МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Практика ведения медиативных переговоров

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки37.03.02. Конфликтология
ПрофильКонфликт-менеджмент
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_03_02_Конфликтология_КМ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 32
индивидуальные консультации 34
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 32 32 32 32
Консультации 34 34 34 34
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Пустовалова Е.В.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Нагайцев В.В.

Рабочая программа дисциплины
Практика ведения медиативных переговоров

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 37.03.02 Конфликтология (приказ Минобрнауки России от 29.07.2020 г. № 840)

составлена на основании учебного плана:
37.03.02 Конфликтология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.освоение студентами знаний о технологиях проведения переговоров, овладение методами ведения переговоров в различных конфликтных ситуациях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 Способен осуществлять подготовку к процедуре медиации, вести процесс выработки, согласования условий медиативного соглашения и завершения процедуры медиации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает принципы и последовательность процедуры медиации, техники и приемы работы медиатора
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет организовывать взаимодействие между участниками медиации, анализировать информацию, содействовать поиску взаимовыгодного решения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками подготовки и проведения медиативных переговоров

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основы технологии ведения медиативных переговоров
1.1. Теоретические подходы к определению основных понятий курса Лекции 6 4 ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.2. Теоретические подходы к определению основных понятий курса Практические 6 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.3. Теоретические подходы к определению основных понятий курса Сам. работа 6 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.4. Междисциплинарный статус технологии переговоров Лекции 6 4 ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.5. Междисциплинарный статус технологии переговоров Практические 6 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.6. Междисциплинарный статус технологии переговоров Сам. работа 6 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.7. Методологические особенности переговоров Лекции 6 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.8. Методологические особенности переговоров Практические 6 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.9. Методологические особенности переговоров Сам. работа 6 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Технология ведения медиативных переговоров
2.1. Фазы переговорного процесса Лекции 6 6 ПК-2 Л2.1, Л1.1
2.2. Фазы переговорного процесса Практические 6 6 ПК-2 Л2.1, Л1.1
2.3. Фазы переговорного процесса Сам. работа 6 6 ПК-2 Л2.1, Л1.1
2.4. Организация коммуникации в процессе переговоров Лекции 6 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1
2.5. Организация коммуникации в процессе переговоров Практические 6 4 ПК-2 Л2.1, Л1.1
2.6. Организация коммуникации в процессе переговоров Сам. работа 6 6 ПК-2 Л2.1, Л1.1
2.7. Выход из переговоров и постконфликтная стадия Лекции 6 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1
2.8. Выход из переговоров и постконфликтная стадия Практические 6 6 ПК-2 Л2.1, Л1.1
2.9. Выход из переговоров и постконфликтная стадия Сам. работа 6 14 ПК-2 Л2.1, Л1.1
2.10. Консультации 6 34 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9539
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-2: Способен осуществлять подготовку к процедуре медиации, вести процесс выработки, согласования условий медиативного соглашения и завершения процедуры медиации

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания закрытой формы (выбор одного или нескольких вариантов)
1. Назовите основные индикаторы успешности медиативных переговоров (возможно несколько вариантов ответов).
а) субъективные оценки переговоров и их результатов;
б) наличие итогового документа, в котором отражено соглашение сторон по решению проблемы;
в) наличие итогового документа, подписанного официальными представителями сторон;
г) степень решения проблемы;
д) выполнение обеими сторона взятых на себя обязательств;
е) быстротечность переговоров;
ж) все вышеперечисленное.

2. Определите общие признаки традиционных и медиативных переговоров (возможно несколько вариантов ответов).
а) это диалог как минимум двух сторон;
б) переговоры ведутся только в условиях конфликта;
в) предметом обсуждения на переговорах является значимая для обеих сторон проблема;
г) интересы сторон, ведущих переговоры, значительно расходятся;
д) обязательное участие посредника в переговорах;

3. Гарвардская школа управления переговорами разработала:
а) принципиальные переговоры;
б) позиционный торг;
в) управление балансом сил;
г) избегание.

4. К какой модели поведения в переговорном процессе относится следующее поведение: «Утверждает, что проблема не актуальна, конфликтная ситуация разрешится сама собой. Не проявляет усилий для достижения соглашения… Роль посредника занижается»?
а) избегания;
б) уступки;
в) отрицания;
г) сотрудничества

5. К какой модели поведения в переговорном процессе относится следующее поведение: «Один из участников переговоров отказывается приступать к обсуждению конфликтной проблемы; стремится уйти от обсуждаемой проблемы, и изменить предмет обсуждения. Отказывается от услуг посредника»?
а) избегания;
б) уступки;
в) отрицания;
г) сотрудничества

6. Какой стиль ведения переговоров соответствует уступающей стратегии?
а) мягкий стиль;
б) жесткий стиль;
в) торговый стиль;
г) сотруднический стиль.

7. Какая форма разрешения конфликта двух сторон с помощью третьей стороны представляет особый вид переговорного процесса?
а) примирение;
б) насилие;
в) разъединение;
г) социальное давление;
д) компромисс;
ж) медиация.

8. Какой метод ведения переговоров заключается в попытке медиатором определить и изменить последовательность действий оппонента?
а) позиционный торг;
б) «лакомый кусочек»;
в) «информационная ловушка»;
г) самокритика;
д) «срыв» сценария;
е) психологическое айкидо.

9. Выберите альтернативные формы разрешения конфликтов, которые существуют в России (возможно несколько вариантов ответов):
а) медиация
б) арбитраж
в) комиссии по трудовым спорам
г) суд

10. Законодательство Российской Федерации закрепило следующие принципы медиации (возможно несколько вариантов ответов):
а) добровольность
б) конфиденциальность
в) сотрудничество
г) равноправие сторон
д) независимость медиатора
е) объективность результатов

11. Когда, согласно закона N 193-ФЗ, начинается процедура медиации:
а) когда стороны выбрали медиатора
б) со дня заключения соглашения сторонами о проведении этой процедуры
в) когда стороны устно договорились, что такая процедура необходима

12. Если медиативные переговоры завершились победой одной из сторон конфликта, это означает, что они проведены:
а) успешно
б) не успешно
в) частично успешно

13. Что такое медиация?
а) вмешательство по типу юридического урегулирования конфликта
б) посредничество
в) ограниченный арбитраж
г) конфликтологическое консультирование

14. Процедура медиации - это:
а) конструктивный переговорный процесс
б) состязательный процесс
в) процесс решения по спору
г) соперничество в конфликте

15. Медиатор - это:
а) нейтральное, но заинтересованное лицо, которое помогает сторонам выработать общее понимание возникшего конфликта и действовать в направлении урегулирования спора, выявить спорные вопросы и возможные варианты их решения, удовлетворяющие всех участников конфликта
б) лицо, которое принимает чью-либо сторону, ставит одну из сторон в преимущественное положение, консультирует стороны по правовым вопросам и комментирует позиции или решения суда, арбитражного или третейского суда
в) нейтральное, незаинтересованное и независимое лицо, которое помогает сторонам выработать общее понимание возникшего конфликта и действовать в направлении урегулирования спора, выявить спорные вопросы и возможные варианты их решения, удовлетворяющие всех участников конфликта

16. Форма примирения сторон, в ходе которой нейтральное лицо, избранное добровольно сторонами (исходя из его компетенции и авторитета), проводит переговоры называется:
а) арбитраж
б) медиация
в) консультирование
г) суд


ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:

1-б,д
2-а,в
3-а
4-а
5-в
6-а
7-ж
8-д
9-а,в
10-а,в
11-б
12-б
13-б
14-а
15-в
16-б

Критерии оценивания:
За выполнение тестовых заданий закрытой формы студент получает по 1 баллу за каждый правильный ответ. Общая суммарная оценка за выполнение заданий этого типа может составлять максимум 16 баллов.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)

1. Добровольность и конфиденциальность – это _______________ медиации
2. Медиатор, осуществляющий деятельность на профессиональной основе, имеет возрастной ценз достижения возраста ____ лет
3. При проведении процедуры медиации, медиатор должен выслушать _____________ сторон и работать с их интересами
4. Максимальный срок проведения процедуры медиации составляет ____ дней
5. Лица, желающие урегулировать спор с помощью процедуры медиации – это ___________ медиации
6. При направлении одной из сторон письменного обращения о проведении процедуры медиации, второй стороне необходимо ответить в течение ____ дней
7. Федеральный закон № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) был принят в _________ году
8. Порядок проведения процедуры медиации устанавливается _________________
9. Соглашение, достигнутое сторонами, в результате применения процедуры медиации к спору и заключенное в письменной форме – это ____________________ соглашение
10. Процедура медиации является _____________ способом урегулирования спора
11. Процедура медиации представляет собой ________________ форму защиты права
12. Независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора - это __________
13. Пути решения конфликта разрабатывают ______________
14. Медиация не может применяться к ________________ трудовым спорам в образовательном учреждении
15. Процесс переговоров, в котором медиатор-посредник является организатором и управляет переговорами таким образом, чтобы стороны пришли к наиболее выгодному реалистичному и удовлетворяющему интересам обеих сторон соглашению, в результате выполнения которого, стороны урегулируют конфликт между собой – это _____________
16. Договор сторон о прекращении производства по делу и, соответственно, спора на определенных, согласованных ими условиях, который утверждается арбитражным судом – это ____________
17. Установленные законодательством процессуальные возможности арбитражного суда по содействию урегулированию переданного в суд спора путем принятия под контролем суда мер, направленных на окончание дела миром и прекращение производства по делу – это ________________________
18. Слово, действие (или бездействие), которое может привести к конфликту – это _____________
19. Деятельность посредника и участников конфликта, направленная на прекращение противодействия и устранение проблемы – это ____________________________
20. Переговорный процесс можно разделить на ______________ переговоров
21. Независимое лицо на переговорах, которое их сопровождает по обоюдному согласию сторон – это ________________

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. принципы
2. 25
3. позиции
4. 180
5. стороны
6. 30
7. 2010
8. сторонами конфликта
9. медиативное
10. несудебным
11. альтернативную
12. медиатор
13. стороны конфликта
14. коллективным
15. медиация
16. мировое соглашение
17. примирительные процедуры
18. конфликтоген
19. разрешение конфликта
20. стадии
21. медиатор

Критерии оценивания:
За выполнение тестовых заданий открытой формы студент получает по 4 балла за каждый правильный ответ. Общая суммарная оценка за выполнение заданий этого типа может составлять максимум 84 баллов.

Общая суммарная оценка за выполнение задания «Итоговое тестирование по курсу (Final test)» может составлять максимум 100 баллов.
Баллы, начисленные студенту за выполнение заданий теста автоматически пересчитываются системой в 4-балльную шкалу (от «5» до «2»). Баллы, начисленные студенту за выполнение заданий пересчитываются преподавателем по схеме:
1-49 баллов – оценка «2»,
50-69 баллов – оценка «3»,
70-84 баллов – оценка «4»,
85-100 баллов – оценка «5».
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации составляет 20.
Задания для письменного опроса открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Добровольность и конфиденциальность – это _______________ медиации
2. Медиатор, осуществляющий деятельность на профессиональной основе, имеет возрастной ценз достижения возраста ____ лет
3. При проведении процедуры медиации, медиатор должен выслушать _____________ сторон и работать с их интересами
4. Максимальный срок проведения процедуры медиации составляет ____ дней
5. Лица, желающие урегулировать спор с помощью процедуры медиации – это ___________ медиации
6. При направлении одной из сторон письменного обращения о проведении процедуры медиации, второй стороне необходимо ответить в течение ____ дней
7. Федеральный закон № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) был принят в _________ году
8. Порядок проведения процедуры медиации устанавливается _________________
9. Соглашение, достигнутое сторонами, в результате применения процедуры медиации к спору и заключенное в письменной форме – это ____________________ соглашение
10. Процедура медиации является _____________ способом урегулирования спора
11. Процедура медиации представляет собой ________________ форму защиты права
12. Независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора - это __________
13. Пути решения конфликта разрабатывают ______________
14. Медиация не может применяться к ________________ трудовым спорам в образовательном учреждении
15. Процесс переговоров, в котором медиатор-посредник является организатором и управляет переговорами таким образом, чтобы стороны пришли к наиболее выгодному реалистичному и удовлетворяющему интересам обеих сторон соглашению, в результате выполнения которого, стороны урегулируют конфликт между собой – это _____________
16. Договор сторон о прекращении производства по делу и, соответственно, спора на определенных, согласованных ими условиях, который утверждается арбитражным судом – это ____________
17. Установленные законодательством процессуальные возможности арбитражного суда по содействию урегулированию переданного в суд спора путем принятия под контролем суда мер, направленных на окончание дела миром и прекращение производства по делу – это ________________________
18. Слово, действие (или бездействие), которое может привести к конфликту – это _____________
19. Деятельность посредника и участников конфликта, направленная на прекращение противодействия и устранение проблемы – это ____________________________
20. Переговорный процесс можно разделить на ______________ переговоров
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:

Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.



6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Спивак В. А. ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Таратухина, Ю. В. Деловые и межкультурные коммуникации: учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
Э2 http://flogiston.ru/ - Психологический портал МГУ
Э3 www.e-library.ru - Научная электронная библиотека
Э4 http://e.lanbook.com/ -- Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань»
Э5 http://www.biblioclub.ru/ -- «Университетская библиотека онлайн»
Э6 Курс в Moodle «Переговорный практикум» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Методические указания и рекомендации для студентов по подготовке к лекционным занятиям
Подготовка к лекциям осуществляется студентами в рамках самостоятельной работы по курсу. Она предусматривает работу с документами, первоисточниками; проработку материала лекции по рекомендованным учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации с целью углубления знаний по данной теме.

Методические указания и рекомендации студентам по работе на лекционных занятиях
В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую преподавателем, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает преподаватель, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «нужно запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений, специальных терминов. Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторяет содержание лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, делает себе пометки в тексте лекции, продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать литературу, которую рекомендовал преподаватель. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть материалом по дисциплине.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке к практическим занятиям
Теоретические вопросы и практические задания практических занятий, рекомендуемая литература сообщаются преподавателем на лекционных занятиях, а также содержатся в рабочей программе дисциплины. Начинать подготовку к практическому занятию надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции рассматривается не весь материал темы, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по каждому изучаемому вопросу. Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.

Методические указания и рекомендации для студентов по работе на практических занятиях
На практическом занятии студент должен быть готовым к ответу на все представленные в рабочей программе теоретические вопросы по теме занятия, проявить максимальную активность при их рассмотрении. Выступление с ответом должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к простому воспроизведению текста, не допускается чтение конспекта. При этом студент может обращаться к записям конспекта лекций и непосредственно к первоисточникам. Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы, его участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий, предложенных преподавателем тестов.

Методические указания и рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы
Для углубления, расширения и детализирования полученных знаний студентам отводятся часы на самостоятельную работу. Это может быть конспектирование и работа с книгой, документами, первоисточниками; доработка и оформление записей по лекционному материалу; проработка материала по учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации и др. Самостоятельную работу лучше всего планомерно осуществлять весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Цель самостоятельной работы – закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса. При необходимости студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке реферата
Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц текста, напечатанного через 1,5 интервала (библиографический список и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.