МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Макетирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки35.03.10. Ландшафтная архитектура
ПрофильЛандшафтное проектирование и дизайн окружающей среды
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план35_03_10_Ландшафтная архитектура_ЛПиДОС-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.искуств., доцент, Бондаренко Т.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Макетирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.10 Ландшафтная архитектура (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 736)

составлена на основании учебного плана:
35.03.10 Ландшафтная архитектура
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2022-2026 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Ненашева Г.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Ненашева Г.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у студентов знаний и умений, необходимых им в будущей профессионально-художественной деятельности; развитие абстрактного мышления в организации объемно-пространственной композиции; выработка профессионального мировоззрения и индивидуального творческого метода.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен использовать навыки изобразительного искусства, основные способы и средства графической подачи проектной документации на объекты ландшафтной архитектуры
ПК-2.1 Знает способы и средства графической подачи проектной документации на объекты ландшафтной архитектуры
ПК-2.2 Умеет с помощью приемов изобразительного искусства зафиксировать состояние объекта проектирования, визуализировать проектные предложения и графически оформить проектную документацию на объекты ландшафтной архитектуры
ПК-2.3 Имеет навыки изобразительного искусства, владеет основными способами и средствами графической подачи проектной документации на объекты ландшафтной архитектуры
ПК-5Способен к воплощению/реализации проектов в сфере ландшафтной архитектуры
ПК-5.1 Знает технологию реализации проектов ландшафтной архитектуры от этапа проектирования и первичной подготовки территории до сдачи объекта в эксплуатацию
ПК-5.2 Имеет навыки реализации проектов ландшафтной архитектуры на этапах проектирования, первичной подготовки территории, воплощения проекта и сдачи объекта в эксплуатацию
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-2.1. Знает способы и средства графической подачи проектной документации на объекты ландшафтной архитектуры;
ПК-5.1. Знает технологию реализации проектов ландшафтной архитектуры от этапа проектирования и первичной подготовки территории до сдачи объекта в эксплуатацию;
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-2.2. Умеет с помощью приемов изобразительного искусства зафиксировать состояние объекта проектирования, визуализировать проектные предложения и графически оформить проектную документацию на объекты ландшафтной архитектуры;
ПК-5.2. Имеет навыки реализации проектов ландшафтной архитектуры на этапах проектирования, первичной подготовки территории, воплощения проекта и сдачи объекта в эксплуатацию;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-2.3. Имеет навыки изобразительного искусства, владеет основными способами и средствами графической подачи проектной документации на объекты ландшафтной архитектуры.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы макетирования, материалы.
1.1. Макетирование (техника бумажного моделирования): инструменты, материалы, виды макетов, техники склеивания. Лекции 3 8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Создание геометрических фигур на основе формальной объемной композиции. Техника реза, сгибания, наклеивания. Практические 3 8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Построение разверток, создание простых форм – кубы разного размера, пирамида, шестигранник, конус, цилиндр из плоского листа (2-4 штуки), размещенные на планшете 50Х50. Сам. работа 3 14 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Палитра графических элементов.
2.1. Текстуры и фактуры, применяемые при создании основных элементов ландшафтного дизайна. Лекции 3 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Создание характерных особенностей текстуры растительных и ландшафтных элементов, дорожно-тропиночной сети и площадок в саду, типы мощений, применяемых при устройстве дорожек. Практические 3 6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Создание графической системы изображений (10-16 штук) деревьев, кустарников, живой изгороди, мощения, газона, почвы, песка с применением текстур и фактур, размещенные на планшете 50Х50. Сам. работа 3 20 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Объемно-пространственные композиции. Организации рельефа.
3.1. Функциональное зонирование. Основные элементы ландшафтного дизайна. Понятие геопластики. Водоемы. Лекции 3 8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. Создание рельефа в саду, демонстрируя возможности геопластики в современном садово-парковом искусстве. Техника бумажного моделирования водоема, используя рельеф для создания глубины и береговой зоны. Практические 3 8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. Создание 4-х видов рельефа в технике бумажного моделирования: часть береговой линии, холм и пр., размещенные на планшете 50х50. Сам. работа 3 22 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.4. Подготовка к зачету Сам. работа 3 10

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (рефераты, индивидуальные практические задания) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7529

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Тестовые задания (выбор одного из вариантов)

1. Макет – это:
a. масштабная модель, предварительный образец, пробный образец чего-либо
b. количественная характеристика пространства
c. поверхность, содержащая прямую, соединяющую любые её точки

2. Тексту́ра – это:
a. какое-либо изображение, выполненное с помощью графических средств (карандаш, уголь, сангина, тушь…)
b. изображение, воспроизводящее визуальные свойства каких-либо поверхностей или объектов
c. способ получения видимого изображения предметов

3. Фактура - это:
a. воспроизведение или имитация образной системы и формальных особенностей объекта
b. внешние свойства объекта
c. характер поверхности объекта, его рельефность

4. Композиция в макетировании – это:
a. соразмерность частей макета между собой
b. выстроенная по определенным правилам связь между объектами, расположенными на плоскости или в пространстве макета
c. соподчинение элементов или их групп макета

5. Геопластика – это:
a. чертёж, на котором условными знаками подробно показана небольшая территория в уменьшенном виде
b. искусственное создание рельефа или изменение рельефа
с. архитектурная композиция

6. Модульная сетка – это:
a. четырёхугольники, диагонали которых равны и взаимно перпендикулярны
b. поверхность, которая содержит прямые, соединяющие две любые ее точки
с. инструмент, помогающий сделать дизайн-макет и состоящий из простых геометрических фигур - модулей одинакового размера

7. Что такое мокап?
a. трёхмерная модель объекта, с помощью которой можно наглядно продемонстрировать дизайн и до производства оценить, как он будет выглядеть в реальности

b. простейшая форма архитектурного объекта
c. предварительный набросок, фиксирующий замысел макета

8. Цель курса «макетирование» -
a. развитие навыков объемного моделирования
b. научить студента академическому рисунку
c. научить студента пользоваться чертежными инструментами

9. Объектом макетирования является:
a. рисунок или чертеж тушью
b. создание плоскостных элементов
c. создание модели – абстрактно-формализованной или изобразительной системы, отражающей в материальной форме основные признаки аналога

10. Типы бумаги, используемой в макетировании:
a. ватман, торшон, акварельная бумага, «Госзнак», картон,
b. цветная бумага, фольга
c. пластик, резина

11. Перечислите основные приемы работы с бумагой в макетировании:
a. отмывание, натирание, растирание
b. сминание, скручивание, сгибание, разрывание и разрезание
c. вырезание, натягивание

12. Перечислите основные способы склеивания макетов:
a. горизонтально, вертикально
b. «в стык», с припусками для склеивания
c. с помощью наклонных полных и неполных членений

13. Картон, бумага, резак, ножницы, клей - это
a. инструменты, используемые в макетировании
b. инструменты, используемые в линейной архитектурной графике
c. инструменты, используемые при «отмывке» архитектурной детали

14. Объемная форма это -
a. чертеж на бумаге
b. модель, развитая по двум координатам (ширина, длинна)
c. модель, развитая по трем координатам (ширина, длинна и высота)

15. Чаще всего антураж включает:
a. изображение людей, машин, деталей оборудования
b. изображение домашних животных, птиц
c. изображение ландшафта, растительности (деревья, кустарники, трава)
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. a
2. b
3. с
4. b
5. b
6. c
7. a
8. a
9. c
10. a
11. b
12. b
13. a
14. c
15. с

Критерии оценивания:
(в 3 семестре дисциплина заканчивается зачетом):
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)

Дополните следующие предложения или ответьте на вопросы:

1. _________________ — изготовление предварительного образца для будущего изделия, продукта или макета.
2. _________________ — искусственные декоративные и плодовые сады, устраиваемые ярусами на искусственных терассах или крышах.
3._________________ — обобщенный предельный контур архитектурного сооружения или его части, детали и т.п.
4. _________________— вид градостроительной документации, регулирующий градостроительную деятельность в городах и других
поселениях, определяющий условия безопасности проживания населения, обеспечение
необходимых санитарно-гигиенических и экологических требований и т.д.
5. _________________используется при нахождении максимально уравновешенных пропорций между архитектурными частями зданий или частями архитектурных сооружений.
6. ________________ - скелетная конструкция, представляющая собой остов того или иного изделия.
7. Что такое ландшафт ?
8. Что такое магистраль ?
9. Что такое дизайн-концепция?
10. _______________ - очень крупный как по занимаемой площади, так и по численности населения город, образовавшийся за счет присоединения соседних населенных пунктов.
11. Что такое модуль ?
12. Что такое перспектива?
13. ________________ - перспективное сокращение архитектурных форм, изображенных фигур и предметов.
14. ________________ - отношение размеров изображаемого на чертеже предмета к его действительным размерам.
15. ________________ - парк с геометрически правильной планировкой.
16. ______________ - конфигурация поверхности земельного участка.
17. ________________ – прямоугольный или шестиугольный короткий брусок (торцовая шашка), предназначенный для устройства полов или мощения дорожных покрытий.
.
18. Что такое торец?
19.__________________- внешний облик здания.
20. __________________- один ряд над другим

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. макетирование
2. висячие сады
3. габарит
4. генеральный план
5. золотое сечение
6. каркас
7. участок поверхности земли, в пределах которого все природные
компоненты находятся во взаимосвязанном единстве
8. всякая главная линия по отношению к отходящим от нее второстепенным
9. идея или творческая мысль, которую реализует графический дизайнер
10. мегаполис
11. условная единица измерения, с которой должны быть согласованы размеры зданий,
их элементов и деталей
12. система изображения трехмерного пространства на двухмерной плоскости в
соответствии со зрительным восприятием человека
13. ракурс
14. масштаб
15. регулярный парк
16. рельеф местности
17. торец
18. специальная дорожка для пешеходов из досок, асфальта и т.п. по краям улицы.
19. экстерьер
20. ярус

Критерии оценки открытых вопросов.

Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.

Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.

Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.

Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения: итоговое оценивание, позволяющее выявить уровень освоения компетенций студентом, включает три блока:

1) блок на проверку базовых теоретических знаний, в области изобразительного искусства;
2) блок на выявление навыков анализа средств графической подачи проектной документации на основе знаний изобразительного искусства;
3) собеседование (ответ студента в рамках данного блока представляет собой устное монологическое высказывание и беседу с преподавателем по одной из предложенных тем, проводится очно в учебной аудитории).
Пример оценочного средства блоков 1 и 2:
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7529
Вопросы по блоку 3
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7529

Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, представляющего собой тест с закрытыми вопросами, студент может получить максимум 12 баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ);
2) за выполнение второго блока, представляющего собой тест с открытыми вариантами ответов, студент может получить максимум 58 баллов (от 1 до 5 баллов за вопрос, в зависимости от их сложности)баллы вычитаются в зависимости от количества сделанных ошибок.
3) за выполнение третьего блока, представляющего собой устный ответ на предложенную тему и собеседование с преподавателем, студент может получить максимум 30 баллов при выполнении следующих условий: студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса;
от 21 до 29 баллов – Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа;
от 16 до 20 баллов – Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускаются незначительные ошибки в содержании ответа;
от 0 до 15 баллов – Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны.
Общая суммарная оценка за выполнение задания «Итоговое тестирование по курсу (Finaltest)» может составлять максимум 100 баллов.
Далее, баллы, суммарно начисленные студенту за выполнение всех трёх блоков пересчитываются в 4-балльную шкалу (от «5» до «2»)по схеме:
0-49 баллов – оценка «2»,
50-69 баллов – оценка «3»,
70-84 баллов – оценка «4»,
85-100 баллов – оценка «5».
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Перелыгина, Е.Н. Макетирование : учебное пособие Воронеж : Воронежская государственная лесотехническая академия, 2010 biblioclub.ru
Л1.2 Седова, Л.И. Основы предметного моделирования в архитектурном проектировании : учебно-методическое пособие Екатеринбург : Архитектон , 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Никитина, Н.П. Основы архитектурно-конструктивного проектирования: Выполнение курсовых работ : учебное пособие Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2012 biblioclub.ru
Л2.2 Иовлев, В.И. Архитектурное проектирование: формирование пространства : учебник Екатеринбург : Архитектон , 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Макетирование" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
не требуется

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине "Макетирование"

В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных по-ложений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению
лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине не предусмотрены.
8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине» не предусмотрены.
8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД .
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД .
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательно-го прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.