МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Этика и нормы права в профессиональной деятельности психолога

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.03.01. Психология
ПрофильПсихологическая диагностика и психологическое консультирование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план37_03_01_Психология_ПДиПК-2022
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 45
индивидуальные консультации 72
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
курсовой проект: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 21,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 72 72 72 72
Сам. работа 45 45 45 45
Консультации 72 72 72 72
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
кандидат психол.наук, доцент кафедры социальной психологии, Шамардина М.В.

Рецензент(ы):
кандидат психологических наук, доцент, Волкова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
Этика и нормы права в профессиональной деятельности психолога

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 37.03.01 Психология (приказ Минобрнауки России от 29.07.2020 г. № 839)

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 08.06.2022 г. № 12
Срок действия программы: 2021-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
доцент, канд.психол.наук Волкова Т.Г


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 08.06.2022 г. № 12
Заведующий кафедрой доцент, канд.психол.наук Волкова Т.Г


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование базовых представлений о нормативно-правовой и морально-нравственной регуляции профессиональной деятельности психолога; усвоение знаний об основных юридических и этических принципах организации профессиональной деятельности психолога; формирование навыков нормативно-правового анализа различных проблемных ситуаций в профессиональной деятельности психолога-практика; формирование навыков решения этических проблем в профессиональной деятельности психолога.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6 Способен оценивать и удовлетворять потребности и запросы целевой аудитории для стимулирования интереса к психологическим знаниям, практике и услугам
ОПК-8 Способен выполнять свои профессиональные функции в организациях разного типа, осознанно соблюдая организационные политики и процедуры
ПК-7 Способен проектировать и выполнять работы по психологическому просвещению и повышению психологической культуры различных возрастных и социальных групп населения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности на основе нормативно-одобренного способа деятельности; этапы профессионального развития и их содержательные характеристики; основные правовые и этические нормы организации профессиональной деятельности; различные нормативно-правовые документы регламентирующие трудовую деятельность в организациях; основные правовые и этические нормы организации профессиональной деятельности
3.2.Уметь:
3.2.1.проводить нормативно-правовой и этический анализ профессиональной деятельности и
соотносить нормативно одобренный и субъективно принятый способ деятельности с точки зрения нормативно-правовой и этической стороны организации профессиональной деятельности;
планировать и проводить исследование профессиональной деятельности; проводить комплексный анализ профессиональной деятельности с нормативно-правовых и этических принципов ее организации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами анализа факторов профессионального развития/выгорания; принципами соотнесения способа деятельности с нормативно-правовым и этическим полем; планированием практико-ориентированного исследования с учетом нормативно-правовых и этических проблем в работе психолога; навыками планирования юридически и этически грамотной профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Правовая культура как условие профессионального становления специалиста-психолога
1.1. Основные уровни анализа профессиональной деятельности психолога: нормативно-правовой, моральный, нравственный Практические 4 8 ПК-7, ОПК-8, ОПК-6 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л3.1
1.2. Нормативная документация в работе практического психолога Практические 4 8 ПК-7, ОПК-8, ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л3.1
1.3. Нормативная документация в работе практического психолога Консультации 4 12 ПК-7, ОПК-8, ОПК-6 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л3.1
1.4. Положения Конституции РФ регламентирующие деятельность практического психолога. Нормативная документация в работе практического психолога Консультации 4 16 ПК-7, ОПК-8, ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л3.1
1.5. Перечень этических принципов практического психолога Практические 4 1 ПК-7, ОПК-8, ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л3.1
1.6. Перечень этических принципов практического психолога Сам. работа 4 14 ПК-7, ОПК-8, ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л3.1
1.7. Этические нормы работы практического психолога. Этический кодекс психолога Практические 4 6 ПК-7, ОПК-8, ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л3.1
1.8. Нормативные документы регламентирующие деятельность профессионала в организации. Создание нормативной документации регламентирующей деятельность профессионала в организации. Консультации 4 14 ПК-7, ОПК-8, ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л3.1
1.9. Этические нормы работы практического психолога. Этический кодекс психолога Сам. работа 4 16 ПК-7, ОПК-8, ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л3.1
1.10. Нормативные документы регламентирующие деятельность профессионала в организации. Создание нормативной документации регламентирующей деятельность профессионала в организации. Практические 4 6 ПК-7, ОПК-8, ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л3.1
1.11. Нормативные документы регламентирующие деятельность профессионала в организации. Создание нормативной документации регламентирующей деятельность профессионала в организации. Сам. работа 4 2 ПК-7, ОПК-8, ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л3.1
Раздел 2. Деятельность психолога как объект правового регулирования. Основные этические регуляторы деятельности психолога.
2.1. Правовая культура как условие профессионального становления специалиста-психолога. Международные правовые документы, лежащие в основе профессиональной деятельности психолога. Консультации 4 10 ПК-7, ОПК-8, ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л3.1
2.2. Правовое обеспечение деятельности психолога как представителя профессии социометрического типа. Нормативно-правовое обеспечение деятельности психолога в Российской Федерации. Профессиональная этика психолога Практические 4 8 ПК-7, ОПК-8, ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л3.1
2.3. Правовое обеспечение деятельности психолога как представителя профессии социометрического типа. Нормативно-правовое обеспечение деятельности психолога в Российской Федерации. Профессиональная этика психолога Практические 4 12 ПК-7, ОПК-8, ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л3.1
2.4. Международные правовые документы, лежащие в основе профессиональной деятельности психолога.. Нормативно-правовое обеспечение деятельности психолога в Российской Федерации. Сам. работа 4 2 ПК-7, ОПК-8, ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л3.1
2.5. Правовое обеспечение деятельности психолога как представителя профессии социометрического типа. Нормативно-правовое обеспечение деятельности психолога в Российской Федерации. Профессиональная этика психолога Консультации 4 10 ПК-7, ОПК-8, ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л3.1
2.6. Модели психологической службы и ее кадровое обеспечение. Консультации 4 10 ПК-7, ОПК-8, ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л3.1
2.7. Модели психологических служб в центрах медико-социальной и психолого-педагогической помощи населению Практические 4 12 ПК-7, ОПК-8, ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л3.1
2.8. Модели психологических служб в центрах медико-социальной и психолого-педагогической помощи населению Сам. работа 4 10 ПК-7, ОПК-8, ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л3.1
2.9. Кадровое обеспечение службы практической психологии. Деятельность психолога в решении проблем социально уязвимых категорий граждан Сам. работа 4 1 ПК-7, ОПК-8, ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л3.1
2.10. Кадровое обеспечение службы практической психологии. Деятельность психолога в решении проблем социально уязвимых категорий граждан Практические 4 6 ПК-7, ОПК-8, ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л3.1
2.11. Тарифно-квалификационные требования к должности психолога. Требования к квалификации практических психологов при присвоении им квалификационной категории Практические 4 5 ПК-7, ОПК-8, ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л3.1
2.12. Зачет с оценкой 4 27 ПК-7, ОПК-8, ОПК-6 Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См.Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См.Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Кейсовые задания, тестовые задания
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Казанцева Т.А Правовые основы деятельности политического психолога. : Программа и методические рекомендации для студентов социально-психологического факультета. М.: МОСУ,, 2014
Л1.2 Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Нормы профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик: Словарь-справочник по психодиагностике . М. - СПб.,, 2009
Л1.3 ред.: Горбатов Д.С. Этические стандарты психологов. Практикум по психологическому исследованию: : Учебное пособие. – Самара,, 2005
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 ред. С.Д. Воробьева, С.Г. Крылова. Сборник нормативно-правовых материалов, регламентирующих деятельность практических психологов РФ. : Сборник Екатеринбург, , 2013.
Л2.2 ред. А. А. Деркача Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности /: Учебно-методическое пособие Под– М.: Изд. дом «Красная площадь», , 2013.
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Шамардина М.В. Правовое обеспечение деятельности психолога [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / АлтГУ ; сост. М. В. Шамардина. - Барнаул : АлтГУ, 2018. - 1 эл. опт. диск (DVD+R). - № гос. регистрации 0321802254.: учебно-методическое пособие Барнаул : АлтГУ, 2018. - 1 эл. опт. диск (DVD+R). - № гос. регистрации 0321802254., 2018 URI: http://elibrary.asu.ru/handle/asu/5768
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
Э2 URI: http://elibrary.asu.ru/handle/asu/5768
Э3 Курс в Moodle " Правовое обеспечение деятельности психолога" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional;
Office 2010 Professional
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций
При освоении курса одним из содержательных и смысловых ориентиров является настоящий учебно-методический комплекс.
Программа курса обеспечивает грамотную ориентацию студентов в изучаемом материале, развивает умение творчески использовать полученную информацию. При подготовке к практическим занятиям студенты осуществляют поиск и анализ необходимой информации в основной и дополнительной литературе, рекомендуемой к каждому занятию, готовят сообщения и доклады, рефераты, творческие (учебно-практические) задания по рассматриваемым проблемам, консультируются с преподавателем.
На лекциях студентам раскрывается научно-теоретическое содержание и практическая значимость рассматриваемой темы. Семинарские занятия имеют цель углубить и закрепить теоретические знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы, а также продемонстрировать студентам возможности использования психологических методов и приемов педагогической деятельности.
Важная роль в освоении изучаемой дисциплины отводится самостоятельной работе студентов, которая позволяет углубленно изучать соответствующие темы, составлять конспекты, сообщения, овладевать необходимой информацией при написании рефератов и выполнения творческих заданий, формировать у них умения самостоятельного анализа изучаемого курса. Результатами самостоятельной работы будут являться конспекты первоисточников, материалы творческих заданий, рефераты, контрольные работы, представленные студентами преподавателю.
Изучение студентами дисциплины предполагает тщательную проработку учебного материала и выполнение индивидуальных практических заданий преподавателя в соответствии с отведенным на самостоятельную работу временем. В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов.
По окончании семестра в период сессии проводится итоговая аттестация в форме зачета. Преподаватель может досрочно освобождать обучающегося от итоговой аттестации студентов с выставлением зачета за проявленную активность на практические занятия при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д.
В ходе освоения дисциплины студент за активную работу на аудиторных занятиях максимально может получить 20 баллов, за верное выполнение практических заданий 50 баллов, за ответ на экзамене - 30 баллов.
В экзаменационный билет включено два вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций и практическое задание. Экзамен проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут.

Методические указания по организации самостоятельной работы
В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.
Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных (лекционных, семинарских и практических) занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется курсантом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине
− для овладения знаниями: чтение текста (учебников, первоисточников, дополнительной литературы), конспектирование и выписки из текста, работа со словарями и справочниками, учебно-исследовательская работа, использование Интернет-ресурсов и др.
− для закрепления, систематизации знаний: работа с конспектом лекции, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточников, дополнительной литературы), составление таблиц для систематизации учебного материала, ответы на контрольные и дискуссионные вопросы, подготовка докладов к семинарским занятиям, создание мультимедийных презентаций к выступлению на семинарском или практическом занятии и др.
− для формирования умений: анализ теоретической профессионально-ориентированной информации, анализ конкретных ситуаций, проектирование элементов профессиональной деятельности и др.
Самостоятельная внеаудиторная работа курсантов включает их подготовку к семинарским и практическим занятиям. К самостоятельной работе студента относится и подготовка к зачету/экзамену.