МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Общая гигиена и стерильное производство

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки33.05.01. специальность Фармация
СпециализацияФармация биофармпрепаратов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план33_05_01_Фармация_ФБ-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н, Доцент, Минаков Д.В.

Рецензент(ы):
к.х.н., Доцент, Микушина И.В.

Рабочая программа дисциплины
Общая гигиена и стерильное производство

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 33.05.01 Фармация (приказ Минобрнауки России от 27.03.2018 г. № 219)

составлена на основании учебного плана:
33.05.01 ФАРМАЦИЯ
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 28.06.2023 г. № 10
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 28.06.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.1. Формирование осознанного понимания связи состояния здоровья с окружающей средой, факторами и условиями жизни, трудовой деятельностью как необходимой составной части для активного проведения эффективности лечебных мероприятий, профилактики наиболее часто встречающихся форм заболеваний, осуществления общеоздоровительных мероприятий по формированию здорового образа жизни с учетом возрастно-половых групп и состояния здоровья
2. Формирование знаний о факторах окружающей и производственной среды аптечных учреждений и фармацевтических предприятий, их влиянии на организм и здоровье фармперсонала, качество выпускаемой продукции, а также умений разрабатывать соответствующие профилактические мероприятия с целью предотвращения неблагоприятного воздействия указанных факторов и усиления их благоприятного влияния
3. Формирование знаний о специфике санитарно-гигиенических условий производства стерильных ЛС, включая специальные требования к производственным помещениям, технологическому оборудованию, профессиональной подготовке персонала; выработка готовности у будущих специалистов к безусловному соблюдению условий технологических процессов, а также профилактики возможных ошибок и отклонений, которые могут привести к снижению качества, безопасности и эффективности стерильных ЛС

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен использовать основные биологические, физико-химические, химические, математические методы для разработки, исследований и экспертизы лекарственных средств, изготовления лекарственных препаратов
ОПК-1.1 Знает основные биологические, физико-химические, химические, математические методы для разработки, исследований и экспертизы лекарственных средств, изготовления лекарственных препаратов
ОПК-1.2 Применяет в профессиональной деятельности основные биологические методы анализа для разработки, исследований и экспертизы лекарственных средств и лекарственного растительного сырья
ОПК-1.3 Применяет в профессиональной деятельности основные физико-химические и химические методы анализа для разработки, исследований и экспертизы лекарственных средств, лекарственного растительного сырья и биологических объектов
ОПК-1.4 Применяет в профессиональной деятельности основные методы физико-химического анализа в изготовлении лекарственных препаратов ОПК-1.5. Применяет в профессиональной деятельности математические методы и осуществляет математическую обработку данных, полученных в ходе разработки лекарственных средств, а также исследований и экспертизы лекарственных средств, лекарственного растительного сырья и биологических объектов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.•физиологические основы гигиены человека и гигиены в фармации;
•основы безопасности жизнедеятельности;
•современные требования к планировке и застройке, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму аптечных организаций и фармпроизводства;
•оптимальные и доступные способы оценки условий труда персонала, в том числе микроклимат, загрязнение воздуха лекарственной пылью, химическими веществами микробиологическими агентами, освещение, вентиляция, водоснабжение, отопление, шум, вибрация;
•важнейшие технологические процессы переработки фармсырья, в том числе растительного и животного происхождения и производства фармацевтических продуктов, в частности стерильных ЛС;
•технологии производства лекарственных средств, основанные на жизнедеятельности микроорганизмов;
•факторы, влияющие на качество лекарственных средств на всех этапах обращения; определение главных факторов в зависимости от свойств лекарственных веществ (окислительно-восстановительных, способности к гидролизу, полимеризации и т.д.); возможность предотвращения влияния внешних факторов на доброкачественность лекарственных средств
3.2.Уметь:
3.2.1.•проводить оценку микроклимата и степени загрязнения вредными веществами (микроорганизмами) воздуха и воды производственных помещений;
•проводить инструментальные и расчетные определения основных гигиенических и микробиологических параметров в условиях аптечной организации и фармпроизводства;
•оценивать эффективность работы средств и оборудования, обеспечивающих поддержание заданных гигиенических и микробиологических параметров (например, вентиляция, фильтрация и т.п.);
•производить расчет количества, мощности и времени работы бактерицидных облучателей при обеззараживании воздуха и поверхностей помещений;
•разбираться в проектных материалах строительства и/или реконструкции аптечных организаций и фармпроизводства;
•соблюдать правила охраны труда и техники безопасности;
•обеспечивать условия асептического производства стерильных ЛС, биотехнологического процесса и их соответствие современным требованиям к организации производства;
•обеспечивать соблюдение правил промышленной гигиены, охраны окружающей среды, труда, техники безопасности;
•учитывать влияние биотехнологических факторов на эффективность технологического процесса и поддерживать оптимальные условия для (био)синтеза целевого продукта;
•проводить информационную, воспитательную и санитарно-просветительную работу;
•проводить аттестацию рабочих мест, инструктаж по охране труда и технике безопасности фармацевтических работников и вспомогательного персонала, мероприятия по предотвращению экологических нарушений
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.•техникой создания необходимого санитарно-гигиенического режима в условиях аптечной организации фармпроизводства;
•основными положениями нормативной, справочной и научной литературой для решения профессиональных задач;
•методами обеспечения соблюдения правил охраны труда и техники безопасности и трудового законодательства

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ЛЕКЦИИ
1.1. Основы учения об экологии человека и гигиене окружающей среды. Гигиенические основы труда в условиях аптечной организации и фармпроизводства. Профессиональные заболевания Лекции 5 4 Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1
1.2. Климат и погода, гигиеническое значение. Влияние атмосферных загрязнений на санитарно-гигиенические условия жизни и здоровье человека. Микроклимат помещений и его гигиеническое значение. Физиологические и гигиенические аспекты акклиматизации Лекции 5 2 Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1
1.3. Гигиена воздуха. Основные загрязнители воздушной среды, их влияние на здоровье человека и качество лекарственных средств в условиях фармпроизводства и аптечной организации Лекции 5 2 Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1
1.4. Гигиена воды и водоснабжени я. Основные источники контаминаци воды, их влияние на здоровье человека и качество лекарственных средств. Производство воды для фармацевтических целей, соответвующее правилам GMP Лекции 5 2 Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1
1.5. Гигиена питания. Понятие рационального питания и его значении для здоровья человека. Физиологические нормы питания Роль питания в профилактике заболеваний. Алиментарные заболевания. Понятие об болевания пищевых добавках и ксенобиотиках Лекции 5 2 Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1
1.6. Основные методы и инструменты оценки санитарно-гигиенических параметров. Нормативные требования к санитарно-гигиентическим условиям, предъявляемым с стерильному производству ЛС, в том числе антибиотиков, биотехнологических ЛС, ЛС для детей, парентерального питания и пр. Лекции 5 2 Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1
1.7. Основные элементы современного производства стерильных ЛС. Гармонизированные требования к организации стерильного производства ЛС Лекции 5 2 Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1
1.8. Методы очистки, депирогенизации, дезинфекции и стерилизации в условиях аптечной орагнизации и стерильного производства ЛС. Валидация стерильного фармпроизводства Лекции 5 2 Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Практические занятия
2.1. Основы учения об экологии человека и гигиене окружающей среды. Гигиенические основы труда в условиях аптечной организации и фармпроизводства. Профессиональные заболевания Практические 5 2 Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1
2.2. Климат и погода, гигиеническое значение. Влияние атмосферных загрязнений на санитарно-гигиенические условия жизни и здоровье человека. Микроклимат помещений и его гигиеническое значение. Физиологические и гигиенические аспекты акклиматизации. Влияние микроклимата на качество стерильных ЛС, в том числе антибиотиков, биотехнологических ЛС и пр. Практические 5 4 Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1
2.3. Гигиена воздуха. Основные загрязнители воздушной среды, их влияние на здоровье человека и качество лекарственных средств в условиях фармпроизводства и аптечной организации Практические 5 2 Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1
2.4. Гигиена воды и водоснабжени я. Основные источники контаминаци воды, их влияние на здоровье человека и качество лекарственных средств. Производство воды для фармацевтических целей, соответвующее правилам GMP Практические 5 2 Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1
2.5. Гигиена питания. Понятие рационального питания и его значении для здоровья человека. Физиологические нормы питания Роль питания в профилактике заболеваний. Алиментарные заболевания. Понятие об болевания пищевых добавках и ксенобиотиках. Основы производства пищевых добавок на основе природного сырья Практические 5 4 Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1
2.6. Гигиеническое воспитание и обучение. Санитарно-просветительская работа Практические 5 2 Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1
2.7. Основные методы и инструменты оценки санитарно- гигиенических параметров. Нормативные требования к санитарно-гигиентическим условиям, предъявляемым с стерильному производству ЛС, в том числе антибиотиков, биотехнологических ЛС, ЛС для детей, парентерального питания и пр. Практические 5 2 Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1
2.8. Основные элементы современного производства стерильных ЛС. Гармонизированные требования к организации стерильного производства Практические 5 2 Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1
2.9. Методы очистки, депирогенизации, дезинфекции и стерилизации в условиях аптечной орагнизации и стерильного производства ЛС Практические 5 2 Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1
2.10. Методы очистки, депирогенизации, дезинфекции и стерилизации в условиях аптечной орагнизации и стерильного производства ЛС. Валидация стерильного фармпроизводства Практические 5 2 Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Самостоятельная работа
3.1. Самостоятельная подготовка к практическим занятиям. Разработка презентаций с докладами по ключевым темам с использованием предложенной основной и дополнительной лит-ры и интернет-ресурсов Сам. работа 5 66 Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1: Способен использовать основные биологические, физико-химические, химические, математические методы для разработки, исследований и экспертизы лекарственных средств, изготовления лекарственных препаратов
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. САНИТАРНО ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ НАСЕЛЕНИЯ ВКЛЮЧАЕТ
а. состояние здоровья населения
б. среду обитания человека, при которой отсутствует вредное воздействие
факторов среды на человека
в. благоприятные условия жизнедеятельности человека
г. среду обитания человека, при которой присутствует вредное воздействие
факторов среды на человека
2. ПО ХАРАКТЕРУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АПТЕЧНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ НА
а.изготавливающие лекарственные средства по рецептам врачей, требованиям
учреждений здравоохранения, стандартным прописям
б.осуществляющие реализацию готовых лекарственных препаратов и других
товаров, разрешенных к отпуску из аптечных организаций, населению по
рецептам или без рецептов врача и учреждениям здравоохранения по
требованиям или заявкам
в.изготавливающие лекарственные средства на химико – фармацевтической
промышленности
3. СИТУАЦИОННЫЙ ПЛАН ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ РЕШАЕТ ВОПРОСЫ
а.хорошие транспортные связи населения и фармацевтической организации
б.размещения фармацевтической организации на территории населенного
пункта
в.наличие зоны озеленения и благоприятных природных факторов
г.размещения фармацевтической организации и «вредных» предприятий с
учетом розы ветров
4. ПРИ ЗОНИРОВАНИИ УЧАСТКА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫДЕЛЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ЗОНЫ
а.зона предприятия
б.хозяйственная зона
в.зона садово-парковая
г.зона озеленения
5. ПЛАНИРОВКА ЗДАНИЙ И ПОМЕЩЕНИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ ДОЛЖНА ОБЕСПЕЧИВАТЬ
а.санитарно-гигиенический режим
б.профилактику инфекций
в.оптимальные условия для труда и отдыха обслуживающего персонала
г.благоприятные условия для посетителей
е.эндемическую безопасность посетителей и персонала
6. В ПОНЯТИЕ САНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО БЛАГОУСТРОЙСТВА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ ВКЛЮЧАЮТ
НАЛИЧИЕ
а.прачечной
б.водопровода
в.канализации
г.теплоснабжения
е.централизованного горячего водоснабжения
ж.вентиляции, при необходимости – кондиционирования
7. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ АПТЕКА ДОЛЖНА ИМЕТЬ СЛЕДУЮЩИЕ
ПОМЕЩЕНИЯ
а.асептический блок
б.автоклавную
в.помещение для получения апирогенной воды
г.помещение для хранения огнеопасных средств
е.моечную
8. МИНИМАЛЬНЫЙ СОСТАВ ПОМЕЩЕНИЙ АПТЕКИ
а.торговый зал
б.помещение для изготовления дистиллированной воды
в.моечная
г.помещение для хранения лекарственных средств
е.не исчерпывается перечисленными помещениями
9. САНИТАРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОМЕЩЕНИЯМ И ОБОРУДОВАНИЮ АСЕПТИЧЕСКОГО БЛОКА
а.не допускается подводка воды и канализации
б.предусматривается приточно-вытяжная вентиляция с преобладанием вытяжки
в.рекомендуется создание чистых камер с ламинарными потоками чистого воздуха
г.проведение дезинфекции воздуха и различных поверхностей бактерицидными лампами
е.наличие специально оборудованного шлюза при входе в блок
10. ПРИ РАБОТЕ В АСЕПТИЧЕСКОМ БЛОКЕ АПТЕКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ
а.выходить из асептического блока в стерильной одежде
б.иметь под стерильной санитарной одеждой объемную ворсистую одежду
в.использовать косметику
г.носить часы и ювелирные украшения
д.использовать карандаши, ластики, перьевые ручки
11. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЭТАПОВ ПРИ УБОРКЕ АСЕПТИЧЕСКОГО
БЛОКА
а.моют стены и двери от потолка к полу
б.моют и дезинфицируют полы
в.моют и дезинфицируют стационарное оборудование
12. АПТЕЧНЫЙ ПУНКТ МОЖЕТ БЫТЬ
а. I группы - с правом изготовления лекарственных средств
б. I группы - с правом изготовления лекарственных форм, требующих асептических условий
в. III группы - без права изготовления лекарственных форм
г. IV группы - филиал аптеки
13. АПТЕЧНЫЙ ПУНКТ 1 ГРУППЫ С ПРАВОМ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ФОРМ, ТРЕБУЮЩИХ АСЕПТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, ДОЛЖЕН ИМЕТЬ ПЛОЩАДЬ НЕ МЕНЕЕ
а. 12м²
б. 22м²
в. 30м²
г. 40м²
13. ДЛЯ ОТКРЫТИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО АПТЕЧНОГО КИОСКА ОБЯЗАТЕЛЬНО НАЛИЧИЕ
а.утвержденного Устава
б.печати и штампа
в.расчетного счета
г.лицензии
5.сертификата аккредитационной комиссии
14. К ФУНКЦИЯМ АПТЕЧНОГО КИОСКА МОГУТ ОТНОСИТЬСЯ
а.отпуск населению простейших лекарств без рецепта
б.отпуск населению предметов санитарии и гигиены, диетического питания
в.торговля препаратами лечебного, детского, диетического питания
г.торговля средствами косметики
е.торговля средствами и предметами ветеринарного назначения
15. ОТДЕЛКА ПОМЕЩЕНИЙ ДЛЯ ХРАНЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ (ВНУТРЕННИЕ ПОВЕРХНОСТИ СТЕН, ПОТОЛКОВ) ДОЛЖНА
а.быть гладкой
б.допускать возможность проведения влажной уборки
в.быть не гладкой
г.допускать возможность проведения сухой уборки

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1) Процесс производства при котором все исходные продукты и материалы стерилизуются до наполнения, а чистота воздуха в зоне наполнения поддерживается системой вентиляции и правильной организацией работы и поведения сотрудников называется ... (Ответ: Стерильное производство).
2) … – раздел медицины, изучающий влияние жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающий меры (санитарные нормы и правила), направленные на предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования, укрепление здоровья и продление жизни, изучающая влияние факторов окружающей среды на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни, разрабатывающий нормативы, требования и санитарные мероприятия, направленные на оздоровление населённых мест, условий жизни и деятельности людей (Ответ: Гигиена).
3) Процесс промышленного синтеза фармацевтических препаратов в рамках фармацевтической промышленности называется … (Ответ: Фармацевтическое производство).
4) Совокупность мер, направленных на предупреждение попадания микроорганизмов и механических частиц в среду, чистоту которой требуется сохранить, на всех этапах технологического процесса называется … (Ответ: Асептика).
5) Комплекс мероприятий, предусматривающих обработку загрязненного микроорганизмами (контаминированного) объекта с целью их инактивации до такой степени, чтобы они не смогли вызвать инфекцию при использовании обработанного объекта называется (Ответ: Дезинфекция (деконтаминация)).
6) … – совокупность мер, направленных на уничтожение и подавление роста микроорганизмов, находящихся в контакте с макроорганизмом (человеком) (Ответ: Антисептика).
7) … – обработка объекта с целью полной инактивации в объекте или удаления из него всех жизнеспособных форм микроорганизмов (Ответ: Стерилизация)
8) Регулярный контроль состояния производственной среды на фармацевтических производствах, который проводится с целью получения объективной информации о контаминации производственной среды и персонала для оценки эффективности управления факторами, влияющими на качество продукции и процессов называется … (Ответ: Микробиологический мониторинг объектов производственной среды).
9) … – отдельное помещение либо его часть, построенная и используемая таким образом, что в ней сведено к минимуму проникновение, образование и накопление загрязнений в виде частиц и микроорганизмов (Ответ: Чистое помещение (чистая зона)).
10) Состояние чистого помещения, в котором все системы готовы к работе, технологическое оборудование установлено и работает, но отсутствует персонал называется … (Ответ: Оснащенное состояние).
11) … – состояние чистого помещения, в котором все системы помещения и технологическое оборудование функционируют установленным образом в присутствии персонала, выполняющего свою работу (Ответ: Эксплуатируемое состояние).
12) Установленный критерий, заранее предупреждающий о возможном отклонении от нормальных условий, который не обязательно является основанием для решительных корректирующих действий, но требует дополнительного расследования называется … (Ответ: Предупреждающий предел).
13) Установленный критерий, при превышении которого необходимо принятие дополнительных мер и корректирующих действий называется … (Ответ: Предел, требующий принятия мер).
14) Основными источниками попадания микроорганизмов в сферу фармацевтического производства являются … (Ответ: персонал, сырье, вода, воздух, вспомогательные вещества, упаковочные материалы, производственные помещения, оборудование, питательная среда, посевной материал, пеногаситель).
15) На этапах химического синтеза фармацевтических субстанций риск микробной контаминации минимален из-за … (Ответ: жестких условий, агрессивных компонентов и отсутствия питательных веществ).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Приведены в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Представлен в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. Л.В. Воробьевой Гигиена, санология, экология: учебное пособие СПб. : СпецЛит, 2011 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=104901
Л1.2 Багнетова, Е.А. Общая и специальная гигиена: учебный справочник Берлин : Директ-Медиа, 2015
Л1.3 Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С., Пивоваров Ю.П. Гигиена и основы экологии человека: учебник М.: Академия, 2010
Л1.4 Вайнер, Эдуард Наумович Валеология: учеб. для вузов Флинта, Наука, 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Багнетова, Е.А. Общая и специальная гигиена : учебный справочник / Е.А. Багнетова. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 268 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364798
Э2 Гигиена, санология, экология : учебное пособие / под ред. Л.В. Воробьевой. - СПб. : СпецЛит, 2011. - 256 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=104901
Э3 Гигиена и экология человека : учебное пособие / под общ. ред. И.И. Бурака, С.И. Сычика, Л.М. Шевчук. - Минск : Вышэйшая школа, 2015. - 272 с URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=449968
Э4 Общая гигиена. Стерильное производство portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office
Adobe Acrobat
Программы для воспроизведения звуковых и видеофайлов
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Теоретический материал дисциплины изучается в течение четвертого семестра по всем формам обучения в соответствии с учебным планом: лекции, практические занятия, самостоятельная работа.
Лекция - это вид учебных занятий, в ходе которых в устной форме преподавателем излагается предмет, с другой стороны, лекция - это способ способ подачи учебного материала путём логически стройного, систематически последовательного и ясного изложения. Посещение студентами лекционных занятий ‒ необходимо, т.к. лекции вводят в науку, они дают первое знакомство с научно-теоретическими положениями данной науки и, что особенно важно и что очень сложно осуществить студенту самостоятельно, знакомят с методологией науки. Лекции предназначены для того, чтобы закладывать основы научных знаний, определять направление, основное содержание и характер всех видов учебных занятий, а также самостоятельной работы студентов. Систематическое посещение лекций, активная мыслительная работа в ходе объяснения преподавателем учебного материала позволяет не только понимать изучаемую дисциплину, но и успешно справляться с учебными заданиями на занятиях других видов.
Практические занятия направлены на закрепление теоретических знаний, формирование практических умений и навыков. При подготовке к практическим занятиям следует использовать литературные источники, приведенные в списке рекомендованной литературы. Отвечать на вопросы и задания необходимо по существу, стремясь дать ясное и конкретное изложение ответа. Важно обосновывать выводы и приводимые заключения, приводить примеры, активно участвовать в обсуждении заданий.
Самостоятельная работа студентов направлена на осмысление материала изучаемого курса, формирование осведомленности о современном состоянии науки. Контроль самостоятельной работы осуществляется посредством написания реферата. Студент выбирает тему из предложенного списка или предлагает самостоятельно по согласованию с преподавателям. Согласно теме реферата студент выбирает литературные источники, которые анализирует и составляет конспект. В конспекте должна быть поставлена цель исследования, раскрыта тема, сделано заключение и выводы.
Текущий контроль формирования компетенций осуществляется посредством практических заданий и тестов.
К промежуточной аттестации в форме зачета допускаются студенты, которые выполнили весь объём работы, предусмотренный учебной программой по дисциплине. На зачете надо не только показать теоретические знания по дисциплине, но и уметь применить их при решении практических заданий. В билет к зачету включено два вопроса и практическое задание, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Зачёт проводится в устной форме.