МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Гендерная конфликтология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки37.03.02. Конфликтология
ПрофильКонфликт-менеджмент
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_03_02_Конфликтология_КМ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 1
индивидуальные консультации 38
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 1 1 1 1
Консультации 38 38 38 38
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Пустовалова Е.В.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Нагайцев В.В.

Рабочая программа дисциплины
Гендерная конфликтология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 37.03.02 Конфликтология (приказ Минобрнауки России от 29.07.2020 г. № 840)

составлена на основании учебного плана:
37.03.02 Конфликтология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.с.н., доцент, В.В. Нагайцев


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент, В.В. Нагайцев


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Освоение теоретико-методологических подходов и специфики исследования гендерных противоречий и конфликтов,определение способов решение гендерных конфликтов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен проводить комплексные междисциплинарные исследования по конфликтологической тематике
ПК-1.1 Знает методологию, методику и основные методы сбора и анализа информации в прикладном исследовании
ПК-1.2 Умеет концептуализировать проблему и вырабатывать эмпирические показатели, анализировать полученные результаты
ПК-1.3 Владеет навыками работы с различными статистическими пакетами и составления аналитических отчетов по результатам исследования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методологию,методику и основные методы сбора и анализа информации в прикладном исследовании
3.2.Уметь:
3.2.1.концептуализироватьпроблему и вырабатывать эмпирические показатели,анализировать полученные результаты
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками работы с различными статистическими пакетами и составления аналитических отчетов по результатам исследования

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основы гендерной конфликтологии
1.1. Теоретические основы гендерных исследований Лекции 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Теоретические основы гендерных исследований Практические 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Феминизм как основа и источник гендерных исследований Лекции 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Феминизм как основа и источник гендерных исследований Практические 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Гендерный подход в конфликтологии Лекции 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.6. Гендерный подход в конфликтологии Практические 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.7. Гендерные стереотипы Практические 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.8. Гендерные стереотипы Сам. работа 7 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.9. Гендерная система в советской и постсоветской России Практические 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Механизмы правового регулирования и способы разрешения гендерных конфликтов
2.1. Мировое женское движение Лекции 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Мировое женское движение Практические 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Виды конфликтов в гендерной среде Лекции 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Виды конфликтов в гендерной среде Практические 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.5. Способы разрешения гендерных конфликтов Лекции 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.6. Способы разрешения гендерных конфликтов Практические 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.7. Консультации 7 38 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2839
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-1: Способен проводить комплексные междисциплинарные исследования по конфликтологической тематике

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания закрытой формы (выбор одного варианта ответа)

1. По целям исследования бывают…
1. долгосрочные и среднесрочные
2. фундаментальные и прикладные
3. Сравнительно-панельные и комплексные
4. поисковые и пилотажные
2.Эмпирическое исследование, результаты которого используются для решения задач в конкретной сфере и в конкретных условиях, называется…
1. социальным
2. прикладным
3. диагностическим
4. дихотомическим
3. Относительные и аналитические исследования отличаются друг от друга:
1. количеством опрашиваемых
2. степенью разработанности программы прикладного социологического исследования
3. выявлением общей картины изучаемого объекта с его свойствами
4. выявлением основополагающих причин того или иного явления
4. В зависимости от участия респондентов прикладные исследования делятся на…
1. первичные и вторичные
2. разовые и повторные
3. массовые и экспертные
4. точечные и панельные
5. К требованиям программы прикладного социологического исследования не относится…
1. четкость
2. уместность
3. гибкость
4. необходимость
5. логичность
6. Метод количественного анализа содержания письменных документов, теле, радиопередач и других видов документов и информации путем подсчета некоторых повторяющихся в них элементов (имен, лозунгов, тем и т.п.) называется…
1. наблюдение
2. Контент-анализ
3. эксперимент
4. прямое наблюдение
7. По характеру объекта и предмета различают эксперименты:
1. параллельные и последовательные
2. полевые и лабораторные
3. реальные и мысленные
4. научные и прикладные
8. Метод сбора социологической информации, совокупность методологических приемов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации, необходимой при изучении социальных процессов и явлений для решения определенных исследовательских задач, называется…
1. наблюдение
2. опрос
3. анализ документов
4. эксперимент
9. Совокупность методов, направленных на получение данных о структуре малых социальных групп, о межличностных отношениях в этих группах, называется…
1. социометрия
2. наблюдение
3. эксперимент
4. опрос
10. При каком виде наблюдения члены наблюдаемой группы знают о существовании исследователя?
1. включенное
2. прямое
3. открытое
4. структурированное
11. По степени активности исследователя среди полевых экспериментов выделяют…
1. контролируемые и естественные
2. параллельные и последовательные
3. реальные и мысленные
4. научные и прикладные
12. Документом в прикладном исследовании не является…
1. кино и фотодокументы
2. лист бумаги
3. письменные документы
4. статистические документы
13. В назначение социометрической процедуры не входит:
1. измерение степени сплоченности в группе
2. получения экспертных оценок по какомулибо вопросу
3. обнаружение внутригрупповых подсистем – сплоченных образований
4. выявление лидера группы и отвергнутого
14. Шкала, которая служит для установления отношений равенства между явлениями в каждом классе и отношений последовательности в терминах «больше» или «меньше» между несколькими, но не всеми классами, называется…
1. неупорядоченная номинальная шкала
2. частично упорядоченная номинальная шкала
3. полностью упорядоченная ординарная шкала
4. метрическая шкала
15. Шкала, которая устанавливает отношения равенства между явлениями в каждом классе и отношение последовательности в понятиях «больше» или «меньше» между всеми без исключения классами, называется…
1. неупорядоченная номинальная шкала
2. частично упорядоченная номинальная шкала
3. полностью упорядоченная ординарная шкала
4. метрическая шкала

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1-1
2-2
3-4
4-3
5-2
6-2
7-3
8-3
9-1
10-3
11-1
12-2
13-2
14-2
15-3

Критерии оценивания:
За выполнение тестовых заданий закрытой формы студент получает по 2 балла за каждый правильный ответ. Общая суммарная оценка за выполнение заданий этого типа может составлять максимум 30 баллов.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Эмпирические исследования, целью которых является приращение знания и формулирование концепции, называются ____________________
2. Концептуальной схемой исследования, которая содержит общий логический план, на основе которого осуществляется переход от теоретических положений к использованию методов измерения, регистрации и анализа данных является ____________________ раздел программы
3. Контент-анализ относится к группе _____________ методов
4. Социометрическая процедура, при которой отвечающий выбирает в соответствии с заданным критерием столько лиц, сколько он считает нужным (отсутствуют всякие ограничения на выбор), называется______________________________
5. Метод сбора первичной социологической информации путем непосредственной регистрации исследователем событий, явлений и процессов, происходящих в определенных условиях, называется________________
6. Группа, которая в экспериментальной ситуации не испытывает воздействия экспериментальных факторов, называется____________________
7. Условие или система условий, которые вводятся социологом в эксперименте, называется____________________________
8. Наблюдатель участвует в групповой деятельности. Это _________________ наблюдение
9. Воздействие процесса сбора данных на наблюдаемое явление называется________________
10. Служебный вопрос, используемый для сортировки респондентов с расчетом на то, что последующий вопрос будет задаваться только определенным респондентам, для которых он предназначается, называется_______________________________
11. Тип выборки, который не является разновидностью случайной выборки – это _________________:
12. Статистические погрешности выборки, которые поддаются исчислению, и ошибки при сборе информации, называются_____________________
13. Совокупность всех возможных социальных объектов, которые подлежат изучению в пределах программы исследования, называется_________________________
14. Способ отбора, при котором каждый элемент генеральной совокупности имеет некоторую отличную от нуля вероятность быть отобранным, называется______________________________
15. Неадекватное воспроизведение выборки генеральной совокупности, вызывают _______________ ошибки
16. Метод эмпирического исследования, при помощи которого исследуются явления реально-предметной действительности в определённых (заданных), воспроизводимых условиях путём их контролируемого изменения называется ______________
17. Метод исследования, основанный на устном или письменном обращении к определенной группе людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне – это _____________.
18. Способ качественного исследования путем личной беседы с респондентом с подробным погружением в проблему исследования называется ___________________
19. Групповое интервью с участием небольшого числа демографически схожих людей или участников, у которых есть другие общие черты/опыт называется _________________
20. Шкала, в которой числа присваивают объектам для обозначения относительной позиции объектов, но не величины различий между ними – это ____________________ шкала


ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1- теоретическими
2- процедурный
3- синтетических
4- непараметрической
5- наблюдение
6- контрольной
7- экспериментальный фактор
8- включенное
9- реактивность
10- вопрос-фильтр
11- метод квот
12- случайные
13- генеральная совокупность
14- случайная выборка
15- систематические (или ошибки смещения)
16- эксперимент
17- опрос
18-глубинное интервью
19-фокус-группа
20-порядковая

Критерии оценивания:
За выполнение тестовых заданий открытой формы студент получает по 3,5 балла за каждый правильный ответ. Общая суммарная оценка за выполнение заданий этого типа может составлять максимум 70 баллов.

Общая суммарная оценка за выполнение задания «Итоговое тестирование по курсу (Final test)» может составлять максимум 100 баллов.
Баллы, начисленные студенту за выполнение заданий теста автоматически пересчитываются системой в 4-балльную шкалу (от «5» до «2»). Баллы, начисленные студенту за выполнение заданий пересчитываются преподавателем по схеме:
1-49 баллов – оценка «2»,
50-69 баллов – оценка «3»,
70-84 баллов – оценка «4»,
85-100 баллов – оценка «5».
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
yt ghtlecvjnhtys
5. Сущность поло-ролевого подхода в теории функционализма (Т.Парсонс, Р. Бэйлс).
6. Причины дифференциации сексуальных ролей в теориях феминизма.
7. Феминизм как социальное явление.
8. Возникновение и развитие феминистского научного направления.
9. Общее и особенное в либеральном и радикальном направлениях феминизма.
10. Либеральный феминизм: развитие, содержание, современное значение.
11. Социал-феминизм: развитие, содержание, современное значение.
12. Мускулинность в работах зарубежных и отечественных ученых.
13. «Феминизм» в общественном мнении.
14. Сходства и различия эволюции гендерных исследований за рубежом и в России.
15. Роль процесса социализации в конструировании гендерных различий.
16. Российская феминистская мысль и Октябрьская революция.
17. Гендерные роли мужчины и женщины в семье.
18. Женщина (мужчина) как объект и субъект культуры.
19. Образ женщины (мужчины) в средствах массовой информации.
20. Средства массовой информации как гендерная технология.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации составляет 20.
Задания для письменного опроса открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Эмпирические исследования, целью которых является приращение знания и формулирование концепции, называются ____________________
2. Концептуальной схемой исследования, которая содержит общий логический план, на основе которого осуществляется переход от теоретических положений к использованию методов измерения, регистрации и анализа данных является ____________________ раздел программы
3. Контент-анализ относится к группе _____________ методов
4. Социометрическая процедура, при которой отвечающий выбирает в соответствии с заданным критерием столько лиц, сколько он считает нужным (отсутствуют всякие ограничения на выбор), называется______________________________
5. Метод сбора первичной социологической информации путем непосредственной регистрации исследователем событий, явлений и процессов, происходящих в определенных условиях, называется________________
6. Группа, которая в экспериментальной ситуации не испытывает воздействия экспериментальных факторов, называется____________________
7. Условие или система условий, которые вводятся социологом в эксперименте, называется____________________________
8. Наблюдатель участвует в групповой деятельности. Это _________________ наблюдение
9. Воздействие процесса сбора данных на наблюдаемое явление называется________________
10. Служебный вопрос, используемый для сортировки респондентов с расчетом на то, что последующий вопрос будет задаваться только определенным респондентам, для которых он предназначается, называется_______________________________
11. Тип выборки, который не является разновидностью случайной выборки – это _________________:
12. Статистические погрешности выборки, которые поддаются исчислению, и ошибки при сборе информации, называются_____________________
13. Совокупность всех возможных социальных объектов, которые подлежат изучению в пределах программы исследования, называется_________________________
14. Способ отбора, при котором каждый элемент генеральной совокупности имеет некоторую отличную от нуля вероятность быть отобранным, называется______________________________
15. Неадекватное воспроизведение выборки генеральной совокупности, вызывают _______________ ошибки
16. Метод эмпирического исследования, при помощи которого исследуются явления реально-предметной действительности в определённых (заданных), воспроизводимых условиях путём их контролируемого изменения называется ______________
17. Метод исследования, основанный на устном или письменном обращении к определенной группе людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне – это _____________.
18. Способ качественного исследования путем личной беседы с респондентом с подробным погружением в проблему исследования называется ___________________
19. Групповое интервью с участием небольшого числа демографически схожих людей или участников, у которых есть другие общие черты/опыт называется _________________
20. Шкала, в которой числа присваивают объектам для обозначения относительной позиции объектов, но не величины различий между ними – это ____________________ шкала

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51- 69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лопарев, А. В., Знаменский Д. Ю. Конфликтология: учебник для вузов М. : Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Емельянов, С. М. Конфликтология: учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Охременко, И. В. Конфликтология: учебное пособие для вузов М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/069EAB33-F8AE-43DB-939E-C3FCC47C2C28
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Московский центр гендерных исследований http://www.gender.ru
Э2 Харьковский центр гендерных исследований http://www.gender.univer.kharkov.ua
Э3 Центр гендерных исследований Европейского гуманитарного университета http://www1.ehu.unibel.by/
Э4 Открытая женская линия http://www.owl.ru
Э5 Каталог информационных ресурсов «Интернет?женщинам!» http://www.iw.owl.ru
Э6 Сеть женщин Востока и Запада http://www.neww.org
Э7 Женская информационная сеть http://www.womnet.ru
Э8 Рубрика сайта Агентства социальной информации http://www.asi.org.ru/issues/gender.htm
Э9 Консорциум женских неправительственных организаций http://www.wcons.org.ru
Э10 Женщина в зеркале библиографии http://194.226.181.40:8080/women/mirror/page1.ssi
Э11 Курс в Moodle "Гендерная конфликтология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Методические указания и рекомендации для студентов по подготовке к лекционным занятиям
Подготовка к лекциям осуществляется студентами в рамках самостоятельной работы по курсу. Она предусматривает работу с документами, первоисточниками; проработку материала лекции по рекомендованным учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации с целью углубления знаний по данной теме.

Методические указания и рекомендации студентам по работе на лекционных занятиях
В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую преподавателем, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает преподаватель, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «нужно запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений, специальных терминов. Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторяет содержание лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, делает себе пометки в тексте лекции, продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать литературу, которую рекомендовал преподаватель. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть материалом по дисциплине.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке к практическим занятиям
Теоретические вопросы и практические задания практических занятий, рекомендуемая литература сообщаются преподавателем на лекционных занятиях, а также содержатся в рабочей программе дисциплины. Начинать подготовку к практическому занятию надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции рассматривается не весь материал темы, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по каждому изучаемому вопросу. Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.

Методические указания и рекомендации для студентов по работе на практических занятиях
На практическом занятии студент должен быть готовым к ответу на все представленные в рабочей программе теоретические вопросы по теме занятия, проявить максимальную активность при их рассмотрении. Выступление с ответом должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к простому воспроизведению текста, не допускается чтение конспекта. При этом студент может обращаться к записям конспекта лекций и непосредственно к первоисточникам. Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы, его участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий, предложенных преподавателем тестов.

Методические указания и рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы
Для углубления, расширения и детализирования полученных знаний студентам отводятся часы на самостоятельную работу. Это может быть конспектирование и работа с книгой, документами, первоисточниками; доработка и оформление записей по лекционному материалу; проработка материала по учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации и др. Самостоятельную работу лучше всего планомерно осуществлять весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Цель самостоятельной работы – закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса. При необходимости студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке реферата
Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц текста, напечатанного через 1,5 интервала (библиографический список и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.