МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Конфликт-менеджмент в социальных системах

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки37.03.02. Конфликтология
ПрофильКонфликт-менеджмент
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план37_03_02_Конфликтология_КМ-2022
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 84
самостоятельная работа 53
индивидуальные консультации 52
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 15,5 16
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20 40 40
Практические 22 22 22 22 44 44
Сам. работа 40 40 13 13 53 53
Консультации 26 26 26 26 52 52
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
к.с.н., Доцент, Артюхина В.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., Доцент, Нагайцев В.В.

Рабочая программа дисциплины
Конфликт-менеджмент в социальных системах

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 37.03.02 Конфликтология (приказ Минобрнауки России от 29.07.2020 г. № 840)

составлена на основании учебного плана:
37.03.02 Конфликтология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 24.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 24.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать у студентов знания, умения и навыки в области конфликт-менеджмента в социальных системах

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен осуществлять подготовку к процедуре медиации, вести процесс выработки, согласования условий медиативного соглашения и завершения процедуры медиации
ПК-2.1 Знает принципы и последовательность процедуры медиации, техники и приемы работы медиатора
ПК-2.2 Умеет организовывать взаимодействие между участниками медиации, анализировать информацию, содействовать поиску взаимовыгодного решения
ПК-2.3 Владеет навыками подготовки и проведения медиативных переговоров
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-2.1. Знает принципы и последовательность процедуры медиации, техники и приемы работы медиатора
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-2.2. Умеет организовывать взаимодействие между участниками медиации, анализировать информацию, содействовать поиску взаимовыгодного решения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-2.3. Владеет навыками подготовки и проведения медиативных переговоров

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы исследования конфликтов в социальных системах
1.1. Понятие «конфликт», подходы к определению конфликтов в социальных системах. Лекции 5 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Понятие «конфликт», подходы к определению конфликтов в социальных системах. Практические 5 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Понятие «конфликт», подходы к определению конфликтов в социальных системах. Сам. работа 5 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Разновидности конфликтов в социальных системах Лекции 5 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Разновидности конфликтов в социальных системах Практические 5 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.6. Разновидности конфликтов в социальных системах Сам. работа 5 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.7. Функции конфликтов в социальных системах Лекции 5 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.8. Функции конфликтов в социальных системах Практические 5 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.9. Функции конфликтов в социальных системах Сам. работа 5 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.10. Объективные и субъективные причины конфликтов в социальных системах Лекции 5 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.11. Объективные и субъективные причины конфликтов в социальных системах Практические 5 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.12. Объективные и субъективные причины конфликтов в социальных системах Сам. работа 5 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.13. Консультации 5 26 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Развитие и разрешение конфликта в социальных системах
2.1. Истоки, причины конфликтов в социальных системах Лекции 6 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Истоки, причины конфликтов в социальных системах Практические 6 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Истоки, причины конфликтов в социальных системах Сам. работа 6 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Структура и динамика конфликтов в социальных системах Лекции 6 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.5. Структура и динамика конфликтов в социальных системах Практические 6 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.6. Структура и динамика конфликтов в социальных системах Сам. работа 6 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.7. Предупреждение и разрешение конфликтов Лекции 6 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.8. Предупреждение и разрешение конфликтов Практические 6 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.9. Предупреждение и разрешение конфликтов Сам. работа 6 9 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.10. Индивидуальные консультации Консультации 6 26 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/

1. Тестовые задания, предполагающие выбор одного из вариантов (примеры заданий закрытого типа)
Вопрос 1. Отличительными признаками комплексного междисциплинарного исследования по конфликтологической тематике являются:
а) направленность на решение конфликта
б) поиск новых вариантов решения конфликта
в) системность и комплексность
г) строгая отчетность
Ответ: а

Вопрос 2. К методам комплексного междисциплинарного исследования по конфликтологической тематике не относятся:
а) общенаучные методы
б) частнонаучные методы
в) междисциплинарные методы
г) определяющие методы
Ответ: г

Вопрос 3. К какому принципу научного познания относится рассмотрения факторов внешней среды, воздействующих на конфликт:
а) системности
б) комплексности
в) эффективности
г) аналитичности
Ответ: б,г

Вопрос 4. В структуре общенаучных методов и приемов междисциплинарного исследования по конфликтологической тематике выделяют три уровня. Что из перечисленного к ним не относится:
а) наблюдение
б) эксперимент
в) сравнение
г) формализация
Ответ: г

Вопрос 5. Замысел междисциплинарного исследования по конфликтологической тематике – это:
а) основная идея, которая связывает воедино все структурные элементы методики, определяет порядок проведения исследования, его этапы
б) оформление результатов исследования
в) сбор и систематизация фактического материала о конфликтах
г) обработка полученных данных
Ответ: а

Вопрос 6. В процессе диагностики конкретного конфликта осуществляется следующие исследовательские подходы:
а) структурный
б) организационный
в) функциональный
г) структурный, организационный и функциональный
Ответ: г

Вопрос 7. Исходя из полученных результатов, междисциплинарное исследование по конфликтологической тематике может быть:
а) фундаментальное
б) прикладное
в) в виде разработок
г) фундаментальная, прикладная и в виде разработок
Ответ: г

Вопрос 8. Основное внимание РФФИ уделяет финансированию научно-исследовательских работ по конфликтологической тематике:
а) региональных
б) фундаментальных
в) прикладных
г) в виде разработок
Ответ: б

Вопрос 9. Методика междисциплинарного исследования по конфликтологической тематике представляет собой:
а) систему последовательно используемых приемов в соответствии с целью исследования
б) систему и последовательность действий по исследованию конкретного конфликта
в) совокупность теоретических принципов и методологию исследования реальных конфликтов
г) способ познания конфликтов при помощи последовательных наблюдений за ними
Ответ: а

Вопрос 10. Отрасль конфликтологии, в рамках которой ведутся междисциплинарные исследования, это:
а) научное направление
б) научная теория
в) научная концепция
г) научный подход
Ответ: а

Вопрос 11. Обычно междисциплинарное исследование по конфликтологической тематике состоит из трех основных этапов. Какой из перечисленных ниже этапов лишний:
а) подготовительный
б) творческий
в) полевой
г) заключительный
Ответ: б

Вопрос 12. Проблема междисциплинарного исследования по конфликтологической тематике – это:
а) то, что предстоит открыть, доказать, нечто пока неизвестное
в) то, что пока не получается у автора научного исследования
в) источник информации, необходимой для исследования конфликта
г) более конкретный источник информации, необходимой для исследования конфликта
Ответ: а

Вопрос 13. Тема междисциплинарного исследования по конфликтологической тематике – это:
а) уточнение проблемы, конкретизирующее основной замысел
б) то, что предстоит открыть, доказать, нечто пока неизвестное
в) источник информации, необходимой для исследования конфликта
г) более конкретный источник информации, необходимой для исследования конфликта
Ответ: а

Вопрос 14. Целенаправленное изучение конфликта, которое опирается в основном на его восприятие – это:
а) ощущение конфликта
б) наблюдение за развитием конфликта
в) эксперимент над участниками конфликта
г) сравнение разных типов конфликта
Ответ: б

Вопрос 15. Активное и целенаправленное вмешательство исследователя в протекание изучаемого конфликта – это:
а) ощущение конфликта
б) наблюдение за развитием конфликта
в) эксперимент над участниками конфликта
г) сравнение разных типов конфликта
Ответ: б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


2. Тестовые задания открытого типа
Вопрос 1. _____________ - это сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о реальных конфликтах.
Ответ: прикладная конфликтология

Вопрос 2. Из каких трех основных этапов обычно состоит междисциплинарное исследование по конфликтологической тематике:
Ответ: 1) подготовительный, 2) полевой, 3) заключительный

Вопрос 3. Управление конфликтом включает в себя следующие этапы:
Ответ: 1) анализ и диагностика конфликта, 2) определение целей, 3) выбор стратегии решения конфликта, 4) реализацию выбранной стратегии, 5) осуществление контроля.

Вопрос 4. Определение объекта и предмета, цели и задач междисциплинарного исследования по конфликтологической тематике происходит на _______________ этапе научного исследования.
Ответ: на подготовительном

Вопрос 5. Проверка гипотез междисциплинарного исследования по конфликтологической тематике происходит на _______________ этапе исследования.
Ответ: на полевом (исследовательском)

Вопрос 6. Формулировка выводов, их апробирование и уточнение происходит на _______________ этапе междисциплинарного исследования по конфликтологической тематике.
Ответ: на заключительном

Вопрос 7. Предмет междисциплинарного исследования по конфликтологической тематике – это:
Ответ: более конкретный источник информации, необходимой для исследования; то, что находится в границах объекта исследования

Вопрос 8. _____________ - это система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать на решение конкретной задачи, достижении определенного результата.
Ответ: Метод исследования

Вопрос 9. Методы конфликтологии и других социально-гуманитарных наук относятся к ________________ методам исследования.
Ответ: частнонаучным

Вопрос 10. Опрос, наблюдение, анализ документов относятся к _________________ методам исследования по конфликтологической тематике.
Ответ: количественным

Вопрос 11. Исследование, которое отличается большой совокупностью опрашиваемых, тщательно разработанной программой прикладного социологического исследования, называется:
Ответ: описательным

Вопрос 12. В зависимости от частоты проведения прикладные исследования по конфликтологической тематике делятся на:
Ответ: разовые и повторные

Вопрос 13. В зависимости от целей и задач прикладные исследования по конфликтологической тематике делятся на:
Ответ: аналитические, описательные, пилотажные

Вопрос 14. По месту проведения диагностики конфликтной ситуации различают исследования:
Ответ: полевые и лабораторные

Вопрос 15. Метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации исследователем конфликтных событий, происходящих в определенных условиях, называется:
Ответ: наблюдение

Вопрос 16. При каком виде наблюдения участники конфликта знают о существовании исследователя:
Ответ: открытое наблюдение

Вопрос 17. Что считается исследовательским инструментарием в методе наблюдения:
Ответ: дневник наблюдений

Вопрос 18. Свойство выборочной совокупности воспроизводить параметры и значимые элементы структуры генеральной совокупности, называется:
Ответ: репрезентативность

Вопрос 19. Результаты исследования, проведенного кем-то другим, опубликованные в печати, называются:
Ответ: вторичные данные

Вопрос 20. Погрешности в результатах исследования, которые поддаются исчислению и ошибки при сборе информации, называются:
Ответ: случайные

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших оценку по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

Вопросы и задания к экзамену
Перечень теоретических вопросов:
1. Назовите объект, предмет и уровни конфликтологического исследования.
2. Обозначте основные направления зарубежной конфликтологии. Диалектические и функционалистские концепции анализа социального конфликта.
3. Назовите базовые методологические положения современной теории конфликта.
4. Раскройте суть диагностики социального конфликта как специальной исследовательской технологии.
5. Назовите социологические, психологические, политологические, юридические методы исследования социальных конфликтов.
6. Расскажите в чем заключается методика исследований конфликтности локального социума.
7. Опишите основные характеристики социального конфликта, выясняемые в процессе его диагностики.
8. Раскройте типологию социальных конфликтов.
9. Назовите общие правила диагностики социального конфликта.
10. Расскажите, какова последовательность операций в процессе диагностики конфликта.
11. Опишите программу социологического исследования конкретного социального конфликта, ее специфику и основные элементы.
12. Расскажите, какова теоретическая и эмпирическая модель изучаемого социального конфликта.
13. Представьте основной набор эмпирических методов сбора информации о конфликте, используемых в процессе его диагностики.
14. Расскажите, в чем заключается специфика диагностики социальных конфликтов в организациях.
15. Расскажите, какова сущность и технологии конфликтологического консалтинга.
16. Назовите основные способы (модели) разрешения социальных конфликтов.
17. Назовите основные стадии исследования социального конфликта.
18. Расскажите, какова сущность и технологии диагностики межэтнических и межнациональных конфликтов.
19. Расскажите, какова сущность и технологии диагностики межэтнических и межнациональных конфликтов.
20. Расскажите, какова сущность и технологии диагностики семейных конфликтов.

Практические задания:
1. Изобразите графически соотношение основных элементов конфликта.
2. Проведите анализ и диагностику предложенной преподавателем конкретной конфликтной ситуации.
3. Разработайте программу диагностики конфликтности, связанной с наличием в коллективе конкретной организации социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий.
4. Сделайте свой прогноз развития событий и процессов в коллективе конкретной организации, в которой уже несколько месяцев происходит задержка выплат работникам заработной платы.
5. Разработайте программу снижения уровня социальной напряженности в коллективе конкретной организации.
6. Предложите новую (свою собственную) типологию элементов социального конфликта.
7. Проведите диагностику какого-либо известного конкретного конфликта.
8. Приведите примеры участия исследователя конфликтолога в решении конфликтов.
9. С помощью методики определения межличностной совместимости людей А.Я. Анцупова проверьте степень своей совместимости со своими однокурсниками.
10. Проанализируйте свой последний межличностный конфликт в соответствии с методикой диагностики конфликтов.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Емельянов С.М. Управление конфликтами в организации: учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/060DBAF1-935D-40B2-A89F-4E25185B8266.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Антонова Н. В. Консультирование и коучинг персонала в организации: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Попова, Е. П. Теория организации: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2017 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://ru.wikipedia.org/wiki/конфликт
Э2 http://www.humanities.edu.ru/ – Социально-гуманитарное образование: федеральный портал.
Э3 http://window.edu.ru/window – Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Интегральный каталог образовательных интернет-ресурсов, электронная учебно-методическая библиотека, ресурсы системы федеральных образовательных порталов.
Э4 Курс в системе Мудл portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения

Рекомендации по освоению лекционных занятий.
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам
- полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе занятия давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по написанию реферата.
При подготовке реферата следует обязательно отразить актуальность темы, ее научную разработанность, провести комплексный анализ сущности и/или теоретических подходов по выбранной теме. Следует помнить, что реферирование предполагает анализ научных материалов по изучаемой проблеме, их обработку и формулирование полученных в результате выводов. Ссылки на используемую литературу обязательны.
Реферат должен содержать:
титульный лист; оглавление; введение; текст трех параграфов; заключение; библиографический список; приложения (при необходимости).
Требования к оформлению реферата:
Объем: от 10 до 20 страниц.
Формат страницы: А4 (210x297 мм).
Поля (верхнее, нижнее, левое, правое): по 20 мм.
Шрифт: размер (кегль) – 14, тип – Times New Roman.
Выравнивание: по ширине.
Межстрочный интервал: полуторный (от начала до конца).
Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу».

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий.
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного
выполнения, и разбирать на практических занятиях и консультациях неясные вопросы.

Итоговый контроль.
При подготовке к зачету параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.
Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности