Закреплена за кафедрой | Кафедра органической химии |
---|---|
Направление подготовки | 33.05.01. специальность Фармация |
Специализация | Фармация биофармпрепаратов |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 33_05_01_Фарм-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра органической химии
Протокол от 14.06.2022 г. № 12
Заведующий кафедрой д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.
1.1. | 1. Формирование осознанного понимания связи состояния здоровья с окружающей средой, факторами и условиями жизни, трудовой деятельностью как необходимой составной части для активного проведения эффективности лечебных мероприятий, профилактики наиболее часто встречающихся форм заболеваний, осуществления общеоздоровительных мероприятий по формированию здорового образа жизни с учетом возрастно-половых групп и состояния здоровья 2. Формирование знаний о факторах окружающей и производственной среды аптечных учреждений и фармацевтических предприятий, их влиянии на организм и здоровье фармперсонала, качество выпускаемой продукции, а также умений разрабатывать соответствующие профилактические мероприятия с целью предотвращения неблагоприятного воздействия указанных факторов и усиления их благоприятного влияния 3. Формирование знаний о специфике санитарно-гигиенических условий производства стерильных ЛС, включая специальные требования к производственным помещениям, технологическому оборудованию, профессиональной подготовке персонала; выработка готовности у будущих специалистов к безусловному соблюдению условий технологических процессов, а также профилактики возможных ошибок и отклонений, которые могут привести к снижению качества, безопасности и эффективности стерильных ЛС |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.6 |
ОПК-1 | Способен использовать основные биологические, физико-химические, химические, математические методы для разработки, исследований и экспертизы лекарственных средств, изготовления лекарственных препаратов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | •физиологические основы гигиены человека и гигиены в фармации; •основы безопасности жизнедеятельности; •современные требования к планировке и застройке, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму аптечных организаций и фармпроизводства; •оптимальные и доступные способы оценки условий труда персонала, в том числе микроклимат, загрязнение воздуха лекарственной пылью, химическими веществами микробиологическими агентами, освещение, вентиляция, водоснабжение, отопление, шум, вибрация; •важнейшие технологические процессы переработки фармсырья, в том числе растительного и животного происхождения и производства фармацевтических продуктов, в частности стерильных ЛС; •технологии производства лекарственных средств, основанные на жизнедеятельности микроорганизмов; •факторы, влияющие на качество лекарственных средств на всех этапах обращения; определение главных факторов в зависимости от свойств лекарственных веществ (окислительно-восстановительных, способности к гидролизу, полимеризации и т.д.); возможность предотвращения влияния внешних факторов на доброкачественность лекарственных средств |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | •проводить оценку микроклимата и степени загрязнения вредными веществами (микроорганизмами) воздуха и воды производственных помещений; •проводить инструментальные и расчетные определения основных гигиенических и микробиологических параметров в условиях аптечной организации и фармпроизводства; •оценивать эффективность работы средств и оборудования, обеспечивающих поддержание заданных гигиенических и микробиологических параметров (например, вентиляция, фильтрация и т.п.); •производить расчет количества, мощности и времени работы бактерицидных облучателей при обеззараживании воздуха и поверхностей помещений; •разбираться в проектных материалах строительства и/или реконструкции аптечных организаций и фармпроизводства; •соблюдать правила охраны труда и техники безопасности; •обеспечивать условия асептического производства стерильных ЛС, биотехнологического процесса и их соответствие современным требованиям к организации производства; •обеспечивать соблюдение правил промышленной гигиены, охраны окружающей среды, труда, техники безопасности; •учитывать влияние биотехнологических факторов на эффективность технологического процесса и поддерживать оптимальные условия для (био)синтеза целевого продукта; •проводить информационную, воспитательную и санитарно-просветительную работу; •проводить аттестацию рабочих мест, инструктаж по охране труда и технике безопасности фармацевтических работников и вспомогательного персонала, мероприятия по предотвращению экологических нарушений |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | •техникой создания необходимого санитарно-гигиенического режима в условиях аптечной организации фармпроизводства; •основными положениями нормативной, справочной и научной литературой для решения профессиональных задач; •методами обеспечения соблюдения правил охраны труда и техники безопасности и трудового законодательства |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. ЛЕКЦИИ | ||||||
1.1. | Основы учения об экологии человека и гигиене окружающей среды. Гигиенические основы труда в условиях аптечной организации и фармпроизводства. Профессиональные заболевания | Лекции | 4 | 4 | ОПК-1 | Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1 |
1.2. | Климат и погода, гигиеническое значение. Влияние атмосферных загрязнений на санитарно-гигиенические условия жизни и здоровье человека. Микроклимат помещений и его гигиеническое значение. Физиологические и гигиенические аспекты акклиматизации | Лекции | 4 | 2 | ОПК-1 | Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1 |
1.3. | Гигиена воздуха. Основные загрязнители воздушной среды, их влияние на здоровье человека и качество лекарственных средств в условиях фармпроизводства и аптечной организации | Лекции | 4 | 2 | ОПК-1 | Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1 |
1.4. | Гигиена воды и водоснабжени я. Основные источники контаминаци воды, их влияние на здоровье человека и качество лекарственных средств. Производство воды для фармацевтических целей, соответвующее правилам GMP | Лекции | 4 | 2 | ОПК-1 | Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1 |
1.5. | Гигиена питания. Понятие рационального питания и его значении для здоровья человека. Физиологические нормы питания Роль питания в профилактике заболеваний. Алиментарные заболевания. Понятие об болевания пищевых добавках и ксенобиотиках | Лекции | 4 | 2 | ОПК-1 | Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1 |
1.6. | Основные методы и инструменты оценки санитарно-гигиенических параметров. Нормативные требования к санитарно-гигиентическим условиям, предъявляемым с стерильному производству ЛС, в том числе антибиотиков, биотехнологических ЛС, ЛС для детей, парентерального питания и пр. | Лекции | 4 | 2 | ОПК-1 | Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1 |
1.7. | Основные элементы современного производства стерильных ЛС. Гармонизированные требования к организации стерильного производства ЛС | Лекции | 4 | 2 | ОПК-1 | Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1 |
1.8. | Методы очистки, депирогенизации, дезинфекции и стерилизации в условиях аптечной орагнизации и стерильного производства ЛС. Валидация стерильного фармпроизводства | Лекции | 4 | 2 | ОПК-1 | Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 2. Практические занятия | ||||||
2.1. | Основы учения об экологии человека и гигиене окружающей среды. Гигиенические основы труда в условиях аптечной организации и фармпроизводства. Профессиональные заболевания | Практические | 4 | 2 | ОПК-1 | Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1 |
2.2. | Климат и погода, гигиеническое значение. Влияние атмосферных загрязнений на санитарно-гигиенические условия жизни и здоровье человека. Микроклимат помещений и его гигиеническое значение. Физиологические и гигиенические аспекты акклиматизации. Влияние микроклимата на качество стерильных ЛС, в том числе антибиотиков, биотехнологических ЛС и пр. | Практические | 4 | 4 | ОПК-1 | Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1 |
2.3. | Гигиена воздуха. Основные загрязнители воздушной среды, их влияние на здоровье человека и качество лекарственных средств в условиях фармпроизводства и аптечной организации | Практические | 4 | 2 | ОПК-1 | Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1 |
2.4. | Гигиена воды и водоснабжени я. Основные источники контаминаци воды, их влияние на здоровье человека и качество лекарственных средств. Производство воды для фармацевтических целей, соответвующее правилам GMP | Практические | 4 | 2 | ОПК-1 | Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1 |
2.5. | Гигиена питания. Понятие рационального питания и его значении для здоровья человека. Физиологические нормы питания Роль питания в профилактике заболеваний. Алиментарные заболевания. Понятие об болевания пищевых добавках и ксенобиотиках. Основы производства пищевых добавок на основе природного сырья | Практические | 4 | 4 | ОПК-1 | Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1 |
2.6. | Гигиеническое воспитание и обучение. Санитарно-просветительская работа | Практические | 4 | 2 | ОПК-1 | Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1 |
2.7. | Основные методы и инструменты оценки санитарно- гигиенических параметров. Нормативные требования к санитарно-гигиентическим условиям, предъявляемым с стерильному производству ЛС, в том числе антибиотиков, биотехнологических ЛС, ЛС для детей, парентерального питания и пр. | Практические | 4 | 2 | ОПК-1 | Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1 |
2.8. | Основные элементы современного производства стерильных ЛС. Гармонизированные требования к организации стерильного производства | Практические | 4 | 2 | ОПК-1 | Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1 |
2.9. | Методы очистки, депирогенизации, дезинфекции и стерилизации в условиях аптечной орагнизации и стерильного производства ЛС | Практические | 4 | 2 | ОПК-1 | Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1 |
2.10. | Методы очистки, депирогенизации, дезинфекции и стерилизации в условиях аптечной орагнизации и стерильного производства ЛС. Валидация стерильного фармпроизводства | Практические | 4 | 2 | ОПК-1 | Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 3. Самостоятельная работа | ||||||
3.1. | Самостоятельная подготовка к практическим занятиям. Разработка презентаций с докладами по ключевым темам с использованием предложенной основной и дополнительной лит-ры и интернет-ресурсов | Сам. работа | 4 | 66 | ОПК-1 | Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Приведены в приложении |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Приведены в приложении |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Представлен в приложении |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС 0бщая гигиена. сетрильное производство.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | под ред. Л.В. Воробьевой | Гигиена, санология, экология: учебное пособие | СПб. : СпецЛит, 2011 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=104901 |
Л1.2 | Багнетова, Е.А. | Общая и специальная гигиена: учебный справочник | Берлин : Директ-Медиа, 2015 | |
Л1.3 | Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С., Пивоваров Ю.П. | Гигиена и основы экологии человека: учебник | М.: Академия, 2010 | |
Л1.4 | Вайнер, Эдуард Наумович | Валеология: учеб. для вузов | Флинта, Наука, 2007 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Гигиена и экология человека : учебное пособие / под общ. ред. И.И. Бурака, С.И. Сычика, Л.М. Шевчук. - Минск : Вышэйшая школа, 2015. - 272 с | URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=449968 | ||
Э2 | Общая гигиена. Стерильное производство | portal.edu.asu.ru | ||
Э3 | Гигиена, санология, экология : учебное пособие / под ред. Л.В. Воробьевой. - СПб. : СпецЛит, 2011. - 256 с. | URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=104901 | ||
Э4 | Багнетова, Е.А. Общая и специальная гигиена : учебный справочник / Е.А. Багнетова. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 268 с. | URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364798 | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office Adobe Acrobat Программы для воспроизведения звуковых и видеофайлов Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Теоретический материал дисциплины изучается в течение четвертого семестра по всем формам обучения в соответствии с учебным планом: лекции, практические занятия, самостоятельная работа. Лекция - это вид учебных занятий, в ходе которых в устной форме преподавателем излагается предмет, с другой стороны, лекция - это способ способ подачи учебного материала путём логически стройного, систематически последовательного и ясного изложения. Посещение студентами лекционных занятий ‒ необходимо, т.к. лекции вводят в науку, они дают первое знакомство с научно-теоретическими положениями данной науки и, что особенно важно и что очень сложно осуществить студенту самостоятельно, знакомят с методологией науки. Лекции предназначены для того, чтобы закладывать основы научных знаний, определять направление, основное содержание и характер всех видов учебных занятий, а также самостоятельной работы студентов. Систематическое посещение лекций, активная мыслительная работа в ходе объяснения преподавателем учебного материала позволяет не только понимать изучаемую дисциплину, но и успешно справляться с учебными заданиями на занятиях других видов. Практические занятия направлены на закрепление теоретических знаний, формирование практических умений и навыков. При подготовке к практическим занятиям следует использовать литературные источники, приведенные в списке рекомендованной литературы. Отвечать на вопросы и задания необходимо по существу, стремясь дать ясное и конкретное изложение ответа. Важно обосновывать выводы и приводимые заключения, приводить примеры, активно участвовать в обсуждении заданий. Самостоятельная работа студентов направлена на осмысление материала изучаемого курса, формирование осведомленности о современном состоянии науки. Контроль самостоятельной работы осуществляется посредством написания реферата. Студент выбирает тему из предложенного списка или предлагает самостоятельно по согласованию с преподавателям. Согласно теме реферата студент выбирает литературные источники, которые анализирует и составляет конспект. В конспекте должна быть поставлена цель исследования, раскрыта тема, сделано заключение и выводы. Текущий контроль формирования компетенций осуществляется посредством практических заданий и тестов. К промежуточной аттестации в форме зачета допускаются студенты, которые выполнили весь объём работы, предусмотренный учебной программой по дисциплине. На зачете надо не только показать теоретические знания по дисциплине, но и уметь применить их при решении практических заданий. В билет к зачету включено два вопроса и практическое задание, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Зачёт проводится в устной форме. |