МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психологическое консультирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.03.01. Психология
ПрофильПсихологическая диагностика и психологическое консультирование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план37_03_01_Психология_ПДиПК-2021
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 84
самостоятельная работа 33
индивидуальные консультации 72
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 30 30 30 30
Практические 54 54 54 54
Сам. работа 33 33 33 33
Консультации 72 72 72 72
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
д-р психол. наук, проф., Ральникова И.А.

Рецензент(ы):
канд. психол. наук, доц., Ипполитова Е.А.

Рабочая программа дисциплины
Психологическое консультирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 37.03.01 Психология (приказ Минобрнауки России от 29.07.2020 г. № 839)

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 23.05.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ирина Александровна Ральникова, д-р психол. наук, проф.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 23.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой Ирина Александровна Ральникова, д-р психол. наук, проф.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель: : развитие представлений студентов о психологическом консультировании как методе оказания психологической помощи.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 Способен выполнять организационную и техническую работу в реализации конкретных мероприятий профилактического, развивающего, коррекционного или реабилитационного характера
ОПК-7 Способен поддерживать уровень профессиональной компетенции, в том числе за счет понимания и готовности работать под супервизией
ПК-10 Способен проводить индивидуальное и групповое психологическое консультирование работников организаций и обучающихся по вопросам обучения, развития, проблемам осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной карьеры, самовоспитания, межличностных взаимоотношений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятие психологического консультирования, этику, цели, задачи, принципы, техники, основные ориентиры работы в индивидуальном и групповом контексте, этапы процесса консультирования
3.2.Уметь:
3.2.1.проводить психологические консультации для работников организаций и обучающихся по вопросам обучения, развития, проблемам выбора профессиональной карьеры,самовоспитания,межличностных взаимоотношений
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками организации и проведения индивидуального и группового психологического консультирования, навыками поддержки уровня профессиональной компетенции средсвами супервизии,навыками применения знаний о психологическом консультировании в организации мероприятий профилактического, развивающего, коррекционного или реабилитационного характера

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие вопросы психологического консультирования
1.1. Понятие психологического консультирования Лекции 5 4 ПК-10, ОПК-7, ОПК-5 Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
1.2. Подходы в психотерапии и психологическом консультировании Лекции 5 6 ПК-10, ОПК-7, ОПК-5 Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
1.3. Процесс консультативной беседы Лекции 5 4 ПК-10, ОПК-7, ОПК-5 Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
1.4. Психологическое консультирование, психотерапия, психокоррекция: различия и сходство. Практические 5 2 ПК-10, ОПК-7, ОПК-5 Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
1.5. Этические принципы психологического консультирования Практические 5 2 ПК-10, ОПК-7, ОПК-5 Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
1.6. Виды психологического консультирования. Практические 5 2 ПК-10, ОПК-7, ОПК-5 Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
1.7. Характеристика этапов консультативной беседы. Практические 5 4 ПК-10, ОПК-7, ОПК-5 Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
1.8. Супервизионный практикум Практические 5 4 ПК-10, ОПК-7, ОПК-5 Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
1.9. «Консультант», «клиент», «контакт» - базовые элементы пространства встречи. Сам. работа 5 4 ПК-10, ОПК-7, ОПК-5 Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
1.10. Основные принципы организации времени и пространства консультативной беседы Сам. работа 5 4 ПК-10, ОПК-7, ОПК-5 Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
1.11. Характеристика этапов консультативной беседы. Сам. работа 5 4 ПК-10, ОПК-7, ОПК-5 Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
Раздел 2. Специальные проблемы психологического консультирования
2.1. Психологическое консультирование клиентов с различными эмоциональными переживаниями Лекции 5 4 ПК-10, ОПК-7, ОПК-5 Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
2.2. Консультирование тревожных клиентов Практические 5 2 ПК-10, ОПК-7, ОПК-5 Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
2.3. Консультирование при переживании страха Практические 5 2 ПК-10, ОПК-7, ОПК-5 Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
2.4. Консультирование при переживании чувства вины Практические 5 4 ПК-10, ОПК-7, ОПК-5 Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
2.5. Консультирование враждебно настроенных клиентов Практические 5 2 ПК-10, ОПК-7, ОПК-5 Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
2.6. Консультирование при переживании утраты Практические 5 2 ПК-10, ОПК-7, ОПК-5 Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
2.7. Консультирование клиентов с особенностями характера Практические 5 4 ПК-10, ОПК-7, ОПК-5 Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
2.8. Консультирование немотивированных клиентов Практические 5 4 ПК-10, ОПК-7, ОПК-5 Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
2.9. Супервизионный практикум Практические 5 4 ПК-10, ОПК-7, ОПК-5 Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л1.3
2.10. Консультирование клиентв, переживающих тревогу, страх, вину, агрессию, стыд, утрату. Сам. работа 5 3 ПК-10, ОПК-7, ОПК-5 Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
2.11. Консультирование клиентов с особенностями характера Сам. работа 5 2 ПК-10, ОПК-7, ОПК-5 Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
2.12. Консультирование немотивированных клиентов Сам. работа 5 2 ПК-10, ОПК-7, ОПК-5 Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
Раздел 3. Психологическое консультирование работников организаций и обучающихся
3.1. Особенности психологического консультирования работников организаций и обучающихся Лекции 5 2 ПК-10, ОПК-7, ОПК-5 Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
3.2. Психологическое консультирование работников организаций и обучающихся по вопросам обучения Лекции 5 4 ПК-10, ОПК-7, ОПК-5 Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
3.3. Психологическое консультирование работников организаций и обучающихся по вопросам личностного и профессионального развития Лекции 5 4 ПК-10, ОПК-7, ОПК-5 Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
3.4. Психологическое консультирование работников организаций и обучающихся по вопросам межличностных взаимоотношений Лекции 5 2 ПК-10, ОПК-7, ОПК-5 Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л1.3
3.5. Психологическое консультирование работников организаций и обучающихся по вопросам обучения Практические 5 2 ПК-10, ОПК-7, ОПК-5 Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
3.6. Психологическое консультирование работников организаций и обучающихся по вопросам личностного и профессионального развития Практические 5 2 ПК-10, ОПК-7, ОПК-5 Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
3.7. Психологическое консультирование работников организаций и обучающихся по вопросам межличностных взаимоотношений Практические 5 4 ПК-10, ОПК-7, ОПК-5 Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
3.8. Консультирование обучающихся с девиантным поведением Практические 5 4 ПК-10, ОПК-7, ОПК-5 Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
3.9. Супервизионный практикум Практические 5 4 ПК-10, ОПК-7, ОПК-5 Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
3.10. Психологическое консультирование обучающихся по вопросам личностного развития Сам. работа 5 2 ПК-10, ОПК-7, ОПК-5 Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
3.11. Психологическое консультирование работников организаций и обучающихся по вопросам обучения Сам. работа 5 2 ПК-10, ОПК-7, ОПК-5 Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л1.3
3.12. Психологическое консультирование обучающихся по вопросам профессионального выбора Сам. работа 5 2 ПК-10, ОПК-7, ОПК-5 Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
3.13. Психологическое консультирование работников организаций и обучающихся по вопросам межличностных взаимоотношений Сам. работа 5 2 ПК-10, ОПК-7, ОПК-5 Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
3.14. Психологическая помощь по проблемам химических и нехимических аддикций Сам. работа 5 2 ПК-10, ОПК-7, ОПК-5 Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
3.15. Психологическая помощь обучающемся с суицидальными намерениями Сам. работа 5 2 ПК-10, ОПК-7, ОПК-5 Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
3.16. Особенности психокоррекционной работы в случае сексуальных девиаций Сам. работа 5 2 ПК-10, ОПК-7, ОПК-5 Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
3.17. Консультации 5 72 ПК-10, ОПК-7, ОПК-5 Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Линде Н.Д. Психологическое консультирование: теория и практика: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2011
Л1.3 Якиманская И. С., Биктина Н. Н. Психологическое консультирование: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Оренбургский государственный университет, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Решетников М.М. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ. СЛУЧАИ ИЗ ПРАКТИКИ 2-е изд. Практическое пособие: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Григорьев Н. Б. Психологическое консультирование, психокоррекция и профилактика зависимости: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2012 biblioclub.ru
Л2.3 Р. Кочюнас Психологическое консультирование. Групповая психотерапия: учеб. пособие для вузов Академ. Проект, 2010
Л2.4 Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. Психотерапия. Психологические модели: [учеб. для вузов] СПб.[и др.]: Питер, 2007
Л2.5 Психологическое консультирование. Практическое руководство.: монография Самара. «Бахрам-М», , 2016
Л2.6 В. Ю. Меновщиков Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями: [учеб. -метод. пособие] Смысл, 2005
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
Э2 Ээлектронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э3 курс в Moodle "Основы консультативной психологии" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме; изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к промежуточной аттестации.

Подготовка к практическим занятиям.
В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовки к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов,персоналии,уметь приводить примеры. Для подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.

Работа с учебной и научной литературой в рамках самостоятельной работы.
При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу.Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать).

Подготовка к тестам контроля знаний.
Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.