МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Технологии межличностного взаимодействия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки37.03.02. Конфликтология
ПрофильКонфликт-менеджмент
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_03_02_Конфликтология_КМ-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 5
индивидуальные консультации 34
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 5 5 5 5
Консультации 34 34 34 34
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.соц.н., доцент, Чуканова татьяна Викторовна

Рецензент(ы):
к.соц.н., доцент, Чудова Светлана Георгиевна

Рабочая программа дисциплины
Технологии межличностного взаимодействия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 37.03.02 Конфликтология (приказ Минобрнауки России от 29.07.2020 г. № 840)

составлена на основании учебного плана:
37.03.02 Конфликтология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 13.05.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2017-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н.,проф.,Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 13.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой д.с.н.,проф.,Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать способность к коммуникации в устной и письменной формах для решения задач межличностного и межкультурного делового взаимодействия; способствовать овладению студентами теоретическими и практическими основами профессиональной этики,технологиями межличностного взаимодействия, повышению деловой культуры, развитию коммуникативной компетенции и навыков эффективного общения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен реализовывать технологии разрешения межличностных, корпоративных и социально-трудовых конфликтов, конструирования социально-партнерских отношений
ОПК-4.1 Знает теоретико-методологические основы применения технологий урегулирования конфликтов и их специфику в различных сферах жизнедеятельности индивидов;
ОПК-4.2 Умеет применять техники и приемы в рамках различных технологий урегулирования конфликтов
ОПК-4.3 Обладает навыками реализации технологий урегулирования конфликтов в различных сферах жизнедеятельности индивидов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.технологии разрешения межличностных конфликтов, конструирования социально-партнерских отношений;правила устной и письменной коммуникации в деловом взаимодействии
3.2.Уметь:
3.2.1.профессионально взаимодействовать с разными категориями населения с учетом их личностных и культурных особенностей
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками эффективного профессионального межличностного, межкультурного взаимодействия с использованием различных средств общения

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие характеристики делового общения
1.1. Теоретические подходы к определению основных понятий курса. Лекции 2 4 Л2.2, Л2.1
1.2. Теоретические подходы к определению основных понятий курса. Сам. работа 2 0 Л2.2, Л2.1
1.3. Теоретические подходы к определению основных понятий курса. Практические 2 6 Л2.2, Л2.1
1.4. Специфика делового общения. Лекции 2 4 Л2.2, Л2.1
1.5. Специфика делового общения. Практические 2 4 Л2.2, Л2.1
1.6. Специфика делового общения. Сам. работа 2 1 Л2.2, Л2.1
1.7. Нравственные качества и базовые этические ценности делового человека. Лекции 2 4 Л2.2, Л2.1
1.8. Нравственные качества и базовые этические ценности делового человека. Практические 2 2 Л2.1
1.9. Нравственные качества и базовые этические ценности делового человека. Сам. работа 2 1 Л2.2, Л2.1
1.10. Социально-психологическая компетентность социального работника,конфликтолога, социолога,организатора работы с молодежью. Лекции 2 4 Л2.2, Л2.1
1.11. Социально-психологическая компетентность социального работника. Практические 2 2 Л2.2, Л2.1
1.12. Нравственные знания, нравственные убеждения и нравственная потребность как компоненты нравственного профессионала Сам. работа 2 1 Л2.2, Л2.1
1.13. Пути повышения эффективности общения профессионала с клиентом. Лекции 2 2 Л2.2, Л2.1
1.14. Пути повышения эффективности общения профессионала с клиентом. Практические 2 6 Л2.2, Л2.1
1.15. Пути повышения эффективности общения профессионала с клиентом. Сам. работа 2 1 Л2.2, Л2.1
1.16. Профессиональные этические кодексы(социолога, социального работника, психолога). Лекции 2 2 Л2.2, Л2.1
1.17. Профессиональные этические кодексы(социолога, социального работника, психолога). Практические 2 2 Л2.2, Л2.1
1.18. Подготовка к экзамену Консультации 2 34
1.19. Профессиональные этические кодексы(социолога, социального работника, психолога). Сам. работа 2 1 Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания закрытой формы (выбор одного или нескольких вариантов)
1. Общение включает в себя несколько сторон, а именно:
1 две;
2 три;
3 четыре.
2. Термин «этика» был введен
1 Платоном;
2 Аристотелем;
3 Сократом.

3 В каком разделе этики рассматриваются проблемы долга?
1. Логика морального языка;
2. Дескриптивная этика;
3. Деонтология.

4. Предметом изучения этики являются категории
1. Добро;
2. Дисгармония;
3. Зло.

5. Предметом изучения этики профессиональной деятельности являются
1.этические отношения, этическое сознание, этические действия специалистов;
2.закономарности поведения специалистов и их психологические характеристики.


6. Этические принципы конфликтологии, социальной работы- это…
1.Личная ответственность специалиста за нежелательные для клиента и общества последствия его действий;
2.Полнота информирования клиента о предпринимаемых действиях;
3.Творческое мышление конфликтолога, социального работника.


7. Профессиональные ценности социальной работы, конфликтологии – это…
1. Уважение личности клиента;
2. Уважение права клиента на самоопределение;
3. Эмоциональная устойчивость социального работника, конфликтолога.


8. Личностно-нравственные качества социального работника, конфликтолога –это…
1. Уважение человеческого достоинства;
2. Терпимость, вежливость, способность к эмпатии.

9. Этический кодекс социального работника, конфликтолога- это
1 .нормы специфической эстетической деятельности социального работника, конфликтолога;
2. свод нравственных норм, предписываемых к исполнению.

10. Функции этического кодекса социальных работников, конфликтологов заключаются в
1. правовом регулировании отношений между профессионалами;
2. административном регулировании отношений между профессионалами;
3. создании единой морально-нравственной основы профессиональной деятельности.

11. В основе профессионально-этического кодекса социальных работников, конфликтологов России лежат общечеловеческие ценности; этические традиции благотворительности; ценности современного российского общества; специфические ценности российской социальной работы; личностные ценности и идеалы специалистов.
1. да;
2. нет.

12. Коммуникация включает в себя, по мнению П. Вацлавика, содержательный аспект и аспект отношений
1. да;
2. нет.

13. Выберите возможные типы взаимоотношений социального работника и клиента:
1. Сотрудничество;
2. Заключение соглашения;
3. Согласование;
4. Конфликт.

14. Основой для этической дилеммы в практике социальной работы и конфликтологии может служить расхождение личных и профессиональных ценностей специалиста?
1. да;
2. нет.

15. Профессиональная коммуникативная компетентность специалиста вкючает:
1. умение употреблять профессиональные термины в деловом контексте;
2. учет экстралингвистических факторов;
3. знание иностранного языка.
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1 - 2
2 - 2
3 -3
4-1,3
5-1
6-1,2
7-1,2
8-2
9.-2
10.-3
11-1
12-1
13-1,2,4
14-1
15-1,2
Критерии оценивания:
За выполнение тестовых заданий закрытой формы студент получает по 1 баллу за каждый правильный ответ. Общая суммарная оценка за выполнение заданий этого типа может составлять максимум 15 баллов.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Эмоциональная нагрузка на специалистов по социальной работе увеличивается в связи с______________________ критериями успеха
2. В средства профилактики профессионального выгорания не входит_______
3. В синдром эмоционального выгорания входит редукция профессиональных достижений как возникновение у работников______ в своей профессиональной сфере
4. _____- наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания и одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека.
5. В межличностной коммуникации необходимо учитывать, что рецепиент обладает своими _____________, от которых зависит его восприятие переданной информации.
6. Профессиональная этика – это совокупность_____________, которыми должен руководствоваться работник в своей деятельности.
7. Терпимость, вежливость, способность к эмпатии- это_______ социального работника, конфликтолога.
8. Невербальные средства профессионального общения - это_______
9. Вербальные средства профессионального общения - это_______
10. Пассивное слушание целесообразно, когда _____
11. Активное слушание предполагает_____
12. Размеры личной пространственной зоны человека зависят от____
13. _______-это профессиональные ценности социальной работы, конфликтологии.
14. Свод нравственных норм, предписываемых к исполнению- это______.
15. ______ -понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность.
16. Социальная работа и конфликтология являются сферой практического приложения социологических и психологических принципов к решению проблем, выражающих _________________неблагополучие.
17. По мнению Г. Бернлер и Л. Юнссон, социально-психологическая работа – это часть ______________
18. Деловое общение– это процесс взаимодействия, в котором происходит обмен _____________, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели.
19. Конфликтолог несет _____________в случае, когда его выводы и рекомендации приняты к исполнению.
20. Этический кодекс определяет этические пределы деятельности специалиста по социальной работе и конфликтолога, который при этом не утрачивает ___________ и свободы выбора.
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1-неопределенными
2-повышение заработной платы
3-чувства некомпетентности
4-этика
5- мотивами, целями, установками
6- устойчивых норм и правил
7- личностно-нравственные качества
8-мимика, жесты, интонация
9-речь, слово
10-неуместно выражать свои эмоции
11-перефразирование
12-география проживания, индивидуальные особенности
13-уважение личности клиента, его права на самоопределение
14-этический кодекс
15-личность
16-общественное или индивидуальное
17-социальной работы
18- деятельностью, информацией и опытом
19- моральную и социальную ответственность
20-самостоятельности
Критерии оценки открытых вопросов.
За выполнение тестовых заданий открытой формы студент получает по 1,5 балла за каждый правильный ответ. Общая суммарная оценка за выполнение заданий этого типа может составлять максимум 30 баллов.
Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.









5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
Перечень заданий /вопросов

Теоретические вопросы
1. Вербальные и невербальные средства в деловом общении.
2. Виды общения, их характеристики.
3. Деловой этикет: основные характеристики, формы.
4. Когнитивное деловое общение: условия организации, формы, средства и способы.
5. Конвенциональное и императивное деловое общение: условия организации, формы, средства и способы.
6. Манипулятивное деловое общения: условия организации, формы, средства и способы.
7. Монологические и диалогические виды делового общения.
8. Основания выделения и типологии видов делового общения.
9. Основные этапы развития этикета.
10. Партнерское деловое общение: условия организации, формы, средства и способы.
11. Письменные виды делового общения: основные характеристики.
12. Понятие и основные характеристики делового общения.
13. Понятие общения, коммуникации их основные характеристики.
14. Суггестивное деловое общение: условия организации, формы, средства и способы.
15. Типология видов делового общения по содержанию.
16. Типология видов делового общения по способу обмена информации.
17. Типология видов делового общения по средствам общения.
18. Типология видов делового общения по цели, их характеристики.
19. Убеждающее деловое общение: условия организации, формы, средства и способы.
20. Функции делового общения.
21. Экспрессивное деловое общение: условия организации, формы, средства и способы.
22. Этикет: определения, принципы, виды, основные этапы развития этикета.

Практические задания
1. Составьте план деловой беседы, используя информационные, контрольные и подтверждающие виды вопросов.
2. Составьте план деловой беседы, используя ознакомительные, однополюсные, направляющие виды вопросов.
3. Составьте план деловой беседы, используя вопросы для ориентации, альтернативные, встречные виды вопросов.
4. Составьте план деловой беседы, используя вступительные, направляющие и подтверждающие виды вопросов.
5. Составьте план деловой беседы, используя ознакомительные, однополюсные, заключающие виды вопросов.
6. Составьте план деловой беседы, используя контрольные, провокационные, информационные виды вопросов.
7. Подберите 2-3 примерных вопроса для установления обратной связи, уточнения информации. Ситуация: один из партнеров употребил какое-то незнакомое выражение или термин.
8. Подберите 2-3 примерных вопроса для установления обратной связи, уточнения информации. Ситуация: говорящий уклоняется от темы и не сообщает той информации, которую вы от него ждете.
9. Подберите 2-3 примерных вопроса для установления обратной связи, уточнения информации. Ситуация: партнер словно «зацикливается», постоянно повторяя одно и то же. Вам же надо продвигаться дальше.
10. Подберите 2-3 примерных вопроса для установления обратной связи, уточнения информации. Ситуация: партнер только что произнес нечто, не очень-то согласующееся с его предыдущими утверждениями. Вы хотите это уточнить.
11. Подберите 2-3 примерных вопроса для установления обратной связи, уточнения информации. Ситуация: вам хотелось бы узнать мнение партнера о том, что вами было высказано.
12. Подберите 2-3 примерных вопроса для установления обратной связи, уточнения информации. Ситуация: невербальное поведение партнера подсказывает вам, что он обеспокоен какими-то вашими словами. Вы хотите рассеять его сомнения, подозрения.
13. Подберите 2-3 примерных вопроса для установления обратной связи, уточнения информации. Ситуация: Было высказано несколько положений, и вы хотите привлечь к ним внимание.
14. Подберите 2-3 примерных вопроса для установления обратной связи, уточнения информации. Ситуация: партнер не согласился с частью из сказанного вами, и вы хотите уточнить причину этого неприятия.
15. Подберите 2-3 примерных вопроса для установления обратной связи, уточнения информации. Ситуация: партнер сделал общее утверждение относительно обсуждаемого вопроса, и вы хотите поговорить об этом более конкретно.
16. Подберите 2-3 примерных вопроса для установления обратной связи, уточнения информации. Ситуация: вы сказали о некоторых преимуществах обсуждаемой идеи и хотите установить обратную связь с партнером.
17. Составьте примерный план делового телефонного разговора, с учетом регламента его продолжительности.
18. Разработайте стратегию взаимодействия в деловых переговоров, ориентированную на конфликт.
19. Разработайте стратегию взаимодействия в деловых переговоров, ориентированную на консенсус.
20. Разработайте оптимальную организацию пространственной среды для делового совещания.
21. Разработайте примерный план дискуссии.
22. Разработайте перечень вопросов для контроля дискуссии.



6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Фатеева И. М. Культура речи и деловое общение: Учебники и учебные пособия для ВУЗов МИРБИС|Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
Л2.2 Скибицкая И. Ю., Скибицкий Э. Г. ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Технологии межличностного взаимодействия" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практических занятиях, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
1. Лекция.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
2. Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к нему необходимо взять план (у преподавателя).
- На практическом занятии ответы студент излагает устно. Критерии оценивания представлены в таблице п.2 фонда оценочных средств.
- Практические задания выполняются самостоятельно, результаты представляются на практических занятиях. Содержание заданий представлено в п.3 фонда оценочных средств. Выбор тренинговых упражнений должен определяться их ориентацией на развитие способностей к эффективной деловой коммуникации. Критерии оценивания представлены в таблице п.2 фонда оценочных средств.
- Подготовка одного доклада осуществляется по выбору студента из числа предусмотренных в пункте 3 фонда оценочных средств. Доклад оценивается в соответствии с критериями, приведенными в пункте 2 фонда оценочных средств.
- Самостоятельную подготовку к практическому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На практическое выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все предлагаемые вопросы, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно).
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- Если к практическим занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
3. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и практических занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
4. Итоговый контроль.
- Для подготовки к экзамену возьмите перечень вопросов у преподавателя.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, практических занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, практическом занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте логику своего ответа на экзамене. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.
- В билет для сдачи экзамена включено: один теоретический вопрос и одно практическое задание из пункта 3 фонда оценочных средств. Оценка за экзамен ставится суммарно исходя из полноты и глубины ответов на каждый вопрос билета.