МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория ландшафтной архитектуры и методология проектирования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки35.03.10. Ландшафтная архитектура
ПрофильЛандшафтное планирование и дизайн окружающей среды
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план35_03_10_ЛА-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 63
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 14,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 22 22 22 22
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 63 63 63 63
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
ст. преподаватель, Субботина Л.Л.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Теория ландшафтной архитектуры и методология проектирования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.10 Ландшафтная архитектура (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 736)

составлена на основании учебного плана:
35.03.10 Ландшафтная архитектура
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н. доцент Ненашева Г.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н. доцент Ненашева Г.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование навыков изучения развития ландшафтной архитектуры в историческом и современном аспекте, формирование теоретических принципов и экологических основ ландшафтной архитектуры как средства эстетического обогащения урбанизированной среды и повышения уровня ее качества; освоение методологии современного ландшафтного проектирования при формировании благоприятной среды для человека.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен применять теорию ландшафтной архитектуры и творческий подход в проектировании и дизайне объектов ландшафтной архитектуры с учетом современных тенденций
ПК-3.1 Знает теорию и методологию ландшафтной архитектуры
ПК-3.2 Умеет применять теорию и методологию ландшафтной архитектуры, и творческий подход в проектировании объектов ландшафтной архитектуры с учетом современных тенденций
ПК-3.3 Имеет навыки применения теории и методологии ландшафтной архитектуры и творческого подхода в проектировании и дизайне объектов ландшафтной архитектуры с учетом современных тенденций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-3.1. Знает теорию и методологию ландшафтной архитектуры;
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-3.2. Умеет применять теорию и методологию ландшафтной архитектуры, и творческий подход в проектировании объектов ландшафтной архитектуры с учетом современных тенденций;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-3.3. Имеет навыки применения теории и методологии ландшафтной архитектуры и творческого подхода в проектировании и дизайне объектов ландшафтной архитектуры с учетом современных тенденций.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теория ландшафтной архитектуры
1.1. Представление о ландшафтной архитектуре как архитектуре открытых пространств, элементы ландшафта: рельеф, водная поверхность, зеленые насаждения, малые архитектурные формы. Лекции 8 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3
1.2. Классификация и номенклатура типов (типология) объектов архитектурно-ландшафтного проектирования. Практические 8 16 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.3
1.3. Значение ландшафтной архитектуры. Сам. работа 8 34 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 2. Методология проектирования объектов ландшафтной архитектуры
2.1. Основные принципы формирования объектов ландшафтной архитектуры различных типов. Лекции 8 12 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2
2.2. Комплексные, соподчиненные друг другу требования, параметры и факторы, определяющие принципы проектирования: социальные, экономические, идеологические, экологические, градостроительные, функциональные, композиционные, объемно-планировочные, конструктивные, архитектурно-художественные. Практические 8 16 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2
2.3. Развитие ландшафтной архитектуры. Сам. работа 8 29 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2
2.4. Подготовка к экзамену Экзамен 8 27 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8327

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-3: Способен применять теорию ландшафтной архитектуры и творческий подход в проектировании и дизайне объектов ландшафтной архитектуры с учетом современных тенденций

Тестовые задания (выбор одного из вариантов)
1. цветник геометрической формы (круглой, квадратной, прямоугольной и др.). Клумбы размещают в наиболее парадных местах парка — на площадках, в местах пересечения дорог, перед зданиями, у скульптуры.
A. Клумба
B. Рабатка
C. патио
2. узкая полоса низкорослых растений, окаймляющая дороги, цветники и партеры.
A. Клумба
B. Рабатка
C. Бордюр
3. цветник в виде узкой полосы шириной от 1 до 2—2,5 м.
A. Клумба
B. Рабатка
C. Бордюр
4. вытянутые, относительно узкие (шириной до 3 м) цветники свободной волнистой формы. Это сравнительно новый тип цветника. Они создаются как красочное оформление дорог, полян, партеров.
A. Клумба
B. Ленты
C. Патио
5. цветник свободной формы. Такие группы используются для оформления пейзажных, реже — регулярных композиций.
A. Клумба
B. Ленты
C. Группа
6. цветник вытянутой формы, включающий широкий ассортимент многолетников, луковичных, а также летников, подбор которых должен обеспечивать непрерывное цветение.
A. Миксбордер
B. Ленты
C. Группа
7. цветник значительных размеров («цветочная площадь») регулярной и свободной формы. Красочный эффект обеспечивается за счет одновременного цветения всех растений. В городском оформлении и в парках-выставках ассортимент состоит преимущественно из летников, в пейзажных парках — многолетников. Широко используются луковичные.
A. Миксбордер
B. Ленты
C. Массив
8. композиция, решаемая в виде различных, повторяющихся форм (квадратов, кругов, прямоугольников), заданных в определенных соотношениях.
A. Модульный цветник
B. Ленты
C. Массив
9. дорога с рядовой обсадкой
A. Аллея
B. Группа
C. Лента
10. свободно растущие или формованные (стриженные) кустарники, реже деревья, высаженные в один или несколько рядов и выполняющие декоративную, ограждающую, маскировочную функции
A. Живая изгородь
B. Аллея
C. Группа
11. это компактная, объемно-компактная композиция из деревьев и кустарников, в которую могут включаться павильоны, фонтаны, водные зеркала, скульптуры и прочее
A. Аллея
B. Группа
C. Боскет
12. это специально организованная природная территория, где созданы благоприятные условия для общения с природной средой.
A. Сенсорный сад
B. Сад камней
C. Японский сад
13. это пространственные композиции, которые создаются художниками из различных элементов (бытовых предметов, промышленных изделий и материалов, природных объектов, текстовой или визуальной информации).
A. Сенсорный сад
B. Японский сад
C. Инсталляции
14. это эмоционально спокойный сад, где за основу взяты естественный ландшафт и ассортимент растений, характерный для данной местности.
A. Японский сад
B. Инсталляции
C. Экосад
15. насаждения на жилых территориях (за исключением садов микрорайонов), насаждения на территориях детских и учебных заведений, спортивных и культурно-просветительных учреждений, общественных и учреждений здравоохранения, при клубах, дворцах культуры, домах пионеров, при научно-исследовательских учреждениях, на территориях санитарно-безвредных предприятий промышленности.
A. Ограниченное пользование
B. Общественное пользование
C. Специальное назначение
16. парки культуры и отдыха (общегородские, районные), детские, спортивные парки (стадионы), парки тихого отдыха и прогулок, сады жилых районов и микрорайонов, скверы, бульвары, озелененные полосы вдоль улиц и набережных, озелененные участки при общегородских торговых и административных центрах, лесопарки и т. д.
A. Ограниченное пользование
B. Общественное пользование
C. Специальное назначение

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. А
2. С
3. В
4. В
5. С
6. А
7. С
8. А
9. А
10. А
11. С
12. А
13. С
14. С
15. А
16. В
Критерии оценивания: (если дисциплина заканчивается зачетом):
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.
(если дисциплина заканчивается экзаменом):
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
0-6 баллов – оценка «2»,
7-9 баллов – оценка «3»,
10-12 баллов – оценка «4»,
13-16 баллов – оценка «5».

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Доступные всем жителям города и приезжим насаждения, защищающие от пыли, избыточной солнечной радиации, создающие комфортные условия для кратковременного и продолжительного отдыха – это
2. Насаждения на жилых территориях (за исключением садов микрорайонов), насаждения на территориях детских и учебных заведений, спортивных и культурно-просветительных учреждений, общественных и учреждений здравоохранения, при клубах, дворцах культуры, домах пионеров – это
3. Насаждения вдоль улиц, магистралей и на площадях, насаждения коммунально-складских территорий и санитарно-защитных зон, ботанические, зоологические сады и парки, выставки, насаждения ветрозащитного, водо- и почвоохранного значения, противопожарные насаждения – это
4. Парк, который предназначен для игр, развлечений, физкультурных занятий школьников в условиях природного окружения – это
5. Комплекс спортивных и физкультурных сооружений различных типов и размеров, размещенных среди зеленых насаждений, включающий также места для кратковременного отдыха и отдельные объекты культурно-просветительного и бытового обслуживания посетителей – это
6. Благоустроенная, преимущественно островная территория, ландшафт которой в целях рекреации организован в систему парковых композиций, сочетающих разнообразные по форме водные пространства с лесной, луговой или садовой растительностью – это
7. Научно-исследовательское и культурно-просветительное учреждение, в котором животных стремятся разместить в условиях, близких к естественному месту их обитания – это
8. Объект озеленения, предназначенный для научно-исследовательской работы в области ботаники, интродукции, декоративного садоводства и озеленения населенных мест. Одновременно служит местом отдыха городского населения – это
9. Самостоятельная территория в системе зеленых насаждений города или коллекционный участок ботанического сада, парка или питомника, предназначенный для проведения научных работ по акклиматизации и интродукции различных видов деревьев и кустарников – это
10. Комплекс выставочных павильонов или экспозиций под открытым небом, размещенный на озелененной территории и используемый для пропаганды достижений науки, техники, промышленности, сельского хозяйства, культуры и искусства – это
11. Образец культуры паркостроения прошлого. Как памятник старины подлежит охране государством – это
12. Зеленый массив с небольшим количеством сооружений по обслуживанию населения, предназначен для прогулок, отдыха, отдельных видов развлечения – это
13. Территория, используемая для размещения разнообразных коллекций (скульптуры, камней, макетов зданий и сооружений и т. д.) среди зелени - это
14. Территория, на которой размещены монументальные архитектурные сооружения—мавзолеи, пантеоны, скульптурные группы, обелиски славы и памятники, посвященные выдающимся событиям из истории народа – это
15. Предназначен для демонстрации уникальных образцов жилых, бытовых и культовых строений, предметов быта, орудий труда, произведений прикладного народного искусства прошлого в характерных для них условиях естественного природного окружения - это
16. Озелененная территория, на которой размещены развлекательные устройства и аттракционы, способствующие «разрядке» человека – это
17. Парк, который предназначен для пассивного отдыха и прогулок среди природного окружения – это
18. Благоустроенный лес, насаждения которого частично разрежены или дополнены и организованы в систему парковых композиций, улучшающую рекреационные качества лесного ландшафта – это
19. Небольшие пространства в садах и парках, ограниченные зелеными стенами, иногда в сочетании с живыми изгородями, всегда имеют геометрически правильные формы и должны хорошо просматриваться извне и внутри – это… По-другому их называют зеленые комнаты или кабинеты.
20. Определите стиль ландшафтной архитектуры. Основные особенности стиля – строгая осевая композиция, прямые линии, расчленение ландшафта на простые геометрические фигуры.
21. Определите стиль ландшафтной архитектуры. Преобладание цветочных орнаментов, декоративных элементов белого цвета, скульптуры из бронзы.
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. Насаждения общего пользования
2. Насаждения ограниченного пользования
3. Насаждения специального назначения
4. Детский парк
5. Спортивный парк
6. Гидропарк
7. Зоопарк
8. Ботанический сад
9. Дендрарий
10. Парк-выставка
11. Исторический парк
12. Городской парк
13. Парк-музей под открытым небом
14. Мемориальный парк
15. Этнографический пар
16. Парк развлечений
17. Парк тихого отдыха и прогулок
18. Лесопарк
19. Боскеты
20. Регулярный стиль
21. Античный стиль

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотренно
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ

1. Теоретические основы формирования объектов ландшафтной архитектуры.
2. Принципы восприятия объектов ландшафтного строительства.
3. Теоретические основы проектирования объектов ландшафтнойархитектуры.
4. Озеленение жилых микрорайонов.
5. Озеленение садов, скверов, парков.
6. Озеленение городских площадей.
7. Озеленение пешеходных улиц.
8. Озеленение автомобильных улиц.
9. Классификация малых садов.
10. Цветочное оформление малого сада.
11. Малый сад у общественных зданий.
12. Малый сад у учебных заведений.
13. Малый сад у исторических зданий.
14. Общие принципы озеленения объектов зеленого строительства.
15. Виды альтернативного озеленения.
16. Перспективы альтернативного озеленения.
17. Современная проектная методология.
18. Социальные и гуманитарные (личностные) задачи проектирования.
19. Задачи, объекты и методы ландшафтной архитектуры и ландшафтного проектирования в 21 веке.
20. Экологические аспекты ландшафтной архитектуры в 21веке.
21. Стили проектирования объектов ландшафтной архитектуры.
22. Система расселения и фитоструктура современных городов.
23. Водные объекты.
24. Рельеф.
25. Растительность на объектах ландшафтной архитектуры.
26. Общая характеристика древесной растительности.
27. Общая характеристика кустарниковой растительности.
28. Художественные качества древесно-кустарниковой растительности на объектах садово-паркового строительства.
29. Взаимосвязь природных и архитектурных форм. Растения в архитектуре зданий и сооружений.
30. Принципы создания гармоничных сочетаний древесной растительности и архитектурных форм.
31. Подчинение и главенство архитектурных форм в природном ландшафте
32. Принципы проектирования городской среды.
33. Методы проектирования объектов садово-паркового строительства.
34. Системно-ландшафтный проектирования объектов садово-паркового строительства.
35. Экологический метод ландшафтного проектирования объектов садово-паркового строительства.
6. Критерии оценивания:

Оценивание ответа на экзамене
4-балльная шкала
(уровень освоения) Показатели Критерии
Отлично
(повышенный уровень) 1. Полнота изложения теоретического материала;
2. Правильность и/или аргументированность изложения (последовательность действий);
3. Самостоятельность ответа;
4. Культура речи. Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
Хорошо
(базовый уровень) Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
Удовлетворительно
(пороговый уровень) Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
Неудовлетвори-тельно
(уровень не сформирован) Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Т.е студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В.С. Теодоронский Строительство и эксплуатация объектов ландшафтной архитектуры : учебник М. : Академия, 2008
Л1.2 В. С. Теодоронский, Е. Д. Сабо, В. А. Фролова ; под ред. В. С. Теодоронского Строительство и содержание объектов ландшафтной архитектуры : учебник Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/7A60C7CE-D953-4779-9E9B-43223AC53003
Л1.3 сост. Т.О. Цитман Архитектурное проектирование : учебно-методическое пособие Астрахань : Астраханский инженерно-строительный институт, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=438903
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Городков, А.В. Основы территориально-пространственного развития городов : учеб. пособие СПб. : Проспект науки, 2014
Л2.2 Васильева, В. А. Ландшафтный дизайн малого сада : учебное пособие для академического бакалавриата Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/E6DC4B39-F5ED-410F-A883-29AC85BD2C3D
Л2.3 Кругляк, В.В. Современные тенденции развития ландшафтной архитектуры : учебное пособие Воронеж : Воронежская государственная лесотехническая академия, 2009 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=142412
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в мудл portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
не требуется

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине "Теория ландшафтной архитектуры и методология проектирования"

В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных по-ложений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению
лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине не предусмотрены.
8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине» не предусмотрены.
8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД .
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД .
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательно-го прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.