МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Архитектурная графика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки35.03.10. Ландшафтная архитектура
ПрофильЛандшафтное проектирование и дизайн окружающей среды
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план35_03_10_Ландшафтная архитектура_ЛПиДОС-2022
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 88
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5, 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 14 15
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14 28 28
Практические 14 14 14 14 28 28
Сам. работа 44 44 44 44 88 88
Итого 72 72 72 72 144 144

Программу составил(и):
д.архитектуры, проф., Поморов С.Б.;к.г.н., доцент, Барышникова О.Н.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Архитектурная графика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.10 Ландшафтная архитектура (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 736)

составлена на основании учебного плана:
35.03.10 Ландшафтная архитектура
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2022-2026 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Ненашева Г.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Ненашева Г.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1. Приобретение необходимого уровня графической грамотности, комплексное обучение приемам визуально-графического изображения и видам архитектурной графики как средства выражения проектных замыслов; развитие объемно-пространственного восприятия и чувства пропорции; обучение выполнению визуально-графических изображений и построения архитектурных форм и объектов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен использовать навыки изобразительного искусства, основные способы и средства графической подачи проектной документации на объекты ландшафтной архитектуры
ПК-2.1 Знает способы и средства графической подачи проектной документации на объекты ландшафтной архитектуры
ПК-2.2 Умеет с помощью приемов изобразительного искусства зафиксировать состояние объекта проектирования, визуализировать проектные предложения и графически оформить проектную документацию на объекты ландшафтной архитектуры
ПК-2.3 Имеет навыки изобразительного искусства, владеет основными способами и средствами графической подачи проектной документации на объекты ландшафтной архитектуры
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-2.1. Знает способы и средства графической подачи проектной документации на объекты ландшафтной архитектуры;
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-2.2. Умеет с помощью приемов изобразительного искусства зафиксировать состояние объекта проектирования, визуализировать проектные предложения и графически оформить проектную документацию на объекты ландшафтной архитектуры;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-2.3. Имеет навыки изобразительного искусства, владеет основными способами и средствами графической подачи проектной документации на объекты ландшафтной архитектуры.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Вводный.
1.1. Основы архитектурной графики Лекции 5 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Архитектурная графика. Технические приемы архитектурной графики. Шрифты. Практические 5 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Технические приемы архитектурной графики. Сам. работа 5 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Основы рисунка.
2.1. Основы рисунка. Технические приемы рисования для различных целей. Графическое изображение элементов ландшафтной архитектуры. Лекции 5 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Геометрические построения Практические 5 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Графическое изображение элементов ландшафтной архитектуры. Сам. работа 5 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Подготовка к сдаче зачета Сам. работа 5 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Графика и композиция.
3.1. Линейная и воздушная перспектива. Перспектива в рисунке. Свет и тень. Рисование элементов и объектов ландшафтной архитектуры. Лекции 5 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Основы композиции. Основы архитектурной композиции. Художественные средства композиции. Практические 5 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.3. Графика и композиция в ландшафтной архитектуре. Сам. работа 5 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Закономерности построения архитектурной композиции.
4.1. Единство и соподчиненность. Ритм и метр. Динамика и статика. Контраст, нюанс, тождество. Симметрия, асимметрия. Пропорции. Модульная система. Масштаб и масштабность. Архитектурная тектоника. Фактура и текстура в архитектурной композиции. Лекции 6 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.2. Фактура и текстура в архитектурной композиции. Практические 6 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.3. Закономерности построения архитектурной композиции. Сам. работа 6 24 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Приемы визуально-графического изображения.
5.1. Свет в архитектуре. Цвет в архитектурной и ландшафтной композиции. Лекции 6 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.2. Приемы визуально-графического изображения и оформления проектов ландшафтной архитектуры. Практические 6 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.3. Приемы визуально-графического изображения и оформления проектов ландшафтной архитектуры. Сам. работа 6 20 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.4. Подготовка к сдаче зачёта Сам. работа 5 27 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (рефераты, индивидуальные практические задания) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7530

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Тестовые задания (выбор одного из вариантов)

1. Основными изобразительными средствами техники пуантель являются элементы:
a. точки
b. линии
c. штрихи

2. В изобразительном искусстве слово растр произошло от латинского слова:
a. грабли
b. линия
c. интервал

3. Архитектурный эскиз – это:
a. умение выдерживать интервал между линиями
b. такой прием, когда тональность передается путем сгущения или разрежения одинаковых элементов
c. способ совершенствования творческого замысла архитектора

4. Фор-эскиз – это:
a. поиск основных контуров образа проектируемого объекта
b. углубленная эскизная разработка идеи объекта, определение всех его параметров и деталей
c. эскизная разработка состава проекта, эскизы проектных чертежей с размерами и другими подробностями

5. Клаузура в изобразительном искусстве это:
a. это изображение, передающее информацию о размерах, форме и конструкции объекта
b. вид учебных упражнений, имеющий признаки эскиза, с ограничением времени и места исполнения
с. вид архитектурной графики, имеющий вспомогательное значение

6. Композиция – это:
a. симметрия и асимметрия, ритм, пропорции и другие средства гармонизации
b. это изображение, передающее информацию о размерах
с. сочинение, составление, соединение, связывание

7. Антураж – это:
a. французское слово - entourage - переводится как окружение, обстановка, в архитектурном чертеже - фрагменты пейзажа
b. выступающая часть стены, грань кровли, элемент визуально разделяет крышу и стены здания
c. прямолинейная балочная перекладина, перекрывающая пространство между колоннами, оконными и дверными проёмами

8. В повседневной практике ландшафтного архитектора план – это:
a. рабочий инструмент, чаще всего его используют для донесения информации до строителей и заказчика
b. простейшая форма архитектурного элемента
c. ряд балясин, соединённых сверху перилами, играющий роль невысокого ограждения для лестничных маршей, террас или балконов

9. Стилизация – это:
a. преобразование формы, вида и существенных свойств объекта
b. украшение картины фигурами
c. декоративное обобщение изображаемых объектов с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и цветовых отношений

10. Оптическая иллюзия – это:
a. деформация плоскости листа
b. приспособление из пяти, расположенных параллельно перьев, которыми разграфляли нотную бумагу
c. эскизная разработка состава проекта

11. Трансформация в архитектурной графике – это:
a. набросок небольшого натюрморта из геометрических тел с построенными тенями
b. превращение и преобразование формы, вида и существенных свойств объекта
c. глубинно-пространственную композиции

12. Колоннада – это:
a. камень или разделительная полоса
b. pяд колонн, объединённых в одну цельную композицию горизонтальным перекрытием
c. основополагающий декоративный элемент фасадной отделки здания;

13. Архитектурная графика - это:
a. особый вид графики, который сочетает в себе художественную и инженерную задачи
b. система связей отдельных частей и элементов в единую целостность произведения
c. цветовая клаузура

14. Ахроматические цвета – это:
a. яркие, различимые цвета, которые составляют цветовой круг
b. все оттенки цветового круга
c. диапазон оттенков от белого до черного цвета


15. Цветовой круг – это:
a. палитра
b. сочетание хроматичесих и ахроматических цветов на плоскости
c. своеобразная таблица, которая показывает, как меняются и сочетаются цвета


ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. a
2. b
3. с
4. b
5. b
6. c
7. a
8. a
9. c
10. a
11. b
12. b
13. a
14. c
15. с

Критерии оценивания:
(в 3 семестре дисциплина заканчивается зачетом):
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

(в 4 семестре дисциплина заканчивается экзаменом):
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
0-6 баллов – оценка «2»,
7-8 баллов – оценка «3»,
9-10 баллов – оценка «4»,
11-12 баллов – оценка «5».

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)

Дополните следующие предложения или ответьте на вопросы:

1. Кто является архитектором, создавшим знаменитый храм Саграда Фамилия в Барселоне (Храм Святого Семейства)?
2. Какому архитектурному стилю соответствует Собор Парижской Богоматери в Париже?
3. Что такое чертёж?
4. _________________ композиция характеризуется тем, что все ее элементы располагаются по двум фронтальным координатам, т.е. по ширине и высоте.
5. ___________________- обобщение и упрощение изображаемых фигур по рисунку и цвету.
6. Что такое ритм?
7. Что такое контраст?
8. ___________________- это легкое, едва уловимое различие. В изобразительном искусстве так называется тонкий переход от одного оттенка к другому, мягкие градации света и тени.
9. __________________- скульптурное изображение, выступающее над плоскостью стены до 50% своего объёма.
10. _______________ - верхняя квадратная плита капители, колонны или пилястры.
11. При изображении элементов антуража и стаффажа большую роль играют ________________.
12. _____________- углубленная эскизная разработка идеи объекта, определение всех его параметров и деталей.
13. Что такое воздушная перспектива?
14. Что такое масштаб?
15. Какие вы знаете виды симметрии?
16. Что такое ассиметрия?
17. Что такое шрифт?
18. ________________ – устойчивость, неподвижность, покой.
19.________________ - художественное произведение, повторяющее другое произведение с целью его воспроизведения в той же манере.
20.__________________- искусство проектировать и строить здания и другие сооружения, создающие материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности.


ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. Антонио Гауди
2. готика
3. перевод объёмно-пространственных объектов на язык плоскостной графики
4. фронтальная
5. стилизация
6. расположение повторяющихся элементов
7. разница в яркости и/или цвете
8. нюанс
9. барельеф
10. абака
11. стилизация и условность рисунка
12. фор-эскиз
13. метод, с помощью которого в картине возникает ощущение глубины
14. отношение размеров изображаемого на чертеже предмета к его действительным размерам
15. зеркальная, осевая, в переносе, диссимметрия, антисимметрия, винтовая, симметрия сетки
16. отсутствие симметрии
17. графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему
18. статика
19. копия в искусстве
20. архитектура

Критерии оценки открытых вопросов.

Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.

Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.

Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения: итоговое оценивание, позволяющее выявить уровень освоения компетенций студентом, включает три блока:

1) блок на проверку базовых теоретических знаний, в области изобразительного искусства;
2) блок на выявление навыков анализа средств графической подачи проектной документации на основе знаний изобразительного искусства;
3) собеседование (ответ студента в рамках данного блока представляет собой устное монологическое высказывание и беседу с преподавателем по одной из предложенных тем, проводится очно в учебной аудитории).
Пример оценочного средства блоков 1 и 2:
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7530
Вопросы по блоку 3: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7530
Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, представляющего собой тест с закрытыми вопросами, студент может получить максимум 12 баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ);
2) за выполнение второго блока, представляющего собой тест с открытыми вариантами ответов, студент может получить максимум 58 баллов (от 1 до 5 баллов за вопрос, в зависимости от их сложности)баллы вычитаются в зависимости от количества сделанных ошибок.
3) за выполнение третьего блока, представляющего собой устный ответ на предложенную тему и собеседование с преподавателем, студент может получить максимум 30 баллов при выполнении следующих условий: студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса;
от 21 до 29 баллов – Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа;
от 16 до 20 баллов – Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускаются незначительные ошибки в содержании ответа;
от 0 до 15 баллов – Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны.
Общая суммарная оценка за выполнение задания «Итоговое тестирование по курсу (Finaltest)» может составлять максимум 100 баллов.
Далее, баллы, суммарно начисленные студенту за выполнение всех трёх блоков пересчитываются в 4-балльную шкалу (от «5» до «2»)по схеме:
0-49 баллов – оценка «2»,
50-69 баллов – оценка «3»,
70-84 баллов – оценка «4»,
85-100 баллов – оценка «5».

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лукина, И.К. Архитектурная графика и основы композиции: тексты лекций Воронеж : Воронежская государственная лесотехническая академия, 2007 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=142461
Л1.2 Заварихин, С. П. Архитектура: композиция и форма : учебник для вузов М. : Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/DEFEFF2F-059E-4944-9EE9-97FBE70AF08A
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Глазова, М.В., В.С. Денисов Изобразительное искусство. Алгоритм композиции: учебное пособие Москва : Когито-Центр, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=144944
Л2.2 Дуцев, М.В. Концепция художественной интеграции в новейшей архитектуре : монография Нижний Новгород : ННГАСУ, 2013 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в "Moodle" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

MapInfo Professional (P) - Nodeljcked, MINWRS1200026830 от 12.10.2014 (бессрочная);
ArcGIS Desktop Advanced Educational Teaching Lab Pak (31), v. 10.3.1, № 302914 от 12.02.16 (бессрочная);
Visual Studio, https://code.visualstudio.com/license
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
6.4. Перечень информационных справочных систем
не требуется

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
406М лаборатория "Научно-образовательный центр геоинформационных технологий" - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 шт.; компьютеры: ACPI x64-based PC, Intel (R) Core (TM) i5-3470, 3200 MHz, 3200 MHz – 15 ед.; интерактивная доска: Triumph MULTI TOUCH 78 – 1ед.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине "Архитектурная графика"

В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных по-ложений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению
лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине не предусмотрены.
8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине» не предусмотрены.
8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД .
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД .
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательно-го прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.