МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Персональный брейдинг

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.03.02. Конфликтология
ПрофильКонфликт-менеджмент
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план37_03_02_Конфликтология_КМ-2021
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 51
индивидуальные консультации 66
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
курсовой проект: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 72 72 72 72
Сам. работа 51 51 51 51
Консультации 66 66 66 66
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
кандидат психологических наук, доцент, Волкова Т.Г.

Рецензент(ы):
кандидат психологических наук, доцент, Волкова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
Персональный брейдинг

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 37.03.02 Конфликтология (приказ Минобрнауки России от 29.07.2020 г. № 840)

составлена на основании учебного плана:
37.03.02 Конфликтология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 08.06.2022 г. № 12
Срок действия программы: 2021-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Волкова Т.Г., доцент, канд.психол.н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 08.06.2022 г. № 12
Заведующий кафедрой Волкова Т.Г., доцент, канд.психол.н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.1. Цель курса: формирование у студентов системы теоретических знаний о научной характерологии, включая развитие концепций характера и типологических схем; а также получение учащимися сведений о методах характерологической диагностики.
2. Задачи:
- критический анализ эволюции взглядов о предмете психологии характера с античности до наших дней, современное состояние отечественной и зарубежной характерологии;
-рассмотрение типологий характера, выделение принципов построения классификационных схем, их критериев и элементов;
-сравнение двух способов психологического исследования: номотетического и идеографического.
-оценка надежности методов диагностики характера в разных психологических подходах.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-3 Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-6 Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
ОПК-3 Способен разрабатывать программы, снижающие уровень конфликтогенности в социальных сообществах, укрепляющие систему безопасности и мирные способы взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.полные и точные основания теорий характера, наиболее актуальных проблем характерологии, типологий с учетом строгости их конструкций и разрешающих способностей, диагностических техник.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать эмпирический материал,
систематизировать полученные знания, составлять психологический профиль с учетом диагностических техник,
составлять программу психологического исследования,
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.анализирования особенностей характера по эмпирическому материалу,составления психологического профиля с учетом диагностических техник,
владеть приемами психодиагностики психологических свойств и состояний личности, характера.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие характера в психологии
1.1. Предмет характерологии, ее цели и задачи. Практические 4 4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
1.2. Национальные школы и отдельные подходы в изучении психологии характера Практические 4 4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
1.3. Современные представления о сущности и строении характера. Сам. работа 4 6 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
1.4. Выделение типологической задачи в качестве конечной цели. Практические 4 8 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
1.5. Национальные школы характерологии: английская, французская, немецкая, русская, их сходства и различия. Практические 4 8 Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
1.6. Национальные школы характерологии: английская, французская, немецкая, русская, их сходства и различия. Сам. работа 4 6 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
1.7. Отечественная психология. Тенденция различения терминов «личность» и «характер». Сам. работа 4 6 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Типология характера.
2.1. Первичные типологии характера Практические 4 12 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
2.2. Способы построения классификаций Практические 4 10 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
2.3. Вариации частных определений типа. Практические 4 20 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
2.4. Проблема нормы и патологии в характерологической классификации. Перспективы типологии. Сам. работа 4 19 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
2.5. Проблема типологии: точки зрения на необходимость и возможность классификации характера, ее задачи.Произвольность выбора таксономических признаков. Сам. работа 4 6 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Методы характерологии.
3.1. Становление методов характерологии. Сам. работа 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
3.2. Современная диагностика характера. Сам. работа 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
3.3. Методы диагностики личности и характера. Сложность дифференцировки техник. Практические 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
3.4. Два принципа исследований: номотетический – установление общих закономерностей; идеографический – изучение индивидуального случая. Монографические описания, их построение. Сам. работа 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
3.5. Используемые методы: наблюдение, эксперимент (лаборатор-ный и «естественный»), беседа, тесты. Практические 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
3.6. Дополнительные источники получения материала: дневники, биографии, автобиографии и проч. Сферы и способы их применения. Практические 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
3.7. Сравнение методов. Их «разрешающая способность» и надежность. Критическая оценка техники тестов. Сам. работа 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
3.8. Консультации 4 66

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Примерный перечень вопросов к зачету по курсу.
1. Ранние представления о характере: «этос» Аристотеля – образование, состав, обсуждаемые вопросы.
2. Непоследовательность Аристотеля в создании теории «этоса», попытки ее разрешения автором.
3. Изображение типов характера Феофрастом, его сходство и различие с Аристотелем. Вклад Феофраста в характерологию.
4. Учение о темпераменте (Гиппократ, Гален). Характерологи-ческая часть учения.
5. Сравнение двух линий в изучении человеческого нрава: этической концепции Аристотеля и теории темперамента. Почему эти учения длительное время существовали отдельно и практически независимо?
6. Развитие этико-психологической линии анализа характера: Ф.Бэкон, английские и французские моралисты, спор К.-А.Гельвеция и Д. Дидро о врожденном и приобретенном, Р.Оуэн о характере.
7. Разработка доктрины темперамента с античности до начала 20 века. Изменения воззрений на темперамент, вклад темпера-ментологии в концепцию характера.
8. Итог эволюции представлений о характере с античности до начала 20 века, трактовка предмета, рассматриваемые проблемы.
9. Френология Ф.Й.Галля. Суть теории и ее отношение как новой системы психогностики к традиционной характерологии.
10. Этология Дж.Ст.Милля. Смысл его проекта создания научной характерологии – объект исследования, предмет науки, метод.
11. Характерология как индивидуальная психология (Бинэ, Штерн, Лазурский). Предмет дисциплины, ее задачи и методы.
12. Сходство и различие индивидуальной психологии А.Ф.Лазурского и дифференциальной психологии В.Штерна. Место и роль характера в этих концепциях.
13. Национальные школы характерологии в Европе: английская, французская, немецкая, русская. Вклад каждой в создание науки о характере.
14. Конституциональный подход к анализу характера (Кречмер, Шелдон и др.).
15. Преобразование К. Конрадом системы Э.Кречмера. Корректность и продуктивность преобразования с точки зрения построения научной характерологии.
16. Понимание предмета психологии характера в рамках конституционального подхода и его возможности в характерологической диагностике.
17. Психоаналитическая разработка проблемы характера. Фрейд и его представление о психосексуальных стадиях развития.
18. Индивидуальная психология А.Адлера. Место и функция характера в общей концепции.
19. Аналитическая психология К.Юнга и его психологические типы.
20. Продвижение науки о человеческом нраве в границах психоанализа: предмет характерологии, задачи, метод.
21. Взгляд на характер с позиции идеологического подхода (Шпрангер, Робэк), его роль в построении научной дисциплины о нраве человека.
22. Современная зарубежная характерология (США, Англия, Франция, Германия).
23. Теория и типология Р.Клонинжера.
24. «Позитивная психология» М.Селигмана.
25. Морфопсихология Л.Кормана.
26. Теория и типология Р.Лесенна.
27. Отечественные характерологические концепции (Ананьев, Ковалев и Мясищев, Левитов и др.). Полемичность взглядов на сущность характера. Отсутствие общепринятого определения.
28. Новые отечественные представления о предмете психологии личности и характера.
29. Ранние попытки классификации характера (Феофраст, Ла-брюйер), их слабость.
30. Современные формы классификации К.Юнга (Майерс-Бриггс; Кейрси,Бэйтс), корректность преобразования исходных типов, надежность диагностики.
31. Факторные теории типов (Айзенк, Кеттелл и др.): критический анализ.
32. «Акцентуированные личности» К.Леонгарда.
33. Различные способы построения типологий характера: принцип доминирования какого-либо элемента; выделение морфо-психологических синдромов; а также комплексов устойчиво связанных черт. Оценка созданных классификаций
34. Проблема типологии характера: точки зрения на необходимость и возможность создания удовлетворительной классификации. Обоснование понятия «тип», перспективы типологии.
35. Клинический анализ в разработке проблемы характера, его «разрешающие способности».
36. Методы характерологии: исторический очерк.
37. Профили Россолимо.
38. Американские характерологические тесты, их описание, оценка как психометрических инструментов.
39. Современные средства исследования характера: наблюдение, беседа, эксперимент («естественный» и лабораторный). Содержание и надежность получаемой информации.
40. Опросники (Берже; Кейрси,Бэйтс; Клонинжера; Петерсона, Селигмана), их оценка как техник диагностики характера.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерная тематика контрольных работ и рефератов
• Современные исследования характера в зарубежной психологии.
• Проверка морфопсихологии Л.Кормана: «лицевая формула» и особенности социальных контактов.
• Верификация «позитивной психологии» М.Селигмана.
• Доказательство нетождественности личности и характера на материале этнической и исторической психологии.
• Проблема национального характера и способы его анализа.
• Характер и эпоха.
• Моральные черты у лиц с преобладанием мотивации достижения успеха и избегания неудачи.
• Ослабление волевого компонента человеческого нрава при расхождении уровней самооценки и притязаний по типу перестраховки.
• Экспериментальное исследование личности человека и его характера.
• Интеллект и характер.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. файл в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Морозюк С. Н. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. ПСИХОЛОГИЯ ХАРАКТЕРА. Учебное пособие для академического бакалавриата: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека: учеб. для вузов М.: Академия, 2007 www.e-reading.mobi
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 З. В. Диянова, Т. М. Щеголева Психология личности. Закономерности и механизмы развития личности : для бакалавриата и магистратуры Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/4C579971-ECEC-4EB9-AB4E-88FB2CD26143.
Л2.2 Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: учебник СПб. : Изд-во СПбГУ, 2001 www.lib.asu.ru
Л2.3 Кавун Л. В. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. ТЕОРИИ ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Загорская Е.Я., Такташова Т.В., Орлова Е.П. Лица. Характеры. Судьбы : произведения русских писателей-классиков с комментариями и заданиями: Учебное пособие М.: ФЛИНТА // ЭБС Лань, 2013 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moolde "Практическая характерология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
- MS Word, MS Excel, MS PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации к составлению реферата.

Реферат (от лат. refero сообщаю) – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по одной теме.
Работа над рефератом требует изучения научной литературы по соответствующей теме и реферативного изложения полученных таким образом знаний. При написании реферата уметь сопоставить мнения разных авторов, хорошо владеть материалом и уметь его защитить.
Реферат не является простым пересказом содержания прочитанного. Необходимо тщательно проанализировать прочитанную литературу, выделить наиболее важные, широко известные и популярные теоретические положения, концепции, теории, факты, и научно обосновать их, акцентируя при этом внимание не только на результате, но и на методическом обеспечении, используемом при изучении той или иной проблемы.
Этапы работы над рефератом:
1.Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию.
2.Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, не менее 8-10).
3.Составление библиографии.
4.Обработка и систематизация информации.
5.Разработка плана реферата.
6.Написание реферата.
7.Публичное выступление с результатами исследования. На семинарском занятии, заседании предметного кружка, студенческой научно-практической конференции.)
Содержание работы должно отражать
знание современного состояния проблемы;
обоснование выбранной темы;
использование известных результатов и фактов;
полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой;
актуальность поставленной проблемы;
материал, подтверждающий научное, либо практическое значение в настоящее время.
Реферат должен быть написан с соблюдением логики изложения, a, следовательно, иметь определенную структуру. Традиционной является следующая структура реферативной работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, литература.


Общие рекомендации к подготовке к семинарскому и
практическому занятию

Основной формой подготовки к семинарским занятиям является самостоятельная работа студента. Эта форма учебной работы предполагает усвоение студентами основных понятий и категорий науки; ознакомление с дискуссионными проблемами; развитие у студентов умения выражать и обосновывать свою позицию по актуальным проблемам изучаемой научной дисциплины.
Перед практическим занятием необходимо проработать теоретический материал и уметь быть готовым к промежуточному контролю и к ответу на вопросы. Читать не только обязательную литературу, рекомендуемую к теме, но и дополнительную в соответствии с предложенным перечнем.
При подготовке к ответам на вопросы практического занятия уметь сопоставить мнения разных авторов, хорошо владеть материалом и уметь его защитить.
При выполнении индивидуального задания аргументируйте свои предложения и высказывания.
При выполнении практической работы внимательно читайте методичку и после получения результатов оформите работу по следующему плану: тема, цель, ход, результаты, выводы.
В конце каждой темы отвечать на поставленные вопросы и решать предлагаемые тестовые задания.

Методические рекомендации по подготовке к экзамену.

Серьезно подготовиться к сессии и успешно сдать все экзамены - долг каждого студента. Рекомендуется так организовать свою учебу, чтобы перед первым днем начала сессии были сданы и защищены все лабораторные работы, сданы все зачеты, выполнены другие работы, предусмотренные графиком учебного процесса.
Основное в подготовке к сессии - это повторение всего материала, курса или предмета, по которому необходимо сдавать экзамен. Только тот успевает, кто хорошо усвоил учебный материал.
Если студент плохо работал в семестре, пропускал лекции, слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал
рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь материал. А это зачастую оказывается невозможно сделать из-за нехватки времени. Для такого студента подготовка к экзаменам будет трудным, а иногда и непосильным делом, а финиш - отчисление из учебного заведения.
В дни подготовки к экзаменам избегай чрезмерной перегрузки умственной работой, чередуй труд и отдых.
Можно рекомендовать на этот период следующий режим дня. Подъем в 6:30-7:00, утренний туалет, гимнастика, завтрак (не более часа). В 8:00-8:30 - занятия (для них все должно быть подготовлено еще с вечера). Краткие паузы для отдыха устраивай через каждые 50-55 минут интенсивной работы. После 2-3 часов занятий - получасовой перерыв. После перерыва можно сосредоточенно позаниматься еще 2-2,5 часа.
Сразу же после обеда (1-1,5 часа) заниматься не рекомендуется (труд окажется малопроизводительным). Лучше сделать прогулку, выполнить какую-либо работу, не связанную с подготовкой к экзамену, отдохнуть (если есть потребность, сон - самый лучший вариант). Затем надо опять напряженно позаниматься 2,5-3 часа и 1-2 часа после ужина.
Не засиживайся за полночь. Сохраняй в комнате (общежитии) тишину, чистоту и порядок.
При подготовке к сдаче экзаменов старайся весь объем работы распределять равномерно по дням, отведенным для подготовки к экзамену, контролировать каждый день выполнения работы. Лучше, если можно перевыполнить план. Тогда всегда будет резерв времени.
При подготовке к экзамену руководствуйтесь программой курса и методическими рекомендациями.
Экзамен сдается в форме обсуждения вопросов по теории в устной или письменной форме (по желанию студентов) с учетом итогов выполненных студентом тестовых и индивидуальных заданий. Поэтому необходимым условием допуска студента к экзамену является выполнение и защита в срок индивидуального задания. Чтобы преподаватель имел возможность познакомиться с результатом индивидуальной работы, он должен быть сдан не позже, чем за 3 недели до сдачи экзамена.
Активность в течение семестра, как в рамках самостоятельной работы, так и на практических занятиях, способствует успешной сдаче экзамена.
Перед экзаменом рекомендуется освежить в памяти свои работы. Подумайте, что может быть наиболее интересным в этих работах, что вы хотели бы обсудить с преподавателем, и какие вопросы может задать преподаватель во время обсуждения. Попытайтесь понять, какое место занимается ваша работа по отношению к теоретическому и прикладному материалу, с которым вы уже познакомились.

Самопроверка

После изучения определенной темы по записям в конспекте и учебнику, а также решения достаточного количества соответствующих задач на практических занятиях и самостоятельно студенту рекомендуется, используя лист опорных сигналов, воспроизвести по памяти определения, выводы формул, формулировки основных положений и доказательств.
В случае необходимости нужно еще раз внимательно разобраться в материале.
Иногда недостаточность усвоения того или иного вопроса выясняется только при изучении дальнейшего материала. В этом случае надо вернуться назад и повторить плохо усвоенный материал. Важный критерий усвоения теоретического материала - умение решать задачи или пройти тестирование по пройденному материалу. Однако следует помнить, что правильное решение задачи может получиться в результате применения механически заученных формул без понимания сущности теоретических положений.


Консультации

Если в процессе самостоятельной работы над изучением теоретического материала или при решении задач у студента возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения у него разъяснений или указаний. В своих вопросах студент должен четко выразить, в чем он испытывает затруднения, характер этого затруднения. За консультацией следует обращаться и в случае, если возникнут сомнения в правильности ответов на вопросы самопроверки.

Рекомендации по самостоятельной работе с литературой

Самостоятельная работа с учебниками и книгами – это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные рекомендации по работе с книгой можно свести к следующим:
- составьте перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- при составлении перечня литературы следует посоветоваться с преподавателями и научными, которые помогут Вам лучше сориентироваться, на что стоит обратить большее внимание, а на что вообще не стоит тратить время;
- систематизируйте этот перечень (отметьте, что необходимо для семинаров, что для экзаменов, что пригодится для написания курсовых и дипломных работ, а что Вас интересует за рамками официальной учебной деятельности и т.д.);
- обязательно выписывайте все выходные данные по каждой книге (при написании курсовых и дипломных работ это позволит очень сэкономить время);
- определите для себя, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие – просто просмотреть;
•Естественно, все прочитанные книги, учебники и статьи следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты (с указанием страниц).
- если Вы раньше мало работали с научной литературой, то следует выработать в себе способность «воспринимать» сложные тексты; для этого необходимо научиться «читать медленно», когда Вам понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать);
- еще один эффективный способ оптимизировать знакомство с научной литературой – следует увлечься какой-то идеей и все книги просматривать с точки зрения данной идеи (искать аргументы «за» или «против» интересующей идеи).
Существует несколько видов систематизированной записи прочитанного, основные из которых следующие:
1. Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;
2. Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;
3. Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;
4. Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;
5. Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.
Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.

Методические рекомендации по составлению конспекта:

1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
2. Выделите главное, составьте план;
3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.
В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.