МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Регистрация и экспертиза лекарственных средств

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки33.05.01. специальность Фармация
СпециализацияФармация биофармпрепаратов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план33_05_01_Фарм-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 12 12 12 12
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
К.Х.Н., Доцент, М.Ю. Чепрасова

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Регистрация и экспертиза лекарственных средств

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 33.05.01 Фармация (приказ Минобрнауки России от 27.03.2018 г. № 219)

составлена на основании учебного плана:
33.05.01 ФАРМАЦИЯ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 28.06.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 28.06.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у студента общего представления о структурированности процесса регистрации ЛС для медицинского применения и элементах экспертизы регистрационного досье регуляторными органами, а также об общих элементах и различиях отечественного и зарубежного законодательства в области разработки и регистрации различных ЛС с учетом их происхождения и доступности на фармрынке

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.7

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен осуществлять профессиональную деятельность с учетом конкретных экономических, экологических, социальных факторов в рамках системы нормативно-правового регулирования сферы обращения лекарственных средств
ОПК-3.1 Знает нормы и правила, установленные уполномоченными органами государственной власти, при решении задач профессиональной деятельности в сфере обращения лекарственных средств
ОПК-3.2 Умеет анализировать экономические, экологические и социальные факторы при осуществлении профессиональной деятельности
ОПК-3.3 Знает основные факторы, оказывающие влияние на окружающую среду, правила их нормирования и предотвращения возникновения экологической опасности
ОПК-3.4 Определяет и интерпретирует основные экологические показатели состояния производственной среды при производстве лекарственных средств
ПК-6Способен осуществлять научно-исследовательскую деятельность в сфере фармацевтической разработки и доклинических исследований новых биофармпрепаратов
ПК-6.1 Знает основы проведения исследований в области оценки эффективности и безопасности лекарственных средств и биофармпрепаратов
ПК-6.2 Умеет проводить исследования, испытания и экспериментальные работы по фармацевтической разработке и доклиническим исследованиям в соответствии с утвержденными планами
ПК-6.3 Владеет навыками проведения работ по государственной регистрации лекарственных препаратов и внесению изменений в регистрационное досье
ПК-6.4 Умеет представлять результаты научно-исследовательской деятельности (исследования, испытания и экспериментальные работы по фармацевтической разработке и доклиническим исследованиям) с использованием современных информационно-коммуникационных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.действующие требования отечественного и зарубежного законодательства в области разработки, регистрации и экспертизы ЛС;
основные этапы жизненного цикла ЛС до и после получения регистрационного досье;
ключевые особенности процедуры регистрации и экспертизы ЛС с учетом их происхождения, типа и уровня новизны;
структуру и порядок формирования регистрационного досье на различные ЛС;
отечественные и зарубежные требования к проведению и представлению результатов изучения биоэквивалентности и биоподобия ЛС
3.2.Уметь:
3.2.1.разрабатывать программу доклинических и клинических исследований для различных ЛС;
анализировать данные (до)клинических исследований по оценке качества, эффективности и безопасности ЛС с целью последующей разработки программ мероприятий по регистрации и экспертизе ЛС с целью получения регистрационного удостоверения или получения разрешения на проведение клинического исследования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.поиска, анализа, интерпретации и обобщения данных (до)клинических исследований с использованием валидированных научных баз данных;
работы с русскоязычными и англоязычными нормативными документами в области регистрации и экспертизы ЛС;
разработки основных документов регистрационного досье

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы создания лекарственного средства
1.1. Лекарственные средства как объекты государственного контроля. Основные понятия, используемые в сфере обращения ЛС Лекции 7 2 Л1.1, Л1.2
1.2. Разработка программы доклинических и клинических исследований референсного ЛС с целью его последующей регистрации предложенного ЛС и/или получения разрешения на проведение клинического исследования в странах ЕвразЭС Лабораторные 7 4 Л1.1, Л1.2
1.3. Стандарты качества лекарственных средств. Понятия о надлежащих фармацевтических практиках (GxP) Практические 7 2 Л1.1, Л1.2
1.4. Нормативно-правовая база, регламентирующая экспертизу и регистрацию лекарственных средств в РФ, ЕврАзЭС, ОЕСР и США Практические 7 2 Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Фармацевтическая разработка лекарственных препаратов
2.1. Основные этапы разработки фармацевтических субстанций и ЛС. Научно-обоснованная программа разработки фармацевтичсеких субстанций и ЛС. Доклинические исследования Лекции 7 2 Л1.1, Л1.2
2.2. Основные этапы разработки фармацевтических субстанций и ЛС (продолжение). Клинические исследования. Исследования биоэквивалентности с учетом действующих отечественных и зарубежных требований. Роль гармонизации требований в сфере обращения ЛС Лекции 7 2 Л1.1, Л1.2
2.3. Основные документы доклинических и клинических исследований. Качественный медицинский райтинг и его роль в общей системе мероприятий по повышению качества ЛС Лекции 7 2 Л1.1, Л1.2
2.4. Поиск, анализ и интерпретация данных доклинических и клинических исследований ранее одобренного (воспроизведенного) ЛС с использованием валидированных научных баз данных с целью их последующего представления в составе ОТД и регистрации в странах ЕвразЭС Практические 7 2 Л1.1, Л1.2
2.5. Разработка программы мероприятий по регистрации предложенных продуктов в качестве БАД или косметических средств с оценкой возможности их регистрации в качестве ЛС Практические 7 2 Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Регистрация и экспертиза лекарственных средств
3.1. Процедура государственной регистрации и экспертизы фармацевтических субстанций и ЛС. Регистрационное досье и общий технический документ (OTD) Лекции 7 2 Л1.1, Л1.2
3.2. Разработка, регистрация и экспертиза биологических ЛС Лекции 7 2 Л1.1, Л1.2
3.3. Разработка, регистрация и экспертиза биологических клеточных продуктов Лекции 7 2 Л1.1, Л1.2
3.4. Особенности разработки, регистрации и экспертизы ЛС природного происхождения в сравнении с процедурой регистрации БАД и косметических продуктов Лекции 7 2 Л1.1, Л1.2
3.5. Анализ и интерпретация данных доклинических исследований ЛС. Разработка отчета по результатам доклинического исследования ЛС Лабораторные 7 4 Л1.1, Л1.2
3.6. Разработка документов клинических исследований (брошюра исследователя, форма информированного согласия) Лабораторные 7 4 Л1.1, Л1.2
3.7. Пострегистрационные исследования и фармаконадзор Лекции 7 2 Л1.1, Л1.2
3.8. Регистрационное досье в форме общего технического документа. Основные элементы ОТД и особенности их разработки с учетом типа ЛС Практические 7 2 Л1.1, Л1.2
3.9. Поиск, анализ, интерпетация и обобщение научных данных с использованием валидированных баз данных с целью разработки модулей ОТД Практические 7 2 Л1.1, Л1.2
3.10. Самостоятельная подготовка к практическим занятиям. Сам. работа 7 66 Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6185

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ ПК-6: Способен осуществлять научно-исследовательскую деятельность в сфере фармацевтической разработки и доклинических исследований новых биофармпрепаратов
ОПК-3: Способен осуществлять профессиональную деятельность с учетом конкретных экономических, экологических, социальных факторов в рамках системы нормативно-правового регулирования сферы обращения лекарственных средств

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1.Экспертиза лекарственных препаратов для медицинского применения включает в себя (выберите несколько ответов):
a. Экспертизу рекламы ЛП.
b. Экспертизу предложенных методов контроля качества лекарственного средства и качества представленных образцов лекарственного средства с использованием этих методов.
c. Экспертизу уничтожения лекарственного препарата.
d. Экспертизу документов, представленных для определения возможности рассматривать лекарственный препарат для медицинского применения при осуществлении государственной регистрации в качестве орфанного лекарственного препарата.
e. Экспертизу регистрационного досье на лекарственный препарат в целях определения взаимозаменяемости лекарственных препаратов для медицинского применения.
f. Экспертизу отношения ожидаемой пользы к возможному риску применения лекарственного препарата.
Правильный ответ: abdef

2. Эксперт не вправе (выберите несколько ответов):
a. Проводить экспертизу лекарственного средства в качестве государственного эксперта.
b. Самостоятельно собирать материалы для проведения экспертизы лекарственного средства.
c. Проводить экспертизу лекарственного средства по обращению непосредственно к нему организаций или физических лиц.
Правильный ответ: bc

3. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти проводит проверку полноты, достоверности и правильности оформления представленных документов регистрационного досье на лекарственный препарат в течение...
a. десяти рабочих дней со дня принятия заявления о государственной регистрации ЛП
b. двадцати рабочих дней со дня принятия заявления о государственной регистрации ЛП
c. тридцати рабочих дней со дня принятия заявления о государственной регистрации ЛП
Правильный ответ: а

4. Ускоренная процедура экспертизы лекарственных средств в целях государственной регистрации лекарственных препаратов не применяется в отношении (выберите несколько ответов):
a. новых комбинаций зарегистрированных ранее лекарственных препаратов
b. орфанных лекарственных препаратов
c. биоаналоговых (биоподобных) лекарственных препаратов (биоаналогов)
d. референтных лекарственных препаратов
e. воспроизведенных лекарственных препаратов (за исключением первых трех регистрируемых в РФ в качестве воспроизведенных лекарственных препаратов и лекарственных препаратов, предназначенных исключительно для применения несовершеннолетними гражданами)
Правильный ответ: acde

5. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти проводит проверку полноты, достоверности и правильности оформления представленных документов регистрационного досье на лекарственный препарат и принимает решение о выдаче задания на проведение (выберите несколько ответов):
a. Экспертизы документов, представленных для определения возможности рассматривать лекарственный препарат для медицинского применения при осуществлении государственной регистрации в качестве лекарственного препарата.
b. Экспертизы лекарственного средства в части экспертизы качества лекарственного средства и экспертизы отношения ожидаемой пользы к возможному риску применения лекарственного препарата для медицинского применения в порядке ускоренной процедуры экспертизы лекарственных средств в соответствии с Федеральным законом.
c. Экспертизы лекарственного средства в части экспертизы качества лекарственного средства и экспертизы отношения ожидаемой пользы к возможному риску применения лекарственного препарата для медицинского применения.
Правильный ответ: abc

6. В РФ допускаются производство, изготовление, хранение, перевозка, ввоз в РФ, вывоз из РФ, реклама, отпуск, реализация, передача, применение, уничтожение лекарственных препаратов, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственной регистрации подлежат (выберите несколько ответов):
a. Новые комбинации зарегистрированных ранее лекарственных препаратов.
b. Лекарственные препараты, зарегистрированные ранее, но произведенные в других лекарственных формах в соответствии с перечнем наименований лекарственных форм, в новой дозировке при доказательстве ее клинической значимости и эффективности.
c. Все лекарственные препараты, впервые подлежащие вводу в обращение в Российской Федерации.
Правильный ответ: abc

7. Первым шагом в процессе вывода препарата на рынок Российской Федерации является:
a. Проведение экспертизы методов контроля качества ЛП.
b. Проведение клинических исследований.
c. Регистрация ЛП.
d. Регистрация цен на ЛП.
Правильный ответ: с

8. Департамент государственного регулирования обращения лекарственных средств имеет отделы (выберите несколько ответов):
a. Отдел разработки новых ЛП.
b. Отдел регистрации цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты.
c. Отдел доклинических исследований ЛП.
d. Отдел регулирования обращения зарегистрированных лекарственных препаратов.
e. Отдел регистрации лекарственных препаратов.
f. Отдел клинических исследований лекарственных препаратов.
Правильный ответ: bdef

9. По запросу (в электронной форме или на бумажном носителе) заявителя соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию лекарственных препаратов, в установленном им порядке...
a. не может осуществляться научное консультирование по вопросам, связанным с проведением доклинических исследований, клинических исследований лекарственных препаратов, экспертизы качества лекарственных средств, эффективности и безопасности, с осуществлением государственной регистрации лекарственных препаратов
b. может осуществляться научное консультирование по вопросам, связанным с проведением доклинических исследований, клинических исследований лекарственных препаратов, экспертизы качества лекарственных средств, эффективности и безопасности, с осуществлением государственной регистрации лекарственных препаратов
Правильный ответ: b

10. Регистрационное досье на лекарственный препарат для медицинского применения в настоящее время предоставляется в форме в соответствии с Правилами регистрации и экспертизы лекарственных средств для медицинского применения, утверждёнными решением Совета Евразийской экономической комиссии № 78 от 03 ноября 2016 г., содержит модули (выберите несколько ответов):
a. Административная информация.
b. Отчёты о доклинических (неклинических) исследованиях.
c. Отчеты по разработке лабораторного регламента получения ЛП.
d. Резюме Общего технического документа.
e. Отчёты о клинических исследованиях.
f. Качество.
Правильный ответ: abdef

11. Согласно Федеральному закону РФ в регистрационном досье должны быть (выберите несколько ответов):
a. Заявление о государственной регистрации ЛС
b. Названия ЛС, включая международное непатентованное название, научное название на латинском языке, основные синонимы
c. Юридический адрес организации-производителя ЛС
d. Квитанция об осуществлении платы за государственную регистрацию ЛС
e. Оригинальное название ЛС, если оно зарегистрировано как торговый знак в соответствии с законодательством Российской Федерации о торговых знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров
f. Перечень компонентов, входящих в состав ЛС, их количество
g. Инструкция по применению ЛС, оформленная в соответствии с требованиями ст. Федерального закона
h. Отчет о научно-исследовательской работы по разработке ЛП
Правильный ответ: abcdefg

12. Описание результата предоставления государственной услуги (выберите несколько ответов):
a. Рассмотрение побочных эффектов, создающих угрозу для жизни и здоровья людей при применении зарегистрированных ЛС.
b. Выдача (направление) заявителю решения о государственной регистрации лекарственного препарата для медицинского применения, регистрационного удостоверения лекарственного препарата сроком действия пять лет, согласованных нормативной документации, инструкции по медицинскому применению лекарственного препарата и макетов первичной упаковки и вторичной (потребительской) упаковки.
c. Выдача (направление) заявителю решения об отказе в государственной регистрации лекарственного препарата с указанием причин отказа, в том числе в отношении лекарственного препарата, по которому поступило заключение комиссии экспертов о невозможности рассматривать лекарственный препарат при государственной регистрации в качестве орфанного лекарственного препарата.
d. Выдача (направление) заявителю бессрочного регистрационного удостоверения лекарственного препарата.
e. Выдача (направление) заявителю решения о включении фармацевтической субстанции, произведенной для реализации, в государственный реестр лекарственных средств для медицинского применения (государственный реестр лекарственных средств).
Правильный ответ: bcde

13. Государственной регистрации подлежат (выберите несколько ответов):
a. Лекарственные средства, зарегистрированные ранее, но произведённые в других лекарственных формах, с новой дозировкой или другим составом вспомогательных веществ
b. Новые лекарственные средства
c. Новые комбинации лекарственные средства, зарегистрированных ранее
d. Воспроизведённые лекарственные средства
Правильный ответ: abcd
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 7 семестров зачета.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
"Зачтено" - верно выполнено более 50% заданий; "не зачтено"- верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 С.Ю. Гармонов, Н.С, Шитова, Л.М. Юсупова Контроль качества и безопасность лекарственных препаратов : учебное пособие : Казань : КГТУ, , 2008. biblioclub.ru
Л1.2 Чупандина, Е.Е. Управление и экономика фармации: курс лекций : в 3 ч образования и науки РФ. - Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс на образовательном портале АлтГУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)
Оценка результатов самостоятельной работы организуется как единство двух форм контроля самостоятельной работы: организация самоконтроля обучающихся и контроль со стороны преподавателя. Организация самоконтроля зависит от степени предварительной подготовки в период обучения в вузе и определенных качеств личности, ответственности за результаты своего обучения, заинтересованности и мотивации в положительной оценке своего труда. Основная задача преподавателя состоит в том, чтобы создать необходимые условия для организации и выполнения самостоятельной работы, что выражается, прежде всего, в максимально-возможном учебно-методическом обеспечении и правильном использовании различных стимулов для реализации самостоятельной работы (рейтинговая система). Особое внимание должно уделяться созданию заинтересованной и благожелательной атмосферы в процессе проведения контроля знаний при оценке самостоятельной работы при проведении практических семинаров, лабораторных работ и проведения консультаций. По окончании изучения дисциплины проводится промежуточная аттестации. Таким образом, усвоение учебного предмета в процессе самостоятельного изучения учебной и научной литературы является и подготовкой к зачету и экзамену. Обучающийся, показавший высокий уровень владения знаниями, умениями и владениями по предложенному вопросу, считается успешно освоившим учебный курс. В случае большого количества затруднений при раскрытии предложенного на зачёте или экзамене вопроса обучающемуся предлагается повторная подготовка и повторная сдача зачета. Для успешного овладения курсом необходимо выполнять следующие требования:
1) посещать все занятия, т.к. весь тематический материал взаимосвязан между собой и теоретического овладения пропущенного недостаточно для качественного усвоения;
2) все рассматриваемые на практических занятиях вопросы обязательно фиксировать в отдельную тетрадь и сохранять ее до окончания обучения в вузе;
3) обязательно выполнять все домашние задания;
4) проявлять активность на занятиях и при подготовке, т.к. конечный результат овладения содержанием дисциплины необходим, в первую очередь, самому обучающемуся;
5) в случаях пропуска занятий, по каким-либо причинам, обязательно самостоятельно изучить информацию по пропущенному занятию и сдать выполненные задания преподавателю во время индивидуальных консультаций.

Методические рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Необходимо помнить, что посещение лекций является обязательным и, в случае пропуска лекции, обучающийся должен изучить ее содержание самостоятельно. Перед началом курса, на вводной лекции преподаватель, сообщает о форме, в которой будет проводиться диалог с обучающимися на лекционных занятиях. Обучающиеся получают право задавать вопросы по теме лекции только после ее окончания. Специально для этой цели
преподаватель в обязательном порядке оставляет 5- 10 минут в конце лекции. Обучающимся необходимо записывать все возникающие по ходу лекции вопросы, а затем, с разрешения преподавателя, задать их. Если после первоначального объяснения преподавателя остались невыясненные положения, их стоит уточнить. В то же время, следует задавать лишь действительно важные вопросы – остальные менее значительные с пользой для всех могут быть разобраны на практическом занятии. Материал, излагаемый преподавателям, необходимо конспектировать. Для этого следует помнить, что конспект – не дословно записанная речь преподавателя, а сжатое, ёмкое смысловое содержание лекции, включающее основные ее аспекты, дополнительные пояснения лектора и пометки самого автора конспекта, то есть обучающегося. Рекомендуется вести конспект лекции следующим образом: Каждый смысловой раздел целесообразно начинать с абзаца с новой строки. При появлении интересных мыслей, вопросов по поводу соответствующей информации, или услышав важный комментарий преподавателя, обучающийся может отметить это таким образом, чтобы было ясно, к какому разделу лекции эти пометки относятся, насколько важными их считает преподаватель, какое внимание следует уделить подробному их анализу, изучению. Кроме того, позже, при самостоятельном изучении соответствующей теме учебной и научной литературы, рекомендуется делать дополнительные пометки, которые помогут качественно подготовиться к контролю знаний (сноски на страницы учебника, монографии, альтернативные или сходные авторские определения, примеры, статистические данные и прочее). В зависимости от значимости текста целесообразно выделять его цветным маркером. В случае, когда преподаватель даёт лекции не в традиционной, а в интерактивной форме, необходимо внимательно выслушать правила и активно работать, выполняя указания преподавателя.

Методические рекомендации по подготовке к практическим/лабораторным занятиям
Подготовка к практическому занятию, основной задачей которого является углубление знаний по дисциплине, в основном, должна основываться на конспектах лекций, учебном материале, а также на новейших источниках – статьях из рекомендованных журналов, материалах сети «Интернет». Кроме того, практическое занятие может включать и мероприятия по контролю знаний по дисциплине в целом. Ввиду ограниченного количества времени предполагается тестовый контроль, в ходе которого выявляется степень усвоения студентами понятийного аппарата и знаний дисциплины в целом. При подготовке к практическому занятию обучающийся должен изучить все вопросы, предлагаемые по данной теме и заполнить рабочую тетрадь. При этом обучающийся должен иметь конспект лекций и сделанные конспекты вопросов, рекомендованные для практического занятия.