Закреплена за кафедрой | Кафедра органической химии |
---|---|
Направление подготовки | 33.05.01. специальность Фармация |
Специализация | Фармация биофармпрепаратов |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 33_05_01_Фарм-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Лабораторные | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 12 | 12 | 12 | 12 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра органической химии
Протокол от 28.06.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.
1.1. | Формирование у студента общего представления о структурированности процесса регистрации ЛС для медицинского применения и элементах экспертизы регистрационного досье регуляторными органами, а также об общих элементах и различиях отечественного и зарубежного законодательства в области разработки и регистрации различных ЛС с учетом их происхождения и доступности на фармрынке |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.7 |
ОПК-3 | Способен осуществлять профессиональную деятельность с учетом конкретных экономических, экологических, социальных факторов в рамках системы нормативно-правового регулирования сферы обращения лекарственных средств |
ОПК-3.1 | Знает нормы и правила, установленные уполномоченными органами государственной власти, при решении задач профессиональной деятельности в сфере обращения лекарственных средств |
ОПК-3.2 | Умеет анализировать экономические, экологические и социальные факторы при осуществлении профессиональной деятельности |
ОПК-3.3 | Знает основные факторы, оказывающие влияние на окружающую среду, правила их нормирования и предотвращения возникновения экологической опасности |
ОПК-3.4 | Определяет и интерпретирует основные экологические показатели состояния производственной среды при производстве лекарственных средств |
ПК-6 | Способен осуществлять научно-исследовательскую деятельность в сфере фармацевтической разработки и доклинических исследований новых биофармпрепаратов |
ПК-6.1 | Знает основы проведения исследований в области оценки эффективности и безопасности лекарственных средств и биофармпрепаратов |
ПК-6.2 | Умеет проводить исследования, испытания и экспериментальные работы по фармацевтической разработке и доклиническим исследованиям в соответствии с утвержденными планами |
ПК-6.3 | Владеет навыками проведения работ по государственной регистрации лекарственных препаратов и внесению изменений в регистрационное досье |
ПК-6.4 | Умеет представлять результаты научно-исследовательской деятельности (исследования, испытания и экспериментальные работы по фармацевтической разработке и доклиническим исследованиям) с использованием современных информационно-коммуникационных технологий |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | действующие требования отечественного и зарубежного законодательства в области разработки, регистрации и экспертизы ЛС; основные этапы жизненного цикла ЛС до и после получения регистрационного досье; ключевые особенности процедуры регистрации и экспертизы ЛС с учетом их происхождения, типа и уровня новизны; структуру и порядок формирования регистрационного досье на различные ЛС; отечественные и зарубежные требования к проведению и представлению результатов изучения биоэквивалентности и биоподобия ЛС |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | разрабатывать программу доклинических и клинических исследований для различных ЛС; анализировать данные (до)клинических исследований по оценке качества, эффективности и безопасности ЛС с целью последующей разработки программ мероприятий по регистрации и экспертизе ЛС с целью получения регистрационного удостоверения или получения разрешения на проведение клинического исследования |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | поиска, анализа, интерпретации и обобщения данных (до)клинических исследований с использованием валидированных научных баз данных; работы с русскоязычными и англоязычными нормативными документами в области регистрации и экспертизы ЛС; разработки основных документов регистрационного досье |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретические основы создания лекарственного средства | ||||||
1.1. | Лекарственные средства как объекты государственного контроля. Основные понятия, используемые в сфере обращения ЛС | Лекции | 7 | 2 | Л1.1, Л1.2 | |
1.2. | Разработка программы доклинических и клинических исследований референсного ЛС с целью его последующей регистрации предложенного ЛС и/или получения разрешения на проведение клинического исследования в странах ЕвразЭС | Лабораторные | 7 | 4 | Л1.1, Л1.2 | |
1.3. | Стандарты качества лекарственных средств. Понятия о надлежащих фармацевтических практиках (GxP) | Практические | 7 | 2 | Л1.1, Л1.2 | |
1.4. | Нормативно-правовая база, регламентирующая экспертизу и регистрацию лекарственных средств в РФ, ЕврАзЭС, ОЕСР и США | Практические | 7 | 2 | Л1.1, Л1.2 | |
Раздел 2. Фармацевтическая разработка лекарственных препаратов | ||||||
2.1. | Основные этапы разработки фармацевтических субстанций и ЛС. Научно-обоснованная программа разработки фармацевтичсеких субстанций и ЛС. Доклинические исследования | Лекции | 7 | 2 | Л1.1, Л1.2 | |
2.2. | Основные этапы разработки фармацевтических субстанций и ЛС (продолжение). Клинические исследования. Исследования биоэквивалентности с учетом действующих отечественных и зарубежных требований. Роль гармонизации требований в сфере обращения ЛС | Лекции | 7 | 2 | Л1.1, Л1.2 | |
2.3. | Основные документы доклинических и клинических исследований. Качественный медицинский райтинг и его роль в общей системе мероприятий по повышению качества ЛС | Лекции | 7 | 2 | Л1.1, Л1.2 | |
2.4. | Поиск, анализ и интерпретация данных доклинических и клинических исследований ранее одобренного (воспроизведенного) ЛС с использованием валидированных научных баз данных с целью их последующего представления в составе ОТД и регистрации в странах ЕвразЭС | Практические | 7 | 2 | Л1.1, Л1.2 | |
2.5. | Разработка программы мероприятий по регистрации предложенных продуктов в качестве БАД или косметических средств с оценкой возможности их регистрации в качестве ЛС | Практические | 7 | 2 | Л1.1, Л1.2 | |
Раздел 3. Регистрация и экспертиза лекарственных средств | ||||||
3.1. | Процедура государственной регистрации и экспертизы фармацевтических субстанций и ЛС. Регистрационное досье и общий технический документ (OTD) | Лекции | 7 | 2 | Л1.1, Л1.2 | |
3.2. | Разработка, регистрация и экспертиза биологических ЛС | Лекции | 7 | 2 | Л1.1, Л1.2 | |
3.3. | Разработка, регистрация и экспертиза биологических клеточных продуктов | Лекции | 7 | 2 | Л1.1, Л1.2 | |
3.4. | Особенности разработки, регистрации и экспертизы ЛС природного происхождения в сравнении с процедурой регистрации БАД и косметических продуктов | Лекции | 7 | 2 | Л1.1, Л1.2 | |
3.5. | Анализ и интерпретация данных доклинических исследований ЛС. Разработка отчета по результатам доклинического исследования ЛС | Лабораторные | 7 | 4 | Л1.1, Л1.2 | |
3.6. | Разработка документов клинических исследований (брошюра исследователя, форма информированного согласия) | Лабораторные | 7 | 4 | Л1.1, Л1.2 | |
3.7. | Пострегистрационные исследования и фармаконадзор | Лекции | 7 | 2 | Л1.1, Л1.2 | |
3.8. | Регистрационное досье в форме общего технического документа. Основные элементы ОТД и особенности их разработки с учетом типа ЛС | Практические | 7 | 2 | Л1.1, Л1.2 | |
3.9. | Поиск, анализ, интерпетация и обобщение научных данных с использованием валидированных баз данных с целью разработки модулей ОТД | Практические | 7 | 2 | Л1.1, Л1.2 | |
3.10. | Самостоятельная подготовка к практическим занятиям. | Сам. работа | 7 | 66 | Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6185 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ ПК-6: Способен осуществлять научно-исследовательскую деятельность в сфере фармацевтической разработки и доклинических исследований новых биофармпрепаратов ОПК-3: Способен осуществлять профессиональную деятельность с учетом конкретных экономических, экологических, социальных факторов в рамках системы нормативно-правового регулирования сферы обращения лекарственных средств ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1.Экспертиза лекарственных препаратов для медицинского применения включает в себя (выберите несколько ответов): a. Экспертизу рекламы ЛП. b. Экспертизу предложенных методов контроля качества лекарственного средства и качества представленных образцов лекарственного средства с использованием этих методов. c. Экспертизу уничтожения лекарственного препарата. d. Экспертизу документов, представленных для определения возможности рассматривать лекарственный препарат для медицинского применения при осуществлении государственной регистрации в качестве орфанного лекарственного препарата. e. Экспертизу регистрационного досье на лекарственный препарат в целях определения взаимозаменяемости лекарственных препаратов для медицинского применения. f. Экспертизу отношения ожидаемой пользы к возможному риску применения лекарственного препарата. Правильный ответ: abdef 2. Эксперт не вправе (выберите несколько ответов): a. Проводить экспертизу лекарственного средства в качестве государственного эксперта. b. Самостоятельно собирать материалы для проведения экспертизы лекарственного средства. c. Проводить экспертизу лекарственного средства по обращению непосредственно к нему организаций или физических лиц. Правильный ответ: bc 3. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти проводит проверку полноты, достоверности и правильности оформления представленных документов регистрационного досье на лекарственный препарат в течение... a. десяти рабочих дней со дня принятия заявления о государственной регистрации ЛП b. двадцати рабочих дней со дня принятия заявления о государственной регистрации ЛП c. тридцати рабочих дней со дня принятия заявления о государственной регистрации ЛП Правильный ответ: а 4. Ускоренная процедура экспертизы лекарственных средств в целях государственной регистрации лекарственных препаратов не применяется в отношении (выберите несколько ответов): a. новых комбинаций зарегистрированных ранее лекарственных препаратов b. орфанных лекарственных препаратов c. биоаналоговых (биоподобных) лекарственных препаратов (биоаналогов) d. референтных лекарственных препаратов e. воспроизведенных лекарственных препаратов (за исключением первых трех регистрируемых в РФ в качестве воспроизведенных лекарственных препаратов и лекарственных препаратов, предназначенных исключительно для применения несовершеннолетними гражданами) Правильный ответ: acde 5. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти проводит проверку полноты, достоверности и правильности оформления представленных документов регистрационного досье на лекарственный препарат и принимает решение о выдаче задания на проведение (выберите несколько ответов): a. Экспертизы документов, представленных для определения возможности рассматривать лекарственный препарат для медицинского применения при осуществлении государственной регистрации в качестве лекарственного препарата. b. Экспертизы лекарственного средства в части экспертизы качества лекарственного средства и экспертизы отношения ожидаемой пользы к возможному риску применения лекарственного препарата для медицинского применения в порядке ускоренной процедуры экспертизы лекарственных средств в соответствии с Федеральным законом. c. Экспертизы лекарственного средства в части экспертизы качества лекарственного средства и экспертизы отношения ожидаемой пользы к возможному риску применения лекарственного препарата для медицинского применения. Правильный ответ: abc 6. В РФ допускаются производство, изготовление, хранение, перевозка, ввоз в РФ, вывоз из РФ, реклама, отпуск, реализация, передача, применение, уничтожение лекарственных препаратов, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственной регистрации подлежат (выберите несколько ответов): a. Новые комбинации зарегистрированных ранее лекарственных препаратов. b. Лекарственные препараты, зарегистрированные ранее, но произведенные в других лекарственных формах в соответствии с перечнем наименований лекарственных форм, в новой дозировке при доказательстве ее клинической значимости и эффективности. c. Все лекарственные препараты, впервые подлежащие вводу в обращение в Российской Федерации. Правильный ответ: abc 7. Первым шагом в процессе вывода препарата на рынок Российской Федерации является: a. Проведение экспертизы методов контроля качества ЛП. b. Проведение клинических исследований. c. Регистрация ЛП. d. Регистрация цен на ЛП. Правильный ответ: с 8. Департамент государственного регулирования обращения лекарственных средств имеет отделы (выберите несколько ответов): a. Отдел разработки новых ЛП. b. Отдел регистрации цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты. c. Отдел доклинических исследований ЛП. d. Отдел регулирования обращения зарегистрированных лекарственных препаратов. e. Отдел регистрации лекарственных препаратов. f. Отдел клинических исследований лекарственных препаратов. Правильный ответ: bdef 9. По запросу (в электронной форме или на бумажном носителе) заявителя соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию лекарственных препаратов, в установленном им порядке... a. не может осуществляться научное консультирование по вопросам, связанным с проведением доклинических исследований, клинических исследований лекарственных препаратов, экспертизы качества лекарственных средств, эффективности и безопасности, с осуществлением государственной регистрации лекарственных препаратов b. может осуществляться научное консультирование по вопросам, связанным с проведением доклинических исследований, клинических исследований лекарственных препаратов, экспертизы качества лекарственных средств, эффективности и безопасности, с осуществлением государственной регистрации лекарственных препаратов Правильный ответ: b 10. Регистрационное досье на лекарственный препарат для медицинского применения в настоящее время предоставляется в форме в соответствии с Правилами регистрации и экспертизы лекарственных средств для медицинского применения, утверждёнными решением Совета Евразийской экономической комиссии № 78 от 03 ноября 2016 г., содержит модули (выберите несколько ответов): a. Административная информация. b. Отчёты о доклинических (неклинических) исследованиях. c. Отчеты по разработке лабораторного регламента получения ЛП. d. Резюме Общего технического документа. e. Отчёты о клинических исследованиях. f. Качество. Правильный ответ: abdef 11. Согласно Федеральному закону РФ в регистрационном досье должны быть (выберите несколько ответов): a. Заявление о государственной регистрации ЛС b. Названия ЛС, включая международное непатентованное название, научное название на латинском языке, основные синонимы c. Юридический адрес организации-производителя ЛС d. Квитанция об осуществлении платы за государственную регистрацию ЛС e. Оригинальное название ЛС, если оно зарегистрировано как торговый знак в соответствии с законодательством Российской Федерации о торговых знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров f. Перечень компонентов, входящих в состав ЛС, их количество g. Инструкция по применению ЛС, оформленная в соответствии с требованиями ст. Федерального закона h. Отчет о научно-исследовательской работы по разработке ЛП Правильный ответ: abcdefg 12. Описание результата предоставления государственной услуги (выберите несколько ответов): a. Рассмотрение побочных эффектов, создающих угрозу для жизни и здоровья людей при применении зарегистрированных ЛС. b. Выдача (направление) заявителю решения о государственной регистрации лекарственного препарата для медицинского применения, регистрационного удостоверения лекарственного препарата сроком действия пять лет, согласованных нормативной документации, инструкции по медицинскому применению лекарственного препарата и макетов первичной упаковки и вторичной (потребительской) упаковки. c. Выдача (направление) заявителю решения об отказе в государственной регистрации лекарственного препарата с указанием причин отказа, в том числе в отношении лекарственного препарата, по которому поступило заключение комиссии экспертов о невозможности рассматривать лекарственный препарат при государственной регистрации в качестве орфанного лекарственного препарата. d. Выдача (направление) заявителю бессрочного регистрационного удостоверения лекарственного препарата. e. Выдача (направление) заявителю решения о включении фармацевтической субстанции, произведенной для реализации, в государственный реестр лекарственных средств для медицинского применения (государственный реестр лекарственных средств). Правильный ответ: bcde 13. Государственной регистрации подлежат (выберите несколько ответов): a. Лекарственные средства, зарегистрированные ранее, но произведённые в других лекарственных формах, с новой дозировкой или другим составом вспомогательных веществ b. Новые лекарственные средства c. Новые комбинации лекарственные средства, зарегистрированных ранее d. Воспроизведённые лекарственные средства Правильный ответ: abcd |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 7 семестров зачета. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: "Зачтено" - верно выполнено более 50% заданий; "не зачтено"- верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | С.Ю. Гармонов, Н.С, Шитова, Л.М. Юсупова | Контроль качества и безопасность лекарственных препаратов : учебное пособие : | Казань : КГТУ, , 2008. | biblioclub.ru |
Л1.2 | Чупандина, Е.Е. | Управление и экономика фармации: курс лекций : в 3 ч | образования и науки РФ. - Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2015 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс на образовательном портале АлтГУ | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля) Оценка результатов самостоятельной работы организуется как единство двух форм контроля самостоятельной работы: организация самоконтроля обучающихся и контроль со стороны преподавателя. Организация самоконтроля зависит от степени предварительной подготовки в период обучения в вузе и определенных качеств личности, ответственности за результаты своего обучения, заинтересованности и мотивации в положительной оценке своего труда. Основная задача преподавателя состоит в том, чтобы создать необходимые условия для организации и выполнения самостоятельной работы, что выражается, прежде всего, в максимально-возможном учебно-методическом обеспечении и правильном использовании различных стимулов для реализации самостоятельной работы (рейтинговая система). Особое внимание должно уделяться созданию заинтересованной и благожелательной атмосферы в процессе проведения контроля знаний при оценке самостоятельной работы при проведении практических семинаров, лабораторных работ и проведения консультаций. По окончании изучения дисциплины проводится промежуточная аттестации. Таким образом, усвоение учебного предмета в процессе самостоятельного изучения учебной и научной литературы является и подготовкой к зачету и экзамену. Обучающийся, показавший высокий уровень владения знаниями, умениями и владениями по предложенному вопросу, считается успешно освоившим учебный курс. В случае большого количества затруднений при раскрытии предложенного на зачёте или экзамене вопроса обучающемуся предлагается повторная подготовка и повторная сдача зачета. Для успешного овладения курсом необходимо выполнять следующие требования: 1) посещать все занятия, т.к. весь тематический материал взаимосвязан между собой и теоретического овладения пропущенного недостаточно для качественного усвоения; 2) все рассматриваемые на практических занятиях вопросы обязательно фиксировать в отдельную тетрадь и сохранять ее до окончания обучения в вузе; 3) обязательно выполнять все домашние задания; 4) проявлять активность на занятиях и при подготовке, т.к. конечный результат овладения содержанием дисциплины необходим, в первую очередь, самому обучающемуся; 5) в случаях пропуска занятий, по каким-либо причинам, обязательно самостоятельно изучить информацию по пропущенному занятию и сдать выполненные задания преподавателю во время индивидуальных консультаций. Методические рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям Необходимо помнить, что посещение лекций является обязательным и, в случае пропуска лекции, обучающийся должен изучить ее содержание самостоятельно. Перед началом курса, на вводной лекции преподаватель, сообщает о форме, в которой будет проводиться диалог с обучающимися на лекционных занятиях. Обучающиеся получают право задавать вопросы по теме лекции только после ее окончания. Специально для этой цели преподаватель в обязательном порядке оставляет 5- 10 минут в конце лекции. Обучающимся необходимо записывать все возникающие по ходу лекции вопросы, а затем, с разрешения преподавателя, задать их. Если после первоначального объяснения преподавателя остались невыясненные положения, их стоит уточнить. В то же время, следует задавать лишь действительно важные вопросы – остальные менее значительные с пользой для всех могут быть разобраны на практическом занятии. Материал, излагаемый преподавателям, необходимо конспектировать. Для этого следует помнить, что конспект – не дословно записанная речь преподавателя, а сжатое, ёмкое смысловое содержание лекции, включающее основные ее аспекты, дополнительные пояснения лектора и пометки самого автора конспекта, то есть обучающегося. Рекомендуется вести конспект лекции следующим образом: Каждый смысловой раздел целесообразно начинать с абзаца с новой строки. При появлении интересных мыслей, вопросов по поводу соответствующей информации, или услышав важный комментарий преподавателя, обучающийся может отметить это таким образом, чтобы было ясно, к какому разделу лекции эти пометки относятся, насколько важными их считает преподаватель, какое внимание следует уделить подробному их анализу, изучению. Кроме того, позже, при самостоятельном изучении соответствующей теме учебной и научной литературы, рекомендуется делать дополнительные пометки, которые помогут качественно подготовиться к контролю знаний (сноски на страницы учебника, монографии, альтернативные или сходные авторские определения, примеры, статистические данные и прочее). В зависимости от значимости текста целесообразно выделять его цветным маркером. В случае, когда преподаватель даёт лекции не в традиционной, а в интерактивной форме, необходимо внимательно выслушать правила и активно работать, выполняя указания преподавателя. Методические рекомендации по подготовке к практическим/лабораторным занятиям Подготовка к практическому занятию, основной задачей которого является углубление знаний по дисциплине, в основном, должна основываться на конспектах лекций, учебном материале, а также на новейших источниках – статьях из рекомендованных журналов, материалах сети «Интернет». Кроме того, практическое занятие может включать и мероприятия по контролю знаний по дисциплине в целом. Ввиду ограниченного количества времени предполагается тестовый контроль, в ходе которого выявляется степень усвоения студентами понятийного аппарата и знаний дисциплины в целом. При подготовке к практическому занятию обучающийся должен изучить все вопросы, предлагаемые по данной теме и заполнить рабочую тетрадь. При этом обучающийся должен иметь конспект лекций и сделанные конспекты вопросов, рекомендованные для практического занятия. |