) закон кратных отношений;
г) закон Авогадро;
д) 1-е следствие закона Авогадро;
г) 2-е следствие закона Авогадро;
е) закон эквивалентов.
Сформулируйте газовые законы:
а) закон Бойля-Мариотта;
б) закон Гей-Люссака;
г) уравнение Клапейрона;
д) уравнение Клапейрона-Менделеева..
Задачи:
Число нейтронов совпадает с числом протонов в ядре изотопа: (_12^24)Mg, (_11^23)Na, (_19^39)K, (_13^27)Al.
Вычислить количество вещества и количество молекул, содержащееся в 100 г оксида серы (VI). Определить массу одной молекулы SO3.
Вычислить эквивалент СО2 в реакциях образования с NaOH а) NaHCO3; б) Na2CO3.
При соединении 1,5 г натрия с избытком хлора образовалось 3,81 г NaCl. Найти эквивалентную массу натрия и его эквивалент, если известно, что эквивалентная масса хлора равна 35, 45 г/моль.
При температуре 273 К и давлении 101,3 кПа газ занимает объем 250 мл. Какой объем займет газ при 96 кПа и той же температуре?
1 м3 газа находится при 0С. При какой температуре объем газа удвоится, если давление останется неизменным?
Дан 40 мл газа при 7С и 96 кПа. При каком давлении объем газа достигнет 60 мл, если температура возрастет до 17С.
Сколько граммов кальция вступило в реакцию с водой, если объем выделившегося водорода при 25С и 99,3 кПа равен 480 мл?
Соединение содержит 24,26 % углерода, 71,62 % хлора и 4,12% водорода. Плотность по водороду 49,1. Найти истинную формулу соединения.
Соединение серы с фтором содержит 62,8 % серы и 37,2 % фтора. Масса 118 мл данного соединения в форме газа, измеренного при 7С и 98,64 кПа равна 0,51 г. Какова истинная формула соединения.
Тема: Химическая термодинамика.
Вопросы:
Дайте определение основных понятий в термодинамике:
а) фаза;
б) система;
в) изолированная система;
г) открытая система;
д) замкнутая система
Чем характеризуется состояние системы? Чем описывается состояние системы?
Стандартное состояние системы.
Внутренняя энергия системы. Из каких видов энергии складывается внутренняя энергия? Какие виды энергии не входят во внутреннюю энергию?
Первый закон термодинамики.
Энтальпия. Стандартная энтальпия образования вещества. Изменение энтальпии в реакциях.
Закон Гесса и следствия из него.
Энтропия. Стандартная энтропия образования химических веществ. Изменение энтропии в реакциях.
Второй закон термодинамики.
Энергия Гиббса. Энергия Гельмгольца.
Энергия Гиббса образования веществ. Изменение энергии Гиббса в реакции.
Как по изменению энергии Гиббса можно судить о возможности самопроизвольного протекания процесса?
Задачи:
Процесс, протекающий при постоянном значении температуры в системе, называется: изотермическим, изобарическим, адиабатическим, изохорическим.
Вычислить Но реакции:
В2О3 + 3Mg = 2В + 3MgO
Вычислить теплоту перехода графита в алмаз, если известно, что теплота образования СО2 из графита Но298(СО2 (гр)) =  94,05 ккал/моль, а из алмаза Но298(СО2 (алм)) =  94,50 ккал/моль.
Вычислить изменение энтропии перехода Н2О (кр) в Н2О (ж) и Н2О (ж) в Н2О (г). Результаты поясните.
Вычислите изменение энтропии в реакции:
С2Н4 + 3О2 = 2СО2 + 2Н2О (г)
Вычислите изменение энергии Гиббса при 25 и 1000С для реакции:
С(графит) + Н2О (г) = Н2(г) + СО(г),
если Но298(р) = 131,3 кДж, So298(р) = 133,6 Дж/К.
Какой фактор – энтальпийный или энтропийный – определяет возможность этой реакции?
Сколько теплоты потребуется для получения 275 г марганца согласно уравнению MnО2(т) + 2С(т) = Mn(т) + 2CO((г); Но298(р) = 293 кДж? Сколько при этом выделиться литров оксида углерода (II) (н.у.)?
Вычислите значения Но298, Sо298 и Gо298 для реакции:
NH4Cl(к) = NH3(г) + HCl(г)
Как влияет температура на направление рассматриваемого процесса?
Исходя из значений Gо298,f исходных веществ и продуктов реакции, вычислите Gо298 следующих реакций:
MgО(к) + CO2(г) = MgCO3(к)
ВаО(к) + CO2(г) = ВаCO3(к)
СаО(к) + CO2(г) = СаCO3(к)
SrО(к) + CO2(г) = SrCO3(к)
Как изменяются в ряду MgO  CaO  SrO  BaO кислотно-основные свойства оксидов, и как это согласуется со значением Go образования рассматриваемых карбонатов из оксидов?
Тема: Коллигативные свойства разбавленных растворов
Вопросы:
Почему свойства раствора отличаются от свойств его компонентов?
Какие физико-химические свойства разбавленных растворов неэлектролитов вы знаете?
Осмос. Осмотическое давление.
Закон Вант-Гоффа.
Определение осмотического давления раствора.
Что называют давлением насыщенного пара?
Почему давление пара над раствором меньше, чем над чистым растворителем?
Что называют относительным понижением давления пара растворителем?
Закон Рауля.
Что называют температурой кипения жидкости? Как температура кипения раствора отличается от температуры кипения чистого растворителя?
Что называют температурой кристаллизации (отвердевания) жидкости? Как температура кристаллизации раствора отличается от температуры кристаллизации чистого растворителя?
Второй закон Рауля.
Чему пропорциональны tкип и tкр? Как их определить?
Расчет молекулярной массы растворенного вещества.
Почему для растворов электролитов наблюдаются отклонения от законов Рауля и Вант-Гоффа?
Что показывает изотонический коэффициент? Физический смысл изотонического коэффициента.
Связь изотонического коэффициента со степенью диссоциации
Задачи:
Вычислить осмотическое давление раствора, содержащего 27 г глюкозы в 500 мл раствора при 297 К.
Давление пара воды при 20С составляет 2338 Па. Вычислить сколько граммов сахара следует растворить в 720 г воды для получения раствора, давление пара которого на 18,7 Па меньше давления пара воды? Вычислить процентное содержание сахара в растворе.
В 10 мл воды внесли 0,2 г белка цитохрома С, молярная масса которого составляет 12400 г/моль. Найти понижение температуры замерзания полученного раствора.
При растворении 0,2 г цитохрома С в воде общий объем раствора достиг 10 мл. Вычислить осмотическое давление полученного раствора, которое обнаружится при наличии мембраны, пропускающей молекулы воды, но не пропускающей молекул цитохрома.
Раствор сахара С12Н22О11 оказывает при 27С осмотическое давление, равное 156 кПа. Принимая плотность раствора равной единице, вычислить температуру его кристаллизации.
При какой температуре будет замерзать раствор, содержащий 30 % (мас.) этилового спирта?
Если растворить 25,5 г ВаCl2 в 750 г воды, то получится раствор, кристаллизующийся при  0,756С. Вычислить кажущуюся степень диссоциации соли в растворе.

Тема: Строение атома и периодическая система химических элементов
Вопросы:
Развитие представлений о строении атома.
Модель атома Бора. Её недостатки.
Уравнение де Бройля. Двойственная природа электрона.
Принцип неопределенности Гейзенберга.
Уравнение Шредингера.
Квантовые числа: главное, орбитальное, магнитное, спин.
Принципы заполнения электронных оболочек атома: принцип наименьшей энергии, принцип Паули, правило Хунда.
Периодическая система Д.И. Менделеева. Периоды, группы.
Радиусы, изменение по периодам и группам.
Потенциал ионизации, его изменение по периодам и группам.
Сродство к электрону, его изменение по периодам и группам.
Электроотрицательность, ее изменение по периодам и группам.
Задачи:
Записать полную, краткую электронные конфигурации, а также изобразить краткую электронную конфигурацию в графическом виде для следующих атомов и ионов: К, Р, Ti, Mo, Cr3+, Se2.
Электронная структура валентного энергетического уровня атома циркония (Zr) в основном состоянии имеет вид: 4d25s2, 4d25s3, 4d25s1, 5s25p2.
Конфигурация валентных электронов в атомах двух элементов выражается формулами:
а) 3s23p2 и 3d24s2
б) 3d34s2 и 4s24p4
В каких периодах и группах находятся эти элементы? Должны ли они отличаться по своим свойствам, имея одинаковое число валентных электронов?
Ионизационный потенциал для какого из двух элементов должен быть большей величиной, если электронная конфигурация их атомов выражается формулами:
а) 1s22s22p63s23p2 и 1s22s22p63s23p5
б) 1s22s22p63s23p64s1 и 1s22s22p63s23p63d104s1
Тема: Химическая связь и строение вещества
Вопросы:
Метод валентных связей. Механизмы образования ковалентной связи.
Свойства ковалентной связи: насыщаемость, направленность.
Полярность связи.
Теория гибридизации. Какие условия определяют возможность гибридизации атомных орбиталей?
Чем определяется геометрия молекулы в теории гибридизации?
Задачи:
Формула молекулы вещества, в которой реализуется только ковалентный полярный тип связи имеет вид: СО, СаО, О2, Na2CO3.
Установите соответствие между формулой молекулы или иона и типом гибридизации валентных орбиталей центрального атома:
BrF3 ; NH4+ ; SF6 
Варианты ответов: sp2, sp3, sp3d2, sp, sp3d.
Определите пространственную конфигурацию молекул: BeCl2, SnCl2, SiF4, NF3, PCL5, SF6, ClF3, SO3. Укажите тип гибридизации.
Какую пространственную конфигурацию имеет нитрат-ион: плоскую треугольную, линейную, тетраэдрическую, октаэдрическую.
Какая из молекул CCl4 или CHCl3 имеет больший дипольный момент

Тема: Классы неорганических соединений
Вопросы:
Распределите предложенные соединения: Na2SO3, Ba(OH)2, K2S, KAl(SO4)2, AlOH(NO3)2, KHSO4, H2SO3, SbOCl по классам: кислоты, основания, соли. Приведите названия всех веществ.
Из предложенного перечня выпишите формулы кислотных, амфотерных и основных оксидов: SiO2, CrO3, SO2, NO, BeO, CaO, CuO, B2O3, MnO, Li2O, MgO, K2O, BaO, Na2О, Cr2O3, N2O, Fe2O3, FeO, ZnO, СО, СО2.
Укажите формулу оксида, при растворении которого в воде образуется кислота общей формулы НЭО3: N2O5, SO2, N2O3, CO2.
Укажите формулы кислот, которые нельзя получить растворением оксидов соответствующих элементов в воде: H2SiO3, CH3COOH, H2SO3, H3PO4.
Составить уравнения реакций взаимодействия серной кислоты с оксидами следующих металлов: бария, железа (III), меди, цинка, лития и магния.
Каким металлом можно восстановить медь из раствора сульфата меди (II): Fe, Na, Pt, Ag.
Осуществить превращения:
а) АI → АI2O3 → АIСI3 → АI(ОН)3 → АI2O3
б) Р → Р2О5 → Н3РО4 → Nа3 РО4
Рассчитайте массу оксида алюминия полученного при взаимодействии алюминия массой 135 г с кислородом объемом 112 л.
Какая соль образуется при взаимодействии 1 моль гидроксида кальция и 2 моль серной кислоты?
Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
Fe → Fe2O3 → Fe2(SO4)3 → Fe(OH)3 → FeOH(NO3)2 → Fe(NO3)3
Последовательно в схеме:
амфотерный оксид → амфотерный гидроксид → соль, располагаются:
1) BaO, Ba(OH)2, BaCl2; 3) CaO, Ca(OH)2, CaSO4;
2) BeO, Be(OH)2, Be(NO3)2; 4) SO2, H2SO3, Na2SO3.
Написать уравнения и назвать соль − продукт взаимодействия:
а) CrO и Cr2O3 с растворами H2SO4 и NaOH;
б) Cu(OH)2 с недостатком и избытком HNO3.
Осуществите цепочку превращений:



б) Fe → FeCl2 → Fe(OH)2 → Fe(OH)3 → Fe(NO3)3
в) Ba BaO Ba(OH)2 Ba3(PO4)2
г) P P2O5 H3PO4 Ba3(PO4)2

Темы: Металлы s-семейства. Строение, свойства, применение
Задания:
Составьте электронные схемы строения атомов IА подгруппы. Какой из элементов является более сильным восстановителем? Почему?
Чем объясняется меньшая химическая активность лития по сравнению с калием и натрием?
Написать уравнения взаимодействия с водой К2О и К2О2.
Чем различается взаимодействие с кислородом лития и натрия? Написать уравнения реакций.
Какую реакцию среды показывают растворы солей: KNO3, K2S, KCH3COO? Написать уравнения реакций гидролиза. Указать тип гидролиза.
Написать уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить переходы:
Na  NaOH  Na2CO3  NaCH3COO.
Написать электронные формулы атомов бериллия, магния и щелочноземельных металлов. Какую валентность могут проявлять атомы этих элементов в невозбужденном состоянии? Как должны меняться свойства гидроксидов элементов?
Поему горящий магний нельзя потушить водой? Написать уравнение реакции.
К раствору, содержащему соли кальция, бериллия и магния, добавили избыток раствора едкого натра. Написать уравнения происходящих реакций. Какое вещество выпало в осадок? Какие ионы остались в растворе?
Какая соль – Be(NO3)2 или Mg(NO3)2 при одинаковых условиях в большей степени подвергается гидролизу? Ответ обосновать. Написать уравнение гидролиза этой соли.
Объяснить, почему при пропускании диоксида углерода через раствор хлорида или нитрата кальция осадок карбоната кальция не выпадает, а при действии CO2 ин известковую воду – выпадает.
В растворе находятся ионы Са2+ и Ва2+. Действием какого реактива можно осадить из раствора оба иона? Написать уравнения реакций.
Дописать уравнения реакций. К какому классу химических соединений следует отнести пероксид бария на основании этих реакций?
Уравнять реакции методом полуреакций:
а) Na2O2 + KI + H2SO4  I2 + Na2SO4 + K2SO4;
б) Na2O2 + Fe(OH)2 + H2O  Fe(OH)3 + NaOH;
в) Na2O2 + KMnO4 + H2SO4  MnSO4 + O2 + K2SO4 + Na2SO4 + H2O
г) BaO2 + FeSO4 + H2SO4  BaSO4 + Fe2(SO4)3 + H2O;
д) BaO2 + Cr2(SO4)3 + NaOH  NaCrO4 + BaSO4 + H2O.
Темы: Металлы р-семейства. Строение, свойства, применение
Задания:
Написать электронные формулы атомов алюминия, германия, форфора, селена, йода.
За счет перекрывания каких орбиталей образуется связь в молекуле BCl3? Какова пространственная конфигурация этой молекулы?
Написать уравнения реакций взаимодействия алюминия:
а) с разбавленными серной и азотной кислотами;
б) с концентрированными серной и азотной кислотами;
в) с водным раствором едкого натра.
Почему алюминий растворяется в водном растворе карбоната натрия? Написать уравнение реакции.
При действии избытка гидроксида калия и гидроксида аммония на раствор Al2(SO4)3 выпавший вначале осадок сохраняется только в одном случае. Указать, в каком именно. Написать уравнения реакций.
Объяснить образование тройной связи в молекуле СО.
Молекулы какого вещества и какие ионы находятся в водном растворе диоксида углерода? Написать схему равновесия в растворе. Как измениться концентрация CO2 при добавлении в раствор щелочи?
Больше или меньше 7 значение рН в растворе карбонатов щелочных металлов? Ответ обосновать.
Действием какого реактива можно одновременно обнаружить ионы СО32 и SiO32 в растворе, содержащем карбонат и силикат натрия?
Написать уравнения реакций, указывающих на амфотерные свойства гидроксида олова (II) и гидроксида германия (II).
Учитывая относительную электроотрицательность атомов фтора, хлора, натрия и азота, указать смещение электронных пар и соответственно степень окисления каждого элемента в молекулах NF3, NCl3, Na3N. Как будут идти реакции взаимодействия указанных нитридов с водой? Написать уравнения.
Действием каких веществ на азот, соль аммония, азотную кислоту, нитрид алюминия можно получить аммиак? Написать уравнения реакций.
Написать уравнения реакций термического разложения нитрита, нитрата и карбоната аммония.
Написать уравнения реакций взаимодействия:
а) концентрированной азотной кислоты с серебром, с фосфором;
б) разбавленной азотной кислоты с медью, с магнием.
Написать уравнения реакций термического разложения нитратов натрия, меди и ртути (II).
В какой степени окисления сера может быть только окислителем, только восстановителем. Написать соответствующие электронные формулы. В какой степени окисления сера может быть окислителем и восстановителем?
Как изменяются потенциал ионизации и сродство к электрону в ряду S – Se – Te – Po? Чем это объясняется?
За счет каких электронных орбиталей осуществляется связь в молекуле H2S?
Написать уравнение ступенчатой диссоциации сероводородной кислоты. Как будут смещаться равновесия при прибавлении HCl, Pb(NO3)2, щелочи?
Какие вещества будут получаться при взаимодействии FeS с соляной кислотой и с концентрированной азотной кислотой? Написать уравнения.
Изобразить графическую формулу тиосульфата натрия, указать степень окисления серы в этом соединении.
Как изменяется энергия ионизации и сродство к электрону в ряду Cl – Br – I – At. Чем это объясняется?
Как изменяется прочность химической связи в ряду HF – HCl – HBr – HI? Чем это объясняется? Какой из галогенидов является наиболее сильным восстановителем? Какой – наиболее слабым?
Какие орбитали атомов хлора и иода используются при образовании связи в молекулах Cl2O7 и I2O5?
Написать формулы оксидов хлора в степени окисления хлора +1, +3, +5, +7 и соответствующих им кислот. Дать названия кислот и указать, как изменяется их сила.
Темы: Металлы d-семейства. Строение, свойства, применение
Задания:
Указать различия в строении атомов титана и германия. Как это влияет на характер их оксидов и гидроксидов?
Какой из двух гидроксидов проявляет более основные свойства: Ti(OH)4 или Zr(OH)4; Ti(OH)4 или Ti(OH)3?
Написать формулы оксидов ванадия и указать, как изменяется их химический характер при переходе от низшей степени окисления к высшей.
Какой из оксидов имеет более кислотный характер: V2O5 или Nb2O5; V2O5 или As2O5?
Написать электронные конфигурации атомов хрома и молибдена. Дать объяснения.
Объяснить близость атомных радиусов молибдена и вольфрама и некоторое их отличие от атомного радиуса хрома.
Какие степени окисления характерны для хрома, молибдена и вольфрама. Привести примеры соединений.
Написать уравнения реакций, которые характеризуют кислотно-основные свойства оксидов Cr2O3, CrO3, MoO3, WO3/
Написать уравнения реакций взаимодействия гидроксида хрома (III) с раствором серной кислоты, с раствором едкого калия.
Написать формулы возможных оксидов марганца и соответствующих им гидроксидов. Указать их свойства: кислотные, основные, амфотерные.
Написать электронные формулы Mn(IV), Mn(VII), Re(III), Re(VII). Какой из атомов в указанной степени окисления является наиболее сольным окислителем? Какой наиболее сильным восстановителем?
В каких кислотах растворяется марганец. Написать уравнения реакций.
Какой из ионов – Fe2+, Co2+ или Ni2+ - обладает более сильными восстановительными свойствами?
Написать уравнения реакций взаимодействия железа с:
а) разбавленной и концентрированной хлороводородной кислотой;
б) разбавленной и концентрированной серной кислотой;
в) разбавленной азотной кислотой.
Написать электронные формулы атомов цинка и кадмия. Какой из этих элементов обладает более выраженными металлическими свойствами?
Написать уравнения реакций растворения цинка в кислотах:
а) хлороводородной;
б) разбавленной и концентрированной серной;
в) разбавленной и концентрированной азотной;
г) в щелочи.
Какой из оксидов Zn(OH)2 или Cd(OH)2 должен проявлять более основные свойства? Почему?
Написать уравнения реакции растворения ртути в концентрированной азотной кислоте: в избытке, в недостатке.
Укажите положение меди и серебра в периодической системе элементов и напишите электронные формулы их атомов. Почему восстановительные свойства меди и серебра выражены слабее, чем у щелочных металлов?
Написать уравнения реакций взаимодействия меди с кислотами:
а) разбавленной хлороводородной;
б) разбавленной азотной;
в) концентрированной азотной;
г) разбавленной серной;
Темы: Комплексные соединения
Задания:
Определить координационное число и заряд иона-комплексообразователя в соединении [Pt(NH3)2Cl2].
Определить степень окисления, координационное число комплексообразователя и тип комплекса в следующих комплексных соединениях. Привести их названия.
а) K[AuBr4]
б) K2[Cd(CN)4]
в) Са[CrF6]
г) Na3[Ag(S2O3)2]
д) K[PtNH3Cl5]
е) H[Co(H2O)2(CN)4]
ж) [Pt(NH3)5Cl]Cl3
з) Na2[FeNO(CN)5]
и) K[Cr(SO4)2]
Написать координационные формулы и названия следующих комплексных соединений: CrCl36H2O, 3KCNCr(CN)3, 2KFWF6.
Какой комплексный ион прочнее:
а) [Zn(NH3)4]2+ или [Cd(NH3)4]2+
б) [Co(NH3)4]2+ или Co(NH3)6]3+
Написать реакцию взаимодействие меди с раствором аммиака
Написать уравнения реакций, протекающих при добавлении к раствору, содержащему ионы Zn2+ и Cd2+ избытка раствора аммиака.

ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАДАНИЯ
Перечень тем
Задание: Выполнить лабораторную работу, указанную преподавателем, с соблюдением техники лабораторных работ и норм техники безопасности, обосновать закономерности протекающих процессов, провести необходимые расчеты, в отчете отразить ответы на вопросы, технику безопасности при работе в лаборатории.
Темы:
Мытье химической посуды
Скорость химических реакций. Химическое равновесие
Приготовление растворов с заданной концентрацией
Электролитическая диссоциация. рН растворов
Гидролиз солей
Окислительно-восстановительные реакции
Щелочные и щелочно-земельные металлы
р-элементы
d-элементы

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Перечень заданий /вопросов
Примерные варианты контрольных работ
Контрольная работа № 1
Химическая термодинамика, кинетика, равновесие
Вычислить тепловой эффект реакции 4CO(г) + 2SO2(г) = S2(г) + 4CO2(г), используя справочные данные.
Не производя вычислений, определите знак изменения энтропии в следующих реакциях:
а) 2Н2(г) + 2О2(г) = 2Н2О(г);
б) 2Н2(г) + 2О2(г) = 2Н2О(ж).
В каждом случае дайте обоснование ответа.
Записать выражения для скоростей прямой и обратной реакций
2NO(г) + О2(г) 2NO2(г).
Как измениться скорость прямой реакции при увеличении концентрации кислорода в 2 раза?
Записать выражение закона действующих масс для системы:
2NO(г) N2O4(г).
В каком направлении сместится равновесие реакции при увеличении давления? Ответ поясните.
Вычислить константу равновесия системы N2 + 3H2 2NH3, если в состоянии равновесия концентрации веществ составили [NH3] = 0,4 моль/л; [N2] = 0,03 моль/л; [H2] = 0,1 моль/л. Указать, как повлияет на состояние равновесия повышение давления в системе и увеличение температуры, если Но298(р) = 92,38 кДж.
Контрольная работа № 2
Строение атома. Химическая связь
Для атома Zr и иона Mg2+ приведите: принадлежность к периоду, группе, подгруппе, семейству; полную и краткую электронные конфигурации; укажите валентные орбитали; распределение электронов по этим орбиталям в графическом виде.
Каким набором квантовых чисел характеризуются орбитали 2s, 3p, 4d?
Для молекулы PF5, укажите по методу ВС тип гибридизации, координационное число и геометрическую конфигурацию.
Контрольная работа № 3
Растворы
Чему равны мольные доли растворенного вещества и растворителя в 1л 2 моль/л раствора NaOH (=1,07г/мл)?
При какой температуре будет замерзать водный раствор этилового спирта С2Н5ОН, если массовая доля его равна 25 %?
Найти степень диссоциации, концентрацию ионов водорода и рН для раствора CH3COOH с концентрацией 0,1 моль/л.
Написать молекулярное, полное и краткое ионные уравнения гидролиза солей: а) Al2(SO4)3; б) Na2SO3. Указать реакцию среды в водных растворах этих солей.

ЗАДАНИЯ К ЭКЗАМЕНУ
Перечень заданий /вопросов
Основные понятия химии. Моль - единица количества вещества. Относительная атомная и молекулярная массы. Молярная масса.
Закон постоянства состава. Закон простых кратных отношений.
Газовые законы. Понятие идеального газа. Закон Авогадро. Число Авогадро.
Закон Бойля-Мариотта. Закон Гей-Люссака. Закон Шарля. Уравнение объединенного газового закона.
Классификация сложных веществ по составу. Бинарные соединения. Оксиды, пероксиды, гидриды, карбиды, халькогениды, галогениды. Номенклатура бинарных соединений.
Основания. Одно- и многоосновные основания. Номенклатура оснований. Кислоты бескислородные и кислородсодержащие. Одно- и многоосновные кислоты. Номенклатура кислот. Соли: средние, кислые, основные. Номенклатура солей.
Основные понятия и определения химической термодинамики. Система. Типы систем. Термодинамические параметры.
Закон сохранения энергии. Внутренняя энергия системы и ее изменение при химических превращениях. Теплота и работа.
Первый закон термодинамики. Энтальпия образования химических соединений. Стандартное состояние. Стандартные энтальпии образования. Экзотермические и эндотермические реакции. Закон Гесса.
Применение закона Гесса к расчету тепловых эффектов химических реакций. Следствия, вытекающие из закона Гесса. Расчет теплового эффекта реакции по энтальпиям образования исходных веществ и продуктов реакции.
Энтропия. Свободная энергия Гиббса. Направление химических процессов.
Скорость химической реакции. Истинная и средняя скорость. Основной закон химической кинетики. Факторы, влияющие на скорость химической реакции.
Химическое равновесие. Константа химического равновесия.
Факторы, влияющие на химическое равновесие. Принцип Ле-Шателье.
Растворы. Истинные и коллоидные растворы. Классификация дисперсных систем. Коллоиды в природе. Типы растворов.
Способы выражения состава раствора. Концентрация: молярная, моляльная, массовая. Доля растворенного вещества: массовая, мольная.
Осмос. Осмотическое давление. Осмос в природе.
Понижение давления насыщенного пара растворителя в присутствии в нем растворенного нелетучего вещества. Закон Рауля.
Понижение температуры кристаллизации растворителя. Криоскопическая константа, ее физический смысл.
Повышение температуры кипения растворов. Эббулиоскопическая константа, ее физический смысл.
Растворы электролитов. Слабые и сильные электролиты. Закон разбавления Оствальда. Отклонения свойств растворов электролитов от уравнения Вант-Гоффа и закона Рауля. Изотонический коэффициент.
Ионное произведение воды. Водородный показатель. Гидроксильный показатель.
Гидролиз солей. Степень и константа гидролиза.
Труднорастворимые электролиты. Произведение растворимости. Условия выпадения и растворения осадков.
Модели строения атома. Модель Бора. Двойственная природа электрона. Принцип неопределенности.
Понятие о квантовых числах. S, p, d, f-орбитали.
Порядок заполнения электронами атомных орбиталей. Принцип минимума энергии. Принцип Паули. Правило Хунда.
Периодический закон. Структура периодической системы. Группы и подгруппы. Периоды.
Энергия ионизации. Сродство к электрону. Электроотрицательность атома. Атомные и ионные радиусы. Периодический характер изменения свойств химических элементов.

Типы задач, включенные в экзаменационные билеты
Задачи на основные законы химии (расчет по стехиометрии, газовые законы).
Написание электронных формул элементов Периодической системы.
Задачи на приготовление растворов (с использованием понятий процентной, молярной и нормальной концентраций).
Задачи на вычисление тепловых эффектов реакций.
Задачи по кинетике реакций, связанные с использованием закона действия масс, правила Вант - Гоффа.
Задачи по равновесию реакций (определение констант равновесия, расчет равновесных концентраций). Смещение равновесия. Принцип Ле-Шателье.
Написание реакций гидролиза и определение среды раствора.
Уровнять методом полуреакций окислительно-восстановительную реакцию.

Пример экзаменационного билета

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ
Основные понятия химии. Моль  единица количества вещества. Относительная атомная и молекулярная массы. Молярная масса.
Можно ли при 25С получить аммиак по реакции
NH4Cl(к) + NaOH(к) = NaCl(к) + H2O(ж) + NH3(г),
если Gо298(NH4Cl(к)) =  203,2 кДж/моль; Gо298(NaOH(к)) =  380,7 кДж/моль; Gо298(NaCl(к)) =  384,0 кДж/моль; Gо298(Н2О(ж)) =  237,24 кДж/моль; Gо298(NH3(г)) =  16,71 кДж/моль.
Растворимость СaCrO4 равна 7,1104моль/л. Вычислить ПР соли.
Написать уравнения гидролиза CuCl2 в молекулярном, полном и сокращенном ионном видах. Указать реакцию среды.
Записать принадлежность к периоду, группе, семейству атома N, полную и краткую электронные формулы; указать валентные электроны и изобразить их графически.

Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций

Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций на экзамене:
Для допуска к экзамену необходимо показать прочные умения и навыки решения типовых практических задач, выполнение лабораторных работ. В экзаменационный билет включен один теоретический вопрос и три практические задачи, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в письменной форме. На ответ студенту отводится 60 минут. За ответ студент может получить максимально 100 баллов. Перевод баллов в оценку: 85  100 баллов – «отлично», 70  84 балла – «хорошо», 50  69 баллов – «удовлетворительно», 0  49 баллов – «неудовлетворительно».
Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций в процессе ответа на вопросы практических заданий:
Практические задания являются средством контроля формирования компетенций в процессе освоения дисциплины. Практические задания выполняются в период подготовки к семинарским занятиям, преподаватель на практическом занятии выдает задания, в зависимости от объема задания определяется время его выполнения. Студент самостоятельно выполняет задание, по усмотрению преподавателя возможно выполнение заданий в малых группах. Оценивание выполнения практических заданий приведено в п.2.
Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций в процессе решения контрольных работ:
Контрольные работы проводятся в письменном виде в часы занятий. На выполнение контрольной работы отводится 1 академический час. Индивидуальное задание на контрольную работу выдается обучающемуся в твердой копии.
Критерии оценивания контрольной работы приведены в п.2.
Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций на лабораторных занятиях:
Цель лабораторного занятия – осуществление связи практического и теоретического обучения студентов.
Преподаватель в начале занятия обозначает цель лабораторной работы и задание, которое необходимо выполнить студентам. Студентам необходимо обратить внимание на цель занятия, на основные вопросы для подготовки к занятию, на содержание темы занятия.
По результатам выполнения лабораторной работы обучающийся оформляет отчёт и отвечает на предложенные преподавателем контрольные вопросы (2 – 3 вопроса) устно или в письменном виде в конце отчета. Оценивание выполнения лабораторных заданий приведено в п.2.
С целью создания оптимальных условий при выполнении лабораторных работ, группа может быть поделена на подгруппы.

Общий порядок проведения процедур оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций определены в «Положении о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по образовательным программам высшего образования в ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет».






Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В.В. Денисов, В.М. Таланов, И.А. Денисова, Т.И. Дрововозова Общая и неорганическая химия : учебное пособие Ростов-н/Д : Феникс, 2013 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271598
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 сост.: В. А. Новоженов Лабораторный практикум по неорганической химии : учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2012 elibrary.asu.ru
Л2.2 Э. Т. Оганесян, В. А. Попков, Л. И. Щербакова, А. К. Брель ; под ред. Э. Т. Оганесяна Общая и неорганическая химия : учебник для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/23B227C4-E87E-4CA6-BCF5-A5279E2D91D7.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Общая и неорганическая химия portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно)
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно)
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно)
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно)
Adobe Reader (http://wwwimages.adode.com/content/dam/Adode/en/legan/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно)
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (http://astalinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно)
Libre Office (http://ru.libreoffice.org/), (бессрочно)
Веб-браузер Сhromium (http://www.chromium.org/Home), (бессрочно)
Антивирус Касперский (http://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024)
Архиватор ARK (http://apps.kde.org/ark/), (бессрочно)
Okular (http://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно)
Редактор изображений Gimp(http://www.gimp.org/), (бессрочно
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
101К лаборатория неорганической химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Лабораторные мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доски меловые 1шт.; шкаф для хранения посуды и реактивов (3 шт.); сейф для хранения реактивов; весы ВЛТЭ 500; весы ВЛР-200; весы ВЛКТ-500; вытяжной шкаф; сушильный шкаф; микроскоп МБС-10; сушилка лабораторная; электрическая плитка; таблица Д.И. Менделеева. дистиллятор, штативы для пробирок, набор лабораторной посуды, набор реактивов, спиртовки, держатели для пробирок
106аК учебная аудитория кафедры физической и неорганической химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; шкаф с учебно-наглядными пособиями - 2 шт.; доска маркерная - 1 шт.; проектор: марка Optoma - 1 единица; стационарный экран; модели кристаллических структур; набор моделей атомов со стержнями для составления моделей молекул, деревянные модели кристаллов; дифрактограммы веществ; таблицы Гиллера; числовые ключи Ханаваля; алфавитный указатель; рентгеновская картотека JCPDS.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины. Дисциплина включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные, самостоятельная работа.
Во время лекций студент получает систематизированные знания. Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными.
В процессе подготовки к практическим занятиям, необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно – методической, а также научной литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодически х изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме. Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по теме практического занятия, что позволяет студентам проявить свою индивидуальность в рамках выступления на данных занятиях, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы.
Для лабораторных занятий необходимо иметь: белый халат, рабочую тетрадь, ручку. Начинается лабораторная работа с указания даты, номера и темы занятия. Далее идет систематическая часть, которая постепенно заполняется в процессе занятия.
При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума (печатные или электронные) продумать ответы на контрольные вопросы.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета экзамена.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины.