МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Защита растений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки35.03.10. Ландшафтная архитектура
ПрофильЛандшафтное проектирование и дизайн окружающей среды
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план35_03_10_Ландшафтная архитектура_ЛПиДОС-2022
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 88
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 12,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 22 22 22 22
Практические 34 34 34 34
Сам. работа 88 88 88 88
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Харламова Н.Ф;к.б.н., доцент, Рыжова М.А.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Защита растений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.10 Ландшафтная архитектура (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 736)

составлена на основании учебного плана:
35.03.10 Ландшафтная архитектура
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2022-2026 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ненашева Г.И. канд. геогр. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой Ненашева Г.И. канд. геогр. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.освоение студентами теоретических знаний и приобретение практических умений и навыков в области энтомологии, фитопатологии, защиты растений и карантина для предотвращения и снижения потерь растениеводческой продукции от вредных организмов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен проводить предпроектные исследования и подготовку данных для разработки проектной документации на объекты ландшафтной архитектуры
ПК-1.1 Знает содержание и методы предпроектных исследований
ПК-1.2 Владеет навыками подготовки данных для разработки проектной документации на объекты ландшафтной архитектуры
ПК-1.3 Имеет навыки проведения предпроектных исследований и формирования базы данных для разработки проектной документации на объекты ландшафтной архитектуры
ПК-5Способен к воплощению/реализации проектов в сфере ландшафтной архитектуры
ПК-5.1 Знает технологию реализации проектов ландшафтной архитектуры от этапа проектирования и первичной подготовки территории до сдачи объекта в эксплуатацию
ПК-5.2 Имеет навыки реализации проектов ландшафтной архитектуры на этапах проектирования, первичной подготовки территории, воплощения проекта и сдачи объекта в эксплуатацию
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1. Знает содержание и методы предпроектных исследований;
ПК-5.1. Знает технологию реализации проектов ландшафтной архитектуры от этапа проектирования и первичной подготовки территории до сдачи объекта в эксплуатацию;
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2. Владеет навыками подготовки данных для разработки проектной документации на объекты ландшафтной архитектуры;
ПК-5.2. Имеет навыки реализации проектов ландшафтной архитектуры на этапах проектирования, первичной подготовки территории, воплощения проекта и сдачи объекта в эксплуатацию;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.3. Имеет навыки проведения предпроектных исследований и формирования базы данных для разработки проектной документации на объекты ландшафтной архитектуры.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Вводный.
1.1. Причины развития неинфекционных и инфекционных болезней декоративных растений. Лекции 8 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.2. Неинфекционные и инфекционные болезни декоративных растений. Практические 8 6 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.3. Неинфекционные и инфекционные болезни декоративных растений. Сам. работа 8 20 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Симптомы болезней декоративных растений и методы их профилактики.
2.1. Симптомы болезней декоративных растений и их отличие от повреждений растений насекомыми-вредителями. Особенности возбудителей болезней (вирусов, вироидов, бактерий, грибов, актиномицетов, микоплазм, риккетсий) и методы диагностики болезней, вызванных этими возбудителями. Лекции 8 6 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.2. Симптомы болезней декоративных растений и методы их профилактики. Практические 8 8 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.3. Симптомы болезней декоративных растений и методы их профилактики. Сам. работа 8 20 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Основные вредители декоративных и сельскохозяйственных растений.
3.1. Основные вредители сельскохозяйственных растений и методы их учёта. Основы и методы предотвращения и снижения потерь растениеводческой продукции от вредных организмов. Лекции 8 6 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.2. Основные вредители декоративных и сельскохозяйственных растений. Практические 8 8 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.3. Основные вредители декоративных и сельскохозяйственных растений. Сам. работа 8 10 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 4. Методы защиты растений.
4.1. Агротехнический, селекционно-семеноводческий, физико-механический, биологический, биотехнологический, химический методы защиты растений, основы интегрированной защиты, карантина. Лекции 8 6 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.2. Методы защиты растений. Практические 8 12 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.3. Методы защиты растений. Сам. работа 8 28 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.4. Подготовка к зачету Сам. работа 8 10 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6764

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Проведение предпроектных исследований и подготовка данных для разработки проектной документации на объекты ландшафтной архитектуры

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1.Некроз это:
а) отмирание отдельных клеток или участков ткани под действием токсинов патогена или абиотических факторов
б) уменьшение размера или количества клеток под действием абиотических факторов
в) увеличение размера и изменение формы клеток под влиянием патогена или абиотических факторов
г) разъединение клеток вследствие разрушения патогенами срединных пластинок или оболочек
2.Наука, изучающая болезни растений называется: 
а)Физиология
б) Фитопатология
в) Энтомология
г) Паразитология
3.Имаго это:
а) половозрелая особь насекомого
б) личинка насекомого
в) куколка насекомого
г) нет такого термина
4.К макроэлементам относятся:
а) азот, фосфор, калий
б) азот, фосфор, кальций
в) азот, фосфор, сера
г) азот, фосфор, цинк
5.Когда рекомендуется вносить азотные удобрения?
а) не рекомендуется вносить в конце вегетационного периода
б) рекомендуется вносить в конце вегетационного периода
в) можно вносить в конце вегетационного периода
г) можно вносить в течение всего вегетационного периода
6.Как называются болезни растений, возникающие в результате неблагоприятных воздействий абиотических факторов?
а) Неинфекционные
б) Инфекционные
в) Паразитные
г) Абиотические
7.Болезни растений, вызванные грибами называются:
а) Вирозы
б) Микоплазмозы
в) Бактериозы
г) Микозы
8.Пигмент, участвующий в фотосинтезе называется:
а) Антоциан
б) Хлоропласт
в) Хлорофилл
г) Цианофилл
9.Болезни хвои, проявляющиеся в изменении цвета, отмирании и осыпании вызванные различными видами грибов называются:
а) Шютте
б) Парша
в) Мозаика
г) Антракноз
10.Как называется одна из самых распространенных в природе болезней растений
а) пятнистость
б) некроз
в) мозаика
г) хлороз
11. Как называется группа пестицидов, борющихся с сорной растительностью?
а) инсектициды
б) гербициды
в) фунгициды
г) акарициды
12. Как называется группа пестицидов против насекомых?
а) инсектициды
б) акарициды
в) фунгициды
г) гербициды
13. Чем вызываются неинфекционные болезни?
а) биотическими факторами
б) абиотическими факторами
в) вирусами
г) бактериями
14. Микроэлементы для питания растений так называются потому что:
а) нужны растениям в маленьких количествах
б) имеют маленький размер
в) не входят в процесс фотосинтеза
г) не нужны растениям
15. Как называется организм, питающийся одним видом растений?
а) полифаг
б) монофаг
в) олигофаг
г) микрофаг
Правильные ответы: 1а, 2б, 3а, 4а, 5б, 6а, 7г, 8в, 9а, 10а, 11б, 12а, 13б, 14а, 15б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:

Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий;
«не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий;
«хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий;
«удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий;
«неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Как называется процесс отмирания отдельных клеток или участков ткани под действием токсинов патогена или абиотических факторов?
ответ: некроз
2.Как называется наука, изучающая болезни растений называется?
ответ: фитопатология
3. Как называется половозрелая особь насекомого?
ответ: имаго
4.Как называется макроэлемент, отвечающий за рост растений?
ответ: азот
5. Какие удобрения не рекомендуется вносить в конце вегетационного периода?
ответ: азотные
6.Как называются болезни растений, возникающие в результате неблагоприятных воздействий абиотических факторов?
ответ: неинфекционные
7.Дайте название болезням растений, вызванных грибами
ответ: микозы
8.Какой пигмент участвует в фотосинтезе?
ответ: хлорофилл
9.Как называются болезни хвои, проявляющиеся в изменении цвета, отмирании и осыпании вызванные различными видами грибов?
ответ: шютте
10. Какое проявление одно из самых распространенных в природе болезней растений?
ответ: пятнистость
11. Как называются элементы питания растений, необходимых в маленьком количестве?
ответ: микроэлементы
12. Как называются элементы питания, необходимые растениям в большом количестве?
ответ: макроэлементы
13. Каким растениям обязательно показано омывание кроны в весенний период?
ответ: хвойным
14. К какому методу борьбы с насекомыми относится уничтожение яиц и личинок при помощи скребка?
ответ: механический метод
15. Как называются полезные животные, уничтожающие вредных насекомых?
ответ: энтомофаги
16. Как называются методы борьбы с насекомыми использующие приманки, преграды, светоловушки, феромоны?
ответ: биофизические методы
17. Как называется способ отлова насекомых с помощью клеевых и ловчих колец?
ответ: преграда
18. Как называются вещества, которые при поступлении в организм в незначительных количествахспособны вызвать нарушение его жизнедеятельности?
ответ: яды
19. Как называется количество пестицида, достаточное для отравления подопытного объекта?
ответ: доза пестицида
20. Как называется пестициды, уничтожающие нематод?
ответ: вермициды


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:

«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-5: Способен к воплощению/реализации проектов от этапа организации строительства и инженерной подготовки территории до сдачи объекта в эксплуатацию

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1.Автотроф это:
а) организм, способный производить органические вещества из неорганических под действием солнечной энергии
б) организм, питающийся одним видом пищи
в) организм, питающийся несколькими видами пищи
г) разъединение клеток вследствие разрушения патогенами срединных пластинок или оболочек
2.Наука, изучающая болезни растений называется: 
а)Физиология
б) Фитопатология
в) Энтомология
г) Паразитология
3.Имаго это:
а) половозрелая особь насекомого
б) личинка насекомого
в) куколка насекомого
г) нет такого термина
4.К макроэлементам относятся:
а) азот, фосфор, калий
б) азот, фосфор, кальций
в) азот, фосфор, сера
г) азот, фосфор, цинк
5.Когда рекомендуется вносить азотные удобрения?
а) не рекомендуется вносить в конце вегетационного периода
б) рекомендуется вносить в конце вегетационного периода
в) можно вносить в конце вегетационного периода
г) можно вносить в течение всего вегетационного периода
6.Как называются болезни растений, возникающие в результате неблагоприятных воздействий абиотических факторов?
а) Неинфекционные
б) Инфекционные
в) Паразитные
г) Абиотические
7.Болезни растений, вызванные грибами называются:
а) Вирозы
б) Микоплазмозы
в) Бактериозы
г) Микозы
8.Пигмент, участвующий в фотосинтезе называется:
а) Антоциан
б) Хлоропласт
в) Хлорофилл
г) Цианофилл
9.Болезни хвои, проявляющиеся в изменении цвета, отмирании и осыпании вызванные различными видами грибов называются:
а) Шютте
б) Парша
в) Мозаика
г) Антракноз
10.Как называется одна из самых распространенных в природе болезней растений
а) пятнистость
б) некроз
в) мозаика
г) хлороз
11. Как называется группа пестицидов, борющихся с сорной растительностью?
а) инсектициды
б) гербициды
в) фунгициды
г) акарициды
12. Как называется группа пестицидов против насекомых?
а) инсектициды
б) акарициды
в) фунгициды
г) гербициды
13. Чем вызываются неинфекционные болезни?
а) биотическими факторами
б) абиотическими факторами
в) вирусами
г) бактериями
14. Микроэлементы для питания растений так называются потому что:
а) нужны растениям в маленьких количествах
б) имеют маленький размер
в) не входят в процесс фотосинтеза
г) не нужны растениям
15. Как называется организм, питающийся одним видом растений?
а) полифаг
б) монофаг
в) олигофаг
г) микрофаг

Правильные ответы: 1а, 2б, 3а, 4а, 5б, 6а, 7г, 8в, 9а, 10а, 11б, 12а, 13б, 14а, 15б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:

Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий;
«не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий;
«хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий;
«удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий;
«неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Как называется процесс отмирания отдельных клеток или участков ткани под действием токсинов патогена или абиотических факторов?
ответ: некроз
2.Как называется наука, изучающая болезни растений называется?
ответ: фитопатология
3. Как называется половозрелая особь насекомого?
ответ: имаго
4.Как называется макроэлемент, отвечающий за рост растений?
ответ: азот
5. Какие удобрения не рекомендуется вносить в конце вегетационного периода?
ответ: азотные
6.Как называются болезни растений, возникающие в результате неблагоприятных воздействий абиотических факторов?
ответ: неинфекционные
7.Дайте название болезням растений, вызванных грибами
ответ: микозы
8.Какой пигмент участвует в фотосинтезе?
ответ: хлорофилл
9.Как называются болезни хвои, проявляющиеся в изменении цвета, отмирании и осыпании вызванные различными видами грибов?
ответ: шютте
10. Какое проявление одно из самых распространенных в природе болезней растений?
ответ: пятнистость
11. Как называются элементы питания растений, необходимых в маленьком количестве?
ответ: микроэлементы
12. Как называются элементы питания, необходимые растениям в большом количестве?
ответ: макроэлементы
13. Каким растениям обязательно показано омывание кроны в весенний период?
ответ: хвойным
14. К какому методу борьбы с насекомыми относится уничтожение яиц и личинок при помощи скребка?
ответ: механический метод
15. Как называются полезные животные, уничтожающие вредных насекомых?
ответ: энтомофаги
16. Как называются методы борьбы с насекомыми использующие приманки, преграды, светоловушки, феромоны?
ответ: биофизические методы
17. Как называется способ отлова насекомых с помощью клеевых и ловчих колец?
ответ: преграда
18. Как называются вещества, которые при поступлении в организм в незначительных количествахспособны вызвать нарушение его жизнедеятельности?
ответ: яды
19. Как называется количество пестицида, достаточное для отравления подопытного объекта?
ответ: доза пестицида
20. Как называется пестициды, уничтожающие нематод?
ответ: вермициды

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.



5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов:
1.Причины развития неинфекционных болезней декоративных растений.
2.Неинфекционные и инфекционные болезни декоративных растений.
3.Симптомы болезней декоративных растений.
4.Болезни декоративных растений и их отличие от повреждений растений насекомыми-вредителями.
5.Особенности возбудителей болезней (вирусов, вироидов, бактерий, грибов, актиномицетов, микоплазм, риккетсий).
6.Методы диагностики неинфекционных болезней.
7.Симптомы болезней декоративных растений и методы их профилактики.

Критерии оценивания
В ходе проверки оценивается:
1. Полнота выполнения реферата;
2. Своевременность выполнения;
3. Правильность ответов на вопросы;
4. Самостоятельность подготовки реферата.
Каждая позиция оценивается 1 баллом. Оценивание реферата в целом:
«5» – 3,6–4 балла.
«4» – 2,8–3,5 балла.
«3» – 2–2,7 балла.
«2» – менее 2 баллов.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу.Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса.
Перечень вопросов к зачету:
1.Причины развития неинфекционных и инфекционных болезней декоративных растений.
2.Неинфекционные и инфекционные болезни декоративных растений.
3.Неинфекционные и инфекционные болезни декоративных растений.
4.Симптомы болезней декоративных растений и их отличие от повреждений растений насекомыми-вредителями. Особенности возбудителей болезней (вирусов, вироидов, бактерий, грибов, актиномицетов, микоплазм, риккетсий).
5.Методы диагностики болезней, вызванных возбудителями болезней.
6.Симптомы болезней декоративных растений и методы их профилактики.
7.Основные вредители сельскохозяйственных растений и методы их учёта. Основы и методы предотвращения и снижения потерь растениеводческой продукции от вредных организмов.
8.Основные вредители декоративных и сельскохозяйственных растений.
9.Агротехнический, селекционно-семеноводческий, физико-механический, биологический, биотехнологический, химический методы защиты растений, основы интегрированной защиты, карантина.
10.Методы защиты растений.

Критерии оценивания:
В билет включено два теоретических вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 35 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 100 баллов. Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворительно», 0-49 – «неудовлетворительно».

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 С. И. Чебаненко, О. О. Белошапкина, И. М. Митюшев. Защита растений. Древесные породы : учебное пособие для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/4BC132DB-65EA-4894-820A-3221194C59D0
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н.П. Булухто, А.А. Короткова Защита растений от вредителей : учебное пособие Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
Л2.2 Ю. Т. Дьяков, С. Н. Еланский Общая фитопатология: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/9C8B1173-01C3-4CE1-B475-EC5A775951E6
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Мудл "Защита растений" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
не требуется

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине "Защита растений"

В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных по-ложений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению
лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине не предусмотрены.
8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине» не предусмотрены.
8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД .
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД .
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательно-го прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.