МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Декоративное растениеводство

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки35.03.10. Ландшафтная архитектура
ПрофильЛандшафтное проектирование и дизайн окружающей среды
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план35_03_10_Ландшафтная архитектура_ЛПиДОС-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
cт. преподаватель, Легачева Н.М.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Декоративное растениеводство

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.10 Ландшафтная архитектура (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 736)

составлена на основании учебного плана:
35.03.10 Ландшафтная архитектура
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2022-2026 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент, Ненашева Г.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент, Ненашева Г.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины является получение теоретических основ декоративного растениеводствав и практических навыков, необходимых для ведения профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен проводить предпроектные исследования и подготовку данных для разработки проектной документации на объекты ландшафтной архитектуры
ПК-1.1 Знает содержание и методы предпроектных исследований
ПК-1.2 Владеет навыками подготовки данных для разработки проектной документации на объекты ландшафтной архитектуры
ПК-1.3 Имеет навыки проведения предпроектных исследований и формирования базы данных для разработки проектной документации на объекты ландшафтной архитектуры
ПК-5Способен к воплощению/реализации проектов в сфере ландшафтной архитектуры
ПК-5.1 Знает технологию реализации проектов ландшафтной архитектуры от этапа проектирования и первичной подготовки территории до сдачи объекта в эксплуатацию
ПК-5.2 Имеет навыки реализации проектов ландшафтной архитектуры на этапах проектирования, первичной подготовки территории, воплощения проекта и сдачи объекта в эксплуатацию
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1. Знает содержание и методы предпроектных исследований;
ПК-5.1. Знает технологию реализации проектов ландшафтной архитектуры от этапа проектирования и первичной подготовки территории до сдачи объекта в эксплуатацию;
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2. Владеет навыками подготовки данных для разработки проектной документации на объекты ландшафтной архитектуры;
ПК-5.2. Имеет навыки реализации проектов ландшафтной архитектуры на этапах проектирования, первичной подготовки территории, воплощения проекта и сдачи объекта в эксплуатацию;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.3. Имеет навыки проведения предпроектных исследований и формирования базы данных для разработки проектной документации на объекты ландшафтной архитектуры.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в декоративное растениеводство
1.1. Основы декоративного растениеводства Лекции 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.2. Декоративное растениеводство в ландшафтном планировании Практические 4 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.3. Декоративное растениеводство Сам. работа 4 9 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Виды озеленений
2.1. Линейные посадки Лекции 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.2. Групповые посадки Лекции 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.3. Солитеры Практические 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.4. Массивы Практические 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.5. Вертикальное озеленение Лекции 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.6. Озеленение подпорных стен Лекции 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.7. Живые изгороди Практические 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.8. Газоны Практические 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.9. Виды озеленений Сам. работа 4 20 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Декоративные признаки растений
3.1. Высота растений Лекции 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.2. Формы и плотность крон Лекции 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.3. Формы и фактура ствола, цветы и плоды Лекции 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.4. Однолетние растения в ландшафтном проектировании Лекции 4 1 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.5. Многолетние растения в ландшафтном проектировании Лекции 4 1 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.6. Отдел голосеменные Практические 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.7. Отдел покрытосеменные Практические 4 10 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.8. Декоративные признаки растений Сам. работа 4 10 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.9. Подготовка к экзамену Экзамен 4 27 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Проведение предпроектных исследований и подготовка данных для разработки проектной документации на объекты ландшафтной архитектуры

ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Дендрофлора это:
a. совокупность растительных сообществ, характерных для данной географической зоны
б. совокупность видов древесных растений на определенной территории
в. первичный комплекс факторов абиотической среды
г. совокупность травянистых сообществ, характерных для данной географической зоны

ОТВЕТ: а

Вопрос 2. Выберите два верных определения:
а. Топиарное искусство – изменение естественной формы растений путем фигурной стрижки деревьев и кустарников, придание им геометрических и фантазийных форм.
б. Топиарное искусство – придание растениям геометрических и фантазийных форм путем стрижки ветвей во время весенней санитарной обрезки.
в. Топиарное искусство – придание растениям не естественных декоративных форм в виде скульптур, которое проводится ежегодно во время стрижки с помощью садового инвентаря.
ОТВЕТ: ав

Вопрос 3. Какое из определений цели обрезки деревьев является неверным?
а. Цель обрезки древесных растений – формирование правильной кроны. В первую очередь обрезка необходима молодым деревьям и кустарникам. Она ускоряет начало цветения и плодоношения, облегчает уход за взрослым растением. Грамотно сформированная крона обеспечивает хорошую освещенность, декоративность; снижает риск разломов, поражения болезнями.
б. Обрезка необходима тем растениям, которые имеют сильно развитую крону и проводится для изменения внешнего вида дерева.
в. Обрезка растений проводится с целью уменьшения размера кроны и изменения типа ветвления, для пробуждения спящих почек.
ОТВЕТ: а

Вопрос 4. Сколько форм кроны древесных пород выделяют в декоративном растениеводстве?
а. не менее 7-8 естественных форм.
б. определяется профессиональными навыками садовника, производящего топиарную стрижку.
в. 20-25 форм.
г. зависит от высоты дерева и его биологических особенностей.
ОТВЕТ: а

Вопрос 5. Выберите 3 основные характеристики декоративности растения.
а. декоративность определяется эстетическими качествами габитуса растений или его внешними формами.
б. в понятие «декоративность растений» входит форма и окраска ствола, листьев, цветов растений.
в. декоративность – понятие субъективное.
г. декоративные растения – это дикие и окультуренные растения, применяемые для украшения парков, скверов, реже – зданий и жилых помещений.
ОТВЕТ: абг

Вопрос 6. Выберите к каким двум группам по декоративности относится яблоня:
а. декоративнолиственная.
б. декоративноплодная.
в. красивоцветущая.
ОТВЕТ: бв

Вопрос 7. «Штамб» – это
а. нижняя часть ствола дерева.
б. часть ствола с совокупностью листьев.
в. часть ствола от корня до первых нижних веток.
ОТВЕТ: в

Вопрос 8. «Корневая шейка» – это
а. нижняя часть ствола дерева.
б. часть корня и ствола дерева.
в. место перехода от корня к стволу дерева и дыхательный элемент корней.
ОТВЕТ: в

Вопрос 9. Качественные характеристики растений, пригодных для оформления альпинария:
а. однолетние и многолетние теплолюбивые.
б. многолетние, с разным ритмом цветения.
в. однолетние, с крупными яркими цветами.
ОТВЕТ: б

Вопрос 10. Декоративноплодными растениями являются:
а. боярка перистонадрезанная.
б. овсянница сизая.
в. жимолость садовая.
ОТВЕТ: а

Вопрос 11. Декоративноствольными растениями являются:
а. черемуха Маака.
б. свида белая.
в. шиповник морщинистый.
ОТВЕТ: а, б

Вопрос 12. Эутотрофными растениями являются:
а. гортензия метельчатая, роза садовая, которые требуют для своего роста и развития богатых плодородных почв, любят влагу.
б. смородина золотистая, лох узколистный – растения сухих бедных почв.
в. вереск обыкновенный, рододендрон Ледебура, произрастающие на кислых почвах.
ОТВЕТ: а

Вопрос 13. Какое утверждение верно:
а. жизненная форма растений – это внешний облик растений, который зависит от условий роста и длительности жизни.
б. жизненная форма растений возникает в онтогенезе в результате роста в определенных экологических условиях и отражает совокупность основных приспособительных черт.
в. жизненная форма растений – это форма и высота кроны, сформировавшиеся в течение длительного периода жизни данного растения.
ОТВЕТ: б

Вопрос 14. Что означает понятие «сезонная декоративность»?
а. это внешний облик растений, который зависит от условий роста.
б. это сезон, когда все растения имеют листву, как основной признак декоративных черт.
в. это период, когда растение максимально красиво и у каждого вида свои сроки декоративности.
ОТВЕТ: в

Вопрос 15. Растения, устойчивые к продолжительной засухе являются:
а. теневыносливыми.
б. газоустойчивыми.
в. требовательными к плодородию почв.
ОТВЕТ: б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Назовите 5 групп декоративности растений?
Ответ: декоративнолиственные, красивоцветущие, декоративноствольные, декоративноплодные, с декоративной кроной.

2. Какой тип обрезки растений считают оздоровительным и почему?
Ответ: Санитарная обрезка. Проводится с целью формирования равномерно светопроницаемой, хорошо аэрируемой кроны, срезаются больные и сухие ветви.

3. Вегетативные органы растения – это:
Ответ: побег, стебель, листья, почки, корень.

4. Каково оптимальное расстояние между деревьями в аллейной посадке и от чего зависит?
Ответ: посадка в один ряд предусматривает расстояние между деревьями 5-7 метров. Расстояние зависит от высоты и ширины кроны дерева.

5. Какие 5 этапов включает в себя выращивание крупномеров?
Ответ: 1) подготовка для пересадки (выкапывание, упаковка кома, подготовка к перевозке), 2) транспортировка, 3) создание условий для хранения дерева в ожидании посадки, 4) посадка, 5) уход за посаженными крупномерами.

6. Основное назначение формирующей обрезки:
Ответ: улучшают форму кроны дерева, усиливают рост боковых побегов.

7. Какие факторы внешней среды оказывают прямое воздействие на развитие растений?
Ответ: свет, вода, температура, почва, климат.

8. Какие виды размножения растений бывают?
Ответ: вегетативное и семенное

9. «______________ – группа культурных растений, полученная в результате селекции и обладающая определённым набором характеристик». Вставьте пропущенное слово
Ответ: сорт.

10. Чем отличается боскет от живой изгороди?
Ответ: высотой.

11. Аллея относится к природному или классическому стилю ландшафтного дизайна?
Ответ: к классическому стилю.

12. Какое дерево начинает ароматное цветение в Сибири в июне-июле?
Ответ: липа.

13. Какой вид вяза используется в топиарном искусстве?
Ответ: мелколистный.

14. Какой вид клена отнесен ботаниками АГУ к агрессивным?
Ответ: ясенелистный.

15. Семена каких древесных растений нуждаются в скарификации?
Ответ: с твердой семенной оболочкой: слива, орех, миндаль.

16. Какие плодовые кустарники ядовитые?
Ответ: жимолость золотистая, бузина красная, дафна волчья.

17. Какие колючие кустарники используется в живой изгороди?
Ответ: барбарис, шиповник.

18. Какие лианы чаще применяемы для вертикального озеленения Барнаула?
Ответ: виноград девичий, клематис маньчжурский.

19. Ель или пихта является более засухоустойчивой культурой?
Ответ: ель.

20. Чем внешне отличается сосна сибирская от кедровой?
Ответ: длиной и количеством хвоинок в мутовке, формой кроны.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-5: Способен к воплощению/реализации проектов от этапа организации строительства и инженерной подготовки до сдачи объекта в эксплуатацию

ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Что должен знать в первую очередь ландшафтный дизайнер при планировании цветочного оформления?
а. принцип подбора ассортимента цветочных культур для цветников, морфологические особенности цветочных культур и факторы среды, влияющие на рост и развитие растений в условиях открытого и защищенного грунта.
б. ботанические особенности, агротехнику выращивания, стоимость посадочного материала, меры защиты растений от болезней и вредителей, типы почв и другие факторы внешней среды, влияющие на рост и развитие цветочных растений.
в. мировой ассортимент растений для зеленого строительства, их морфологические особенности и факторы среды, влияющие на рост и развитие растений в условиях закрытого грунта, назначение и функции озеленяемого объекта.

ОТВЕТ: а

Вопрос 2. Выберите верное определение:
а. Цветоводство – дисциплина в курсе Декоративное растениеводство, изучающая виды цветочных растений и их агротехнику, положение видов в систематике.
б. Цветоводство – отрасль растениеводства, которая занимается селекцией и выращиванием травянистых растений в декоративных целях.
в. Цветоводство – наука о травянистых растениях, в том числе цветочных, включающая изучение систематики, биологии и экологии.
ОТВЕТ: б

Вопрос 3. К мельчайшим семенам цветочных растений относятся?
а. агератум, люпин.
б. настурция, цинния.
в. душистый горошек, бархатцы.
г. портулак, мак.
ОТВЕТ: г

Вопрос 4. Способы разрушения оболочки толстокожих семян?
а. механический.
б. замачивание.
в. термический.
г. химический
ОТВЕТ: а, б, в, г

Вопрос 5. Выберите 3 основные характеристики декоративности растения.
а. декоративность определяется эстетическими качествами габитуса растений или его внешними формами.
б. в понятие «декоративность растений» входит форма и окраска ствола, листьев, цветов растений.
в. декоративность – понятие субъективное.
г. декоративные растения – это дикие и окультуренные растения, применяемые для украшения парков, скверов, реже – зданий и жилых помещений.
ОТВЕТ: абг

Вопрос 6. Какой недостаток у красивоцветущих однолетников?
а. быстро отцветают
б. долго держат бутон, но быстро отцветают
в. после отцветания полностью теряют декоративность и нуждаются в замене на следующий год
г. непригодны для парадных цветников
ОТВЕТ: в

Вопрос 7. Какие травянистые растения необходимо укрывать на зиму в Сибири?
а. тюльпаны, астры
б. розы, дерен
в. хризантемы, клематисы
г нарциссы, лилии
ОТВЕТ: в, г

Вопрос 8. Корневище имеют следующие растения:
а. мак, гладиолус.
б. ирис, пион.
в. тюльпан, нарцисс.
ОТВЕТ: б

Вопрос 9. Качественные характеристики растений, пригодных для оформления альпинария:
а. однолетние и многолетние теплолюбивые.
б. многолетние, с разным ритмом цветения.
в. однолетние, с крупными яркими цветами.
ОТВЕТ: б

Вопрос 10. Декоративнолиственными растениями являются:
а. кохия, седум.
б. ирис, астра.
в. флокс, ромашка.
ОТВЕТ: а

Вопрос 11. Расстояние между растениями зависит от:
а. габитуса растения во взрослом состоянии.
б. размера цветника.
в. возраста растения.
ОТВЕТ: а

Вопрос 12. Какое соцветие у целозии?
а. метельчатое и гребенчатое.
б. щиток и корзинка.
в. кисть и метелка.
ОТВЕТ: а

Вопрос 13. Какое утверждение верно:
а. жизненная форма растений – это внешний облик растений, который зависит от условий роста и длительности жизни.
б. жизненная форма растений возникает в онтогенезе в результате роста в определенных экологических условиях и отражает совокупность основных приспособительных черт.
в. жизненная форма растений – это форма и высота кроны, сформировавшиеся в течение длительного периода жизни данного растения.
ОТВЕТ: б

Вопрос 14. Что означает понятие «сезонная декоративность»?
а. это внешний облик растений, который зависит от условий роста.
б. это сезон, когда все растения имеют листву, как основной признак декоративных черт.
в. это период, когда растение максимально красиво и у каждого вида свои сроки декоративности.
ОТВЕТ: в

Вопрос 15. Растения, устойчивые к продолжительной засухе являются:
а. теневыносливыми.
б. газоустойчивыми.
в. требовательными к плодородию почв.
ОТВЕТ: б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Назовите, на какие группы декоративности делят цветочные растения?
Ответ: декоративнолиственные, красивоцветущие.

2. Генеративные органы растения – цветок, цветонос, плод и ____________
Ответ: семя.

3. Вегетативные органы растения – это: побег, стебель, листья, почки, __________
Ответ: корень.

4. Каково оптимальное расстояние между цветами в посадке и от чего зависит?
Ответ: 20-30-50 сантиметров. Расстояние зависит от размеров растения во взрослом состоянии.

5. Посев летников на рассаду включает в себя несколько этапов: подготовка почвосмеси, подготовка семян (стратификация или скарификация при необходимости), выравнивание грунта и его уплотнение, посев, присыпание семян землей, если они не мелкие,_________.
Ответ: полив.

6. Естественное вегетативное размножение происходит при помощи образования дочерних луковиц, отводков, разрастания корневища. Относится ли размножение семенами к естественным вегетативным способам?
Ответ: нет.

7. Какие факторы внешней среды оказывают прямое воздействие на развитие растений?
Ответ: свет, вода, температура, почва, климат.

8. Какие виды размножения растений бывают?
Ответ: вегетативное и семенное

9. «______________ – группа культурных растений, полученная в результате селекции и обладающая определённым набором характеристик». Вставьте пропущенное слово
Ответ: сорт.

10. Чем отличается альпинарий от рокария? Что общего?
Ответ: альпинарий создается как возвышенность, а рокарий – на ровном месте. Главный элемент в альпинарии и в рокарии – камень. Оба типа озеленения относятся к природному стилю ландшафтного дизайна.

11. Цветочный бордюр относится к природному или классическому стилю ландшафтного дизайна?
Ответ: к классическому.

12. Что общего между клумбой и арабеской?
Ответ: классический стиль, создаваемый из однолетних ковровых растений.

13. Как называют процесс, при котором семена подвергаются одновременно влиянию холода и влажности?
Ответ: стратификация.

14. Какую корневую систему имеют однолетние цветы, которые высевают в грунт, не используя рассадный способ выращивания?
Ответ: стержневую.

15. Приведите примеры однолетних культур, с длительным периодом цветения?
Ответ: петуния, бархатцы, алиссум, бегония

16. Основное назначение генеративных органов растения?
Ответ: размножение.

17. Какими характеристиками должны обладать красиво цветущие растения для посева в мавританском газоне?
Ответ: мелкие цветы, не высокие.

18. Какие однолетние лианы применяют в декоративном растениеводстве?
Ответ: ипомея, душистый горошек.

19. Что представляет собой партерный газон?
Ответ: идеально ровный парадный газон, выполняет декоративную функцию.

20. Рабатка относится к цветникам в классическом или пейзажном стиле?
Ответ: к цветникам в классическом стиле.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.



5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Рефераты в рамках темы «Красивоцветущие кустарники, используемые в озеленении Сибири. Розы»:
1. Ботаническая характеристика культуры. Виды, садовые группы, сорта основных окрасок.
2. Экологические потребности роз в отношении света, влаги, зимостойкость.
3. Агротехнические приемы выращивания роз.
4. Основные способы размножения сортов.
5. Примеры озеленения с использованием роз.
6. Критерии оценивания
В ходе проверки оценивается:
1. Полнота выполнения реферата;
2. Своевременность выполнения;
3. Правильность информации;
4. Умение анализировать информацию из нескольких литературных источников.
Реферат оценивается следующими критериями:
«5» – основные требования к реферату и его защите выполнены, информация приведена полная, собрана путем анализа нескольких литературных источников. Реферат выполнен своевременно, доложен устно, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.
«4» – основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты: имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; на дополнительные вопросы при защите не даны полные ответы.
«3» – информация не полная, реферат выполнен не своевременно, не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы не даны ответы.
«2» – тема реферата не раскрыта, реферат выполнен не своевременно, обнаруживается существенное непонимание поставленных вопросов.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Перечень вопросов к экзамену:
1. Предмет и задачи курса «Декоративное растениеводство».
2. Морфо-биологическая характеристика цветочно-декоративных растений. Строение вегетативных и генеративных органов.
3. Отношение цветочно-декоративных растений по отношению к факторам окружающей среды (тепло, свет, влага).
4. Садовые земли и субстраты.
5. Гидропонный метод выращивания цветочно-декоративных культур.
6. Семенное размножение цветочно-декоративных растений.
7. Вегетативное размножение цветочно-декоративных растений.
8. Уход за растениями за цветочно-декоративными растениями открытого и защищенного грунта.
9. Декоративно-цветущие однолетние растения семейств Астровые, Капустные и Пасленовые.
10. Декоративно-цветущие однолетние растения семейств Лютиковые, Бегониевые,
Норичниковые и Яснотковые.
11. Вьющиеся однолетние растения.
12. Многолетние цветочно-декоративные растения, зимующие в открытом грунте
13. Многолетние цветочно-декоративные растения, не зимующие в открытом грунте.
14. Луковичные растения. Выгонка луковичных растений.
15. Классификация деревьев и кустарников по высоте роста и диаметру кроны.
16. Быстрота роста древесных растений. Продолжительность жизни деревьев и кустарников.
17. Отношение древесных пород к температуре окружающей среды. Классификация деревьев
и кустарников по устойчивости к низким температурам.
18. Характеристика древесных пород по потребности в воде.
19. Значение света для деревьев и кустарников. Классификация древесных растений по требовательности к интенсивности освещения.
20. Требования древесных пород к плодородию почвы. Классификация по требовательности к плодородию почвы.
21. Влияние качества воздуха на древесные растения. Газоустойчивость растений. Виды газоустойчивости.
22. Значение величины и формы кроны древесных растений для использования в зеленом строительстве. Классификация древесных пород по форме кроны.
23. Декоративные качества листьев. Классификация древесных растений по величине и окраске листьев.
24. Декоративные качества цветков, плодов и ствола кустарников и деревьев.
25. Топиарное искусство. Примеры формовки деревьев и кустарников.
26. Виды и цель обрезки древесных растений. Видовой состав древесных растений, легко переносящих обрезку.
27. Основные виды древесно-кустарниковых пород, пригодные для использования в условиях Сибири.
28. Виды посадочного материала древесных растений. Технология посадки крупномеров.
29. Способы размножения декоративных деревьев и кустарников (семенное и вегетативное).
30. Технология посадки деревьев и кустарников. Условия, учитываемые при проведении посадочных работ.

Критерии оценивания:
В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 35 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 100 баллов. Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворительно», 0-49 – «неудовлетворительно».

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сунгурова, Н.Р. Декоративная дендрология : учебное пособие Архангельск : САФУ, 2014 biblioclub.ru
Л1.2 Р.В. Ламанова, Н.Ф. Шнейдмиллер, О.М. Рымарь, Т.Л. Чапалда Виды озеленения в благоустройстве территорий населенных мест и декоративные признаки растений : учебное пособие Екатеринбург: Архитектон, 2011 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Храпач, В.В. Ландшафтный дизайн : учебное пособие Ставрополь : СКФУ, 2014 biblioclub.ru
Л2.2 Сафин, Р.Р. Садово-парковое искусство : учебное пособие Казань : КНИТУ, 2009 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Школа ландшафтного дизайна landscape-school.ru
Э2 Учебники по зеленому строительству vk.com
Э3 Декоративное растениеводство. Древоводство herba.msu.ru
Э4 Курс в мудл "Декоративное растениеводство" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
ИБС "Лань"
ИБС "Университетская библиотека on-line"
Научная электронная библиотека http://www.e-library.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа на лекции

На лекциях студенты получают самые необходимые данные, во многом дополняющие учебники (иногда даже их заменяющие с последними достижениями науки). Слушание и запись лекций - сложные виды вузовской работы. Краткие записи лекций, конспектирование их помогает усвоить материал. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Лекция не может превратиться в лекцию-диктовку. Это очень вредная тенденция, ибо в этом случае студент механически записывает большое количество услышанных сведений, не размышляя над ними.
Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Принципиальные места, определения, формулы следует сопровождать замечаниями: "важно", "особо важно", "хорошо запомнить" и др.

Подготовка к семинару

Значительную роль выполняют семинарские занятия, которые призваны, прежде всего, закреплять теоретические знания, полученные в ходе прослушивания и запоминания лекционного материала, ознакомления с учебной и научной литературой. Тем самым семинары способствуют получению студентами наиболее качественных знаний, помогают приобрести навыки самостоятельной работы, позволяют осуществлять со стороны преподавателя текущий контроль над успеваемостью обучающихся.
Приступая к подготовке темы семинарского занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его планом (по планам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. Необходимо далее изучить соответствующие конспекты лекций и главы учебников, ознакомиться с основной и дополнительной литературой, рекомендованными к этому занятию. Предлагается к наиболее важным и сложным вопросам темы составлять конспекты ответов. Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным категориям и понятиям, предложенным для запоминания к каждой теме семинаров.
Отвечать на тот или иной вопрос учащимся рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.
Семинарские занятия преподаватель может проводить в различных формах: обсуждение вопросов темы, выполнение письменных работ, заслушивание докладов по отдельным вопросам и их обсуждение на занятии.

Подготовка к сессии

Каждый учебный семестр заканчивается аттестационными испытаниями: зачетно - экзаменационной сессией.
Подготовка к экзаменационной сессии и сдача зачетов и экзаменов является ответственейшим периодом в работе студента. Серьезно подготовиться к сессии и успешно сдать все экзамены - долг каждого студента. Рекомендуется так организовать свою учебу, чтобы перед первым днем начала сессии были сданы и защищены все лабораторные работы, сданы все зачеты, выполнены другие работы, предусмотренные графиком учебного процесса.
Основное в подготовке к сессии - это повторение всего материала, курса или предмета, по которому необходимо сдавать экзамен.